Научная статья на тему 'ПРАВОСЛАВНАЯ ПЕВЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ САХАЛИНА'

ПРАВОСЛАВНАЯ ПЕВЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ САХАЛИНА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
60
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОСЛАВНАЯ ПЕВЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ / ПРАВОСЛАВИЕ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ И САХАЛИНЕ / БОГОСЛУЖЕБНЫЕ ПЕСНОПЕНИЯ / РЕЛИГИЯ И ИСКУССТВО / КОНЦЕРТНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ И МИССИОНЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЦЕРКОВНОЕ ПЕНИЕ / САХАЛИН

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Садыкова Наталья Валерьевна

Данная статья посвящена вопросу формирования православной певческой традиции в одном из самых молодых епархиальных образований - Южно-Сахалинской и Курильской епархии Русской Православной Церкви Московского Патриархата. Затрагивается количественное соотношение существующих религиозных воззрений и верований этнических групп островного края. Рассматриваются особенности исторических процессов развития православия в регионе, определившие круг проблем, существующих в динамике становления богослужебно-певческой традиции региона и ее трансмиссии. Разбираются три типологические разновидности богослужения (по отношению к певческому компоненту) в Сахалинской области: монастырская, кафедральная и приходская. Анализируются репертуарные предпочтения в богослужебных песнопениях соборов и небольших приходах. В результате исследования обнаруживается, что для одного суточного богослужебного круга отдельно взятого храма или собора в певческом отношении характерен своего рода синхронический срез, представленный песнопениями различных эпох, стилей и направлений одновременно, приводящий к стилистической эклектике, однако сложно дифференцируемой слухом неподготовленного прихожанина. Анализируются также существующие организационные проблемы регентско-певческого дела. В статье показана концертно-просветительская деятельность хоровых коллективов и вокальных ансамблей приходов Южно-Сахалинской епархии. В результате делается вывод о незавершенности описываемых процессов и нестабильном современном состоянии православной певческой традиции Сахалина, находящейся в начальном периоде своего становления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Садыкова Наталья Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SAKHALIN ORTHODOX SINGING TRADITION

This article deals with the formation of the Orthodox singing tradition in one of the youngest diocesan formations, i.e. the South Sakhalin and Kuril dioceses of the Russian Orthodox Church of Moscow Patriarchate. The article touches on the quantitative ratio of the existing religious views and beliefs of the ethnic groups of the island region. It discusses those features of the historical processes of the development of Orthodoxy in the region which have determined the range of problems that exist in the dynamics of the formation of the liturgical and singing tradition of the region and its transmission. Three typological types of worship (in relation to the singing component) in Sakhalin region are considered: monastic, cathedral and parish. The article analyses repertoire preferences in liturgical chants of cathedrals small parishes. As a result, the article has revealed that for one daily liturgical circle of a separate church or cathedral, in the singing relation, a kind of synchronous cut is characteristic, which is represented by chants of di erent eras, styles and directions in simultaneity, leading to stylistic eclecticism, however, di cult to di erentiate by the ear of an unprepared parishioner. The article also analyses current organisational problems in the the work of church choir conductors. The article shows concert-related and educational activities of choirs and vocal ensembles of the parishes of the Yuzhno-Sakhalin diocese. The conclusion is made about the incompleteness of the described processes and the unstable current state of the Orthodox singing tradition of Sakhalin, which is in the initial period of its formation.

Текст научной работы на тему «ПРАВОСЛАВНАЯ ПЕВЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ САХАЛИНА»

Вестник ПСТГУ

Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2022. Вып. 45. С. 145-152 БОТ: 10.15382МшгУ202245.145-152

Садыкова Наталья Валерьевна, аспирант кафедры музыковедения, композиции и методики музыкального образования Краснодарского государственного института культуры Россия, Краснодар; преподаватель МБУ ДО «Детская школа искусств г. Долинска», Россия, Сахалинская область так8та1а1уа@шаП. гш https://orcid.org/

Православная певческая традиция Сахалина

Н. В. Садыкова

Аннотация: Данная статья посвящена вопросу формирования православной певческой традиции в одном из самых молодых епархиальных образований — Южно-Сахалинской и Курильской епархии Русской Православной Церкви Московского Патриархата. Затрагивается количественное соотношение существующих религиозных воззрений и верований этнических групп островного края. Рассматриваются особенности исторических процессов развития православия в регионе, определившие круг проблем, существующих в динамике становления богослужебно-певческой традиции региона и ее трансмиссии. Разбираются три типологические разновидности богослужения (по отношению к певческому компоненту) в Сахалинской области: монастырская, кафедральная и приходская. Анализируются репертуарные предпочтения в богослужебных песнопениях соборов и небольших приходах. В результате исследования обнаруживается, что для одного суточного богослужебного круга отдельно взятого храма или собора в певческом отношении характерен своего рода синхронический срез, представленный песнопениями различных эпох, стилей и направлений одновременно, приводящий к стилистической эклектике, однако сложно дифференцируемой слухом неподготовленного прихожанина. Анализируются также существующие организационные проблемы регентско-певческого дела. В статье показана концертно-просветительская деятельность хоровых коллективов и вокальных ансамблей приходов Южно-Сахалинской епархии. В результате делается вывод о незавершенности описываемых процессов и нестабильном современном состоянии православной певческой традиции Сахалина, находящейся в начальном периоде своего становления.

Ключевые слова: православная певческая традиция, православие на Дальнем Востоке и Сахалине, богослужебные песнопения, религия и искусство, концертно-просветительская и миссионерская деятельность, церковное пение, Сахалин.

Облик православного пения на Сахалине предопределен совокупностью нескольких факторов: социокультурными условиями своего возникновения и раз-

© Садыкова Н. В., 2022.

вития, относительно поздним его появлением, сложной этноконфессиональной ситуацией, мозаичностью религиозного сознания. В целом это явление коррелирует с аналогичными в России — многонациональной, многоконфессиональной, — но и имеет значительную специфику в связи с оригинальным геополитическим положением и особенностями исторических процессов.

История Сахалина и Курильских островов чрезвычайно сложна и извилиста. Являясь предметом острого территориального спора с Японией, с конца

XIX до начала XXI в. Сахалин становился частью Российской империи, СССР, Российской Федерации. В течение этого весьма короткого по историческим меркам промежутка времени на острове сменились три модели государственно-церковных отношений1. На протяжении рассматриваемого периода островной край был во власти трех цивилизаций — западной (Россия), восточной (Япония) и аборигенной культур.

Географическое положение и особенности исторического развития и заселения Сахалина предопределили его многоликий этноконфессиональный облик. Формирование религиозной жизни населения было обусловлено такими мощными факторами, как вероисповедная политика государства, переселенческая политика, этническая и культурная пестрота на этапе формирования населения острова, отсутствие религиозных традиций и конфессиональных предпочтений жителей2. Сегодня традиционные верования коренных малочисленных народов Сахалина (далее — КМНС) органично сочетаются с многочисленными религиозными предпочтениями народов Сахалина

В постсоветское время Сахалинский регион захлестнула волна активности различного толка миссионеров, стремящихся заполнить духовный вакуум россиян в тяжелейший период «лихих 90-х». В 2014 г. А. Дворкин отмечал, что Сахалин «является самым неблагополучным регионом по количеству тоталитарных сект»3. В одном только Южно-Сахалинске по пути от аэропорта до центра города можно было встретить многочисленные особняки, принадлежащие сектам. Среди них и «Дом царств Свидетелей Иеговы» (запрещен в 2017 г.), и «"евангельские христиане-баптисты", и "адвентисты седьмого дня", и "христиане веры евангельской", и самые разнообразные "церкви" под названиями "Благодать", "Преображение", "Возрождение", "Свет миру" и "Новое поколение", и даже молельный дом мормонов!»4, не говоря уж о многочисленных «подпольных» экзотических религиях, адепты которых продолжают свою деятельность даже после угасания основной активности сект в 90-е годы (вера Бахаи, Международное общество сознания Кришны (вайшнавы) и др.). Основными религиозными организациями можно считать Южно-Сахалинскую и Курильскую епархию, Римско-Католическую Церковь, мусульманскую общину, Корейскую православную Церковь, пресвитерианство... Таким образом, на острове действуют бо-

1 Потапова Н. В. Религиозная жизнь Сахалина (во второй половине XIX — начале

XX века): автореф. дис. ... канд. ист. наук. Владивосток, 2004. С. 25.

2 Потапова Н. В. Указ. соч. С. 28.

3 Крестовый поход против тоталитарных сект объявили на Сахалине // SakhalinMedia.ru. 2014. URL: https://sakhalinmedia.ru/news/394784 (дата обращения: 09.03.2020).

4 Малер Е. Южно-Сахалинск: между сектами и храмами // На семи холмах, 2015. URL: https://elena-maler.livejournal.com/365963.htmI (дата обращения: 10.03.2020).

лее ста религиозных организаций, среди них — 70 конфессий. На сегодняшний день Русская Православная Церковь занимает лидирующее положение среди верующего населения.

История православия на Сахалине насчитывает 153 года. Развитие религии на острове началось в 1868 г., после прибытия туда Симеона Казанского «для исполнения духовных треб в Дуэ, Кусунае и Аниве». В 1870 г. в г. Корсакове священником был заложен один из первых сахалинских храмов имени святителя Николая. Надо отметить, это были тяжелые времена каторжного Сахалина. Организация православной жизни в тот период имела ряд особенностей. Тюремное ведомство взяло под контроль все аспекты религиозной жизни. К надзорному ведомству относились также церкви и священнослужители. Весьма ощутимым следствием были острая нехватка последних и отсутствие церковных приходов. Один из курсов правительства и Русской Православной Церкви по христианизации КМНС не увенчался успехом. Вынужденная «русификация» и «окультуривание» коренных этносов нанесли болезненный удар по традиционному укладу жизни и аутентичной культуре нивхов, айнов, ороков (уйльта), островные аборигены к концу XIX в. превращаются на своей родине в национальные меньшинства5.

К началу нового столетия на Сахалине насчитывалось 11 церквей, три молитвенных дома и восемь часовен. С началом боевых действий в ходе Русско-японской войны в 1905 г. многие храмы на юге острова были стерты с лица земли. Немногие уцелевшие строения были разграблены и постепенно разрушились. В некоторых храмах разместились японские учреждения. Волей атеистической политики Советской власти деятельность православных организаций прекратила свое существование, все православные храмы были разрушены или перестроены. К 1930 г. не осталось ни одного действующего прихода. Лишь оставшийся под японской властью Шикотанский православный молитвенный дом продолжал свою деятельность до присоединения к СССР в 1945 г.6 Новый виток развития Русская Православная Церковь получила после многочисленных прошений в 1989 г. с открытием прихода в честь святой блаженной Ксении Петербургской в Южно-Сахалинске. Двумя годами позднее были основаны два прихода в городах Холмске и один в Охе, вошедшие в состав Дальневосточной епархии. В феврале 1993 г. была образована Сахалинская епархия. С 1995 г. при активной административной поддержке на территории Сахалинской области начинается интенсивное возведение храмов, приходов, молитвенных домов и часовен.

По состоянию на 2018 г. в составе Южно-Сахалинской и Курильской епархии Русской Православной Церкви Московского Патриархата насчитывалось 111 молитвенных помещений различных типов (храмов, молитвенных домов и комнат, часовен), из них 78 осуществляющих Божественную Литургию. Штат клира епархии — 53 человека: среди них — 47 священников и 6 диаконов7.

Старообрядческой традиции служения следуют немногочисленные группы островитян. К 1925 г. (приходу большевиков к власти) староверов на острове

5 Потапова Н. В. Указ. соч. С. 20.

6 Южно-Сахалинская епархия // Древо: открытая православная энциклопедия. 2019. URL: https://drevo-info.ru/articles/6140.html (дата обращения: 11.03.2020).

7 Там же.

проживало достаточно много8. Все больше уделяется внимания проблемам истории старообрядчества на Дальнем Востоке. В исследованиях Ю. В. Аргудяевой и М. Б. Сердюк характеризуется жизнь старообрядцев Сахалина в период каторги, рассматриваются вопросы вольного старообрядческого заселения острова после Русско-японской войны9. На новом этапе развития отечественной исторической науки исследования по данной теме начинают проводить сахалинские историки и краеведы (А. И. Костанов, Л. В. Драгунова, М. В. Гридяева, В. В. Маленков и др.). Среди немногочисленных зарубежных исследований, посвященных истории старообрядчества, весомый вклад вносят работы современного историка Накамуро Ёсикадзу.

По признанию старовера Кирилла Товмина, «в советское время сахалинское старообрядчество было разобщено, задавлено, соборной молитвы не осуществляло, хотя его представители. порой занимали ответственные управленческие посты»10. Только с 2007 г. в городах Южно-Сахалинск и Холмск впервые была отмечена регулярность совершения древлеправославной соборной молитвы, которая является главным показателем духовной жизни у староверов. Однако регулярно собирающейся на службы общины старообрядцев на Сахалине до сих пор нет. Это во многом обусловлено немногочисленностью населения и особенностями сахалинского квартирантского менталитета.

Сахалинское духовенство в большей степени представляют священно- и церковнослужители, получившие духовное образование в семинариях, академиях Москвы, Хабаровска, Владивостока. Для желающих получить знания по основам православного вероучения с 2006 г. на Сахалине проводятся богословские курсы. Большинство сахалинских представителей духовенства имеют славянские национальные корни, однако встречаются и представители корейской диаспоры.

В Сахалинской области сегодня богослужения отправляются, согласно классификации Т. К. Гориной11, в трех типологических разновидностях (по отношению к его певческому компоненту): монастырская, кафедральная (пение больших профессиональных хоров в соборах) и приходская (ансамблевое пение небольших храмов).

Монастырская традиция реализуется в двух действующих монастырях. Свято-Покровский мужской монастырь в городе Корсакове (настоятель — игумен Серафим (Скипин)) появился здесь в 1999 г. по решению Синода Русской Православной Церкви и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, став первым монастырем в истории острова. Сегодня в братстве монастыря 12 человек: трое монахов, инок, послушник и семеро трудников, которые только-только вступили на монашеский путь12. В 2015 г. женский монастырь

8 Новиков А. Интервью со старообрядцем // Бог с тобой. 2013. URL: https://citysakh.ru/ news/36757 (дата обращения: 10.03.2020).

9 Потапова Н. В. Указ. соч. С. 9.

10 Новиков А. Указ. соч.

11 Горина Т. К. К проблеме «церковности» богослужебного пения РПЦ. URL: http:// eparhia.karelia.ru/tanya05.htm. (дата обращения: 01.11.2021).

12 Агиенко Д., Ясько К. Монастырские будни: мужская и женская обители Сахалина // SakhalinInfo.ru. 2017. URL: https://sakhalin.info/weekly/133541 (дата обращения: 12.03.2020)

в честь Успения Божией Матери расположился в селе Березняки (настоятельница — игуменья Арсения). В сестричестве пять насельниц. Костяк общины составляет присланное из Рязани «семейное трио, которое благословил Святейший Патриарх Кирилл»13. Впоследствии к общине примкнули и две сахалинки.

В обоих монастырях практикуется одноголосное пение. Однако строгое единогласие пения в монастыре теряет свою безусловную каноничность в связи с некоторыми отступлениями от типикона для мирян. К примеру, традиционное монастырское служение сохраняет полноту чинопоследования только во время Великого поста, вне его некоторые чины подвергаются сокращению (отдельные стихи антифонов, возглашения ектении и пр.)14.

В действующем кафедральном соборе Рождества Христова г. Южно-Сахалинска сложилась традиция многоголосного пения. Не так давно стали включать монодические песнопения, генеалогически восходящие к знаменному пению или стилизующему его. При этом нередко монодический напев исполняется с исоном — выдержанным звуком в нижнем голосе15. В певческом отношении богослужение дня представляет собой единовременный синхронический срез, включающий духовные песнопения различных эпох и стилевых направлений. В репертуарном списке присутствуют Обиход в гармонизации С. Смоленского и Ф. Львова, песнопения эпохи классицизма (М. Березовского, Д. Бор-тнянского, Дж. Сарти, А. Дегтярева, А. Веделя), лирического сентиментализма (А. Архангельского, Ф. и А. Львовых), рафинированно-изысканные (А. Бахметьева), песнопения композиторов Новой московской школы (А. Гречанинова, В. Калинникова, А. Кастальского, М. Ипполитова-Иванова, А. Никольского, П. Чеснокова) и наших современников (А. Гринченко, И. Денисовой, М. Мор-мыля, С. Толстокулакова, С. Трубачева и др.).

Состав большого профессионального хора зачастую меняется. Его основу составляют люди различных мирских профессий. Регенты стараются подбирать певчих как минимум с начальным музыкальным образованием, чтобы участники хора могли петь по нотам. Это обусловлено достаточно сложным певческим репертуаром. Однако среди них встречаются люди и с высшим музыкальным, консерваторским и академическим, образованием.

Приходская певческая богослужебная традиция в регионе представлена пением небольших камерных ансамблей, которые пытаются воспроизводить тот же репертуар, что и в соборе, но с адаптацией его к составу того или иного ансамбля, состав которого может быть нестабилен и требует мгновенной «спонтанной аранжировки» в начале богослужебного дня. В период локдауна 2020 г. был нанесен большой ущерб регентско-певческому делу: во многих храмах церковное пение практически было сведено на нет. Отсутствие социальной защищенности певчих, неоформленность трудовых отношений привели к значительному оттоку певчих из храмов, число которых теперь восстанавливается тяжело. Пожелание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, высказанное

13 Агиенко Д., Ясько К. Указ. соч.

14 Добренко Л. С. Интервью от 10.03.2020. Аудиозапись. 2020 г.; Тутурова В. А. Интервью от 30.08.2021. Аудиозапись. 2021 г.

15 Добренко Л. С. Указ. соч.; Тутурова В. А. Указ. соч.

24 октября 2019 г. на II Международном регентском съезде регентов и певчих в Храме Христа Спасителя (г. Москва) о том, что каждый собор должен иметь хороший профессиональный хор, а небольшой храм — приличный профессиональный ансамбль, трио или квартет, для адекватного певческого озвучивания богослужебного текста, выполняется с большим трудом.

Главный регент кафедрального собора Рождества Христова г. Южно-Сахалинска Южно-Сахалинской и Курильской епархии Л. С. Добренко видит причину сложившейся проблемы в отсутствии трансмиссии вековых традиций. Южно-Сахалинская и Курильская епархия весьма молода и насчитывает всего двадцать лет. Этим обстоятельством обусловлен ряд сопутствующих факторов, таких как отсутствие старых певческих книг в новообрядческих храмах, подбор репертуара в регентско-певческих интернет-ресурсах, приобретение богослужебных книг официальными заказами церкви. Основными изданными певческими книгами являются Обиход в гармонизации С. В. Смоленского и сборник гласового пения сокращенного киевского распева, где собраны тропарные, сти-хирные, прокимновые и ирмолойные гласовые напевы. Музыка композиторов различных эпох и стилей черпается из многочисленных регентско-певческих интернет-ресурсов, поэтому музыкальный ряд богослужения часто отличается стилевой эклектичностью.

Южно-Сахалинская епархия ведет активную концертно-просветительскую деятельность. Так, певческие коллективы участвуют в различных концертах, посвященных Рождеству Христову, святым женам-мироносицам в Ежегодном Сретенском концерте воскресных школ. Южно-Сахалинская и Курильская епархия является также организатором и соучредителем данных мероприятий. Большим успехом пользуется камерный хор «Покров», созданный в 1993 г. как любительский церковный. Музыканты регулярно участвуют в подготовке радиопередач о культурном и историческом наследии России, хор становится частым гостем в школах, приютах и домах престарелых. Коллектив видит в этом миссионерскую цель, «понимая благотворительность, как важную часть своего музыкального служения»16.

Таким образом, относительно молодая (по историческим меркам) православно-певческая традиция Сахалина находится в процессе активного становления. Церковнослужителями осознаются многочисленные проблемы в области организации регентско-певческого дела, которые еще предстоит решать.

Список литературы

Агиенко Д., Ясько К. Монастырские будни: мужская и женская обители Сахалина [Электронный ресурс] // SakhalinInfo.ru. 2017. URL: https://sakhalin.info/weekly/133541 (дата обращения: 12.03.2020). Горина Т. К. К проблеме «церковности» богослужебного пения РПЦ [Электронный ресурс] URL: http://eparhia.karelia.ru/tanya05.htm (дата обращения: 01.11.2021). Добренко Л. С. Интервью от 10.03.2020. Аудиозапись. 2020 г.

16 Хор «Покров» выступил на «Рождественских встречах» в Южно-Сахалинске // SakhalinInfo.ru. 2017. URL: https://sakhalin.info/news/183060 (дата обращения: 15.03.2020).

Крестовый поход против тоталитарных сект объявили на Сахалине [Электронный ресурс] // SakhalinMedia.ru. 2014. URL: https://sakhalinmedia.ru/news/394784 (дата обращения: 09.03.2020).

Малер Е. Южно-Сахалинск: между сектами и храмами [Электронный ресурс] // На семи холмах, 2015. URL: https://elena-maler.livejournal.com/365963.html (дата обращения: 10.03.2020).

Новиков А. Интервью со старообрядцем [Электронный ресурс] // Бог с тобой. 2013. URL: https://citysakh.ru/news/36757 (дата обращения: 10.03.2020).

Потапова Н. В. Религиозная жизнь Сахалина (во второй половине XIX — начале XX века): автореф. дис. ... канд. ист. наук. Владивосток, 2004.

Тутурова В. А. Интервью от 30.08.2021. Аудиозапись. 2021 г.

Хватова С. И. Православная певческая традиция на рубеже XX—XXI столетий. Майкоп: О. Г. Магарин, 2011.

Хор «Покров» выступил на «Рождественских встречах» в Южно-Сахалинске [Электронный ресурс] // SakhalinInfo.ru. 2017. URL: https://sakhalin.info/news/183060 (дата обращения: 15.03.2020).

Южно-Сахалинская епархия [Электронный ресурс] // Древо: открытая православная энциклопедия. 2019. URL: https://drevo-info.ru/articles/6140.html (дата обращения: 11.03.2020).

Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo

gumanitarnogo universiteta.

Seriia V: Voprosy istorii i teorii

khristianskogo iskusstva.

2022. Vol. 45. P. 145-152

DOI: 10.15382/sturV202245.145-152

Natalya Sadykova, Graduate Student Department of Musicology, Composition and Methods of Musical Education, Krasnodar State Institute of Culture Krasnodar, Russia; Teacher of MBU DO "Children's Art School of Dolinsk" Dolinsk, Russia maksinatalya@mail. ru https://orcid.org/

Sakhalin Orthodox Singing Tradition N. Sadykova

Abstract: This article deals with the formation of the Orthodox singing tradition in one of the youngest diocesan formations, i.e. the South Sakhalin and Kuril dioceses of the Russian Orthodox Church of Moscow Patriarchate. The article touches on the quantitative ratio of the existing religious views and beliefs of the ethnic groups of the island region. It discusses those features of the historical processes of the development of Orthodoxy in the region which have determined the range of problems that exist in the dynamics of the formation of the liturgical and singing tradition of the region and its transmission. Three typological types of worship (in relation to the singing component) in Sakhalin region are considered: monastic, cathedral and parish. The article analyses repertoire preferences in liturgical chants of cathedrals small parishes. As a result, the article has revealed that for one daily liturgical circle of a separate church or cathedral,

in the singing relation, a kind of synchronous cut is characteristic, which is represented by chants of different eras, styles and directions in simultaneity, leading to stylistic eclecticism, however, difficult to differentiate by the ear of an unprepared parishioner. The article also analyses current organisational problems in the the work of church choir conductors. The article shows concert-related and educational activities of choirs and vocal ensembles of the parishes of the Yuzhno-Sakhalin diocese. The conclusion is made about the incompleteness of the described processes and the unstable current state of the Orthodox singing tradition of Sakhalin, which is in the initial period of its formation.

Keywords: Ortho dox singing tradition, Ortho doxy in the Far East and Sakhalin, liturgical chants, religion and art, concert-related, educational and missionary activities, church singing, Sakhalin.

References

Khvatova S.I. (2011) Pravoslavnaia pevcheskaia traditsiia na rubezhe XX—XXI stoletii. Maikop (in Russian).

Статья поступила в редакцию 02.11.2021

The article was submitted 02.11.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.