О Г» 1 Cl »«Т7.» Г» ' С) Г» I Г) Г» 1 Г»
С
ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ
Очканов Святослав Анатольевич «Богословские собеседования между представителями Русской Православной и Англиканской Церквей 1955 года в Лондоне и 1956 года в Москве»
УДК 261.8
БОГОСЛОВСКИЕ СОБЕСЕДОВАНИЯ МЕЖДУ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ И АНГЛИКАНСКОЙ ЦЕРКВЕЙ 1955 ГОДА В ЛОНДОНЕ И 1956 ГОДА В МОСКВЕ
Очканов Святослав Анатольевич,
кандидат исторических наук, докторант Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия
Аннотация. Статья посвящена важному периоду в истории взаимоотношений между Англиканской и Русской Православной Церквами. Впервые за всю историю англикано-православного диалога к обсуждению условий сближения двух Церквей подключились богословы обеих стран. Во время визита в Великобританию делегации Русской Православной Церкви летом 1955 г. были обозначены темы для предстоящих в следующем году дискуссий, а также состоялось предварительное обсуждение наиболее значимых вопросов. На Богословской конференции в Москве 1956 года впервые был рассмотрен весь комплекс вероучительных разногласий между двумя Церквами и намечены темы для последующих богословских собеседований.
Ключевые слова: Догматическая платформа, православное вероисповедание, англиканство, богословие, англикано-православный диалог, визит, собеседование, доклад.
THEOLOGICAL INTERVIEWS BETWEEN REPRESENTATIVES OF RUSSIAN ORTHODOX CHURCH AND ANGLICAN CHURCH IN LONDON, 1955 AND IN MOSCOW, 1956
Ochkanov Svyatoslav Anatolievich,
Candidate of Historical Sciences, Doctoral student Saints Cyril and Methodius Institute for Postgraduate Studies
Abstract: The article considers an important period in the history of relations between the Anglican and Russian Orthodox Churches. For the first time in the history of the Anglican - Orthodox dialogue, theologians of both countries joined the discussion of the conditions for the rapprochement of the two Churches. During the visit of the delegation of the Russian Orthodox Church to Great Britain in the summer of 1955 the topics for the discussions were identified, a preliminary discussion of the most significant issues was held. For the first time the whole complex of doctrinal differences between the two Churches was considered and the topics for subsequent theological interviews were outlined at the Theological Conference in Moscow in 1956. Keywords: Dogmatic platform, Orthodoxy, Anglicanism, theology, Anglican-Orthodox dialogue, visit, interview, report.
егулярные контакты между представителями Англиканской и Русской Православной Церквей по вопросу межконфессионального сближения начались в середине XIX века, хотя тема их взаимоообщения периодически обсуждалась на различных уровнях и в предшествующие десятилетия. Особенную интенсивность межцерковный диалог получил в начале ХХ века, однако после ре-
№ 1 (10), 2021
волюционных событий 1917 года в России этот диалог был прерван и возобновился лишь в середине 1940-х годов. Межцерковное общение получило достаточно плодотворное развитие в пятидесятых годах ХХ века. Особенно значимыми в это десятилетие событиями стали богословские собеседования, состоявшиеся в 1955 г. в Великобритании и на следующий год в России.
С 5-го по 18 июля 1955 г. в Англии по приглашению Британского Совета Церквей в составе делегации представителей христианских церквей Советского Союза находилась делегация Русской Православной Церкви. Делегация возглавлялась митрополитом Минским и Белорусским Питиримом, в ее состав также входили ректор Московской Духовной Академии протоиерей К. Ружицкий, профессор Ленинградской Духовной Академии Н.Д. Успенсий и доцент Московской Духовной Академии иеромонах Филарет (Денисенко). Целью данного визита была подготовка повестки будущей богословской конференции по вопросу единения Англиканской и Православной Церквей, которую планировалось провести в следующем году.
5 июля делегация прибыла в Шотландский порт Прествик, где ее встретили Генеральный Секретарь Британского Совета Церквей господин Слэк и представители Шотландской Церкви. В Шотландии делегация находилась в течение четырех дней и за это время посетила несколько городов. В Глазго русским делегатам показали собор тринадцатого века и находящуюся под ним подвальную церковь св. Марка с баптистерием, свидетельствующими о том, что в Западной Церкви в то время крещение совершалось таким же способом, как и в Восточной Церкви - посредством погружения крещаемых в воду. В Эдинбурге была проведена пресс-конференция, на которой Митрополит Питирим рассказал о жизни Русской Православной Церкви. В ходе поездок по Шотландии русские церковные деятели имели возможность побеседовать с богословами и присутствовали на вечерней службе в епископальном храме в честь Пресвятой Богородицы г. Эдинбурга [13, с. 71].
9 июля делегация прибыла в Лондон и была встречена епископом Лондона Уильямом, представителем архиепископа Кентерберийского каноником Ваддам-сом, вице-президентом Британского Совета Церквей госпожой Ридли и представителями английской церковной общественности. По прибытии в Ламбетский дворец делегатов встретил Архиепископ Кентерберийский Дж. Фишер, который обменялся приветствиями с Митрополитом Питиримом и проводил гостей во дворец, где им были приготовлены комнаты для проживания на время визита. В этот же день прием в Британском Совете Церквей прошел в теплой и радостной атмосфере [13, с. 72].
Затем делегаты посетили Оксфорд, где имели возможность побеседовать с профессорами Оксфордского университета и монахами англиканского монастыря. Речь шла о русской богословской школе, об организации преподавания богословских дисциплин в русских духовных семинариях и академиях. Посетили гости и домовую русскую церковь во имя святителя Николая Чудотворца в Оксфорде, которая располагалась в небольшом жилом доме и при которой в то время жил иеромонах (будущий архиепископ) Василий (Кривошеин) [8, л. 3].
Русская церковная делегация также посетила основанную Содружеством св. Албания и преп. Сергия домовую церковь в честь св. Василия Великого в Лондоне. Отличительной особенностью этой церкви было наличие, кроме православного, еще и англиканского алтаря, расположенного слева от него. Сопровождавший гостей
Очканов Святослав Анатольевич «Богословские собеседования между представителями Русской Православной и Англиканской Церквей 1955 года в Лондоне и 1956 года в Москве»
Николай Зёрнов пояснил, что данная церковь принадлежит религиозному братству св. Василия Великого, деятельность которого направлена на объединение Англиканской и Православной Церквей на основе их литургического сближения. В этой церкви, кроме православных литургий, периодически служатся англиканским священником и литургии по англиканскому чину. Также при церкви находилась библиотека, которая служила цели единения английских и русских прихожан посредством их духовного просвещения [8, л. 4].
10 июля Митрополит Питирим посетил Содружество св. Албания и преп. Сергия, которое организовало в честь приезда русского архиерея концерт русской духовной музыки. 11 июля Архиепископ Кентерберийский в Ламбетском дворце устроил прием в честь делегации христианских церквей Советского Союза. На приеме присутствовали члены парламента, ученые и видные общественные деятели Великобритании, в том числе настоятель Кентерберийского собора Х. Джонсон. Во время речей и собеседований присутствующие неизменно выражали мысль о необходимости сближения между английским и русским народами и их Церквами [13, с. 76].
12 июля состоялось совещание русских и англиканских богословов, целью которого было обсуждение возможности их молитвенно-канонического взаимообщения. Русская делегация присутствовала на совещании в полном составе, а англиканскую сторону представляли епископ Даремский Артур Майкл Рамсей, епископ Дерби доктор Роулинсон, священники Сайкс, Вильямс и Шадвик, а также каноник Ваддамс. На совещании был рассмотрен ряд наиболее важных вопросов вероучения и церковной практики, в том числе содержание символической книги англикан «39 статей», Filioque, учение о таинствах, допустимость участия мирян в решении церковных вопросов и другие общие темы [3, л. 313].
Доктор Роулинсон в своем выступлении сказал, что в настоящее время «39 статей» рассматриваются только в свете толкования посредством других символических книг англиканства - «Ординала» и «Молитвенника» (Prayer Book) и что для некоторых провинций Англиканской Церкви «39 статей» уже не являются авторитетным документом. Что касается Filuoque, то Роулинсон, сославшись на св. Иоанна Да-маскина, отметил, что эту прибавку следует понимать как исхождение Святого Духа от Отца через Сына, и англикане не считают это ересью. Он подчеркнул, что англиканское исповедание считает два таинства - Крещение и Причащение - основными, а остальные пять как таинства официально не задокументированы, но о них часто говорят как о таинствах [10, с. 66].
По результатам четырехчасового совещания был определен круг вопросов догматического содержания, а также отдельные моменты церковной практики, которые в дальнейшем подлежали богословскому изучению с целью решения вопроса о молитвенно-каноническом общении двух Церквей. Было решено в следующем году в Москве обсудить такие темы, как вопрос о Filuoque, о Священном Писании и Предании, о Соборах и Символе Веры, о сущности Церкви, таинствах, вопрос о доктрине и мнении, а также о православных обрядах. В заключение Архиепископ Кентерберийский с удовлетворением отметил, что отношения с Русской Церковью вновь оживляются и что в дальнейшем необходимо усиливать взаимное сотрудничество. По окончании совещания была прочитана общая молитва с призыванием помощи Божией на предпринимаемое благое дело [8, л. 8.].
№ 1 (10), 2021
На следующий день 13 июля делегация Русской Церкви посетила парламент и Британское Библейское Общество, а 14 июля - Кембридж. 15 июля русские церковные деятели побывали в Виндзоре и присутствовали на вечерней службе в Виндзорском соборе, где специально для гостей хор исполнил «Херувимскую песнь» Рахманинова. 17 июля, в воскресенье, русские делегаты присутствовали на торжественной литургии в Вестминстерском аббатстве. 18 июля представители Русской Православной Церкви в составе делегации христианских церквей Советского Союза отбыли на родину [8, л. 8.].
Визит нашей церковной делегации нашел широкий отклик в британской печати. В частности, в журнале «Reconciliation» от 10 октября 1955 г. была помещена статья Э. Вудса «Визит русских церковных деятелей», в которой он отмечает «простоту и дружественность» членов делегации, их доброжелательность и открытость. «...Они поставили нашего Господа на Его правильное место, на престол, подчинив Ему всё и вся» - делает вывод о религиозной позиции русских гостей автор статьи [5, л. 493-494]. А газета «Manchester Dayly Mail» в номере от 14 июля 1955 г. в заметке «Если все христиане объединятся» отметила слова митрополита Питирима, сказанные им во время посещения Методистской Конференции в Манчестере: «Мы чувствуем, что Русская Православная Церковь не должна стоять в стороне от дела защиты мира. Если все христиане объединятся, то мы будем представлять из себя такую моральную силу, которая уничтожит все злые силы мира» [2, л. 495].
Главным итогом состоявшегося визита стало то, что он завершил подготовительный период к серьезному богословскому диалогу на высшем уровне. После предварительного обмена посланиями и взаимных визитов в течение предшествующих лет представители обеих Церквей пришли к мысли, что настало время перейти к конкретному решению вопроса отношений между ними на доктринальной почве и посредством богословского собеседования выявить точки соприкосновения и расхождения в вероучениях православного и англиканского исповеданий с целью возможного устранения тех препятствий, которые стоят на пути к единению этих Церквей.
В связи с этим с 19-го по 24 сентября 1955 г. в Оксфорде состоялась Вторая международная конференция патрологов, на которой присутствовало около пятисот ученых различных вероисповеданий [1, л. 256]. Делегация Русской Православной Церкви состояла из профессоров К.А. Сборовского и Л.Н. Парийского, прибывших из СССР, а также из представителей Западноевропейского Экзархата: профессора В.Н. Лосского, архимандрита Софрония (Сахарова), иеромонаха Василия (Кривошеина), игумена Антония (Блюма) и священника Всеволода Палашковского. Несмотря на то, что конференция была посвящена вопросам патрологии, она имела значение и для решения спорных богословских вопросов между Англиканской и Православной Церквами. В частности, один из докладов назывался «Filioque в патристическом учении», который был прочитан бывшим в то время настоятелем Сербской церкви в Лондоне священником Владимиром Родзянко (будущим епископом Василием). Необходимо отметить, что русская делегация была очень тепло встречена в Оксфорде и ее докладам было уделено особое внимание. А профессор Л.Н. Парийский в своем приветственном слове отметил: «Между Русской и Английской Церквами давно существуют добрые и благожелательные отношения. Единение Церквей составляет заветное желание нашей Церкви, всегда молящейся об их соединении» [12, с. 64 - 65].
ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ
Очканов Святослав Анатольевич «Богословские собеседования между представителями Русской Православной и Англиканской Церквей 1955 года в Лондоне и 1956 года в Москве»
А через год с 16-го по 23 июля 1956 г. в Москве находилась делегация представителей Англиканской Церкви, прибывшая на богословские собеседования с целью определения условий церковного единства православного и англиканского исповеданий. Вечером 13 июля английских гостей в аэропорту Внуково встречали митрополит Николай (Ярушевич) с сопровождающими лицами и посол Великобритании в Советском Союзе У. Хейтер. В составе английской делегации приехали Архиепископ Йоркский А.М. Рамсей, епископ Дерби Роулинсон, епископ Оксфорда Г. Карпентер, Генеральный Секретарь Совета Внешних Сношений Англиканской Церкви каноник Г. Уоддемс, секретарь Отдела иностранных связей Англиканской Церкви доктор О. Чедвик, священнослужители Г. Уильямс, П. Тейлор и Д. Финдлоу, а также советник главы Епископальной Церкви в США П. Андерсон [7, л. 1].
На следующий день, в субботу 14 июля, англичане посетили Московскую Патриархию, где имели продолжительную беседу с митрополитом Николаем (Ярушеви-чем). Вечером того же дня они побывали в храмах Воскресения Христова в Сокольниках и в церкви св. Пимена Великого. В воскресенье 15 июля гости присутствовали на Литургии в храме Всех Святых в районе Сокола, затем посетили храмы св. Иоанна Воина на Большой Якиманке и иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. Во время посещения храмов английские гости, осеняя себя крестным знамением, прикладывались к чудотворным и чтимым иконам, что само по себе явилось знаком их особого расположения к Православной Церкви [4, л. 2].
18 июля, в день памяти преподобного Сергия Радонежского, делегаты Англиканской Церкви побывали в Троице-Сергиевой Лавре, в полных облачениях во время Литургии молились около раки преп. Сергия и с благоговением прикладывались к ней. После Литургии гости были приняты Патриархом Алексией в Патриарших покоях Лавры, а затем осмотрели монастырские храмы. 21 июля, в день праздника в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы, англикане в полном облачении присутствовали за литургией в алтаре Богоявленского собора. После службы англиканские епископы были приняты в Московской Патриархии, где Патриарх Алексий возложил на архиепископа Рамсея золотой крест, а на епископов Роулинсона и Карпен-тера драгоценные кресты. А 22 июля делегация побывала в Донском монастыре на могиле Патриарха Тихона, где было совершено краткое молитвенное поминовение [4, л. 4-5].
Одновременно с 16-го по 23 июля проходили богословские собеседования между прибывшими англиканскими иерархами и богословами, с одной стороны, и делегацией богословов Русской Православной Церкви, назначенной патриархом Алексием - с другой. В состав русской делегации вошли глава делегации епископ Смоленский и Дорогобужский Михаил (Чуб), епископ Старорусский Сергий (Голубцов), ректор Московской Духовной Академии протоиерей Ружицкий К., профессора Московской Духовной Академии Иванов А.И. и Ветелев А.А., профессора Ленинградской Духовной Академии Успенский Н.Д., Осипов А.А., Парийский Л.Н., а также доценты этих академий Георгиевский А.И., Боровой В.М., Сарычев В.Д., Нечаев К.В. и другие лица [7, с. 33].
Московские собеседования имели совершенно особое значение, так как являлись первым официальным и обстоятельным обменом богословскими мнениями между Русской Православной и Англиканской Церквами за всю историю их взаимоотношений, поэтому они имели преимущественно ознакомительный
№ 1 (10), 2021
характер, на них обсуждались самые общие вопросы, которые должны были обозначить конкретные пункты разногласий и указать пути к устранению имеющихся недоразумений. Необходимо отметить, что все заседания и дискуссии проходили в исключительно доброжелательной обстановке и были нацелены на поиск точек сближения. После каждой дискуссии на основании заслушанных докладов принималось резюме.
На заседаниях 16 июля вначале епископом Михаилом был прочитан доклад на тему «Взаимоотношения Русской Православной Церкви с Англиканской Церковью» и содоклад на эту тему доктора Андерсона. Затем епископ Оксфордский Г. Карпентер прочитал доклад о природе Церкви, а профессор Л. Парийский свод из двух докладов «О роли мирян в Церкви» и «О природе Церкви». После этого состоялась дискуссия, во время которой православные представители подчеркнули, что основным условием для единства является согласие в вопросах вероучения, таинств и преемственности иерархии. Обе стороны пришли к соглашению, что полное единство возможно при условии достижения соглашения по следующим пунктам: вероучение, Св. Писание и Св. Предание, таинства, иерархия [9, с. 34].
Второй день собеседований 17 июля был посвящен теме Св. Писания и Св. Предания. Что касается Ветхого Завета, то представители обеих Церквей согласились в принятии еврейского текста и перевода Семидесяти. Что касается Нового завета, то православные пользуются только ТехШБ гесерШБ, а англикане наряду с ним допускают использование и других текстов. Обе Церкви содержат один и тот же канон Священного Писания и считают неканонические книги не богодухновенными, но поучительными и полезными. В то же время имеется неодинаковое понимание объема человеческого элемента в Св. Писании. Несмотря на то, что оба исповедания понимают под Св. Преданием богодухновенные истины, переданные апостолами через отцов Церкви, англикане считают, что Св. Предание не может прибавить к содержанию Св. Писания ничего необходимого для веры [9, с. 35].
В третий день 19 июля были прочитаны доклады и состоялись дискуссии по вопросу понимания догмата, теологумена и частного богословского мнения. Данное обсуждение имело важное значение для точности рассуждений и избежания ошибок при формулировке тезисов и определений. В отличие от ясно обозначенной православной точки зрения на различия между этими терминами, англиканские богословы не сумели четко разграничить данные определения. Англикане не смогли указать число Вселенских соборов, вероучительные постановления которых считаются догматами. Кроме того, они подчеркивали, что различные мнения в Церкви служат более полному пониманию веры и бывают полезны при осуществлении миссионерской деятельности [11, с. 56].
Четвертый день собеседований проходил 20 июля и был посвящен рассмотрению вопроса о РП^ие. Православные богословы высказали утверждение, что исповедание Никео-Цареградского Символа Веры с добавлением РП^ие недопустимо согласно седьмому правилу Третьего вселенского Собора. Англиканская сторона, хоть и признала в принципе, что РП^ие введен на Западе неканонично, но в то же время подчеркнула, что не считают его употребление в Символе Веры ересью [9, с. 36]. После заседания Митрополит Николай и Архиепископ Рамсей обменялись соображениями об итогах уже состоявшихся собеседований и о возможных результатах дальнейшего общения.
ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ
Очканов Святослав Анатольевич «Богословские собеседования между представителями Русской Православной и Англиканской Церквей 1955 года в Лондоне и 1956 года в Москве»
21 июля состоялся пятый день собеседований. На нем были заслушаны доклады и состоялись богословские дискуссии по вопросу сущности христианских таинств и их количества. Православная сторона подтвердила свою позицию по признанию всех семи таинств равнозначными, богоучрежденными, подтвержденными постановлениями Вселенских Соборов и свидетельствами отцов Церкви. Англиканские богословы сказали, что их Церковь делает различие между двумя главными таинствами - Крещением и Евхаристией и остальными пятью, считая обряд Конфирмации соответствующим православному Миропомазанию. В то же время англикане заявили, что полностью принимают православный взгляд на освящение Святых даров в таинстве Евхаристии [9, с. 36].
В последний день заседаний 23 июля были продолжены дискуссии по вопросу о таинствах, а также обсуждалась тема значения обрядов Православной Церкви для англикан. Дискуссии возникли по поводу почитания Божией Матери, употребления икон, призывания святых и молитв за умерших. Православные богословы сделали акцент на том, что обсуждаемые вопросы являются не обычаями, а догматами Вселенской Церкви. Они также подчеркнули, что обрядовая сторона православного богослужения ведет свое начало от апостолов, является внешним выражением ис-прошения и получения благодати, а потому не может быть произвольно изменена или отменена [9, с. 37].
По итогам богословских собеседований было достигнуто единство взглядов по следующим пунктам:
1. Священное Писание, включающее в себя как канонические, так и неканонические книги, является источником вероучения Церкви.
2. Священное Предание также является источником вероучения, так как оно тоже Откровение Божие. Эти два источника вероучения не противоречат одно другому и неотделимы друг от друга.
3. Прибавление Н!^ие к Никео-Цареградскому Символу веры безавторитетно и неканонично. Истинной верой является вера Вселенских Соборов.
4. Церковь содержит семь таинств, православное и англиканское исповедание одинаково понимают освящение Святых Даров в таинстве Евхаристии. Таинство елеосвящения в православии совершается с упованием на исцеление верующих, как учит апостол Иаков (Иак. 5, 14-15) и не имеет значения предсмертного напутствия, которое придет ему Римско-Католическая Церковь. Разрешением этого пункта было снято одно из недоразумений, разделяющих Англиканскую и Православную Церкви [11, с. 57].
В то же время собеседования констатировали сохранение расхождений по целому ряду пунктов:
1. Различное понимание объема человеческого элемента в Священном Писании.
2. Англиканская Церковь в своем богословии и богослужении употребляет не только византийский канонический вариант, сходный с ТехШБ гесерШБ (как это принято в Русской Церкви), но и другие варианты.
3. В Англиканской Церкви придается исключительное значение Священному Писанию, а Священное Предание не считается содержащим необходимые для веры истины.
4. Несмотря на то, что Англиканская Церковь признает, что символическая книга «39 статей» недостаточно точно отражает ее вероучительную систему, объем Священного Предания в ней так и не установлен.
№ 1 (10), 2021
5. Англиканская сторона не уверена в необходимости признания Пятого, Шестого и Седьмого Вселенских Соборов.
6. Англиканские богословы не считают необходимым удалить из Никео-Царе-градского Символа веры НПодие, так как не считают это выражение ересью. Учитывая, что при этом они признают прибавление НПодие к Символу веры неканоничным и безавторитетным, позиция англикан по данному вопросу представляется достаточно противоречивой.
7. Несмотря на то, что Англиканская Церковь признает семь таинств (конфирмация аналогична православному Миропомазанию), она считает Крещение и Евхаристию основными таинствами, а остальные имеющими второстепенный характер. При этом в догматических документах упоминаются только два основных таинства. Тем самым ставится под сомнение сакраментальное достоинство англиканской иерархии.
8. Стороны не пришли к соглашению о литургической стороне совершения таинств.
9. Не было достигнуто согласие и по таким пунктам, как почитание Богоматери и святых, а также употребление икон [11, с. 57-58].
Прошедшие богословские собеседования сначала в Англии в 1955 г., а затем более обширные в Москве в 1956 г. положили начало серьезному богословскому диалогу между Англиканской и Русской Церквами по вопросу их возможного единения. Тем самым уровень межконфессионального взаимообщения, постепенно возрастая на протяжении предшествующих десятилетий, в середине ХХ века поднялся до осознания необходимости обсуждать поставленную проблему, отталкиваясь от веро-учительных оснований. Православная Церковь всегда настаивала именно на таком подходе к идее воссоединения, в то время как англикане не придавали ключевого значения догматическому аспекту, стараясь обойти наиболее острые углы, препятствовавшие сближению. Тот факт, что Англиканская Церковь согласилась выстраивать отношения с православием на прочном вероучительном фундаменте, само по себе является значительным достижением всего предшествовавшего диалога между нашими Церквами.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Вторая международная конференция изучения творений святых отцов. // Архив ОВЦС МП. Д. 7. Л. 256.
2. Вырезка из газеты «Манчестер Дайли майль» - 14.7.55. «Если все христиане объединятся» // Архив ОВЦС МП. Д. 7. Л. 495.
3. Дискуссии между членами Русской Православной Церкви и Англиканской Церкви в Ламбет-паласе во вторник, 12 июля 1955 года // Архив ОВЦС МП. Д. 7. Л. 313.
4. Доклад о пребывании в Советском Союзе делегации богословов Англиканской Церкви (июль 1956 г.) // Архив ОВЦС МП. Д. 6. Л. 2.
5. Из журнала «Reconciliation», № 10, октябрь 1955. // Архив ОВЦС МП. Д. 7. Л. 493-494.
ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ
Очканов Святослав Анатольевич «Богословские собеседования между представителями Русской Православной и Англиканской Церквей 1955 года в Лондоне и 1956 года в Москве»
6. Информационное сообщение о собеседованиях богословов Русской Православной и Англиканской Церквей, имевших место в Москве 16-23 июля 1956 года // Архив ОВЦС МП. Д. 6. Л. 1.
7. Информационное сообщение о собеседованиях богословов Русской Православной и Англиканской Церквей, имевших место в Москве 16 - 23 июля 1956 г. // Журнал Московской Патрирхии. - 1956. - № 9. - С. 33.
8. Протоиерей К. Ружицкий. Две недели в Великобритании. Делегация Русской Православной Церкви в Англии. 1955. // Архив ОВЦС МП. Д. 7. Л. 3.
9. Резюме собеседований русских православных и английских богословов, принятые на заседаниях от 16, 17, 19, 20, 21 и 23 июля в Москве // Журнал Московской Патриархии. - 1956. - № 9. - С. 36.
10. Виноградов М. Православная Церковь и англиканское исповедание после Первой мировой войны // ЖМП. - 1956. - № 6.
11. Заболотский Н. Перспективы русско-английских богословских собеседований после конференции 1956 года // Журнал Московской Патриархии. - 1963. - № 4.
12. Сборовский К.А. Вторая международная конференция патрологов в Оксфорде // Журнал Московской Патриархии. - 1955. - № 11.
13. Успенский Н.Д. Две недели в Англии // Журнал Московской Патриархии. -1955. - № 9.