УДК 261.8
свящ. Александр Урсулов магистрант 2 курса Белгородской Православной Духовной семинарии
Православно-англиканский диалог в XX веке: основные темы и проблемные точки
Аннотация: Статья посвящена обзору контактов православных и англикан в ХХ столетии. Отмечены основные богословские темы межхристианского диалога, а также препятствия на его пути, главными из которых во второй половине столетия стали священнические и епископские рукоположения женщин, с чем не могла согласиться православная сторона. Выводом является утверждение о том, что либеральные веяния Англиканской церкви, связанные с гендерной политикой (рукоположением женщин и лиц нетрадиционной сексуальной ориентации), стали серьезной проблемой в сфере православно-англиканских взаимоотношений, и эта проблема осталась нерешенной к концу ХХ в. и лишь усугубилась в первые два десятилетия XXI в.
Ключевые слова: Православно-англиканский диалог; межхристианские контакты; Англиканская церковь и РПЦ; диалог с инославными; рукоположение женщин.
sacred. Alexander Ursulov 2nd year Master's student Belgorod Orthodox Theological Seminary
Orthodox-Anglican Dialogue in the ХХ Century: key themes and points of concern
Abstract: This article reviews contacts between Orthodox and Anglicans in the twentieth century. The main theological themes of inter-Christian dialogue as well as the obstacles to it are noted, the main of which in the second half of the century were priestly and bishop ordinations of women, with which the Orthodox could not agree. The conclusion is that the liberal tendencies of the Anglican Church related to gender politics (ordination of women and persons of non-traditional sexual orientation) be- православно-англиканский диалог в xx веке:
основные темы и проблемные точки
came a serious problem in the field of Orthodox-Anglican relations, and this problem remained unresolved by the end of the twentieth century and only worsened in the first two decades of the twenty-first century.
Key words : Orthodox-Anglican dialogue; inter-Christian contacts; Anglican Church and Russian Orthodox Church; dialogue with non-Orthodox; ordination of women.
Стремление англиканских теологов к сближению с Православием в целом и с Русской Церковью в частности длится не одно столетие. Многие англиканские верующие уважительно относятся к Православию [24]. В ХХ веке православно-англиканские связи вышли на новый, официальный, уровень и были весьма плодотворными и эффективными на протяжении практически всего столетия.
В 1920 г. проходили заседания Ламбетской конференции, в которой принимали участие православные богословы Константинопольского Патриархата. На конференции англикане обратились ко всем христианам с призывом объединиться, а также признали отсутствие полноты в «39 статьях», на которых фактически базируется суммарное изложение веры англикан (Символ веры) [17]. Кроме того, англикане выразили согласие с решениями VII Вселенского Собора и с сакраментологией православия в отношении Евхаристии. При этом они согласились с неправильностью введения Filioque, но выразили несогласие с необходимостью изменить старую традицию и пожелали в дальнейшем произносить символ веры, принятый на Западе.
Со своей стороны, православные заявили о признании англиканского крещения, о стремлении к содружеству и объединению, но на основе догматического единства и согласия англиканских верующих с православным вероучением.
Через год англикане разработали документ, в котором были представлены условия для евхаристического общения между православными и англиканами [31], среди которых, в частности, было достижение единства во мнении по вопросам веры в целом, понимания роли Христа в деле спасения человека, веры в Него, как в Спасителя и Бога, на основе евангельского учения и Соборных правил (Вселенских Соборов); по вопросам библейского канона и важности Св. Предания; соответствия и следования древнему Символу веры (до внесения Filioque); а также по вопросам пневматологии, сакраментологии (таинств Евхаристии, священства и пр.); разнообразия обычаев, обрядов в Церкви; почитания икон [15, с. 312].
Несколько позже некоторые Поместные Церкви признали действительность англиканского священства [13]. Русская Православная Церковь не спешила вы- православно-англиканский диалог в xx веке:
основные темы и проблемные точки
сказывать свое мнение, считая, что необходимо более детально рассмотреть вопрос сближения православных и англикан.
В 1930 г. данный документ с условиями сближения все еще обсуждался в православно-англиканской среде и на очередной Ламбетской конференции [30], на которой было решено создать совместную богословскую комиссию с целью тщательного анализа расхождений и точек соприкосновения доктрин обоих христианских направлений. При этом англикане утверждали, что документ отражает мнение всего англиканского социума.
Православные, со своей стороны, заявили о необходимости официального признания священства таинством [15, с. 313] и приближения англиканского понимания Евхаристии к православному учению. В отношении причащения православных верующих англиканскими священниками было принято решение со стороны православных, в соответствии с которым данный вопрос должен решаться Синодом всей Православной Церкви, т.е. полнотой Церкви, а не отдельными Поместными Церквами.
Через год, в 1931 г., образованная православно-англиканская комиссия пришла к соглашениям по нескольким вопросам, например: в отношении Св. Предания и Св. Писания. Со стороны англикан было заявлено, что, как и говорят православные, Писание непосредственно связано с Преданием, которое соответствует евангельскому духу и хранимо Церковью. Кроме этого, англикане признали древний Символ веры (до внесения в него Filioque западными церквами и необоснованность, незаконность его добавления). Также комиссия рассматривала вопрос обычаев, они в итоге были разделены на обязательные для всех и необязательные. Была рассмотрена сакраментология, в итоге англикане признали, что таинствами у них считаются только Крещение и Евхаристия, но, тем не менее, они заявили о согласии признать таинствами 7 действий, как у православных.
В 1935 г. некоторые Поместные Православные Церкви заявили, что решение по действительности англиканского священства должно приниматься не отдельными Поместными Церквами, а всем православным сообществом, т.е. соборно [15, с. 314].
Следует отметить, что с начала ХХ века православные и англикане совершали совместные дружественные визиты, но в этих визитах, комиссиях, диалогах не принимала участия Русская Православная Церковь, это означало, что принятые решения и соглашения не могли получить статус общепризнанных и окончательных.
С 1939 г., когда началась Вторая мировая война, политическая ситуация на мировой арене осложнилась, что повлияло на контакты и встречи православных и англикан, они проходили нечасто. В годы войны англикане молились о русских и даже ходатайствовали перед своим правительством о предоставлении России финансовой, материальной помощи [15, с. 315].
В 1943 г. в СССР прибыла делегация Англиканской церкви [5, с. 27]. Представители Московской Патриархии в 1945 г. посетили англикан в рамках ответного визита. Англикане просили РПЦ создать комиссию, которая рассмотрела бы решения и результаты богословских переговоров и комиссий предыдущих лет. В 1948 г. в Москве было созвано совещание, на повестку дня которого, кроме прочих вопросов, был поднят и вопрос о сближении двух церквей, об англиканских хиротониях. Итогом совещания стали следующие выводы: православные богословы посчитали, что согласия отдельных англиканских иерархов на изменение «39 статей» по поводу таинств в соответствии с православным вероучением не достаточно. Признание отдельными Поместными Православными Церквами действительности англиканских хиротоний, по убеждению РПЦ, не является основанием для такого признания остальными Поместными Церквами. Эти вопросы, по мнению РПЦ, должны рассматриваться более тщательно, и причем не отдельными англиканскими епископами и богословами, а всеми пасторами соборно вместе с Главой Англиканской церкви. Тема сближения Православия и англикан должна рассматриваться также не отдельными православными Поместными Церквами, а всей полнотой Церкви, всем православным собором. При этом РПЦ в целом одобряла продолжение диалога с англиканами [19, с. 28-29]. Англикане с пониманием отнеслись к результатам совещаний богословов РПЦ.
В 1956 г. в Москве прошла совместная православно-англиканская встреча, итогом собеседования стало понимание того, что объединение двух Церквей, прежде всего, предусматривает единство в основных доктринальных вопросах. Как и на предыдущих конференциях, рассматривались темы соотношения Писания и Предания, авторитета и признания всех семи Вселенских Соборов, вопросы сакраментологии, мартирологии, почитания икон [20, с. 9-34]. Эта конференция показала, что и православные, и англикане стремятся к единству [3].
В 60-х годах ХХ века начинается новый этап православно-англиканского диалога. В 1962 г. представители Англиканской церкви посетили Москву и встречались с Патриархом Алексием I. В следующем году с дружеским визитом делегация РПЦ прибыла в США, там она встретилась с представителями Епископальной церкви.
В 1964 г. состоялся визит Патриарха Алексия в Англию. В 1964 г. по предложению РПЦ на о. Родос прошло Всеправославное совещание, представители которого обсуждали в т.ч. и вопрос отношений с западными церквами, в частности с Англиканской церковью. В итоге было решено создать богословскую комиссию из богословов каждой Православной Церкви [7, с. 54]. В 1966 г. в Лондоне было проведено богословское совещание православных и англикан [1, с. 50].
Работа богословской комиссии совершалась в 1966 г. в Белграде (Сербия), через два года в Шамбези (Швейцария), затем там же продолжилась в 1970 г. и через год в Хельсинки (Финляндия). Результатом работы комиссии стала критика переговоров 20-30-х годов (точнее - итогов этих переговоров) со стороны православных богословов. В частности, претензия была высказана по поводу отсутствия у англикан единого авторитетного органа по вероучительным вопросам. Также вопросы у православных вызвал факт евхаристического общения англикан с методистами, лютеранами [8, с. 48].
В дальнейшем практически каждый год в разных городах и странах комиссия собиралась и решала какие-либо богословские вопросы. Так, в 1972 г. в СССР прибыли представители Епископальной церкви США. Поднимались такие темы: значение искупительной жертвы Иисуса Христа и Его Воскресения, познание Бога, действие Св. Духа в Церкви, богодухновенность и авторитет Св. Писания и Вселенских Соборов, Filioque и др. В 1973 г. в Оксфорде состоялись официальные двусторонние богословские дискуссий в рамках работы комиссии [11]. Итоги работы комиссии были представлены на конференции в Москве в 1976 г. в согласованном и опубликованном документе, который свидетельствует о достижении некоторого согласия по ряду тем (в частности, было признано, что Filioque вставили необоснованно, а потому эту вставку следует удалить [18, с. 50]), но при этом отмечает конкретные разногласия [32].
В 1977 г. в СССР прибыли делегаты Епископальной церкви США для богословских обсуждений. РПЦ выразила сожаление о сохранении Filioque и, особенно, по поводу ординации женщин. Если православные воспринимали ординации как незаконный разрыв с традицией, то большая часть англикан не видела в этом ничего предосудительного и считала это естественным церковным развитием [27]. Вопрос о женском священстве встал особенно остро [28].
В 1979 г. Америку посетила делегация РПЦ с целью богословских собеседований, на которых в основном обсуждалась тема присутствия Церкви в мире, диапазон и возможности ее миссионерской деятельности.
Позже встречи и работа богословской комиссии продолжались в Англии, Швейцарии, Ирландии. В 1984 г. в Дублине был также согласован документ [32] по вопросам сакраментологии, экклесиологии, агиологии, по Filioque и понимания Предания. Что касается Вселенских Соборов, то англикане сомневались в необходимости признания пятого, шестого и седьмого Соборов. Также они «считали, что Англиканская Церковь не единственно истинная, но они верят в ее принадлежность ко Христовой Церкви. Православные настаивали на том, что греховность членов Церкви нельзя признавать свойством самой Церкви, что Православная Церковь является истинной и она неделима» [15, с. 319].
Православно-англиканские контакты и встреч продолжались, но с конца 70-х годов, кроме перечисленных препятствий на пути сближения, появились новые, связанные с либеральными тенденциями в западном мире, которые проявились, в частности, в ординациях женщин. С этой практикой категорически не согласны православные [15, с. 319]. Рукоположение женщин во священники и даже в епископы фактически свело православно-англиканские контакты к поверхностным, академическим связям без подлинного единства на основе согласия в вере. Следует отметить, что данное нововведение внесло раскол внутри самого англиканского сообщества.
Тем не менее, православные продолжали участвовать в диалоге с англиканами. В 1980 г. представители Православных Церквей, в т.ч. и РПЦ, прибыли с дружественным визитом на интронизацию Главы Англиканской церкви. Через пять лет на совместной встрече в Москве представители англиканского сообщества заявили, что религиозная жизнь в СССР вызывает большой интерес у англикан [9, с. 5].
В 1988 г. на Ламбетской конференции присутствовал представитель РПЦ. Генеральная конвенция Епископальной церкви в США в этом году приняла решение о возвращении к Символу веры без вставки Filioque. Встречи РПЦ с этой Церковью продолжились, было решено создать совместный комитет по сотрудничеству в сфере миссии, катехизации, благотворительности и с целью решения богословских проблем, поиска путей преодоления препятствий на пути к сближению. С 1990 г. по 2000 г. прошло 16 совещаний комитета, как в России, так и в Северной Америке, в ходе которых обсуждались вопросы понимания епископского служения, христианской миссии в современном мире, вопросы прозелитизма, а также природы Церкви [25, с. 608].
В 1989 г. в Финляндии состоялась встреча русских православных и англикан: была намечена программа дальнейшей работы в направлении рассмотрения во- православно-англиканский диалог в xx веке: основные
темы и проблемные точки
просов о Св. Троице, о Церкви, сформирована совместная комиссия, встречи представителей которой походили ежегодно в разных городах и странах. В 1990 г. в Москве представители Епископальной церкви подтвердили решение об удалении Filioque [22, с. 66].
В 1991 г. англикане и православные обменялись дружественными визитами. В 1992 и 1993 гг. Патриарх Московский посетил главу Епископальной церкви в США.
В 1998 г. православно-англиканская богословская комиссия приняла предварительное соглашение по экклесиологическим, триадологическим вопросам, а также по теме «Христос, человечество и Церковь».
Англиканская Церковь в течение всего ХХ века старалась распространять в английском обществе достоверную информацию о состоянии и положении православных христиан в мире и в России, а также прилагала усилия в деле ознакомления православных с учением Англиканской церкви [26]; стремилась к дружественным отношениям с РПЦ, организовывала встречи, паломничества, способствовала организации совместных мероприятий [12, с. 52]. Как отмечает Т.С. Соловьева, ан-гликане всегда проявляли богословский интерес к Православию, а те англиканские богословы, которые были знакомы с творениями восточных отцов-подвижников, с восточной патристикой, «считали Православную Церковь неотъемлемой частью Святой Вселенской Апостольской Церкви» [23, с. 42]. Многие из них считали, что Англиканская церковь не права в своем мнении о святых, об иконопочитании, понимая их как идолопоклонство. Те богословы, которые детально изучили историю иконопочитания и иконоборчества, пришли к выводу о том, что иконопочитание не противоречит учению Единой Церкви. Также часть англиканских богословов считала недостатком Англиканской церкви отсутствие у нее должного почитания Пресвятой Богородицы и выражали уверенность, что православное вероучение является самым близким учению Древней Церкви [23, с. 49].
Богословы РПЦ, в ходе комиссий и конференций в течение ХХ столетия, указывали на то, что у англикан нет единого авторитетного органа, и это является для православных проблемой [2]. Также богословской проблемой стало различное понимание таинств, в частности Евхаристии, священства, и англиканская концепция Церкви [6, с. 66].
Необходимо сказать о том, что к концу ХХ века усилились глобализационные процессы, которые особо быстро протекают в Западном мире и естественным образом затрагивают и религиозную сферу. Глобализация породила ряд проблем, решение которых будет влиять на православно-англиканские отношения: это про- православно-англиканский диалог в xx веке: основные
темы и проблемные точки
блемы межполовых отношений, гендерной политики, значения института семьи, брака, проблемы биоэтики, эвтаназии, контроля над рождаемостью, проблемы абортов, экспериментов над плодом, пересадка органов и пр. [29].
Итак, первые три десятилетия XX в. имели официальный характер и положили начало регулярным контактам православных и англикан, детальному изучению вероучения и богослужения обеих Церквей. Англиканская церковь, по утверждению свт. Серафима (Соболева), всегда проявляла интерес к Православию [21]. Для большой части англикан важными являются взаимоотношения с православными христианами, эти англикане ознакомились с восточной патристикой и считают, что духовное учение восточных подвижников, аскетов и их подход к вере, к пониманию спасения весьма полезен для каждого человека [14].
В отличие от контактов первой половины XX в., с 1970-х годов эти контакты приобретают не столько богословское направление, сколько социальное, культурное [15, с. 319], но обе стороны нацелены на продолжение контактов. Серьезным препятствием на пути сближения РПЦ и Англиканской церкви стало рукоположение женщин во священники и в епископы. Не до конца разрешен вопрос определения значимости божественного и человеческого в Св. Писании, признания англиканами всех семи Вселенских Соборов. Вставка «Филиокве» не считается ересью. Нет четкого ответа со стороны англикан на вопрос, что они понимают под Телом и Кровью Христа (Евхаристия) [10, с. 53]. Англиканское вероучение до сих пор не имеет четкой определенности по многим теологическим вопросам и вероучительным аспектам. Введение женского священства, епископата (а позже и священства для гомосексуалистов), с точки зрения православного богословия, недопустимо (поэтому в настоящее время канонические контакты на официальном уровне с Англиканской церковью приостановлены, общение проходит на уровне культурно-социальной деятельности) [16].
Однако следует признать, что в течение ХХ века англикане пересмотрели многие свои доктрины. При этом изменения и правки внесли некоторые разногласия в среду англикан: не все были согласны с тем, что Filioque является необоснованной вставкой в Символ веры, с тем, что почитание святых и молитвы об умерших есть оправданный факт, не противоречащий Писанию, что обращение к Преданию необходимо, а потому не все англикане признали принятые соглашения [4].
Таким образом, XX столетие предлагает современным православным богословам хороший опыт ведения диалога с инославными [23, с. 54]. Несмотря на имеющиеся препятствия, Русская Православная Церковь готова вести диалог ис-
тины с англиканами [15, с. 322], при этом она надеется на то, что официальная позиция Англиканской церкви будет пересматриваться в сторону соответствия Преданию Древней Неразделенной Церкви.
Литература
1. Василий (Кривошеин), архиеп. Богословские собеседования по вопросу об англиканском священстве между Англиканской и Русской Православной Церквами // ЖМП. - М., 1967. - № 7. - С. 45-53.
2. Василий (Кривошеин), архиеп. Богословский диалог между Православной Церковьюиангликанскимвероисповеданиемиегопроблемы[Электронныйресурс] // Азбука веры. - URL: https://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivoshein/bogoslovskij-dialog-mezhdu-pravoslavnoj-tserkovyu-i-anglikanskim-veroispovedaniem-i-ego-problemy/ (дата обращения: 21.12.2021).
3. Дудкин В.Л. Официальные контакты православных и англикан в первой половине XX века (до 1956 г.) [Электронный ресурс]. - URL: https://bogoslov.ru/ article/3065447 (дата обращения: 21.12.2021).
4. Дьяконов Н., свящ. Экуменические контакты Русской Православной Церкви с англиканами на протяжении XIX и XX веков [Электронный ресурс]. - URL: http://www.odinblago.ru/ekumenizm/ekumenicheskie_kontakti/ (дата обращения: 21.12.2021).
5. ЖМП. 1945. № 8. - С. 27-53.
6. ЖМП. 1956. № 6.
7. ЖМП. 1964. № 12.
8. ЖМП. 1967. № 6.
9. ЖМП. 1985. № 9.
10. Заболотский Н. Перспектива богословских собеседований между православными и англиканами на конференции 1956 года // ЖМП. - М., 1963. - №4. - С. 53-58.
11. Зернов Н., Зернова М. Содружество святого мученика Албания и преподобного Сергия. Исторический очерк [Электронный ресурс]. - URL: https://predanie. ru/book/219485-sobornost-sbornik-izbrannyh-statey-iz-zhurnala-sodruzhestva-sv-albaniya-i-prep-sergiya/ (дата обращения: 21.12.2021).
12. Иванов А. Из истории взаимоотношений Англиканской и Православной церквей // ЖМНП. - 1954. - № 11. - С. 47-58.
13. Иларион (Алфеев), митр. История религий [Электронный ресурс]. - URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev/istorija-religij/2_94 (дата обращения: 21.12.2021).
14. Кендал Гордон. Англиканская церковь [Электронный ресурс]. - URL: https://predanie.ru/book/219485-sobornost-sbornik-izbrannyh-statey-iz-zhurnala-sodruzhestva-sv-albaniya-i-prep-sergiya/ (дата обращения: 21.12.2021).
15. Лаврова П.В., Соловьева Т.С., Сперанская Е.С. Англикано-православные связи: богословские диалоги XVIII-XX вв. - М.: ЦНЦ Православная энциклопедия. - Т. 2. - С. 311-322.
16. Медоваров М. Об особенностях православно-англиканских связей прежде и теперь [Электронный ресурс]. - URL: https://politconservatism.ru/articles/ob-osobennostyah-pravoslavno-anglikanskih-svyazej-prezhde-i-teper (дата обращения: 21.12.2021).
17. Митрофанов В.П. 39 статей англиканского вероисповедания [Электронный ресурс] - URL: https://em-england.ru/articles/culture/c05 (дата обращения: 21.12.2021).
18. Православно-англиканское собеседование в Москве 26 июля - 2 августа 1976 г. // ЖМП. - М., 1976. - № 11. - С. 45-51.
19. Резолюция Московского совещания 1948 г. по вопросу «Об англиканской иерархии» // ЖМП. - М., 1948. - Спец. номер. - С. 28-29.
20. Резюме собеседований русских православных и английских богословов, принятых на заседаниях 16-23 июля 1956 г. // ЖМП. - М., 1956. - № 9. - С. 9-34.
21. Серафим (Соболев), свт. К вопросу о соединении Англиканской церкви с Православной Церковью [Электронный ресурс]. - URL: https://azbyka.ru/otechnik/ Serafim_Sobolev/k-voprosu-o-soedinenii-anglikanskoj-tserkvi-s-pravoslavnoj-tserkovyu/ (дата обращения: 21.12.2021).
22. Собеседование по доктринальным вопросам // ЖМП. - М., 1990. - № 3.
23. Соловьева Т.С. Англиканская и Православная церкви в XIX в. // Поиски единства: Проблемы религиозного диалога в прошлом и настоящем. - М., 1997. - С. 37-55.
24. Соловьева Т.С. Из истории англикано-православного диалога в XIX веке [Электронный ресурс] // Альфа и омега, № 2 (16), Москва, 1998. - URL: http:// aliom.orthodoxy.ru/arch/016/016-solov.htm (дата обращения: 21.12.2021).
25. Сперанская Е.С. Диалоги богословские Русской Православной Церкви. -М.: ЦНЦ Православная энциклопедия, 2006. - Т. 14. - С. 604-618.
26. Федотов С.П. История диалога русской православной церкви и представителей «ассоциации восточных церквей» Англиканской церкви [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.m/article/n/istoriya-dialoga-russkoy-pravoslavnoy-tserkvi-i-predstaviteley-assotsiatsii-vostochnyh-tserkvey-anglikanskoy-tserkvi (дата обращения: 21.12.2021).
27. Хью Уайбру. Англикано-православный диалог: прошлое, настоящее и будущее (Доклад на конференции Содружества 1992 г.) [Электронный ресурс] // Соборность: сборник избранных статей из журнала Содружества св. Албания и преп. Сергия. - URL: https://predanie.ru/book/219485-sobornost-sbornik-izbrannyh-statey-iz-zhurnala-sodruzhestva-sv-albaniya-i-prep-sergiya/ (дата обращения: 21.12.2021).
28. Шевченко Д. Женское священство в англиканстве [Электронный ресурс]. -URL: http://www.otechnik.narod.ru/sravnit6.htm (дата обращения: 21.12.2021).
29. Christos Christakis, Rev. Dr. Orthodox and Anglicans in Dialogue [Электронный ресурс]. - URL: https://publicorthodoxy.org/2020/10/02/orthodox-and-anglicans-in-dialogue/ (дата обращения: 21.12.2021).
30. Lambeth Occasional Reports1931 - 8, 87. London: SPCK, 1948.
31. Terms of Intercommunion suggested between the Church of England and the Churches in Communion with her and the Eastern Orthodox Churches. In G.K.A. Bell. Documents on Christian Unity, First Series, 77-87. London, 1924.
32. The International Commission for the Anglican-Orthodox Theological Dialogue [Электронный ресурс]. - URL: https://www.anglicancommunion.org/ecumenism/ ecumenical-dialogues/orthodox.aspx (дата обращения: 21.12.2021).