2 014'11
ВЛАСТЬ
163
Список литературы
Бондарь Н.С. 2005. Власть и свобода на весах конституционного правосудия:защита прав человека Конституционным Судом Российской Федерации. М.: Юстицинформ. 592 с.
Зайцева Ю. 2007. Православная газета «Кифа» отметила свое пятилетие дискуссией о проблемах церковного возрождения. — Агентство религиозной информации Благовест-Инфо. Официальный сайт. 15 окт. Доступ: http://www.blagovest-info.ru/ index.php?ss=2&s=3&id=16440&print=1 (проверено: 01.08.2014).
Межнациональная и межконфессиональная ситуация в Сахалинской области: социологическое исследование ООО «Диалог-Сахалин» (февраль—апрель 2013 г.). 2013. Южно-Сахалинск. 38 с.
Пчелинцев А.В. 2011. Законодательная практика и проблемы разграничения предметов ведения Российской Федерации и ее субъектов в сфере свободы совести и вероисповедания. — Российская юстиция. № 1. С. 63-65.
SO Andrej Aleksandrovich, Cand.Sci.(Legal), Associate Professor of the Department of Theory and History of State and Law and Humanities, South-Sakhalin Institute - the branch of Plekhanov Russian University of Economics, (prospect Pobedi, 68, Yuzhno-Sakhalinsk, Russia, 693007; so_andrey@mail.ru)
LEGAL REGULATION OF FREEDOM OF CONSCIENCE AND FREEDOM OF RELIGION IN THE SAKHALIN REGION
Abstract. Using the results of the case study, the author analyzes religious situation in the Sakhalin region. The special attention is paid to the impact of migration on the religious situation in the region. The author analyzes peculiarities of the regional normative practice in the sphere of freedom of conscience and religious freedom. The article also contains the data of monitoring religious situation, conducted by the Government of the Sakhalin region. Keywords: freedom of conscience, religious freedom, religious associations, religions, interfaith relations
УДК 930.2
Цыремпилова Ирина Семеновна — д.и.н., профессор Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусств (670031, Россия, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Терешковой, 1; irina161073@mail.ru)
Бутуханова Инна Матвеевна — заведующий ИКЦ «Национальный музей Республики Бурятия» (670000, Россия, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Профсоюзная, 29; butuhanova@mail.ru)
ПРАВОСЛАВНАЯ КОЛЛЕКЦИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ КАК ИСТОЧНИК ПО ИСТОРИИ ПРАВОСЛАВИЯ НА ТЕРРИТОРИИ БУРЯТИИ
Аннотация. В статье анализируется православная коллекция Национального музея Республики Бурятия, представляющая собой целостное собрание различных типов источников. Рассмотрены письменные, вещественные, изобразительные экспонаты, фотодокументы, отражающие историю распространения и развития православия на территории Бурятии.
Ключевые слова: музейная коллекция, источник, документ, Русская православная церковь
оциально-экономические и политические трансформации современного российского общества вызвали необходимость концентрации гуманитарных науч-
ных исследований на особенностях регионального культурного пространства, которое в течение столетий аккумулировало в себе религиозные и национальные традиции. Одним из уникальных регионов России является Республика Бурятия, культурное наследие которой, обусловленное мирным сосуществованием христианства, буддизма, шаманизма и др., отличается богатством и многообразием. Особую роль в формировании культурного пространства сыграла Русская православная церковь. Полноценная реконструкция ее объективной истории на территории Бурятии требует выявления и анализа комплекса различных типов источников.
В этом контексте специальный исследовательский интерес вызывает музейная коллекция, которая представляет собой целостное, уникальное по своему составу и содержанию собрание источников, различных по типовой и видовой принадлежности. Кроме того, музейные предметы в составе коллекции приобретают способность дополнять, документировать друг друга, что позволяет раскрыть их информационный потенциал. Православная коллекция Национального музея Республики Бурятия (НМ РБ) (в январе 2011 г. был образован путем слияния Музея истории Бурятии им. М.Н. Хангалова, Художественного музея им. Ц. Сампилова и Музея природы Бурятии) в настоящее время насчитывает около 1 700 ед. хр. основного и научно-вспомогательного фондов. Временные рамки коллекции ограничиваются периодом с середины XVII до начала XX в.
Формирование православной коллекции началось со времени основания Музея истории Бурятии (в 1923 г., ранее — Бурят-Монгольский краевой музей). К сожалению, в книгах поступлений за первые годы существования музея не указаны источники поступления культовых предметов. В последующие годы коллекция пополнялась в основном за счет закупки и поступлений от граждан, передававших иконы, книги и предметы культа в музей. Музейные предметы коллекции могут быть систематизированы по типу — это письменные, изобразительные, вещественные документы и фотографии.
Письменные источники православной коллекции включают старопечатные книги, периодические издания, документы, отражающие деятельность церквей. Наибольший интерес представляет тематическая группа старопечатных книг, которая является крупнейшим собранием с точки зрения состава и тесной связи с региональной историей: начиная со знаменитой Острожской Библии Ивана Федорова, книг Московского печатного двора и заканчивая продукцией синодальных и старообрядческих типографий ХУШ—ХХ вв.1
Анализ владельческих записей и «книжных паспортов» позволяет сделать вывод о том, что наибольшую часть книжного собрания музея составляют книги, принадлежавшие Верхнеудинскому Одигитриевскому собору, что вполне закономерно, поскольку он являлся кафедральным собором уездного центра и занимал главенствующее положение среди церквей не только Верхнеудинска, но и всего уезда в целом. В собрании старопечатных книг музея есть издания, принадлежавшие церквям практически со всей территории Забайкалья.
Самым крупным частным книжным собранием является коллекция из 45 рукописей и печатных книг, приобретенная музеем у коллекционера А.П. Борисова в 1987 г. Как следует из записей на многих книгах, они принадлежали во второй половине XIX — начале XX в. большой семье Борисовых. Основу коллекции составляют: минеи общие, праздничные, псалтири, каноники, часословы и другие издания. Большинство из них являются старообрядческими изданиями конца XVIII — начала XX в. Коллекция старопечатных книг музея является достаточно типичной для культурного, экономического и административного центра Западного Забайкалья, каким был Верхнеудинск. Большую часть собрания старопечатных книг (более 150) составляют синодальные издания, т.е. официальная православная литература, меньшую (около 100 книг) — книги Московского печатного двора и старообрядческих типографий2.
1 Книги кириллической печати в собрании Музея истории Бурятии им. М.Н. Хангалова: каталог (сост. Ц.-Х.В. Очирова, науч. ред. А.Ю. Бородихин). 1999. Новосибирск: ГПНТБ СО РАН. С. 3.
2 Там же. С. 4-5.
2014'11
ВЛАСТЬ
165
Отдельно хотелось бы остановиться на коллекции делопроизводственных документов, отражающих деятельность православных приходов. Документы являлись частью архива Антирелигиозного музея (создан как самостоятельный в 1934 г., а в 1941 г. объединен с Бурят-Монгольским краевым музеем). С момента поступления в музей и вплоть до конца 1990-х гг. документы фактически были закрытыми для исследователей. Комплексная работа по изучению и описанию церковных документов была предпринята в начале нулевых годов. В настоящее время группа документов церковного делопроизводства, входящих в состав православной коллекции музея, насчитывает 576 ед. хранения основного фонда музея. Хронологически эта группа документов охватывает период с 1868 г. по 1937 г. Это метрические книги, обыски брачные, клировые ведомости, исповедные ведомости, приходно-расходные книги и описи церковного имущества, документы церковной статистики.
Метрическая книга — это реестр, книга для официальной записи актов гражданского состояния (рождений, браков и смертей) в России в период с начала XVIII в. (не ранее 1722 г.) по начало XX в. В исторической литературе подчеркивается, что «метрические книги — одна из наиболее стабильных документальных систем <...> являются своеобразной книгой памяти о месте и времени жизни каждого конкретного человека.» [Антонов, Антонова 2006: 17]. В православной коллекции Национального музея самым ранним источником, относящимся к этой разновидности документов, является метрическая книга Боцийской Георгиевской церкви за 1868-1870 гг.
Брачный обыск (предбрачное свидетельство) — письменный акт, совершенный причтом церкви перед венчанием с целью установления отсутствия родства у вступающих в брак. Этот вид документа был введен в 1765 г. и включал следующие сведения: фамилии, имена, отчества, возраст, сословие, чин, семейное положение. В коллекции НМ РБ брачные обыски являются самой многочисленной по количественному составу подгруппой, включающей 184 ед. хр. за 1893—1922 гг.
Клировая ведомость — документ о службе лиц духовного сословия. Ведомости составлялись ежегодно при каждом городском и сельском храме и наряду с прочими сведениями содержали данные обо всех членах причта и их семьях.
Исповедные ведомости (росписи) — это первичный документ церковного учета населения, который составлялся непосредственно священниками каждой приходской церкви для записи прихожан, бывших на исповеди и причастии. Анализ исповедных росписей, проведенный исследователем Б.Н. Мироновым, показал, что они «дают в руки исследователей достаточно надежные данные о численности, социальной и отчасти профессиональной структуре сельского и городского населения» [Миронов 1989: 117].
Приходно-расходные книги, описи церковного имущества. К этому разделу следует отнести такие документы, как «Опись церковного имущества Троицкосавской церкви (1891)», «Данные по кружечному сбору на содержание Св. Синода и о приходе и расходе денежных сумм по Троицкосавскому Троицкому собору. 1929—1930 гг.», «Книга на записку расхода денежных сумм и капиталов по Усть-Кяхтинской Тихвинской церкви за 1907—1909, 1911—1916 гг.». и др. Эти источники представляют интерес по трем причинам. Во-первых, они позволяют исследовать проблемы формирования церковного имущества, содержат данные о случаях, в связи с которыми имущество церкви пополнялось подарками или деньгами [Пулькин 1995: 34-36]. Во-вторых, эти источники позволяют изучить проблему распоряжения имуществом церкви, например, расходование денег из казны храма и пр. В-третьих, эти документы содержат информацию о периодичности переизбрания церковных старост и степени их подотчетности епархиальному начальству, клиру и мирянам.
К документам церковной статистики относятся книги входящих и исходящих документов, рапорты, отчеты благочинных, ведомости о состоянии церквей и пр. Эти источники важны для уяснения материального положения приходского духовенства, понимания роли и места духовенства в социальной структуре общества и др. [Корнилова 2012: 80].
В фонде НМ РБ представлены церковные периодические издания, имеющие бесспорную источниковедческую ценность: журналы «Забайкальские епархиальные ведомости» (90-е гг. XIX в. — 1907 г.), «Иркутские епархиальные ведомости» (конец
XIX в.).
К изобразительным источникам относятся иконы с изображением Иисуса Христа, Богоматери, святых и скульптурные изображения святых и распятий Христа. Имеющиеся православные иконы (125 ед. хр.) можно условно разделить на 3 группы.
Первую и самую многочисленную группу составляют иконы, изготовленные в Москве. Большинство из них имеет фабричное клеймо (чаще всего это клеймо фабрики металлических изделий А. Жако и К°, Москва), на некоторых стоят личные клейма московских мастеров.
Ко второй группе можно отнести иконы, изготовленные предположительно в мастерских города Иркутска. Личное клеймо мастера было обнаружено на иконе XVIII в. «Богоматерь — Всех Скорбящих Радость». В нижней части серебряного оклада стоят клейма: 1786 ЛХ ТХ. Клеймо ТХ принадлежит иркутскому иконописцу и серебрянику Тимофею Ивановичу Харинскому (1758—1818 гг.), выходцу из известной семьи иконописцев, серебряников и пробирных мастеров Харинских. Эта, по сути, уникальная икона была передана в 1992 г. Троицкой церкви г. Улан-Удэ [Пилсуева 1999: 40-41].
Третью группу составляют несколько икон, выполненных на территории Бурятии. В числе икон, относящихся к этой группе, есть икона с образом Николая Чудотворца. Характерная особенность этой работы заключается в том, что в лике чудотворца проявились бурятские национальные черты: выдающиеся скулы, тонкий нос, азиатский разрез глаз, высокий лоб, тонкие длинные брови. Также особый интерес в коллекции представляет икона «Трехликий Иисус» (конец XIX — начало
XX вв.). Это погрудное изображение трехликого Христа. Средний лик обращен прямо на зрителя, два других — влево и вправо. Глаза и брови среднего лика Христа являются одновременно глазом и бровью двух других ликов. Лики имеют одну голову и одну шею. В Европе трехликие изображения были запрещены в XVI в. Тридентским собором и повсеместно уничтожались. Такие иконы были признаны «еретическими и кощунственными». В России в XVIII в. Священный синод запретил такие изображения, что косвенно свидетельствует об их распространении в то время. В результате до нас дошли иконы, хранившиеся далеко от столиц. Но у нас есть предположение, что эта икона была написана специально для бурят (иконографически она имеет сходство с буддийским изображением божеств), поскольку в таком образе им было легче объяснить триединство Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа.
К вещественным, или вещевым источникам относятся кресты (нательные, напрестольные, кресты-мощевики), нашейные образки, предметы церковной утвари, облачения священнослужителей, из них около 30 предметов выполнены из серебра. На наш взгляд, это типовые изделия, характерные для определенного времени. В группу церковной утвари (167 ед. хр.) входят такие предметы, как плащаница, дароносица походная, дарохранительница, покровец, дискос, саккос, потир и др. Самый ранний предмет в этой группе — кадило, которое датируется 1782 г. и выполнено в Москве неизвестным мастером.
К немногочисленной группе фотоисточников (около 60 ед. хр.) относятся фотографии православных храмов, в некоторых случаях — их интерьеров. Практически все фотографии выполнены в начале XX в. Фотографии Воскресенского собора, например, ценны еще и тем, что были выполнены Н.А. Чарушиным — политссыль-ным, находившимся на поселении в г. Троицкосавске (ныне г. Кяхта).
Таким образом, православная коллекция Национального музея Республики Бурятия является своеобразным документом, свидетельством, отражающим историческое прошлое края. Введение музейных источников в научный оборот, их комплексное изучение позволит существенно расширить и дополнить источниковую базу изысканий. При этом разработка основных проблем сохранения, использования и интерпретации этих источников должна стать предметом самостоятельных
2 014'11
ВЛАСТЬ
167
научных исследований, которые могут внести существенный вклад в осмысление культурного наследия Бурятии.
Список литературы
Антонов Д.Н., Антонова И.А. 2006. Метрические книги России XVIII — начала XXвв. М.: Изд-во РГГУ. 194 с.
Корнилова И.В. 2012. Материалы церковного делопроизводства как источники по генеалогии православного духовенства Прикамья (на примере семьи Кудрявцевых).
— Альманах современной науки и образования. Тамбов: Грамота. № 8(63). С. 78-81. Миронов Б.Н. 1989. Исповедные ведомости — источник о численности и социальной структуре православного населения России XVIII — первой половины XIX в.
— Вспомогательные исторические дисциплины. Т. ХХ. Л.: Наука. С. 102-117. Пилсуева Н.И. 1999. Коллекция русской православной иконы в фондах музея.
— Музей истории Бурятии им. М.Н. Хангалова: сборник статей. Вып. II. Улан-Удэ: Изд-во БГУ. С. 40-41.
Пулькин М.В. 1995. Имущество сельских приходских церквей Олонецкой епархии в XVIII в.: источники формирования и способы распоряжения. — Церковная археология. Материалы I Всероссийской научной конференции. Псков. 20-24 ноября 1995. СПб.: ИИМК. С. 34-36.
TSYREMPILOVA Irina Semenovna, Dr.Sci.(Hist.), Professor of East Siberian State Academy of Culture and Arts (Tereshkovoi str., 1, Ulan-Ude, Republic of Buryatia, Russia, 670031; irina161073@mail.ru)
BUTUKHANOVA Inna Matveevna, Head of Historical and Local Studies Centre «National museum of the Republic of Buryatia» (Profsojuznaja str., 29, Ulan-Ude, Republic of Buryatia, Russia, 670000; butuhanova@mail.ru)
ORTHODOX COLLECTION OF THE NATIONAL MUSEUM OF THE REPUBLIC OF BURYATIA AS THE SOURCE OF ORTHODOX HISTORY ON THE TERRITORY OF BURYATIA
Abstract. The article deals with the Orthodox collection of the National Museum of the Republic of Buryatia which represents the unique composition (about 1 700 sources). All sources are arranged in different types and forms. The key position is represented by the written sources, such as early printed books, periodicals, business documents (parish registers, documents of church statistics and others). 125 icons with images of Jesus Christ, Mother of God and Saints are represented as the graphic sources. Among the material sources (crosses, church utensils, vestments of clergy and others) the special research interest arouse silver items. The view of Orthodox churches, in some cases, of their interiors are considered to be a part of a small group of documentary photographs (about 60 units). The Orthodox collection of the museum is perceived as the evidence that reflects the historical past of the region.
Keywords: museum collection, source, document, Russian Orthodox Church