Научная статья на тему 'ПРАВОПРИМЕНЕНИЕ В ОТНОШЕНИИ ЖЕНЩИН В ФАТИМИДСКОМ ХАЛИФАТЕ X-XII ВВ'

ПРАВОПРИМЕНЕНИЕ В ОТНОШЕНИИ ЖЕНЩИН В ФАТИМИДСКОМ ХАЛИФАТЕ X-XII ВВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
121
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДА'А'ИМ АЛЬ-ИСЛАМ / АЛЬ НУМАН / ТАЛАК / КХУЛ / МУБАРАА / ЗИНА / ФАТИМИДЫ / ИСМАИЛИТСКОЕ ПРАВО / ФАТИМИДСКИЙ ХАЛИФАТ / ШАРИАТ / ИСМАИЛИЗМ / DA'A'IM AL-ISLAM / AL NUMAN / TALAK / KHUL / MUBARIA / ZINA / FATIMIDS / ISMAEL LAW / FATIMID CALIPHATE / SHARIA / ISMAELISM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Завурбеков Ф.З.

Анализируются особенности правового положения женщины в фатимидском государстве на материале его основного закона - Да’а’им аль-ислам («Столпы ислама»). Затрагиваются такие отрасли, как семейное, уголовное и уголовно-процессуальное право, в частности вопросы порядка заключения и расторжения брака, его разновидностей, основания назначения наказания, процессуальные права женщин. Автор обращает внимание на обладание фатимидскими женщинами определенным спектром прав и обязанностей. Указано, что законодатель защищает жизнь и здоровье женщины, однако со всей строгостью наказывает ее в случае нарушения норм, установленных правовым кодексом Да’а’им аль-ислам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LAW ENFORCEMENT IN RELATION TO WOMEN IN THE FATIMID CALIFATE IN THE 10TH-12TH CENTURIES

The peculiarities of the legal position of women in the Fatimid state are analyzed on the material of its main law - Da'a'im al-Islam (pillars of Islam). Such branches as family law, criminal law and criminal procedure law are discussed, in particular the issues of the procedure for conclusion and dissolution of marriage, its varieties, the grounds for punishment, procedural rights of women. The author points to the fact that Fatimid women had a certain range of rights and obligations. It is noted that the law maker protects the life and health of women, but with all rigor punishes her in case of violation of the norms established by the legal code «Da'a'im al-Islam».

Текст научной работы на тему «ПРАВОПРИМЕНЕНИЕ В ОТНОШЕНИИ ЖЕНЩИН В ФАТИМИДСКОМ ХАЛИФАТЕ X-XII ВВ»

88

Пра во

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лоба чевского, 2020, № 4, с. 88-91

УДК 342.914

ПРАВОПРИМЕНЕНИЕ В ОТНОШЕНИИ ЖЕНЩИН В ФАТИМИДСКОМ ХАЛИФАТЕ Х-Х11 вв.

© 2020 г. Ф.З. Завурбеков

Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Н. Новгород

zfz2005@gmail.com

Поступила в редакцию 25.06.2020

Анализируются особенности правового положения женщины в фатимидском государстве на материале его основного закона - Да'а'им аль-ислам («Столпы ислама»). Затрагиваются такие отрасли, как семейное, уголовное и уголовно-процессуальное право, в частности вопросы порядка заключения и расторжения брака, его разновидностей, основания назначения наказания, процессуальные права женщин. Автор обращает внимание на обладание фатимидскими женщинами определенным спектром прав и обязанностей. Указано, что законодатель защищает жизнь и здоровье женщины, однако со всей строгостью наказывает ее в случае нарушения норм, установленных правовым кодексом Да'а'им аль-ислам.

Ключевые слова: Да'а'им аль-ислам, Аль Нуман, талак, кхул, мубараа, зина, фатимиды, исмаилит-ское право, Фатимидский халифат, шариат, исмаилизм.

Несмотря на то что эпоха исламского Средневековья ушла в далекое прошлое, тем не менее современное исламское общество находится под сильным влиянием институтов, норм, доктрин и идей, возникших в тот период.

Средневековая исламская культура и политико-правовая мысль являлась базовой ступенью в формулировании современного подхода к роли женщины в исламском обществе. Именно в эпоху Средневековья была сформирована концепция особой роли женщины в мусульманском государстве. Большую роль в формировании правопони-мания, правосознания жителей Фатимидского халифата сыграли работы известного фатимид-ского юриста и богослова, государственного деятеля Кадия аль-Нумана. Важнейшей его работой, служившей одним из источников для принятия судебных решений, был созданный им кодекс.

Правовые идеи, возникшие в этот период в халифате Фатимидов, продолжают оказывать влияние на жизнь мусульман-исмаилитов по сей день. В качестве примера можно привести сообщества мусталитов-тайубидов, которые после падения Фатимидского халифата мигрировали в Индию и по настоящее время используют нормы Да'а'им аль-ислам в вопросах семейного права [1, р. 38].

Фатимидская правовая система сохранила некоторые архаические черты, из-за чего в ряде аспектов права женщин выглядят ущемленными по сравнению с европейским средневековым правом. Так, фатимидское право предусматривает значительные различия ролей мужчины и женщины в вопросах бракоразводного процесса, юридического статуса, одежды и образования. За убийство женщины следует меньшее

наказание, чем за убийство мужчины. Фикх сохранил принцип кровной мести. Сохранен и штраф за убийство (цена крови) [1, р. 397], какой мы встречаем в «Русской Правде» (вира) и в варварских правдах (вергельд). С другой стороны, права женщины были защищены более основательно, чем в западноевропейском законодательстве не только в Средневековье, но и в период Нового времени.

Согласно фатимидскому праву, полная ответственность за правонарушение возлагалась только на взрослого психически здорового и свободного человека, в то время как несовершеннолетние, душевнобольные и рабы не подлежали ответственности либо были ограниченно ответственны перед правосудием. Фатимид-ское право, как и в целом шариат, не предусматривало применения пытки в отношении женщин (в некоторых европейских странах применявшиеся вплоть до XVIII в., по делам о ереси и колдовстве) и «божьего суда» (ордалии -испытание огнем или водой), не допускало, за редкими исключениями, и длительных тюремных сроков. Фатимидское судопроизводство отличалось быстротой и оперативностью и не знало той судебной волокиты, порой многолетней, и связанных с нею обременительных, в том числе для женщин, судебных расходов.

Эволюция фатимидских воззрений о роли женщины в обществе была подвержена влиянию ряда обстоятельств. Первым обстоятельством являлся реальный статус женщины в государстве, объем ее прав и обязанностей, вторым -идейные представления о женщине, базировавшиеся на патриархальных традициях и исмаи-литском вероучении. Патриархальная традиция,

Правоприменение в отношении женщин в Фатимидском халифате Х-Х11 вв.

89

оформившаяся задолго до возникновения фати-мидского государства, в значительной мере детерминировала отношение к статусу женщины в халифате. Не менее важной составляющей являлась исмаилитская религиозная доктрина, в которой роль Корана и трудов исмаилитских имамов была очень значительна.

Халифат Фатимидов в Х-Х11 веках представлял собой одно из самых влиятельных политико-территориальных образований в исламском мире. На протяжении многих десятилетий фатимидские монархи боролись с соседями за политическое лидерство в мусульманских странах [2, с. 19].

Наряду с различными достижениями экономического и политического характера, халифам и их советникам принадлежит инициатива по разработке единого свода законов, который содержал бы в себе основные идеологические и правовые положения государства Фатимидов. Этим законодательным актом, регулировавшим жизнь страны вплоть до ее падения, стал Да'а'им аль-ислам, составленный видным фати-мидским юристом Аль-Нуманом [3, р. 20]. Особенности правоприменения в отношении женщин Да'а'им аль-ислам упоминает в нескольких главах, посвященных специфике назначения наказания, порядку заключения и расторжения брака, а также наследственному праву.

В числе важнейших проблем правоприменения было регулирование семейных отношений. Согласно нормам Да'а'им аль-ислам, отношения между мужчиной и женщиной угодны Аллаху, поскольку способствуют увеличению мусульманской общины и усилению религии [4, р. 2]. Супруги были обязаны стремиться удовлетворить сексуальные [4, р. 11] и иные потребности друг друга. Да'а'им аль-ислам призывал мужей проявлять доброту и верность по отношению к своим женам [4, р. 1], а последних быть послушными своим мужьям.

Согласно «Столпам ислама», брак не мог заключаться в принудительном порядке. Невеста должна была ясно выразить свое намерение выйти замуж [4, р. 12]. Брак по фатимидскому законодательству имел основной целью «узаконить отношения между мужчиной и женщиной для продолжения рода и избегания ответственности за преступления категории «зина» [4, р. 2]. Права и обязанности женщины в браке закреплялись в брачном договоре, который представлял собой разновидность двухсторонней сделки, по которому оба супруга были обязаны выполнять определенные контрактом обязательства и нести за их невыполнение ответственность. На жену возлагалась обязанность по послушанию [4, р. 10] мужу, содержанию

домашнего хозяйства [1, р. 240] и воспитанию детей. Ей было запрещено отказывать супругу в близости без весомой на то причины [1, р. 212]. Фатимидское право рекомендовало заключать браки между представителями одного социального круга, семейного положения и этнического происхождения, отдельно оговаривая нежелательность брака с представителями негроидной расы [1, р. 177]. При заключении брака было обязательно присутствие опекуна или отца невесты [1, р. 177] и минимум двух свидетелей. В противном случае такой брак признавался недействительным. Да'а'им аль-ислам, подкрепляя сурой 2:221 Корана, гласившей: «Не выдавайте замуж [мусульманок] за язычников, пока те [язычники] не уверуют», - запрещал мусульманке сочетаться брачными узами с немусульманином. Вместе с тем свод законов не запрещал мужчинам-мусульманам брать в жены женщин из числа «зиммиев» (христианок и иудеек).

В определенных случаях мужчине дозволялось иметь до четырех законных жен [4, р. 31]. Всем женам супруг был обязан оказывать равное внимание, не отдавать никому приоритет (за некоторыми исключениями - если, например, одна из них отличается «явной красотой и молодостью») [1, р. 239]. Общение с женами, как и обязанности по дому, уходу за детьми и т.п., должно было быть распределено справедливо. Исполнять супружеские обязанности мужчина должен был со всеми женами поочередно [4, р. 36]. По мнению фатимидских законодателей и богословов, супруга не имела права прописывать условие в брачном договоре, согласно которому мужчина ограничивался в количестве жен [4, р. 20].

Муж имел право применять физическое насилие в отношении жены, но при наличии достаточных оснований. Например, если она не повиновалась супругу или ослушивалась его [4, р. 10]. Фатимидское право, как и другие мазхабы, соглашалось с тем, что произносившие формулу брачного договора мужчина и женщина должны были быть вменяемыми и взрослыми, если только брак не заключался их опекунами. Женщина не имела права вступать в брак без согласия опекуна, даже если была совершеннолетней [4, р. 12].

По фатимидскому (как и джафаритскому) м азхабу возраст вступления в брак наступал с девяти лет, в то время как по шафиитской и ханбалитской школе права совершеннолетие для девушек наступает в пятнадцать лет, в семнадцать - по маликитскому, по ханафитскому -с первых месячных или явных признаков желания вступления в брак [5, с. 127].

Если брачные отношения, по различным причинам, оказались неудачными, то фатимид-

90

Ф.З. Завурбеков

ские законодатели предоставляли право на развод, хотя и не поощряли данное действие [4, р. 42]. В отличие от католической и православной традиции, развод по фатимидскому праву был достаточно прост. В случае если муж желал разорвать брачные отношения с супругой, то он был обязан сообщить ей об этом три раза в течение трехмесячного срока [4, р. 45]. Если до истечения этого срока супруги мирились, то развод объявлялся несостоявшимся. В противном случае брачные отношения признавались расторгнутыми. Если разведенные супруги желали снова вступить в брак, то они были обязаны пройти через официальную процедуру «никах». Да аль-ислам запрещал заключение фиктивных браков [4, р. 57]. Известный в иснаша-риатском праве институт временного брака (существующий по сей день в Иране) был строго запрещен. С точки зрения фатимидов брак не мог заключаться на конкретный промежуток времени [4, р. 21]. По мнению большинства исламских ученых, подобная практика является узаконением проституции, в то время как законный брак должен заключаться на всю жизнь.

Шариат подробно регулировал вопросы разводов, которые становились предметом судебного рассмотрения достаточно часто. В случае если желание развестись исходило от мусульманки, то, согласно фатимидскому законодательству, у нее было три варианта: развестись при помощи процедуры кхул, мубараа или лиан [4, р. 55]. Метод кхул (развод без причины, по обоюдному согласию) был более распространен в разводах по инициативе жены. Этот развод требовал согласия со стороны мужа. Часто данное соображение почти всегда состояло в том, что жена отказывалась от своих притязаний на отложенный махр.

В случае если супруги находились в крайне неприязненных отношениях, использовалась процедура мубараа [4, р. 50]. Она не имела существенных отличий от кхула, кроме вопросов, связанных с процедурой выплаты махра и его суммы.

Последний метод «лиан», однако, имел ряд ограничений. В частности, право воспользоваться этой процедурой возникало только в случае официального обвинения в измене, исходившего от супруга, однако не обладавшего достаточными доказательствами. В таком случае супруга «проклинала» мужа перед судьей и свидетелями и получала немедленный развод

[4, р. 235].

В отличие от сравнительно ограниченных методов развода, доступных женщине, фатими-ды позволяли мужу-мусульманину в одностороннем порядке разводиться со своей женой,

(так называемый «талак», не требуя объяснения причин); однако фатимидское законодательство предусматривало дальнейшую финансовую компенсацию жене. После талака муж должен был заплатить жене махр (приданое). Кроме того, он должен был осуществлять дополнительные финансовые взносы жене в дополнение к махру в течение 3 месяцев после развода, когда женщина соблюдала идду, то есть ожидала 3 лунных месяца, прежде чем приобретала право снова выйти замуж после развода [1, р. 281].

Правоприменительную практику в отношении женщин мы можем рассмотреть, анализируя возможности, которые давало фатимидское право для защиты ею своих прав и интересов через непосредственное участие в судебном процессе.

Согласно нормам фатимидского права женщина могла давать свидетельские показания в суде, однако весомость ее слов уступала показаниям мужчины в два раза [6, с. 61]. Также она могла являться свидетелем при заключении брачных отношений, но не при их расторжении [4, р. 14]. Более того, в делах о праве наследования показания повитух имели принципиальное значение, если была необходимость в установлении того, кто из детей родился первым [7, р. 209].

Каждая женщина обладала правом обращения в суд за защитой своих прав, если в ее отношении были совершены противоправные действия, такие как изнасилование, оскорбление, нанесение побоев. Вместе с тем избиение жены супругом не считалось преступлением в том случае, если она давала для этого «повод». В остальных ситуациях любые формы противоправных действий в отношении женщин карались достаточно сурово.

Одним из оснований для судебного разбирательства являлись преступления против нравственности. За совершение супружеской измены или прелюбодеяния, согласно нормам Да'а'им аль-ислам, женщина и мужчина карались одинаково (забитие камнями) [4, р. 16]. Стоить отметить, что несмотря на формальное равенство в судебном процессе между одинокой и замужней женщинами, фатимиды не приветствовали заявительниц, которые подавали иск самостоятельно, без посредников [8, р. 10].

Таким образом, несмотря на наличие в правовой системе Фатимидского халифата норм, направленных на защиту прав и свобод женщин, в целом их правовой статус оставался низким. Правовые ограничения, налагаемые законодательством, приводили к сужению возможностей для самореализации женщин в различных сферах общественной жизни.

Правоприменение в отношении женщин в Фатимидском халифате X-XII вв.

91

Список литературы

1. Al-Qadi Al-Nu'Man. Da'a'im al-islam. Volume II. Mu'amalat: Laws pertaining to human intercourse / Ed. by I.K. Poonawala. Delhi: Oxford University Press, 2004. 636 p.

2. Семенова Л.А. Из истории Древнего Египта. Очерки и материалы: Монография. М.: Институт востоковедения АН СССР, 1974. 265 с.

3. Fyzee A.A.A. Qadi an-Nu'man the Fatimid Jurist and Author // The Journal of the Royal Asiatic Society of Great Britain and Ireland. 1934. № 1. Р. 1-32.

4. Fyzee A. Compendium of fatimid law. Simla: Indian Institute of Advanced Study, 1969. 160 p.

5. Обидов Д.С. Ханафитская правовая школа и ее значение в суннитском направлении исламского права: мавераннахрское течение: Дис. ... канд. юр. наук. Душанбе, 2008. 228 с.

6. Коран / Перевод смыслов и коммент. Э.Р. Кулиева. Издательский дом «Умма», 2007. 677 с.

8. Berkel M. The Young Caliph and his Wicked Advisors: Women and Power Politics under Caliph Al-Muqtadir (r. 295-320/908-932) // Al-Masaq. 2007. Т. 19. No 1.

7. Cortese D. Women and the Fatimids in the World of Islam. Edinburgh University Press, 2006. 280 p.

LAW ENFORCEMENT IN RELATION TO WOMEN IN THE FATIMID CALIFATE IN THE 10TH-12TH CENTURIES

F.Z. Zavurbekov

The peculiarities of the legal position of women in the Fatimid state are analyzed on the material of its main law -Da'a'im al-Islam (pillars of Islam). Such branches as family law, criminal law and criminal procedure law are discussed, in particular the issues of the procedure for conclusion and dissolution of marriage, its varieties, the grounds for punishment, procedural rights of women. The author points to the fact that Fatimid women had a certain range of rights and obligations. It is noted that the law maker protects the life and health of women, but with all rigor punishes her in case of violation of the norms established by the legal code «Da'a'im al-Islam».

Keywords: Da'a'im al-Islam, Al Numan, Talak, Khul, Mubaria, Zina, Fatimids, Ismael law, Fatimid caliphate, Sha-ria, Ismaelism.

References

1. Al-Qadi Al-Nu'Man. Da'a'im al-islam. Volume II. Mu'amalat: Laws pertaining to human intercourse / Ed. by I.K. Poonawala. Delhi: Oxford University Press, 2004. 636 p.

2. Semenova L.A. Iz istorii Drevnego Egipta. Ocher-ki i materialy: Monografiya. M.: Institut vostokovedeni-ya AN SSSR, 1974. 265 s.

3. Fyzee A.A.A. Qadi an-Nu'man the Fatimid Jurist and Author // The Journal of the Royal Asiatic Society of Great Britain and Ireland. 1934. № 1. P. 1-32.

4. Fyzee A. Compendium of fatimid law. Simla: In-

dian Institute of Advanced Study, 1969. 160 p.

5. Obidov D.S. Hanafitskaya pravovaya shkola i ee znachenie v sunnitskom napravlenii islamskogo prava: maverannahrskoe techenie: Dis. ... kand. yur. nauk. Dushanbe, 2008. 228 s.

6. Koran / Perevod smyslov i komment. E.R. Kulieva. Izdatel'skij dom «Umma», 2007. 677 s.

8. Berkel M. The Young Caliph and his Wicked Advisors: Women and Power Politics under Caliph Al-Muqtadir (r. 295-320/908-932) // Al-Masaq. 2007. T. 19. No 1.

7. Cortese D. Women and the Fatimids in the World of Islam. Edinburgh University Press, 2006. 280 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.