Научная статья на тему 'ПРАВОПОНИМАНИЕ КАК ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ СОЗНАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЁЖИ'

ПРАВОПОНИМАНИЕ КАК ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ СОЗНАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЁЖИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
16
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВО / МОЛОДЁЖЬ / СОЗНАНИЕ / ПРАВО / ПРАВОПОНИМАНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Абрамов Максим Алексеевич, Гришай Владимир Николаевич, Курносенко Андрей Анатольевич, Костюк Анна Владимировна, Юрчевский Вячеслав Валерьевич

В общем юридическом значении правопонимание рассматривается как научная категория, отражающая процесс и результат целенаправленной мыслительной деятельности человека, включающий в себя познание права, его оценку и восприятие. То есть, отношение к праву как целостному историческому, экономически аргументированному социальному явлению. В статье представлены авторские трактовки научного подхода к обоснованию современной теории и практики процесса формирования правопонимания и элементов правового сознания молодёжи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Абрамов Максим Алексеевич, Гришай Владимир Николаевич, Курносенко Андрей Анатольевич, Костюк Анна Владимировна, Юрчевский Вячеслав Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RIGHT UNDERSTANDING AS A PROCESS OF FORMING THE CONSCIOUSNESS OF MODERN YOUTH

In general legal sense, the law is considered as a scientific category, reflecting the process and result of a person's purposeful thought activity, which includes the knowledge of the law, its evaluation and perception. That is, the attitude to law as a holistic historical, economically reasoned social phenomenon. The article presents the author's interpretations of the scientific approach to the rationale of modern theory and practice of the process of forming legal understanding and elements of legal consciousness of young people.

Текст научной работы на тему «ПРАВОПОНИМАНИЕ КАК ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ СОЗНАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЁЖИ»

УДК OO1

ПРАВОПОНИМАНИЕ КАК ПРОЦЕСС

ФОРМИРОВАНИЯ СОЗНАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЁЖИ

••••••

RIGHT UNDERSTANDING AS A PROCESS OF FORMING THE CONSCIOUSNESS OF MODERN YOUTH

Абрамов Максим Алексеевич

доктор философских наук, доцент,

доцент кафедры общегуманитарных и естественнонаучных дисциплин, Ессентукский институт управления, бизнеса и права vladimirgrishai1969@mail.ru

Гришай Владимир Николаевич

доктор социологических наук, профессор,

профессор кафедры общегуманитарных и естественнонаучных, Ессентукский институт управления, бизнеса и права vladimirgrishai1969@mail.ru

Курносенко Андрей Анатольевич

кандидат социологических наук,

доцент,

начальник,

Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России vladimirgrishai1969@mail.ru

Костюк Анна Владимировна

студентка,

Северо-Кавказский филиал Российского государственного университета правосудия vladimirgrishai1969@mail.ru

Юрчевский Вячеслав Валерьевич

студент,

Северо-Кавказский филиал Российского государственного университета правосудия vladimirgrishai1969@mail.ru

Maxim A. Abramov

Doctor of Philosophical Science, Assistant Professor, Associate Professor of the Department of General Humanities and Natural Science Disciplines, Essentuki Institute of Management, Business and Law vladimirgrishai1969@mail.ru

Vladimir N. Grishay

Doctor of Sociological Sciences, Professor,

Professor of the Department of General Humanities and Natural Sciences, Essentuki Institute of Management, Business and Law vladimirgrishai1969@mail.ru

Andrey A. Kurnosenko

Candidate of Sociological Sciences,

Assistant Professor,

Head,

Main Department of Economic security and counteraction corruption of the Ministry of Internal Affairs of Russia vladimirgrishai1969@mail.ru

Anna V. Kostyuk

Student,

North Caucasus branch

Russian State University of Justice

vladimirgrishai1969@mail.ru

Vyacheslav V. Yurchevskii

Student,

North Caucasus branch

Russian State University of Justice

vladimirgrishai1969@mail.ru

Аннотация.

Ключевые слова:

В общем юридическом значении правопонимание рассматривается как научная категория, отражающая процесс и результат целенаправленной мыслительной деятельности человека, включающий в себя познание права, его оценку и восприятие. То есть, отношение к праву как целостному историческому, экономически аргументированному социальному явлению. В статье представлены авторские трактовки научного подхода к обоснованию современной теории и практики процесса формирования правопонимания и элементов правового сознания молодёжи.

общество, молодёжь, сознание, право, правопонимание.

Annotation. In general legal sense, the law is considered as a scientific category, reflecting the process and result of a person's purposeful thought activity, which includes the knowledge of the law, its evaluation and perception. That is, the attitude to law as a holistic historical, economically reasoned social phenomenon. The article presents the author's interpretations of the scientific approach to the rationale of modern theory and practice of the process of forming legal understanding and elements of legal consciousness of young people.

Keywords: society, youth, consciousness, law, right understanding.

В общем юридическом значении правопонимание рассматривается как научная категория, отражающая процесс и результат целенаправленной мыслительной деятельности человека, включающий в себя познание права, его оценку и восприятие, то есть, отношение к праву как целостному историческому, экономически аргументированному социальному явлению.

Правопонимание, как элемент в системе правовой реальности, исследуют Е.Н. Аристов, Н.А. Асваров, А.Н. Бабенко, М.И. Байтин, Н.А. Власенко, О.И. Власова, Г.А. Гаджиев, Е.А. Кузнецова, Т.В. Ларина, О.Э. Лейст, А.В. Малько, С.В. Михайлов, И.Д. Мишина, А.И. Овчинников, Р.Р. Палеха, С.А. Пушкарёв, В.Е. Семёнов, А.В. Скоробогатов, Н.С. Цинцадзе, А.В. Шкурко.

Отметим, что современные авторы приоритетно склоняются к выделению четырех признаков, позволяющих сформулировать процессуальное толкование правопонимания:

1) познание права;

2) восприятие права;

3) оценка права;

4) отношение к праву как целостному социальному явлению.

Как пишет А.В. Скоробогатов: «Многозначность термина «право» определяется не только языковыми, но и сущностными характеристиками. Историко-культурные особенности формирования национальных правовых систем, приведшие к созданию разных образов права, одновременно обусловили его предельную значимость как социального регулятора» [1].

По объективному содержанию современного запроса к правовому воспитанию молодёжи, правопонимание приобретает целенаправленный характер.

Во-первых, право, как социальный регулятор закономерно призвано формировать гражданскую идентичность современной российской молодёжи.

Во-вторых, важным положительным примером становится борьба с коррупцией, которая становится одним из ведущих направлений правовой реформы.

В-третьих, постепенно в СМИ появляются материалы, направленные на формирование уважения к государству, праву и правоприемлемого поведения.

В совокупности это может способствовать формированию нового позитивного правового идеала в сознании современной молодёжи и новой правовой реальности российского общества.

По совокупности ценностных установок для сознания современной молодёжи, правопонимание можно определить как процесс и результат осмысления социальных явлений, признаваемых в обществе в качестве правовых, посредством которого формируются смысл права, теоретическое представление о нем. В ходе правопонимания устанавливается цель права в иерархии статусов государственной, общественной, личной жизни человека. Одновременно правопонимание представляет собой метод конструирования или моделирования смысла права, предваряющий любую дальнейшую аналитическую познавательную деятельность, связанную с реконструкцией личностных измерений молодого человека.

Субъективные ценности сознания молодого поколения проявляются во всех сферах общественной жизни, даже если они не разделяются всеми индивидами, то в каждом обществе имеются свои господствующие или доминирующие ценности. Субъектом правопонимания всегда выступает конкретный человек. Содержание правопонимания составляют знания субъекта о его правах и обязанностях, конкретных и общих правовых дозволения, запретах, а также оценка и отношение к ним как справедливым или несправедливым. В зависимости от уровня культуры, методической оснащенности субъекта, правопонимание может быть содержательно максимальным или неполным, правильным или искаженным, положительным или отрицательным. Теоретически, каждый молодой человек обладает возможностью выбора индивидуальной системы господствующих ценностей, но, когда они противоречат практике правовых установлений общества, результатом будет общественное порицание.

По мнению ряда отечественных авторов, по основным функциям правопонимание связано с двумя распространенными подходами к пониманию права, а именно - в философском и конкретно нормативном смыслах. В рамках узконормативного подхода, право рассматривается как система формальных, определенных, общеобязательных норм, санкционированных государством и обеспечиваемых его принудительной силой. В методологическую концепцию право-понимания включаются такие правовые элементы, как правоотношения, правосознание, субъективные права. Источником и целью права признаются общественные отношения, соответствующие естественно-правовым принципам справедливости. Оба подхода сходятся в понимании права как совокупности норм, установленных и охраняемых государством.

Правовое сознание молодёжи прагматично связано с общественно-политической активностью развивающейся личности, поэтому, наряду с радикальными изменениями, происходящими в экономической и правовой сферах жизнедеятельности общества, в предмете правового сознания молодёжи речь должна идти о формировании адекватного обновляющемуся обществу правового сознания, об овладении приоритетами аксиологии права в процессе приобщения к общественной, политической, трудовой практике взрослой жизни.

В конструктивной динамике эффективность преобразований, происходящих в социально-экономической и социально-политической сферах общества, во многом зависит от того, насколько осознанно, а, следовательно, активно, будут участвовать в данном процессе все социальные группы, в том числе, и молодежь - самая динамичная и энергичная часть общества.

Различные ценности, лежащие в основе права, определяют те или иные типы правопонимания в условиях разных правовых культур. По объективным критериям, активная трансформация современной действительности достаточно устойчиво изменяет отношение молодого поколения к праву как к жизненной ценности. Меняются взгляды и оценки правомерного и неправомерного поведения, социальной деятельности, а также - формы и методы развития правосознания в молодежной среде.

Правопонимание и выработка у молодежи правового мышления, адекватного общественным изменениям, связаны с решением ряда задач, одной из которых, по мнению современных исследователей, является овладение молодыми людьми соответствующими знаниями о социальной и духовной ценности права как явления мировой цивилизации, осознание неразрывной связи гражданских прав и обязанностей. В то же время, правосознание как важнейшая нормативно-организующая категория теории правопонимания нуждается в научном анализе и теоретическом осмыслении. А это, в свою очередь, требует всестороннего научного изучения процесса формирования правосознания молодежи. Не менее важным представляется исследование реального состояния правосознания молодежи, а также - механизма формирования правопонимания в деле успешного преобразования общества.

По своему предмету правосознание является функцией возраста. Оно формируется в течение всей жизни индивида. Новорожденный ребенок правосознанием не обладает, оно формируется в личности по мере её социализации. Развитие индивидуального правосознания тесно связано с правоспособностью и дееспособностью личности, - пишет О.К. Крокинская [2].

В комплексе правопонимания неотъемлемым элементом правовой культуры является социально-активная деятельность молодых людей. Такого рода деятельность может выступать в качестве одного из показателей зрелости молодого человека. Она проявляется через его осознанное целенаправленное действие, связанное с соблюдением законов общества.

Также как и при воспитании правовой культуры, особое значение имеет взаимосвязь морали и права. Защита идеи верховенства права может быть осуществлена только через развитие его моральной значимости [4].

История развития правовой теории и практики показывает, что сила государства и права основывается не только на принуждении, сколько на убеждении. Ведь в основе убеждения лежат определенные идеи, понятия, которые приняты молодым человеком как руководство к его практической деятельности и его взаимоотношениями с другими людьми. В период кризисных явлений возрастает потребность обращения общества к авторитетным ценностным морально-правовым основаниям [5].

Содержательно структура правосознания, рассматриваемая в гносеологическом аспекте, состоит из двух уровней отражения правовой действительности: правовой идеологии и правовой психологии. Как установили современные авторы, правовая психология, которая возникает под непосредственным влиянием правовой действительности, выступает начальной эмпирической степенью правосознания. Коренным отличием правовой идеологии является то обстоятельство, что она представляет более высокий концептуальный уровень правосознания. Правовая идеология и правовая психология находятся в органической связи и взаимосвязи, но при этом в существенной степени отличаются друг от друга. Ведущим элементом в структуре правосознания является комплекс правовых идей. При научном анализе правосознания выделяются три компонента: познавательное, оценочное и практическое правосознание [4].

В целом, как отмечают современные авторы, научный характер категории «правопони-мание» предполагает, что соответствующие процессы должны отвечать критерию научности, т.е., быть логически и объективно истинными в той системе ценностей и уровне научно-практического знания, которыми располагает на данный момент определенное общество. Пра-вопонимание - это специфический инструмент воздействия на сознание, который может и должен пробудить у молодого человека государственный образ мысли, государственное волеизъявление, использовать потенциал молодого поколения в строительстве новой государственной жизни [6].

Литература:

1. Скоробогатов А.В. Правопонимание как элемент правовой реальности // Вестник Казанского юридического института МВД России. Казань, 2014. № 1(15).

2. Крокинская О.К. Гражданское общество и массовое сознание: несколько социологических фактов. СПб. : Питер, 2010. 300 с.

3. Кудрявцев В.Н. Правовое поведение: норма и патология. М. : Право, 2012.

4. Огурцов А.П. Правовая культура и правосознание. М. : Право, 2011.

5. Цинцадзе Н.С. Традиционные неформальные правовые институты в российском частном праве: понятие, признаки и проблемы идентификации // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2012. Вып. 11 (115).

6. Честнов И.Л. Правопонимание в эпоху постмодерна // Правоведение. 2002. № 2.

7. Четвернин В.А. Либертарно-юридическая интерпретация прав человека / В.А. Четвернин; Отв. ред. В.Г. Графский // Философия права в России: история и современность. Материалы третьих философско-правовых чтений памяти академика В.С. Нерсесянца. М. : Норма, 2009.

Literature:

1. Skorobogatov A.V. Law understanding as an element of legal reality / Herald of the Kazan Law Institute of the Russian Interior Ministry. Kazan, 2014. № 1(15).

2. Krokinskaya O.K. Civil Society and Mass Consciousness: Several Sociological Facts. SPb. : Peter, 2010. 300 p.

3. Kudryavtsev V.N. Legal Behavior: Norm and Pathology. M. : Right, 2012.

4. Ogurtsov AP. Legal Culture and Legal Awareness. M. : Right, 2011.

5. Tsintsadze N.S. Traditional informal legal institutions in Russian private law: the concept, signs and problems of identification / Herald of the University of Tambov. Humanities series. Tambov, 2012. Edition 11(115).

6. Tchestnov I.L. Right understanding in the postmodern era / Law. 2002. № 2.

7. Chetvernin V.A. Libertarian-legal interpretation of human rights / V.A. Chetvernin; Executive editor V.G. Grafsky // Philosophy of Law in Russia: History and Modernity. Materials of the third philosophical and legal readings in memory of academician V.S. Nersesyants. M. : Norma, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.