Научная статья на тему 'История взаимоотношений РПЦ и англиканской церкви в 1950-е годы XX века'

История взаимоотношений РПЦ и англиканской церкви в 1950-е годы XX века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
198
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РПЦ / СССР / АНГЛИКАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ / ВЕЛИКОБРИТАНИЯ / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА / РЕЛИГИЯ / ХОЛОДНАЯ ВОЙНА / RUSSIAN ORTHODOX CHURCH / USSR / ANGLICAN CHURCH / GREAT BRITAIN / FOREIGN POLICY / RELIGION / COLD WAR

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Федотов С. П.

Диалог православных и англикан, история которого берет свое начало в XVIII веке, продолжается и по сей день. За весь период своего развития в диалоге наблюдалась как активизация, так и спад. Активная фаза взаимоотношений Русской православной церкви с англиканами завершилась в 1917 году. Это было связано с началом революционных событий в России, а также разразившейся затем Гражданской войны. Только в 1943 году произошло восстановление взаимоотношений. Активно продолжали развиваться отношения двух церквей и во второй половине 1940-х годов. Такая тенденция присутствовала и в 1950-е годы. На протяжении всего периода общения Русской православной церкви и англикан часто наблюдалась практика, когда их взаимоотношения оказывались инструментом внешней политики. Такая тенденция присутствовала в XIX веке, а затем в начале XX века в годы перед началом Первой Мировой войны. Связано это было с тем, что между Россией и Великобританией никогда не было однозначного взаимодействия. В условиях обострения отношений между Санкт-Петербургом и Лондоном диалог двух церквей позволял выстроить гибкие внешнеполитические отношения. Такая тенденция наблюдалась в период после завершения Второй мировой войны. Победа СССР над Германией вызвала изменение внешнеполитической доктрины Англии и США. Эти изменения привели к началу «Холодной войны». В условиях противостояния СССР со странами Запада, которые поддержали Англию и США, диалог православных и англикан, как и прежде, стал использоваться в роли инструмента внешней политики. Определение диалога православных и англикан как инструмента внешней политики является только составной частью этого взаимодействия. Реальная сторона взаимодействия Русской православной и Англиканской церквей в 1950-е годы была связана с активным обсуждением объединения двух церквей. Однако даже после серии взаимных встреч в 1955 и 1956 году достичь консенсуса не удалось. Этим отношения православных и англикан не завершились. Обсуждение взаимодействия двух церквей продолжается и по сей день.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORY OF RELATIONSHIPS OF THE RUSSIAN ORTHODOX CHURCH AND THE ENGLISH CHURCH IN THE 1950s OF THE XX CENTURY

The dialogue between Orthodox and Anglican, which history dates back to the 18th century, continues to this day. Over the course of its development, the dialogue has experineced both an increase and a decline. The active phase of the Russian Orthodox Church 's relationship with the Anglicans ended in 1917. This was due to the beginning of revolutionary events in Russia, as well as the Civil War that then broke out. Only in 1943 there was a restoration of relations. Relations between the two churches also continued to develop actively in the second half of the 1940s. This trend was also present in the 1950s. Throughout the period of communication between the Russian Orthodox Church and the Anglican, there has often been a practice where their relations have proved to be a tool of foreign policy. This trend was present in the 19th century and then in the early 20th century in the years before the outbreak of World War I. Related was the fact that there had never been a clear interaction between Russia and the UK. With the escalation of relations between St. Petersburg and London, the dialogue between the two churches allowed to build flexible foreign policy relations. This trend has been observed since the end of World War II. The victory of the USSR over Germany caused a change in the foreign policy doctrine of England and the United States. These changes led to the beginning of the Cold War. In the face of opposition between the USSR and the countries of the West, which supported England and the United States, the dialogue between Orthodox and Anglican continued to be used as an instrument of foreign policy. The definition of the dialogue between Orthodox and Anglicans as an instrument of foreign policy is only an integral part of this interaction. The real side of the interaction between the Russian Orthodox and Anglican Churches in the 1950s was related to the active discussion of the unification of the two churches. However, even after a series of mutual meetings in 1955 and 1956, consensus could not be reached. This did not end the relationship between Orthodox and Anglican. The discussion of the interaction between the two churches continues to this day.

Текст научной работы на тему «История взаимоотношений РПЦ и англиканской церкви в 1950-е годы XX века»

СОВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО КАК КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

Федотов С. П.

(Орел)

УДК 63.3(2)42

ИСТОРИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИИ РПЦ И АНГЛИКАНСКОИ ЦЕРКВИ

В 1950-Е ГОДЫ XX ВЕКА

Диалог православных и англикан, история которого берет свое начало в XVIII веке, продолжается и по сей день. За весь период своего развития в диалоге наблюдалась как активизация, так и спад. Активная фаза взаимоотношений Русской православной церкви с англиканами завершилась в 1917 году. Это было связано с началом революционных событий в России, а также разразившейся затем Гражданской войны. Только в 1943 году произошло восстановление взаимоотношений. Активно продолжали развиваться отношения двух церквей и во второй половине 1940-х годов. Такая тенденция присутствовала и в 1950-е годы. На протяжении всего периода общения Русской православной церкви и англикан часто наблюдалась практика, когда их взаимоотношения оказывались инструментом внешней политики. Такая тенденция присутствовала в XIX веке, а затем в начале XX века -в годы перед началом Первой Мировой войны. Связано это было с тем, что между Россией и Великобританией никогда не было однозначного взаимодействия. В условиях обострения отношений между Санкт-Петербургом и Лондоном диалог двух церквей позволял выстроить гибкие внешнеполитические отношения. Такая тенденция наблюдалась в период после завершения Второй мировой войны. Победа СССР над Германией вызвала изменение внешнеполитической доктрины Англии и США. Эти изменения привели к началу «Холодной войны». В условиях противостояния СССР со странами Запада, которые поддержали Англию и США, диалог православных и англикан, как и прежде, стал использоваться в роли инструмента внешней политики. Определение диалога православных и англикан как инструмента внешней политики является только составной частью этого взаимодействия. Реальная сторона взаимодействия Русской православной и Англиканской церквей в 1950-е годы была связана с активным обсуждением объединения двух церквей. Однако даже после серии взаимных встреч в 1955 и 1956 году достичь консенсуса не удалось. Этим отношения православных и англикан не завершились. Обсуждение взаимодействия двух церквей продолжается и по сей день.

Ключевые слова: РПЦ, СССР, Англиканская церковь, Великобритания, внешняя политика, религия, Холодная война.

The dialogue between Orthodox and Anglican, which history dates back to the 18th century, continues to this day. Over the course of its development, the dialogue has experineced both an increase and a decline. The active phase of the Russian Orthodox Church 's relationship with the Anglicans ended in 1917. This was due to the beginning of revolutionary events in Russia, as well as the Civil War that then broke out. Only in 1943 there was a restoration of relations. Relations between the two churches also continued to develop actively in the second half of the 1940s. This trend was also present in the 1950s.

Throughout the period of communication between the Russian Orthodox Church and the Anglican, there has often been a practice where their relations have proved to be a tool of foreign policy. This trend was present in the 19th century and then in the early 20th century - in the years before the outbreak of World War I. Related was the fact that there had never been a clear interac-

tion between Russia and the UK. With the escalation of relations between St. Petersburg and London, the dialogue between the two churches allowed to build flexible foreign policy relations. This trend has been observed since the end of World War II. The victory of the USSR over Germany caused a change in the foreign policy doctrine of England and the United States. These changes led to the beginning of the Cold War. In the face of opposition between the USSR and the countries of the West, which supported England and the United States, the dialogue between Orthodox and Anglican continued to be used as an instrument of foreign policy. The definition of the dialogue between Orthodox and Anglicans as an instrument of foreign policy is only an integral part of this interaction. The real side of the interaction between the Russian Orthodox and Anglican Churches in the 1950s was related to the active discussion of the unification of the two churches. However, even after a series of mutual meetings in 1955 and 1956, consensus could not be reached. This did not end the relationship between Orthodox and Anglican. The discussion of the interaction between the two churches continues to this day.

Keywords: Russian Orthodox Church, USSR, Anglican Church, Great Britain, foreign policy, religion, Cold War.

DOI: 10.24888/2410-4205-2019-21-4-18-133-140

После Первой мировой войны Англиканская церковь продолжала сношения с отдельными автокефальными православными церквами Востока. Были достигнуты определенные результаты, но они не могли быть окончательными и общепризнанными всей Православной церковью. Причина заключалась в том, что на многих заседаниях в 1920-1930 - е годы не присутствовали представители Русской церкви в силу международного положения молодого советского государства и разразившейся атеистической политики в СССР.

Официальное возобновление взаимоотношений Русской православной церкви с Англиканской церковью началось в сентябре 1943 года, когда в Москве побывала делегация из Великобритании. Это был первый контакт с момента царской России. По прибытию в Москву Патриарху Сергию было передано послание архиепископа Кентерберийского. Тогдашняя встреча была неслучайной. Одной из действительных причин визита англикан в Москву была необходимость открытия Второго фронта. Визит англиканских иерархов выступил в роли укрепления дружбы двух стран. Недолгим позднее в июне 1944 года в Западной Европе был открыт Второй фронт [4, с. 39].

Как показывает практика взаимоотношений православных и англикан, начиная с XIX века, всегда диалог двух церквей оказывался необходимым составляющим выстраивания дипломатического взаимодействия России и Великобритании.

История диалога православных и англикан берет свое начало в XVIII в. В историографии, имеющейся на сегодняшней день, принято брать начало контактов православных и англикан в период правления императора Петра I. Тогда со стороны англиканской стороны вышла группа священнослужителей, которые высказались за необходимость объединения двух церквей, утверждая, что две церкви имеют много общих черт. В силу ведения Северной войны (1700-1721) Петр I начал переговоры с этой группой священнослужителей. Предпосылкой начала диалога на самом деле была необходимость выстроить отношения с Лондоном таким образом, чтобы исключить возможность ввязывания англичан в войну. Рассмотрение предложений англикан длилось вплоть до самой кончины императора [11, с. 32.]. После смерти Петра I активного диалога с англиканами не было. Его активная фаза приходится на XIX век. Это также взаимосвязано с взаимодействием Санкт-Петербурга и Лондона [5, с. 55]. Необходимо сказать об обострении отношений Российской империи и Лондона в XIX веке на фоне раздела сфер влияния в Средней Азии. Как показывает практика, при начале конфликтных ситуаций между двумя странами усиливались контакты двух церковных организаций. Такая практика наблюдалась и в начале XX века, когда шел расклад сил накануне начала Первой мировой войны. Прекращение активных диалогов об объ-

единении церквей произошло в период революционных событий в России в 1917 г., а также затем при начавшейся Гражданской войне в России и иностранной интервенции [7, с. 37]. Поддерживались контакты с англиканской стороной русской эмиграцией, а также созданным содружеством Святого Албания и Преподобного Сергия. Затем восстановление отношений Русской православной церкви и англикан произошло в 1943 г. [7, с. 35].

В послевоенный период диалог между православными и англиканами занял статус официальных отношений и неразрывно был связан с внешнеполитической ситуацией.

После завершения Второй мировой войны США и Англия ослабили сотрудничество с СССР. Это еще проявилось на заверщающем этапе войны. Эта позиция в дальнейшем определила вектор внешней политики США и Англии.

Разгром Германии и Японии стал отправной точкой направления внешней политики США. Соединенные штаты начали использовать свой огромный военный и политический потенциал для установления мирового господства. По мнению американских идеологов СССР, понесший серьезный урон от периода войны, не сможет так быстро восстановиться и будет вынужден пойти на уступки Запада. Подобную позицию занимала Англия. Воинственное настроение США и Англии была отражена в Фултонской речи У. Черчилля [4, с. 548].

Такая обстановка не могла не отразиться на позициях СССР. Советское правительство начало активную фазу выстраивания противоборства против англо-американской гегемонии. На разных этапах в 1950-60 - е годы СССР в активный поток накала внешнеполитических претензий между Советским союзом и Западом включался диалог православных и англикан. Как покажет дальнейшая практика, взаимодействие двух церковных организаций станет серьезным инструментом внешней политики.

В связи с этим нужно отметить тенденции в развитии отношений Русской церкви с Англиканской церковью в конце 1940-х гг. [12, с. 119]. 5 декабря 1945 года умер архиепископ Кентерберийский Космо Гордон Лэнг. Патриарх Алексий от лица Русской православной церкви выразил соболезнование англиканской стороне. В начале лета 1945 года по приглашению англиканской стороны в Англию направилась делегация от Русской церкви. Архиепископу Кентерберийскому Джоффри Фишеру было передано приветствие от Патриарха Алексия [6, с. 64]. В послании была отмечена неизменная любовь православных к англика-нам. Русские делегаты принимали участие в богослужениях, а также совершили ряд поездок и встреч. В период этой поездки русские делегаты приняли участие во многих приемах и визитах. Архиепископ Кентерберийский и Архиепископ Йорский многократно выступали с речами, в которых всесторонне освещалась и подчеркивалась идея взаимного общения церквей. Митрополит Николай, в свою очередь, многократно произносил речи, в которых поддерживал идею взаимного общения двух церквей. Кроме того, в период данной поездки в Англию русская делегация была приглашена в Букингемский дворец, где ее принял король Великобритании Георг VI в присутствии Архиепископов Кентерберийского и Йоркского [10, с. 39].

По возвращению в СССР митрополит Николай (Ярушевич) отметил, что развитие диалога между Русской православной церковью и Англиканской церковью будет и дальше развиваться в положительном направлении [2, с. 745].

В 1947 г. Патриарх Алексий получил результаты обсуждения признания англиканских рукоположений англикан и представителей автокефальных православных церквей. Русской православной церкви англикане предложили изучить результаты переговоров.

Здесь надо отметить, что еще с XVI века Англиканская церковь, отделившись от Римской церкви, оказалось в незаконном положении. Этот факт стал определяющим для начала контактов англикан с православным Востоком, в первую очередь с Русской православной церковью.

В 1948 г. в Москве состоялось совещание, на котором обсуждался вопрос признания англиканского священства. На данном совещании присутствовали главы и представители

автокефальных и православных церквей. В резолюции по итогам совещания, что признать англиканские рукоположения возможно в том случае, если будет достигнуто единство веры. Его должно утвердить вся Англиканская церковь. На совещании была отмечена положительная тенденция в развитии отношений Русской православной и Англиканской церквей [8, с. 142].

В 1949 г. Архиепископ Кентерберийский приглашал Патриарха Алексия прибыть на очередную Ламбетскую конференцию. Патриарх в ответе на приглашение выразил надежду на положительную тенденцию построения отношений между православными и англикана-ми. В 1949 г. повторно направил обращение Патриарху Алексию, в котором писал о соединении церквей. В новом послании шла речь о достигнутых результатах и будущих перспективах.

Начатая тенденция активной фазы общения православных и англикан продолжилась и в 1950-е гг. Так, в июле 1955 г. представители христианских церквей из СССР посетили Великобританию. Поездка была довольно продуктивной, так как было много встреч и бесед с англиканами. Завещающая встреча состоялась 12 июля. Мероприятие состоялось в резиденции архиепископа Кентерберийского - Ламбестком дворце. В ходе совещания обсуждались вопросов вероучения и канонов. Было отмечено, что необходимо эти вопросы изучить более подробно. В ходе встречи Архиепископ Кентерберийский отметил, что необходимо стремиться к продлению положительного направления взаимоотношений с Русской православной церковью [5, с. 48.].

Отношения СССР и Великобритании развивались в положительном направлении и после смерти И. В. Сталина. В апреле 1956 года в Великобританию направились председатель Совета Министров СССР Н. А. Булганина и член Президиума Верховного Совета СССР Н. С. Хрущев. Как описывают приезд советские газеты. Советские руководители были встречены тепло с приветственными залпами орудий. Встречал советских гостей премьер - министр Великобритании Антони Иден. Премьер-министр Великобритании, выступаю перед микрофонами, отметил, что рад приветствовать Председателя Совета Министров СССР Булганина и Члена Президиума Верховного Совета СССР Хрущева. Он заметил, что надеяться на конструктивное развитие отношений между двумя странами.

Советские руководители тоже отметили, что нацелены на установление дружественных отношений [1, с. 42]. Во время переговоров были достигнуты положительные результаты в развитии торговли между странами, а также в области культуры [3, с. 43, 258]. Также речь шла о насущных внешнеполитических вопросах того периода времени [1, с. 45].

В начале июля 1956 года в Москву была приглашена англиканская делегация. Целью приезда стало обсуждение вопросов взаимодействия с Русской православной церковью. Встретили англиканскую делегацию поздно вечером 13 июля. Делегацию встречал митрополит Крутицкий и Коломенский Николай, которого сопровождала группа представителей Русской православной церкви. Кроме этого, на внуковском аэродроме гостей из Англии встречал также чрезвычайный и полномочный посол Великобритании в Советском союзе сэр У. Хейтер [9, с. 35].

Англиканскую делегацию возглавлял архиепископ Йорский доктор М. Рамсей. В состав делегации вошли следующие лица: епископ Дербийский доктор А. Роулинсон, епископ Оксфордский доктор Г. Карпентер, каноник Г. Уоддемс - секретарь отдела иностранных сношений Англиканской церквидоктор О. Чедвик (Кембридж), Г. Уильямс, П. Тейлор, Д. Финдлоу - капеллан английского посольства в Риме. Также в состав англиканской делегации входили П. Андерсон - советник главы Епископальной церкви в США, епископ Г. Ше-рилла.

Встреча, посвященная богословским обсуждениям, прошла в Москве в период с 16 по 23 июля 1956 г. Открыл встречу православных и англиканских представителей открыл митрополит Крутицкий и Коломенский Николай. Стоит отметить, что митрополит Николай (Ярушевич) был первым председателем Отдела внешних церковных сношений. Он занимал

эту должность с апреля 1946 до июня 1960 г. В этот период состоялось достаточно много переговоров и встреч с представителями Англиканской церкви.

Русскую православную церковь на этих заседаниях представляли: епископ Смоленский и Дорогобужский Михаил, епископ Старорусский Сергий, ректор Московской Духовной академии протоиерей К. Ружицкий, профессор А. И. Иванов, профессор - протоиерей А. Ветелев, доцент - священник К. Нечаев, доцент А. И. Георгиевский, профессор Л. Н. Па-рийский, профессор А. А. Осипов, доцент - протоиерей В. Боровой. Секритариат был представлен профессором Н. Д. Успенским, доцентом В. Д. Сарычевым и каноником Г. Уоддем-сом [2, с. 445].

14 июля гости побывали в Московской Патриархии, где прошел их прием митрополитом Николаем (Ярушевичекм). Вечером этого же дня англикане посетили храм в честь Воскресенья Христова в Сокольниках и церковь во имя Святого Пимена Великого. Во время общения с православными священнослужителями Архиепископ Йоркский приглашал их к молитве во имя единения и мира.

15 июля англиканские делегаты присутствовали на литургии в храме во имя Всех Святых. Здесь состоялся обмен речами между настоятелем храма и главой Англиканской делегации. 16 июля на совместных заседаниях были заслушаны доклады об истории отношений между Русской православной церковью и Англиканской церковью, которые были прочитаны епископом Михаилом и доктором П. Ф. Андерсоном. После этого доклад о природе Церкви епископа Оксфордского и свод двух докладов профессора Парийского «О природе церкви» и «О роли мирян в Церкви».

В разрознившемся 16 июля обсуждении о единстве двух церквей представители Русской церкви утверждали, что соглашение по вопросам вероучения, преемственности иерархии и таинств является основным условием для единства. По мнению русских иерархов, удовлетворительное соглашение по этим вопросам сможет привести к признанию Православной церковью другой Церкви. Обе стороны признали, что полное единство может стать практической возможностью, если будет достигнуто соглашение по слудующим вопросам:

а) вероучение и его источники: Священное Писание и Священное Предание; б) иерархия; в) таинства.

Англикане посетили Троице-Сергиееву Лавру. Это состоялось в день памяти Сергия Радонежского. Литургию здесь провел Патриарх Алексий. Англикане приняли участие в богослужении. После завершения литургии англиканская делегация была принята Святейшим Патриархом Московским Алексием. На приеме присутствовал Г. Г. Карпов, который занимался вопросами взаимодействия государства и церкви [9, с. 34].

После приема у Святейшего Патриарха гости осматривали монастырские храмы, а затем к вечеру отбыли в Москву. В последующие дни гости посетили храмы Антиохийского и Болгарского подворьев, где были радужно встречены епископом Сергиопольским Василием и архимандритом Антонием.

В этот же день состоялось второе заседание православных и англиканских представителей. Шла речь о каноне Священного Писания. Обе стороны констатировали, что Русская православная и Англиканская церкви содержат один и то же канон Священного Писания. В части Ветхозаветного Писания обе церкви принимают еврейский текст и текст Семидесяти.

19 июля были заслушаны доклады профессора - протоиерея А. А. Ветелева «Доктрина и мнение. Доктрина и ее формулировка», священника доктора О. Чедвика «Доктрина и ее формулировка» и каноника Г. Уоддемса «Доктрина и мнение». После докладов началась дискуссия о понимании догмата. Православные богословы утверждали, что догматы не могут иметь развития в смысле самого содержания. Англикане поддержали это утверждение православных.

20 июля после заслуженных докладов англикане отметили, что вера их с православными практически идентична. В этот же день англикане побывали на приеме в Совете по

делам Русской православной церкви при Совете Министров СССР. На приеме со стороны советской стороны гостей встречали заместитель председателя Совета С. К. Белышев и член Совета Г. Т. Уткин.

21 июля в день заседаний рассматривались различия Церквей в таинствах. Однозначного мнения принято по данному вопросу не было. Как с православной, так и с англиканской стороны.

В этот же день англикане посетили Патриарший Богоявленский собор, где состоялась служба в честь праздника Казанской иконы Пресвятой Богородицы. Здесь гостям из Англии удалось стать свидетелями архиерейской хиротонии. После завершения литургии состоялась встреча англикан и Патриарха Алексия. На встрече Патриарх отметил высокую заслугу присутствующих англикан в развитии диалога между Русской православной и Англиканской церквами [9, с. 34].

22 июля англикане посетили могилу Патриарха Тихона. Здесь англикане совершили краткое молитвенное поминовение в честь святейшего Патриарха Тихона, который внес большой вклад во взаимодействие Русской православной церкви с Американской апостольской церковью. 23 июля на заседаниях продолжалась дискуссия по вопросу о таинствах. Был заслушан ряд докладов как с одной, так и, с другой стороны. Но единого по вопросам таинств достичь не удалось.

Возвратившись в Москву, англикане были приглашены Патриархом Алексием на загородную патриаршую дачу «Переделкино». Здесь англикане провели последний день своего пребывания в Советском союзе [9, с. 34].

Таким образом, можно отметить, что в период 1950-х гг. была выстроена конструктивная система взаимодействия между Русской православной и Англиканской церквами. За период 1950-х гг. было проведено две продуктивных встречи православных и англикан, на которых обсуждались вопросы объединения двух церквей. Англикане по-прежнему стремились, чтобы Русская церковь признала законность англиканских рукоположений. Однако достигнуть англиканам этого не удалось. Стоит также отметить, что активное развитие диалога православных и англикан было связано с внешнеполитическими условиями, которые сложились тогда после завершения Второй мировой войны. Победа СССР привела к изменению отношений к нему со стороны Англии и США. В условиях неоднозначного выстраивания отношений между СССР и странами Запада взаимодействие православных и англи-кан оказалось серьезным инструментом положительного развития диалога на международной арене. Это подчеркивает визит советских лидеров в Англию в середине 1950-х годов, несмотря на начало «Холодной войны».

Список литературы

1. Вокруг англо-советских переговоров. Литературная газета, 21 апреля 1956.

2. Доброклонский А. П. Руководство по истории русской церкви. М.: Изд-во Крутицкого подворья, 1999. 940 с.

3. Ежегодник Большой Советской Энциклопедии. М.: Большая Советская энциклопедия, 1957. 648 с

4. Иванов А. Из истории взаимоотношений Русской и Англиканской церквей // Журнал Московской патриархии (ЖМП). 1956. № 11. С. 38-43.

5. Иванов А. Из истории взаимоотношений Англиканской и православной церквей // Журнал Московской патриархии (ЖМП). 1954. № 11. С. 43-55.

6. Игумен Тихон, Никитин В. А. Экуменическое движение и Русская Православная Церковь до ее вступления во Всемирный Совет Церквей // Журнал Московской патриархии (ЖМП). 1983. № 11. С. 63-68.

7. Виноградов М. Православная церковь и Англиканское исповедание после Первой Мировой войны // Журнал Московской патриархии (ЖМП). 1956. № 2. С. 33-37.

8. Одинцов М. И. Русская православная церковь стала на правильный путь: Докладные записки председателя Совета по делам Русской православной церкви при СНК СССР Г.Г. Карпова И. В. Сталину. 1943-1946 гг. // Исторический архив. 1994. № 3. С. 139-148.

9. Резюме собеседований русских православных и английских богословов, принятых на заседаниях 16-23 июля 1956 г. // Журнал Московской патриархии (ЖМП). № 9. 1956. С. 35-36

10. Сперанская Е. Межправославная и экуменическая деятельность РПЦ // Московский патриархат. 1917-1977. М.: Изд. Московской Патриархии, 1978. С. 38-48.

11. Уляхин В. Русская Православная Церковь и экуменическое движение XIX-XX в. // Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского богословского института: Материалы, 1997. М.: Православный Свято-Тихоновский богословский институт, 1997. С. 31-37.

12. Федотов С. П., Новиков В. Ф., Меркулов А. В. Политические факторы и последствия московской встречи православных и англикан в 1943 году // Среднерусский вестник общественных наук. 2018. Т. 13. № 4. С. 118-133.

References

1. Vokrug anglo-sovetskih peregovorov [Around Anglo-Soviet negotiations] in Literaturnaya gazeta [Literary Newspaper], 1956, April 21. (in Russian).

2. Dobroklonskij, A. P. Rukovodstvo po istorii russkoj cerkvi [Guide to the History of the Russian Church], M., 1999. 940 p. (in Russian).

3. Ezhegodnik Bol'shoj Sovetskoj Enciklopedii [Yearbook of the Greater Soviet Encyclopedia], M., 1957. 648 p. (in Russian).

4. Iz istorii vzaimootnoshenij Russkoj i Anglikanskoj cerkvej [From the history of relations between the Russian and Anglican churches] in ZHurnal Moskovskoj patriarhii [Magazine of the Moscow patriarchy], 1956, № 11, pp. 38-43. (in Russian).

5. Ivanov, A. Iz istorii vzaimootnoshenij Anglikanskoj i pravoslavnoj cerkvej [From the history of relations between the Anglican and Orthodox Churches] in ZHurnal Moskovskoj pa-triarhii [Magazine of the Moscow patriarchy], 1954, № 11, pp. 43-55. (in Russian).

6. Igumen Tihon, Nikitin, V. A. Ekumenicheskoe dvizhenie i Russkaya Pravoslavnaya Cerkov' do ee vstupleniya vo Vsemirnyj Sovet Cerkvej [Ecumenical Movement and Russian Orthodox Church before its accession to the World Council of Churches] in ZHurnal Moskovskoj patriarhii [Magazine of the Moscow patriarchy], 1983, № 11, pp. 63-68. (in Russian).

7. Kandidat bogosloviya Vinogradov, M. Pravoslavnaya cerkov' i Anglikanskoe ispoveda-nie posle Pervoj Mirovoj vojny [Orthodox Church and Anglican Confession after the First World War] in ZHurnal Moskovskoj patriarhii [Magazine of the Moscow patriarchy], 1956, № 2, pp. 3337. (in Russian).

8. Odincov, M. I. Russkaya pravoslavnaya cerkov' stala napravil'nyjput': Dokladnye za-piski predsedatelya Soveta po delam Russkoj pravoslavnoj cerkvi pri SNK SSSR G. G. Karpova I. V. Stalinu. 1943-1946 gg [The Russian Orthodox Church has taken the right path: The Report Notes of the Chairman of the Council for Russian Orthodox Church Affairs of the USSR NSC G. G. Karpov I. V. Stalin. 1943-1946.] in Istoricheskij arhiv [Istoricheskij arhiv], 1994, № 3, pp. 139148. (in Russian).

9. Rezyume sobesedovanij russkih pravoslavnyh i anglijskih bogoslovov, prinyatyh na za-sedaniyah 16-23 iyulya 1956 g [The summary of interviews of the Russian Orthodox Christians and the English theologians accepted at meetings on July 16-23, 1956] in ZHurnal Moskovskoj patriarhii [Magazine of the Moscow patriarchy], 1956, № 9, pp. 35-36. (in Russian).

10. Speranskaya, E. Mezhpravoslavnaya i ekumenicheskaya deyatel'nost' RPC [InterOrthodox and ecumenical activities of the Russian Orthodox Church] in Moskovskij patriarhat.

1917-1977 [Inter-Orthodox and ecumenical activities of the Russian Orthodox Church], M.: Izd. Moskovskoj Patriarhii, 1978, pp. 38-48. (in Russian).

11. Ulyahin, V. Russkaya Pravoslavnaya Cerkov' i ekumenicheskoe dvizhenie XIX-XX v. [Russian Orthodox Church and Ecumenical Movement of XIX-XX Century] in Ezhegodnaya bo-goslovskaya konf. PSTBI: Materialy [Annual Theological Conference of the Orthodox St. Tihon Theological Institute: Materials], 1997. M., 1997, pp. 31-37. (in Russian).

12. Fedotov, S. P., Novikov, V. F., Merkulov, A. V. Politicheskie faktory i posledstviya moskovskoj vstrechi pravoslavnyh i anglikan v 1943 godu [Political factors and consequences of the Moscow meeting of Orthodox and Anglican in 1943] in Srednerusskij vestnik obshchestvennyh nauk [Middle Russian Journal of Social Sciences], 2018, T. 13, № 4, pp. 118-133. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.