УДК: 93/94: 930 (IX-XX Вв.)
Федотов Сергей Петрович - кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и международных отношений, Среднерусский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (Российская Федерация, г. Орел), e-mail: [email protected],
РАЗВИТИЕ ДИАЛОГА РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ И АНГЛИКАНСКОЙ ЦЕРКВЕЙ В 20-30-Е ГГ. XX ВЕКА
В статье рассматривается диалог Русской православной и Англиканской церквей в 20-30-е годы XX века. В этот период отношения двух церквей стали менее тесными относительно предыдущего периода истории. Это было связано с революционными событиями в России в 1917-1918 годах, а также в связи с начавшейся Гражданской войной и интервенцией, в которой непосредственное участие приняла Великобритания. Комплекс этих обстоятельств привел к прекращению диалога православных и англикан, которые на протяжении больше одного века вели беседу по вопросу признания англиканских рукоположений. В период 20-30-х годов вопросом взаимодействия православных и англикан занималась русская эмиграция, а также представители поместных православных церквей. Нормализация отношений Русской православной и Англиканской церквей продолжилась только в 1943 году, когда необходимость развития дипломатического диалога между СССР и Великобританией по вопросу открытия второго фронта в Западной Европе привела к встрече представителей православных и англикан.
Ключевые слова: Русская православная церковь, Англиканская церковь, СССР, Великобритания, революция 1917 года, русская эмиграция.
FEDOTOV S. P. - Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the Department of History and International Relations, Central Russian Institute of Management - a branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Russian Federation, Orel), e-mail: [email protected]
DEVELOPMENT OF THE DIALOGUE OF THE RUSSIAN ORTHODOX AND ANGLICAN CHURCHES IN 20-30-1ES OF XX CENTURY
The article discusses the dialogue between the Russian Orthodox and Anglican churches in 20-30s of the XX century. During this period, the relationship of the two churches became less close relative to the previous period of history. This was due to the revolutionary events in Russia in 1917-1918, as well as in connection with the outbreak of the Civil War and intervention, in which Great Britain took direct part. The complex of these circumstances led to the cessation of the dialogue between Orthodox and Anglicans, who for more than one century had a conversation on the recognition of Anglican ordinations. During the period of the 1920s and 1930s, Russian emigration and representatives of local Orthodox churches dealt with the issue of interaction between the Orthodox and Anglicans. Normalization of relations between the Russian Orthodox and Anglican churches continued only in 1943, when the need to develop a diplomatic dialogue between the USSR and Great Britain on the opening of a second front in Western Europe led to a meeting of representatives of Orthodox and Anglicans.
Keywords: Russian Orthodox Church, Anglican Church, USSR, Great Britain, revolution of 1917, Russian emigration.
Революционные события в России в 1917 году стали причиной временной остановки контактов православных и англикан. Советская Россия попала в изоляцию от мирового сообщества. Значительный отпечаток на приостановке отношений православных и англикан оставила атеистическая политика советской власти.
До начала революции 1917 года еще в 1914 году была образована комиссия при Святейшем Синоде. Ее целью стало изучение вопроса о взаимоотношениях православия и англиканства. Ряд вопросов взаимодействия православных с англиканами был рассмотрен на заседаниях Поместного собора Православной российской церкви, который проходил в период 1917-1918 годов. Например, на заседании в период с 24 августа по 7 сентября 1918 года рассматривался
вопрос взаимоотношений православных с англиканами и Американской епископальной церковью. Участники Поместного собора Православной российской церкви по итогам проведенной работы озвучили решение, согласно которому было определено продолжить диалог с англиканами. Для этого предполагалось создание специальной комиссии Причем речь шла о создании комиссии, как в России, так и за границей. Однако в первые десятилетия после революции 1917 года в России диалог между Русской православной и Англиканской церквями был невозможен. Большое значение в развитие отношений православных и англикан внесла русская эмиграция. Стоит отметить деятельность созданного в 1928 году «Содружества святого Албания и преподобного Сергия», которое
также занималось вопросом выстраивания диалога православных и англикан.
Продолжали развивать контакты с ан-гликанами представители поместных православных церквей. Так, в 1920 году по приглашению архиепископа Кентерберийского Рэндэлла Дэвидсона (1903—1928) Константинопольским Патриархатом была направлена в Лондон специальная делегация на VI Ламбетскую конференцию. Православно-англиканский диалог поднялся на уровень официальных переговоров. На этой конференции англиканские епископы обратились с воззванием о единении ко всему христианскому миру.
В1921 году Комитет Восточных Церквей, который вел свою работу при архиепископе Кентерберийском, составил документ. Он получил название «Условия евхаристического общения между Церковью Англии и находящимися с ней в сообществе Восточными Православными Церквами. Представленные в документе условия касались вопросов [1,с. 62]:
1) веры в Господа Иисуса Христа, как она открыта в Евангелии и догматически изложена Вселенскими Соборами; 2) канона Св. Писания; 3) достаточности Св. Писания; 4) веры Церкви; 5) решений Хапкидонского Собора; 6) о недозволенности составлять иные вероучения; 7) учения о Св. Духе; 8) ПИояие; 9) разнообразия обычаев в Церкви; 10) числа Таинств; 11) Евхаристии; 12) священного сана в Церкви; 13) почитания святых икон.
Данные условия прошли обсуждение на очередной конференции англикан с пригла-
шением православных в 1930 году в Лам-бете. Там присутствовала православная делегация во главе с Александрийским Патриархом Мелетием II (Метаксакисом). Кроме этого прибыли на данную конференцию представители десяти Поместных Православных Церквей: Константинопольского, Александрийского, Антиохийского, Иерусалимского Патриархатов, Сербской, Румынской, Болгарской, Кипрской, Элладской и Польской Православных Церквей.
В1925 году в Лондоне по инициативе архиепископа Кентерберийского состоялось празднование 1600-летия Первого Никей-ского Вселенского Собора. В ходе мероприятия проходили службы и процессии, а также собрания и лекции. Здесь же рассматривался вопрос англиканских рукоположений [5,с. 78-81].
На конференции было принято решение о создании Смешанной православно-англиканской богословской комиссии (СПАБК) для рассмотрения сходства и различий вероучений двух Церквей.
Первое заседание комиссии состоялось в Ламбетском дворце в период с 15 по 20 октября 1931 года. На комиссии председательствовали митрополит Фиатир-ский Герман и епископ Глостерский Артур Хедлам. Затем встреча по вопросу обсуждения взаимоотношений православных церквей с Англиканской состоялась в Бухаресте в первых числах июня 1935 года. На англи-кано-румынской конференции были рассмотрены результаты встречи православных и англикан на встрече в Ламбете в 1930 году. В ходе дискуссии было рассмотрено доктри-напьное значение «39 членов» англиканского
исповедания, также обсуждались таинство священства, законность и апостольское преемство англиканской иерархии [6,с. 73].
В марте 1936 года Священный Синод Румынии огласил положительный результат по поводу признания законности англиканских рукоположений. Только стоит заметить, что окончательной данная резолюция могла стать только тогда, когда руководство Англиканской церкви подтвердило бы заявление своих делегатов относительно таинства священства. Необходимо также было бы согласие всех поместных православных церквей. Соглашение, которое было принято в Бухаресте, было принято Англиканской церковью в 1936 году на Йоркской и в 1937 году на Кен-терберийской ассамблеях. Румынский Синод на заседании 6 июня 1966 г. еще раз рассмотрел документы Бухарестского собеседования и вновь их утвердил.
Летом 1941 года после того, как произошло заключение союза Великобритании с СССР, были созданы англо-советские комитеты. Они занимались сбором помощи и организовывали «недели дружбы» [4,с. 550]. Общий комитет помощи возглавлял X. Джонсон, который был настоятелем Кентер-берийского собора. X. Джонсон, кстати, настаивал на открытии второго фронта [3,с. 57]. Имеются сведения, что с X. Джонсоном была организована переписка И. Сталина. Стоит отметить, что в вестминстерском аббатстве проходили молитвы о даровании победы русскому воинству. В американской Епископальной церкви более 1000 священников выступили с инициативой сбора подписей к Ф. Рузвельту (1882-1945 гг.). Они просили о помощи России [2,с. 297-303].
Новый этап диалога Русской православной и Англиканской церквей начался в период второй мировой войны. Эта ситуация была связана с необходимостью налаживания отношений между СССР и Великобританией. Правительства Сталина и Черчилля искали пути разрешения вопроса по открытию второго фронта в Западной Европе. Намечалось крупное наступление на Курском направлении. В связи с этим в 1943 году состоялся визит в Москву Архиепископа Йоркского Кирилла Гарбета. Он передал послание Архиепископа Кентерберий-ского Уильяма Темпла, а также выразил от лица всего англиканского сообщества молитвенную поддержку и поздравления новоизбранному Патриарху Сергию (Страгород-скому).
Библиография:
1.Виноградов М. Православная церковь и англиканское исповедание после Первой мировой войны II ЖМП. - 1956. - №6. -С.58-64.
2.Деев С. Антифашистские выступления христианского духовенства II Правда о религии в России. - М„ 1942. - С.297-303.
3.Иванов А. Из истории взаимоотношений Англиканской и православной церквей //ЖМП.-1954.-№11.-С. 52-59.
4.Ливцов В. Русская церковная эмиграция и формирование экуменического движения в 20-30-е годы XX века II Власть. -2007.-№ З.-С. 78-81.
б.Ливцов В.А. Экуменическое движение и Русская православная церковь в контексте государственной конфессиональной политики России с середины XIX в. по
начало XXI в. Научная монография. -Орел, 2015.-550 с.
6.Ястребов М. К московской встрече с англиканскими богословами II ЖМП. -1957.-№ 1. - С.72 - 76.
7. Ливцов В.А., Зубанова С.Г., Дор-скаяА.А., Меркулов П.А., Гавриленков А.Ф., Филонов В.И., Махно Л.Л. Религиозный вопрос в контексте ценностных доминант России: глазами российских православных исследователей. - М., 2016.
References:
1.Vinogradov М. Pravoslavnaya tserkov' i anglikanskoye ispovedaniye posle Pervoy mi-rovoy voyny II ZHMP. - 1956. - № 6. - S.58 -64. (In Russ.)
2.Deyev S. Antifashistskiye vystuple-niya khristianskogo dukhovenstva II Pravda о religii v Rossii. - M„ 1942. - S.297-303. (In Russ.)
3.lvanov A. Iz istorii vzaimootnosheniy Anglikanskoy i pravoslavnoy tserkvey II ZHMP. - 1954. - №11. - S. 52 - 59. (In Russ.)
4.Livtsov V. Russkaya tserkovnaya emi-gratsiya i formirovaniye ekumenicheskogo dvizheniya v 20-30-ye gody XX veka II Vlast'. - 2007. - № 3.-S. 78-81. (In Russ.)
5!ivtsov V.A. Ekumenicheskoye dvizhe-niye i Russkaya pravoslavnaya tserkov' v kontekste gosudarstvennoy konfessional'noy politiki Rossii s serediny XIX v. po nachalo XXI v. Nauchnaya monografiya. - Orel, 2015. -550 s. (In Russ.)
6.Yastrebov M. К moskovskoy vstreche s anglikanskimi bogoslovami II ZHMP. -1957. -№ 1. - S.72 - 76. (In Russ.)
7!ivtsov V.A., Zubanova S.G., DorskayaA.A., Merkulov P.A., Gavrilenkov A.F., Filonov V.l., MakhnoL.L. Religioznyy vo-pros v kontekste tsennostnykh dominant Rossii: glazami rossiyskikh pravoslavnykh issle-dovateley.-M.,2016. (In Russ.)