Научная статья на тему 'ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, ПРЕДУСМОТРЕННОГО СТАТЬЕЙ 174 УК РФ'

ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, ПРЕДУСМОТРЕННОГО СТАТЬЕЙ 174 УК РФ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
145
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕГАЛИЗАЦИЯ / ДОХОДЫ / ПОЛУЧЕННЫЕ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ / ВЫЯВЛЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / ОПЕРАТИВНО - РОЗЫСКНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Газизов Тимур Иршатович

В статье раскрываются основные аспекты, возникающие в ходе выявления такого преступления в сфере экономической деятельности, как легализация (отмывание) денежных средств и иного имущества, полученного в результате преступной деятельности другим лицом. Акцентируется внимание на отсутствии единообразного подхода в правоприменительной практике к отнесению тех или иных действий к легализации, а также на организационных проблемах выявления данного преступления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES AND PROBLEMS OF DETECTING A CRIME UNDER ARTICLE 174 OF THE CRIMINAL CODE OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article reveals the main aspects that arise during the detection of such a crime in the field of economic activity as the legalization (laundering) of funds and other property obtained as a result of criminal activity by another person. Attention is focused on the lack of a uniform approach in law enforcement practice to attributing certain actions to legalization, as well as on organizational problems of detecting this crime.

Текст научной работы на тему «ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, ПРЕДУСМОТРЕННОГО СТАТЬЕЙ 174 УК РФ»

Правоприменительная практика по выявлению преступлений, предусмотренного

статьей 174 УК РФ

Features and problems of detecting a crime under Article 174 of the Criminal Code of the

Russian Federation

Газизов Тимур Иршатович,

старший преподаватель кафедры профессиональной подготовки, майор полиции

Уфимского юридического института Министерства внутренних дел Российской Федерации (г. Уфа)

e-mail: timurgazizov102@gmail.com

Gazizov Timur Irshatovich,

Senior Lecturer of the Department of Professional Training,

Police Major of the Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation (Ufa) e-mail: timurgazizov102@gmail.com

Аннотация.

В статье раскрываются основные аспекты, возникающие в ходе выявления такого преступления в сфере экономической деятельности, как легализация (отмывание) денежных средств и иного имущества, полученного в результате преступной деятельности другим лицом. Акцентируется внимание на отсутствии единообразного подхода в правоприменительной практике к отнесению тех или иных действий к легализации, а также на организационных проблемах выявления данного преступления.

Annotation.

The article reveals the main aspects that arise during the detection of such a crime in the field of economic activity as the legalization (laundering) of funds and other property obtained as a result of criminal activity by another person. Attention is focused on the lack of a uniform approach in law enforcement practice to attributing certain actions to legalization, as well as on organizational problems of detecting this crime.

Ключевые слова: легализация; доходы, полученные преступным путем; выявление преступлений; оперативно - розыскные мероприятия; взаимодействие.

Key words: legalization; proceeds from crime; detection of crimes; operational investigative measures; interaction.

В статье раскрываются особенности и проблемы, возникающие в ходе выявления такого преступления в сфере экономической деятельности, как легализация (отмывание) денежных средств и иного имущества, полученного в результате преступной деятельности другим лицом. Акцентируется внимание на отсутствии единообразного подхода в правоприменительной практике к отнесению тех или иных действий к легализации, а также на организационных проблемах выявления данного преступления.

Ключевые слова: легализация; доходы, полученные преступным путем; выявление преступлений; оперативно - розыскные мероприятия; взаимодействие.

В настоящее время довольно часто мы можем увидеть то, что преступление, предусмотренное ст. 174 УК РФ, нередко отождествляют с таким понятием как «отмывание». При этом данный термин говорит нам о том, что субъект, который осуществляет финансовые операции скрывает поступление денежных средств, что в конечном итоге проявляется в том, что его доход становится «легальным». Данные вид преступлений существенным образом оказывает влияние на общественные отношения, складывающиеся в экономической сфере.

Так, предметом преступления «отмывания» выступают денежные средства либо же иное ценное имущество, которое было добыто незаконным путем. Однако, в такой ситуации деньги:

• Должны быть представлены либо в российской валюте, либо же в иностранной.

• Денежные средства могут быть как наличными, так и электронными и безналичными.

Имущество может быть как движимое, так и недвижимое. При этом в основе такого имущества могут

лежать материалы, которые добыты преступным путем. Любопытным является то, что к нелегальному добытому не представляется возможным отнести услуги, которые были предоставлены, а также результаты выполненных работ, предметы интеллектуальной собственности и иные нематериальные блага.

В теории уголовного права нет однозначной оценки правовой природы легализации (отмывания) преступных доходов, сложилось несколько основных подходов: легализация преступных доходов рассматривается как преступление против правосудия и как преступление против общественной безопасности. Природа легализации (отмывания) преступных доходов рассматривается двойственно в зависимости от цели совершения преступления: если цель такого деяния заключается в возможности для виновного свободно распоряжаться добытыми криминальными доходами, то данное преступление посягает на отношения правосудия; если же цель легализации (отмывания) преступных доходов заключается в совершении последующих преступлений, то вред причиняется отношениям общественной безопасности. Ответственность за легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, которое было приобретено преступным путем другими лицами предусмотрена в ст. 174 УК РФ. Данное преступное деяние имеет достаточно высокую степень общественной опасности в силу того, что преступным доходам фактически придается статус легальных и они поступают в обычный гражданский оборот. В то же время, как свидетельствуют статистические данные, количество выявленных преступлений данного вида невелико. Так, в 2020 году было выявлено 946 преступлений, предусмотренных ст. 174 и 174.1 УК РФ, в 2019 году - 993 таких преступления[11. На фоне общего количества регистрируемых в Российской Федерации криминальных деяний данные цифры выглядят весьма незначительно, что большинство исследователей объясняет высокой степенью латентности преступлений данного вида, обусловленной в значительной мере трудностями их выявления.

Так, необходимо отметить, что к основному составу следует относить умышленные действия, непосредственно связанные с осуществлением операций и сделок с деньгами либо с иным другим имуществом. Но важно помнить о том, что к таким деньгами и имуществу следует относить только то, что было добыто преступным путем. Цель таких операций выражается в том, что человек желает показать то, что он законно владеет и может распоряжаться имуществом.

Для того, чтобы была возможность определить основные проблемы, которые могут возникнуть при выявлении деяний, связанных с легализацией доходов, добытых преступным путем, необходимо помнить о том, какова сущность данного деяния. В связи с чем следует кратко рассмотреть уголовно-правовую характеристику данного состава преступления.

Объективная сторона данного деяния состоит в том, что конкретное лицо знает о том, что имущество либо денежные средства приобретались посредством совершения противоправных действий, запрещенных уголовным законодательством, что имеет цель в совершении с таким имуществом каких-либо операций, направленных создание образа, что данное имущество было добыто законным путем.

В качестве субъекта преступления выступает физическое лицо, которое обладает признаками общего субъекта преступления. Однако, есть исключение, которое состоит в том, что от не подлежит привлечению к уголовной ответственности лицо, которое осуществляло активные действия в совершении предикатного преступления. В данном случае законодатель провел определенные разграничение, посредством которого появилась возможность выделить такие составы преступления, как ст. 174.1 УК РФ.

Субъективная сторона данного деяния заключается в том, что лицо действует исключительно с прямым умыслом. Важное значение приобретает цель совершения преступления, которая заключается в том, что лицо стремится придать законный вид владению, пользованию и распоряжению имуществом, которое было получено непосредственно в результате совершения преступления. Данная цель играет важную роль при отграничении рассматриваемого состава от того, который предусмотрен ст. 175 УК РФ. В итоге, мы видим, что в ст. 175 УК РФ цель совершения преступления состоит в том, что лицо имеет желание обогатиться или же имеет цель в оказании помощи, направленной на помощь лицу, которое совершает преступление, предусмотренное ст. 174.1 УК РФ, в виде реализации имущество, которое было получено в результате совершения преступления. По этому вопросу высшая судебная инстанция дала разъяснения, согласно которым распоряжение доходами, которые были непосредственно получены в результате совершения преступления, в личных целях не говорит о том, что у лица есть цель, состоящая в придании законного характера такого дохода[21.

Те элементы, которые образует состав преступления, предусмотренный ст. 174 УК РФ, должны всегда подлежат учету, так как отсутствие одного из элементов состава преступления непременно приведет к тому, что органом предварительного расследования будет вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по данной статье.

В связи с этим, следует рассмотреть проблемы, с которыми нередко сталкиваются органы предварительного расследования. Так, необходимо отметить, что наиболее распространенными оперативно -розыскными мероприятиями, направленными на выявление указанного состава преступления, являются:

• Наблюдение;

• Исследование предметов и документов4

• контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров;

• снятие информации с технических каналов связи;

• оперативное внедрение сотрудников в организации и группы, занимающиеся легализацией (отмыванием) денежных средств.

Однако, нередко результаты проведения оперативно - розыскных мероприятий остаются неудовлетворительным, что приводит к тому, что появляется необходимость к обращению в Росфинмониторинг. Росфинмониторинг осуществляет деятельность, которая направлена на обнаружение денежных вкладов, а также осуществление взаимодействия с финансовыми разведками иностранных государств для того, чтобы получить объективные сведения об операциях, которые вызывают сомнения и которые были совершены гражданами РФ. На основе этого возникает ряд проблем.

Те документы, которые правоохранительные органы получают от Росфинмониторинга, имеют лишь ориентирующий характер. Данные документы позволяют лишь направить дальнейшее расследование в нужное русло. Однако, последующее обращение следователя в кредитную организацию влечет за собой то, что сроки предварительного расследования будут увеличен[31. Решение данной проблемы состоит в том, что следует признать информацию, которую органы предварительного расследования от Росфинмониторинга, в качестве доказательств по уголовному делу.

Также законодатель установил срок в 30 суток, в течение которого должны быть исполнены запросы правоохранительных органов [41. В связи с чем можно сказать о том, что данный срок является достаточно длительным, что в конечном итоге влияет на сроки производства расследования по уголовному делу. Поэтому следует улучшить существующее взаимодействие между правоохранительными органами и органами государственной власти.

В качестве проблемы следует выделить то, что судебная практика по рассматриваемой статье, не пользуется единообразием. Одни и те же действия субъектов преступления могут характеризовать по-разному [51.

Основные сложности в данном случае сводятся к следующему:

- сложность доказывания преступного происхождения денежных средств или иного имущества;

- сложность доказывания знания лицом, придающим легальный вид денежным средствам или имуществу, о преступном происхождении данного имущества или денежных средств;

- сложность доказывания умысла на совершение данного преступления, а также обязательной цели преступления, предусмотренного ст. 174 УК РФ;

- сложность отграничения легализации имущества, добытого преступным путем, от распоряжения им в целях личного потребления.

Решение данных проблем видится в следующем:

- повышение профессионализма сотрудников правоохранительных органов, в задачи которых входит выявление и расследование фактов легализации, одним из способов может выступать проведение совместных совещаний сотрудников оперативных и следственных подразделений, в ходе которых надлежит как изучать положительный опыт привлечения к ответственности лиц, виновных в совершении преступления, предусмотренного ст. 174 УК РФ, так и анализировать ошибки, вследствие которых привлечь виновных к уголовной ответственности не удалось;

- приведение к единообразию судебной практики, что возможно посредством совершенствования разъяснений высшей судебной инстанции, поскольку, как свидетельствует анализ проблем, возникающих в правоприменительной практике, действующее постановление Пленума ВС РФ не дает однозначного ответа на многие вопросы.

Список используемой литературы:

1. Приказ Генеральной прокуратуры РФ, МВД РФ, ФСБ РФ, Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков, Федеральной таможенной службы, Следственного комитета при прокуратуре РФ, Федеральной службы по финансовому мониторингу от 5 августа 2010 г. № 309/566/378/318/1460/43/207 «Об утверждении Инструкции по организации информационного взаимодействияв сфере противодействия легализации (отмыванию) денежных средств и иного имущества, полученных преступным путем» // Вестник Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации. 2010. № 3 - 4. Поляков Н.В., Гармаев Ю.П. Проблемы выявления и раскрытия легализации преступных доходов, полученных он незаконной банковской деятельности // Вестник Краснодарского университета МВД России. 2019. № 2 (44). С. 53. Родичев М.Л., Семенов М.В., Шахматов А.В. Выявление легализации наркодоходов оперативными подразделениями МВД России: современное состояние и основные проблемы // Вестник Санкт - Петербургского университета МВД России. 2019. №4 (84). С. 160. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 7 июля 2015 г. N 32 (в ред. от 26.02.2019) «О судебной практике по делам о легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, и о приобретении или сбыте имущества, заведомо добытого преступным путем» // Российская газета. 2015. 13 июля. № 151. Статистический сборник МВД РФ // 1Ш[ж//\п--b1aew.xn--p1ai/

2. Статистический сборник МВД РФ // ://xn--b1aew.xn--p1ai/ 1

3. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 7 июля 2015 г. N 32 (в ред. от 26.02.2019) «О судебной практике по делам о легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, и о приобретении или сбыте имущества, заведомо добытого преступным путем» // Российская газета. 2015. 13 июля. № 151. 1

4. Поляков Н.В., Гармаев Ю.П. Проблемы выявления и раскрытия легализации преступных доходов, полученных он незаконной банковской деятельности // Вестник Краснодарского университета МВД России. 2019. № 2 (44). С. 53. 1

5. Приказ Генеральной прокуратуры РФ, МВД РФ, ФСБ РФ, Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков, Федеральной таможенной службы, Следственного комитета при прокуратуре РФ, Федеральной службы по финансовому мониторингу от 5 августа 2010 г. № 309/566/378/318/1460/43/207 «Об утверждении Инструкции по организации информационного взаимодействияв сфере противодействия легализации (отмыванию) денежных средств и иного имущества, полученных преступным путем» // Вестник Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации. 2010. № 3 - 4. 1

6. Родичев М.Л., Семенов М.В., Шахматов А.В. Выявление легализации наркодоходов оперативными подразделениями МВД России: современное состояние и основные проблемы // Вестник Санкт -Петербургского университета МВД России. 2019. №4 (84). С. 160.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.