Научная статья на тему 'Православные Братства Среднего Поволжья второй половины xix - начала XX вв. (к проблеме религиозных отношений)'

Православные Братства Среднего Поволжья второй половины xix - начала XX вв. (к проблеме религиозных отношений) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
331
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БРАТНИЧЕСТВО / ЕПАРХИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Православные Братства Среднего Поволжья второй половины xix - начала XX вв. (к проблеме религиозных отношений)»

---------- СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ

УДК 301:267

М.Ю. Решетова* ПРАВОСЛАВНЫЕ БРАТСТВА СРЕДНЕГО ПОВОЛЖЬЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX - НАЧАЛА XX вв. (К ПРОБЛЕМЕ РЕЛИГИОЗНЫХ ОТНОШЕНИЙ)

На Среднем Поволжье, начиная с 60-х гг. XIX в., плодотворную деятельность развернули православные миссионерские, просветительские и благотворительные братства.

Наиболее известные из них - Казанское Братство Свт. Гурия, Симбирское Братство Трех Святителей, Пензенское Братство Пресвятой Богородицы, Саратовское Братство Св.

Креста и Самарское Братство Свт. Алексия Митрополита. Последовательная, социально направленная деятельность внесословных братств в епархиях Среднего Поволжья - это значимая страница в истории взаимоотношений Русской Православной церкви и общества.

Ключевые слова: братничество, епархия.

Традиции миссионерства, просветительства и благотворительности православного братничества, восходят к XVI столетию - ко времени сложных политических взаимоотношений Польши, Литвы и Москвы, конфронтации православия и католицизма на обширной территории Речи Посполитной. Плодотворному подъему православной культуры способствовали, прежде всего, мирские слои городского общества - мещане и купцы. «Они издавна организовывали около [православной] церкви свои [цеховые] братства и теперь ... расширили свою деятельность, культивируя школьное просвещение» [1. С.744]. Вслед за Львовским Успенским и Виленским Троицким Братствами, первыми, в обновленных «Уставах», поставившими просветительские задачи, православное духовное движение братчиков охватило Брест, Киев, Минск, Могилев, Слуцк...

* © Решетова М.Ю., 2008

Решетова Марина Юрьевна (marir@avtograd.ru), кафедра истории, философии и социологии Самарского муниципального института управления, 443084, Россия, г. Самара, ул. Стара Заго-ра, 96.

Православные Братства Среднего Поволжья в 60 - 70-х гг. XIX века. В регионе Среднего Поволжья, границы которого включали полностью или частично Казанскую, Симбирскую, Самарскую, Пензенскую и Саратовскую епархии, история православных Братств начинается в конце 60-х гг. XIX века. Основанием этому послужил документ «Основные правила о православных церковных братствах и положение о приходских попечительствах при православных церквах», высочайше утвержденный в 1864 г. Согласно официальной статистике в России, в период 1864 - 1880 гг. действовало 63 епархиальных Братства, преимущественно миссионерских и благотворительных [2. С.375]. Миссионерская деятельность православных Братств в 70-е гг. XIX в. отслеживалась Комитетом Всероссийского Православного Миссионерского Общества (1870 г.), находящегося под покровительством Императрицы Марии Александровны, супруги Государя Императора Александра II. Общество координировало действия Братств, обращаясь, при необходимости в Святейший Правительствующий Синод и оказывало Братствам посильную материальную помощь. Так, в конце 70-х гг. XIX в., Комитет Православного Миссионерского общества субсидировал Ставропольское Братство Св. ап. Андрея Первозванного, поставившего своею целью «обращение в православную веру калмыков-язычников, татар и осетин-магометан» и работу Переводческой Комиссии при Казанском Братстве Свт. Гурия, по изданию книг на различных языках народов Российской империи [3. С.287].

На Среднем Поволжье, в Казанской епархии, в числе первых открывается миссионерское «противораскольничье» Братство во имя Свв. Равноапп. Кирилла и Мефодия, первоучителей Словенских (1866 г.), при Чистопольском Николаевском соборе. Население торгового уездного города Чистополя в 1860 г. составляло более 10 тыс. человек: русские (74,6%) - православные и старообрядцы и татары-мусульмане. Отметим, что старообрядцев в Казанской епархии, по данным середины XIX в., насчитывалось более 9 тыс. человек, что составляло 0,58% от всего населения епархии [4. С.23]. Недолгая история Чистопольского Кирилло-Мефодиевского Братства показала, что развитие движения православного братничества в Казанской епархии будет поддержано губернскими и епархиальными властями.

В 50-60 гг. XIX в. в Среднем Поволжье, сложилась ситуация массового перехода новокрещёных татар в ислам, исторически обусловленная поражением России в Крымской войне 1853 - 1856 гг. Так, в Чистопольском уезде, по данным 1858 г., оказалось самое большое в епархии количество «отпавших в магометанство» - 970 человек мужского пола. В 1866 г. управляющим Казанской кафедрой был назначен просвещенный архиепископ Антоний (Амфитеатров), служивший в западных областях Российской империи и утвердивший просветительские традиции православного братничества в Поволжье. По его благословению, при Казанском Благовещенском кафедральном соборе открывается Братство Свт. Гурия Казанского. Масштабная цель учрежденного в 1867 г.

Братства - «просвещение инородцев светом православной веры», основные формы деятельности - «открытие инородческих школ» и «распространение среди инородческого населения духовно-нравственных книг на местных наречиях» [5.С.203]. Данные за 1860 г. свидетельствуют, что из 1,570 тыс. жителей Казанской епархии более 882 тыс. составляли народы Поволжья; 495 тыс. из них, официально, числилась православными [6. С .110-111]. Среди них чуваши (67,9%, от всех крещеных поволжских народов Казанской епархии), марийцы (17,8%), старокрещеные татары (6,6%), новокрещеные татары (2,3%), мордва (3,8%), удмурты (1,6%).

В ведении Братства Свт. Гурия находилась Особая Переводческая комиссия при Совете Братства (1876 г.), Миссионерский приют для подготовки миссионеров из числа воспитанников духовных учебных заведений (1875 г.), Казанская Центральная крещено-татарская школа (1864 г.) и другие образовательные учреждения в Казанской епархии и за ее пределами. Среди них - инородческая (чувашская) церковно-приходская школа в селе Туарма Самарской епархии, открытая в 1879 г. по благословению самарского епископа Серафима (Протопопова). Школа содержалась на пожертвования членов Самарского отделения Всероссийского Православного Миссионерского общества. Учителями, преподававшими в младшем отделении школы на чувашском языке, были выпускники Казанской инородческой учительской семинарии. В Туарминской школе находилась прекрасная библиотека, насчитывающая 911 экземпляров книг на русском и чувашском языках, более 160 из них были присланы в дар школе директором Казанской инородческой учительской семинарии, братчиком Н.И. Ильминским [8. С.1405].

История православных Братств Симбирской епархии восходит к 1868 г., когда при церкви Симбирской губернской мужской гимназии было открыто благотворительное Братство Прп. Сергия, игумена Радонежского. В Саратовской епархии, усилиями епископа Ионникия (Руднева) одним из первых в 1866 г. открывается миссионерское «противораскольничье» Братство Св. Креста при Саратовской Духовной семинарии. Оно имело миссионерские станы в епархии, ставшие со временем уездными отделениями Братства; таким был, например, миссионерский стан в с. Барановке Вольского уезда «зараженного духом раскола». Деятельность Братства Св. Креста, в дальнейшем, приобретет поистине масштабный характер, о чем свидетельствуют архивные документы [9]. При Совете Братства активно начинают действовать миссионерский, духовно-просветительский, благотворительный отделы, функционируют библиотека, типография, приют с ремесленной школой и пр.

Православные Братства Среднего Поволжья в конце XIX - начале XX вв. После Высочайшего утверждения документа «Правила о церковно-приходских школах» (1884 г.), количество православных братств значительно возрастает и официальная статистика за период 1881-1890 гг. сообщает об открытии в Российской империи 76 новых Братств [2. С.375]. В Симбирской епархии с благо-

творительными целями учреждается Братство Св. Мироносицы равноап. Марии Магдалины (1875 г.) при Мариинской женской гимназии, в приходских храмах города Симбирска - Братство Свт. Николая Чудотворца (1875 г.) и Братство Св. Равноап. князя Владимира (1880 г.). Особая роль принадлежит Братству Трех Святителей при церкви Симбирской Духовной семинарии, основанному в 1879 г., с благотворительными целями. Заботами епископа Вар-сонофия (Охотина) приоритетными для Братства и его уездных отделений становятся дела православной миссии и духовного просветительства - организация народных чтений религиозно-нравственного содержания, поддержка церковно-приходских, в том числе инородческих, школ, оказание материальной помощи бедным воспитанниками семинарии - будущим миссионерам [5. С.804].

В 1898 г. в Симбирской епархии открывается просветительское Свято-Духовское Братство при приходском храме с церковно-приходской чувашской (Яковлевской) школой, а в 1903 г. - Братство во имя Свв. Равноапп. Кирилла и Мефодия, первоучителей Словенских при Симбирском Духовном училище. В начале XX в., были также открыты - Братство Свят. блгв. князя Александра Невского (1909 г.), Братство Законоучителей Симбирской епархии (1914 г.). У основанного в 1915 г. Свято-Троицкого Братства была особая миссия - способствовать укреплению Алатырского викариатства. Православные Братства второй половины XIX - начала XX вв. при сельских храмах Симбирской губернии носили преимущественно миссионерский характер. При церкви села Промзино Алатырского уезда - действовало Братство Свт. Николая Чудотворца, в Арской Слободе Симбирского уезда - Братство Сщмч. Харлампия, в селе Черкасские Сыресь Алатырского уезда - Братство во имя Свмч. Киприана, еп. Карфагенского [10].

В Самарской епархии, 12 февраля 1892 г. по благословению епископа Владимира (Богоявленского) открывается духовно-просветительское Братство во имя Свт. Алексия, митрополита Московского. Это было начало последующей, 25-летней плодотворной деятельности братчиков, включавшей заботу о просвещении народа через церковные школы, организацию библиотек для народного и детского духовно-нравственного чтения, издание «Самарских епархиальных ведомостей» и других печатных трудов [11. С.225]. В городе Самаре в конце XIX - начале XX вв. действовали благотворительные Братства: приходское Братство Свт. Алексия Митрополита, при Успенской церкви, Братство Введения во храм Пресвятой Богородицы, при храме Самарского епархиального женского училища. В Самарской епархии имелись также миссионерское «противораскольничье» Богородицкое Братство при церкви с. Александров Гай Новоузенского уезда и выросшее из Общества трезвости, организованного в 1891 г. просветительское и благотворительное Михаило-Архангельское Братство при церкви с. Берёзовый Гай Самарского уезда.

В Пензенской епархии история православного братничества начинается с миссионерского «противораскольничьего» Братства Свт. Николая Чудотворца, открытого в 1884 г. при Николаевской единоверческой церкви с. Поим Чембарского уезда. Одним из самых известных в епархии было миссионерское и просветительское Пензенское Братство во имя Пресвятой Богородицы, учрежденное в 1885 г. в память о пензенском епископе Иннокентии (Смирнове). Братство ставило перед собой масштабные цели - просвещение православной верой поволжских народов, воздействие на раскольников для воссоединения их с православной церковью, а также исполняло функции епархиального Училищного совета, надзирая за церковными школами [12. С.212]. При церкви «Тихоновского» Духовного училища г. Пензы, с благотворительными целями, открывается Братство во имя Свт. Тихона, Задонского чудотворца (1903 г.).

Подводя итоги, сделаем вывод, что во второй половине XIX - начале XX вв. усилиями Русской Православной церкви была создана целостная, общественно значимая система миссионерства, просветительства и благотворительности. Опыт работы православных Братств обобщался и транслировался в средствах православной периодической печати. Традиции православного вне-сословного братничества с его высокими целями и делами, творимыми во благо общества, были искоренены в последующие годы разрушений и репрессий. Но вместе с переменами, произошедшими в российском обществе в конце XX - начале XXI вв., начинает возрождаться и православное братничество. Так, в Казанской и Самарской епархиях с начала 90-х гг. XX в. действуют воссозданные Казанское Братство Свт. Гурия (1991 г.) и Самарское Братство Свт. Алексия (1993 г.), главной целью которых стали обращение к богатейшей истории России и Русской Православной церкви, возрождение православной духовной культуры и просветительство.

Библиографический список

1. Карташев, А.В. История Русской церкви / А.В. Карташев. - М.: Эксмо-Пресс, 2000. - Т. 1. - 848 с.

2. Литвак, Б.Г. Русское православие в XIX в. / Б.Г. Литвак // Русское православие: вехи истории / науч. ред. А.И. Клибанов. - М.: Политиздат, 1989.

3. Самарские епархиальные ведомости. - 1879. - №3, неоф. часть.

4. Памятная книжка Казанской губернии на 1861 и 1862 год. - Казань, 1862.

5. Церковные ведомости. - 1891. - №25, прибавление.

6. Таймасов, Л. Этноконфессиональная ситуация в Казанской губернии накануне буржуазных реформ / Л. Таймасов // Новая волна в изучении этнополитической истории Волго-Уральского региона: сборник статей / под ред. К. Мацузато. - Sapporo: Slavic Research Center, Hokkaido University, 2003. - С. 110-111.

7. Ильминский, Н.И. Об образовании инородцев посредством книг, переведенных на их родной язык / Н.И. Ильминский // Православное обозрение. - 1863. - №10. -С. 136-141.

8. Самарские епархиальные ведомости. - 1893. - №7, неоф. часть.

9. Государственный архив Саратовской области. - Ф. 605, 2 оп., 115 ед.хр. - 1866, 1875 - 1876, 1893 - 1898, 1913 - 1917 гг.

10. Государственный архив Самарской области. - Ф. 208. - Оп. 1. - Д. 12. - Л. 2 - 42.

11. Решетова, М.Ю. Духовно-просветительская традиция Самарского епархиального Алексиевского братства / М.Ю. Решетова // Сборник статей по результатам работы региональной научно-технической конференции. - Тольятти: ТГУ, 2005.

12. Никонов, А.Б. Иннокентиевское просветительское Братство во имя Пресвятой Богородицы / А.Б. Никонов // Пензенская энциклопедия / гл. ред. К. Д. Вишневский. -М.: Большая Российская энциклопедия, 2001. - С. 212-213.

M.Yu. Reshetova

THE ORTHODOX COMMUNITIES OF THE MIDDLE VOLGA REGION AT THE LATER HALF OF THE XIX - THE BEGINNING OF THE XX CENTURIES (TO THE PROBLEM OF RELIGIOUS RELATIONS)

Beginning from the 60 years of the XIX century the Orthodox missionary, enlightment ant charity communities extended their fruitful activities in the region of Middle Volga. The most famous among them were the Community of Saint Guriy of Kazan, the Community of the Most Holy Mother of God of Penza,

The Saratov Community of the Cross and the Samara Community of Saint Alexiy Metropolitan. The consistent socially-aimed activities of the non-class Communities in the eparchies of Middle Volga represent a very significant page in the history of relations between the Russian Orthodox Church and the society.

Key words: Brotherhood, eparchy.

Статья принята в печать в окончательном варианте 16.06.08 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.