Научная статья на тему 'Музейная коллекция икон как база развития современного иконописания (из опыта Ярославского художественного музея)'

Музейная коллекция икон как база развития современного иконописания (из опыта Ярославского художественного музея) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
509
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕЙНАЯ КОЛЛЕКЦИЯ / КОПИРОВАНИЕ / СОВРЕМЕННАЯ ИКОНОПИСЬ / СОЗДАНИЕ ИКОН НОВОЙ ИКОНОГРАФИИ / MUSEUM COLLECTION / MAKING COPIES / MODERN ICON-PAINTING / CREATION OF NEW ICONOGRAPHY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Горшкова Виктория Викторовна

Анализируется опыт работы отдела древнерусского искусства Ярославского художественного музея с современными иконописцами по использованию произведений древнерусской живописи в собрании музея для создания современных икон, в том числе и новой иконографии; значение научно-исследовательской и реставрационной деятельности музея в процессе развития современного церковного искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The museum icon collection as a basis for modern iconography development (from Yaroslavl Art Museum experience)

The icon collection of the Yaroslavl Art Museum includes about 2000 icons of the 13th early 20th centuries. This collection consists of valuable masterpieces which makes modern icon-painting development successful. On the contrary, the absence of museum centers with original icons, as in Novosibirsk, for instance, complicates the development of modern icon-painting in this region considerably. The Yaroslavl Art Museum icon collection is a basis for copying and, in fact, making replicas from ancient paintings. Students of the Icon Painting School of Moscow Theological Academy replicate the monuments of the 15th 17th centuries in the museum. All monuments are deeply examined by museum professionals; they are well-restored and have a well-preserved original paint layer. Replicating is not only a means of education, but an independent fact. In 2008, the Yaroslavl Art Museum initiated a project to create the copies of five icons of the 17th 19th centuries from the unpreserved Assumption Cathedral in Yaroslavl. The replicas were intended for a new cathedral built in 2010 to the 1000 anniversary of Yaroslavl. The artists made copies of the most significant icons. Now they are placed in the most honorable place in the iconostasis of the cathedral. In 2013, the museum again organized making a copy of an icon with the image of Our Lady of Kazan in Yaroslavl of the end of the 17th century for the Kazan monastery of Yaroslavl. Replicating was financed by the Museum's award of 300,000 rubles it had won in the international festival "Intermuzey". Copying the Museum's collection of icons allows keeping the originals in the State Museum Fund and, at the same time, giving them a new life in the form of replicas, which corresponds to the tradition. The museum collection allows painting icons of new iconography. The whole range of knowledge the staff gained during the studying of museum collections is required. In 2001, a hagiographical icon of St. Tikhon (Bellavina) was written for St. Tikhon's Cathedral in Arkhangelsk on the model of the "Reverend Dimitri Prilutsky" icon of late 17th century. In 2004, by the order of the Tolga Female Monastery in Yaroslavl, the author of the article created an iconographic program for the new icon of "Our Lady of Tolga". Unlike other icons on the subject of the 17th 19th centuries, five new stories developing the iconography of "Our Lady of Tolga" were included. In conclusion, the author claims that the icon collection of the Yaroslavl Art Museum is a fundamental basis for the development of modern icon-painting and creating of new iconography.

Текст научной работы на тему «Музейная коллекция икон как база развития современного иконописания (из опыта Ярославского художественного музея)»

Вестник Томского государственного университета. 2015. № 395. С. 72-77. DOI: 10.17223/15617793/395/11

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

УДК 069.1

В. В. Горшкова

МУЗЕЙНАЯ КОЛЛЕКЦИЯ ИКОН КАК БАЗА РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ИКОНОПИСАНИЯ (ИЗ ОПЫТА ЯРОСЛАВСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ)

Анализируется опыт работы отдела древнерусского искусства Ярославского художественного музея с современными иконописцами по использованию произведений древнерусской живописи в собрании музея для создания современных икон, в том числе и новой иконографии; значение научно-исследовательской и реставрационной деятельности музея в процессе развития современного церковного искусства.

Ключевые слова: музейная коллекция; копирование; современная иконопись; создание икон новой иконографии.

В последние годы в связи с оживлением церковной и приходской жизни, открытием не действовавших церквей и монастырей, строительством новых храмов и обителей возникла насущная потребность заполнения храмовых интерьеров как отдельными иконами, так и целыми иконостасными комплексами. Церковная общественность обратилась к музеям, коллекции которых стали осознаваться как хранилища авторитетных, овеянных традицией образцов.

Востребованность современной иконы стала причиной сотрудничества Ярославского художественного музея (ЯХМ) с современными иконописцами. Ученый секретарь Академии художеств Н.Н. Мухина отмечала, что для ярославских художников музейные коллекции являются неисчерпаемой базой данных. «Именно музеи города, - писала она, - хранят огромные сокровища тысячелетней ярославской епархии, фрески и иконы которой явились образцами, своеобразными изводами и подлинниками для современных художников» [1. С. 2]. Иная картина наблюдается в Новосибирске. Исследователь современного иконопи-сания, преподаватель Новосибирского государственного педагогического университета Н.В. Гольцова отмечала, что «отсутствие на территории Новосибирска музейных центров с оригинальными образцами древнерусских икон, необходимых для обучения иконописцев», существенно усложняет развитие иконописи в регионе [2].

Коллекция иконописи Ярославского художественного музея сложилась в 1920-1930-е гг., когда музейные сотрудники совместно с реставраторами Ярославского отделения ЦГРМ размещали в музейных хранилищах иконы из разрушенных храмов. На протяжении последующих десятилетий музейная коллекция пополнялась, велись реставрационные работы, строились экспозиции и выставки, происходило научное осмысление собрания.

Благодаря научным трудам первой заведующей древнерусским отделом И.П. Болотцевой (1944-1995), а также сотрудников отдела О.Б. Кузнецовой и А.В. Федорчука сложились устоявшиеся представления о ярославской иконописной школе 2-й половины XVI - XVII вв., путях развития ярославского иконо-писания в Новое время - XVIII и XIX вв. В настоящий момент завершено издание каталога отреставриро-

ванных икон фонда музея XIII - начала XX в. в трех томах и пяти книгах.

На сегодняшний день в собрании Ярославского художественного музея почти 2 000 икон, четверть из которых отреставрирована. Это позволяет создать экспозицию, построенную как по хронологическому принципу, так и в соответствии с развитием стиля местного иконописания. Кроме того, существует выставочный фонд икон, который позволяет создавать тематические выставки. Все это делает музейную коллекцию собранием бесценных подлинников, которые приобрели в настоящее время новую актуальность.

Использование музейной коллекция икон как важнейшего источника развития современного иконопи-сания идет в нескольких направлениях.

Первое направление - обращение к музейным памятникам как образцам при создании копий, а фактически списков древних образов. Копирование - основа развития иконописца, единственный путь овладения техникой иконописания. Об этом писали как выдающиеся иконописцы XX в. М.Н. Соколова (монахиня Иулиания), о. Зинон (Теодор), так и исследователи (Н.В. Квливидзе) [3. С. 113].

М. Н. Соколова придавала копированию основное значение при обучении начинающих иконописцев. Она писала: «Иконописи нужно учиться только через копирование древних икон... Копируя икону, человек всесторонне познает ее и невольно приходит в соприкосновение с тем миром, который в ней заключен <...> потом постигает глубину его содержания, поражается четкостью форм, внутренней обоснованностью его деталей и поистине святой простотой художественного выражения. Но чтобы так понять икону, нужно время, и иногда довольно длительное» [4. С. 37].

Насущность копирования эталонных образцов осознают руководители многих иконописных школ. В залах Ярославского художественного музея работают ученики иконописных школ при Московской духовной академии имени преподобного Алипия г. Дубны Московской области. Для копирования произведения или его фрагмента выбираются памятники XV-XVII вв. высокого художественного качества, имеющие точную атрибуцию. Важным является то, что выбранные произведения прошли качественную

научную реставрацию и имеют хорошую сохранность авторского красочного слоя. Обязательным условием копирования является несовпадение размера копии и оригинала.

В процессе копирования учащиеся постигают справедливость требований, предъявляемых к современным иконам: «1) более глубокого осмысления богословия иконы; 2) обязательного учета специфики храмового пространства... 3) творческого осмысления особенностей и возможностей различных стилистических традиций и их оправданного использования в каждом конкретном случае; 4) осознания значения и роли канона в иконописи; 5) поисков новых иконографических решений, оптимально отвечающих назначению иконы, ее богословскому содержанию, правдивости реалий образов; 6) внимания к технико-технологическим вопросам при создании икон, их дальнейшей разработки» [5. С. 45]. Именно благодаря копированию формируется профессионализм иконописца. О его актуальности говорит исследователь современного церковного искусства С. Ржаницына: «В художественном отношении, если не касаться богословия иконы, единственное, что может противопоставить современному миру церковный художник -это профессионализм. Ведь общее падение его уровня в изобразительном искусстве отмечают многие искусствоведы и культурологи» [6].

Однако в современном иконописании копирование является не только средством обучения, но и самостоятельным явлением. Еще в 1930 г. иконописец

B.А. Комаровский писал о. Сергию Мечеву: «Писать хорошо копии с древних икон - это уже очень большое дело, тут приложимы и дарование, и вкус, недоступные современникам, ремесленным иконописцам. Написать хорошую копию, а не подделку - это уже дело художника-иконописца» [4. С. 14]. На высоком научном уровне в 1950-е гг. художник-монументалист Н.В. Гусев выполнил колоссальные по объему копии с фресок Андрея Рублева, Феофана Грека и Дионисия.

C. Ржаницына отмечает, что в наши дни высоким профессионализмом отличаются иконописец А. Глот-кин, школа известного московского художника-реставратора А. Н. Овчинникова, где создаются точные списки с древнерусских икон или произведения, характеризующиеся стилевым единством с ними [6].

Профессиональные иконописцы Ярославля также создают копии икон из собрания Ярославского художественного музея. Так, в мастерской «Преображение» под руководством К. Фарсяна в 2002 г. была написана копия иконы «Иоанн Златоуст» начала XVIII в. [7. С. 97], а в иконописной мастерской «Ковчег» - иконы «Собор Архангела Михаила» [8. С. 275]. При этом современные копии, повторяя иконографию, имеют свои колористические особенности, не воспроизводят размеры образца и степень сохранности авторского слоя.

В 2008 г. Ярославский художественный музей выступил инициатором проекта по созданию копий пяти икон, происходящих из не сохранившегося кафедрального Успенского собора Ярославля. Копии предназначались для нового собора, строительство кото-

рого велось в связи с подготовкой к празднованию 1000-летия Ярославля в 2010 г. До разрушения храма, построенного в 1660-х гг. и взорванного в 1937 г., реставраторы и сотрудники ярославского музея успели переместить часть икон его интерьера в музейные фонды.

Проект, направленный на сохранение подлинников в музейном собрании и одновременно стимулировавший профессиональное развитие современных иконописцев, получил финансовую поддержку федеральной целевой программы «Культура России 2006-2010».

Для копирования сотрудники музея выбрали знаковые произведения, о которых упоминали все авторы, писавшие об Успенском соборе в XIX - начале XX в. Это, в первую очередь, домонгольская икона «Спас Вседержитель» начала XIII в. [9. С. 41], по преданию принадлежавшая ярославским князьям Василию и Константину, мощи которых находились в старом Успенском соборе. Вторая икона «Богоматерь Ярославская» начала XVI в. [Там же. С. 85] - список с древнего образа XIII в., бывшего также семейной реликвией ярославских князей. В отличие от иконы Спаса Вседержителя, располагавшегося над ракой с мощами Василия и Константина, образ Богоматери Ярославской в 1803 г. был заключен в крупную икону-раму с изображением святых ярославских князей [10. С. 11]. Последнюю написал ярославский художник Иван Смирнов (1762-1804) [11. С. 125-126]. Он изобразил князей на иконе-раме так, как будто они бережно поддерживают образ Ярославской Богоматери, находящийся внутри рамы. Кроме того, в иконе представлено 20 клейм с изображением чудес Богоматери, или Богородичных икон. Этот выразительный комплекс - небольшая икона XVI в. в центре и представительная икона-рама 1803 г. - находился на столпе прежнего Успенского собора.

Еще один настолпный комплекс также состоял из иконы сравнительно небольшого размера, вставленной в позднее изготовленную икону-раму. Этот комплекс представлял собой образ Богоматери Толгской, созданный иконописцем Иваном Андреевым [11. С. 33-34] в 1721 г., и живописную раму около 1796 г. с 44 клеймами истории и чудес иконы Толгской Богоматери [7. С. 345]. Поскольку средник этого комплекса был утрачен, в качестве образца были подобраны другие иконы Толгской Богоматери кисти Ивана Андреева, дошедшие до нашего времени [12. Ил. 324, 325-326].

Копии выполнялись в иконописной мастерской «Ковчег» под руководством А.В. и Ю.С. Беловых. Сложность копирования состояла в том, что надо было тщательно изучить и усвоить особенности художественных приемов мастеров XIII, XVI, а также конца XVIII -начала XIX в., которые существенно отличаются друг от друга. Тяжело было копировать миниатюрные клейма, зачастую многофигурные, с подробной разработкой пейзажа и архитектуры. Важной особенностью создания копий для нового Успенского собора было то, что копирование осуществлялось непосредственно в музее и современные иконописцы постоянно обращались к подлинникам, выверяя свою работу.

Все пять копий торжественно переданы Ярославской епархии в дни празднования 1 000-летия Ярославля, в сентябре 2010 г. Ныне эти комплексы занимают почетное место в местном ряду иконостаса кафедрального собора, выделенные резными позолоченными сенями [13. С. 23].

В 2013 г. музей организовал создание копии еще одной иконы собрания - иконы-рамы с 20 клеймами «Сказания об иконе Ярославской Казанской Богоматери» конца XVII в. [8. С. 195]. Икона-рама была предназначена для оформления иконы Ярославской Казанской Богоматери 1588 г. - святыни и основательницы Ярославского Казанского женского монастыря.

Сам центральный образ Казанской Богоматери пропал около 1931 г., а икона-рама с 20 клеймами попала в музей в 1935 г. с неизвестным происхождением. В 2001 г. в процессе реставрации и изучения произведения оно было атрибутировано и сразу же включено в экспозицию как выдающийся памятник ярославской иконописной школы XVII в., имеющий, кроме того, уникальное изображение Ярославля в эпоху Смуты.

Вопрос о создании копии встал в 2012 г., когда настоятельница монастыря игуменья Екатерина (Гае-ва) обратилась в Министерство культуры с просьбой передать в формирующийся музей монастыря икону-раму конца XVII в. из собрания Ярославского художественного музея. Начался процесс непростых переговоров с представителями Ярославской епархии, в результате которых был достигнут компромисс.

Финансирование создания копии было осуществлено музеем за счет премии в 300 000 рублей, полученной на фестивале «Интермузей» в 2013 г. за победу в конкурсе «Музей - образовательный ресурс общества» в номинации «Редкий гость». Проект «Семинаристы в музее», представленный в этой номинации, был посвящен программе сотрудничества Ярославского художественного музея и Ярославской духовной семинарии.

В краткие сроки художники иконописной мастерской «Ярославль» (руководитель - Э.В. Сковородина) написали копию иконы с 20 многофигурными клеймами и четырьмя композициями, прославляющими Богоматерь. 4 ноября 2013 г. копия иконы-рамы была торжественно передана Казанскому женскому монастырю для монастырского музея.

Таким образом, копирование икон музейного собрания - это явление, рожденное современной эпохой, позволяющее сохранить подлинники в государственном музейном фонде и в то же время дать им новую жизнь в виде списков в условиях действующего храма или даже монастырского музея.

Другое направление сотрудничества музея с современными церковными живописцами - создание самостоятельных икон новой иконографии. В этом процессе оказывается востребованным весь комплекс знаний, накопленных музейными сотрудниками при изучении коллекции, ее стилевых и образных особенностей.

В 2001 г. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил Ю.С. и А.В. Беловых (ма-

стерская «Ковчег») написать житийную икону святителя Тихона (Беллавина) [14. С. 10-11]. Ее размер (200 х 155 см) был продиктован размерами интерьера кафедрального Свято-Тихоновского собора в г. Архангельске, в иконостас которого икона предназначалась как местный образ.

Разработка принципов написания иконы шла параллельно с созданием новых иконографических композиций. Опираясь на литературное житие, из которого были выбраны самые важные сюжеты, художники обратились к традициям ярославского иконописания XVII в., которое отличается особо отточенным чувством монументальной формы и в то же время подробной разработкой сюжетного начала. В качестве образца в процессе консультаций с автором настоящей статьи и другими сотрудниками отдела древнерусского искусства ЯХМ была выбрана икона преподобного Димитрия Прилуцкого конца XVII в. из собрания музея [8. С. 167]. Было принято решение создать классический житийный образ с хронологическим рядом клейм, заключенных в прямоугольные рамки и расположенных вокруг средника. Пропорции доски позволяли разместить на ней 20 клейм жития святителя Тихона. В среднике было решено представить поясное изображение патриарха, так как это укрупняет образ и делает его лучше воспринимаемым в интерьере крупного храма.

Иконописцы мастерской «Ковчег», работая артельным способом, творчески восприняли образец, не уходя в новаторство, не свойственное иконе, но и не выступая эпигонами художников XVII в. Иконы Димитрия Прилуцкого и патриарха Тихона роднят общие пропорциональные соотношения и композиционные решения ряда клейм, расположение текста на полях, изображение отдельных архитектурных фрагментов. В то же время, сохраняя общие колористические принципы ярославской иконописной школы, мастера «Ковчега» использовали более яркие и звучные цветовые соотношения, чем в иконе-образце.

Ряд традиционных композиций - «Рождество святителя», «Пострижение в монахи», «Поставление в епископы», «Успение» - не вызвал затруднений, чему способствовали устоявшиеся каноничные приемы иконописи. Много творческих споров между заказчиками, с одной стороны, и художниками и музейщиками - с другой вызвал вопрос о том, как изобразить эпоху гонений на Церковь, разрушения святынь. Здесь важно было соблюсти баланс исторической правдивости и узнаваемости с традиционной для иконы условностью языка. Помощь пришла в виде клейма икона «Богоматерь Толгская с 24 клеймами Сказания» 1655 г. [15. С. 155], который мы порекомендовали в качестве образца. Здесь представлен пожар монастыря и уходящие из обители монахи. Иконописец XVII в. выразительно передал опустошенность обители и обездоленность братии. Фигуры трех монахов представлены в динамичных поворотах, с жестами, выражающими отчаяние. Эти композиционные приемы иконы XVII в. были дополнены в современном произведении изображением группы шествующих воинов, которое было указано нами на иконе «Сергий

Радонежский с житием и Сказанием о Мамаевом побоище» [8. С. 143] из коллекции ЯХМ.

Используя эти образцы, иконописцы мастерской «Ковчег» добились ясного и пронзительного по содержанию звучания клейма «Гонения на Церковь. Разрушение святынь», не изобразив активного действия и не прибегая к не свойственному иконе натуралистическому реализму. В целом канон, усвоенный мастерами, и глубокое понимание традиции помогли иконописцам создать иконный образ, отвечающий требованиям, предъявляемым к современным иконам. «От иконы, как от богословия в красках, - пишут современные богословы, - требуется отражение вовсе не духа времени, а единых и вечных истин христианства. В каждый момент времени раскрытие тех же самых истин происходит в Церкви на языке данной эпохи. Требуется лишь понятность этого языка, но она приходит, когда художник органично постигает канон.» [16. С. 32].

В 2004 г. по заказу Толгского женского монастыря Ярославля автор настоящей статьи совместно с кандидатом исторических наук О. И. Добряковой создали иконографическую программу для современной иконы «Богоматерь Толгская со Сказанием в 18 клеймах».

Образ Толгской Богоматери - одна из наиболее почитаемых святынь Ярославо-Ростовской митрополии. По преданию, икона чудесно явилась Ростовскому владыке Трифону на берегу реки Толги недалеко от Ярославля в 1314 г., где был основан Свято-Введенский Толгский мужской монастырь. В течение XIV-XVII вв. икона, находясь в обители, была мест-ночтимой, а с 1648 г., после включения ее в Святцы, стала почитаться по всей Руси. Литературное «Сказание о иконе Толгской Богоматери» имело несколько редакций [17. С. 62-74]. С иконы писали многочисленные списки; появились и образы Толгской Богоматери с клеймами, иллюстрирующими литературное «Сказание» о ее явлении и чудесах. Такие иконы, написанные в XVII-XIX вв., находились во многих ярославских храмах [18. С. 92-101]. Был такой образ и в часовне, стоявшей в кедровой роще Толгского монастыря.

В 1929 г. Толгский монастырь был закрыт, все убранство его церквей практически уничтожено, как и часовня с иконой в кедровнике. Однако древняя икона Толгской Богоматери еще в 1919 г. прямо в монастыре была раскрыта из-под позднейших записей известными иконописцами и реставраторами Г.О. Чирико-вым и Ф.А. Модоровым, а затем попала в музей [9. С. 43], что и спасло ее от уничтожения.

В 1988 г. Толгский монастырь, на территории которого в советское время находилась колония, был возвращен Ярославской епархии Русской православной церкви, и началось восстановление монастыря. В 2003 г. икона Толгской Богоматери конца XIII -начала XIV в. была передана в Толгский монастырь, оставаясь частью Государственного музейного фонда. Автор данной статьи является ее хранителем.

В процессе возобновления монастырской жизни возникла потребность в воссоздании часовни в кедро-

вой роще с иконой Толгской Богоматери со «Сказанием». В процессе консультаций с заказчиками мы убедились, что новая икона должна быть не простой копией старого образца, а отразить весь комплекс знаний об иконе Толгской Богоматери и ее роли в истории Ярославля, накопленный за время пребывания иконы в музее.

За 80-летний период пребывания древней иконы в музее в результате изучения архивных источников, исследований искусствоведческого и реставрационного характера был собран значительный комплекс сведений об облике иконы в разные века, степени сохранности древней живописи, наличии и расположении живописных участков более поздних эпох. Изучались списки с чудотворного образа, иконы Толг-ской Богоматери со Сказанием, литературная основа клейм этих икон.

Все эти знания были использованы нами в процессе создания программы клейм новой иконы и поисков живописных образцов для художников мастерской «Ковчег».

В среднике современной иконы «Богоматерь Толг-ская со Сказанием в 18 клеймах» (73 х 56 см) был воссоздан образ Толгской Богоматери конца XIII-начала XIV в., как он реконструируется благодаря музейным исследованиям. Изображены ныне не сохранившиеся на древней иконе рисунок пальцев левой руки Богоматери, орнамент каймы мафория, звезда на правом плече, воспроизведены надписи. Написан и утраченный в настоящее время конец гиматия Христа, свисающего на левую руку Богоматери, который воспроизводится на всех более поздних списках.

Литературной основой иконографии стали списки «Сказания о иконе Богоматери Толгской» XVII-XIX вв. [19. С. 400-407], а также «Сказание о иконе Спаса Нерукотворного и построении обыденной церкви в Ярославле», написанное около 1705 г. [20. С. 622-623]. В качестве живописных источников были выбраны иконы из собрания Ярославского художественного музея и Ярославского музея-заповедника, фрески Введенского собора Толгского монастыря (1693 г.) и церкви Иоанна Предтечи в Толчкове (1701-1704 гг.).

В отличие от известных икон Толгской Богоматери со Сказанием, в иконографическую программу нового образа были введены сюжеты «Чудо от иконы Толгской Богоматери о спасении города от моровой язвы в 1612 г.», когда здесь стояло ополчение К. Минина и Д. Пожарского; «Посещение Толгского монастыря императорским семейством в 1913 г.»; «Разорение и закрытие монастыря в 1929 г.»; «Спасение и пребывание иконы в музее»; «Передача иконы в монастырь в 2003 г.». В целом из 18 клейм, окружающих средник, очевидными иконографическими новшествами являются композиции пяти клейм [21. С. 18-19]. В соответствии с традицией, каждое клеймо сопровождается надписью, расположенной на полях иконы. Тексты надписей были предложены автором статьи на основе надписей, известных по сохранившимся иконам.

Написание иконы для монастырской часовни, где она находится и до настоящего времени, стало ре-

зультатом плодотворного сотрудничества исследователей-музейщиков и современных иконописцев.

Таким образом, традиционные функции музея в современном обществе обогащаются актуализацией

произведений древнерусского искусства, музейные коллекции которых становятся базой для развития современного иконописания и развития новых иконо-графий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Современная икона. Ярославль. Каталог выставки / авт.-сост. Ю.С. Белова, Н.Н. Мухина, Л.Л. Полушкина. Ярославль, 2002.

2. Творчество новосибирских иконописцев XX-XXI веков в контексте современной культуры. URL: http://sociosphera.ucoz.ru/publ/konferencii_2011/religija_nauka_obshhestvo_problemy_i_perspektivy_vzaimodejstvija/tvorchestvo_novosibirski kh_ikonopiscev_xx_xxi_vekov_v_kontekste_sovremennoj_kultury/53-1-0-1117

3. Проблема образцов в современной практике иконописания // Проблемы современной церковной живописи, ее изучения и преподавания в

Русской Православной Церкви: Материалы конференции 6-8 июня 1996 г. М. : Изд-во Православного Свято-Тихоновского Богословского института, 1997. С. 113.

4. СоколоваМ.Н. Руководство для начинающих иконописцев // Труд иконописца. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995. С. 37.

5. КутейниковаН.С. Искусство России второй половины XX века. СПб., 2001.

6. Московская иконопись конца XX века: Основные проблемы современного церковного искусства. Светлана Ржаницына. URL:

http://nesusvet.narod.ru/ico/books/rzhan/diplom4.htm

7. Ярославский художественный музей. Каталог собрания икон. Т. III, ч. 1 : Иконы XVIII века. Ярославль, 2013.

8. Ярославский художественный музей. Каталог собрания икон. Т. II, ч. 2 : Иконы XVII - начала XVIII веков. Ярославль, 2012.

9. Ярославский художественный музей. Каталог собрания икон. Т. I : Иконы XIII-XVI веков. Ярославль, 2002.

10. Ярославский художественный музей. Каталог собрания икон. Т. III, ч. 2 : Иконы XVIII века. Ярославль, 2013.

11. Шемякин А.И. Словарь мастеров художественных ремесел Ярославля XVIII-XIX веков. Ярославль, 2012.

12. Костромская икона XIII-XIX веков / авт.-сост. Н.И. Комашко, С.С. Каткова. М., 2004.

13. «Богоматерь Ярославская». Копия для Успенского собора. Мастерская А.В. и. Ю.С. Беловых // Русское возрождение. Современное храмовое искусство. Ярославль, 2010. С. 23.

14. Иконописная мастерская «Ковчег». Ярославль, 2007.

15. Ярославский художественный музей. Каталог собрания икон. Т. II, ч. 1 : Иконы XVII - начала XVIII веков. Ярославль, 2012.

16. Чернышев И., Жолондзь А.Г. Некоторые вопросы нынешнего иконопочитания и иконописания // Проблемы современной церковной живописи, ее изучения и преподавания в Русской Православной Церкви : материалы конф. 6-8 июня 1996 г. М. : Изд-во Православного Свято-Тихоновского Богословского института, 1997.

17. Добрякова О.И. Сказание об иконе Толгской Богородицы: редакции и списки // Источник по истории реставрации и изучения памятни-

ков русской художественной культуры. XX век. М., 2005.

18. Горшкова В.В. Иконы Толгской Богоматери со «Сказанием» в музейных коллекциях Ярославля // Сообщения Ростовского музея. Ростов, 1993. Вып. V.

19. Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 3 (XVII в.). Ч. 3. СПб., 1998.

20. Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 3 (XVII в.). Ч. 4. СПб., 2004.

21. Иконописная мастерская «Ковчег». Ярославль, 2006.

Статья представлена научной редакцией «Культурология» 26 марта 2015 г.

THE MUSEUM ICON COLLECTION AS A BASIS FOR MODERN ICONOGRAPHY DEVELOPMENT (FROM YAROSLAVLART MUSEUM EXPERIENCE)

Tomsk State University Journal, 2015, 395, 72-77. DOI: 10.17223/15617793/395/11

Gorshkova Viktoria V. Yaroslavl Art Museum (Yaroslavl, Russian Federation). E-mail: vika-gorshkova@mail.ru Keywords: museum collection; making copies; modern icon-painting; creation of new iconography.

The icon collection of the Yaroslavl Art Museum includes about 2000 icons of the 13th - early 20th centuries. This collection consists of valuable masterpieces which makes modern icon-painting development successful. On the contrary, the absence of museum centers with original icons, as in Novosibirsk, for instance, complicates the development of modern icon-painting in this region considerably. The Yaroslavl Art Museum icon collection is a basis for copying and, in fact, making replicas from ancient paintings. Students of the Icon Painting School of Moscow Theological Academy replicate the monuments of the 15th - 17th centuries in the museum. All monuments are deeply examined by museum professionals; they are well-restored and have a well-preserved original paint layer. Replicating is not only a means of education, but an independent fact. In 2008, the Yaroslavl Art Museum initiated a project to create the copies of five icons of the 17th - 19th centuries from the unpreserved Assumption Cathedral in Yaroslavl. The replicas were intended for a new cathedral built in 2010 to the 1000 anniversary of Yaroslavl. The artists made copies of the most significant icons. Now they are placed in the most honorable place in the iconostasis of the cathedral. In 2013, the museum again organized making a copy of an icon with the image of Our Lady of Kazan in Yaroslavl of the end of the 17th century for the Kazan monastery of Yaroslavl. Replicating was financed by the Museum's award of 300,000 rubles it had won in the international festival "Intermuzey". Copying the Museum's collection of icons allows keeping the originals in the State Museum Fund and, at the same time, giving them a new life in the form of replicas, which corresponds to the tradition. The museum collection allows painting icons of new iconography. The whole range of knowledge the staff gained during the studying of museum collections is required. In 2001, a hagiographical icon of St. Tikhon (Bellavina) was written for St. Tikhon's Cathedral in Arkhangelsk on the model of the "Reverend Dimitri Prilutsky" icon of late 17th century. In 2004, by the order of the Tolga Female Monastery in Yaroslavl, the author of the article created an iconographic program for the new icon of "Our Lady of Tolga". Unlike other icons on the subject of the 17th - 19th centuries, five new stories developing the iconography of "Our Lady of Tolga" were included. In conclusion, the author claims that the icon collection of the Yaroslavl Art Museum is a fundamental basis for the development of modern icon-painting and creating of new iconography.

REFERENCES

1. Belova Yu.S., Mukhina N.N., Polushkina L.L. Sovremennaya ikona. Yaroslavl. Katalog vystavki [Modern Icon. Yaroslavl. The

exhibition catalog]. Yaroslavl, 2002.

2. Gol'tsova N.V. Tvorchestvo novosibirskikh ikonopistsev XX-XXI vekov v kontekste sovremennoy kul'tury [Works of Novosibirsk

painters of the 20th - 21st centuries in the context of modern culture]. Available from: http://sociosphera.com/files/conference/2011/k-37-11-11.pdf.

3. Kvilidze N. [The problem of samples in the modern practice of iconography]. Problemy sovremennoy tserkovnoy zhivopisi, ee

izucheniya i prepodavaniya v Russkoy Pravoslavnoy Tserkvi: Materialy konferentsii [Problems of modern religious art, its study and teaching in the Russian Orthodox Church: Conference Proc.]. Moscow: Izd-vo Pravoslavnogo Svyato-Tikhonovskogo Bogoslovskogo instituta Publ., 1997. (In Russian).

4. Sokolova M.N. Trud ikonopistsa [Iconographer's Labour]. Svyato-Troitskaya Sergieva Lavra, 1995.

5. Kuteynikova N.S. Iskusstvo Rossii vtoroy poloviny XX veka [The Art of Russia in the second half of the 20th century]. St.

Petersburg: St. Petersburg State Academic Institute of Painting, Sculpture and Architecture named after Ilya Repin Publ., 2001. 64 p.

6. Rzhanitsyna S. Moskovskaya ikonopis' kontsa XX veka: Osnovnye problemy sovremennogo tserkovnogo iskusstva [Moscow

iconography of the end of the 20th century: The main problems of modern religious art]. Available from: http://nesusvet.narod.ru/ico/books/rzhan/diplom4.htm

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Yaroslavskiy khudozhestvennyy muzey. Katalog sobraniya ikon [The Yaroslavl Art Museum. Catalogue of the Collection of icons].

Yaroslavl, 2013. V III, pt. 1.

8. Yaroslavskiy khudozhestvennyy muzey. Katalog sobraniya ikon [The Yaroslavl Art Museum. Catalogue of the Collection of icons].

Yaroslavl, 2012. V. II, pt. 2.

9. Yaroslavskiy khudozhestvennyy muzey. Katalog sobraniya ikon [The Yaroslavl Art Museum. Catalogue of the Collection of icons].

Yaroslavl, 2002. V. 1.

10. Yaroslavskiy khudozhestvennyy muzey. Katalog sobraniya ikon [The Yaroslavl Art Museum. Catalogue of the Collection of icons]. Yaroslavl, 2013. V III, pt. 2.

11. Shemyakin A.I. Slovar' masterov khudozhestvennykh remesel Yaroslavlya XVIII-XIX vekov [Dictionary of art craftsmen of Yaroslavl of the 18th - 19th centuries]. Yaroslavl: Izdatel' Aleksandr Rutman Publ., 2012. 616 p.

12. Komashko N.I., Katkova S.S. Kostromskaya ikona XIII-XIX vekov [Kostroma icon of the 13th - 19th centuries]. Moscow: Grand-Kholding Publ., 2004. 672 p.

13. "Bogomater'Yaroslavskaya". Kopiya dlya Uspenskogo sobora. MasterskayaA.V. i. Yu.S. Belovykh ["Our Lady of Yaroslavl". A copy for the Assumption Cathedral. Workshop of A.V. and. Yu.S. Belov]. In: Russkoe vozrozhdenie. Sovremennoe khramovoe iskusstvo [Russian revival. Modern temple art]. Yaroslavl, 2010, p. 23.

14. Ikonopisnaya masterskaya "Kovcheg" [Icon Painting Workshop "Ark"]. Yaroslavl, 2007.

15. aroslavskiy khudozhestvennyy muzey. Katalog sobraniya ikon [The Yaroslavl Art Museum. Catalogue of the Collection of icons]. Yaroslavl, 2012. V. II, pt. 1.

16. Chernyshev I., Zholondz' A.G. [Some issues of the present the veneration of icons and iconography]. Problemy sovremennoy tserkovnoy zhivopisi, ee izucheniya i prepodavaniya v Russkoy Pravoslavnoy Tserkvi: Materialy konferentsii [Problems of modern religious art, its study and teaching in the Russian Orthodox Church: Conference Proc.]. Moscow: Izd-vo Pravoslavnogo Svyato-Tikhonovskogo Bogoslovskogo instituta Publ., 1997. (In Russian).

17. Dobryakova O.I. Skazanie ob ikone Tolgskoy Bogoroditsy: redaktsii i spiski [The legend about the icon of Our Lady of Tolga: versions and copies]. In: Vzdornov G.I. et al. (eds.) Istochnik po istorii restavratsii i izucheniya pamyatnikov russkoy khudozhestvennoy kul 'tury. XX vek [Sources of the history of restoration and study of monuments of Russian culture. 20th century]. Moscow: Indrik Publ., 2005. 264 p.

18. Gorshkova V.V. Ikony Tolgskoy Bogomateri so "Skazaniem" v muzeynykh kollektsiyakh Yaroslavlya [Icon of Our Lady of Tolga with the "Legend" in the museum collections of Yaroslavl]. In: Soobshcheniya Rostovskogo muzeya [Rostov Museum Reports]. Rostov, 1993. Is. 5.

19. Likhachev D.S. (ed.) Slovar' knizhnikov i knizhnosti Drevney Rusi [Dictionary of the scribes and literature of ancient Russia]. St. Petersburg: Dmitriy Bulanin Publ., 1998. Is. 3, pt. 3.

20. Likhachev D.S. (ed.) Slovar'knizhnikov i knizhnosti Drevney Rusi [Dictionary of the scribes and literature of ancient Russia]. St. Petersburg: Dmitriy Bulanin Publ., 2004. Is. 3, pt. 4.

21. Ikonopisnaya masterskaya "Kovcheg" [Icon Painting Workshop "Ark"]. Yaroslavl, 2006.

Received: 26 March 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.