Научная статья на тему 'Положение христиан в Египте эпохи Фатимидов (X-XII вв. )'

Положение христиан в Египте эпохи Фатимидов (X-XII вв. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
498
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕГИПЕТ / ФАТИМИДЫ / КОПТЫ / АЛ-ХАКИМ БИ АМРИЛЛАХ / ЗИММИИ / EGYPT / FATIMIDS / COPTS / AL-HAKIM BI-AMR ALLAH / DHIMMI

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Красулин Станислав

Статья посвящена социальному и правовому статусу христианского населения в Фатимидском Египте. Произведена попытка дать периодизацию данной эпохи с точки зрения положения христиан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STATUS OF CHRISTIANS WITHIN THE FATIMID EGYPT (10-12 CENTURIES)

The article concerns social and jural status of Christian population within the Fatimid Egypt. The author also makes an attempt to give a periodization of this historical stage from the point of view of Christian`s status. A special attention is directed to the reigning era of al-Hakim bi-Amr Allah and his tough islamization policies, which struck harshly against the Christian`s positions in Egypt and fundamentally reshaped a confessional map of the country.

Текст научной работы на тему «Положение христиан в Египте эпохи Фатимидов (X-XII вв. )»

ПОЛОЖЕНИЕ ХРИСТИАН В ЕГИПТЕ ЭПОХИ ФАТИМИДОВ (Х-Х11 ВВ.)

С.С. Красулин

Кафедра всеобщей истории Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 10-2, Москва, Россия, 117198

Статья посвящена социальному и правовому статусу христианского населения в Фатимидском Египте. Произведена попытка дать периодизацию данной эпохи с точки зрения положения христиан.

Ключевые слова: Египет, Фатимиды, копты, ал-Хаким би Амриллах, зиммии.

Еще со времени мусульманского завоевания Египта в VII в. отношения местных христиан с исламскими завоевателями носили достаточно специфичный характер. Абсолютное большинство христиан Египта составляют коп-ты-монофизиты, не разделяющие ортодоксальную доктрину о двусущности Иисуса Христа [5. С. 65]. Как ересь они были осуждены еще на Халкидон-ском вселенском соборе 451 г. Вследствие этого коптская церковь испытывала на себе постоянное давление со стороны официального Константинополя, а коптское население Египта облагалось обременительными налогами. Коренные противоречия христианской и мусульманской религии отошли на второй план в условиях необходимости оказания совместного сопротивления Византийской империи. В начале VII в. христиане оказали значительную поддержку отрядам Амра ибн ал-Аса в их борьбе с дислоцированными в Египте войсками Византийской империи.

Однако после завоевания Египта арабами христиане оказались под властью мусульманских правителей и встраивались в систему исламского государственного управления.

«Люди Писания» не являлись полноправными подданными Халифата, но находились при этом под его покровительством. Христиане и иудеи помимо хараджа (налога с земли) обязаны были также уплачивать джизью (подушный налог) ради сохранения своей веры. Размеры этих сборов различались в зависимости от региона, но обычно примерно соответствовали размеру поземельного налога. Они пользовались привилегией внутреннего самоуправления, а религиозные главы общин сосредотачивали в своих руках и некоторые светские функции управления. Общины «людей Писания» сами

улаживали помимо религиозных проблем вопросы, относящиеся к сфере семейного права, контролировали торговые сделки, определяли порядок передачи имущества. В мусульманский суд передавались только уголовные дела [6. С. 115]. Социальным обеспечением нищих и вопросами образования ведали также сами общины. Таким образом, они пользовались довольно большой степенью автономии.

Какого-либо определенного, кодифицированного изложения правового статуса зиммиев (1) в исламском государстве не существовало. Исходным образцом для установления правил служит Коран и правила халифа Умара (2). В отношении христиан мусульманское государство определяло свою позицию посредством ориентации на единодушное мнение (иджма) мусульманских улемов. Все они были солидарны в вопросе, что привлечение «людей Писания» к управлению в мусульманском государстве кардинальным образом идет вразрез с предписаниями шариата. Но это отнюдь не означало, что подобные законы действовали в жизни, особенно в регионах, где мусульмане не составляли абсолютного большинства, примером чему являлся Египет (3).

В первые годы существования Фатимидского халифата положение коптов можно охарактеризовать как благоприятное. «Христиане пользовались всеми привилегиями своей религии и жизненного уклада. Женщины - христианки никак не отличались от мусульманок. Они покрывали себя разноцветными платками, могли носить позолоченные туфли, носили шелк, покрытый вышивками и украшали себя всем тем, чем украшали мусульманки. Фатимиды не притесняли христиан налогами, а довольствовались сбором джизьи с них: 2 динара с самых богатых и 1 динар с земледельцев и ремесленников» [8. Р. 256]. Проходили открытые диспуты между представителями этих двух религий. В этом нет ничего странного, учитывая, какую роль играли копты в Египте до этого. Во время завоеваний арабам постоянно приходилось иметь дело с уже устоявшимися обществами, имеющими как этнические, так и религиозные традиции, и определенный жизненный уклад, с которым мусульманским завоевателям приходилось мириться. Фатимид-ские халифы порой даже принимали участие в праздновании христианских праздников (праздник Крещения в 1024 году) [5. С. 96].

При халифе ал-Азизе (975-996) христиане даже допускались в число халифских родственников: у этого халифа в частности были зятья из христиан. Более того, какое-то время халиф имел жену из христианок, а двух ее братьев сделал настоятелями церквей: греческой ортодоксальной в Александрии и яковитской (4) в Иерусалиме. Сочувствие ал-Азиза отразилось и в его покровительстве мелькитской (5) христианской общины, к которой принадлежала его жена. Также он разрешил коптскому патриарху Афрахаму восстановить разрушенную церковь Аби Сейфейна, находившуюся в Фустате. Один из поэтов того времени даже писал:

Будь христианином. Сегодня время христианства. Верь только в святую Троицу. Якуб - отец, Азиз - сын, А в роли святого Духа Фадль [1. С. 48-49].

Привилегированное положение христиан не ограничивалось лишь родственными связями. Они занимали видные посты в фатимидском государственном аппарате. Так позднее ал-Азиз назначил своим вазиром христианина Ису ибн Настуруса, видное место также занимали христиане Абу Мансур ибн Сурдин и Фахд ибн Ибрахим [6. С. 113].

Определенными привилегиями пользовались также представители высшего духовенства. Интересен тот факт, что коптский патриарх Ефрем (977-986), пользуясь благорасположением двора, сумел построить монастырь святого Меркурия вблизи древнейшей мечети Каира, неподалеку от Фустата [7. С. 69]. Многие фатимидские правители даже имели обыкновение отдыхать в коптских обителях, где им оказывались уважение и почет, достойные их высочайшего положения. Примером сему служит халиф аль-Хафиз. Этот правитель отдавал монахам монастыря Нахья, который расположен недалеко от Гизы, 10 000 дирхемов каждый раз, когда выходил на охоту неподалеку от этой местности. В целом, доходы монастыря в эпоху Фатимидов выросли в десятки раз [8. Р. 216].

В эпоху Фатимидов землевладение христианских религиозных учреждений отнюдь не исчезло, хотя мы не располагаем точными данными по этому вопросу. Напротив, халифы стремились поставить церковь на службу своим собственным интересам и, таким образом, количество этих земель даже было увеличено. К концу правления Фатимидов площадь земель, принадлежавших христианам, достигла 915 федданов [6. С. 38], (6). Известно, что к 30-м гг. XII в. монастырь святой Екатерины владел полями, занятыми зерновыми (преимущественно ячменем и пшеницей), виноградниками и садами в различных областях Египта. 20 федданов черной земли, которые принадлежали монастырю в Самалуте (провинция Ашмунайн), также были дарованы фатимидскими халифами. Как и вакфы (7), эти земли считались освобожденными от налогов.

Особой эпохой для религиозных меньшинств была эпоха халифа Ал-Хакима би Амриллаха (996-1021 гг.). Первое десятилетие правления одиозного халифа характеризуется терпимой политикой по отношению к христианам, предоставлением им свободы вероисповедания, но вскоре на них обрушились жестокие репрессии, пик которых пришелся на 1008-1015 гг.

Было возобновлено предписание о строгом соблюдении так называемых правил Умара об одежде и поведении немусульман. Христиане были обязаны носить специальные одежды, а на шее у них должны были висеть тяжелые деревянные кресты длиной и шириной в один ярд (0,9144 м). Были запрещены церковные праздники, колокольный звон. Ал-Хаким издал указ,

который запрещал христианам праздновать наступление Нового года на берегах Нила и запретил игры, которые сопровождают этот праздник: коптам запрещалось разливать воду во время праздника, зажигать огни в эту ночь. Наказанием за нарушение было распятие [8. С. 661].

Последовала волна разрушений церквей и монастырей. С наружных стен церквей были убраны изображения крестов, а их следы уничтожены. Подверглась разрушению церковь Гроба Господня в Иерусалиме, что стало одним из поводов последующих крестовых походов (8), большой монастырь ал-Касайр на горе Мукаттам под Каиром, монастырь святого Антония в Аравийской пустыне, а также монастырь Дейр ал-Барнамус. Вот как в частности описывает разрушение халифом главного христианского храма средневековый историк Ибн ал-Каланиси: «Секретарь канцелярии получил приказ написать вали Рамаллаха предписание явиться в Иерусалим в сопровождении потомков пророка, членов диванов и влиятельных горожан. Им было предписано явиться в церковь Гроба Господня, открыть ее, конфисковать все имевшееся в ней имущество, а потом стереть ее с лица земли. Когда приказ был выполнен, протокол, скрепленный подписями свидетелями, был отправлен в Каир» [2. С. 68].

В то время многие знатные христиане посчитали нужным перейти в ислам, желая сохранять свои должности и положение. Другие массово бежали в Византию, Нубию, Эфиопию.

Религия была почвой для гонений на христианских служащих государственного аппарата со стороны мусульманской знати. Они писали жалобные письма на своих оппонентов, и многие были схвачены, приговорены к смерти и брошены на растерзание собакам. Занимавший тогда поста вазира христианин Мансур был схвачен, избит и оставлен умирать на улице, но его нашли друзья и отвели в дом. После выздоровления он вновь приступил к своим обязанностям [9. С. 157].

В 1011 г. ал-Хаким приказывает разрушить все христианские церкви Египта и конфисковать их имущество, что, естественно, реализовать не удалось, хотя были ограблены тысячи храмов. Большое количество людей подавали прошения халифу о разрешении им ограбления храмов, и почти все эти прошения удовлетворялись. Таким образом, разгром церквей и монастырей осуществлялся не только специально сформированными для этих целей отрядами, но в большинстве случаев руками простых людей, жадных до наживы. Выносились серебряная и золотая утварь, дорогая мебель, которая впоследствии либо продавалась на аукционах, или поступала ко двору ал-Хакима в виде обычных украшений, посуды и.т.д. Во многих церквах были построены небольшие мечети, из которых доносился призыв на молитву, и мусульманское население посещало эти храмы [9. С. 156]. Вот что в этой связи писал сирийский хронист Йахия ал-Антаки: «Он отдал своим войскам множество церквей, монастырей старых и новых в Египте и во всех провинциях империи: число церквей и монастырей составило многие тысячи. Он их дал

в дар своим войскам вместе со всеми предметами культа, богатствами и добром для того, чтобы они были уничтожены и обращены в развалины. Все они были разгромлены, только некоторые были превращены в мечети. Потом он послал во все провинции распоряжения ликвидировать остатки церквей и стереть их следы с лица земли. Оно было выполнено: их фундаменты были разрушены. Во многих городах остатки мертвых были выброшены из церквей и люди использовали церковную утварь для отапливания бань. Библии и книги, найденные в церквах, были сожжены. В каждом городе христиане, управлявшие церковным хозяйством, должны были выплатить определенные суммы денег, чтобы передать их разрушителям храмов» [4. С. 16].

Невосполнимый ущерб был нанесен христианским монастырям: разгрома удалось избежать только двум из нескольких десятков монастырей Египта, так как оба находились в окрестностях Александрии под защитой кочевых племен [6. С. 85]. Старейший синайский монастырь св. Екатерины избежал разгрома только потому, что сам добровольно выдал свои сокровища властям (уже в 1019 г. все эти деньги были монастырю возвращены, а затем и возрожден монастырь на горе Мукаттам). Кроме того, еще в X в. в этом монастыре была построена мечеть, что защищало обитель от разгромов.

Правление халифа ал-Хакима является поворотным моментом в истории Египта: началом массового принятия ислама христианами и включения их в фатимидскую государственную систему. Страх, вызванный необъяснимо жестокими репрессиями против немусульман, сломал сопротивление христианских общин эффективнее, чем все предыдущие меры. Правда к концу правления политика ал-Хакима по отношению к христианам резко изменилась. После того, как ал-Хаким осознал, что полностью христианство в Египте уничтожить будет невозможно, он решился на создание единой для христиан и мусульман веры, объявив себя реинкарнацией Бога. Скорее всего, идеологом подобной доктрины выступал служивший при фатимидском дворе исмаилитский проповедник Мухаммад ал-Дарази. Так образовалась религиозная община друзов (9).

Начало нового этапа во взаимоотношениях христиан и мусульман в Египте связано с таинственным исчезновением халифа ал-Хакима. Преследования христиан в этот период в целом прекратились. Были отменены все прежние предписания по одежде и быту.

К этому времени относится ряд указов, подтверждающих неприкасаемость земель монастырей. Так, указ Захира от 1024 г., например, гарантировал полное освобождение коптских монахов от каких-либо пошлин и беспрепятственное распоряжение ими своей собственностью [6. С. 39]. Подобные указы часто издавались в ответ на жалобы о притеснениях. Так появление указа Хафиза и его везира Афдаля от 1130 г. было связано с требованием некоего Абу ал-Масиха, агента монастыря святой Екатерины, отменить сборы государственными чиновниками доходов от монастырской собственности, которые раньше собирал этот агент и которые шли на обеспечение

нужд и жизни монахов и лиц, пользовавшихся их гостеприимством. Указ Ширкуха 1169 г. предписывал немедленную отмену всех сборов с монастыря святой Екатерины. Указ Талая ибн Руззика запрещал прикасаться к пальмам, находящихся на монастырских территориях. Подобные указы издавались и ранее, в 1034-1036 гг.

Стычки вновь стали носить единичный характер: В 1128 (1129) г. чиновник одного из финансовых ведомств христианин Абу Наджах своими притеснениями и вымогательствами вызвал общественное недовольство - вскоре были возобновлены предписания против христиан. В 1036 (1037) г. ввиду общего возмущения христианские чиновники (частично или полностью -неизвестно) были смещены с должностей, а на их место были назначены мусульмане [6. С. 147].

К эпохе халифа ал-Хафиза (1130-1149 гг.) и вовсе относится массовая миграция армян в Египет, так что мусульмане даже стали опасаться за свое положение. Ибн Мусайар сообщает: «И когда Бахрам утвердился во главе вазирата, попросил он у Хафиза, чтобы тот разрешил ему пригласить своих братьев и единоплеменников. И тот разрешил ему это, и Бахрам призвал их из Телль Башира и из Армении, так что число их в Египте достигло почти тридцати тысяч человек. И притесняли они мусульман, и был мусульманам от христиан большой вред. И сооружались во время его (Бахрама) церкви и монастыри, так что каждый предводитель из его народа соорудил себе церковь, и жители Египта боялись, что они вытеснят мусульманскую веру. И усиливались жалобы на него и его людей» [3. С. 79].

Периодом кратковременного всплеска ненависти к христианам в Египте можно считать первый годы после захвата крестоносцами Иерасулима (1099), сопровождавшегося к тому же массовым бегством христиан из Сирии и Палестины. Крестоносцы, устроив массовую резню как мусульман, так и христиан в Палестине, вынудили многих последних бежать в Египет, в то время как само христианство стало ассоциироваться именно с европейскими захватчиками.

Таким образом, с точки зрения положения христианского населения в истории Фатимидского Египта можно выделить 3 периода. Эпоху до халифа ал-Хакима можно охарактеризовать как весьма благоприятную с социально-политической и правовой точек зрения. Времена ал-Хакима стали поворотным пунктом во всей истории египетского христианства. Именно в эту эпоху по коптской церкви был нанесен самый мощный удар: массовые гонения, конфискации имущества и политика исламизации впервые сделали христиан религиозным меньшинством в Египте. Период, последовавший за таинственным «исчезновением ал-Хакима», характеризовался постепенным восстановлением прав и статуса коптов. Конфликты носили лишь периодический характер.

ПРИМЕЧАНИЯ

(1) Зиммии (араб. «ахл аз-зимма» - «люди под покровительством») - иноверцы, признавшие власть мусульман и получившие покровительство мусульман: защиту от внешних врагов, гарантию неприкосновенности личности и имущества и право исповедовать свою религию при условии выполнения определенных правил. Статус зиммиев в Халифате получили христиане и иудеи. Близкое по смыслу понятие ахл ал-Китаб (араб. «люди Писания») определяло категорию людей, занимающих в исламе промежуточное положение между мусульманами и неверующими. Оно несколько шире, чем ахл аз-зимма, и включало также сабиев, мандеев, зороастрий-цев; в Индии мусульманские правители разрешали отправление индуистских культов и т. д.

(2) Существует мнение, что «правила халифа Умра» - значительно более поздний документ.

(3) Методика Р. Балиетта, который на основе анализа имен определил конфессиональную принадлежность населения страны, показывает, что копты составляли большинство в Египте. Кроме того, уровень грамотности и профессионализма христиан в сфере государственного управления был значительно выше.

(4) Яковитская церковь - церковь из семьи «монофизитских» церквей, образована в 540-е гг. сирийским монофизитским епископом Яковом Барадеем. Признавала только первые три вселенских собора.

(5) Мелькиты - христиане Сирии, сохранившие после Халкидонского собора верность имперскому (православному) исповеданию, а не уклонившиеся, как многие сирийцы, в монофизитство или несторианство.

(6) 1 феддан - 0,42 га. Скорее всего, речь идет не обо всех землях, принадлежавших христианам, а только о пожалованиях рассматриваемой династии.

(7) Вакф - недвижимое и движимое неотчуждаемое имущество, в соответствии с мусульманским правом, отказанное государством или отдельным лицом на религиозные или благотворительные цели. Институт вакфов возник в VII-VIII вв. в Халифате. Получил распространение во всех мусульманских странах и явился экономической основой огромного влияния мусульманского духовенства.

(8) Но существует мнение, что никакого разрушения не было, а произошла простая передача управления храмом от традиционных христианских конфессий к якови-там и несторианам.

(9) Друзы - религиозная община, отколовшаяся от исмаилитского направления шиитского ислама в XI в. под влиянием проповедей Мухаммада ад-Дарази. Друзы верят в переселение душ, считают, что друзом не может быть человек, чей отец им не был. Замкнутость друзской общины сделала ее фактически отдельным этническим образованием.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Ибн ал-Асир. Полный свод истории // М.Ю. Рощин. Люди Писания в государственной структуре фатимидского Египта // Государственная власть и общественно-политические структуры в арабских странах. М.: «Наука», 1984.

[2] Ибн ал-Каланиси. Продолжение истории Дамаска // М.Ю. Рощин. Люди Писания в государственной структуре фатимидского Египта // Государственная власть и общественно-политические структуры в арабских странах. М.: «Наука», 1984.

[3] Ибн Муйассар. Египетские анналы. Фатимидские халифы // Л.А. Семенова. Из истории фатимидского Египта. М.: Институт востоковедения РАН, 1974.

[4] Яхья ибн Саид ал-Антаки. Хроника Яхьи Антиохийского // М.Ю. Рощин. Люди Писания в государственной структуре фатимидского Египта // Государственная власть и общественно-политические структуры в арабских странах. М.: «Наука», 1984.

[5] Зеленев Е.И. Мусульманский Египет. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2007.

[6] Семенова Л.А. Из истории фатимидского Египта. М.: Институт востоковедения РАН, 1974.

[7] Толмачева Е.Г. Копты. Египет без фараонов. М.: «Алетейа», 2003.

[8] Ибрахим Х. Тарих ад-давла ал-Фатимийа (История фатимидского государства). Каир, 1958.

[9] О'Лири. Краткая история фатимидского халифата. Л., 1923.

REFERENCES:

[1] Ibn al-Ashr. Polnii svod istorii // M.U. Roshhin. Lyudi Pisaniya v gosudarstvennoi structure fatimidskogo Egipta // Gosudarstvennaya vlast i obshestvenno-politicheskie strukturi v arabskih stranah. M.: «Nauka», 1984.

[2] Ibn al-Kalanisi. Prodolzhenie istorii Damaska // M.U. Roshhin. Lyudi Pisaniya v gosu-darstvennoi structure fatimidskogo Egipta // Gosudarstvennaya vlast i obshestvenno-politiche skiestrukturi v arabskih stranah. M.: «Nauka», 1984.

[3] Ibn Muyassar. Egipetskie annali. Fatimidskie Khalifi // L.A. Semenova. Iz istorii Fatimidskogo Egipta. M.: Institut Vostokovedeniya RAN, 1974.

[4] Yahya ibn Said al-Antaki. Khronika Yahii Antiohiiskogo // M.U. Roshhin. Lyudi Pisa-niya v gosudarstvennoi structure fatimidskogo Egipta // Gosudarstvennaya vlast i ob-shestvenno-politiche skiestrukturi v arabskih stranah. M.: «Nauka», 1984.

[5] Zelenev E.I. Musulmanskii Egipet. SPb.: Izdatelstvo Sankt-Peterburgskogo Universiteta, 2007.

[6] Semenova L.A. Iz istorii fatimidskogo Egipta. M.: Institut Vostokovedeniya RAN, 1974.

[7] TolmachevaE.G. Kopti. Egipet bez Faraonov. M.: «Aleteiya», 2003.

[8] Ibrahim H. Tarih al-davla al-Fatimiiya (Istoriya fatimidskogo gosudarstva). Kair, 1958.

[9] O'Leary. Kratkaya Istoriya Fatimidskogo Khalifata. L., 1923.

THE STATUS OF CHRISTIANS WITHIN THE FATIMID EGYPT

(10-12 CENTURIES)

S. Krasulin

Department of World History People's Friendship University of Russia Miklukho-Maklay Str., 10-2, Moscow, Russia, 117198

The article concerns social and jural status of Christian population within the Fatimid Egypt. The author also makes an attempt to give a periodization of this historical stage from the point of view of Christian's status. A special attention is directed to the reigning era of al-Hakim bi-Amr Allah and his tough islamization policies, which struck harshly against the Christian's positions in Egypt and fundamentally reshaped a confessional map of the country.

Key words: Egypt, The Fatimids, Copts, al-Hakim bi-Amr Allah, dhimmi.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.