Научная статья на тему 'Православные храмы в силуэтной композиции малых и средних городов Беларуси'

Православные храмы в силуэтной композиции малых и средних городов Беларуси Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
117
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ ГОРОД / SMALL TOWN / СИЛУЭТ / SILHOUETTE / ПАНОРАМА / PANORAMA / РЕЛИГИОЗНАЯ АРХИТЕКТУРА / RELIGIOUS ARCHITECTURE / ГОРОДСКАЯ СРЕДА / ВИЗУАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ / ФОНОВАЯ ЗАСТРОЙКА

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Малков Игорь Георгиевич, Пузеев А. А., Ковалев Д. П.

Силуэт первое впечатление, оставленное населенным пунктом в сознании зрителя. Силуэтная композиция позволяет создать запоминающийся оригинальный облик, присущий конкретному населенному месту, и чем интереснее и ярче она будет, тем с большим энтузиазмом и позитивом будет восприниматься человеком. Город с безликим силуэтом однообразен и уныл. Вертикальные акценты и доминанты в общей объемной структуре города являются необходимостью для его художественного образа. В статье рассмотрена степень влияния культовых религиозных сооружений на формирование индивидуальных образов силуэтных композиций малых городских поселений Республики Беларусь. Выявлены основные принципы построения контраста акцентных элементов визуальных композиций с фоновой застройкой. Приведена типология городских панорам по структуре, способам построения и визуальному восприятию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Orthodox Churches in Silhouette Composition of Small and Medium Towns of Belarus

Silhouette is the first impression of the settlement in the minds of the audience. The silhouette composition makes it possible to create a memorable, originallook of a specific settlement and the more interesting and brighter it is, the more enthusiastic and positive will be perceived by the person. The city with facelesssilhouette is monotonous and dull. Vertical accents and dominants in the general three-dimensional structure of the city are a necessity for its artistic image. Thearticle considers the degree of influence of cult, religious facilities on the formation of individual images of silhouette compositions of small urban settlements ofthe Republic of Belarus. Main principles of the construction of the contrast of accent elements of visual compositions with the background development have beenrevealed. The typology of urban panoramas according to their structures, methods of construction and visual perception is presented.

Текст научной работы на тему «Православные храмы в силуэтной композиции малых и средних городов Беларуси»

Научно-технический и производственный журнал

-------ЖИЛИЩНОЕ ---

СТРОИТЕЛЬСТВО

Preservation of architectural heritage

УДК 726.5

И.Г. МАЛКОВ, д-р архитектуры, А.А. ПУЗЕЕВ, магистр ([email protected]),

Д.П. КОВАЛЕВ, архитектор

Белорусский государственный университет транспорта (246000, Республика Беларусь, г. Гомель, ул. Кирова, 34)

Православные храмы в силуэтной композиции малых и средних городов Беларуси

Силуэт - первое впечатление, оставленное населенным пунктом в сознании зрителя. Силуэтная композиция позволяет создать запоминающийся оригинальный облик, присущий конкретному населенному месту, и чем интереснее и ярче она будет, тем с большим энтузиазмом и позитивом будет восприниматься человеком. Город с безликим силуэтом однообразен и уныл. Вертикальные акценты и доминанты в общей объемной структуре города являются необходимостью для его художественного образа. В статье рассмотрена степень влияния культовых религиозных сооружений на формирование индивидуальных образов силуэтных, композиций малых городских поселений Республики Беларусь. Выявлены основные принципы построения контраста акцентных элементов визуальных композиций с фоновой застройкой. Приведена типология городских панорам по структуре, способам построения и визуальному восприятию.

Ключевые слова: малый город, силуэт, панорама, религиозная архитектура, городская среда, визуальная композиция, фоновая застройка.

Для цитирования: Малков И.Г., Пузеев А.А., Ковалев Д.П. Православные храмы в силуэтной композиции малых и средних городов Беларуси // Жилищное строительство. 2017. № 7. С. 27-34.

I.G. MALKOV, Doctor ofArchitecture, A.A. PUZEEV, Master, ([email protected]), D P. KOVALEV, Architect Belorussian State University of Transport (34, Kirova Street, 246000, Gomel, Republic of Belarus)

Orthodox Churches in Silhouette Composition of Small and Medium Towns of Belarus

Silhouette is the first impression of the settlement in the minds of the audience. The silhouette composition makes it possible to create a memorable, original look of a specific settlement and the more interesting and brighter it is, the more enthusiastic and positive will be perceived by the person. The city with faceless silhouette is monotonous and dull. Vertical accents and dominants in the general three-dimensional structure of the city are a necessity for its artistic image. The article considers the degree of influence of cult, religious facilities on the formation of individual images of silhouette compositions of small urban settlements of the Republic of Belarus. Main principles of the construction of the contrast of accent elements of visual compositions with the background development have been revealed. The typology of urban panoramas according to their structures, methods of construction and visual perception is presented.

Keywords: small town, silhouette, panorama, religious architecture.

For citation: Malkov I.G., Puzeev A.A., Kovalev D.P. Orthodox churches in silhouette composition of small and medium towns of Belarus. Zhilishchnoe Stroitel'stvo [Housing Construction]. 2017. No. 7, pp. 27-34. (In Russian).

Серьезное внимание, уделяемое государством развитию малых городов Республики Беларусь, со всей актуальностью ставит проблему создания выразительного архитектурно-художественного облика населенных пунктов. Жизнедеятельность города в первую очередь зависит от социально-экономических факторов, одновременно влияние на его формирование оказывают природно-ландшафт-ные и архитектурно-планировочные условия.

В настоящее время, когда возросли возможности градостроительства и эстетические потребности людей, возросло и значение идеи выразительного объемно-пространственного решения городов, их яркого художественного качества. Архитекторы должны создавать города не как абстрактную сумму масс безликих объемов, а обоснованно, опираясь на общую идею генерального плана. В нем намечается и основное строительное зонирование города, т. е. его высотное решение, и принцип формирования силуэта. Панорамное или плоскостное, контурное выражение и восприятие городских объемов, зданий и сооружений на фоне небосклона или ландшафта, видимых с различных расстояний [1].

Силуэт - это обобщенное и вместе с тем конкретное выражение внешнего художественного облика города. Силуэт города можно рассматривать и как одно из основных средств архитектурно-художественной целостности застройки, и как выявление индивидуальности населенного пункта. По существу, это его объемно-пространственное решение. Для белорусских малых городов, расположенных в большинстве своем на равнинных территориях и зачастую на берегах рек и озер, роль силуэтной композиции позволяет создать запоминающийся оригинальный облик, присущий конкретному населенному месту. Город с безликим силуэтом однообразен и уныл. Вертикальные акценты и доминанты в общей объемной структуре города являются непременной необходимостью для его художественного образа.

Характерные черты плоского (горизонтального) рельефа местности без ярко выраженных перепадов высот, акцентных природных холмов и возвышенностей, выделенные еще Дж. О. Саймондсом [2], предъявляют к силуэтным композициям повышенные эстетические требования: необходимость использования смелых архитектурных форм,

Сохранение

архитектурного наследия

------ЖИЛИЩНОЕ ---

строительство

Научно-технический и производственный журнал

цветовых и фактурных (материальных) пятен, обдуманной и логичной системы вертикальных акцентов, постоянное формирование искусственной «глубины» композиций застройки, обязательное использование светотени в раскрытии архитектурного замысла и др.

Общегородским силуэтом является плоскостное, контурное выражение и восприятие городских объемов, очертаний на фоне небосклона, видимых извне и издалека. На основе многочисленных наблюдений панорамные виды городов по условиям восприятия можно разделить на динамичные композиционные структуры и статичные (рис. 1). Первые - визуальные картины, изменяющиеся в процессе перемещения зрителя по оси обзора. Вторые - четко зафиксированные естественными ограничениями виды. Точки обзора статичных силуэтных кадров приобретают уникальные свойства «окна» из одной пространственной среды в другую (из интерьера обзорной площадки во внешнее пространство отдаленного города или группы сооружений) [3]. По степени детализации образов силуэты разделяются на глубинные и плоскостные.

Глубинные силуэты - многоплановые структуры, которые раскрываются постепенно, увеличивая степень детализации по мере приближения к городской черте. Во время движения зрителя отдельные элементы, видимые сразу, могут уходить на второй план либо вовсе скрыться за группой деревьев, рельефом, иной постройкой, ставшей акцентом в данном ракурсе. Глубинные силуэты зачастую раскрываются на магистралях при движении к населенному пункту. Характерными примерами являются панорамы г. п. Лоев (при движении со стороны г. Речицы), г. Ельска (при въезде от г. Мозырь и Наровли) и др. Конечным элементом таких силуэтных композиций (при максимальном приближении к линии застройки) становится ряд визуальных картин, не воспринимающийся зрителем как панорама.

Плоскостные силуэты - панорамные виды, раскрывающиеся на значительном расстоянии от зрителя, когда нет приближения к населенному пункту, а взгляд движется по параллельной траектории. Такие визуальные композиции обычно раскрываются на объездных магистралях. Характерный пример - силуэт г. Калинковичи в районе деревни Ситня. Так как нет приближения к застройке зрителя, детализация визуальных картин постоянна.

Как правило, силуэтная композиция формируется в расчете на восприятие с определенных точек. В общем же случае точками обзора городской застройки являются магистральные автодороги, пролегающие вблизи, населенные пункты, подъездные и проселочные дороги и т. д. Условно точки обзора по количеству наблюдателей и времени восприятия можно разделить на точки постоянного, периодического и случайного обзора (рис. 2). К первым относятся близлежащие населенные пункты и основная подъездная дорога; ко вторым - второстепенные дороги, ведущие к городской застройке; к третьим - другие населенные пункты, в зоне визуальной доступности которых расположен город, проселочные и полевые дороги и т. д. Как правило, точки случайного обзора очень интересны и специфичны, так как, во-первых, они раскрывают город, его силуэт с необычной, нетипичной стороны, а во-вторых, они всегда неожиданны, что позволяет жителю, гостю города раскрыть его с новой стороны. На наш взгляд, формирование силуэта должно вестись в расчете на точки постоянного и периодического обзора, точки случайного обзора проявляют себя со време-

28| -

нем, и запланировать их появление не всегда представляется возможным. Основным фактором в восприятии ближних точек является архитектурно-планировочное решение зоны въезда в город.

В настоящее время вертикальными акцентами могут служить религиозные постройки, новое строительство которых либо реставрация существующих в последние десятилетия широко развернулись в малых и средних городах Беларуси. Высота этих построек, имеющих традиционно узнаваемый архитектурный облик, достигает 30-40 м.

Нами проведен анализ размещения культовых сооружений в застройке городов Полесья. Для изучения было выбрано несколько городских поселений, различных по своему административному статусу, величине и иным классификационным характеристикам: города Калинковичи, Туров, Петриков, Хойники и др.

Возведение храмовых сооружений связано с общественным значением религии в обществе. В дореволюционное время, когда она являлась неотъемлемым элементом в жизни общества, храмам отводились значимые с градостроительной точки зрения места в населенных пунктах - на перекрестках городских магистралей, торговых площадях, в местах социальной активности населения. Такое размещение зданий храмов предопределило их главенствующую роль в формировании силуэтов поселений. Даже несмотря на утрату своего статуса в советское время, они продолжали доминировать (там, где не были физически уничтожены или не перестроены кардинальным образом) в рисунке городской застройки малых городов. Основным критерием яркого доминирования храмовой архитектуры в рисунках городских силуэтов является их четкий контраст с городским окружением. Он достигается несколькими приемами: градостроительными (выбор места), объемно-планировочными (общий внешний вид здания и его габариты), визуально-стилистическими и идейно-тематическими (образ здания, его основная «внутренняя» идея и стилистические приемы ее достижения). Рассмотрим каждый из блоков более детально, начав с самого главного и решающего, на наш взгляд, градостроительного. Именно с момента поиска места начинается реальное проектирование задуманного объекта, определяется «зона влияния» объекта на окружающую среду - создание новых условий и придание новых качеств пространству или же, наоборот, подчинение будущего здания сложившемуся окружению.

Вопрос храмового строительства в малых городах региона, по нашим наблюдениям, решается однозначно в пользу придания будущим культовым постройкам (неважно, какого ранга, будь то небольшая часовня или кафедральный собор) определенного статуса и превалирования над окружением. Причем, что характерно, храм всегда является определенным акцентом на фоне окружения, вне зависимости от места своего размещения - на активной визуальной точке или на периферии, в отдалении от основных социальных потоков, что является следствием мощного идейного посыла, закладываемого в религиозное сооружение.

Влияние храмовой постройки на создание силуэта поселения связано с отведением ей особого места в структуре города. Зачастую для ее размещения выбирались высотные природные акценты. Рельеф рассматриваемой территории (Гомельская и Брестская обл.) на большей ее части спокойный, высотные естественные доминанты, как правило, встречаются на высоких берегах крупных рек. Поэто-

^^^^^^^^^^^^^ |7'2017

Научно-технический и производственный журнал

-------ЖИЛИЩНОЕ ---

строительство

Preservation of architectural heritage

Рис. 1. Классификация городских панорам по условиям восприятия Рис. 2. Точки обзора городских панорам на примере г. Добруш

му характерным для городов, расположенных на Днепре, Соже, Припяти, Березине и других крупных водоемах, было возведение храмовых зданий вдоль водных артерий. Типичным примером, в подтверждение вышесказанного служит г. Петриков. Здесь к концу XIX в. была сформирована целая цепочка из церквей, расположенных вдоль границы верхнего плато левого берега Припяти. В данном случае можно говорить об использовании нескольких приемов. В дополнение к описанному происходит фиксация главенствующего дорожно-уличного вектора, проходящего через город, -направление Лясковичи-Конковичи (рис. 3, а—в).

Культовым сооружениям изначально отводились роли акцентов в уличных перспективных ракурсах. Зачастую они служили определенными ориентирами, от которых начинались пути либо к которым они приводили. В отдельных случаях при реконструкции городского пространства, храмы играли основополагающую роль неких столпов поселения. Достаточно взглянуть на г. Чечерск. Согласно реконструкции планировочного решения, выполненного Ю.В. Чан-турия [4], католический и православный храмы являлись неотъемлемыми элементами городской структуры. Располагаясь в строго отведенных для них местах - акцентных точках городского плана, они совместно с административными зданиями города формировали единый ансамбль с гармо-

ничным законченным и целостным силуэтом (рис. 3, г). Как справедливо отметил Кристофер Александер [5-7], жизнь людей в традиционном обществе незримо проходит через церковь, религиозный ритуал: рождение, становление, брак, смерть. Отсюда и стремление в закреплении главных городских улиц, площадей храмовыми сооружениями как материальное воплощение мировоззренческих взглядов.

Сама по себе структура храма придает ему определенные визуально-эстетические качества при посадке здания в рядовую застройку. Одним из главенствующих факторов при размещении здания на территории является его ориентация по сторонам света, которая не всегда совпадает с трассировкой уличной сети. Но проектировщики и храмовые зодчие, как правило, не придерживались строгой ориентации зданий. Первостепенной задачей для них всегда служила красота и максимальное раскрытие эстетических качеств возводимых ими зданий.

Объемно-планировочные приемы - совокупность определенных элементов: колокольня, алтарь и др., которые в итоге определяют габариты и общую конфигурацию здания. Габариты здания зависят как от переменной составляющей - величина прихода, так и от постоянной - ранг сооружения и необходимый объем помещений, площадей и зон, требуемых для проведения культовых мероприятий.

Сохранение

архитектурного наследия

------ЖИЛИЩНОЕ ---

строительство

Научно-технический и производственный журнал

Рис. 3. Выбор доминантных градостроительных точек под строительство религиозных зданий для формирования индивидуального силуэта города: а, б —панорамы г. Петриков со стороны р. Припять. На верхнем плато доминирующее положение в структуре силуэта — церковь Святителя Николая: а — фрагмент снимка И. Сербова [6] (начало ХХ в.); б — современная фотография; в — церковь Вознесения Господня в г. Петриков — храм расположен на пересечении улиц, замыкая визуальную панораму одной из них; г — вид г. Чечерска с северо-запада в первой половине XIX в., графическая реконструкция Ю. В. Чантурия [4]; 1 — церковь Рождества Богородицы; 2 — Костел Святой Троицы; 3 — церковь Вознесения Господня; 4 — церковь Преображения Господня

Жилая и административно-общественная застройка - в большинстве своем «пластины» коридорного типа, параллелепипеды различной высоты с плоской либо скатной кровлей. Рядовая архитектура, как правило, двумерна: в ее основе лежит барельефная композиция фасада. На контрасте выступают многомерные и объемные композиции культовых построек. Храм - это объемная структура, работающая в пространстве и времени с перспективой, воздухом и светом. Велико и количество основопологающих композиционных решений: базилика одно- и многонефная, центрическая форма, крестово-купольная, одно- и многоглавная с луковичными и пирамидальными завершениями, с простой скатной и многосводной формой кровельного перекрытия и т. д. Примеры создания визуального контраста на основе вышеизложенного приведены на рис. 4.

Группа объемно-планировочных решений непосредственно связана со следующей: визуально-стилистической (идейно-тематической). Она включает в себя набор приемов и способов, направленных на глубокое раскрытие художественного образа здания. Если объемно-планировочная структура задает общую конфигурацию, то идейно-эстетическая совокупность выступает в роли огранки

зо| —

Рис. 4. Объемно-планировочный контраст храмовой архитектуры к окружающей застройке: а — Рогачев. Церковь Святого Александра Невского; б — Рогачев. Строительство нового храма Александра Невского; в — Житковичи. Часовня в микрорайоне «Озерный»

«грубой» формы. Это мелкая пластика сооружения, его декоративно-художественная составляющая. Сюда же относится и синтез искусств, широко распространенный в храмовом зодчестве, - использование скульптур, барельефов, сграффито и т. п.

Набор декоративного оформления храмовых зданий подчиняется двум основополагающим идейным стержням -вере и гармоничным канонам стиля. Скрупулезное отношение к деталям, четкие выверенные пропорции и отобранные сюжеты декоративных панно, мелкая пластика, подчиненная общей художественно-выразительной идее, - все это резко контрастирует с укрупненными элементами современной архитектуры. Очень часто исторические реплики и применение стилистических элементов ранних эпох на новых зданиях выглядят немного театрально и наигранно, являясь своего рода ширмой для прикрытия нового естества здания. В храмовой архитектуре такое несовпадение внутреннего с внешним встречается довольно редко. На протяжении эпох культовые постройки соответствовали своему времени, отражая в своей архитектуре главенствующие стилистические направления. Подчеркивалась связь веры с духом времени. Шли годы - менялись стили, каждый следующий появлялся на базе предыдущего. Тенденция сохранялась - менялся внешний вид храмов. В ХХ в. историческая последовательность была прервана, появились новые тенденции и течения, порвавшие с прошлым и начавшие с «чистого листа», - кубизм, конструктивизм, футуризм и т. д. Христианство (главенствующая религия в регионе),

^^^^^^^^^^^^^^ |7'2017

Научно-технический и производственный журнал

Preservation of architectural heritage

Рис. 5. Визуально стилистический и художественно-декоративный контраст храмовой архитектуры к окружающей застройке: а — Туров. Храм святителей Кирилла и Лаврентия Туровских; б — Петриков. Часовня Воскресенской церкви; в — Житковичи. Храм в честь Феодосия Черниговского и жилой комплекс микрорайона «Озерный»

также пошло разными дорогами: католичество поддержало веяния эпохи, и в настоящее время можно увидеть примеры современных культовых построек данной конфессии. Православие осталось в консервативном ключе и отказалось терять временную связь с предыдущими поколениями. Поэтому, применение исторических декоративных приемов и форм на культовых зданиях православной конфессии не выглядит бутафорно, а поддерживается мощной внутренней идеологическо-мировоззренческой волной.

В одном из своих трудов Ян Гейл отмечал: «Человеческий масштаб - необходимый новый ориентир в планировании городов» [8, 9]. Именно деталировка придает человеческую сомасштабность храмовым постройкам и, посредством игры светотени придавая глубину и визуальный объем, гармонизирует зрительное восприятие «плоскостных» силуэтных композиций в целом.

Помимо пластики и стиля, дополнительным и немаловажным элементом данной группы является цвет, особенно это характерно для деревянного зодчества. Народная архитектура с минимальным декоративно-художественным оформлением особое внимание уделяла цвету и его символизму. Храм - дом Бога, поэтому самым распространенным являлись оттенки голубого, символизировавшие небо. Реже применялись бежевые и зеленые цвета, часто оставлялась естественная фактура дерева. В каменном культовом зодчестве особое распространение получил белый цвет - символ чистоты, реже - пастельные спокойные оттенки бежевого, терракотового и других цветов. Применение позолоты для убранства куполов и сводов придает

, - силуэтные ' - постоянный . - периодический - случайный акценты ■■ обзор - обзор ь обзор

Рис. 6. Визуально-эстетические схемы силуэтного анализа города на примере г. Хойники: а — костел Вознесения Девы Марии; б — церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы

зданиям особенный блеск и яркость, наполняя зрителей чувством радости и возвышенности эмоций. Примеры работы визуально-эстетической (идейно-тематической) группы приведены на рис. 5.

На основе анализа специфических требований, выставляемых каждой из рассмотренных выше групп приемов, прослеживается четкая тенденция к пониманию причин доминирования храмовых религиозных сооружений в силуэтных композициях городов. Спокойный рельеф местности (градостроительные приемы) подразумевает всестороннюю обзорность объектов, без членения на открытые (уличные) фасады и «невидимые» - дворовые. Отсюда вытекает необходимость детальной разработки всех фасадов церковных сооружений. Несмотря на многообразие объемно-планировочных решений храмов, по нашим наблюдениям, большинство из них имеют статичные композиции с ярко выраженной иерархичностью отдельных форм по отношению к общему замыслу. Единственный вектор «движения» композиционных масс направлен вверх (идейно-тематическая группа). Именно статика [10, 11] является мощным инструментом влияния на среду, а значит, и на структуру силуэта поселения. Хаотичность общественной жизни, выраженная в большинстве своем в спонтанной динамической композиции силуэта застройки, противопоставляется четкому, «столпообразному» компоненту - храму.

В дополнение отметим, что храмовой архитектуре отводится отдельная важная функция - формирование так называемого «духа места». Многие храмы являются историческими зданиями, а новые постройки впоследствии будут

Сохранение

архитектурного наследия

------ЖИЛИЩНОЕ ---

строительство

Научно-технический и производственный журнал

Рис. 7. Визуально-эстетическая схема силуэтного анализа города на примере г. Туров (храм Cвятителей Кирилла и Лаврентия Туровских)

претендовать на аналогичный особенный статус. Отсюда вытекает необходимость учета объективных законов композиции и гармонизации пространства и знание закономерностей психологии индивидуального и коллективного опыта восприятия архитектурной среды [12].

Рассмотрим роль храмовой архитектуры на формирование панорам малых городов на конкретных примерах малых городов Гомельской области:

Хойники. В населенном пункте можно выделить два храма, доминирующие над окружением и являющиеся основой силуэтных композиций прилегающей застройки: костел Вознесения Девы Марии (рис. 6, а) и православный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы (рис. 6, б).

Костел Вознесения Девы Марии был возведен в конце XX в. на пересечении улиц Советской и Домникова. Лаконичное по своему образу здание доминирует над окружающей застройкой благодаря форме (габаритам), материалу наружных стен и цвету фасадов. Возведенный в начале 2010-х гг. на другой стороне улицы, напротив костела, пятиэтажный многоквартирный жилой дом лишь подчеркнул его (костела) значимость. Дом построен с отступом от сложившейся линии застройки, что позволило визуально расширить пространство перед храмом. А их совместное расположение посреди усадебной селитьбы претендует на перспективную трансформацию территории в местный

32| -

Рис. 8. Визуально-эстетическая схема силуэтного анализа города на примере г. Калинковичи (храм Иконы Казанской Божьей Матери)

общественный центр либо на сращивание описываемой группы вокруг площади Танкистов.

Православный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы является частью Свято-Покровского женского монастыря. Расположен в стороне от основных магистралей города, что не мешает ему играть определяющую роль в формировании индивидуального облика населенного пункта. Постоянные зрительные панорамы на здание открываются с новых жилых микрорайонов, а также с района больницы. Обусловлено это наличием незастроенных открытых территорий для свободного обзора. Данные направления отнесены к категории периодического обзора, так как они, во-первых, постоянны только для определенного контингента населения (жителей микрорайонов и работников больницы), а во-вторых, ситуация с развитием города может измениться и видовые точки исчезнут или перейдут в разряд «случайных». Нормальному восприятию здания с ул. Колесникова мешает группа деревьев, выросшая на соседнем кладбище. Густая крона растений и близкое расположение деревьев к зрителю (пешеходу или автомобилисту, движущемуся по ул. Колесникова) не позволяет насладиться причудливой игрой объемов храма в весенне-летний период.

Туров (рис. 7). Основной высотный и художественный акцент городского силуэта, открывающийся с заречного луга и подъезда со стороны Давыд-Городка - кафедральный собор Святителей Кирилла и Лаврентия Туровских. Комплекс церковных построек собора органично вписан в структуру городского центра, замыкая визуальные перспективы основных улиц. Плавные линии сводов, купола, полукруглые очертания апсидной части контрастируют с окружающей административной и жилой застройкой. Круп-

^^^^^^^^^^^^^ |7'2017

Научно-технический и производственный журнал

Preservation of architectural heritage

Рис. 9. Визуально-эстетические схемы силуэтного анализа города на примере г. Добруш (церковь Святого Николая)

ные размеры собора по сравнению с габаритами соседних строений не давят на зрителя и не создают ощущения инородности объекта благодаря своему размещению в глубине участка, поодаль от основных пешеходных дорожек, а также колористическому решению. Использование белой светлой гаммы придает зданию зрительную легкость и невесомость, растворяя его массу на фоне неба.

Калинковичи (рис. 8). Главным элементом силуэтов городской застройки восточной части города служит храм Иконы Казанской Божьей Матери. Он расположен на пересечении оживленных городских направлений: улицы Советской, являющейся внутригородским отрезком автодороги Мозырь - Бобруйск, а также ул. Куйбышева, выходящей на объездную дорогу. Как и в Турове, здание храма своими габаритами доминирует на фоне окружающей селитьбы. Художественный образ собора и колокольни лаконичен, с минимальным набором декоративных элементов, что позволяет сконцентрировать внимание на общей форме собора и его гармоничных пропорциях.

Добруш (рис. 9). Характерным элементом силуэта города, раскрывающегося со стороны реки Ипуть, является церковь Святого Николая. Несмотря на свое соседство с довольно крупной и мощной формой здания поликлиники, храм выделяется за счет своего богатого художественного образа и развитой пластики объемного решения. Храм расположен на изгибе улицы Паскевича, что позволяет максимально раскрыть его художественный образ и создать неповторимые панорамные картины городской застройки при въезде со стороны города Ветка и при движении с центральной площади. Можно с уверенностью говорить о типичности этих видов, знаковости их для города, так как при построении рассматриваемых визуальных картин работает и ландшафт (при въезде со стороны Ветки идет понижение рельефа к

Рис. 10. Мозырь. Доминирование в силуэте застройки города кафедрального собора Архангела Михаила: а — фотография начала ХХ в.; б — современная панорама застройки центральной части города с улицы Интернациональной

центру, и само здание церкви. Архитектура храма раскрывается постепенно: сначала виден общий контур, который на некоторое время закрывается соседним зданием пожарной части, но почти сразу, при дальнейшем движении начинает снова доминировать, причем зрительно добавляются новые более мелкие детали и формы: декоративные оформления окон, становится заметен контраст материалов стен здания и его глав и т. д. А завершает эти панорамы сама природа, а точнее времена года: зрительное восприятие зимой, летом, весной и осенью отлично, но всегда интересно.

На приведенных выше примерах показаны наиболее характерные приемы размещения вертикальных и горизонтальных элементов городской застройки преобладающей этажности. Следует отметить, что использование религиозных построек в качестве вертикальных акцентов позволяет решить силуэтную композицию как для всего города в целом, так и для отдельных частей городской застройки. Многоэтажная городская застройка, если она соседствует с культовыми сооружениями, проигрывает в создании образного композиционного решения, превращаясь в фон для восприятия акцента. Наглядным примером является представленная панорама застройки г. Мозыря, в центре которой размещен кафедральный собор Святого Архангела Михаила (рис. 10).

Конечно, высотными доминантами в городской застройке помимо религиозных зданий могут являться и крупные общественные и жилые здания, а также инженерные сооружения - трубы котельных, вышки и антенны теле-, радио-, электросвязи и пр. Они могут формировать внутригородские силуэтные композиции. По мнению авторов, при

Сохранение

архитектурного наследия

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ц M .1

Научно-технический и производственный журнал

их создании важно не количество доминант и акцентов, а их правильное расположение, грамотное распределение в структуре города, объемные очертания с учетом их восприятия с определенных визуальных точек как при въезде в город, так и при движении в нем.

Список литературы

1. Потапов Л.С. Силуэт Минска. Минск: Наука и техника, 1980. 144 с.

2. Саймондс Дж.О. Ландшафт и архитектура / Сокр. пер. с англ. А.И. Маньшавина. М.: Издательство литературы по строительству. 1965. 193 с.

3. Коптева Г.Л. Семантика «порога» в архитектурной ритмике городской среды. Харковская национальная академия городского хозяйства. Харьков: ХНАМГ, 2009. 104 с.

4. Чантурия Ю. В. Градостроительное искусство Беларуси второй половины XVI - первой половины XIX в.: средневековое наследие, ренессанс, барокко, классицизм. Минск: Белорусская наука, 2005. 375 с.

5. Александер К., Исикава С., Силверстайн М. Язык шаблонов. Города. Здания. Строительство / Пер. с англ. И. Сыровой. М.: Изд-во Студии Артемия Лебедева, 2014. 1096 с.

6. Богданов С.С., Петров А.Н., Сигов В.И. Стратегия социально-экономического развития районных центров России. М.: Пресс-сервис, 1997. 152 с.

7. Беларусы у фотаздымках 1сака Сербава. 1911-1912 = The Belarusians in the photos by Isaac Serbau = Baltarusiai Isaco Serbovo metij fotografijose / склад., аут. Уступ. Арты-кула В.А. Лабачэуская; рэдкал. : Т.У. Бялова (гал. рэд.) [i шш.]. МЫск: Беларус. Энцыкл. iмя П. Броую, 2012. 456 с.

8. Гейл Я. Города для людей / Пер. с англ. М.: Альпина паблишер, 2012. 276 с.

9. Иконников А.В. Архитектура города: Эстетические проблемы композиции. М.: Издательство литературы по строительству, 1972. 216 с.

10. Лебедев В.В. Заметки о пространственной и эстетической сущности архитектуры. М.: Стройиздат, 1994. 256 с.

11. Малые города Беларуси: Пособие проектировщику / Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь, Научно-проектное республиканское унитарное предприятие «БелНИИПградостроительства». Минск: Минсктиппроект, 2006. 192 с.

12. Соколов Л.И. Центр города - функции, структура, образ. М.: Стройиздат, 1992. 352 с.

References

1. Potapov L.S. Siluet Minska [Silhouette of Minsk]. Minsk: Nauka i tekhnika. 1980. 144 p.

2. Saimonds Dzh.O. Landshaft i arkhitektura: sokrashchennyi [Landshaft and architecture]. The reduced translation from the English A.I. Manshavin. Moscow: Izdatel'stvo literatury po stroitel'stvu, 1965. 193 p.

3. Kopteva G.L. Semantika «poroga» v arkhitekturnoi ritmike gorodskoi sredy - Kharkovskaya akademiya gorodskogo hozyaistva. Khar'kov: KhNAMG. 2009. 104 p.

4. Chanturiya Yu.V. Gradostroitel'noe iskusstvo Belarusi vtoroi poloviny XVI - pervoi poloviny XIX v.: srednevekovoe nasledie, Renessans, barokko, klassitsizm [Town-planning art of Belarus of the second half of XVI - the first half of

the 19th century: medieval heritage, Renaissance, baroque, classicism]. Minsk: Belorusskaya nauka. 2005. 375 p.

5. Aleksander K., Isikava S., Silverstain M. Yazyk shablonov. Goroda. Zdaniya. Stroitel'stvo [Yazyk of templates. Cities. Buildings. Construction]. Moscow: Izd-vo Studii Artemiya Lebedeva. 2014. 1096 p.

6. Belarusy y fotazdymkakh Isaka Serbava. 1911-1912 = The Belarusians in the photos by Isaac Serbau = Baltarusiai Isaco Serbovo metj fotografijose / sklad., ayt. Ustup. Artykula V.A. Labacheyskaya; redkal. : T.U. Byalova (gal. red.) [i insh.]. Minsk: Belarus. Entsykl. imya P. Broyki. 2012. 456 p.

7. Bogdanov S.S., Petrov A.N., Sigov V.I. Strategiya sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya raionnykh tsentrov Rossii [Strategy of social and economic development rayonknykh of centers of Russia]. Moscow: Press-servis, 1997. 152 p.

8. Geil Yan. Goroda dlya lyudei [The cities for people]. Moscow: Al'pina pablisher. 2012. 276 p.

9. Ikonnikov A.V. Arkhitektura goroda: Esteticheskie problemy kompozitsii [City architecture: Esthetic problems of composition]. Moscow: Izdatel'stvo literatury po stroitel'stvu. 1972. 216 p.

10. Lebedev V.V. Zametki o prostranstvennoi i esteticheskoi sushchnosti arkhitektury [Notes about a spatial and esthetic entity of architecture]. Moscow: Stroyizdat. 1994. 256 p.

11. Malye goroda Belarusi: posobie proektirovshchiku / Ministerstvo arkhitektury i stroitel'stva Respubliki Belarus', Nauchno-proektnoe respublikanskoe unitarnoe predpriyatie «BelNIIPgradostroitel'stva»; [E.N. Klevko i dr.]. Minsk: Minsktipproekt. 2006. 192 p.

12. Sokolov L.I. Tsentr goroda - funktsii, struktura, obraz [The downtown - functions, structure, an image]. Moscow: Stroyizdat. 1992. 352 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.