Научная статья на тему 'Православная миссия в КНР и восстановление церковной жизни'

Православная миссия в КНР и восстановление церковной жизни Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
234
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИССИОНЕРЫ / ПРАВОСЛАВИЕ / КНР / ЭМИГРАЦИЯ / ПЕРЕВОДЫ / АДАПТАЦИЯ / ХРИСТИАНСТВО / ЦЕРКОВЬ / ДАЛЬНИЙ ВОСТОК / ДИПЛОМАТИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Косых Антон Николаевич, Диакон

В статье анализируется история и деятельность русских православных миссионеров на территории современной КНР, проблемы и их возможные пути решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Православная миссия в КНР и восстановление церковной жизни»



миссиология

Диакон Антоний Николаевич Косых «Православная миссия в КНР и восстановление церковной жизни»

УДК 266.2

-х-——£——««-

ПРАВОСЛАВНАЯ МИССИЯ В КНР И ВОССТАНОВЛЕНИЕ ЦЕРКОВНОЙ ЖИЗНИ

Косых Антон Николаевич, диакон, аспирант Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия

Аннотация. В статье анализируется история и деятельность русских православных миссионеров на территории современной КНР, проблемы и их возможные пути решения.

Ключевые слова: миссионеры, православие, КНР, эмиграция, переводы, адаптация, христианство, церковь, Дальний Восток, дипломатия.

ORTHODOX MISSION IN THE PRC AND REVIVAL OF CHURCH LIFE

Kosykh Anton Nikolaevich, deacon, post-graduate student of the Ss Cyril and Methodius School

of Post-Graduate and Doctoral Studies

Abstract. The article analyzes the history and activities of Russian Orthodox missionaries on the territory of modern China, problems and their possible solutions.

Keywords: missionaries, Orthodoxy, China, emigration, translations, adaptation, Christianity, church, the Far East, diplomacy.

■ Я стория распространения по Китаю православных миссий в первую очередь щШ сопровождается активными действиями эмигрантов из России с пропове-=81_дью православия. Одновременно с этим, судя по результатам анализа миссионерства Китая, данная роль не носила глубокого погружения в возложенную на них миссию. По сути, она заключалась во внешнем ознакомлении местных жителей с ключевыми догмами православия (к примеру, это можно проследить по работам Чжэна Юнваня). Наряду с этим, Православная Церковь рассматривалась как исключительно церковь для русских [1]. Изначально появление русских миссионеров означало начало слияния нескольких культур, мировоззрений и цивилизаций: восточной и западной. Именно по этой причине православное миссионерство приобрело исключительный статус [2, с. 3].

Важно отметить, что активные действия православного миссионерства продолжались недолго, особенно если провести аналогию со схожей деятельностью католиков и протестантов. Другая особенность такой деятельности в Китае заключается в том, что в ней были совмещены дипломатия, научные труды, а также повседневная кропотливая работа.

Все дипломатические взаимодействия между двумя государствами регулировались Русской (Православной) Духовной Миссией в Пекине. Данное учреждение не имело дипломатического статуса. Рассматриваемая миссия являлась самой первой

из зарубежных аналогов, которые были учреждены Русской Православной Церковью, но не только это делает ее уникальной.

Изначальной целью создания православной миссии служила поддержка пленных казаков из Албазинской крепости, но в дальнейшем их сфера влияния расширилась, и миссионерство коснулось дипломатического представительства России в Китае. В стенах Русской Духовной Миссии активно готовили профессиональных дипломатов, поэтому она стала не только центром православия в Поднебесной, но также основным связующим между Россией и Китаем [2, с. 7]. Того же мнения придерживалась и Ксения Кеппинг, известная своим сподвижничеством Архиепископу Пекинскому Виктору, что подтверждают ее близкие [3].

История Миссии насчитывает ровно два с половиной столетия. События были очень драматичными, что особенно прослеживается по первой половине XX века. В первую очередь это объясняется тем фактом, что Русское Духовное Миссионерство в Китае местным населением зачастую воспринималось как политическая кампания, организованная Российской Империей. Деятельность миссионеров рассматривалась как действия, ущемляющие интересы граждан Китая. Согласно заметкам историков и китайских исследователей, такое восприятие миссионерства можно встретить очень часто. Члены Русской Духовной Миссии в Пекине, по мнению многих, и есть прямые реализаторы царской политики Российской Империи в Китае [4].

Цель Миссии была как дипломатической, так и носила прямой культурный аспект. Одна из ее задач - изучение языка, культурных ценностей и менталитета китайского народа. Необходимо было проповедовать Евангелие Христово, перевести богослужебные тексты, организовать духовное наставничество в отношении китайцев, руководствуясь православными традициями. Все это нашло отражение на страницах православного издания «Китайский благовестник». Строки его гласят, что дети должны с самих ранних лет знать о важности пожертвований бедным, сострадания, душевной чуткости, верности Богу [5].

Главная ценность духовного наследия Православного миссионерства в Китае сконцентрирована на том, что благодаря ему стало возможным рассуждать о православной религии в значительно более широком аспекте, чем просто национальная вера русских людей. Миссия позволила говорить в большей степени о Боге и Церкви, нежели об особенностях культуры государства и чувстве патриотизма.

Сейчас Русская Православная Церковь (РПЦ) осуществляет миссионерство, базируясь на уникальной концепции, которая складывалась долгие годы и имеет главной целью следующее:

- нормализовать положение Китайской Автономной Церкви именно как объекта Православной китайской Церкви;

- получить реальную возможность зарегистрировать Китайскую Автономную Православную Церковь, чтобы обзавестись своими епископом, священнослужителями и действующими церквями;

- получить возможность назначения местных священников в действующие в стране храмы.

Вместе с тем совершенно очевиден тот факт, что эти духовные цели не видятся реалистичными на рассматриваемом этапе. Не менее наглядно и то, что Русская Православная Церковь является своеобразным мостом в отношениях между Китаем и Россией. Как утверждал Святейший Патриарх Кирилл, Китайская Православная

№ 2, 2017 (3)

Диакон Антоний Николаевич Косых «Православная миссия в КНР и восстановление церковной жизни»

Церковь обязана проповедовать идеи культуры Китая и его традиций, что возможно только в случае учреждения на его территории православных школ, семинарий, церквей с проведением соответствующих богослужений [6].

Это объясняет, что возрождение православного наследия в Поднебесной является важнейшей задачей для России. Более того, она носит стратегическое значение. Для ее выполнения Совет Московской духовной академии принял решение создать специальный Центр, изучающий проблематику православного миссионерства, охватывающий весь Дальний Восток (учрежден в 2001 г.)

Главная цель учреждения Центра - содействовать становлению единой базы миссионеров, на которую была возложена миссия проповедовать православие на Дальнем Востоке. Основная специализация Центра - тщательная подготовка специалистов, способных полностью брать на себя организацию и проведение миссионерства в инокультурной среде, в том числе в государствах Дальнего Востока.

Студенты, в частности китайские учащиеся, получают право на прохождение стажировки на базе высших учебных заведений Тайваня, Гонконга [7, с. 223]. Речь идет о высших учебных заведениях, с которыми было установлено межкультурное взаимодействие.

Одно из важнейших достижений развития Центра - создание подворья Китайской Церкви, которая базировалась на храме святителя Николая в Голутвине в 2011 году. Первостепенная цель Центра - привлечь население Китая к обучению в российских семинариях, а также создать на территории России специализированное духовно-образовательное учреждение для иностранных граждан. К иным задачам Центра следует отнести учреждение центров миссионерства в приграничных с Китаем регионах, создать научно-исследовательские организации в приграничных епархиях.

Можно сделать промежуточный вывод о том, что спустя столетие мы вновь наблюдаем следующее: православное миссионерство в КНР очень тесно взаимодействует с дипломатией и связано с научно-исследовательской деятельностью. В начале 2000-х миссия Русской Православной Церкви возобновляет свое присутствие в столице Китая.

Активно действует Православное Братство святых апостолов Петра и Павла, основной задачей которого является поддержка религиозной деятельности Китайской Автономной Православной Церкви. Кроме того, к целям Братства относится духовная работа с гражданами СНГ, проживающими в Гонконге.

Данное Братство активно занимается переводом духовной литературы на китайский язык. В течение четырнадцати лет было издано порядка ста изданий следующих жанров: вероучение, литургия, житейная литература. При Братстве была учреждена библиотека, которая может похвастаться огромным выбором религиозной литературы православной тематики, а также образована и действует воскресная школа [12].

Основываясь на опыте минувших лет, освещаемом российскими и китайскими исследователями, итоги Православной миссии на территории Китая нельзя считать удовлетворительными. Этому прежде всего свидетельствует очень низкий уровень информационного обеспечения граждан Китая и недостаток знаний о Православии.

Сегодня познаниями о Православии как одной из мировых религий в Китае владеют лишь немногие. Как правило основы христианства знакомы только лицам, специализирующимся на исследовании данной тематики, а также небольшим реей 138

лигиозным общинам. Исследователи считают, что это можно проследить даже на бытовом уровне, к примеру, о большей осведомленности китайцев о католическом календаре праздников, нежели православном (к примеру, в связи с празднованием Рождества) [8].

Если число католических верующих и протестантов в последнее время существенно растет, о чем говорят приблизительные подсчеты исследователей. В это же время число православных верующих напротив сокращается. Разумеется, о точных данных статистики говорить на данный момент невозможно - данное мнение базируется на субъективных оценках специалистов, которые занимаются религиозными вопросами в Китае.

Таким образом, по состоянию на текущий период можно выделить определенный круг проблем относительно Православной миссии в Китае. Основная проблема -фактическое отсутствие священнослужителей. Исправить ситуацию в теории возможно, но этому мешает отсутствие православных духовных семинарий, призванных готовить православных священников. На территории Китая учреждены духовные академии, готовятся протестантские и католические священники, однако аналогичных православных учреждений нет. Доход православных церквей Китая очень низкий, что является причиной недостатка средств на подготовку священников [9, с. 23].

Не менее острая проблема - явная нехватка православных храмов. В Китае официально действует четыре храма, что является крайне низким показателем. Их недостаточно для того, чтобы удовлетворить нужды населения в богослужениях.

Следующая сложность - потребность в организации православной среды в Китае. Стало совершенно очевидным, что без уделения должного внимания данному вопросу православная жизнь в Китае подвергнется стремительной деградации, ведь знания Православия среди населения быстро утрачиваются, а источники их воспроизводства сводятся к нулю. Следует обратиться к теме возрождения канонов Православия, а также православной среды. Согласимся с мнением В.Г. Дацышен о том, что перед православной верой, как и перед иными конфессиями в КНР, сегодня навис вопрос культурной адаптации [7, с. 218].

Очередная проблема - острая нехватка православной духовной литературы на китайском языке. Причина в данном случая ясна: практически отсутствуют квалифицированные переводчики, одновременно владеющие как русским, так и китайским языком, а также имеющие познания в православных догматах и учении Православной Церкви. Также и финансирование этого направления основано не на постоянной основе, а с помощью пожертвований частных лиц.

Также отметим, что с учетом специфики китайского законодательства должное количество переведенной литературы не подлежит ввозу на территорию Китая, а значит не получает распространения среди верующих. В связи с этим православные жители страны не могут тщательно изучить каноны Православия.

Китайское православие современности сталкивается и с другими препятствиями - например, с усилением миграции. Ведь Китай не ограничивается лишь территорией самого государства - его мир простирается далеко за его пределы. Именно поэтому разговоры о православном миссионерстве не ограничиваются географическими рамками, а рассматривают проблематику в целом. Ставятся вопросы не о православной проповеди в Китае, а о проповеди во всем китайском мире. Это очень важно и по другой причине: китайский мир представляет собой одну из современ-

№ 2, 2017 (3)

Диакон Антоний Николаевич Косых «Православная миссия в КНР и восстановление церковной жизни»

ных реалий, которая не всегда находится в удалении от населения европейской части или восточных регионов России [11].

Китайская Автономная Православная Церковь почти на 50 лет оставалась без архипастырского окормления. Для ее восстановления потребуется не только материальная, но и институциональная поддержка. В ином случае представить себе возобновление церковной жизни для прихожан практически невозможно [11]. Отметим, что за поддержку отвечает именно Русская Православная Церковь, обладающая значительным опытом в сфере восстановления духовной жизни в России и за ее пределами [12].

Обратим внимание, что в связи с современной спецификой религиозной обстановки в Китае миссионерство должно проводиться строго по курсу, обозначенному Русской Православной Церковью. Должны учитываться реальное положение Православия в Китае, особенности китайского законодательства. Необходимо брать в расчет и то, что неорганизованное миссионерство способно стать причиной утраты доверия и недовольства китайским правительством действиями Православной Церкви.

С целью нормализации духовной жизни и православия в Китае на данный момент организуются комплексные мероприятия, за что отвечают сразу несколько организаций. Среди таковых Министерство иностранных дел России, Институт Дальнего Востока РАН, ИСАА, Институт Востоковедения. К работе подключены также российские общественные организации. Со стороны Китая действуют Министерство иностранных дел, Государственное управление по делам религий Китая, посольство Китая в Москве, Академия общественных наук Китая, ряд общественных организаций [10].

В связи с вышеизложенным отметим основные направления, призванные урегулировать ситуацию в сфере становления православной религии в Китае. Нормативная база относительно данного вопроса - признание правительством Китая Китайской Автономной Православной Церкви. Нормативные основы должны сопровождаться обеспечением православной среды в КНР, для чего необходима разработка специализированных программ. Лишь таким образом можно надеяться на положительный исход процесса и благоприятные перспективы.

Оптимальное решение - адаптация православной религии к культуре Китая, а не наоборот. Если миссионерство будет и дальше опираться лишь на русскую культуру, результат окажется плачевным. Оптимистично настроен главный научный сотрудник Центра изучения и прогнозирования российско-китайских отношений ИДВ РАН А. Ломанов, который отметил: интерес китайского населения к христианству растет, а значит у православия имеются хорошие шансы на успешное распространение [13].

Мы приходим к единственному выводу, что главными задачами современного православного миссионерства являются выделение проблемных моментов Китайской Автономной Православной Церкви, осуществление переводов православной литературы на родной язык страны, расширение границ паствы в духовной жизни. Чтобы провести такие работы, требуется соблюдать принцип непротиворечия китайским культурным традициям. С этой целью необходимо выработать предложения и разработать уникальные методы, позволяющие согласовать менталитет китайского населения с канонами Православия. Без соблюдения комплиментарности Православная миссия не может рассчитывать на положительный исход. Не менее важный

140 ьСэГдРАЧЬТдА^АС^^

вопрос - православная миссия среди китайского населения, проживающего в России [7, с. 219].

№ 2, 2017 (3)

Библиографический список:

1. Фань Чжан. Православие в провинции Хэйлунцзян КНР: размышление о будущем и диалог с прошлым // ИЗВЕСТИЯ Иркутского государственного университета. -Серия «Политология. Религиоведение». 2015. Т. 11. С. 234.

2. Андреева С.Г. Тяньцзинский и пекинский договоры. Участие пекинской духовной Миссии в их заключении // Россия и Китай: перспективы сотрудничества: Материалы 4-й Международной научно-практической конференции. Отв. Д.В. Буяров, Д.В. Кузнецов. - Благовещенский государственный педагогический университет, 2014. - С. 3-7.

3. Ксения Кепинг: последние статьи и документы / Сост. Б. Александров. - СПб.: Ин-т Востоковедения РАН, 2003. - 358 с.

4. Сяо Юйцю. О культурной и дипломатической миссии Российской Духовной Миссии в Пекине // Мировая история (на кит. яз.). 2005. № 6. С. 66—75

5. Китайский Благовестник: Духовно-литературный журнал Российской Духовной Миссии в Китае. Август-сентябрь 1947. - Пекин-Тяньцзин-Шанхай.

6. Кирилл, Свят. Патр. Церковь вносит вклад в укрепление подлинной дружбы между народами // Русская Православная Церковь. Официальный сайт Московского Патриархата [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/ textZ2961750.html (дата обращения: 27.10.2017).

7. Дацышен В. Г. Христианство в Китае: история и современность. М.: Научно-образовательный форум по международным отношениям, 2007. 240 С.

8. Горобец Л.А. Православная проповедь в современном Китае в контексте богословской проблематики // Церковь. Богословие. История. Материалы 3-й Международной научно-богословской конференции. Изд-во Екатеринбургской Духовной Семинарии, 2015. - С.165.

9. Го Вэньцзин. Анализ истории и современного положения православия в Синь-цзян-Уйгурском автономном районе. Урумчи: Синьцзян. пед. ун-т, 2008. С. 13-32.

10. Поздняев Д., свящ. Православное сознание и китайский мир: от конфликта к диалогу // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pravoslavie.ru/ orthodoxchurches/41296.htm (дата обращения 20.10.2017)

11. Поздняев Д., свящ. Православие в Китайской Народной Республике: пути воссоздания религиозной жизни в рамках модели церковной автономии // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/1327791.html.

12. Поздняев Д., свящ. Православная церковь в Китае в период проведения политики реформ и открытости // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. pravoslavie.ru/38213.html (дата обращения 20.10.2017)

13. Ломанов А. Православие в Китае вчера, сегодня, завтра // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pravmir.ru/pravoslavie-v-kitae-vchera-segodnya-zavtra/#ixzz2rmsjhD8x (дата обращения 20.10.2017)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.