У.В. Малахатько
РЕЛИГИОЗНАЯ ТЕМАТИКА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОМСКОГО ОБЛАСТНОГО КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ
Из общего собрания Томского областного краеведческого музея выделяются и характеризуются комплексы предметов по религиозной тематике. Рассматриваются этапы комплектования собраний по указанной тематике, их презентация в экспозиционной деятельности музея.
Ключевые слова: мировые религии; музейные фонды; тип источника; экспозиции.
В фондах Томского областного краеведческого музея (ТОКМ) хранятся предметы, которые документируют различные стороны жизни, включая и религиозную сферу жизни края. Определим место материалов по религиозной тематике в общем собрании музея. Общепринятым является разделение музейных собраний на две основные группы: фонд музейных предметов, или основной фонд, и фонд научновспомогательных материалов [1]. К основному фонду относятся предметы, которые обладают свойствами музейных предметов - выразительностью, аттрактив-ностью, экспрессивностью - и соответствуют профилю музея. Научно-вспомогательный фонд включает научно-вспомогательные материалы [2. С. 292]. Указанное деление является основополагающим и в структуре собраний ТОКМ. Основной структурной единицей музейных собраний выступает фонд, а классификационными признаками при его создании служат материал изготовления, тип источника, в некоторых случаях учитывается тематическая принадлежность. Помимо фондового разделения в структуре собраний ТОКМ существуют отдельные коллекции, которые не входят в состав какого-либо из фондов. Данные собрания сложились исторически и имеют определенную тематику.
Из всего собрания ТОКМ по религиозной тематике в качестве самостоятельной структурной единицы выделяется только «Православная коллекция» [3]. На основе анализа документов учета и научно-справочного аппарата музейных фондов, данных научного архива ТОКМ было выяснено, что интересующие нас предметы хранятся в составе «Восточной коллекции», в фондах ткани, кожи и меха; дерева, бересты и картона; металла и пластмассы; керамики и стекла; фонде письменных источников; фото-, фоно- и видеоматериалов и фонде изобразительных источников. Все выявленные предметы ТОКМ по религиозной тематике систематизированы автором по типу музейных предметов, или источников: вещественные, или вещевые, письменные, изобразительные и фотоисточники. С учетом содержащейся в источниках информации выделены комплексы - совокупности музейных предметов, относящиеся к разным типам источников и характеризующие определенную конфессию. Всего выделено шесть комплексов.
Первый комплекс представляет православие. Его основой послужила «Православная коллекция», атрибуты культа также хранятся в коллекциях «Предметы быта, собранные Мартемьяновым И.К.» [4] и «Этнографическая коллекция материальной и духовной культуры населения Причулымского района Томской области» [5]. Это скульптурные изображения распятий Христа, складни и составляющие их части, элементы одежды духовенства и необходимые предметы для ли-
тургии; иконы с изображением Иисуса Христа, Богоматери и святых. Остальные предметы рассматриваемой группы поступали единично и распределены по соответствующим фондам на основе материала изготовления. В единичных экземплярах представлены такие предметы, как бархатные поручи (ТОКМ 6093/1, 2), принадлежащие дьякону Гермогену, священный сосуд «панихидочная» (ТОКМ 6094), воздух (ТОКМ 6585). Письменные источники православного комплекса включают книги различного характера: Святое писание, богослужебную литературу, издания по истории православной церкви. К фотоисточникам относятся изображения томских православных храмов, а в некоторых случаях - их интерьеров, фотопортреты служителей православной церкви, фотографии, связанные с личностью старца Фёдора Кузьмича. К изобразительным источникам по православию относятся некоторые живописные картины на библейские сюжеты, например картина «Млекопитательница» (ТОКМ 6581), и др.
Второй комплекс характеризует старообрядчество. Вещевые источники представлены культовыми предметами прежде всего «Тиуновской коллекции» [6], названной по фамилии владельца Тиунова. Данная коллекция характеризует практически все стороны закрытой жизни старообрядческого поселения. Конфессиональная сфера коллекции отражена предметами культа: лестовка (ТОКМ 7075), кресты, восковая свеча (ТОКМ 8621/1051), священные сосуды и др., и культового облачения: нательный крест (ТОКМ 8621/955) и пояс (ТОКМ 8621/1019), являющиеся обязательными элементами при богослужении и в повседневной жизни старообрядцев [7. С. 126-127]. Интересны предметы, объединенные в группу «костюм старообрядца Василия Даниловича Михайлова», - молельный халат и пояс к нему (ТОКМ 6096/1, 2), холщовая лестовка (ТОКМ 6096/3). Письменные источники данного комплекса представлены выписками из канонических или чем-то понравившихся произведений, молитвами, памятками, хранившимися в общинной библиотеке и входящими в «Тиуновскую коллекцию» [8. С. 141]. К ней же относятся рукописные и старопечатные книги. Собрание книг старообрядческого начетчика А.Н. Нифантова содержит редкие памятники отечественной книжности до Церковного раскола XVII в. и после. Библиотека Томского Алексеевского реального училища, хранящаяся в ТОКМ, включает небольшой комплекс по богословию, в том числе труды по истории русского раскола, его истокам и последствиям. Фотоисточники, входящие в комплекс по старообрядчеству, представлены фотографиями, иллюстрирующими экспедицию сотрудников ТОКМ в район Еланского озера (Верхнекетский район), откуда была привезена «Тиуновская коллекция».
Третий комплекс невелик и связан с католическим вероисповеданием. Предметов выявлено немного. Из письменных источников - молитвенник на польском языке (ТОКМ 6464/100) и нескольких священных книг. Изобразительные источники включают скульптурные изображения Богородицы с младенцем и апостолов. Фотоисточники содержат изображения Римско-католической церкви в Томске.
В четвертом комплексе представлен буддизм. Основу вещевых источников составляет собрание предметов по культуре и буддизму Юго-Восточной Азии, входящее в состав главным образом «Восточной коллекции». Собрание именуется в документах учета «Буддийская культовая коллекция». Сюда входят культовая пластика, «танки», или буддийские иконы, культовые музыкальные инструменты, молитвенные мельницы «хурдэ», ритуальная чаша «габала» (ТОКМ 3114/251) [9]. Вещевые источники по буддизму ламаистского толка у бурят Забайкалья содержит коллекция «Ламаистский буддизм». Сувениры и предметы буддийского культа входят и в коллекции, привезенные из Гималаев [10]. Имеются немногочисленные книги по истории буддийского искусства и фотоисточники.
Предметы, образующие пятый комплекс, характеризуют иудаизм. Вещевые источники по иудаизму составили предметы, которые служат его общепринятой символикой: мужской головной убор - кипа (ТОКМ 11908), мезуза (ТОКМ 12197/1, 2) - футляр с фрагментами из Торы, который прикрепляют на дверной косяк в охранительных целях, «семисвечник» (ТОКМ 12196), тфилины (филактерии) на руку и голову (ТОКМ 12707/87, 89) - коробочки, содержащие написанные на пергаменте отрывки из Торы и одеваемые во время молитвы, мешочек для талита (ТОКМ 13350) - молитвенного покрывала для мужчин-иудеев. Письменные источники включают в себя Талмуды разного времени издания, Пятикнижие Моисея (Тора), сборники молитв. Фотоисточники содержат изображение Томской хоральной синагоги (ТОКМ. ФФ 3347).
Небольшая группа источников составляет шестой комплекс по исламу. Среди коллекции «Татарских украшений, бытовых и культовых предметов» есть предметы, используемые при богослужении и в охранительных целях [11]. Их дополняют кумган - кувшин для омовения (ТОКМ 11661) и молитвенный коврик намазлык (ТОКМ 12872/68). Коран М. Казимирского на французском языке (Париж, 1862) относится к письменным источникам. Фотоисточники содержат фотографии, иллюстрирующие традиционный для данной конфессии обряд имянаречения.
В истории формирования описанных коллекций и предметов по религиозной тематике прослеживается три основных этапа. Первый этап продолжался с 1919 г. по 1930-е гг. Несмотря на то что музей открылся в 1922 г., предметы для него начали собирать раньше. Для указанного времени характерно пополнение фондов в результате конфискации памятников культуры у частных владельцев и упраздненных советской властью учреждений. Данные действия совершались согласно декрету Губисполкома от 28 апреля 1918 г. о национализации памятников искусства и старины [12. Л. 2]. За это время сформировались два наиболее круп-
ных религиоведческих собрания. Одной из первых в музее появилась «Православная коллекция», которая составила основу комплекса по православию. «Восточная коллекция», куда входит собрание предметов по буддизму, была сформирована в 1905-1914 гг. подполковником Заамурского военного округа М.А. Полу-мордвиновым и также поступила в фонды музея в первые годы его существования. В это время появились отдельные предметы по католицизму и письменные источники по старообрядчеству и православию.
Второй этап в формировании коллекций религиозного характера приходится на 1970-1980-е гг. Научные сотрудники музея предприняли пять этнографических экспедиций, в результате которых в фонды музея поступила старообрядческая «Тиуновская коллекция». Коллекции «Предметы быта, собранные Мартемьяно-вым И.К.» и «Этнографическая коллекция материальной и духовной культуры населения Причулымского района Томской области» пополнили комплекс по православию. В указанный период происходит пополнение фондов предметами религиозного значения и посредством закупки предметов у населения, таким образом увеличивался комплекс по православию.
Третий этап в комплектовании фондов ТОКМ предметами религиозного назначения обозначился с первой половины 1990-х гг. и продолжился в первое десятилетие 2000-х гг. Благодаря передаче в дар от частных лиц в это время в собраниях музея появляются предметы по иудаизму и исламу. Буддийский комплекс пополнился предметами двух коллекций: «Сувениры, собранные членами экспедиции «Томск - Гималаи, 2002 г.» и «Третья комплексная экспедиция «Томск -Гималаи», 2003 г.». Основной формой популяризации и своеобразной научной публикацией музейных предметов является выставка. Развитие выставочной работы ТОКМ позволяет проследить архивные документы музея и печатные издания в виде публикаций научных сотрудников и каталогов выставок. Следует отметить, что не всегда документация, связанная с организацией и работой выставки, сдавалась в архив.
Согласно архивным данным, историю выставок краеведческого музея, посвященных религии, следует начинать с 1927 г., когда «музеем была устроена большая выставка предметов буддийского искусства». На выставке были представлены культовая живопись и скульптура из бронзы, фарфора и дерева, атрибуты богослужения. Организацией выставки занимался сотрудник музея И.М. Мягков [13. С. 96]. В 1937 г. в помещении музея совместно с Томским государственным университетом была организована «общегородская антирелигиозная выставка» [14. Л. 32]. Подобные выставки устраивались музеями в связи с проводимой в стране антирелигиозной политикой. Следующие сведения относятся уже к 1965 г. В Томске открылась тематическая передвижная выставка «Что такое религия?». Выставку привезли из Государственного музея истории религии и атеизма [15. Л. 31].
Регулярно сведения о выставочной деятельности ТОКМ начинают фиксироваться лишь с 1990-х гг. В это время на основе музейных предметов, коллекций и исследований сотрудниками музея регулярно разрабатывались и экспонировались выставки по религиозной
тематике, а также выставки, включавшие в себя данный аспект. «Заисточье» и «Картинки из жизни слободы» -так назывались выставки по истории томских татар (авторы Т.Р. Самойлис, Н.Л. Сенюкова, Л.В. Нощина) [16, 17]. Местом сосредоточения духовной, культурной и образовательной жизни татар, которые по своему вероисповеданию являются мусульманами, выступает мечеть, поэтому в экспозиционных комплексах присутствовали фотографии мечетей в их прошлом и настоящем состоянии [16. Л. 7; 17. Л. 6-7].
С «Буддийской коллекцией Томского краеведческого музея» в 1993 г. зрителей знакомила выставка М.В. Ефремовой [18]. На выставке экспонировались атрибуты культа - предметы богослужения, храмовые украшения, скульптурные изображения Будды и других божеств буддийского пантеона. Из сопроводительного текста к экскурсии следует, что на выставке подробно рассказывалось об истории возникновения и развития буддизма, культовой практике и пантеоне богов [18. Л. 1-44].
«Град небесный на земле», «Душа моя, голубка» -сразу две выставки, посвященные жизни старообрядческой общины, подготовила в 1997 г. Л.Н. Приль [19]. К сожалению, документация сохранилась только по первой выставке. Из тематико-экспозиционного плана выставки следует, что один из тематических комплексов был посвящен богослужению. В комплексе были представлены молельный костюм, предметы культа. На выставке рассказывали об истории появления старообрядческой коллекции в ТОКМ, об устройстве быта и духовной жизни общины [19. Л. 1-34].
В 1999 г., с 19 января по 18 марта, Музей истории религии г. Санкт-Петербурга предоставил ТОКМ выставку икон и декоративно-прикладного творчества «Святая Русь». В экспозиции освящались следующие темы: «Храм и храмовое пространство», «Иконография», «Православные праздники», «Монастыри и монашество», «Раскол русской церкви». Экспонатами выступили церковная утварь, иконы, картины [20. Л. 1-5].
В первое десятилетие 2000-х гг. череда выставок по религиозной тематике была продолжена. В 2000 г. в музее демонстрировалась выставка «Дочери Сарры», рассказывающая о мире женщины в еврейской культуре (автор Т.Ю. Назаренко) [21]. Раскрывая тему, авторы стремились проследить жизнь еврейской женщины от рождения до старости, показать особенности ее религиозно-правового положения в традиционной еврейской культуре. В выставку гармонично вписались цитаты из Торы, Талмуда, поучений мудрецов, относящиеся к тому или иному периоду жизни женщины.
Выставка «Слов драгоценные клады» представлялась в 2004 г. и была приурочена ко Дню славянской письменности и культуры. Подготовили выставку сотрудники музея В.А. Муравская, О.С. Морозова, Л. Ю. Исаева и служители Томской епархии Русской православной церкви. Основными экспонатами стали рукописные и старопечатные книги, датированные концом XV - XVIII вв. Церковная литература подразделялась на богослужебную, житийную и учебную. В сотрудничестве с Томской епархией Русской православной церкви музеем создавалась и выставка «Бого-родице-Алексиевский монастырь. 400 лет истории».
Она проходила с 3 ноября 2005 г. по 2 апреля 2007 г. Авторство выставки принадлежит Е.Р. Фендель. Выставка включала в себя разделы по темам основания монастыря на Томской земле в период освоения Сибири; монастыря как центра духовной и миссионерской жизни региона; третий раздел был посвящен старцу Федору Томскому. В заключительной части выставки говорилось о возрождении и современном состоянии монастырской традиции [22. С. 2].
С 19 сентября по 18 декабря 2006 г. ТОКМ принял выставку Музея истории Бурятии им. М.Н. Хангалова «Мистерия Цам. Буддийские ритуальные танцы». На ней были представлены костюмы, маски и ритуальные предметы персонажей мистерии. Видеофильм о мистерии Цам являлся дополнением к предметному ряду [23].
Восточную тематику в экспозиционной деятельности продолжил 2008 г. С 16 октября по 16 ноября в музее работала передвижная выставка буддийского искусства «Сокровища Тибета. Бесстрашие. Радость. Сочувствие». Организатором выставки выступал Буддийский центр Алмазного пути школы карма-кагью г. Томска. Цель выставки состояла в том, чтобы познакомить томичей с искусством буддизма и его главными особенностями. Сотрудники ТОКМ не принимали участия в работе над организацией выставки. В данном случае музей лишь предоставил залы для проведения данной выставки.
«Неизвестное старообрядчество» - так называлась экспозиция, подготовленная силами специалистов ТОКМ, духовенства и прихожан Томской старообрядческой общины. Она проходила с 16 декабря 2008 г. по 31 января 2009 г. Целью выставки стало ознакомление посетителей с историей старообрядчества в Сибири. В экспозиции были представлены церковная утварь, облачение духовенства и богослужебные книги, певческие рукописи, репродукции икон, личные вещи епископа Томско-Алтайской епархии Тихона, одежда старообрядцев для обряда венчания. Предметный ряд был дополнен научно-вспомогательным материалом - информационными стендами, которые являлись экскурсом в историю старообрядчества.
С мая 2009 г. и по настоящий день экспонируется выставка «Легенды города. Старец Федор Томский». Выставка под авторством Л.Ю. Исаевой подготовлена сотрудниками ТОКМ совместно с представителями Томской епархии Русской православной церкви и Томского Богородице-Алексиевского мужского монастыря. Выставка посвящена личности легендарного старца Феодора Томского. Затрагивается неоднозначный вопрос идентичности старца и императора Александра I. На выставке представлены репродукции фотографий кельи старца и его личных вещей, фотоальбом о старце Феодоре фотографа А. Мосолова. Письменные источники, Псалтирь, Евангелие ХУШ-ХК вв. и др., включенные в экспозицию, могли находиться в келье старца.
Как видим, конфессиональная сфера жизни, превратившаяся в 1990-е гг. в ее полноценную составляющую, оказалась достойно представленной в выставочной деятельности ТОКМ. В разной степени в ней нашли отражение все мировые религии. В большей степени выставки знакомили с традициями христианства в форме православия и старообрядчества и буддизмом.
Темы ислама и иудаизма затрагивались в формате выставок, посвященных народам, которые исповедуют данные религии.
Итак, собрание предметов по религиозной тематике выявлено автором из общего фонда ТОКМ и систематизировано по комплексам исходя из тематической направленности материала и с учетом типологии музейных источников. В результате выделено шесть комплексов - по православию, старообрядчеству, католицизму, буддизму, исламу и иудаизму. Наибольшим количеством предметов, разнообразными по типу источниками представлено православие. Вторую по репрезентативности позицию занимает буддизм, среди источников преобладают вещевые. Старообрядчество характеризуют в наибольшей степени письменные источники, а также небольшое собрание вещевых источников. Ислам, иудаизм и католицизм представлены небольшим количеством
разных по типу источников. Комплектование предметов по религиозной тематике в собрании ТОКМ происходило различными путями. В результате конфискации имущества у частных лиц и упраздненных организаций, закупки, приема предметов в дар и этнографических экспедиций фонды ТОКМ пополнились предметами, которые характеризуют ту или иную конфессию.
В истории формирования религиоведческих коллекций ТОКМ автором выделены три этапа. Первый и третий этапы ознаменованы формированием музейных собраний, сопряженных с различными религиями. На втором этапе происходило преимущественное пополнение коллекций по старообрядчеству и православию. Возможности музея в презентации имеющихся материалов получили воплощение лишь в два последних десятилетия. Они отмечены регулярно проводимыми выставками на религиозную тематику.
ЛИТЕРАТУРА
1. Министерство культуры СССР. Инструкция по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР,
1985 г. // Предпринимательское право. ИЯЬ: http://www.businesspravo.ru/Docum/DocumShow_DocumID_33809.html. Дата обращения: 19.01.11.
2. ФинягинаН.П. Фонды музея // Российская музейная энциклопедия: В 2 т. М., 2001. Т. 2.
3. Коллекционные описи Томского областного краеведческого музея (ТОКМ): № 1 «Предметы культа православной церкви» ТОКМ 3333/1-10;
№ 2 «Культовые принадлежности церкви». ТОКМ 2820/1-84, 110; № 4 «Иконы православной церкви» ТОКМ 2818/1-106.
4. Коллекционная опись ТОКМ: № 233 «Предметы быта, собранные Мартемьяновым И.К.» ТОКМ 6464/1-206.
5. Коллекционная опись ТОКМ: № 341 «Этнографическая коллекция материальной и духовной культуры населения Причулымского района
Томской области» ТОКМ 10400/1-137.
6. Коллекционная опись ТОКМ № 221а «Тиуновская коллекция». ТОКМ 8621/1-581; 582/1335.
7. Приль Л.Н. Старообрядческие общины Прикетья и Причулымья в конце XIX - 80-х гг. XX века (опыт реконструкции жизнедеятельности):
Дис. ... канд. ист. наук. Томск, 2002. С. 126-127.
8. Бахтина О.Н. Сибирская крестьянская библиотека. Новые поступления Томского областного краеведческого музея // Русская книга в доре-
волюционной Сибири: Государственные и частные библиотеки. Новосибирск, 1987.
9. Коллекционные описи ТОКМ: № 5 «Буддийская культовая коллекция» ТОКМ 3114/1-342; № 6 «Буддийская культовая коллекция» ТОКМ
3134/1-165.
10. Коллекционные описи ТОКМ: № 823 «Сувениры, собранные членами экспедиции «Томск - Гималаи, 2002 г.» в рамках проекта «Сибирь -
Гималаи» на плотах с Эвереста 2001-2004 гг.» ТОКМ 13058/1-15. № 910 «Третья комплексная экспедиция «Томск - Гималаи», 2003 г.» ТОКМ 13503/1-52.
11. Коллекционная опись ТОКМ № 586 «Коллекция татарских украшений, бытовых и культовых предметов». ТОКМ 11736/1-12.
12. Материалы о приобретении экспонатов, коллекций для музея (акты, договоры, описи) 1920-1949 гг. // Архив ТОКМ. Ф. 1. Оп. 5. Д. 1.
13. Шатилов М.Б. Обзор деятельности Томского краевого музея (1927-1928 гг.) // Труды Томского краевого музея. Томск: Красное знамя,
1929. Т. 2. С. 92-104.
14. Акты на списание, прием и передачу экспонатов 1938-1941 гг. // Архив ТОКМ. Ф. 1. Оп. 5. Д. 38.
15. Материалы по научно-атеистической пропаганде в Томской области (письма, брошюры, лекции, фотографии) июль 1973 г. // Архив ТОКМ. Ф. 1. Оп. 3. Д. 622.
16. Самойлис Т.Р. Материалы к выставке по «Заисточью» // Архив ТОКМ. Ф. 1. Оп. 3. Д. 842.
17. Сенюкова Н.Л., Ношина Л.В. Сопроводительный текст к выставке «Картинки из жизни слободы» 1991 г. // Архив ТОКМ. Ф. 1. Оп. 3. Д. 910.
18. Ефремова М.В. Тематико-экспозиционный план выставки «Буддийская коллекция Томского краеведческого музея» // Архив ТОКМ. Ф. 1. Оп. 3. Д. 847.
19. Приль Л.Н. Град небесный на земле. Материалы выставки, 1997 г. // Архив ТОКМ. Ф. 1. Оп. 13. Д. 287.
20. Соловьева Л.В. Методическая разработка к экскурсии по выставке икон и ДПИ «Святая Русь» (из собраний Музея истории и религии г. СПб) // Архив ТОКМ. Ф. 1. Оп. 13. Д. 620.
21. Выставка «Дочери Сарры»: Каталог / Сост. Т.Ю. Назаренко. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2002. 102 с.
22. Веснина Т.Л. Око церковное не дремлет // Томский вестник. 3 ноября 2005.
23. Сайт Томского областного краеведческого музея; раздел «Выставки», далее «Архив» - выставка «Мистерия Цам. Буддийские ритуальные танцы». иЯЬ: http://www.museum.trecom.tomsk.ru. Дата обращения: 12.06.2010.
Статья представлена научной редакцией «История» 24 марта 2011 г.