Научная статья на тему 'Анализ православной интернет-аудитории на примере социальной сети «Вконтакте»'

Анализ православной интернет-аудитории на примере социальной сети «Вконтакте» Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1590
248
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ПРАВОСЛАВНЫЙ РУНЕТ / АУДИТОРИЯ «ВКОНТАКТЕ» / АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ / РЕЛИГИОЗНЫЕ ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ / ВЕБ 2.0 / “VKONTAKTE” AUDIENCE / WEB 2.0 / INFORMATION SOCIETY / ORTHODOX RUNET / SOCIAL NETWORK ANALYSIS / RELIGIOUS INTERNET COMMUNICATIONS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Писаревский Василий Геннадиевич

Актуальность и цели. Цель работы определить основные характеристики православной интернет-аудитории в социальной сети «Вконтакте». Материалы и методы. В статье представлены концепции информационного общества М. Кастельса, Г. Маклюэна, а также подход «вэб 2.0» исследователя развития Интернета как коммуникационной системы Тима О'Рейли. В качестве метода исследования используется контент-анализ, основанный на сервисе таргетированной рекламы в социальной сети «Вконтакте». Данный сервис позволяет исследователю оценить целевую интернет-аудиторию по ряду критериев, среди которых мировоззрение, пол, возраст, география, интересы и многое другое. С помощью количественных индикаторов определено ядро православной интернет-аудитории. Результаты. Ядро православной аудитории «Вконтакте» составляет возрастная группа 20-30 лет и частично 30-40 лет. Это наиболее социально активные и образованные люди (26,4 % представителей группы 20-30 лет и 33 % представителей группы 30-40 лет имеют высшее образование), которые, как показывают специализированные исследования, составляют, к примеру, 24 % аудитории группы «Православие и мир» и становятся наиболее лояльной частью общей аудитории. Выводы. Православная аудитория «Вконтакте» намного шире аудитории православных сайтов и порталов, и она во многом может рассматриваться как потенциальная аудитория православного рунета. К примеру, для возрастной категории пользователей 15-20 лет (доля этой группы от числа всех православных пользователей «Вконтакте» составляет 29,6 %) чрезвычайно мало православных сайтов, имеющих широкий охват данной аудитории и систематизирующих православный опыт работы с молодежью. Стратегическая задача как православных групп в соцсетях, в том числе «Вконтакте», так и ведущих православных порталов состоит в расширении аудитории за счет указанных возрастных групп 20-30 и 30-40 лет как наиболее активных представителей целевой аудитории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ANALYSIS OF ORTHODOX INTERNET AUDIENCE AS EXEMPLIFIED IN THE SOCIAL NETWORK «VKONTAKTE»1

Background. The purpose of the study is to determine the basic characteristics of the Orthodox Internet audience in the social network “Vkontakte”. Materials and methods. The paper presents the M. Castells’s and G. McLuhan’s concepts of the information society, as well as the approach of “Web 2.0” suggested by the researcher of the Internet as a communication system Tim O’Reilly. The applied method of research is content analysis based on targeted advertising service in the social network “Vkontakte”. This service allows the researcher to evaluate the target Internet audience according to a number of criteria, including outlook, gender, age, geography, interests, etc. Quantitative indicators helped to define the Orthodox Internet core audience. Results. The “Vkontakte” Orthodox core audience is the age group of 20-30 years and partially of 30-40 years. This is the most socially active and educated people (26,4 % of members of the 20-30 years group and 33 % of representatives of the 30-40 years group have got higher education), and, as some specialized studies show, they constitute, for example, 24 % of the audience of the “Orthodoxy and the World” and become the most loyal part of the general audience. Conclusions. The “Vkontakte” Orthodox audience is much broader than that of Orthodox sites and portals and in many aspects it can be considered a potential audience of Orthodox RuNet. For example, there are very few Orthodox sites that have a wide audience coverage and systematize the Orthodox experience of working with youth aimed at the age group of 15-20 years old users (the group’s percentage among all Orthodox “Vkontakte” users is 29,6 %). The strategic objective of both Orthodox groups in social networks, including “Vkontakte”, and those leading Orthodox portals is to increase the audience via the age groups of 20-30 and 30-40 years, being the most active members of the target audience.

Текст научной работы на тему «Анализ православной интернет-аудитории на примере социальной сети «Вконтакте»»

УДК 316.776

В. Г. Писаревский

АНАЛИЗ ПРАВОСЛАВНОЙ ИНТЕРНЕТ-АУДИТОРИИ НА ПРИМЕРЕ СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ «ВКОНТАКТЕ»

Аннотация. Актуальность и цели. Цель работы - определить основные характеристики православной интернет-аудитории в социальной сети «Вконтакте». Материалы и методы. В статье представлены концепции информационного общества М. Кастельса, Г. Маклюэна, а также подход «вэб 2.0» исследователя развития Интернета как коммуникационной системы Тима О'Рейли. В качестве метода исследования используется контент-анализ, основанный на сервисе таргетированной рекламы в социальной сети «Вконтакте». Данный сервис позволяет исследователю оценить целевую интернет-аудиторию по ряду критериев, среди которых мировоззрение, пол, возраст, география, интересы и многое другое. С помощью количественных индикаторов определено ядро православной интернет-аудитории. Результаты. Ядро православной аудитории «Вконтакте» составляет возрастная группа 20-30 лет и частично 30-40 лет. Это наиболее социально активные и образованные люди (26,4 % представителей группы 20-30 лет и 33 % представителей группы 30-40 лет имеют высшее образование), которые, как показывают специализированные исследования, составляют, к примеру, 24 % аудитории группы «Православие и мир» и становятся наиболее лояльной частью общей аудитории. Выводы. Православная аудитория «Вконтакте» намного шире аудитории православных сайтов и порталов, и она во многом может рассматриваться как потенциальная аудитория православного рунета. К примеру, для возрастной категории пользователей 15-20 лет (доля этой группы от числа всех православных пользователей «Вконтакте» составляет 29,6 %) чрезвычайно мало православных сайтов, имеющих широкий охват данной аудитории и систематизирующих православный опыт работы с молодежью. Стратегическая задача как православных групп в соцсетях, в том числе «Вконтакте», так и ведущих православных порталов состоит в расширении аудитории за счет указанных возрастных групп 20-30 и 30-40 лет как наиболее активных представителей целевой аудитории.

Ключевые слова: информационное общество, православный рунет, аудитория «Вконтакте», анализ социальных сетей, религиозные интернет-коммуникации, веб 2.0.

V. G. Pisarevskiy

THE ANALYSIS OF ORTHODOX INTERNET AUDIENCE AS EXEMPLIFIED IN THE SOCIAL NETWORK «VKONTAKTE»

Abstract. Background. The purpose of the study is to determine the basic characteristics of the Orthodox Internet audience in the social network “Vkontakte”. Materials and methods. The paper presents the M. Castells’s and G. McLuhan’s concepts of the information society, as well as the approach of “Web 2.0” suggested by the researcher of the Internet as a communication system Tim O’Reilly. The applied method of research is content analysis based on targeted advertising service in the social network “Vkontakte”. This service allows the researcher to evaluate the target Internet audience according to a number of criteria, including outlook, gender, age, geography, interests, etc. Quantitative indicators helped to define the Orthodox Internet core audience. Results. The “Vkontakte” Orthodox core audience is the age

group of 20-30 years and partially of 30-40 years. This is the most socially active and educated people (26,4 % of members of the 20-30 years group and 33 % of representatives of the 30-40 years group have got higher education), and, as some specialized studies show, they constitute, for example, 24 % of the audience of the “Orthodoxy and the World” and become the most loyal part of the general audience. Conclusions. The “Vkontakte” Orthodox audience is much broader than that of Orthodox sites and portals and in many aspects it can be considered a potential audience of Orthodox RuNet. For example, there are very few Orthodox sites that have a wide audience coverage and systematize the Orthodox experience of working with youth aimed at the age group of 15-20 years old users (the group’s percentage among all Orthodox “Vkontakte” users is 29,6 %). The strategic objective of both Orthodox groups in social networks , including “Vkontakte”, and those leading Orthodox portals is to increase the audience via the age groups of 20-30 and 30-40 years, being the most active members of the target audience.

Key words: information society, Orthodox RuNet, “Vkontakte” audience, social network analysis, religious Internet communications, Web 2.0.

Актуальность исследования аудитории православного рунета обусловлена несколькими факторами. Сегодня символом информационного общества, в котором мы живем, и одновременно его организационной структурой является Интернет. В то же время отдельным и малоизученным сегментом российского Интернета (рунета) является православный рунет, который объединяет православные сайты по различным направлениям и тематикам (наиболее полно они представлены в интернет-каталоге «Христианство. ру»1 [1]), с одной стороны, и аудиторию этих сайтов - с другой.

В то же время в исследовании православной интернет-аудитории необходимо учитывать не только посетителей православных сайтов, но и пользователей социальных сетей, которые идентифицируют себя как православный/православная.

Отметим, что в ряду теоретиков развития информационного общества выступают такие видные ученые, как Мануэль Кастельс, Герберт Маршалл Маклюэн, Элвин Тоффлер, Юрген Хабермас. Отличительной особенностью данных авторов является то, что все они, наряду с исследованием тенденций развития информационного общества, выделяют особую роль религии в таком обществе.

Мануэль Кастельс особое внимание уделяет виртуальным сообществам (сегодня именно интернет-сообщества являются ядром социальных сетей), определяя их как сети межличностных связей, обеспечивающие социальное взаимодействие, информационный обмен и социальную идентичность [1]. Сеть, по Кастельсу, становится основой зарождения общественных движений, мобилизующихся вокруг культурных ценностей. Отметим, что этот процесс является одной из причин динамичного развития православного рунета, которое началось в первой половине 2000-х гг.

Герберт Маршалл Маклюэн подчеркивал особое значение религии в реалиях информационного общества, в его терминологии - «глобальной деревни». Элвин Тоффлер в своей работе «Метаморфозы власти» выделил от-

1 Интернет-каталог «Православное христианство». - URL: http://hristianstvo.ru (дата обращения: 25.04.2013).

дельную главу, названную «Возрождение религии» [2]. Тоффлер приходит к выводу, что в современном глобальном мире общественные процессы в ближайшие десятилетия не могут быть поняты без учета все нарастающего религиозного фактора.

Нельзя обойти вниманием труды исследователя развития Интернета как коммуникационной системы Тима О'Рейли [3]. Именно он в 2005 г. представил новую концепцию развития Интернета - вэб 2.0. Основой данной концепции является принципиально иной тип коммуникации - не «вещание» информационного объекта (сайта, портала) пользователям, а диалог с ними. И вторая отличительная черта данной концепции - возможность генерирования контента самими пользователями. Именно на этом принципе построены интернет-блоги и социальные сети.

Среди отечественных исследователей Интернета как коммуникационного канала необходимо отметить труды И. Д. Фомичевой [4] и А. Г. Чугуно-ва [5].

Наконец, среди исследователей-практиков, занимающихся прогнозированием развития социальных сетей, следует назвать Сергея Буркова - консультанта Российской венчурной компании и автора исследований Facebook-2020 и Twitter-2020 [6].

На сегодняшний день социологических исследований православного рунета, кроме исследования известного эксперта в сфере православных интернет-медиа Ксении Лученко, практически нет [7].

Между тем данная проблематика представляется актуальной еще и потому, что портрет российской интернет-аудитории, ее поведенческие характеристики постоянно меняются.

Актуальность выбора для анализа российских православных пользователей именно социальной сети «Вконтакте» обосновывается следующим образом. Во-первых, согласно данным компании TNS по статистике ежедневной посещаемости за январь 2013 г., в среднем сайт соцсети «Вконтакте» ежедневно посещали по 27,3 млн пользователей1.

Во-вторых, опять же по данным TNS, дневная аудитория «Вконтакте» в январе 2013 г. увеличилась на 10 % по сравнению с декабрем 2012 г. Это очень высокие показатели прироста аудитории.

В-третьих, необходимо принять во внимание поведенческие характеристики пользователей социальной сети «Вконтакте». По информации Фонда «Общественное мнение», показатель проникновения Интернета среди взрослого населения составил 55 %, или 64,4 млн человек2. При этом в социальных медиа пользователи находятся 30 % времени, проводимого в Интернете в целом. И эта цифра постоянно растет: если в 2010 г. она составляла 9,8 ч ежемесячно, то к 2011 г. она выросла до 10,4 ч.

Методология анализа данных, приведенных в этой статье, основывается на контент-анализе данных по пользователям социальной сети «Вконтак-

1 «Вконтакте» обогнала Mail.ru по посещаемости. - ШЬ: ru/news/vkontakte-obognala-mail-ru-po-poseshchaemosti/ (дата обращения: 25.04.2013).

2 Фонд «Общественное мнение». Исследование «Интернет в России: динамика проникновения. Зима 2012-2013». - иКЬ: http://runet.fom.ru/Proniknovenie-interneta/ 10853 (дата обращения: 25.04.2013).

те», полученных с помощью сервиса таргетированной рекламы «Вконтакте»1. Этот сервис позволяет оценить целевую интернет-аудиторию по ряду критериев, среди которых мировоззрение, пол, возраст, география, интересы и многое другое.

По состоянию на 25 апреля 2013 г. общая численность российской аудитории «Вконтакте» в возрасте от 15 до 80 лет составляет 53 083 441 человек. При этом общая численность людей (также в возрасте от 15 до 80 лет), которые устанавливают в профиле «Вконтакте» свое мировоззрение как православный/православная, составляет 8 072 193, или 15,2 %. Оговоримся сразу, указанная цифра охватывает только пользователей из России, общее же число пользователей из всех стран мира в указанном возрастном интервале составляет 78 967 718, общее число православных пользователей из всех стран мира составляет 10 685 658, или 13,5 % (табл. 1).

Таблица i

Распределение православной аудитории «Вконтакте» по возрастным группам2

Возрастная группа Количество человек Процент от общей выборки Мужчин (процент от общей выборки) Женщин (процент от общей выборки)

i5-20 лет 239б 0i4 29,б % i5,i % i4,5 %

20-30 лет 3 75б 702 4б,б % 23,8 % 22,8 %

30-40 лет i i55 300 i4,3 % б,5 % 7,8 %

40-50 лет 472 739 5,9 % 2,3 % 3,б %

50-б0 лет 222 235 2,8 % i,0 % i,8 %

б0-70 лет 57 559 0,7 % 0,3 % 0,4 %

70-80 лет ii б44 0,i % 0,0б % 0,04 %

В выборке представлены православные пользователи сети «Вконтакте» от 15 до 80 лет. При этом не анализировались представители аудитории в возрасте до 15 лет, поскольку их активность в православных группах «Вконтакте» минимальна. Общее число мужчин по выборке составляет 49 %, женщин - 51 %. Интересно, что мужчины и женщины внутри каждой из возрастных групп распределены примерно поровну.

Ранее было принято считать, что в основную аудиторию «Вконтакте» входят пользователи в возрасте до 18 лет. Безусловно, представители данной возрастной категории и сегодня составляют значительную долю аудитории соцсетей в целом, однако существующая на сегодня тенденция такова, что аудитория всех социальных сетей с каждым годом взрослеет. По данным исследования компании «Редкая марка»3, 66 % посетителей «Вконтакте» составляют люди в возрасте от 24 лет (среди православной аудитории «Вконтакте» этот показатель равен 46 % от всей выборки).

1 Сервис таргетированной рекламы «Вконтакте». - иКЬ: https://vk.com/adscreate (дата обращения: 25.04.2013).

2 Сервис таргетированной рекламы «Вконтакте». - иКЬ: https://vk.com/adscreate (дата обращения: 25.04.2013).

3 Исследование компании «Редкая марка». - иКЬ: https://www.facebook.com/ Remarkable.Ru (дата обращения: 25.04.2013).

«Ядром» православной аудитории «Вконтакте» являются представители возрастной группы 20-30 лет, они составляют 46,6 %. Именно они проявляют наибольшую активность в православных группах «Вконтакте» (ставят «лайки», оставляют комментарии, републикуют контент).

Рассмотрим географические характеристики российской православной интернет-аудитории. В городах-миллионниках и крупных городах России сосредоточено 37,5 % православной аудитории «Вконтакте». При этом совокупная доля Москвы и Санкт-Петербурга составляет 20,3 %. Это означает концентрацию наиболее активной части православной интернет-аудитории в двух столичных кластерах и в то же время «распыление» основной части аудитории по городам с населением менее 1 млн человек (табл. 2).

Таблица 2

Распределение православной аудитории «Вконтакте» по крупнейшим российским городам1

Москва Санкт-Петербург Нижний Новгород Новосибирск Самара Екатеринбург у н о ? я н - в о т с о Рч Краснодар Пермь Красноярск Волгоград Челябинск Уфа Калининград Хабаровск Владивосток

12,4 7,9 1,6 1,6 1,6 1,4 1,3 1,2 1,2 1,1 1,1 1 0,9 0,7 0,2 0,2

% % % % % % % % % % % % % % % %

В свою очередь, такое «распыление» показывает наличие православной интернет-аудитории во всех российских населенных пунктах - от мегаполисов до поселков городского типа. Стоит отметить, что распределение православной аудитории «Вконтакте» соответствует общему тренду распределения аудитории рунета в целом. Так, согласно исследованию Фонда «Общественное мнение» (ФОМ) «Интернет в России. Зима 2012-2013»2, в Москве сосредоточено 11 % пользователей Интернета, в Санкт-Петербурге - 4 %, в горо-дах-миллионниках - 9 %, в городах с населением от 500 тыс. до 1 млн человек - 10 %, в городах с населением от 100 до 500 тыс. - 21 %, в городах с населением менее 100 тыс. человек - 26 %, а в селах - 20 %.

Представляется, что аналогичную структуру географического распределения имеет и православная аудитория «Вконтакте», за исключением того, что в Москве православных интернет-пользователей сосредоточено на 1,4 % больше, чем в выборке ФОМ по России в целом, а в Санкт-Петербурге этот показатель превышает средний показатель, приведенный в исследовании ФОМ, почти в два раза (7,9 вместо 4 %).

Рассмотрим образовательный уровень православной интернет-аудитории. В качестве основного критерия выберем наличие законченного высшего

1 Сервис таргетированной рекламы «Вконтакте». - иЯЬ: https://vk.com/adscreate (дата обращения: 25.04.2013).

2 Фонд «Общественное мнение». Исследование «Аудитория интернета: вчера, сегодня, завтра». - иЯЬ: http://runet.fom.ru/Proniknovenie-interneta/10714 (дата обращения: 25.04.2013).

образования, полученного за последние десять лет (с 2003 по 2012 г.), для группы 20-30 лет, высшего образования, полученного за последние 20 лет, для группы 30-40 лет. Для групп 40-50, 50-60, 60-70, 70-80 лет критерием будет, соответственно, высшее образование, полученное за последние 30, 40, 50 и 60 лет.

Общее число людей с высшим образованием по всем возрастным группам - 1 602 561 человек, или 19,8 % всей аудитории. Эта цифра ниже, чем по российской интернет-аудитории в целом. Согласно исследованиям компании Gemius, 27 % аудитории всего рунета имеют высшее образование1. В то же время более низкий показатель высшего образования у православной аудитории «Вконтакте» обусловлен ее более молодым возрастом. Если по России в целом доля интернет-пользователей в возрасте 15-30 лет превышает 60 %, то для православной аудитории «Вконтакте» она составляет 71,6 %. Таким образом, именно «Вконтакте» значительно выше число молодых активных пользователей, формирующих ядро аудитории (табл. 3).

Таблица 3

Наличие высшего образования у православной аудитории «Вконтакте»2

Возрастная группа Количество человек Процент от общей выборки Мужчин (процент от общей выборки) Женщин (процент от общей выборки)

20-30 лет 990 808 12,3 % 5,5 % 6,8 %

30-40 лет 383 531 4,8 % 2,0 % 2,8 %

40-50 лет 134 442 1,7 % 0,6 % 1,1 %

50-60 лет 71 665 0,8 % 0,2 % 0,6 %

60-70 лет 19 043 0,2 % 0,1 % 0,1 %

70-80 лет 3072 0,03 % 0,015 % 0,015 %

Обобщив полученные данные, можно представить следующие выводы:

1. Российская православная интернет-аудитория отнюдь не ограничена аудиторией православных сайтов. Она гораздо шире и включает также аудиторию социальных сетей и блогов. Между православной интернет-аудиторией и православной аудиторией социальной сети «Вконтакте» можно ставить знак равенства. Информационное агентство «РИА НОВОСТИ» со ссылкой на исследование компании «Лаборатория Касперского»3 сообщает, что, согласно специализированным исследованиям, каждый российский интернет-пользователь имеет в среднем пять аккаунтов, три из которых приходится на различные социальные сети.

А так как «Вконтакте» является не просто крупнейшей социальной сетью в России, но и одним из крупнейших российских интернет-ресурсов,

1 Портал Newsland. Лишь 27 % пользователей рунета имеют высшее образование. - иЯЬ: http://newsland.com/news/detail/id/1024831 (дата обращения: 25.04.2013).

2 Сервис таргетированной рекламы «Вконтакте». - иКЬ: https://vk.com/adscreate (дата обращения: 25.04.2013)

3 Информационное агентство «РИА НОВОСТИ». Каждый российский пользователь имеет около пяти аккаунтов в интернете. - иКЬ: http://ria.ru/society/20120524/ 656592658.html (дата обращения: 25.04.2013).

о чем было сказано в начале статьи, т. е. есть все основания заключить, что православная аудитория «Вконтакте» совпадает с православной аудиторией всего «большого рунета».

2. В то же время необходимо подчеркнуть, что православная аудитория «Вконтакте» во многом может рассматриваться как потенциальная аудитория православного рунета. К примеру, для возрастной категории пользователей 15-20 лет (доля этой группы от числа всех православных пользователей «Вконтакте» составляет 29,6 %) чрезвычайно мало православных сайтов, имеющих широкий охват данной аудитории и систематизирующих православный опыт работы с молодежью. В то же время в каждой епархии есть сайты соответствующего епархиального молодежного отдела, различных православных молодежных групп и т.д. Представляется, что в дальнейшем таких сайтов будет значительно больше, так как налицо тенденция роста молодежной аудитории, и они будут носить более нишевой характер.

Что же касается православной аудитории в возрасте до 15 лет, то на сегодняшний день она практически не охвачена. Поскольку представители данной возрастной группы проводят много времени в социальных сетях, то целесообразным будет работа с ними именно через социальную сеть, например разработка специальных приложений для «Вконтакте».

3. Ядро православной аудитории «Вконтакте» составляет возрастная группа 20-30 лет и частично 30-40 лет. Это наиболее социально активные и образованные люди (26,4 % представителей группы 20-30 лет и 33 % представителей группы 30-40 лет имеют высшее образование), которые, как показывают специализированные исследования1, составляют, к примеру, 24 % аудитории группы «Православие и мир» и становятся наиболее лояльной частью общей аудитории. Стратегическая задача как православных групп в соцсетях, в том числе «Вконтакте», так и ведущих православных порталов состоит в расширении аудитории за счет указанных двух возрастных групп.

Список литературы

1. Кастельс, М. Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и обществе / М. Кастельс ; пер с англ. - Екатеринбург : У-Фактория, 2004.

2. Тоффлер, Э. Метаморфозы власти [пер с англ.] / Э. Тоффлер. - М. : АСТ, 2009.

3. О’Рейли, Т. Что такое Веб 2.0 [пер с англ.] / Т. О'Рейли // Журнал Компьютер-

ра-Онлайн. Ч. 1. - URL: http://old.computerra.ru/think/234100/ (дата обращения:

25.04.2013), Ч. 2. - URL: http://old.computerra.ru/think/234344/ (дата обращения:

25.04.2013).

4. Фомичева, И. Д. Социология интернет-СМИ / И. Д. Фомичева. - М. : Фак. журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова, 2005.

5. Чугунов, А. В. Социология Интернета: методика и практика исследований интернет-аудитории / А. В. Чугунов. - СПб. : Фак. филологии и искусств СПбГУ, 2007.

6. Матюшонок, И. Футурология в Сколково: какой станет Сеть через 10 лет / И. Матюшонок // Компьютерра-Онлайн. - URL: http://old.computerra.ru/think/ 637875/ (дата обращения: 25.04.2013).

7. Лученко, К. В. Интернет в информационно-коммуникационной деятельности религиозных организаций России : дис. ... канд. филол. наук / Лученко К. В. - М., 2009. - URL: http://mediascope.ru/node/269 (дата обращения: 25.04.2013).

1 Сервис статистики сообществ в социальных сетях jagajam.com. - URL: http:// jagajam.com (дата обращения: 25.04.2013).

References

1. Kastel's M. Galaktika Internet: Razmyshleniya ob Internete, biznese i obshchestve: per s angl. [Internet galaxy: reflections on the Internet, business and society: translation from English]. Ekaterinburg: U-Faktoriya, 2004.

2. Toffler E. Metamorfozy vlasti: per s angl. [Authority metamorphoses: translation from English]. Moscow: AST, 2009.

3. O'Reyli T. Zhurnal Komp’yuterra-Onlayn [ ]. Part 1. Available at: http://old.computerra.ru/ think/234100/ (accessed 25 April 2013), Part. 2. Available at: http://old.computerra.ru/ think/234344/ (accessed 25 April 2013).

4. Fomicheva I. D. Sotsiologiya internet-SMI [Internet-mass media sociology]. Moscow: Fak. zhurnalistiki MGU im. M. V. Lomonosova, 2005.

5. Chugunov A. V. Sotsiologiya Interneta: metodika i praktika issledovaniy internet-auditorii [Sociology of the Internet: methodology and practice of internet audience study]. Saint Petersburg: Fak. filologii i iskusstv SPbGU, 2007.

6. Matyushonok I. Komp’yuterra-Onlayn [Computerra-Online]. Available at: http://old. computerra.ru/think/637875/ (accessed 25 April 2013).

7. Luchenko K. V. Internet v informatsionno-kommunikatsionnoy deyatel’nosti religioz-nykh organizatsiy Rossii: dis. kand. filol. nauk [Internet in information-communication activity of religious organizations of Russia: dissertation to apply for the degree of the candidate of philological sciences]. Moscow, 2009. Available at: http://mediascope.ru/ node/269 (accessed 25 April 2013).

Писаревский Василий Геннадиевич сотрудник информационноаналитического центра, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет

(Россия, г. Москва, ул. Новокузнецкая, 23, стр. 5а)

E-mail: [email protected]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Pisarevskiy Vasiliy Gennadievich Information and analytical center official, Orthodox St. Tikhon Humanitarian University

(Bldg. 5a, 23 Novokuznetskaya street, Moscow, Russia)

УДК 316.776 Писаревский, В. Г.

Анализ православной интернет-аудитории на примере социальной сети «Вконтакте» / В. Г. Писаревский // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2013. - № 3 (27). -

С.84-91.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.