Научная статья на тему 'Правоприменительная практика и юрисдикционная деятельность органов внутренних дел Российской Федерации в отношении несовершеннолетних участников публичных и иных массовых мероприятий'

Правоприменительная практика и юрисдикционная деятельность органов внутренних дел Российской Федерации в отношении несовершеннолетних участников публичных и иных массовых мероприятий Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
34
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
административное законодательство / административно-процессуальная деятельность / органы внутренних дел / несовершеннолетние / законные представители / administrative legislation / administrative and procedural activities / internal affairs bodies / minors / legal representatives

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лоза Сергей Михайлович

В статье рассматриваются некоторые вопросы правоприменительной практики и юрисдикционной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации в отношении несовершеннолетних участников публичных и иных массовых мероприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Лоза Сергей Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Law Enforcement Practice and Jurisdictional Activities of the Internal Affairs Bodies of the Russian Federation in Relation to Minors Participating in Public and Other Mass Events

The article discusses some issues of law enforcement practice and jurisdictional activities of the internal affairs bodies of the Russian Federation in relation to underage participants in public and other mass events.

Текст научной работы на тему «Правоприменительная практика и юрисдикционная деятельность органов внутренних дел Российской Федерации в отношении несовершеннолетних участников публичных и иных массовых мероприятий»

Материалы Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы совершенствования деятельности служб и подразделений полиции в области охраны общественного порядка и общественной безопасности»

(издаются в авторской редакции)

Правоприменительная практика и юрисдикционная деятельность органов внутренних дел Российской Федерации в отношении несовершеннолетних участников публичных и иных массовых мероприятий

ЛОЗА СЕРГЕЙ МИХАЙЛОВИЧ,

адъюнкт 3-го факультета (подготовки научных и научно-педагогических кадров) Академия управления МВД России Российская Федерация, 125171, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8 E-mail: s_loza1591@mail.ru

Law Enforcement Practice and Jurisdictional Activities of the Internal Affairs Bodies of the Russian Federation in Relation to Minors Participating in Public and Other Mass Events

LOZA SERGEY MIKHAILOVICH,

Adjunct of the 3rd Faulty (Training of Sdentilk and Pedagogiœl Staff) Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia

Russian Federation, 125171, Moscow, Zoi i Alexandra Kosmodemyanskikh St., 8 E-mail: s_loza1591@mail.ru

УДК 342.9

Аннотация. В статье рассматриваются некоторые вопросы правоприменительной практики и юрисдик-ционной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации в отношении несовершеннолетних участников публичных и иных массовых мероприятий.

Ключевые слова и словосочетания: административное законодательство; административно-процессуальная деятельность; органы внутренних дел; несовершеннолетние; законные представители.

Annotation. The article discusses some issues of law enforcement practice and jurisdictional activities of the internal affairs bodies of the Russian Federation in relation to underage participants in public and other mass events.

Keywords and phrases: administrative legislation; administrative and procedural activities; internal affairs bodies; minors; legal representatives.

Участие молодых людей в несанкционированных (незаконных) массовых мероприятиях прослеживается на протяжении всей истории российского государства, когда под видом различных предлогов и благих намерений молодежь вовлекалась в политиче-

ские игры . Одним из ярких исторических примеров вовлечения молодых людей в политическую жизнь является попытка государственного переворота в декабре 1825 г ., впоследствии получившее название «восстание декабристов», при подавлении которого погибли люди, боль-

Материалы Международной научно-практической конференции

«Актуальные вопросы совершенствования деятельности служб и подразделений полиции в области охраны общественного порядка и общественной безопасности» (издаются в авторской редакции)

шинство из которых были молоды, в их числе находились и несовершеннолетние [9; 10] .

Безусловно, с тех пор государственное управление в области недопущения и предотвращения несанкционированных массовых мероприятий эволюционировало, и в настоящее время законодательно предусмотрены административная и уголовная ответственность за организацию и участие в незаконных массовых мероприятиях [6; 11] .

Несовершеннолетние легче всего попадают под негативное влияние и управление со стороны радикально настроенных лиц, вследствие чего проблема участия несовершеннолетних в несанкционированных митингах остается значимой

На современном этапе развития России в общественно-политической жизни произошли кардинальные изменения, в ходе которых деструктивная зарубежная политика использовала современные информационно-телекоммуникационные технологии [1; 4; 7; 8]. В этот период времени и были использованы молодые люди старше 14 лет. Целью вовлечения являлось создание видимости того, чтобы на проблему участия несовершеннолетних в массовых мероприятиях обратила внимание мировая общественность . Деструктивные силы выдвигали требования против государственной власти с целью ослабления как внутренней, так и внешней политики России .

В антиобщественные действия были втянуты несовершеннолетние, которые не до конца осознавали юридическую ответственность за участие в несанкционированных массовых мероприятиях Результатом стало задержание несовершеннолетних сотрудниками органов внутренних дел за нарушение действующего законодательства, в отношении них были возбуждены административные дела

В январе 2021 г ., по сообщению Уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации, за участие в несанкционированных акциях были задержаны около 300 несовершеннолетних по всей стране . В Москве задержали около 70 несовершеннолетних, в Санкт-Петербурге — около 30 детей [3] .

Несмотря на достаточно обширное изучение в научных кругах темы административной ответственности несовершеннолетних и административно-процессуального положения несовершеннолетних, остается ряд нерешенных проблем в области юрисдикционной деятельности ОВД в отношении несовершеннолетних .

В соответствии с Федеральным законом от 19 июня 2004 г . № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетиро-

ваниях» организатором демонстраций, шествий и пикетирований может быть гражданин Российской Федерации, достигший совершеннолетия, а митингов и собраний — с 16 лет, то есть с возраста наступления административной ответственности, что автоматически ставит его деятельность в рамки административно-правового регулирования со всеми вытекающими последствиями в случае нарушения установленных законом требований по организации и проведению массовых мероприятий1 .

В связи с антиобщественными проявлениями в виде массовых беспорядков для пресечения и предотвращения противоправных действий привлекаются силы и средства МВД России, где на основании п 1 ч 6 ст 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 г . № З-ФЗ «О полиции»2 (далее — ФЗ «О полиции) выставляются посты, в том числе стационарные, заслоны, обозначаются доступными средствами места проведения публичных и массовых мероприятий, осуществляется временное ограждение мест и объектов, представляющих потенциальную угрозу для граждан, при необходимости организуются контрольно-пропускные пункты .

Сотрудниками полиции реализуются п . 1, 7 ч . 6 ст . 13 ФЗ «О полиции»: участникам несанкционированного массового мероприятия выдвигается требование покинуть место, где осуществляется противоправная деятельность . Одновременно с выдвигаемыми требованиями специально выделенной группе сотрудников полиции ставится задача по документированию правонарушений с фото- и видеофиксацией для дальнейшего приобщения к делам об административных правонарушениях либо к уголовным делам на основании п .8 ч . 6 ст . 13 ФЗ «О полиции» . После произведенных предупредительных мер, в случае невыполнения законных требований прекратить противоправные действия, сотрудники полиции имеют право на основании ст . 19, 20 ФЗ «О полиции» осуществить применение физической силы и специальных средств Вместе с тем сотрудники полиции имеют ряд ограничений на применение физической силы и специальных средств, которые отражены в ст . 22 ФЗ «О полиции», а именно: в отношении женщин, имеющих видимые признаки беременности, лиц с явными признаками инвалидности, а также в отношении малолетних лиц, то есть лиц, не достигших возраста 14 лет

1 О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях: Федер . закон от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ // СПС «Кон-сультантПлюс».

2 О полиции: Федер . закон от 7 февраля 2011 г . № 3-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс»

Материалы Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы совершенствования деятельности служб и подразделений полиции в области охраны общественного порядка и общественной безопасности»

(издаются в авторской редакции)

Все действия со стороны сотрудников полиции, направленные на пресечение правонарушения, непосредственно связаны с минимизацией наносимого вреда в отношении правонарушителей и для лиц, не причастных к правонарушению, их имуществу .

В дальнейшем сотрудниками полиции осуществляются досмотровые мероприятия на основании ст. 27 . 7 КоАП РФ, однако при этом в законе не прописан порядок досмотра несовершеннолетних правонарушителей, соответственно досмотр осуществляется на общих основаниях с составлением соответствующего протокола досмотра. Основаниями для доставления могут послужить: совершение административного правонарушения, в том числе до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность; административные правонарушения, влекущие меры административного наказания; совершение иных антиобщественных действий и др

После досмотровых мероприятий сотрудниками полиции осуществляется доставление правонарушителей в служебные помещения органов внутренних дел (помещения дежурной части отдела полиции, опорные пункты и т. д. ) на основании п. 13, 15 ч . 6 ст. 13 ФЗ «О полиции», ст. 27 . 2 КоАП РФ . При этом в случае административного задержания несовершеннолетнего сотрудники полиции в соответствии с установленными нормами КоАП РФ обязаны уведомить законного представителя несовершеннолетнего и разъяснить его права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ . Несовершеннолетние, в отношении которых применено административное задержание, содержатся отдельно от взрослых лиц Помимо этого, составляется протокол доставления несовершеннолетнего в территориальный орган МВД России, данный протокол оформляется независимо от того, в какое помещение территориального органа МВД России доставили несовершеннолетнего

Необходимо отметить, что несовершеннолетние наделены специальным административным правовым статусом, в основе которого лежит общеправовой статус . Предусмотрен специальный порядок применения мер по обеспечению производства по делу об административном правонарушении, а также особый порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях и применения административных санкций, в том числе и за нарушение ст . 20 . 2, 20 2 2 КоАП РФ

В целях объективного рассмотрения дела об административном правонарушении к материалам приобщаются административный протокол, объяснение лица, в отношении ко-

торого составлен административный протокол, объяснения свидетелей и очевидцев, материалы фото- и видеофиксации и другие материалы, направленные на доказывание виновности лица в совершении административного правонарушения

Законодатель не дает нам четкого определения понятия опроса как административно-процессуального действия в отношении несовершеннолетнего, совершившего правонарушение . Однако стоит отметить, что законодатель закрепил положение об опросе несовершеннолетнего свидетеля в ч . 4 ст . 25 . 6 КоАП РФ, из которого следует, что в случае, если несовершеннолетний не достиг возраста 14 лет, присутствие педагога или психолога обязательно, в случае необходимости опрос проводится в присутствии законного представителя несовершеннолетнего . Соответственно, опрос несовершеннолетних старше 14 лет производится на общих основаниях, но при этом в соответствии со ст . 25 . 3 КоАП РФ защиту прав и законных интересов несовершеннолетнего осуществляют его родители или иные законные представители, следовательно присутствие законного представителя при опросе желательно

При составлении административного протокола в отношении несовершеннолетнего по делу об административном правонарушении следует учесть необходимость в ознакомлении с административным протоколом законного представителя несовершеннолетнего, в остальном административный протокол составляется на общих основаниях .

Если же несовершеннолетний не достиг возраста административной ответственности за нарушение действующего законодательства, в случае установления виновности (действия или бездействия) в отношении законного представителя составляется административный протокол по ч . 1 ст . 5 . 35 КоАП РФ .

В соответствии со ст . 23 . 2 КоАП РФ дела об административных правонарушениях в отношении несовершеннолетних рассматривает комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее — КДНиЗП) . Рассмотрение с вынесением постановления по делу об административном правонарушении должно осуществляться в течение 15 дней со дня его поступления в КДНиЗП, что на практике не всегда происходит в указанные сроки

Административное наказание в отношении несовершеннолетних применяется на общих основаниях, однако, как показывает практика, КДНиЗП ограничивается штрафом и предупреждением Необходимо отметить,

Материалы Международной научно-практической конференции

«Актуальные вопросы совершенствования деятельности служб и подразделений полиции в области охраны общественного порядка и общественной безопасности» (издаются в авторской редакции)

что КДНиЗП наделены правом освободить несовершеннолетнего от административной ответственности с применением к нему меры воздействия в виде предупреждения, выговора или строгого выговора, административный арест в отношении несовершеннолетнего также не предусмотрен

В дальнейшем, после рассмотрения дела об административном правонарушении и вступлении постановления в законную силу, в ОВД рассматривается вопрос о целесообразности постановки несовершеннолетнего на профилактический учет в подразделения по делам несовершеннолетних с целью дальнейшего

контроля и осуществления профилактических мероприятий

Таким образом, при рассмотрении админи-стративно-юрисдикционных полномочий сотрудников органов внутренних дел в отношении несовершеннолетних становится ясно, что законодатель в целях защиты прав и законных интересов несовершеннолетних наделил их специальным административно-правовым статусом, в связи с чем органам правопорядка необходимо уделять значительное внимание при работе с несовершеннолетними, чтобы исключить вероятность нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних [2; 5].

Список литературы:

1 . Административно-правовые отношения

в отраслях экономики / М . Н . Кобзарь-Фролова, С . А. Агамагомедова, Н . Г . Андрианова и др . Воронеж, 2023 .

2 . Доказывание в правосудии Российской

Федерации / В . Н . Галузо, Н . А. Канафин, В . М . Редкоус . 6-е изд ., испр . и доп . Москва, 2022

3 На незаконных акциях в России задержали около 300 подростков // РИА Новости: сайт. URL: https://ria . ru/20210123/podrostki-1594322486 . html (дата обращения: 14.10 .2023) .

4 . Николаев А. Г. Влияние административной

реформы на правоохранительные органы в Российской Федерации // Право и государство: теория и практика . 2009 . № 4 (52) .

5 . Николаев А. Г., Греков Н. Н. Административ-

ный надзор полиции // Алтайский юридический вестник . 2019 . № 2 (26) .

6 Правовое обеспечение национальной безопасности . Тридцать лет законодательству о безопасности Российской Федерации: обзор Всероссийской научно-практической конференции / А. М . Воронов, И . Б . Карда-шова, А. Ю . Винокуров и др . // Современное право . 2022 . № 10 .

7 Правовое регулирование публичных финансовых отношений в современной России / М . Н . Кобзарь-Фролова, С . В . Запольский, Е . Л . Васянина и др . Москва, 2022 .

8 Правовые инструменты обеспечения финансовой стабильности Российской Федерации: монография / под общ ред М Н Кобзарь-Фроловой; науч ред Е Л Васянина, отв ред С В Запольский Воронеж, 2023

9 . Правовое положение полиции МВД России:

учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / С . Ю . Анохина, Н . Ф . Бережкова, Ф . П . Васильев и др . Москва, 2014 .

10 . Редкоус В. М. К вопросу об обеспечении на-

циональной безопасности как функции современного российского государства // Право и государство: теория и практика . 2009. № 1 (49) .

11 Редкоус В. М. Понятие административно-правовых режимов, устанавливаемых в области обеспечения национальной безопасности // Право и государство: теория и практика . 2009 . № 12 (60) .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.