Вестн. Моск. ун-та. Сер. 21. Управление (государство и общество). 2019. № 1
Е.в. Короплясова
православное молодежное движение в россии: исторические предпосылки и современные особенности развития
В статье рассматриваются исторические предпосылки и современные особенности развития православного молодежного движения в России. Отмечается, что прообразом современных православных молодежных организаций (ПМО) во многом послужили объединения, возникавшие в России накануне революции и в первые послереволюционные годы, продолжившие затем свою деятельность в условиях эмиграции, в частности, Братство Святой Софии. Данную организацию отличали черты, характерные и для современных ПМО, которые сочетают активную социальную работу с опорой на самостоятельную инициативу участников и с каноническим принципом подчинения священноначалию.
Ключевые слова: православное молодежное движение, молодежное объединение, Русская Православная Церковь, православие, Братство святой Софии.
The article considers the historical background and modern features of the Orthodox youth movement in Russia. It is noted that prototype of the modern Orthodox youth movement were associations, aroused in Russia on the eve of the Revolution and first post-Revolution years and continued their activities in emigration (particularly, the Brotherhood of St. Sophia). Features, typical for the Orthodox youth movement: combination of active social work, reliance on detached initiative of members with canonic principle of subordination to the hierarchy.
Key words: Orthodox youth movement, youth association, Russian Orthodox Church, Orthodoxy, the Orthodox Brotherhood of St. Sophia.
Глубокий духовный кризис современного общества, наличие большого количества проблем морального характера побуждают общественных деятелей, публицистов и ученых обращаться в наши дни к изучению опыта социальной работы, духовно-просветительской и воспитательной деятельности традиционных конфессий. В нашей стране крупнейшей из таких конфессий является Русская
Короплясова Екатерина Валерьевна — главный специалист-эксперт отдела международного сотрудничества Департамента международного сотрудничества и связей с общественностью Министерства просвещения Российской Федерации; е-mail: [email protected]
Православная Церковь (РПЦ). ХХ в., особенно послереволюционный период, стали трагической страницей в истории РПЦ, когда множество клириков и православных мирян было вынуждено бежать из страны, составив значительную часть эмиграции первой волны. Религиозная принадлежность во многом была основой социальной консолидации людей, оказавшихся за пределами страны, сохранения ими своей национальной идентичности. Отечественные и зарубежные ученые часто обращались к истории русского зарубежья, однако мимо их внимания прошел такой важный аспект, как организация православного молодежного движения в эмиграции, влияние данного опыта на определение основных принципов работы современной РПЦ с молодежью.
В настоящее время православное молодежное движение, являющееся органическим продолжением духовно-воспитательной деятельности РПЦ, представляет собой заметное явление конфессиональной молодежной политики и общественной жизни России1. Данное движение включает в свой состав большое количество православных молодежных объединений (далее — ПМО), действующих под эгидой Церкви. ПМО — это добровольное некоммерческое формирование, действующее с разрешения («благословения») православного духовенства, созданное православными молодыми людьми, объединившимися на основе общности интересов для реализации общих целей.
Развитие православного молодежного движения опирается на определенные исторические традиции. Предреволюционный период в истории России был отмечен подъемом общественного движения, в том числе в сферах, связанных с деятельностью Церкви, появлением большого количества объединений, кружков, братств и сестричеств, религиозно-философских собраний2. В деятельности подобных объединений участвовали представители духовенства, интеллигенции, студенчества, общественные и политические деятели, ученые, публицисты. В рамках происходившего в стране общественного подъема складывались предпосылки для формирования и собственно молодежного православного движения.
Православная церковь, ее иерархия и клир уделяли в это время все больше внимания работе с молодежью, с учащимися светских и духовных учебных заведений, активно используя различные
1 Елишев С.О. Молодежь как объект социализации и манипуляций: Монография. М.: МАКС Пресс, 2013. С. 184.
2 Кейдан В. На путях к земному граду // Взыскующие града. М., 1997. С. 18.
формы духовно-просветительской и социальной работы. Среди них — организация чтений исторического содержания, духовных концертов, лекций и занятий по предметам прикладного характера, открытие читален с продажей и бесплатной раздачей литературы, в годы Первой мировой войны — организация сбора средств для раненых3. В рамках инициированного властями трезвеннического движения Святейший Синод в 1912 г. предписал создавать в духовных учебных заведениях кружки трезвой молодежи4. Возникали в разных городах страны и другие кружки православной молодежи5.
Некоторые объединения, возникшие в конце XIX — начале ХХ в., во многом предвосхитили с точки зрения своей организационной структуры и направлений деятельности современные формы социальной работы Церкви и православного молодежного движения. Примечательным для своего времени явлением было, в частности, Крестовоздвиженское православное трудовое братство, созданное в 1890 г. помещиком Черниговской губернии Н.Н. Неплюевым. Создатель братства занимался воспитанием трудных подростков и детей из малоимущих семей, создав для них нечто вроде интерната. Опыт своей деятельности Неплюев описал в книге, посвященной вопросам устройства трудовых братств6.
Определенный вклад в общественную жизнь России внесло скаутское движение, созданное при поддержке императора Николая II в 1909 г. по образцу английской организации, возглавляемой Р. Ба-ден-Пауэллом. Это движение в России просуществовало недолго, вскоре после 1917 г. оно было упразднено. Более заметным явлением стали Русское студенческое христианское движение (РСХД) и Братство Святой Софии. Данные структуры были созданы незадолго
3 Слотин В.Е., Слотина Н.Н. Роль русской православной церкви в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения в начале ХХ в. (на материалах Вятской губернии) // Вестн. Челябинского гос. педагогического ун-та. Челябинск, 2011. № 10. С. 142.
4 Матюхина О.А., Дзюбан В.В. О некоторых направлениях работы с молодежью российского православного духовенства в конце XIX — начале XX веков // Исторические науки и археология. Вестн. КГУ им. Н.А. Некрасова. Кострома, 2016. № 1. С. 18.
5 Федирко О.П. Деятельность молодежных организаций на Дальнем Востоке (1918-1922) // Вестн. Бурятского гос. ун-та. Улан-Удэ, 2010. № 7. С. 37; Шорнов А.С., Максимова О.Г. Православное воспитание учащейся молодежи в Чувашии во второй половине XIX — начале XX века // Вестн. Чувашского гос. педагогического ун-та им. И.Я. Яковлева. Чебоксары, 2017. № 3 (95), Ч. I. С. 187.
6 Неплюев Н.Н. Трудовые братства. Могут ли далее обходиться без них Церковь и христианское государство и как их осуществить. Лейпциг, 1893.
до революции или вскоре после нее, однако широкое развитие их деятельность получила за пределами России. Они сыграли важную роль в жизни русской эмиграции, дали импульс к развитию многосторонней деятельности, связанной с жизнью молодежи7.
Подобному развитию событий способствовало то обстоятельство, что значительная часть интеллигенции, оказавшейся после революции вне России, принимала до революции активное участие в работе действовавших в то время религиозных объединений, собраний, союзов. В эмиграции, в условиях иноконфессионального окружения, религиозная принадлежность становилась для этих людей — как и для эмиграции в целом — важнейшим средством самоидентификации, одной из основ сохранения национального самосознания8. Стремясь передать традиции национальной культуры молодому поколению, представители диаспоры уделяли особое внимание роли религиозного элемента в воспитании детей и молодежи.
Значительный вклад в развитие молодежного движения в эмиграции внес известный ученый, философ, психолог и педагог В.В. Зеньковский, до революции являвшийся одним из руководителей Киевского религиозно-философского общества. В 1921 г. Зеньковский возглавил РСХД, а в 1927 г. стал одним из создателей «Религиозно-педагогического Кабинета работы с православной молодежью». Основной целью Кабинета явилось объединение верующих педагогов, проработка и внедрение в жизнь методов и принципов религиозного воспитания9. Религиозная составляющая рассматривалась как важнейшая основа укрепления патриотических начал в сознании молодежи10. Зеньковский подчеркивал, что в тяжелейших условиях существования русской диаспоры — неустроенности большого количества семей, социальной незащищен-
7 Ребиндер Ю. Специфика социального служения членов французского округа студенческого христианского движения // Вестн. Православного Свято-Тихоновского гуманитарного ун-та. Сер. 4. Педагогика. Психология. М., 2010. Вып. 3 (18). С. 114-115.
8 Лычковская Н.В. Социально-педагогическая работа Русского зарубежья в Париже в 1919-1938 гг. // Вестн. ПСТГУ IV: Педагогика. Психология. 2010. Вып. 4 (19). С. 126.
9 Там же.
10 Степанов Н.Ю. Православные основы системы образования в Русском Зарубежье в 1920-1930-е гг. // Исторический вестн. Научный журнал. М., 2000. № 9-10. URL: http://www.vob.ru/public/bishop/istor_vest/2000/5-6_9-10/1_22.htm (дата обращения: 24.07.2018).
ности и разобщенности многих русских православные молодежные организации дают возможность для проведения воспитательной работы среди подростков и молодых людей11.
В 1923 г. в г. Пшеров (Чехия) состоялся съезд русских студенческих кружков, на котором среди прочих выступил известный церковный и общественный деятель, последний обер-прокурор Синода А.В. Карташёв. Вдохновленный присутствием большого количества талантливой, религиозно настроенной молодежи, Кар-ташёв призвал делегатов к активизации социальной работы. При этом оратор сослался на пример Католической церкви, активно учреждающей организации для развития социальной, творческой активности молодых людей12. В ходе работы съезда прозвучало предложение возродить деятельность Братства Святой Софии, созданного в Петрограде в 1918 г.13
Съезд утвердил решение о воссоздании братства. Общество русских студенческих кружков в Праге признало себя его отделением. В деятельности братства, просуществовавшего до 1941 г., приняли участие такие выдающиеся интеллектуалы русского зарубежья, как В.В. Зеньковский, Г.Н. Трубецкой, С.Л. Франк, Н.О. Лосский, Г.В. Флоровский, Г.В. Вернадский, П.А. Остроухов и др. Позже его участниками стали и другие известные русские религиозные мыслители, и богословы — о. Киприан (Керн), о. Николай Афанасьев и др. Члены братства, уделявшие большое внимание духовно-просветительским начинаниям, называли себя союзом «активных работников церковно-богословского просвещения и церковно-общественного делания»14. Разворачивая свою деятельность на территории европейских стран, где с середины XIX в. активно действовали различные молодежные конфессиональные организации или союзы15, члены Братства Святой Софии стремились развивать и внедрять в жизнь формы православно-ориентированной просветительской работы с подростками и молодежью, отвечавшие условиям своего
11 Ребиндер Ю.И. Указ. соч. С. 127.
12 Зеньковский В. О братстве Св. Софии в эмиграции // Братство Святой Софии: Материалы и документы, 1923-1939. М.: Русский Путь. Париж: УМСЛ-РЯБ88, 2000. С. 18.
13 Там же. С. 51.
14 Протокол Ьго собрания Совета Братства св. Софии — Премудрости Божией, 28 января / 2 февраля 1924 г. (Прага) // Братство Святой Софии. С. 17.
15 Вовенда А.В. Молодежные организации: их влияние на мировую политику // Вестн. Моск. гос. института международных отношений. Мировая политика. М., 2013. № 2 (29). С. 58.
времени. Содействие начинаниям русских студенческих религиозных кружков (или, как тогда говорили, «студенческому религиозному движению»16) занимало важное место в деятельности Братства.
Обратимся к анализу протоколов собраний Братства, материалы которого содержатся в сборнике мемуаров участников данного общества, вышедших под редакцией Н.А. Струве, внука известного политика и общественного деятеля П.Б. Струве (являлся участником Братства).
Возрождая Братство Святой Софии, его учредители сочли необходимым отметить в проекте устава следующее: «Находясь в полном каноническом подчинении высшей и епархиальной церковной власти, Братство действует с ее благословения и под ее контролем». В уставе также указывалось, что во главе братства должно стоять священно-иерархическое лицо, избираемое бессрочно поначалу членами-учредителями, а впоследствии Советом Братства и утверждаемое церковной властью.
Указанные положения представляют интерес не только с точки зрения исторического анализа, но и в свете современных тенденций развития православного молодежного движения. Практический опыт показывает, что деятельность православного общественного объединения вне связи со священноначалием РПЦ не имеет смысла и, более того, ведет к ряду проблем. Подавляющее большинство ПМО созданы при храмах, то есть действуют под руководством или с разрешения настоятеля прихода или духовника молодежного объединения. Подобный порядок деятельности ПМО зафиксирован в официальных документах РПЦ, разработанных в 1990-е — начале 2000-х гг. и до настоящего времени являющихся руководством для епархиальных руководителей, организаторов и активистов молодежных объединений.
Подтверждая необходимость канонического подчинения священноначалию, и одновременно — активного развития социальной работы, председатель Братства Святой Софии иерей Сергий Булгаков говорил на совещании в 1924 г.: «Наша основная задача — послужить церкви, войти в ее жизнь, и основной предпосылкой нашего вступления в Братство является глубокое смирение, сознание личной слабости перед лицом великих задач, стоящих перед нами. Но пусть это смирение не подменяется ни в нас, ни в ком другом — духовной трусостью, холодностью сердечной,
16 Протокол III заседания 2 августа / 20 июля 1924 г. // Братство Святой Софии. С. 69.
пассивностью... Живя в церкви и питаясь ею, мы сохраняем сознание, что в жизни своей мы не осуществляем все возможности того сближения, к которому зовет церковь. Ведь можно, будучи в храме единомысленными, в жизни быть греховно чуждыми друг другу, до ужаса быть разобщенными17.
Члены кружков молодежи и студентов за границей постоянно проводили практические занятия и мероприятия в рамках таких структур, как кружки любителей церковного пения и чтения, любителей иконописи, попечения о местной церкви, занимались заботой о больных и неимущих, миссионерской работой и т.д. Главным при этом все же являлась «не внешняя деловая исполнительность, а внутреннее возрастание в вере и любви»18. В те годы было ясно (как это ясно и сейчас), что деятельность молодых людей при храме в рамках ПМО не является просто развлечением, формой досуга, она должна быть нацелена на воцерковление и удовлетворение духовных потребностей человека посредством служения обществу и Богу.
Отметим, что современные исследователи высоко оценивают такие формы общественной деятельности православной молодежи, как социальная работа («социальное служение», в церковной терминологии), добровольчество. Выступая в качестве одной из форм православного воспитания, социальное служение позволяет молодым людям самореализоваться, раскрыть себя в кругу единомышленников, что способствует личностному развитию человека19. Многообразие направлений деятельности ПМО, форм и механизмов реализации различных программ и проектов, поддерживаемых православными молодежными объединениями20, позволяет молодежи раскрыть свой потенциал в разных сферах.
Слова иерея Сергия, сказанные в 1924 г., не утратили актуальности и в наши дни, находят применение в современной деятельности
17 Протокол совещания членов Братства во имя св. Софии 14/27 марта 1924 г. (Прага) // Братство Святой Софии. С. 19.
18 Рогунов С.В. Православно-ориентированая социально-воспитательная и духовно-просветительская работа с молодежью по месту жительства. М.: ГУ НМЦ СВР ДСМП, 2011. С. 116.
19 Топилина Н.В. Религиозный поиск молодежи в постсоветской России: Дисс. ... канд. филос. наук. Ростов-на-Дону, 2009. С. 3; Волжина О.И. Добровольческое служение молодежи в российском Государственном Социальном Университете // Развитие добровольческого служения российской молодежи. М., 2008. С. 14.
20 Родина О.А. Молодежные общественные объединения в современной России: социологический анализ эффективности: Дисс. ... канд. социолог. наук. Екатеринбург, 2006. С. 164.
Церкви. В одном из выпусков цикла телепередач «Слово пастыря» патриарх Кирилл осенью 2017 г. подверг критике священноначалие, отмечая недостатки его работы с молодежью. «Если мы сегодня не будем трудиться по-новому, — отметил патриарх, — мы завтра будем молиться в пустых храмах. Потому что те искушения, которые испытывает наша молодежь, ни с чем не сравнимы... Для того чтобы спасти молодежь, мало служить в храмах литургии, всенощные, обедни и панихиды. Нужно идти к ним, нужно иди в школы. Я уже не говорю о работе с молодежью. Все это должно не формально исполняться, не по приказу, а по искреннему желанию в первую очередь настоятелей и духовенства. Вот тогда у нас изменится очень многое не только в приходской жизни, а в жизни нашего народа»21.
Если говорить о документах, на основе которых строится деятельность Церкви в среде молодежи, то главным из них к настоящему времени является «Концепция молодежного служения РПЦ», которая была принята на Архиерейском соборе в 2000 г. Концепция стала первым официальным документом, определяющим политику РПЦ в отношении молодого поколения, находящегося в лоне Церкви и вне ее границ. Документ предлагает учитывать в ходе социальной работы личностные, индивидуальные и возрастные характеристики молодых людей, а также личные и нравственные качества организаторов ПМО. В целом концепция, так или иначе, учитывает исторический опыт, накопленный в ходе деятельности православных общественных объединений. Согласно концепции, молодой человек должен восприниматься как «активная личность, которой Церковь помогает раскрыться в церковном делании», во главу угла ставится воцерковление и удовлетворение духовных потребностей молодого человека посредством служения обществу, государству и Богу22. В христианстве этот процесс обязательно должен протекать под руководством духовных учителей. И максимально эффективный результат может быть достигнут «при наличии опытного наставника, который уже достиг цели или, по крайней мере, значительно преуспел в ее достижении»23. Следует
21 Кирилл, патр. Слово Пастыря / запись от 7 октября 2017 г. // Первый канал: программы. URL: https://www.1tv.ru/shows/slovo-pastyrya/vypuski/slovo-pastyrya-vypusk-ot-07-10-2017 (дата обращения: 28.10.2017).
22 Тулупов В., прот. Ты выбираешь: молодым о смысле жизни. М.: Московская Патриархия Русской православной Церкви, 2012. С. 158.
23 Логиновский С.С. Специфика святоотеческой гносеологии. Челябинск: Энциклопедия, 2010. С. 115.
отметить, что, по мнению ряда современных ученых, молодежное движение нужно рассматривать как способ «самодеятельного участия молодежи в процессе смены и преемственности поколений, освоения и реализации своей социальной субъектности в соответствии с реальным и желаемым социальным статусом»24. Однако такая формулировка применима скорее к светским организациям. Молодежные структуры и объединения, которые основываются на религиозных идеях, не считают возможным работать на началах безусловной самостоятельности. Напротив, они действуют с разрешения, под наблюдением духовенства.
В последнее время разработано большое количество теоретических и методических материалов, которые используются в качестве практического руководства для активных участников ПМО, организаторов разных направлений их деятельности. Ярким примером служат учебно-методические издания, посвященные особенностям миссионерской деятельности, методике создания приходских молодежных кружков по изучению Священного Писания. Например, составленные А. Одайским рекомендации по созданию и развитию православных молодежных объединений, предназначенные различным целевым аудиториям, обобщают опыт нескольких лет работы межрегиональной молодежной общественной организации «Общее дело»25. В книге «Православно-ориентированная социально-воспитательная и духовно-просветительская работа с молодежью по месту жительства» проанализированы методы работы с молодежными активистами, представлены рекомендации по созданию проектов, связанных с изучением Священного Писания26. Такие проекты могут реализовывать различные организации — православное молодежное объединение, образовательный молодежный библейский лагерь по подготовке ведущих православных молодежных кружков по изучению Священного Писания и другие структуры. В книге содержится также инструкция по подготовке бесед и лекций миссионерского характера, а также другая информация, обобщаю-
24 Луков В.А. Теории молодежи: междисциплинарный анализ. М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2012. С. 444.
25 Одайский А. Рекомендации по созданию и развитию православных молодежных братств. М.: Versailles, 2010. С. 54.
26 Старостенков Н.В. Наследие Отцов Церкви и его роль в формировании духовных ценностей молодежи // Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. Научный журнал на тему: Общественные науки в целом, Философия, История. Исторические науки, Социология, Демография. Австрия, Вена: «East West» Association for Advanced Studies and Higher Education GmbH, 2015. С. 50.
щая наиболее интересный и успешный опыт работы молодежных объединений последних лет. Автор книги, сотрудник Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи С.В. Рогунов, в настоящее время занимает должность заместителя директора Школы молодежного служения по учебно-методической работе27. Заслуживает внимания также работа протоирея Александра Пелина, который изучил опыт деятельности современных православных молодежных организаций, опираясь на теоретические разработки в сфере технологии менеджмента и применяя математические методы анализа деятельности ПМО28.
Подводя итог, следует подчеркнуть, что современные ПМО, с точки зрения принципов их организации и основных направлений деятельности, во многом схожи со структурами, действовавшими в России начала ХХ в., а затем в эмиграции. Каноническое подчинение священноначалию, совместная деятельность членов общества, активная социальная работа, неформальное общение с духовенством — все эти черты характерны для современных православных молодежных организаций, молодежной работы РПЦ. В начале ХХ в. характер православной молодежной работы был в основном однонаправленным, т.к. рассматривал молодежь в качестве «объекта» воспитательного процесса, в то время как современная молодежная политика Церкви учитывает, тот факт, что молодежь является определенной «движущей силой общественного развития»29. Разумеется, в наши дни ПМО опираются на большое количество методических разработок, инструкций по эффективной подготовке специалистов в области молодежной работы, активистов молодежных объединений, по совершенствованию проектной деятельности или организации различных направлений социальной работы. Повышение роли Церкви сегодня способствует не просто решению миссионерских задач, привлечению молодежи к Церкви путем создания религиозно ориентированного образовательного пространства и организации досуга молодых людей. Оно также дает возможность оказать просветительское и воспитательное воздействие на подрастающее поколение, привить ему христианские
27 Рогунов С.В. Указ. соч.
28 Пелин А., Григорьев Н.В. Маркетинг и менеджмент в православных НКО: анализ, стратегия, осуществление. Саранск, 2011. С. 12.
29 Потемкин В.К. Молодежь. Общественная среда. Православие: информационно-аналитический обзор. СПб, Санкт-Петербургская Акад. упр. персоналом. 2008. С. 103.
ценности и общечеловеческие нормы поведения, способствует развитию общественно полезных навыков и творческого потенциала в его среде. Молодежь — социально уязвимая социальная группа, она, по мнению многих ученых, больше других страдает от экономических и социальных кризисов30. Вместе с тем, за ней — будущее страны. С этой точки зрения деятельность Церкви по отношению к молодежи, опирающаяся на апробированную веками систему ценностей, способная противостоять невежеству, «этическим искривлениям»31, приобретает особое значение.
Список литературы
Виглянский В. Русская Православная Церковь: итоги двадцатилетия религиозной свободы // Сборник 20 лет религиозной свободы в России. Православная церковь при новом патриархе. М., 2012. С. 41-69.
Вовенда А.В. Молодежные организации: их влияние на мировую политику // Вестн. Моск. гос. института международных отношений. Мировая политика. М., 2013. № 2 (29). С. 57-61.
Волжина О.И. Добровольческое служение молодежи в российском Государственном Социальном Университете // Развитие добровольческого служения российской молодежи. М., 2008. С. 13-20.
Елишев С.О. Молодежь как объект социализации и манипуляций: Монография. М.: МАКС Пресс, 2013.
Зеньковский В. О братстве Св. Софии в эмиграции // Братство Святой Софии: Материалы и док., 1923-1939. М.: Рус. Путь, Париж: YMCA-PRESS, 2000.
Ильинский И.М. Молодежь в контексте глобальных процессов развития мирового сообщества // Молодежь и общество на рубеже веков / Под ред. И.М. Ильинского. М., 1999. С. 39.
Кейдан В. На путях к земному граду // Взыскующие града. М., 1997.
Кирилл, патр. Слово Пастыря / запись от 7 октября 2017 г. // Первый канал: программы. URL: https://www.1tv.ru/shows/slovo-pastyrya/vypuski/ slovo-pastyrya-vypusk-ot-07-10-2017
Логиновский С.С. Специфика святоотеческой гносеологии. Челябинск: Энциклопедия, 2010.
Луков В.А. Теории молодежи: междисциплинарный анализ. М.: «Ка-нон+» РООИ «Реабилитация», 2012.
30 Ильинский И.М. Молодежь в контексте глобальных процессов развития мирового сообщества // Молодежь и общество на рубеже веков / Под ред. И.М. Ильинского. М., 1999. С. 39.
31 Виглянский В., прот. Русская Православная Церковь: итоги двадцатилетия религиозной свободы // Сборник 20 лет религиозной свободы в России. Православная церковь при новом патриархе. М., 2012. С. 47-48.
Лычковская Н.В. Социально-педагогическая работа Русского зарубежья в Париже в 1919-1938 гг. // Вестн. ПСТГУ IV: Педагогика. Психология. 2010. Вып. 4 (19). С. 126.
Матюхина О.А., Дзюбан В.В. О некоторых направлениях работы с молодежью российского православного духовенства в конце XIX — начале XX веков // Исторические науки и археология. Вестн. КГУ им. Н.А. Некрасова. Кострома, 2016. № 1. С. 16-19.
Неплюев Н.Н. Трудовые братства. Могут ли далее обходиться без них Церковь и христианское государство, и как их осуществить. Лейпциг, 1893.
Одайский А. Рекомендации по созданию и развитию православных молодежных братств. М.: Versailles, 2010.
Пелин А., Григорьев Н.В. Маркетинг и менеджмент в православных НКО: анализ, стратегия, осуществление. Саранск, 2011.
Потемкин В. К. Молодежь. Общественная среда. Православие: информационно-аналитический обзор. СПб.: Санкт-Петербургская Акад. упр. Персоналом, 2008.
Протокол I собрания Совета Братства св. Софии-Премудрости Божи-ей, 28 января / 2 февраля 1924 г. (Прага).
Протокол III заседания 2 августа / 20 июля 1924 г. // Братство Святой Софии: Материалы и док., 1923-1939. М.: Рус. Путь; Париж: YMCA-PRESS, 2000.
Протокол совещания членов Братства во имя св. Софии 14/27 марта 1924 г. (Прага) // Братство Святой Софии: Материалы и док., 1923-1939. М.: Рус. Путь; Париж: YMCA-PRESS, 2000.
Ребиндер Ю.И. Специфика социального служения членов французского округа студенческого христианского движения // Вестн. Православного Свято-Тихоновского гуманитарного ун-та. Сер. 4. Педагогика. Психология. М., 2010. Вып. 3 (18). С. 114-128.
Рогунов С.В. Православно-ориентированая социально-воспитательная и духовно-просветительская работа с молодежью по месту жительства. М.: ГУ НМЦ СВР ДСМП, 2011.
Родина О.А. Молодежные общественные объединения в современной
России: социологический анализ эффективности: Дисс____канд. социолог.
наук. Екатеринбург, 2006.
Слотин В.Е., Слотина Н.Н. Роль русской православной церкви в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения в начале XX в. (на материалах Вятской губернии) // Вестн. Челябинского гос. педагогического ун-та. Челябинск, 2011. № 10. С. 141-150.
Старостенков Н.В. Наследие Отцов Церкви и его роль в формировании духовных ценностей молодежи // Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. Научный журнал на тему: Общественные науки в целом, Философия, История. Исторические науки, Социология, Демография. Австрия, Вена: «East West» Association for Advanced Studies and Higher Education GmbH, 2015. С. 48-51.
Степанов Н.Ю. Православные основы системы образования в Русском Зарубежье в 1920-1930-е гг. // Исторический вестн. Научный журнал. М., 2000. № 9-10. URL: http://www.vob.ru/public/bishop/istor_vest/2000/5-6_9-10/1_22.htm
Топилина Н.В. Религиозный поиск молодежи в постсоветской России: Дисс. ... канд. филос. наук. Ростов-на-Дону, 2009.
Тулупов В. Ты выбираешь: молодым о смысле жизни. М.: Московская Патриархия Русской православной Церкви, 2012.
Федирко О.П. Деятельность молодежных организаций на Дальнем Востоке (1918-1922) // Вестн. Бурятского гос. ун-та. Улан-Удэ. 2010. № 7. С. 37-41.
Шорнов А.С., Максимова О.Г. Православное воспитание учащейся молодежи в Чувашии во второй половине XIX — начале ХХ века // Вестн. Чувашского гос. педагогического ун-та им. И.Я. Яковлева. Чебоксары, 2017. № 3 (95), Ч. I. С. 186-193.