Научная статья на тему 'Православие как историко-культурная составляющая Северо-Запада России (на примере Плюсского района Псковской области)'

Православие как историко-культурная составляющая Северо-Запада России (на примере Плюсского района Псковской области) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
67
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСКОВСКАЯ ЕПАРХИЯ / РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / ЦЕРКОВНЫЙ ПОГОСТ / ПРАВОСЛАВНЫЙ ПРИХОД / PSKOV DIOCESE / RUSSIAN ORTHODOX CHURCH / CHURCHYARD / ORTHODOX PARISH

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Балабейкина О.А., Мартынов В.Л.

Рассматриваются проблемы исследования воздействия православия на формирование российского общества в более ранние исторические периоды. На основании личных эмпирических наблюдений исследуются процессы церковного строительства на территории нынешнего Плюсского района Псковской области, выявляются особенности диффузии православных ценностей. Описывается современное состояние церковной инфраструктуры на выбранной для изучения территории. Определяются основные направления возможного развития этой инфраструктуры в свете того, что современная Псковская область является одним из самых «бедных» субъектов Российской Федерации, а Плюсский район одним из самых неблагополучных в демографическом, социальном, экономическом районов Псковской области. Авторы приходят к выводу о том, что период расцвета храмового строительства и динамичного развития региона, обозначившийся в Средние века, остался в прошлом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Eastern Orthodoxy as a historical and cultural component of the North-West of Russia (on the example of the Plyussky district of the Pskov region)

The article discusses the problems of studying the impact of Orthodoxy on the formation of Russian society in earlier historical periods. On the basis of personal empirical observations of the authors, the processes of church construction on the territory of the present Plyussky district of the Pskov region are investigated, the features of diffusion of Orthodox values are revealed. The current state of the church infrastructure in the territory chosen for study is described. The main directions of possible development of this infrastructure are determined in the light of the fact that modern Pskov region is one of the “poorest” constituent entities of Russian Federation, and the Plyussky district is one of the most disadvantaged districts of the Pskov region in terms of demography, social situation and economics. The authors conclude that the golden age of temple construction and dynamic development of the region, which emerged in the Middle Ages, is a thing of the past.

Текст научной работы на тему «Православие как историко-культурная составляющая Северо-Запада России (на примере Плюсского района Псковской области)»

РЕЛИГИОЗНАЯ ПОВСЕДНЕВНОСТЬ

УДК 271.2(470.25):008

ГРНТИ 03.23.55: История России Новейшего времени; 03.29: История отдельных процессов, сторон и явлений человеческой деятельности

О.А. Балабейкина, В.Л. Мартынов

Православие как историко-культурная составляющая

Северо-Запада России (на примере Плюсского района Псковской области)

Рассматриваются проблемы исследования воздействия православия на формирование российского общества в более ранние исторические периоды. На основании личных эмпирических наблюдений исследуются процессы церковного строительства на территории нынешнего Плюсского района Псковской области, выявляются особенности диффузии православных ценностей. Описывается современное состояние церковной инфраструктуры на выбранной для изучения территории. Определяются основные направления возможного развития этой инфраструктуры в свете того, что современная Псковская область является одним из самых «бедных» субъектов Российской Федерации, а Плюсский район - одним из самых неблагополучных в демографическом, социальном, экономическом районов Псковской области. Авторы приходят к выводу о том, что период расцвета храмового строительства и динамичного развития региона, обозначившийся в Средние века, остался в прошлом.

Ключевые слова: Псковская епархия, Русская Православная Церковь, церковный погост, православный приход.

O.A. Balabeikina, V.L. Martynov

Eastern Orthodoxy as a historical and cultural component of the North-West of Russia (on the example of the Plyussky district of the Pskov region)

The article discusses the problems of studying the impact of Orthodoxy on the formation of Russian society in earlier historical periods. On the basis of personal empirical observations of the authors, the processes of church construction on the territory of the present Plyussky district of the Pskov region are investigated, the features of diffusion of Orthodox values are revealed. The current state of the church infrastructure in the territory chosen for study is described. The main directions of possible development of this infrastructure are determined in the light of the fact that modern Pskov region is one of the "poorest" constituent entities of Russian Federation, and the Plyussky district is one of the most disadvantaged districts of the Pskov region in terms of demography,

© Балабейкина О.А., Мартынов В.Л., 2019 © Balabeikina O.A., Martynov V.L., 2019

130

social situation and economics. The authors conclude that the golden age of temple construction and dynamic development of the region, which emerged in the Middle Ages, is a thing of the past.

Key words: Pskov diocese, Russian Orthodox Church, churchyard, Orthodox parish.

Актуальность региональных исследований, отражающих вопросы формирования конфессионального пространства России в ретроспективном аспекте, а также на уровне обозначения и анализа современных тенденций его развития, обусловлена возрождением религиозного сознания, восстановлением разрушенных или поврежденных в советский период памятников культовой инфраструктуры, значимостью духовных и нравственных ценностей для современного российского общества, а также сохранением в исторической памяти русского народа понимания православных ценностей как детерминант материальной и духовной культуры.

В российских историко-географических исследованиях с начала 1990-х гг. в связи с очень серьезной общественно-политической трансформацией сперва наметилось, а потом стало развиваться новое направление, предметной областью которого выступает конфессиональное пространство. Причем, исследователи затрагивают самые разнообразные аспекты его функционирования и развития как в ретроспективе, так и в современности. За прошедшие со времен распада СССР десятилетия в отечественной научной литературе обозначились сначала отдельные статьи [1; 2], посвященные вопросам, обусловленным влиянием религиозных институтов на жизнь российского народа на разных исторических этапах становления нашего государства, а затем, с развитием данного направления исследований, их перечень стал существенно расширяться. При этом следует отметить, что научные работы на обозначенную тематику в отечественной историографии носят четко выраженный междисциплинарный характер, образуя связи в предметной области с целым рядом наук - географией [1-4], экономикой [5], социологией, демографией [6] и др.

Территориальный охват научных работ обозначенной области исследований постоянно расширяется, что позволяет их по данному признаку условно разделить на зарубежные [7], общероссийские [8] и региональные [4; 9]. Последние становятся все более глубокими и разноаспектными по содержанию, акцентируя внимание на отдельных факторах формирования конфессионального пространства [10] и одновременно более узкими по территориальному охвату. Так появились исследования, касающиеся диффузии православных ценностей не только на территории субъектов РФ, но и их отдельных районов [11].

Такой интерес исследователей к вопросам, связанным с историей православия, не случаен. Бесспорно, вероучительная доктрина и обрядовая сторона этой христианской конфессии оказывала серьезное, можно сказать, решающее воздействие на повседневную жизнь русского народа практически со времен принятия Крещения в Киевской Руси Х в., вплоть до революционного переворота 1917 г. и первых следующих после него лет. Называя православие «культурообразую-щей религией на Русской земле», протоиерей Н. Флоринский делает акцент на том, что оно формировало, помимо прочего, «культурные традиции и образ жизни, этические нормы, эстетические идеалы» [12, с. 130]. То есть именно влияние предписаний православия определяло нормы бытового поведения представителей всех сословий населения Российской империи. Проявления такого влияния на повседневную жизнь можно обнаружить, например, в системе пищевых запретов и ограничений, которые содержит Устав Русской православной церкви, формируя календарные периоды многодневных постов и постных дней, степень строгости ограничений в употреблении масла, рыбы и вина на их протяжении, а также время недель, когда эти ограничения снимаются (Святки, Светлая седмица) и т.д. Религиозные праздники диктовали также традиции ритуализированного потребления пищи в определенные дни, например, мед и плоды нового урожая после освящения их на специальном богослужении в храме 14-го (1-го по ст. стилю), и соответственно, 19 (6-го по ст. стилю) августа на Преображение Господне, а также куличи и творожные пасхи на праздник Воскресения Христова.

Сам распорядок жизни русского народа определялся религиозными предписаниями. Важные этапы дня: его начало и окончание, приемы пищи, работа или учение сопровождались определенными молитвами. Сюда же можно отнести еженедельное посещение воскресных богослужений. Значение проявлений внешних, ежедневных атрибутов благочестия как фактора, оказывающего влияние на формирование авторитета русского крестьянина среди односельчан, указывает М.Ю. Садырова, приводя в качестве одного из аргументов следующие поговорки: «Хлеб ест, а креститься не умеет», «Поено да кормлено, а дома не помолено» [13, с. 88]. Этим же исследователем отмечается снижение влияния православия на менталитет и, как следствие, на повседневную жизнь русского крестьянства в предреволюционные десятилетия.

В связи со снятием идеологических запретов советского периода, а, следовательно, увеличения доли и численности практикующих православных христиан в структуре населения современной России, данная конфессия продолжает во многом влиять на разные аспекты жизнедеятельности и быт наших современников.

132

Однако проблемам влияния православия на повседневную жизнь современного населения России, в отличие от исторических периодов прошлого, уделяется немного внимания. Интерес к событиям, связанным с Русской православной церковью, обостряется в связи с проектами о передаче в ведение приходов или епархий этой Церкви принадлежавших ей в дореволюционный период храмов (например, Исаакиевского собора в С.-Петербурге), либо постройки новых (собора св. Екатерины в Екатеринбурге). О том, как Церковь понимает своё место в нынешнем российском обществе, члены нашего, преимущественно секуляризированного, общества знают очень немного. При этом РПЦ, как значимый социальный институт, реагирует на запросы и проблемы, определяющие повседневную жизнь людей.

На уровне регионов РФ и их частей эти проблемы и способы их решения выглядят особенно наглядно. Попытаемся рассмотреть их на примере Плюсского района, одного из семнадцати районов Псковской области. Район, как и область в целом, очень быстро теряет население. Все предпринятые до сих пор меры и методы, направленные если не на улучшение, то хотя бы на стабилизацию экономической и социальной ситуации в этой области, не дали положительных результатов. Псковская область представляет собой одну из самых бедных территорий России, а Плюсский район - одну из самых бедных частей Псковской области. Но так было далеко не всегда, о чём свидетельствует история церковного строительства на этих землях, измеряемая многими сотнями лет.

Псковская область хранит большое историко-культурное наследие, выраженное в том числе в объектах православной культовой инфраструктуры. В связи с депопуляционными процессами в регионе, влекущими за собой изменение статуса и даже исчезновение населенных пунктов, дальнейшее существование многих храмов отдаленных районов Псковской области находится под угрозой, поэтому данный вопрос требует детальных исследований в области исторической и конфессиональной географии.

История Псковской епархии как самостоятельной епископии начинается в 1589 г., а до этого времени ее территория находилась под управлением Новгородского архиерея. Новгородский период длился несколько столетий (992-1589). За это время в Пскове и его окрестностях было построено более 75 церквей и 25 монастырей (10 в уездах). Время постройки большей части православных храмов датируется периодом XIV-XV вв. [14].

Конфессиональное пространство Псковской области, как региона древнего освоения, где, можно сказать, зародился и принял первые очертания церковно-административного деления очаг русского православия, заслуживает отдельного и глубокого внимания исследователя.

133

Православие и сейчас доминирует в регионе по численности приверженцев и количеству объектов культовой инфраструктуры: на 1 января 2012 г. из 264 зарегистрированных религиозных организаций к Русской православной церкви относились 217 [10, с. 179].

Рост числа православных приходов на территории Псковской области с начала 1990-х гг. повлек за собой усложнение структуры цер-ковно-административного деления и 24 декабря 2014 г. в составе Псковской митрополии, до этого состоявшей из 13 благочиний [15], была выделена Великолукская и Невельская епархия, а число благо-чиний осталось прежним. Благочиния Псковской митрополии либо совпадают в границах с одноименными административными районами области (Гдовское, Печерское), либо объединяют храмы нескольких соседних районов субъекта (Островское, Дедовичское). Плюсское благочиние также включает в себя храмы Плюсского и Стругокраснен-ского административных районов.

Процесс восстановления культовой дореволюционной инфраструктуры, характерный для территории России, коснулся и Псковской области. Но вовлечены в этот процесс главным образом крупные и средние города. В малых городах и сельской местности всё происходит медленнее и сложнее, особенно если в их пределах нет каких-либо прославленных святынь.

Обращение к Плюсскому району в качестве примера «сельской глубинки» Северо-Запада неслучайно. Это относительно небольшой район, занимающий большую часть бассейна реки Плюсса. С Плюссой в числе прочих рек Северо-Запада связана деятельность святой равноапостольной княгини Ольги, при которой здесь были поставлены первые погосты. Сколько их было, достоверно сказать трудно, считается, что пять. Некоторые из этих погостов, например, Которск, сохранились до нашего времени. Река Плюсса в обозначенный период имела намного большее значение, чем сейчас, так как была одним из транспортных путей, связывавших Великий Новгород с Балтийским морем. Во время существования феодальных республик Средневековья бассейн Плюссы принадлежал Новгородскому княжеству, и значительная часть сельскохозяйственных земель здесь относилась к новгородским монастырям. К сожалению, сведений о храмах того времени сохранилось очень немного.

В XVII в. с установлением новой границы Московского государства и Шведского королевства по Столбовскому миру эта граница стала частично проходить по р. Луга, а вдоль Плюссы располагались московские пограничные поселения, крупнейшим из которых был Ляцкой погост (нынешнее село Ляды Плюсского района). После того как по Ништадскому миру эта граница отодвинулась далеко на север и запад, земли вдоль Плюссы стали раздаваться помещикам, и здесь возникло

134

множество усадеб, каждая из которых имела по крайней мере домовую церковь. В XVN-XVШ вв. возникают крупные сёла (Заянье, Ляды, Посолодино, Заполье и др.), где вскоре выстраивается крупная церковь, иногда и не одна (в Заянье - четыре). Здесь был даже Посоло-динский монастырь, упразднённый в ходе церковной реформы Екатерины II.

В XIX в. церковное строительство продолжается, и одним из необычных его элементов было возведение церквей для православных эстонцев. В это время жители Эстляндской и Лифляндской губерний в больших количествах переселяются в Лужский и Гдовский уезды Санкт-Петербургской губернии. Одна из самых крупных эстонских православных церквей существовала в с. Заянье.

После революции 1917 г. здесь, как и по всей стране, происходит массовое закрытие церквей. Здания многих из них были заброшены настолько, что восстановление их вряд ли возможно в настоящее время (например, церковь в д. Ктины). По всей видимости, закрыты были вообще все храмы в пределах тогдашних Плюсского и Лядского районов, но этот вопрос требует дальнейшего изучения по архивным источникам. Часть бывших церковных зданий была разрушена во время Великой Отечественной войны.

Сразу после войны восстанавливается церковь в с. Лосицы. До революции, помимо погоста Лосицы, приход Успенского храма составляли 450 дворов девятнадцати деревень в радиусе 12 верст от него [16, с. 37]. Сейчас Лосицы расположены так, что до них добраться очень сложно. Церковь была очень бедной, и про её жизнь в советские годы очень подробно рассказывается в книге архимандрита Тихона (Шевкунова) «Несвятые святые». Сейчас в Лосицах действуют уже две православных церкви. В 1990-е гг. и первые годы XXI в. были восстановлены храмы в с. Заполье, Заянье, отстроилась новая церковь в с. Ляды, был возрожден храм в районном центре - п. Плюсса. Сейчас в пределах района находится 9 действующих церквей и 12 часовен. Но Никольская церковь в Заянье сгорела в самом начале 2015 г., и насколько её удастся восстановить в прежнем виде и вообще восстановить, сказать очень трудно. Большая часть часовен построены в начале 2000-х гг. и значатся как действующие, а некоторые из дореволюционных стоят в полуразрушенном состоянии и невозможно даже определить их название (часовня в д. Алексино). Одним из факторов строительства новых храмов на территории Плюсского района можно назвать относительную близость к Санкт-Петербургу и, как следствие, сезонное пребывание жителей города в качестве дачников. Так, в д. Должицы храм св. Ксении блаженной был построен по инициативе и при помощи жителей Петербурга, проживающих в этой деревне.

С формальной точки зрения ситуация с возрождением и строительством церквей в нынешнем Плюсском районе вроде бы и неплохая. Но возникает вопрос - кто является прихожанами этих церквей? Население данной территории в 20-е гг. XX в. превышало сорок тысяч человек, и это население более или менее равномерно распределялось по всей территории существовавших тогда Плюсского и Лядского районов. Сейчас там живёт менее десяти тысяч человек, и больше половины населения приходится на два населённых пункта - посёлки Плюсса и Заплюсье (последний был выстроен после войны для целей торфодобычи, ныне прекращённой). При церкви в Лосицах действует приют милосердия Новомучеников и Исповедников Российских. В Зая-нье шёл хоть и небольшой, но всё же поток паломников, хотя добираться туда очень сложно, особенно общественным транспортом. Прочие церкви и часовни здесь существуют главным образом за счёт т. н. дачников, как правило, выехавших отсюда жителей или их потомков, приезжающих в эти края на лето. Другими словами, в пределах прогнозируемого будущего в этих краях, где свет Православия был зажжён ещё во времена св. княгини Ольги, он может снова погаснуть. И не потому, что вернется период официальной антирелигиозной пропаганды и целенаправленного уничтожения всего, что связано с вероучением и культом, хотя и это тоже не исключено. А просто потому, что некому будет формировать приходскую общину вновь построенных и возрождённых храмов. И это относится не только к Плюсскому району Псковской области, но и к другим глубинным районам Северо-Запада России.

Пример Плюсского района - ярчайшая иллюстрация тех проблем, которые стоят как перед Российским государством, так и перед Русской православной церковью. С фактическим «опустыниванием» земель, больше тысячи лет назад ставших основой для возникновения государства, нынешняя Россия фактически «теряет» территории - не под воздействием внешних сил, а просто потому, что там становится некому жить. Церковь теряет паству, ради которой она и существует. Все социальные проблемы современного периода ярчайшим образом проявляются на подобных Плюсскому району депрессивных территориях.

Список литературы

1. Даринский А.В. Русская православная церковь (географические аспекты) // География в школе. - 1992. - № 6. - С. 11-15.

2. Криндач А.Д. География религий как научное направление // Вестн. Моск. ун-та. Сер. геогр. - 1992. - № 3. - С. 63-69.

3. Балабейкина О.А., Мартынов В.Л. Историко-архитектурный потенциал периферийных районов Ленинградской области как фактор развития православного паломнического туризма // Актуал. вопросы церковной науки. -2019. - № 2. - С. 440-444.

4. Дементьев В.С. Территориальное устройство Русской Православной Церкви на Северо-Западе России в Средневековый период // Псковский регионологический журнал. - 2019. - №1 (37). - С. 99-108.

5. Дашковская О.Д. Изучение экономического положения Русской Православной Церкви в конце XVIII - начале ХХ в.: история, современность и перспективы // Вестн. Ярослав. гос. ун-та им. П.Г. Демидова. Сер.: Гуманит. науки. -2016. - №2 (35). - С. 11-14.

6. Мареева Е.П. Церковный фактор в демографическом поведении населения Тамбовской губернии в XIX-XX вв.: дис. ... канд. ист. наук: 07.00.02: Тамбов, 2003. - 267 c.

7. Кырлежев А. Мировое православие: типология автокефальных церквей // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. - 2016. - № 1 (34). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mirovoe-pravoslavie-tipologiya-avtokefalnyh-tserkvey (дата обращения: 06.08.2019).

8. Мраморнов А.А., Мраморнова О.И. Особенности изучения епархиальной истории Русской православной церкви (к вопросу о новом научном направлении) // Учен. зап. Орлов. гос. ун-та. Сер. Гуманитар. и социальные науки. - 2013. - № 4. -С. 75-80.

9. Дударенок С.М. Особенности формирования и тенденции развития религиозного пространства Дальнего Востока России в постсоветский период // Диалог со временем. - 2015. - № 52. - С. 323-344.

10. Мурашова Т.В. Отражение фактора пограничности в структуре конфессионального пространства Псковской области. // Псков. регионологич. журн. - 2013. - №16. - С. 77-183.

11. Ефимов А. Н. Древние погосты земли Стругокрасненской // Псков: науч.-практ., ист.-краевед. журн. - 2007. - № 26. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/drevnie-pogosty-zemli-strugokrasnenskoy (дата обращения: 11.09.2016).

12. Флоринский Н., прот. Влияние русской православной церкви на культуру народа // Русин. - 2006. - № 2. - С. 130-136.

13. Садырова М.Ю. Основные тенденции эволюции религиозной жизни крестьянства на рубеже XIX-XX вв. (по материалам Пензенской губернии) // Вестн. Самар. ун-та им. С.П. Королева. История. Педагогика. Филология. - 2012. -№2-2(93). - С. 88-93.

14. Смиричанский В. Историко-статистический сборник сведений о Псковской епархии. Т.1. Исторический очерк IX-XVII вв. - Псков: Тип. губернского правления, 1875. - 232 с.

15. Псковская епархия - 2009: Справочник / Составители П. Воробьев, А. Зилотов. - СПб.: Ладан, 2009. - 280 с.

16. Памятные записи о церквах и приходах в уездных городах и селах Петроградской епархии. - Пг.: Тип. Культура, 1915. - Ч. 1: Уезды Гдовский, Лужский, Новоладожский и Петергофский. - 206 с.

References

1. Darinskii A.V. Russkaya Pravoslavnaya Tserkov' (geograficheskie aspekty) [Russian Orthodox Church (geographical aspects)] // Geografiya v shkole [Geography at school]. - 1992. - №6. - P. 11-15.

2. Krindach A.D. Geografiya religii kak nauchnoe napravlenie [Geography of religion as a scientific direction] // Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya geograficheskaya [Bulletin of Moscow University. Geographical series]. - 1992. - №3. -P. 63-69.

3. Balabeikina O.A. Martynov V.L. Istoriko-arkhitektumyi potentsial periferiinykh raionov Leningradskoi oblasti kak faktor razvitiya pravoslavnogo palomnicheskogo turizma [Historical and architectural potential of the peripheral districts of Leningrad region as a factor of development of Orthodox pilgrimage tourism] // Aktual'nye voprosy tserkovnoi nauki [Actual issues of church science]. - 2019. - №2. - P. 440-444.

4. Dement'ev V.S. Territorial'noe ustroistvo Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi na Severo-Zapade Rossii v Srednevekovyi period [Territorial structure of Russian Orthodox Church in the North-West of Russia in the Medieval Period] // Pskovskii regionologicheskii zhurnal [Pskov Regional Journal]. - 2019. - №1 (37). - P. 99-108.

5. Dashkovskaya O.D. Izuchenie ekonomicheskogo polozheniya Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi v kontse XVIII - nachale XX v.: istoriya, sovremennost' i perspektivy [Study of the economic situation of the Russian Orthodox Church in the late XVIII - early XX centuries: history, modernity and prospects] // Vestnik Yaroslavskogo gosudarstvennogo universiteta im. P.G. Demidova. Seriya: Gumanitarnye nauki [Bulletin of Yaroslavl State University P.G. Demidova. Series: Humanities]. - 2016. -№2 (35). - P. 11-14.

6. Mareeva E.P. Tserkovnyi faktor v demograficheskom povedenii naseleniya Tambovskoi gubernii v XIX-XX vv. [Church factor in the demographic behavior of the population of Tambov province in the XIX-XX centuries]: Dis. ... kand. ist. nauk [Thesis for the Candidate degree in History]. Tambov, 2003. - 267 p.

7. Kyrlezhev A. Mirovoe pravoslavie: tipologiya avtokefal'nykh tserkvei [World Orthodoxy: typology of autocephalous churches] // Gosudarstvo, religiya, tserkov' v Rossii i za rubezhom [State, religion, church in Russia and abroad]. - 2016. - №1 (34). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mirovoe-pravoslavie-tipologiya-avtokefalnyh-tserkvey (access date: 06.08.2019).

8. Mramornov A.A., Mramornova O.I. Osobennosti izucheniya eparkhial'noi istorii Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi (k voprosu o novom nauchnom napravlenii) [Features of the study of diocesan history of Russian Orthodox Church (on the issue of a new scientific direction)] // Uchenye zapiski Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye i sotsial'nye nauki [Scientific notes of Oryol State University. Series: Humanities and Social Sciences]. - 2013. - №4. - P. 75-80.

9. Dudarenok S.M. Osobennosti formirovaniya i tendentsii razvitiya religioznogo prostranstva Dal'nego Vostoka Rossii v postsovetskii period [Features of the formation and development trends of the religious space of the Russian Far East in post-Soviet period] // Dialog so vremenem [Dialogue with time]. - 2015. - №52. - P. 323-344.

10. Murashova T.V. Otrazhenie faktora pogranichnosti v strukture konfessional'nogo prostranstva Pskovskoi oblasti [Reflection of borderline factor in the structure of confessional space of the Pskov region] // Pskovskii regionologicheskii zhurnal [Pskov Regional Journal]. - 2013. - №16. - P. 77-183.

11. Efimov A. N. Drevnie pogosty zemli Strugokrasnenskoi [Ancient graveyards of Strugokrasnenskaya land] // Pskov. Nauchno-prakticheskii, istoriko-kraevedcheskii zhurnal [Pskov. Scientific-practical, historical-local history journal]. - 2007. №26. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/drevnie-pogosty-zemli-strugokrasnenskoy (access date: 11.09.2016).

12. Florinskii N., prot. Vliyanie russkoi pravoslavnoi tserkvi na kul'turu naroda [The influence of Russian Orthodox Church on the culture of the people] // Rusin [Rusin]. -2006. - №2. - P. 130-136.

13. Sadyrova M.Yu. Osnovnye tendentsii evolyutsii religioznoi zhizni krest'yanstva na rubezhe XIX-XX vv. (po materialam Penzenskoi gubernii) [The main trends in the evolution of religious life of the peasantry at the turn of the XIX-XX centuries (Based on

materials of Penza province)] // Vestnik Samarskogo universiteta im. S.P. Koroleva. Istoriya. Pedagogika. Filologiya [Bulletin of Samara University named after S.P. Korolev. History. Pedagogy. Philology]. - 2012. - № 2-2(93). - P. 88-93.

14. Smirichanskii V. Istoriko-statisticheskii sbornik svedenii o Pskovskoi eparkhii. T.1. Istoricheskii ocherk IX-XVII vv. [Historical and statistical collection of information about the Pskov diocese. T. 1. Historical outline of the IX-XVII centuries]. - Pskov. Tipografiya gubernskogo pravleniya, 1875. - 232 p.

15. Pskovskaya eparkhiya - 2009: Spravochnik [Pskov Diocese - 2009: Handbook] / Compilers P. Vorob'ev, A. Zilotov. - SPb.: Ladan, 2009. - 280 p.

16. Pamyatnye zapisi o tserkvakh i prikhodakh v uezdnykh gorodakh i selakh Petrogradskoi eparkhii. Ch. 1: Uezdy Gdovskii, Luzhskii, Novoladozhskii i Petergofskii [Commemorative records of churches and parishes in district towns and villages of the Petrograd Diocese. Part 1: Gdov, Luga, Novoladozhsky and Peterhof uyezds]. - Pg.: Tip. Kul'tura, 1915. - 206 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.