УДК 316.776 Писаревский Василий Геннадиевич
сотрудник информационно-аналитического центра факультета социальных наук Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета dom-hors@mail.ru
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИНТЕРНЕТ-СООБЩЕСТВА «ПРАВОСЛАВИЕ И МИР»
В СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ «ВКОНТАКТЕ»
Pisarevskiy Vasiliy Gennadyevich
Associate at the Information Analysis Centre of the Social Science Department, Saint Tikhon's Orthodox University for the Humanities dom-hors@mail.ru
SOCIOLOGICAL ANALYSIS OF THE “ORTHODOX CHRISTIANITY AND THE WORLD” WEB COMMUNITY IN THE “VKONTAKTE” SOCIAL NETWORK
Аннотация:
В статье рассматривается интернет-сообщество «Православие и мир» в социальной сети «ВКонтакте» с точки зрения вовлеченности целевой аудитории. В статье приводится сравнительный анализ по ряду показателей данного сообщества с другими группами «ВКонтакте» в сегменте медиа.
Основной вывод статьи: активность и вовлеченность пользователей сообщества «Православие и мир» гораздо выше, чем в аналогичных светских тематических сообществах.
Ключевые слова:
информационное общество, социальные сети, православные группы «ВКонтакте».
Summary:
The article considers the “Orthodox Christianity and the World" web community in the “VKontakte" social network in the context of involvement of the target audience. The author carries out an analysis of the “Orthodox Christianity and the World" community in comparison with other “VKontakte" media groups according to the number of criteria. It is concluded that the activity and involvement of the subscribers of the “Orthodox Christianity and the World" is much higher than in the similar worldly theme communities.
Keywords:
information society, social networks, orthodox groups in “VKontakte".
Есть все основания утверждать, что в последние десятилетия во всем мире формируется и развивается новое информационное общество, феномен которого изучают в своих работах целый ряд видных социологов, например: Мануэль Кастельс, Герберг Маклюэн, Элвин Тоффлер, Дэвид Бэлл и другие.
Новое общество часто называют не только информационным, но и постсекулярным, поскольку оно характеризуется усилением роли религии. К такому заключению приходят многие исследователи информационного общества. В частности, Элвин Тоффлер в своей работе «Метаморфозы власти» выделил отдельную главу, названную «Возрождение религии», где данная тенденция названа им «отступление секуляризма» [1].
Важнейшая черта нашего времени - это и новая роль интернета, который уже не просто представляет собой информационной канал, а является, по сути, коммуникационной средой и организационной структурой информационного общества. Наиболее полно эти процессы описал американский социолог Мануэль Кастельс в своих работах «Галактика Интернет» [2] и «Информационная эпоха: экономика, общество и культура» [3].
Кастельс подчеркивает, что «сеть заменяет место в качестве основы социальности как в пригородах, так и в городах». Соответственно, «центрами притяжения» в такой системе координат становятся интернет-сообщества, которые формируются на основе определенных интересов.
Актуальность анализа группы портала «Православие и мир» в социальной сети «ВКонтакте» обусловлена несколькими факторами. Сообщество «Православие и мир» [4] - крупнейший портал православного Рунета, на котором, помимо статей по широкому кругу тем и новостей, представлены также: форум читателей; православная библиотека; анализ публикаций на церковно-общественные темы как в церковных, так и в светских СМИ; свой сервис электронной почты; несколько спецпроектов, среди которых еженедельная приходская стенгазета, распространяемая и в городских, и в сельских храмах по России, а также проект «Матроны.ру», ориентированный непосредственно на православных женщин.
Метод исследования основан на анализе данных, предоставленных сервисом групп и сообществ в социальных сетях - jagajam.com [5]. В рамках данной методологии анализируются несколько важнейших индикаторов.
Итак, общее число участников группы «Православие и мир» [6] в социальной сети «ВКонтакте» составляет 62 749 человек (по данным на 18.04.2013 г.), из них 67,8 % женщин, 30,7 % мужчин и еще 1,4 % не указали свой пол. Показатели выборки всей православной аудитории «ВКонтакте» в целом составляют: 57,8 % женщин и 42,2 % мужчин. Большее количество мужчин в выборке «ВКонтакте» обусловлено наличием двух возрастных подгрупп (12-16 и 16-20 лет), которые не учитывались, либо частично учитывались при анализе участников сообщества «Православие и мир».
Распределение участников сообщества по возрастным группам выглядит следующим образом: группа 18-24 лет (6,9 %), группа 25-34 (15,9 %), группа 35-44 (9,1 %), группа 45-54 (4,7 %), группа 55-64 (2,1 %), другой возраст - 1,8 %, возраст не указан - 59,5 %.
Что касается географического распределения участников группы, то 73,2 % участников представляют Россию, 11,5 % - Украину, 2,6 % - Беларусь, 3,3 % - другие страны, а 9,5 % участников не указали, откуда они.
При анализе любого сообщества в социальной сети значимой научной задачей представляется анализ ряда поведенческих характеристик:
- Как участники сообщества реагируют на публикации в нем?
- Каковы типы их реакции?
- Какова степень их лояльности сообществу?
Рассмотрим эти вопросы, опираясь на инструментарий сервиса jagajam.com.
Приведем основные показатели сообщества «Православие и мир» в социальной сети «ВКонтакте» по состоянию на апрель 2013 г. (таблица 1).
Таблица 1 - Основные показатели сообщества «Православие и мир» в социальной сети «ВКонтакте»
Показатель Значение на 17.04.2013 Значение на 25.04.2013 Изменения за неделю
Общее число участников 62749 63593 + 844 (+ 1,3 %)
Ядро К1 21742 22611 + 869 (+ 4,0 %)
Охват 69476 70961 + 1 485 (+ 2,1 %)
Количество публикаций 17276 17691 + 415 (+ 2,4 %)
Количество «лайков» 222221 242021 + 19800 (+ 8,9 %)
Количество комментариев 38402 41459 + 3057 (+ 7,9 %)
Количество републикаций 59607 65268 + 5661 (+ 9,5 %)
Количество диалогов 1826 1996 + 170 (+ 9,3 %)
Количество активностей всех активных (с начала работы группы) 303431 331888 + 28457 (+ 9,4 %)
Как видно из таблицы, активность аудитории выражается серьезными в абсолютном выражении величинами.
Еще более интересна динамика прироста числа участников. Если сравнивать этот показатель с сообществом делового портала РБК в социальной сети «ВКонтакте», то видно, что за неделю с 17 по 25 апреля 2013 г. число пользователей данного сообщества увеличилось с 92 408 до 94 300 человек - 2,1 %. Это превышает аналогичный показатель в 1,3 % у группы «Православие и мир». Стоит учитывать, что в группе РБК практически на 50 % больше участников, чем в сообществе «Православие и мир». РБК имеет больший бюджет на раскрутку группы. Таким образом, для религиозно ориентированной группы сообщество «Православие и мир» растет сопоставимыми темпами по сравнению с «большими интернет-СМИ» в сегменте религиозных медиа.
Также важен показатель средней вовлеченности, который обозначает, сколько в среднем активности на одну публикацию делает один пользователь из числа всех пользователей, взаимодействующих с сообществом (в том числе и внешних). У сообщества «Православие и мир» этот показатель составляет
0.0008. у сообщества «РИА НОВОСТИ» (численность 425 323 человека) - 0,0005, у специализированного сообщества IT специалистов HABRAHABR (численность 133 773) - 0,0003, в сообществе «USA. США -Все об Америке» (численность 931 683) - 0,0006. Таким образом, и на основе данного показателя православное сообщество опережает многократно превосходящие по численности светские как общие, так и специализированные сообщества.
Обобщив полученные данные, можно представить следующие выводы.
1. Феномен православного присутствия в интернете мог возникнуть исключительно в информационном (или, как определяет М. Кастельс, сетевом) обществе. Всего 16 лет назад был создан первый православный сайт, а сегодня в каталоге православных ресурсов «Православное христианство» 11 196 ссылок на 33 языках. Это говорит, прежде всего, о том, что медиа представление религиозной жизни в вэб-пространстве - социальный запрос современного общества. Этот феномен предсказывал классик теории коммуникации Герберт Маршалл Маклюэн, который в своей фундаментальной работе «Понимание медиа» писал, что образная система, созданная русским Православием, получает новый импульс развития в информационном обществе [7].
2. На сегодняшний день можно говорить о православном присутствии в ведущих социальных сетях -Facebook, ВКонтакте, Twitter, Youtube, Instagramm. Но особенно динамично православные сообщества развиваются в русскоязычной социальной сети «ВКонтакте»: по данным на 01.08.2013 г. пользователей социальной сети, идентифицирующих себя как православный/православная из всех стран мира - 11 082 865 человек.
3. Что касается анализа сообщества «Православие и мир» в социальной сети «ВКонтакте», то, прежде всего, стоит отметить более глубокую вовлеченность его участников, чем у аналогичных групп светских СМИ. Это вызвано религиозной тематикой сообщества и лишь затем подачей материала, разнообразием контента.
Ссылки:
1. Тоффлер Э. Метаморфозы власти. М., 2009.
2. Кастельс М. Галактика Интернет: размышления об интернете, бизнесе и обществе. Екатеринбург:, 2004.
3. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М., 2000.
4. URL: http//www.pravmir.ru (дата обращения: 01.08.2013).
5. URL: http//jagajam.com (дата обращения: 01.08.2013).
6. URL: http//vk.com/pravmir (дата обращения: 01.08.2013).
7. Маклюэн Г.М. Понимание медиа: Внешние расширения человека. М., 2003. 394 с.