Научная статья на тему 'Православные сообщества в социальных сетях как феномен постсекулярного общества: ключевые особенности'

Православные сообщества в социальных сетях как феномен постсекулярного общества: ключевые особенности Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
319
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-СООБЩЕСТВА / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / ПОСТСЕКУЛЯРНОЕ ОБЩЕСТВО

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Писаревский В. Г.

В статье представлен анализ православных интернет-сообществ в ведущих социальных сетях. Православные интернет-сообщества представлены сквозь призму концепций информационного и постсекулярного общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Православные сообщества в социальных сетях как феномен постсекулярного общества: ключевые особенности»

взаимоотношения, демократичность, способность распознавать цели и средства, хорошее и плохое, философский, незлобный доброжелательный юмор, креативность, сопротивление окультуриванию; вне любой определенной культуры.

Для личности характерен рост, развитие, достижение большего, нежели достигнуто. Личность ставит и достигает цели, но есть одна главная (или конечная) цель жизни - это самоактуализация. Теория самоактуализации наиболее полно определяет возможности для развития личности и цели ее жизненного пути и может использоваться в теоретико-методологических разработках исследований развития личности, жизненного пути личности.

Список литературы:

1. Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. - Государственное издательство политической литературы, 1956. - 699 с.

2. Кон И.С. Социологическая психология. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1999. - 560 с.

3. Маслоу А. Мотивация и личность [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nkozlov.ru/library/psychology/d3478 (дата обращ.:16.07.2013).

4. Карл Густав Юнг [Электронный ресурс] // Типология. Психологические типы. - Режим доступа: http://www.typelogic.ru/persons/Jung.html (дата обращ.: 16.07.2013).

5. Теории личности в американской и западноевропейской психологии. -М.: АСТ, 2006. - 240 с.

6. Щелованов Н.М. Предисловие // Бюлер Ш., Гетцер Г. Диагностика нервно-психического развития детей раннего возраста. - М., 2010. - 181 с.

7. Фромм Э. Бегство от свободы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.lib.ru/PSIHO/FROMM/fromm02.txt (дата обращ.:16.07.2013).

ПРАВОСЛАВНЫЕ СООБЩЕСТВА В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ КАК ФЕНОМЕН ПОСТСЕКУЛЯРНОГО ОБЩЕСТВА: КЛЮЧЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ

© Писаревский В.Г.*

Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, г. Москва

В статье представлен анализ православных интернет-сообществ в ведущих социальных сетях. Православные интернет-сообщества представлены сквозь призму концепций информационного и постсекуляр-ного общества.

Ключевые слова интернет-сообщества, социальные сети, постсеку-лярное общество.

* Научный сотрудник Информационно-аналитического центра факультета социальных наук.

Современное общество все с большим основанием можно назвать информационным. Среди его основных признаков - все более нарастающая роль знаний, интенсификация информационного обмена, проникновение интернета как в жизнь отдельных людей, так и в общественные, политические, экономические процессы. Среди видных зарубежных ученых, изучающих проблематику информационного общества, - исследователь медиа-среды Маршалл Маклюэн, социологи Мануэль Кастельс, Дэвид Бэлл, Элвин Тоф-флер, Френк Уэбстер, философы Юрген Хабермас, Никлас Луман, Жан Бод-рийар, Жан-Франсуа Лиотар, Пьер Бурдье.

В то же время, как подчеркивают многие исследователи, возрастает роль религии, что способствовало появлению термина «постсекулярное общество». Социолог Элвин Тоффлер в своей работе «Метаморфозы власти» выделил отдельную главу, названную «Возрождение религии», где эта тенденция названа им «отступление секуляризма» [1]. Описывает эту тенденцию и немецкий философ Юрген Хабермас в своей работе «Будущее человеческой природы» [2]. Еще один исследователь данной тенденции - американский социолог Питер Бергер [3].

На стыке этих двух тенденций находится такой феномен, как православные сообщества в социальных сетях. Первым возникновение и развитие виртуальных сообществ исследовал социолог Говард Рейнгольд еще в середине 90-х годов прошлого века. Сегодня, как подчеркивает исследователь «сетевого общества» Мануэль Кастельс, такие сообщества становятся ядром в сфере социального взаимодействия.

Кастельс дает следующее определение интернет-сообществам: «это сети межличностных связей, обеспечивающие социальное взаимодействие, поддержку, информацию, чувство принадлежности к группе, а также социальную идентичность» [4]. Традиционно социологические исследования базировались на общности ценностей и социальной организации. Сети же строятся на основе выбора и стратегии социальных деятелей, будь то отдельные индивидуумы, семьи или общественные группы.

Таким образом, коренная трансформация социальности в сложных интернет-сообществах сопровождалась заменой пространственного критерия сетями в качестве основных форм социальности.

О значимости православного присутствия в социальных сетях говорит то, что в социальной сети Facebook представлена страница Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, где пользователи могут не только посмотреть фотоальбомы и видеозаписи служения Патриарха, но и задать интересующие их вопросы.

Православные сообщества представлены во всех наиболее популярных социальных сетях - Вконтакте, Facebook, Twitter, Youtube. Здесь стоит отметить, что на Youtube православных сообществ (или каналов в терминологии Youtube) не так уж и много, но в то же время они активно развиваются и мож-

но с уверенностью прогнозировать, что Youtube как социальная видеосеть имеет огромные перспективы развития. Одним из самых известных православных каналов на Youtube является канал Русской Православной Церкви -сейчас на нем представлено более 2 500 видеороликов, 10 892 подписчика и 6 177 129 просмотров видео.

Больше всего православных сообществ, как масштабных, численностью в десятки тысяч человек, так и тех, которые насчитывают несколько сотен или даже десятков участников, - в социальной сети Вконтакте. Это обусловлено тем, что Вконтакте продолжает оставаться лидером среди социальных сетей для русскоязычной аудитории.

Среди наиболее посещаемых православных сообществ, как в сети Вкон-такте, так и на Facebook, нужно назвать, в первую очередь, сообщества интернет-журналов ПРАВОСЛАВИЕ.РУ (65 150 участников) и ПРАВОСЛАВИЕ И МИР (72 000 участников).

В сети Вконтакте на сегодняшний день насчитывается более 800 православных групп, среди которых группы епархий и приходов, группы миссионерской направленности, группы, посвященные различным семейным вопросам - начиная от того, как найти православных мужа/жену до проблемы противодействия абортов. При этом наибольшей популярностью пользуются группы, обладающие высокой степенью интерактивности, например, сообщество «Батюшка онлайн» (священники из разных стран мира отвечают на вопросы участников группы), группа православной молодежи «Вера и дело» и многие другие.

Сообщество «Батюшка онлайн» демонстрирует интересную для нашего исследования особенность, присущую и другим православным группам Вконткте, - конвергению с другими социальными сетями. В группе не просто даны ссылки на сообщество «Батюшка онлайн» в других социальных сетях - Facebook, Twitter, Youtube, Instagramm, Одноклассники, но и имеются специальные сообщения с призывом к действию - стать подписчиком сообщества в других соцсетях. Еще один интересный момент - группа «Батюшка онлайн» стала одной из первых православных сообществ, у кого появилась представительство в Instagramm - социальной фотосети, набирающей огромную популярность. Как показывают различные исследования, большинство пользователей Instagramm заходят в нее со смартфона или планшета, что, в свою очередь, подразумевает молодежную аудиторию.

В сети Вконтакте много тематических православных групп, к которым проявляют интерес различные группы пользователей. К примеру, есть несколько достаточно больших групп православной молодежи федерального и даже международного масштаба (уже упоминавшиеся группа «Вера и дело»), которые являются местом встречи их участников не только в онлайне, но и в «оффлайновых» мероприятиях, таких как фестивали православной молодежи, международные паломничества, творческие встречи и многое

другое. В то же время существует множество не столь крупных тематических групп, если говорить опять же о православной молодежи, то это группы на уровне прихода, благочиния, епархии.

Есть и православные приложения Вконтакте - в первую очередь, необходимо упомянуть приложение «Православный календарь», который, согласно статистике, установили 39 000 человек. «Православный календарь» -это мультимедийное приложение, которое включает календарь, иконы, православные новости и статьи, видео, притчи и многое другое. При этом большая часть приложения переведена на 6 языков.

Представляет интерес группа «Доброе слово», в которой насчитывается 165 000 участников. В данной группе имеется как православный контент, например, цитаты святых отцов, выдающихся православных современников, так и светский контент общего характера - поучительные жизненные истории, притчи и т.д. За счет особого формата подачи информации и доверительного тона общения группе удается набирать и удерживать большое число подписчиков.

По результатам анализа православных сообществ в социальных сетях можно сделать следующие выводы.

1. Феномен православного присутствия в интернете мог возникнуть исключительно в информационном (или, как определяет М. Кас-тельс, сетевом) и в то же время постсекулярном обществе. Это говорит, прежде всего, о том, что медиа представление религиозной жизни в вэб пространстве - социальный запрос современного общества. Этот феномен предсказывал классик теории коммуникации Герберт Маршалл Маклюэн, который в своей фундаментальной работе «Понимание медиа» писал, что образная система, созданная русским Православием, получает новый импульс развития в информационном обществе [5].

2. На сегодняшний день можно говорить о православном присутствии в ведущих социальных сетях, включая нишевые сети, такие как 1п-stagramm. Но особенно динамично православные сообщества развиваются в русскоязычной социальной сети Вконтакте - по данным на 01.08.2013, пользователей данной социальной сети, идентифицирующих себя как православный / православная из всех стран мира, - 11 082 865 человек.

3. У сообщества «Православие и мир» выявлена более глубокая вовлеченность его участников, чем у аналогичных групп светских СМИ. Это вызвано, прежде всего, религиозной тематикой сообщества и лишь затем подачей материала, разнообразием контента и другими факторами.

Список литературы:

1. Тоффлер Э. Метаморфозы власти: пер с англ. - М.: «АСТ», 2009.

2. Хабермас Ю. Вера и знание // Хабермас Ю. Будущее человеческой природы. - М., 2002.

3. Peter L. Berger (ed.). The Desecularization of the World: Resurgent Religion and World Politics. - Washington, DC: Ethic and Public Policy Center, 1999.

4. Кастельс М. Галактика Интернет: Размышления об интернете, бизнесе и обществе: пер с англ. - Екатеринбург: «У-Фактория», 2004.

5. Маклюэн М. Понимание медиа: пер с англ. - М.: «Кучково поле», 2011.

6. Уэбстер Ф. Теории информационного общества: пер с англ. - М.: «Аспект Пресс», 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.