Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РАССМОТРЕНИЯ СУДЕБНЫХ ДЕЛ С УЧАСТИЕМ ЖЕНЩИН В ФАТИМИДСКОМ ХАЛИФАТЕ В X-XII ВВ. (ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ)'

ОСОБЕННОСТИ РАССМОТРЕНИЯ СУДЕБНЫХ ДЕЛ С УЧАСТИЕМ ЖЕНЩИН В ФАТИМИДСКОМ ХАЛИФАТЕ В X-XII ВВ. (ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
134
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАТИМИДСКИЙ ХАЛИФАТ / ИСМАИЛИЗМ / МУСУЛЬМАНСКИЕ ПРАВОВЫЕ ШКОЛЫ / ИСМАИЛИТСКАЯ ПРАВОВАЯ ШКОЛА / ИНСТИТУТ МАЗАЛИМ / ВРЕМЕННЫЙ БРАК В ФАТИМИДСКОМ ХАЛИФАТЕ / FATIMID CALIPHATE / ISLAM / ISMA'ILISM / MUSLIM LAW SCHOOLS / WOMAN IN ISLAM / ISMAILI LAW SCHOOL / MAZALIM INSTITUTION / TEMPORARY MARRIAGE IN FATIMID CALIPHATE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Завурбеков Фаридун Завурбекович

В статье рассматриваются права женщин в Фатимидском халифате (X-XII вв.) посредством анализа судебной практики того времени, решений шариатского и мазалим судов. Основное внимание автор обращает на правовой статус женщин в сфере брачно-семейного и уголовного права в исмаилитской традиции. При анализе источников применяются историко-правовой и сравнительно-правовой методы. Исследование начинается с короткого экскурса в историю Фатимидского халифата. Описываются особенности судебной системы, роль кади и его компетенции. Рассматривается ряд судебных процессов, одной из сторон которых являлась женщина. На основе анализа автор делается вывод о специфичности фатимидского подхода к браку в сравнении с суннитскими и имамитскими правовыми школами. Отмечается особая роль опекунов при заключении брачного договора и ограничение свободы его расторжения. Обращается внимание на факт крайне негативного отношения к браку между мусульманками и представителями других религиозных течений, а также к такому институту семейного права, как временный брак, легализованному в имамитской школе права. В заключительной части рассматриваются судебные дела уголовного характера, в которых женщина является как потерпевшей, так и обвиняемой. Основываясь на этих прецедентах, делается нетривиальный вывод, что судьи Фатимидского халифата при вынесении решений в отношении женщин не всегда опирались на нормы шариата, что совершенно нетипично для мусульманской традиции в целом. Вместе с тем любые преступления против этой группы населения наказывались достаточно сурово. Особое внимание обращается на подход государства к женщинам-истицам в зависимости от степени их личного участия в судебном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF JUDICIAL CASES INVOLVING WOMEN IN THE FATIMID CALIPHATE IN THE 10TH-12TH CENTURIES (HISTORICAL AND LEGAL ANALYSIS)

The article deals with the rights of women in the Fatimid Caliphate (10th to 12th centuries) by analysing the judicial practice of the time, the decisions of the Sharia and Mazalim courts. The author focuses on the legal status of women in the sphere of marriage, family and criminal law in the Ismaili tradition. Historical-legal and comparative-legal methods are used in the analysis of sources. The study begins with a short digression into the history of the Fatimid Caliphate. The features of the judicial system, the role of the cadi and its competence are described. There are a number of court cases, one of the parties to which was a woman. Based on the analysis, the author makes a conclusion about the specificity of the Fatimid approach to marriage, in comparison with the Sunni and Imamite legal schools. The special role of guardians at the conclusion of the marriage contract and restriction of freedom of its termination is noted. Attention is drawn to the fact of extremely negative attitude to marriage between Muslim women and representatives of other religious movements, as well as to such an institution of family law as temporary marriage, legalised in the Imamite school of law. The final part deals with criminal cases in which a woman is both the victim and the accused. Based on these precedents, it is a non-trivial conclusion that the judges of the Fatimid Caliphate did not always rely on Sharia norms when making decisions against women, which is completely atypical for Muslim traditions in general. At the same time, any crimes against this group of the population were punished rather severely. Particular attention is drawn to the state's approach to women plaintiffs, depending on the degree of their personal participation in the judicial process.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РАССМОТРЕНИЯ СУДЕБНЫХ ДЕЛ С УЧАСТИЕМ ЖЕНЩИН В ФАТИМИДСКОМ ХАЛИФАТЕ В X-XII ВВ. (ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ)»

DOI 10.34216/1998-0817-2020-26-2-249-253 УДК 347.61

Завурбеков Фаридун Завурбекович

Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

ОСОБЕННОСТИ РАССМОТРЕНИЯ СУДЕБНЫХ ДЕЛ С УЧАСТИЕМ ЖЕНЩИН В ФАТИМИДСКОМ ХАЛИФАТЕ В X-XII ВВ. (историко-правовой анализ)

В статье рассматриваются права женщин в Фатимидском халифате (X-XII вв.) посредством анализа судебной практики того времени, решений шариатского и мазалим судов. Основное внимание автор обращает на правовой статус женщин в сфере брачно-семейного и уголовного права в исмаилитской традиции. При анализе источников применяются историко-правовой и сравнительно-правовой методы. Исследование начинается с короткого экскурса в историю Фатимидского халифата. Описываются особенности судебной системы, роль кади и его компетенции. Рассматривается ряд судебных процессов, одной из сторон которых являлась женщина. На основе анализа автор делается вывод о специфичности фатимидского подхода к браку в сравнении с суннитскими и имамитскими правовыми школами. Отмечается особая роль опекунов при заключении брачного договора и ограничение свободы его расторжения. Обращается внимание на факт крайне негативного отношения к браку между мусульманками и представителями других религиозных течений, а также к такому институту семейного права, как временный брак, легализованному в имамитской школе права. В заключительной части рассматриваются судебные дела уголовного характера, в которых женщина является как потерпевшей, так и обвиняемой. Основываясь на этих прецедентах, делается нетривиальный вывод, что судьи Фатимидского халифата при вынесении решений в отношении женщин не всегда опирались на нормы шариата, что совершенно нетипично для мусульманской традиции в целом. Вместе с тем любые преступления против этой группы населения наказывались достаточно сурово. Особое внимание обращается на подход государства к женщинам-истицам в зависимости от степени их личного участия в судебном процессе.

Ключевые слова: Фатимидский халифат, исмаилизм, мусульманские правовые школы, исмаилитская правовая школа, институт мазалим, временный брак в фатимидском халифате.

Информация об авторе: Завурбеков Фаридун Завурбекович, ORCID 0000-0001-5532-6620, ассистент юридического факультета, Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского, г. Нижний Новгород, Россия.

E-mail: zfz2005@gmail.com

Дата поступления статьи: 25.03.2020.

Для цитирования: Завурбеков Ф.З. Особенности рассмотрения судебных дел с участием женщин в Фатимидском халифате в X-XII вв. (историко-правовой анализ) // Вестник Костромского государственного университета. 2020. Т. 26, № 2. С. 249-253. DOI 10.34216/1998-0817-2020-26-2-249-253.

Faridun Z. Zavurbekov

Lobachevsky Nizhny Novgorod State University

FEATURES OF JUDICIAL CASES INVOLVING WOMEN IN THE FATIMID CALIPHATE IN THE 10TH-12TH CENTURIES (historical and legal analysis)

The article deals with the rights of women in the Fatimid Caliphate (10th to 12th centuries) by analysing the judicial practice of the time, the decisions of the Sharia and Mazalim courts. The author focuses on the legal status of women in the sphere of marriage, family and criminal law in the Ismaili tradition. Historical-legal and comparative-legal methods are used in the analysis of sources. The study begins with a short digression into the history of the Fatimid Caliphate. The features of the judicial system, the role of the cadi and its competence are described. There are a number of court cases, one of the parties to which was a woman. Based on the analysis, the author makes a conclusion about the specificity of the Fatimid approach to marriage, in comparison with the Sunni and Imamite legal schools. The special role of guardians at the conclusion of the marriage contract and restriction of freedom of its termination is noted. Attention is drawn to the fact of extremely negative attitude to marriage between Muslim women and representatives of other religious movements, as well as to such an institution offamily law as temporary marriage, legalised in the Imamite school of law. The final part deals with criminal cases in which a woman is both the victim and the accused. Based on these precedents, it is a non-trivial conclusion that the judges of the Fatimid Caliphate did not always rely on Sharia norms when making decisions against women, which is completely atypical for Muslim traditions in general. At the same time, any crimes against this group of the population were punished rather severely. Particular attention is drawn to the state's approach to women plaintiffs, depending on the degree of their personal participation in the judicial process.

Keywords: Fatimid Caliphate, Islam, Isma'ilism, Muslim law schools, woman in Islam, Ismaili law school, Mazalim institution, temporary marriage in Fatimid Caliphate.

Information about the author: Faridun Z. Zavurbekov, ORCID 0000-0001-5532-6620, Assistant of the faculty of law of Lobachevsky Nizhny Novgorod State University, Nizhny Novgorod, Russia.

E-mail: zfz2005@gmail.com

Article received: March 25, 2020.

© Завурбеков Ф.З., 2020

Вестник КГУ _J № 2. 2020

249

For citation: Zaurbekov F.Z. Features of judicial cases involving women in the Fatimid Caliphate in the 10tll-12th centuries (historical and legal analysis). Vestnik of Kostroma State University, 2020, vol. 26, № 2, pp. 249-253 (In Russ.). DOI 10.34216/1998-0817-2020-26-2-249-253.

Известно, что в средневековых государствах правовое положение женщин и мужчин было принципиально различным. В условиях преобладания патриархальных традиций в мусульманском обществе только мужчине гарантировалась полная дееспособность, в то время как женщины были ограничены в правах и находилась в подчиненном положении. Основная их роль сводилась к рождению детей и ведению хозяйства, что определяло правовой статус и объем предоставляемых правомочий.

Не являлся исключением и Фатимидский халифат, государство, образовавшееся в 909 году в провинции Ифрикия (современный Тунис) в результате вооруженного выступления берберских племен под предводительством исмаилитского проповедника Абу Абдаллаха аль-Шии. После завершения боевых действий аль-Шии передал всю власть потомку дочери пророка Фатимы Убейдал-лаху аль-Махди. Впоследствии Фатимидский халифат расширил свою территорию на всю Северную Африку, Сирию, Хиджаз и Сицилию. В конце X и XII веков государство испытывало ряд серьезных экономических и политических трудностей. В 1171 году этим воспользовался аббасидский военачальник Саладин, который сверг правящую династию и упразднил халифат [Setton, Baldwin: 104].

Особенности правого положения женщины в Фатимидском халифате можно выявить не только с помощью обзора сборников правовых установлений, но и анализа судебной практики, которая признавалась в государстве источником права.

На основе изученной судебной практики зарубежные специалисты по истории Фатимидско-го халифата1 выявили особенности социального и правового положения женщин в брачно-семей-ных и уголовно-правовых отношениях.

Вопреки распространенному мнению, что мусульманские женщины были ограничены в праве на доступ к правосудию (согласно исламской догматике суд является местом общественным), историческая хроника фиксирует значительное количество исков, исходивших от женщин, которые обращались к судье по различным поводам. Благодаря исследованию английского ученого Дели Кортес удается узнать об этих особенностях поподробней.

Фатимидская правовая система формировалась в условиях сильнейшего влияния политико-правовых идей раннего шиизма и потому имела, за некоторыми исключениями, много общего с имамит-ским правом2. Получив военный и политический контроль над Ифрикией, а позже над Египтом, фатимиды не произвели кардинальных перемен в судебной системе. Многие судьи были оставлены на своих постах, но с условием признания полити-

ческой власти новых правителей. Кроме того, их обязывали производить судопроизводство на базе фатимидского права, в особенности в вопросах брачно-семейных, уголовных и религиозно-правовых отношений [Cortese: 209].

Все жители государства находились под судебной защитой, что чаще всего выражалось в их праве на подачу исков, жалоб и заявлений кадию, который проводил еженедельные заседания в мечети города или селения, реже - в своем доме [Rustow: 9]. Наибольшее количество жалоб и заявлений направлялось в суд мазалим3, председателем которого в некоторых случаях мог оказаться сам правитель халифата [Семенова: 114]. Интересно, что женщины не боялись указывать в обращениях самые интимные подробности своей личной жизни, особенно в делах о разводе. В качестве примера можно привести заявление жительницы города Фустат, которая обратилась к судье Абу Та-хиру с жалобой на невозможность продолжения интимных отношений со своим мужем, поскольку последний не заботился об уходе за своими интимными зонами. Судья в данном случае встал на сторону жены и обязал супруга исправить ситуацию [Al-'Asqalani: 584]. Однако в этом же решении женщине запрещалось отказывать супругу в интимной близости, в случае если тот выполнит решение судьи.

Другой судебный казус описывает историк Ал-Мусаббихи, в котором рассматривался иск женщины, требовавшей поместить своего мужа в тюрьму, поскольку он не соблюдал условий заключенного между ними брачного договора о произведении регулярных денежных выплат на нужды супруги. Судья Ал-Нуман удовлетворил иск и поместил мужчину под арест. Однако вскоре другим решением этого же суда под арест была помещена и сама супруга, поскольку судья посчитал, что таким образом будет соблюден баланс между правами мужчины и женщины на справедливое правосудие [Cortese: 210].

Как видно из этих казусов, фатимидское брач-но-семейное право не отличалось существенным образом от общемусульманской правовой традиции, позволявшей жаловаться супруге на своего мужа по семейным вопросам, хотя и имело свои особенности. Законодательство Фатимидского халифата устанавливало ряд условий заключения брачного договора и к его форме. Во-первых, требовалось обязательное присутствие во время заключения брака опекуна невесты, двух свидетелей с безупречной репутацией, явно выраженное согласие на вступление в брак участников договора, достижение брачного возраста, а также включение в договор условия о выплате приданного (махр).

250

Вестник КГУ Ji № 2. 2020

Условие об обязательном присутствии опекуна, независимо от возраста и правового положения невесты, отличает фатимидский подход к брачно-семейным отношениям от иных мусульманских правовых школ. Опекуном, согласно закону, мог быть отец невесты (в том случае, если она не достигла брачного возраста) или другой близкий родственник мужского пола. Если девушка оказывалась сиротой, роль опекуна брал на себя сам судья, если же она являлась совершеннолетней, то могла по своему усмотрению выбрать представителя.

Вместе с тем, как отмечает Кортес, соблюдение вышеперечисленных условий не означало, что брачный договор абсолютно защищен от признания его недействительным, поскольку имеются свидетельства обратного. Например, в 985 году, при визире Ибн Киллисе, согласно средневековому хронисту ал-Мусаббихи4, был заключен брак между сыном Хасаном ибн Хусейном ал-Даддак и сиротой Бинт ал-Джибачи, с разрешения кади Мухаммада аль-Нумана5. Во время процедуры бракосочетания один из свидетелей подверг сомнению законность этого брака, утверждая, что девушка не достигла брачного возраста. Данное заявление было проигнорировано судьей. В апелляционном порядке свидетель обратился с жалобой в институт мазалим, председателем которого являлся халиф Ал-Азиз. Правитель распорядился создать медицинскую комиссию и выяснить, действительно ли девушка достигла возраста брачного согласия. Комиссия установила правдивость слов истца. В результате судья был вынужден аннулировать брак. Также судья потребовал передать четверть приданого девушке [Cortese: 211]. На основании только этого решения нельзя говорить о его общеобязательности для других судов, поскольку нет доступных данных о подобных решениях в схожих делах. Однако это определенно указывает на наличие свободы усмотрения судьи, особенно если его роль играл сам правитель.

Прекращение брачных отношений по договоренности между женихом и невестой, согласно фатимидскому законодательству, было допустимо, но только в случае наступления определенных событий. Процедура прекращения брака обеспечивалась решением суда. В частности, супруга имела право обратиться к кади с требованием прекратить брачные отношения, если после его заключения у супруга обнаруживались тяжелые психические либо физические заболевания. Не менее существенным обстоятельством, дозволявшим супруге требовать прекращение брачных отношений, являлось отсутствие супруга без достаточных на то оснований в течение длительного времени. Помимо общих правил, фикх6 часто учитывал обычаи и традиции, которые применялись в зависимости от особенностей региона. Например, в портовом городе ал-Махдийа, где мужское население зани-

малось мореплаванием, частыми были случаи долгих отлучек мужей. Заключаемые браки в таких условиях включали ряд дополнительных пунктов, касавшихся материального обеспечения женщины. В брачном договоре, датируемом 1121 годом, Абдаллах ал-Раис, жених Аишы бинт ал-Ансар, согласился на ее возможный отказ от исполнения семейных обязательств, в случае если он будет отсутствовать дома более четырех месяцев и не сможет обеспечивать ее. Когда брак был заключен, Абдаллах покинул Сицилию, но больше не вернулся. Благодаря условиям договора, Аиша была освобождена от своих семейных обязательств [Cortese: 212]. Вместе с тем фатимидами был отвергнут принцип свободы расторжения брачного договора. Судья аль Нуман, выдающийся фатимидский правовед, объявил невозможным включение в договор условий, дающих жене абсолютное право на развод в любое время, независимо от обстоятельств [Fyzee: 20]. Авторитет этого человека в Фатимид-ском халифате был непререкаем и его решения признавались источником права (при условии их одобрения халифом).

В фатимидском халифате особое внимание уделялось межрелигиозным бракам. Фатимиды, как и сунниты, запрещали мусульманину вступать в брак с представительницей не авраамиче-ской веры. Такой брак считался незаконным. Самым предпочтительным вариантом считался брак мусульманки и мусульманина, но последний мог женится и на христианке или иудейке, так как они считались "людьми Писания". Таким образом, мусульманин, житель Халифата, мог выбрать только такую жену, которая придерживается монотеистических взглядов. Что касается мусульманок, то согласно фатимидскому праву они могли выходить замуж только за единоверцев. Подобный запрет связан с проблемой религиозного воспитания детей, поскольку считалось, что дети должны придерживаться религиозных воззрений своих отцов.

Показательным правовым казусом в этом смысле может являться дело, представленное на рассмотрение фатимидского судьи Абу Тахира. Вопрос касался религиозной принадлежности ребенка, родившегося в браке родителей-христиан, однако перед появлением ребенка на свет супруга приняла ислам. Мать ребенка отправилась к кади с требованием дать юридическое заключение относительно религиозного статуса их ребенка. Абу Тахир постановил, что ребенок является христианином согласно религии своего отца. Однако под влиянием общественного мнения, апеллирующего к нормам шафиитской и шиитской школ права, ему пришлось поменять свое решение и объявить ребенка мусульманином [Asqalani: 586].

Одним из существенных отличий между има-митским и исмаилитским мазхабами является отношение к институту временного брака (мутаа).

Вестник КГУ .J № 2. 2020

251

Данная форма брака7 дозволена в имамитской школе права, хотя и имеет статус низшей из форм брачных отношений. Идеологическая и правовая основа этого разрешения базируется на хадисах, отсылающих к имамам Мухаммаду ал-Бакиру и Джафару ас-Садику. В противоположность данной традиции исмаилитский правовед, упоминаемый выше аль-Нуман, базируясь на других хади-сах, отменил временный брак, что впоследствии подтвердил своим отдельным указом имам-халиф Ал-Муиз [Numan ibn Muhammad: 65].

Что касается участия женщин в уголовно-правовом судопроизводстве, то исследователям удается обнаружить несколько судебных дел, благодаря которым мы можем иметь представление об отношении фатимидов к таким категориям преступлений, как изнасилование, прелюбодеяние и убийство. В отношении дел о прелюбодеянии в фатимидских судебных хрониках содержится немного сведений, поэтому трудно узнать о самой распространённой мере наказания за такие деяния. Одно из таких дел, согласно Дейли Кортес, ссылающейся на Ибна Джаузи, состоялось во времена халифа Аль-Хакима (985-1021). Судья, рассматривавший дело о прелюбодеянии, признал обвиняемую виновной и приговорил к смертной казни путем сожжения [Cortese: 214]. Интересно, что подобный вид наказания не упоминается ни в Коране, ни в Сунне, что ставит новые вопросы и дает повод к различным предположениям. Возможно, что во времена халифа ал-Хаким судьи не были сильно связаны нормами шариата. Тем более что личное мнение халифа фатимидов считалось официальным источником права. Вероятно, что и в данном случае решение о сожжении виновной было согласовано с его мнением.

О наказаниях за преступления, объектом которых являлась физическая неприкосновенность и здоровье женщины, мы можем судить по судебным делам, рассматривавшимся в 1001 и 1024 году. Так, в Египте в 1001 г. разбиралось судебное дело об изнасиловании высокопоставленной женщины. Судья Мухаммед ал-Нуман приговорил обвиняемого к смертной казни путем побивания камнями. В 1024 году рассматривалось другое дело, в данном случае об убийстве женщины. На скамью подсудимых попал слуга, который задушил свою хозяйку и похитил ценные вещи из ее дома. Приговором суда обвиняемый был приговорен к смертной казни через обезглавливание. В том же году рассматривалось дело об убийстве женщины бандой грабителей. Все ее члены были заключены в тюрьму. Об их дальнейшей судьбе в хрониках ничего не говорится. Отметим, что в средневековье заключение в тюрьму обрекало обвиняемого на медленную и мучительную смерть из-за невыносимых условий содержания. Преступникам приходилось платить за свое пребывание в тюрьме,

в противном случае их ожидала голодная смерть. Интересный факт, что некоторые письма из собрания Генизы8 свидетельствуют о попытках женщин просить финансовой поддержки у государства для поддержки заключенных в тюрьме мужей или сыновей [Goitein: 372-373].

Как и в любом обществе, в Фатимидском халифате женщины являлись не только жертвами преступления, но также и активными участниками. Обычно информация о таких преступлениях упоминается в судебной практике в связи с высоким статусом жертвы. Так, в 1094 году в Дамаске известный ученый Абу Наср аль-Турайтхи аль-Суфи был убит женщиной. Поводом в данном инциденте послужил выговор, который ученый сделал этой женщине, попытавшейся проникнуть в мечеть без паранджи. Ученый приказал прикрыть себя и лицо, за что получил смертельный удар ножом [al-Maqrizi: 97].

Несмотря на разнообразие судебных прецедентов, свидетельствующих о возможности женщин пользоваться защитой суда, для последней статус заявительниц не являлся одинаковым. Мусульманская правовая доктрина, особой частью которой являлась фатимидская школа права, весьма критически оценивает женщин, осмеливавшихся защищать свои интересы в суде без помощи посредников. Во многом это было связано с тем, что для осуществления своих намерений заявительницы были вынуждены лично приходить на площадь, где находилось множество мужчин, что было обусловлено публичным характером судебных процессов. Социальная практика средневекового государства фатимидов не поощряла появление женщин на публике. Совершенно другое отношение было к женщинам, не выходившим из своих домов и пользовавшихся посредничеством юристов или родственников. Таких женщин называли «заслуживающие уважения» [Berkel: 10].

Таким образом, в Фатимидском халифате правовое положение женщины в определенных областях общественной жизни имело ряд особенностей, по сравнению с суннитскими и имамитскими правовыми школами. Это отражалось на семейном статусе, степени свободы, поведении, традициях и т. д. Все они свидетельствуют об ущемленности и ограниченности женщин в их правах, что характерно для средневековой цивилизации.

Примечания

1 Дейла Кортес, Фархад Дафтари, Асаф Файзи, Мухаммед Али Хамдани, Лев Яков и др.

2 Имамитской (джафаритской) школе права следуют шииты-имамиты. Идеолог джафаритского мазхаба - имам Джафар ибн Мухаммад ас-Садик. Он почитается шиитами-имамитами как шестой непорочный имам из числа двенадцати безгрешных имамов.

252

Вестник КГУ ^ № 2. 2020

3 Институт мазалима берет свое начало с эпохи правления пророка Мухаммеда, который рассматривал жалобы жителей государства в кругу своих советников. В том или ином виде этот институт функционировал как в Омейядском, так и Абба-сидском халифатах. В этом смысле фатимидами не было придумано ничего нового.

4 Ибн Зулака аль-Мусаббихи был фатимид-ским историком, писателем и административным чиновником. Известно, что он написал около 40 000 страниц рукописей, посвященных различным вопросам истории, психологии, юриспруденции, грамматики, сексологии и кулинарии. Ахбар Миср (современная хроника египетской истории и новостей) - одно из самых известных произведений Аль-Мусаббихи. Однако, как и подавляющее большинство работ Аль-Мусаббихи, только фрагменты Ахбара дошли до наших дней; большинство его произведений исчезло вскоре после его смерти.

5 Абу Ханифа ал-Нуман был исмаилитским юристом, судьей и официальным историком Фа-тимидского халифата. Аль-Нуман сыграл значительную роль в создании правовой системы этого халифата.

6 Фикх (араб. - понимание, знание) - мусульманская доктрина о правилах поведения (юриспруденция), а также комплекс общественных норм (мусульманское право в широком смысле).

7 Временный брак, мут'а - разновидность брака, заключаемого на определенный срок. Запрещен в суннитских школах права и исмаилитской. Дозволен у шиитов-имамитов. При этом в договоре оговаривается содержание жены вместо приданного и вознаграждение при расторжении брака.

8 Каирская гениза — крупнейший архив средневекового еврейства, сохранившийся в синагоге города Фустат (ныне пригород Каира). Документы, охватывающие более тысячелетия (с конца IX по конец XIX в.), составлены еврейским письмом на арабском, еврейском, арамейском, идиш и некоторых других языках.

Список литературы

Семенова Л.А. Из истории древнего Египта: очерки и материалы. М.: Наука, 1974. 265 с.

Al-'Asqalani S.A.-D.A.A.-F.I.H. Raf' al-isr 'an qudat misr. Turath For Solutions, 2013.

al-Maqrizi. Towards a Shi'i Mediterranean Empire: Fatimid Egypt and the Founding of Cairo (Ismaili Texts and Translations). London, New York, 2009, 227 p.

Asqalani A. ibn A.I.H. al-. Raf al-isr an qudat Misr. al-Qahirah. Maktabat al-Khanji bi-al-Qahirah, 1998, vol. al-Tabah 1 ed.

Cortese D. Women And the Fatimids in the World of Islam. Edinburgh University Press, 2006, 280 с.

Fyzee A. Compendium of fatimid law. Simla, Indian Institure of Advanced Study, 1969, 160 с.

Goitein S.D. A Mediterranean Society: The Jewish Communities of the Arab World as Portrayed in the Documents of the Cairo Geniza, vol. 2: The Community, 1967.

KennethM. Setton, Marshall W. Baldwin. A History of the Crusades: The First Hundred Years. University of Wisconsin Press, 1969.

Berkel M. The Young Caliph and his Wicked Advisors: Women and Power Politics under Caliph Al-Muqtadir (r. 295-320/908-932). Al-Masaq, vol. 19, № 1.

Numan ibn Muhammad A. Hanifah и др. Kitab al-majalis wa-al-musayarat. Tunis, al-Jami'ah al-Tunisiyah, Kulliyat al-Adab wa-al-'Ulum al-Insaniyah, 1978.

Rustow M. A petition to a woman at the Fatimid court (413-414 a.h./1022-23 c.e.). Bulletin of the School of Oriental and African Studies, 2010, vol. 73, № 1.

References

Semenova L.A. Iz istorii drevnego Egipta. Ocherki i materialy [From the history of ancient Egypt: Essays and Materials]. Moscow, Nauka Publ., 1974, 265 p. (In Russ.)

Вестник КГУ № 2. 2020

253

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.