Научная статья на тему 'ДИАЛОГ ПРАВОСЛАВИЯ С АНГЛИКАНСКОЙ ЦЕРКОВЬЮ В НАЧАЛЕ XXI СТОЛЕТИЯ'

ДИАЛОГ ПРАВОСЛАВИЯ С АНГЛИКАНСКОЙ ЦЕРКОВЬЮ В НАЧАЛЕ XXI СТОЛЕТИЯ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
201
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОСЛАВНО-АНГЛИКАНСКИЙ ДИАЛОГ / РПЦ И ИНОСЛАВНЫЕ / АНГЛИКАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ И РПЦ В XXI ВЕКЕ / РУКОПОЛОЖЕНИЕ ЖЕНЩИН / СВЯЩЕННИКИ-ГОМОСЕКСУАЛИСТЫ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И РЕЛИГИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Урсулов Александр

В статье предложен обзор православно-англиканского диалога в начале XXI века, отмечены основные события и проблемы, возникающие в процессе взаимоотношений двух церквей. Выводом является утверждение, что совместные контакты сократились и приобрели не столько богословское направление, сколько культурно-социальное в силу либеральных нововведений со стороны Англиканской церкви, которая ввела рукоположение не только женщин, но и людей нетрадиционной сексуальной ориентации, что недопустимо с позиции православной теологии и стало препятствием на пути православно-англиканского сближения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DIALOGUE OF ORTHODOXY WITH THE ANGLICAN CHURCH AT THE BEGINNING OF THE XXI CENTURY

The article offers an overview of Orthodox-Anglican dialogue at the beginning of the twenty-first century, marking the main events and problems arising in the process of the relationship between the two churches. The conclusion is the statement that joint contacts have decreased and have got not so much theological direction, as cultural and social due to liberal innovations on the part of the Anglican Church, which has introduced the ordination not only of women, but also people with non-traditional sexual orientation, which is not acceptable from the position of Orthodox theology and became an obstacle to the Orthodox-Anglican rapprochement.

Текст научной работы на тему «ДИАЛОГ ПРАВОСЛАВИЯ С АНГЛИКАНСКОЙ ЦЕРКОВЬЮ В НАЧАЛЕ XXI СТОЛЕТИЯ»

Научные конференции

УДК 261.8

свящ. Александр Урсулов магистрант 2 курса Белгородской Православной Духовной семинарии

Диалог Православия с Англиканской церковью в начале XXI столетия

Аннотация: В статье предложен обзор православно-англиканского диалога в начале XXI века, отмечены основные события и проблемы, возникающие в процессе взаимоотношений двух церквей. Выводом является утверждение, что совместные контакты сократились и приобрели не столько богословское направление, сколько культурно-социальное в силу либеральных нововведений со стороны Англиканской церкви, которая ввела рукоположение не только женщин, но и людей нетрадиционной сексуальной ориентации, что недопустимо с позиции православной теологии и стало препятствием на пути православно-англиканского сближения.

Ключевые слова: Православно-англиканский диалог; РПЦ и инославные; Англиканская церковь и РПЦ в XXI веке; рукоположение женщин; священники-гомосексуалисты; глобализация и религия.

sacred. Alexander Ursulov 2nd year Master's student Belgorod Orthodox Theological Seminary

The Dialogue of Orthodoxy with the Anglican Church at the beginning

of the XXI century

Abstract: The article offers an overview of Orthodox-Anglican dialogue at the beginning of the twenty-first century, marking the main events and problems arising in the process of the relationship between the two churches. The conclusion is the statement that joint contacts have decreased and have got not so much theological direction, as cultural and social due to liberal innovations on the part of the Anglican Church, which has introduced the ordination not only of women, but also people with non-traditional sexual orientation, which is not acceptable from the position of Orthodox theology and became an obstacle to the Orthodox-Anglican rapprochement.

Научные конференции

Key words: Orthodox-Anglican dialogue; ROC and nonOrthodox; the Anglican Church and the ROC in the XXI century; ordination of women; homosexual priests; globalization and religion.

ХХ столетие было весьма плодотворным и эффективным в плане взаимоотношений православных и англикан, особенно в первой половине века. Для православных англикане были интересны: их вероучение, традиции и обычаи. Аналогично можно сказать и об англиканах, интерес которых к православным только возрастал. При этом они не были ни католиками, ни протестантами и занимали промежуточное состояние между ними, мнение православных об англиканах не было омрачено, в отличие от католиков, такими событиями, как, например, крестовые походы [28]. В связи с этим Православные Церкви в прошлом столетии охотно участвовали в диалогах с англиканами, в течение нескольких десятков лет между англиканами и православными действовали богословские комиссии, группы по укреплению взаимоотношений, проводились конференции, встречи, совместные мероприятия.

Однако в 1960-70 годах, т.е. со второй половины ХХ века, положение стало меняться, причем в худшую сторону. И связано это было с либеральными веяниями в англиканском сообществе в целом и в Англиканской церкви в частности, которая встала на путь нарушения библейских принципов в угоду секулярному миру и глобализационным ценностям. Как мы можем наблюдать сегодня, в мире происходит определенный цивилизационный слом, смена аксиологической парадигмы, и связаны эти процессы с глобализацией, главные идеологи и пропагандисты которой находятся на Западе. И Англиканская церковь как западная церковь подвержена влиянию этих секулярных и антихристианских тенденций.

Если в отношении «Филиокве», понимания Церкви, Евхаристии и других таинств, обрядов с православными были достигнуты определенные соглашения, то такие нововведения, как рукоположение женщин во священники и во епископы стало серьезным препятствием на пути сближения. При этом англикане разделились на две части: консервативно настроенных, которые были против нововведений, и либерально настроенных, которые, наоборот, только приветствовали их.

Несмотря на имеющиеся противоречия, Англиканская церковь все же разрешила официально ординацию женщин в епископы и гомосексуалистам, состоя- диалог православия с англиканской церковью в начале

xxi столетия

Научные конференции

щим в гражданских союзах, соблюдающим целибат, рукополагаться в священники с 2005 г. и в епископы с 2013 года [24].

Русская Православная Церковь заявила, что такое решение не соответствует Божиему замыслу о человеке, о браке, о пастырском служении и свидетельствует о желании Англиканской церкви не задавать нравственное направление социуму, а, наоборот, идти вслед за идеей равенства полов, которую навязывает церкви се-кулярное общество. Такая позиция являет собой существенную преграду в сфере контактов с англиканами и детерминирует межхристианское разделение [14]. Следует сказать, что контакты РПЦ с Епископальной церковью в США пока прекращены ввиду того, что та рукоположила во епископа открытого гомосексуалиста. Это событие повлекло раскол в церковной среде, и от Епископальной церкви отделилась часть консервативно настроенных англикан в знак протеста против либеральных нововведений [20].

В 2006 г. православные выразили англиканам несогласие с ординацией женщин, однако англиканская сторона, судя по всему, игнорировала мнение православных. Критику и возмущение у православных вызвал тот факт, что Епископальную церковь возглавила женщина-епископ, кроме того, в 2010 году епископом стала лесбиянка. В 2008 г. один из англиканских епископов Джин Робинсон вступил в гражданский союз с мужчиной [1]. В этом же году однополым браком обвенчались два священника [11], кроме того, они были не просто священниками, а викариями [27]. Они были обвенчаны Мартином Дадли, который считает свой поступок «богоугодным», в одном из лондонских храмов [4]. А через год Генеральная конвенция англикан официально утвердила ординацию гомосексуалистов, условием была постоянная связь. Гомосексуалисты и лесбиянки из духовенства Епископальной церкви США, которой присущ радикальный либерализм, жаловались, что язык текущей литургии является «оскорбительным», поэтому с 2018 г. она удалила из чина венчания термины «муж» и «жена», ссылки на «продолжение рода», вместо «союза мужа и жены» появился «союз двух людей». В 2009 г. главой Лос-Анджелеской епархии стала открытая лесбиянка [3].

Так, контакты православных с англиканами вступили в новую, несколько иную в содержательном плане по сравнению с ХХ веком, фазу развития, и с этого года совместная богословская комиссия делала упор на христианской антропологии [28].

В связи с нововведениями англиканам пришлось изменить текст богослужения с учетом благословения однополых браков. В 2013 г. Генеральный синод Англи-

Научные конференции

канской церкви подтвердил введение рукоположения женщин в епископы [13], а правительство страны легализовало однополые браки. Осенью 2015 года англиканского священника, который как раз состоял в таком нетрадиционном браке, избрали в Генеральный собор [23]. В 2017 г. Шотландская Епископальная церковь отменила постановление, в соответствии с которым брак считался исключительно как союз мужчины и женщины» [18] и позволила людям нетрадиционной сексуальной ориентации венчаться. С 2020 г. однополые пары Англиканской церкви в Северной Ирландии получили право устраивать религиозные брачные церемонии [7].

Англиканская церковь заняла официально прогрессивную позицию в отношении транссексуализма, гомосексуализма, трансгендерной политики и в целом ЛГБТ-сообществ. Так, в 2020 г. английская ежедневная газета «Daily Mail» выпустила в свет информацию о том, что в одной из школ Англиканской церкви пастор Джон Паркер выступил против руководства школы из-за того, что оно фактически продвигало транс-идеи [29]. При этом, как говорит Паркер, в 2019 г. Англиканская церковь выпустила новое пастырское руководство, которое призывает служителей создать новый чин таинства Крещения для трансгендерных людей. Пастор отмечает, что родители доверили Англиканской церкви сотни тысяч своих детей, возложив на нее определенные обязанности, но она их не выполняет [29].

Кроме того, Англиканская церковь заходит все дальше и дальше и стала венчать не только христиан, но и атеистов, инославных, иноверных, некрещеных [8].

Здесь следует отметить некоторые показательные факты жизни Англиканской церкви и ее представителей для того, чтобы понять, насколько англиканская духовная жизнь отлична от православной. На интернет-канале «YouTube» есть видео о том, как в 2013 г. в одном из храмов Северного Ноттингемшира (Англия) состоялось венчание пары (правды ради надо сказать, что это были мужчина и женщина). В первые секунды, на первый взгляд, все идет более-менее благочинно, не считая того, что венчание совершает женщина-священник Кейт Ботли. Однако с 40-й секунды начинает звучать не библейские псалмы, гимны, а современная поп-музыка группы «C+C Music Factory», под которую начинают танцевать женщина-пастор, затем молодожены и все присутствующие [25]. На взгляд православного христианина, воспитанного на Писании и Предании, святоотеческом наследии, на трудах подвижников-аскетов, данное поведение в храме Божием недопустимо.

Научные конференции

Надо отметить, что пастор Кейт довольно известна в англиканском сообществе. Так, осенью 2021 г. она позировала обнаженной в парке в рамках общественного мероприятия - урока рисования с натуры в рамках шоу «Би-би-си». Она лежала на шезлонге с накинутым на нее синим куском голубой ткани [26]. Трудно представить себе такое поведение истинной православной христианки, а тем более человека в сане.

Кроме того, в Великобритании в 2009 г. в радиоэфир стала выходить реклама в стиле модного в то время рэп-исполнения с той целью, чтобы заинтересовать и привлечь молодежь в Англиканскую церковь [22]. То есть Англиканская церковь фактически поступает по принципу: цель оправдывает средства.

Для православных такие методы неприемлемы: храм есть дом Господа, Который есть Начальник тишины; дом молитвы, в храм мы идем, как бы уходя мира, от мирской суеты в поисках покоя, умиротворения, тишины духа и желая вынести оттуда некую духовную пользу. Это особое место, божественный, небесный, тихий оазис среди мирской «суеты сует» (Еккл.1,2), а потому стремление сделать из него корпорацию по удовлетворению потребительских услуг или клуб по интересам не соответствует православной экклесиологии.

В документе «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» [17] говорится: сам Бог установил различие между полами. В Священном Писании сказано, что Господь сотворил мужчину и женщину (Быт.1,27). Православная Церковь считает, что, в соответствии с библейскими принципами, брак есть богоуста-новленный союз мужчины и женщины, а потому нельзя ставить на один уровень греховные проявления сексуальности (ЛГБТ) и этот законный союз. РПЦ называет эти искажения «греховным повреждением человеческой природы» [17].

К сожалению, Англиканская церковь придерживается иного мнения. Так, епископ Ливерпульский Пол Байес заявил совсем противоположное в отношении ЛГБТ - он сказал, что нетрадиционная сексуальность, трансгендерность, лесбийские связи, гомосексуализм не являются ни грехом, ни преступлением, ни болезнью [5].

В связи с этим все больше православно-англиканские контакты приобретают характер совместной социально-культурной деятельности. В частности, в 2017 г. во время встречи главы обоих церквей пришли к единому мнению о том, что обе церкви должны сплотиться и действовать совместно с целью противостояния экстремизму, защиты христиан во всем мире, помощи странам, которые оказались в тяжелой ситуации в результате военных действий [19].

Научные конференции

Несмотря на имеющиеся проблемы, РПЦ стремится сохранить то, что было достигнуто в отношениях с англиканами в ХХ столетии. В 2010 г. в Оксфорде состоялась работа совместной комиссии по богословскому диалогу, в котором участвовал архимандрит Кирилл (Говорун). Он отметил, что ординации женщин, гомосексуалистов и однополые браки являются самым серьезным препятствием, пути преодоления которого сложно найти [15].

В 2018 г. в Москве РПЦ организовала мероприятие для представителей Англиканской церкви с целью ознакомления их с русским Православием. В нем приняли участие англиканские семинаристы, некоторые священники, один епископ и один капеллан, часть которых была очень заинтересована в святоотеческом наследии восточной Церкви. Гости участвовали в крестных ходах и выражали свое восхищение [12].

Необходимо кратко коснуться того, что православным священникам, совершающим свое служение в Англии, живется и служится довольно сложно, они фактически находятся «на линии фронта» [2] между секулярным социумом и Церковью. Русский менталитет существенно отличается от западного, и западная религиозная традиция, имеющая рациональный, ученый характер, отличается от русской традиции, имеющей патристическую направленность.

Следует отметить, что модернистские тенденции в Англиканской церкви раскололи ее на две части: тех, кто выступает за нововведения и считает, что разумно следовать за меняющимся обществом, и тех, кто против нововведений, противоречащих Писанию. Как отмечает профессор А.И. Осипов, консервативно настроенные традиционалисты отрицательно относятся к священническому и епископскому рукоположению женщин и людей нетрадиционной сексуальной направленности, благословению гомосексуальных брачных союзов. По их мнению, Англиканская церковь отошла от Христа и стала вести свою деятельность не в соответствии с евангельскими принципами, а в соответствии с нравами современного, секулярного общества [16]. Многие представители духовенства и простые миряне переходят из-за нововведений в Католическую церковь, которая ближе к их духовному менталитету [16], чем Православие.

Что касается вставки «Филиокве», то на сайте Англиканской церкви предложены несколько Символов веры, Апостольский и Никейский, который принят в 325 г. В тексте Никейского Символа веры, приведенном на сайте, эта вставка сохранена [6]. Таким образом, несмотря на достигнутые ранее соглашения о том, что «Филиокве» вставлено необоснованно, и его следует удалить, Англиканская

Научные конференции

церковь все же сохраняет эту вставку. Также англикане совершают совместные богослужения и евхаристическое общение с некоторыми протестантскими объединениями, что также является препятствием в сфере контактов двух церквей, Англиканской и РПЦ.

Итак, дух модернизма, либерализма [9, с. 526], следование идеям секулярно-го мира, искажение библейского учения и евангельских принципов, сакрамен-тологии, антропологии и экклесиологии Англиканской церковью является в настоящее время главнейшей помехой успешному и плодотворному диалогу между Православием и Англиканской церковью. РПЦ старается поддерживать контакты с англиканами, но настаивает на том, что Англиканская церковь должна вернуться на путь следования Писанию. С позиции православной теологии, в случае отношения к ЛГБТ-сообществам принцип икономии, снисходительности и толерантности является неуместным и, более того, опасным и губительным для всех членов Англиканской церкви.

И если в начале ХХ века Уильям Чонси Эмхардт вдохновленно и с надеждой писал, что Православная Церковь постоянно сближается с Англиканской, и, по его мнению, очень скоро наступит момент, когда верующие и той, и другой церкви будут «молиться вместе в единстве» [30], то сегодня, сто лет спустя, можно сказать, что его надежды не оправдались. В связи с нововведениями в Англиканской церкви, после некоторых успехов [10, с. 662] прошлого столетия, в начале XXI века фактически наступил регресс, кризис в англикано-православных богословских контактах. Стремление ординировать женщин и гомосексуалистов развивалось вместе с борьбой за свободу в сексуальном сегменте жизнедеятельности человека, что противоречило традиционному, неискаженному, христианскому взгляду на семейно-брачный институт и межполовые отношения.

С целью преодоления препятствий и решения проблем в сфере православно-англиканских контактов Русская Православная Церковь свидетельствует о непреходящем значении истинной, неискаженной христианской аксиологии в жизни современного общества. Одной из основных задач РПЦ в настоящее время является объединение усилий христиан, желающих оставаться верными библейским принципам, неискаженному вероучению и аксиологии и стремящихся к построению мира в соответствии с Божиими заповедями [14]. Священник Грегори Хэл-лэм считает, что при этом православные должны больше уделять внимания миссионерской деятельности, преодолеть «диаспоровую ментальность» [21], решить проблему с языком богослужения, собственной жизнью и личным примером сви-

Научные конференции

детельствовать об Истине, вести миссионерскую деятельность среди молодежи. Необходимо твердо стоять в вере, следовать за Христом, хранить верность Писанию и Преданию, все это поможет противостоять секулярным интенциям глобализации и показать миру и англиканскому сообществу истинность, глубину и из-начальность Православия и восточного духовного опыта. Русская Православная Церковь призывает Англиканскую церковь вернуться на путь следования Христу и прекратить вводить либеральные, антихристианские, нововведения, напоминая, что компромиссы с дьяволом и толерантность в сфере духовных принципов опасны и губительны для души.

Итак, сегодня налицо расхождения православных и англикан в сфере богословской тематики и нравственных вопросов, и этому в определенной степени способствуют глобализационные процессы, происходящие в мире. К сожалению, диалоги и контакты ХХ века не остановили Англиканскую церковь от отхода в начале XXI века от традиционной, и главное - неискаженной, библейской аксиологии и евангельских принципов в угоду современной секулярной и, по сути, антихристианской духовно-нравственной парадигмы [14], что отдалило ее от Православия. При этом РПЦ стремится к продолжению диалога с Англиканской церковью и делает все, зависящее от нее, чтобы этот диалог продолжался, и было достигнуто богословское согласие.

Литература

1. Американский епископ-гомосексуалист вступил в брак с мужчиной [Электронный ресурс]. - URL: https://lenta.ru/news/2008/06/09/bishop/ (дата обращения: 25.12.2021).

2. Английское православие: мужество среди комфорта [Электронный ресурс]. - URL: http://aquaviva.ru/joumal/angliyskoe-pravoslavie-muzhestvo-sredi-komforta (дата обращения: 25.12.2021).

3. Англиканская церковь в США ради гомосексуалистов удаляет «мужа» и «жену» из брачной службы [Электронный ресурс]. - URL: https://pravlife.org/ ru/content/anglikanskaya-cerkov-v-ssha-radi-gomoseksualistov-udalyaet-muzha-i-zhenu-iz-brachnoy-sluzhby (дата обращения: 25.12.2021).

4. Англиканская церковь обвенчала священников-гомосексуалистов [Электронный ресурс]. - URL: https://lenta.ru/news/2008/06/15/gayly/ (дата обращения: 25.12.2021).

Научные конференции

5. Англиканская церковь признала трансгендеров [Электронный ресурс]. - URL: https://mk-london.co.uk/news/u489/2017/07/10/17475 (дата обращения: 25.12.2021).

6. Апостольский символ веры [Электронный ресурс]. - URL: https://www. churchofengland.org/our-faith/what-we-believe/apostles-creed#na (дата обращения: 25.12.2021).

7. Благословения не будет: Ватикан отказал геям в венчании. Какие церкви готовы благословлять однополые браки [Электронный ресурс]. - URL: https://www. gazeta.ru/social/2021/03/16/13513322.shtml (дата обращения: 25.12.2021).

8. В Австралии англикане будут венчать некрещеных [Электронный ресурс]. -URL: https://pravoslavie.ru/32375.html (дата обращения: 25.12.2021).

9. Василий (Кривошеин), архиеп. Богословский диалог между Православной Церковью и англиканским вероисповеданием и его проблемы // Богословские труды. - Ниж. Новгород: Христианская библиотека, 2011. - 752 с.

10. Василий (Кривошеин), архиеп. Кризис в англикано-православных богословских обсуждениях. - Ниж. Новгород: Христианская библиотека, 2011. - 752 с.

11. Венчание двух священников-гомосексуалистов вызвало протест среди духовенства Англиканской Церкви [Электронный ресурс]. - URL: http://www. patriarchia.ru/db/text/422437.html (дата обращения: 25.12.2021).

12. В Церкви Англии объявили о новом этапе взаимоотношений с РПЦ [Электронный ресурс]. - URL: https://ria.ru/20180918/1528777628.html (дата обращения: 25.12.2021).

13. Женщинам-епископам в Англиканской церкви дали «зеленый свет» [Электронный ресурс]. - URL: https://pravoslavie.ru/65977.html (дата обращения: 25.12.2021).

14. Иларион (Алфеев), митр. Взаимоотношения Русской Православной Церкви с Церквами Англиканского содружества: история и современность [Электронный ресурс]. - URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/2552828.html (дата обращения: 25.12.2021).

15. Кирилл (Говорун), архим. Православие и англиканство: диалог продолжается [Электронный ресурс]. - URL: https://www.pravmir.ru/pravoslavie-i-anglikanstvo-dialog-prodolzhaetsya/ (дата обращения: 25.12.2021).

16. Осипов А.И. В Англиканской церкви от Церкви ничего не осталось [Электронный ресурс]. - URL: http://rusk.ru/newsdata.php?idar=731809 (дата обращения: 25.12.2021).

Научные конференции

17. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви [Электронный ресурс]. - URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/419128.html (дата обращения: 25.12.2021).

18. Представители ЛГБТ-сообщества в Великобритании отныне «венчаются перед лицом Бога» [Электронный ресурс]. - URL: https://politikus.ru/events/95559-predstaviteli-lbgt-soobschestva-v-velikobritanii-otnyne-venchayutsya-pered-licom-boga.html (дата обращения: 25.12.2021).

19. РПЦ и Церковь Англии обсудили приоритеты сотрудничества [Электронный ресурс]. - URL: https://ria.ru/20171121/1509261618.html?in=t (дата обращения: 25.12.2021).

20. Священники-гомосексуалы вызвали раскол в англиканской церкви США [Электронный ресурс]. - URL: https://lenta.ru/news/2006/12/17/split/ (дата обращения: 25.12.2021).

21. Хэллэм Г., свящ. Европу не вернешь христианству совместными резолюциями. Священник-англичанин о Великобритании, англиканстве и Православии [Электронный ресурс]. - URL: https://pravoslavie.ru/109998.html (дата обращения: 25.12.2021).

22. Церковь Англии будет зазывать молодежь в храмы через радиорекламу в стиле рэп [Электронный ресурс]. - URL: https://www.newsru.com/religy/15sep2009/ rapers.html (дата обращения: 25.12.2021).

23. Церковь Англии отклонила резолюцию по вопросу венчания геев [Электронный ресурс]. - URL: https://www.bbc.com/russian/news-38988241 (дата обращения: 25.12.2021).

24. Church of England [Электронный ресурс]. - URL: https://www.britannica. com/topic/Church-of-England (дата обращения: 25.12.2021).

25. Gary and Tracy Richardson's Wedding Flash Mob 15/06/2013 [Электронный ресурс]. - URL: https://www.youtube.com/watch?v=cMrvcORsDLI (дата обращения: 25.12.2021).

26. Gogglebox's Reverend Kate Bottley and Strictly Come Dancing star Ian Waite strip off in public park to pose for life-drawing class as part of new BBC show [Электронный ресурс]. - URL: https://www.dailymail.co.uk/femail/article-9980065/ Reverend-Kate-Bottley-Strictlys-Ian-Waite-strip-life-drawing-class.html (дата обращения: 25.12.2021).

27. Priests marry in first gay church wedding [Электронный ресурс]. - URL: https://www.independent.co.uk/news/uk/home-news/priests-marry-in-first-gay-church-wedding-847510.html (дата обращения: 25.12.2021).

Научные конференции

28. Rev. Dr. Christos Christakis. Orthodox and Anglicans in Dialogue [Электронный ресурс]. - URL: https://publicorthodoxy.org/2020/10/02/orthodox-and-anglicans-in-dialogue/ (дата обращения: 25.12.2021).

29. Vicar resigns after being 'silenced' over a Church of England school's plan to keep an eight-year-old pupil's sex change a secret from parents [Электронный ресурс]. -URL: https://www.dailymail.co.uk/news/article-7070773/Vicar-resigns-schools-plan-eight-year-old-pupils-sex-change-secret-parents.html (дата обращения: 25.12.2021).

30. William Chauncey Emhardt. Historical Contact of the Eastern Orthodox and Anglican Churches. A review of the relations between the Orthodox Church of the East and the Anglican Church since the time of Theodore of Tarsus [Электронный ресурс]. - URL: http://anglicanhistory.org/orthodoxy/emhardt_historical1920.html (дата обращения: 25.12.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.