ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
УДК 72.01
С.В. Борисов
канд. архитектуры, доцент, кафедра «Основы архитектурного проектирования», ФГБОУ ВПО «Московский архитектурный институт (государственная академия)»
ПРАВОСЛАВНАЯ СВЯТЫНЯ - МУЗЕЙНАЯ ЦЕННОСТЬ В ДЕЙСТВУЮЩЕМ ХРАМЕ:
ОСОБЕННОСТИ РАЗМЕЩЕНИЯ
Аннотация. Предложена объемно-планировочная схема храма с раздельными режимами эксплуатации его помещений. Показана возможность постоянного контроля специалистами музеев состояния переданного в храм объекта культурного наследия. Рассмотрены условия хранения христианской реликвии в действующем храме.
Ключевые слова: православный храм, архитектура, проектирование, храм-музей, объект культурного наследия.
S.V. Borisov, Moscow Institute of Architecture (state academy)
HOLY SHRINE - MUSEUM VALUE IN EXISTING CHURCH: FEATURES OF PLACEMENT
Abstract. A space and layout design of the temple is recommended with separate regimes of use of its rooms. A possibility of permanent survey of museum specialists of the state of an object of cultural heritage is demonstrated. Conditions of storage of the Christian relics in the functional temple are considered.
Keywords: orthodox church, architecture, design, temple-museum, objects of cultural heritage.
Введение. С конца двадцатого века восстановлены или восстанавливаются многие из разрушенных храмов, возводятся новые [1]. Одной из задач по созданию архитектурного облика современного приходского храма является изучение особенностей размещения в нем объектов культурного наследия, передаваемых на время или в постоянное пользование из музейных экспозиций и хранилищ. Указанная проблема связана с реализацией Федерального закона Российской Федерации № 327-Ф3 «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности». Актуальность принятого закона не вызывает сомнения, так как из-за нехватки выставочных площадей музеи могут выставлять только около 5% от имеющихся предметов национального достояния, хранящихся в фондах, при этом при передаче церковных реликвий в храмы, право собственности сохраняется за государством.
Упомянутый выше закон принят 30 ноября 2010 года, а еще до принятия закона древние иконы, представляющие историко-художественную ценность, стали передавать из хранилищ и запасников музеев в храмы [2]. В августе 2010 года в псковский Спасо-Елеазаровский монастырь была передана икона XIV века Спас Елеазаровский. В декабре 2009 года из Государственного Русского музея Санкт-Петербурга - православная святыня Корсунская (Эфесская) икона Богородицы, которую относят к XII-XIV
векам, многие десятилетия находившаяся в фондохранилище и скрытая от глаз ценителей прекрасного и верующих, была передана в построенный по проекту автора в 2005-2009 годах храм святого благоверного князя Александра Невского [3, 4], расположенный в сельском поселении Павло-Слободское Истринского района Московской области (рис. 1 (а, б). Возможностям указанного храма для размещения национальной реликвии и обеспечения к ней свободного доступа граждан (россияне и зарубежные туристы) посвящена настоящая работа.
(а)
(б)
Рисунок 1 - Место расположения храма святого благоверного князя Александра
Невского в сельском поселении Павло-Слободского Истринского района Московской области: а) план, б) вид со спутника
Архитектурно-планировочные особенности храма святого благоверного князя Александра Невского. Для размещения икон, представляющих историческую ценность, автором предложено определенное архитектурно-планировочное решение, которое связано с режимом посещения храма прихожанами и паломниками [5].
Многие из паломников, приходящих непосредственно для поклонения Корсун-ской (Эфесской) иконе Богородицы, установленной в южном приделе храма (рис. 2), покидают храм до окончания богослужения. Поэтому, при разработке современного архитектурно-планировочного решения предусмотрена возможность временного разделения основного помещения, предназначенного для прихожан. Подобное решение применено и для помещения (придела) в цокольном этаже, где в настоящее время расположена икона. Оно пространственно изолировано от основного храма, но объединено с ним арочным проемом с дверьми (рис. 3).
Икона-памятник, расположенная в помещении, обладающем заданными климатическими характеристиками, заключена в специальный киот - герметичный контейнер для создания и поддержания определенных климатических условий. В нем соблюдается постоянные условия хранения: влажность 50% и температура 20°С. Храм оснащен киотами для горизонтального и вертикального экспонирования иконы (рис. 3). В том же приделе, где находится киот с иконой, расположено место постоянного размещения оборудования, необходимого музейным работникам для контроля за состоянием иконы (рис. 3). Особенности оснащения южного придела храма дают возможность применения спектральных и рентгеновских (требуют наличие приточно-вытяжной вентиляции) методов контроля со-
стояния иконы. Ежемесячно проводится контроль состояния иконы специалистами реставраторами, в его рамках с использованием бинокулярного микроскопа ^ка М165С) осматривается состояние лакокрасочного покрытия иконы [6].
(а) (б)
Рисунок 2 - Храм святого благоверного князя Александра Невского. Западный фасад
(а) и план основного этажа храма (б): 1 - северный придел; 2 - основной храм; 3 - южный придел; 4, 5 - направления входа прихожан в храм
Рисунок 3 - Фотографии внутреннего оснащения южного придела храма (нижний уровень храма) святого благоверного князя Александра Невского: 1 - киот с Корсунской (Эфесской) иконой Богородицы; 2 - дополнительный киот
для вертикального экспонирования иконы; 3 - стационарное рабочее место для исследования состояния иконы музейными работниками и реставраторами
Срок временного (с ноября 2009 по сентябрь 2010 года) пребывания иконы в храме неоднократно продлевался, регулярно осуществляется сбор подписей прихожан и паломников в пользу размещения святыни в храме. Сроки размещения национальной реликвии (в настоящее время она находится в храме) и обеспечения к ней свободного доступа граждан продлевались министерством культуры России на основании
оценки состояния иконы экспертной комиссией, состоящей из работников Русского музея, Третьяковской галереи, реставрационного центра им. Грабаря и министерства культуры, которая пришла к заключению, что условия экспонирования иконы Богоматери Одигитрии соответствуют нормативным требованиям.
Рисунок 4 - Диаграмма посещения храма святого благоверного князя Александра Невского в течение трех месяцев 2010 года
Посещаемость храма. Храм, обладающий значительной площадью (в храме Александра Невского в каждом уровне помещения имеют площадь около 600 м2), заполняется прихожанами по основным праздничным дням и воскресеньям. В остальное время храм остается полупустым. Подобная нерегулярность посещения отмечается специальными датчиками, фиксирующими прихожан, входящих в храм Александра Невского. Если в будние дни (понедельник-пятница) число посетителей за день колеблется в пределах 20-100 человек, то в выходные (суббота, воскресенье) и праздничные (церковные праздники) дни их число увеличивается до 150-800 человек (рис. 4-7).
В представленных диаграммах посещаемости храма стрелками отмечены будние дни, в которых проходили церковные праздники: 7 июля (среда) - Рождество Иоанна Крестителя; 12 июля (понедельник) - Первоверховных апостолов Петра и Павла; 14 октября (четверг) - Покров Пресвятой Богородицы (рис. 4, 6 (а); 19 августа (четверг) - Преображение Господа Иисуса Христа; 21 сентября (вторник) - Рождество Пресвятой Богородицы (рис. 6 (б, в). Ежемесячно 3-5,2 тысяч человек (рис. 5 (а), в среднем 4110 человек (посещаемость храма мало зависит от времени года), посещают храм (рис. 4, 5 (а). Таким образом, за время экспонирования иконы в храме с декабря 2009 по апрель 2010 года более 70 тысяч человек имели возможность общаться с уникальным шедевром национального достояния. Кроме выходных и праздничных дней диаграммы показывают значительное увеличение посетителей храма в будние дни, в которые проходил заезд организованных групп паломников (рис. 7).
Рекомендуемые условия работы частей храма. В настоящее время, когда в храме совершается регулярное богослужение, зажжены свечи и лампады, в приделе, в котором установлена реликвия, соблюдается необходимый температурно-
влажностный режим и запрещается ставить свечи, при этом святыня доступна для поклонения. При размещении иконы в аналогичном помещении первого этажа появляется дополнительная возможность его посещения группами паломников (или экскурсантов) через дополнительный вход южного придела.
5000-
4000-
3000-
2000-
1000-
5244
4120
4134 406З
4473
3670
3069
л л а а.
ю ю
(а)
Рисунок 5 - Диаграмма посещения храма святого благоверного князя Александра Невского в течении: (а) месяца (представлены данные с апреля по октябрь 2010 года); (б) недели (для построения диаграммы взяты усредненные данные за 31 неделю
с 01.04.2010 по 31.10.2010)
350-300^ 250^ 200^ 150^ 10050-
12.07-18.07.2011
303
202
152
115
59 60
40
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
(а)
350-300^ 250^ 200^ 150^ 100^ 50-
16.08-22.08.2010
225
251
64 62
81
175
70
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс (б)
300-250^ 200^ 150^ 100^ 50-
20.09-26.09.2010
385
287
183
70
131
70
58
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
(в)
Рисунок 6 - Диаграммы посещения храма святого благоверного князя Александра Невского в течение отдельных недель июля, августа и сентября, в будние дни (показаны стрелками), в которые проходили церковные праздники, приходящиеся на различные дни недели
Таким образом, решается основная проблема для храмов с размещенными в них иконами-памятниками: при регулярном совершении богослужения со значительным числом прихожан, зажжении свечей, кроплении водой, в изолированном, но, одновременно доступном помещении неукоснительно соблюдается режим хранения.
Данное решение - план с различными режимами эксплуатации частей храма. Планировочное решение с возможностью раздельного использования частей храма позволяет проводить богослужение, экспонировать объект культурного наследия -
православную святыню и контролировать ее состояние (рис. 8).
350-
300-250^ 200^ 150^ 100^ 50-
23.08-29.08.2010
286
129
81
42
119
65
269
(а)
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
Рисунок 7 - Диаграммы посещения храма святого благоверного князя Александра Невского в течении отдельных недель августа и октября, в будние дни (показаны стрелками), в которые проходил заезд организованных групп паломников
(в)
Рисунок 8 - Перемещение прихожан (показаны штриховой линией) в различных режимах функционирования храма святого благоверного князя Александра Невского (1 - северный придел, 2 - основной храм, 3 - южный придел): (а) постоянный режим; (б) режим при проведении служб; (в) режим при использовании части храма в качестве филиала музея; (г) режим работы с церковной реликвией специалистов музея и реставраторов
Заключение. Одной из задач проектирования храмов является создание комплексов, содержащих как традиционные помещения богослужебного [7] и вспомогательного назначений, так и предназначенные для размещения переданных музейных экспонатов. У приходов многих храмов, восстановленных из руин, появляется возможность, на основании упомянутого выше Закона, просить о возвращении им святынь, ранее у них находившихся.
Вместе с тем, подобным постройкам значительно труднее, чем новым храмам, соответствовать требованиям хранения. Единое, как правило, для приходской церкви, помещение главного храма или трапезной с включенными в ее объем приделами исключают возможность выделения помещения, с обозначенными выше характеристиками для экспонирования, хранения и контроля состояния святыни.
Для храмов, где предполагается размещение переданных из музейных хранилищ религиозных святынь, необходимо соответствие ряду требований, среди которых наиболее важными являются:
- возможность проведения богослужения и экспонирования иконы (или другой святыни), при обеспечении требуемых климатических условий;
- возможность постоянного контроля и регулярного исследования (с привлечением современной аналитической аппаратуры) научными сотрудниками музеев состояния переданной в храм иконы (иного произведения искусства) [6].
В настоящем виде храмы, которые проектировались и сооружались до принятия Закона о передаче в храмы имущества религиозного назначения, могут отвечать новым требованиям только после соответствующей реконструкции. Рассмотренный комплекс вопросов учитывался автором при проектировании храма святого благоверного князя Александра Невского в сельском поселении Павло-Слободское Истринского района Московской области, близ поселка Княжье Озеро [8].
Список литературы:
1. Илларион (Троицкий), сщмч. Краеугольный камень Церкви [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://pravbeseda.ru
2. Святославский А.В. Традиция памяти в Православии / А.А. Святославский. -М.: Древлехранилище, 2004. - 220 с.
3. Борисов С.В. Проектирование приходского храма в крупном пригородном поселке / С.В. Борисов // Международный электронный научно-образовательный журнал «Архитектура и современные информационные технологии (AMIT)». - 2011. - № 1. -12 с. - Режим доступа: http://www.marhi.ru/AMIT.
4. Борисов С.В. Планировочные сетки модульных осей при проектировании православных храмов / С.В. Борисов // Международный электронный научно-образовательный журнал «Архитектура и современные информационные технологии (AMIT)». - 2013. - № 2. - 12 с. - Режим доступа: http://www.marhi.ru/AMIT.
5. Борисов С.В. Архитектурные особенности действующих храмов, предназначенных для размещения объектов культурного наследия, переданных из музеев / С.В. Борисов // Вестник Иркутского государственного технического университета. - 2011. -№ 7. - С. 28-33.
6. Борисов С.В. Современный подход к обеспечению сохранности объектов культурного наследия / С.В. Борисов // Наука и технологии в промышленности. - 2011.
- № 4. - С. 124-126.
7. Щеголева Е.В. В православном храме / Е.В. Щеголева. - М.: Олма-Пресс, 2003. - 304 с.
8. Борисов С.В. Традиции и новаторство в современном храмостроении / С.В. Борисов // Приволжский научный вестник. - 2013. - № 4. - С. 92-97.
List of references:
1. Illarion (Troitsky). Krajeugolny kamjen' tserkvi: [the cornerstone of the church]. - URL: http://pravbeseda.ru
2. Svjatoslavsky A.V. Traditsija pam'jati v Pravoslaviji / A.V. Svjatoslavsky. - Moscow: The tradition of memory in Orthodoxy, 2004. - 220 p.
3. Borisov S.V. Projektirovanije prihodskogo hrama v krupnom prigorodnom poselke / S.V. Borisov // Architecture and Modern Information Technologies (AMIT). - 2011. - № 1. - URL: http://www.marhi.ru/AMIT/2011/1 kvart11/borisov/borisov1 .pdf
4. Borisov S.V. Planirovochnye setki modulnyh osey pri proektirovanii pravoslavnyh hramov / S.V. Borisov // Architecture and Modern Information Technologies (AMIT). - 2011. - № 1. - URL: http://www.marhi.ru/AMIT/2013/1 kvart13/borisov/borisov.pdf
5. Borisov S.V. Arhitekturnyje osobennosti deystvujushih hramov, prednaznachennyh dlja raz-meshenija ob"ektov kulturnogo nasledija, peredannyh iz muzeev / S.V. Borisov // Bulletin of the Irkutsk State Technical University. - Irkutsk, 2011. - № 7. - P. 28-33.
6. Borisov S.V. Sovremenny podhod k obespetceniju sohrannosty ob'jektov kulturnogo nasledija / S.V. Borisov // Science and technology in the industry. - 2011. - № 4. - С. 124-126.
7. Tsegoleva E.V. V pravoslavnom hrame / E.V. Tsegoleva. - Moscow, 2003. - 304 p.
8. Borisov S.V. Traditsiji I novatorstvo v sovremennom hramostrojeniji / S.V. Borisov // Privoljsky Scientific Bulletin. - 2013. - № 4. - P. 92-97.