УДК OO1
ОСМЫСЛЕНИЕ ФЕНОМЕНА ПРАВОСОЗНАНИЯ
В ФИЛОСОФСКОЙ ТРАДИЦИИ ••••••
UNDERSTANDING THE PHENOMENON OF LEGAL AWARENESS IN THE PHILOSOPHICAL TRADITION
Гришай Владимир Николаевич
доктор социологических наук, профессор,
профессор кафедры общегуманитарных и естественнонаучных, Ессентукский институт управления, бизнеса и права [email protected]
Курносенко Андрей Анатольевич
кандидат социологических наук,
доцент,
начальник,
Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России [email protected]
Гребенюк Диана Валерьевна
соискатель
кафедры философии и социологии, Адыгейский
государственный университет [email protected]
Костюк Анна Владимировна
адъюнкт,
Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации [email protected]
Юрчевский Вячеслав Валерьевич
студент,
Северо-Кавказский филиал Российского государственного университета правосудия [email protected]
Vladimir N. Grishay
Doctor of Social Sciences, Professor,
Professor of the Department of General Humanitarian and Natural Sciences, Yessentuki Institute of Management, Business and Law [email protected]
Andrey A. Kurnosenko
Candidate of Social Sciences, Associate Professor, Head,
Main Department of Economic Security and Counteraction Corruption of the Ministry of Internal Affairs of Russia [email protected]
Diana V. Grebenyuk
Candidate of the Department of Philosophy and Sociology, Adygea State University [email protected]
Anna V. Kostyuk
Adjunct,
Krasnodar University of the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation [email protected]
Vyacheslav V. Yurchevskii
Student,
North Caucasus branch
of the Russian State University of Justice
Аннотация. Анализ философского наследия показал, что проблема формирования, развития и функционирования правосознания была поставлена Платоном и Аристотелем, первым важнейшим шагом на пути комплексного осмысления проблемы
Ключевые слова:
Annotation.
Keywords:
правосознания стали труды И. Канта. В статье показывается, что истоки формирования правосознания как неотъемлемого феномена культуры восходят к ранним мифологическим и религиозным воззрениям на социальный порядок. Уже античная философия выявила противоречие между правом и отношением людей к нему.
межличностные отношения, правосознание, законы диалектики, философские традиции.
The analysis of the philosophical heritage showed that the problem of formation, development and functioning of legal consciousness was set by Plato and Aristotle, the first important step towards a comprehensive understanding of the problem of legal consciousness was the works of I. Kant. The article shows that the origins of the formation of legal consciousness as an integral phenomenon of culture go back to the early mythological and religious views on the social order. Ancient philosophy has already revealed the contradiction between law and people's attitude to it. interpersonal relations, legal awareness, laws of dialectics, philosophical traditions.
Ещё Гомер, Гесиод и Платон ставили вопрос о приоритете космического закона в социальных отношениях. Противопоставление понятий «номос» и «фюзис», осуществленное в рамках софизма, позволило древнегреческой философии генерировать понятие «естественного номоса», которое, впоследствии, трансформировавшись в понятие «естественное право», по сути дела, отражало противоречие между желаемым и действительным в правоотношениях. Функциональная связь и противоречия между законами природы и позитивным правом в правосознании была связана с представлениями о справедливости, интерпретация которой во взглядах Демокрита, Платона, Аристотеля, И. Канта, Г. Гегеля оказалась крайне важной для понимания предмета исследования. Противоречие между двумя моделями миропорядка - естественной и искусственной не утрачивает своей остроты, не зависит от смены социальной ситуации и общих прогрессивно-регрессивных колебаний динамики социума. Оно по-прежнему является доминирующим в процессе формирования, как индивидуального правосознания, так и его массовых форм.
Анализ философского наследия показал, что проблема формирования, развития и функционирования правосознания была поставлена Платоном и Аристотелем; первым важнейшим шагом на пути комплексного осмысления проблемы правосознания стали труды И. Канта. Важное место занимает анализ учения Г. Гегеля о различии права и закона, которое вобрало в себя весь предыдущий опыт социально-философских исследований проблем, имеющих отношение к формированию и функционированию правосознания.
Фактором, существенно затруднявшим анализ проблем правосознания во второй половине 19-го в., являлся юридический позитивизм. Но социально-правовая практика, обобщенная в рамках неклассической социологии права показала, что отказ от «оценочных суждений» и от философских подходов к праву выводил за пределы правоведения не только всю критику позитивного права, но и прогностический подход к самому праву, т.е., проблему его совершенствования и развития. Наиболее значимым достижением данного подхода к праву стало признание функциональной связи объективного и субъективного права, что является важнейшим методологическим подходом в формировании современных философских представлений о правосознании.
Важное место занимает вопрос развития теории правосознания в отечественном социально-философском дискурсе. Анализу были подвергнуты традиционные религиозно-нравственные основы отечественного правосознания, осмысленные в трудах М.М. Сперанского, П.Я. Чаадаева, А.С. Хомякова, В.С. Соловьева, социологический подход к проблемам права и правосознания, осуществленный Б.Н. Чичериным, С.А. Муромцевым, М.М. Ковалевским, а также этическая концепция права П.И. Новгородцева,
В качестве одного из наиболее важных элементов теоретико-методологической основы анализа феномена правосознания представлено философское наследие И.А. Ильина, в котором была отражена не только противоречивость сложившихся научных концепций правосознания, но и социальная практика его формирования, осуществляемая как в буржуазных странах, так и в Советской России. И.А. Ильин напрямую связывал развитие правосознания и устойчи-
вость всех форм социального взаимодействия. С методологической точки зрения представляется важным, что И.А. Ильин разработал вопрос априорного характера правосознания, что дало существенные основания в рамках исследования рассматривать проблему зависимости системы позитивного права от правосознания.
Формирование новой правовой системы в период социалистического государственно-правового строительства было осуществлено таким образом, что право в большей мере формировало соответствующее ему правосознание, чем правосознание - право. Такое положение нашло свое отражение в большинстве советских философско-правовых концепций.
В конце 20-го - начале 21-го вв. философско-правовые исследования значительно обогатились новыми подходами, разработанными в рамках онтологических, экзистенциальных и антропологических концепций. Современная философия права признала факт того, что право представляет собой диалектическое единство субъективного и объективного права. Было признано, что постоянно возрастает роль права как сферы свободы, как аккумулятора достижений разума, культуры и просвещения.
Проанализировав ряд современных западных концепций философии права, в которых речь идет о том, что современная онтологическая философия права в основе позитивно установленного социального порядка видит допозитивный порядок бытия, и который трактуется как препозитивное право, как право бытия, можно сделать вывод о том, что современная отечественная философия права оказалась довольно быстро включенной в контекст общемировой философско-правовой проблематики. Принципиальным её достижением представляется восприятие основных установок семиотики и структурализма. Важным шагом совершенствования отечественной философии права является упрочение её связей с философской антропологией. В настоящее время совершается переход от констатации взаимосвязи права и человека к осознанию того факта, что человек и право кореллируют на уровне своих сущностей. Таким образом, человек, наконец, осознается и позиционируется как главное действующее лицо, как системообразующий фактор права. Значительное распространение в современных философско-правовых исследованиях начинает занимать синергетика, которая относит право и правосознание к диссипативным системам. Вместе с тем, указанные положительные изменения в современной отечественной философии права не смогли устранить его кризис, который обусловлен отсутствием нового системного понимания сущности права.
Анализу были подвергнуты такие парадигмы правопонимания, методологически значимые для осмысления феномена правосознания, как нормативизм, дополненный элементами естественно-правовой теории, универсализм в формировании образа права, «широкое» понимание права. Изучение наиболее значимых отечественных социально-философских теорий привело к выводу о том, что философия правосознания как самостоятельное направление исследований делает только свои первые шаги.
Адекватное осмысление онтологических и праксиологических аспектов правосознания нуждается в экспликации двух важных гносеологических аспектов. С одной стороны, это проблема определения роли и места правосознания как подсистемы правовой культуры, с другой стороны - проблема определения системных качествах правосознания. Оба эти аспекта были подвергнуты подробному анализу, в результате которого определена интегральная функция-миссия правосознания, представленная как приспособление личностного и группового мировоззрения к объективной задаче самосохранения социума искусственно сформированными средствами права. Существенным моментом в системном осознании феномена правосознания являлся вопрос о его границах, который в наименьшей степени разработан в современной философии права. Временные границы правосознания расширяются по мере того, как наука открывает все более глубокую связь прошлого и нынешнего в правовой культуре.
Рассуждая о тенденции изменения представлений о правовой психологии, можно сделать вывод, что в последнее время они претерпевают существенные изменения, связанные с институционализацией новых феноменов в её рамках. В системе элементов юридического сознания правовая ментальность представляется в виде глубинного слоя сознания, который смыкается с бессознательным правовым уровнем, с юридическим подсознанием. В целом анализ роли и места проблемы правосознания в современной философии права показал, что переживающая период своего становления философия правосознания должна определять общемировоззренческую, концептуально-теоретическую основу философии права.
Литература:
1. Байниязов Р.С. Правосознание и российский правовой менталитет // Правоведение. 2000. № 2.
2. Байниязов Р.С. Правосознание: психологические аспекты // Правоведение. 1998. № 3.
3. Байниязов Р.С. Философия правосознания: постановка проблемы // Правоведение. 2001. № 5.
4. Боннар А. Греческая цивилизация. От Антигоны до Сократа. М. : Искусство, 1992.
5. Гегель Г.Ф.В. Философия права. М. : Мысль, 1900.
6. История политико-правовых учений : учеб. пособие для вузов / Под ред. А.Н. Хорошило-ва. М., 2001.
7. Кант И. Критика чистого разума. М., 1994.
8. Нерсесянц В.С. Юриспруденция. М., 1999.
9. Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности : в 2-х т. СПб., 1909. Т. 1.
10. Платон. Тимей // Платон. Собрание сочинений в четырех томах. М. : Мысль, 1994. Т. 3.
11. Поляков А.В. Петербургская школа философии права и задачи современного правоведения // Правоведение. 2000. № 2.
12. Сорокин В.В. Право и время: правовая система в переходное время // Правоведение. 2002.№ 1.
13. Явич Л.С. О философии права на 21 век // Правоведение. 2000. № 4. Literature:
1. Bainetov R.S. the sense of justice and the Russian legal mentality // Jurisprudence. 2000. № 2.
2. Bainetov R.S. legal Consciousness: psychological aspects // Jurisprudence. 1998. № 3.
3. Bayniyazov R.S. Philosophy of legal awareness: problem statement // Jurisprudence. 2001. № 5.
4. Bonnar A. Greek civilization. From Antigone to Socrates. M. : Art, 1992.
5. Hegel G.F.V. Philosophy of law. M. : Thought, 1900.
6. History of political and legal teachings : textbook for universities / Ed. by A.N. Khoroshilov, M., 2001.
7. Kant I. Critique of pure reason. M., 1994.
8. Nersesyants V.S. Jurisprudence. M., 1999.
9. Petrazhitsky L.I. Theory of law and state in connection with the theory of morality : In 2 vol. SPb., 1909. Vol. 1.
10. Platon. Timaeus // Platon. Collected works in four volumes. M. : Thought, 1994. Vol. 3.
11. Polyakov A.V. Petersburg school of philosophy of law and problems of modern jurisprudence // Jurisprudence. 2000. № 2.
12. Sorokin V.V. Law and time: the legal system in transition // Jurisprudence. 2002. № 1.
13. Yavich L.S. on the philosophy of law for the 21 st century // Jurisprudence. 2000. № 4.