УДК 34 ББК 67
СОВРЕМЕННОЕ ПОНИМАНИЕ И СТРУКТУРА ПРАВОСОЗНАНИЯ
АНДРЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ КУЧЕНЕВ,
адъюнкт кафедры теории государства и права, международного и европейского права Федерального казенного образовательного учреждения высшего обраезования «Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний» (Академия ФСИНРоссии) Научная специальность 12.00.01 — теория и история права и государства, история учений о праве и государстве
E-mail: [email protected]
Научный руководитель (рецензент): профессор кафедры теории государства
и права, международного и европейского права доктор юридических наук, профессор Ю.А. Агабалаевич
E-mail: [email protected]
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Рассматриваются аспекты дефиниции правосознания, его структура. Аккумулируются теоретические взгляды научных деятелей разных эпох, включая современных авторов, на содержание понятия правосознания, его образующую составляющую.
В ходе изучения соотношения права и сознания проводится параллель соотношения понятий правовая реальность, правовая жизнь и правовая действительность. Исследуется в общих чертах историографический ракурс осознания права. При наполнении понятия правового сознания его структурными компонентами (правовой идеологией и правовой психологией) рассматриваются их сферы нагруженности в его построении, их особенности и неразделимость взаимодействия. В завершении работы предлагается современное обобщенное собственное понятие правового сознания и его структуры.
Ключевые слова: менталитет, правовая жизнь, право, правовая действительность, правовая реальность, правовая система, правосознание, сознание.
Annotation. The aspects of the definition of justice, its structure. Accumulate theoretical views of academics from different eras, including the contemporary authors, for the maintenance of justice concept, its defining component. During the study of the relation of law and consciousness draws a parallel relationship between the concepts legal reality, the legal life and legal reality. We investigate in general historiographical perspective awareness of rights. When filling the concept of legal consciousness of its structural components (of legal ideology and legal psychology) considered their sphere of loading in building it, their characteristics and the inseparability of interactions. At the end of the work offers modern generalized own concept of legal consciousness and its structure.
Keywords: mentality, legal life, law, legal validity, legal reality, the legal system, legal consciousness.
Дефиниция правосознания многогранна и характеризуется множеством совокупностей взглядов, представлений, определяющих и отражающих отношение индивидуума к праву и правовым явлениям, правилам и стандартам отношений между собой в обществе, их соответствие принципам справедливости.
В дефиницию правосознания включают:
• систему знаний о праве, динамики исторического и современного состояния и соотношения прав и обязанностей;
• отражение системы знаний и правовой действительности;
• отношение индивидуума к системе действующего права, к поведению людей;
• восприятие на основании эмоционально-цен-
ностной и интеллектуальной оценки правовой действительности; • представление о праве лиц, обладающих высоким уровнем юридического знания и широкой юридической практикой. Правовое сознание в самом общем виде есть некая сумма эмоций, чувственных переживаний, идей, знаний, воззрений, в которых выражается отношение человека к правовой действительности. Е. Лукашева предлагает дефиницию правосознания считать частью общественного сознания, включающей систему взглядов, оценок, представлений, настроений, чувств общества, сложившихся в существующем экономическом состоянии жизни, направленных на установление отвечающих его интересам и целям правового режима1.
Р. С. Байниязов определяет правосознание как духовную целостность правовых и отчасти общесоциальных идей, взглядов, представлений, убеждений, чувств, эмоций, настроений и т. д., идейно и психологически отражающую и осознающую правовые феномены2. А. А. Тамберг понимает под правосознанием совокупность идей, чувств, убеждений индивидов или частей общества относительно права и его роли. Отводится большая роль правосознания в осмыслении и восприятии правового регулирования, осознания верховенства закона; организации правомерной деятельности; соотношение правовых ценностей с иными, например рассмотрение справедливости в праве3.
Сознание человека через призму собственных убеждений, законности, идей, научно-теоретических знаний, менталитета, чувств и эмоций, жизненного опыта отражает правовую действительность и дисперсируется в правовое сознание. Восприятие человеком необходимости и ценности права вызывает или позитивное отношение к правовой действительности, или негативное, когда индивидуум стремится изменить существующую правовую систему, либо уверен в бесполезности самого права. Отношение человека к существующему праву, его истории находится в зависимости от его чувственной оценки и может быть рациональным, разумным и эмоциональным, устанавливать в итоге его поведение в обществе на уровнь правомерности, социальной полезности или неправомерности, социальной опасности.
Но в любом случае право действительно выступает центральным, фундаментальным элементом правового сознания. Но может ли право являться единственным фактором? Фактор- это причина, движущая сила приводящая к определенному изменению, явления. Очевидно, что право, как таковое, не способно быть движущей силой. Например, может ли право образовать правоотношение (обязательным участником которого является субъект права) или систему законодательства (которая является субъективным выражением воли законодателя). Думается, что для этого необходим волевой критерий.
В связи с этим представляется, что право и субъект права являются составными элементами правового сознания, несущими различную нагрузку. Если право в нормативном смысле является фундаментом образования правового сознания, то субъект права, как обладатель воли, обеспечивает связь права с каждым элементом правовой системы.4
Идивидуализирование правосознания вне системы моральных воззрений справедливости и несправедливости, свободы и несвободы кажется ошибочным на фоне организации деятельности каждого члена общества на основе собственной системы толкований и представлений о законодательном акте, а не на основе наполняющего его текста.
Осознание права в историческом прошлом изменяется под влиянием приоритетов проводимой политики, основных философских воззрений.
Например, Платон и Сократ возвышали право на божественный уровень. В воззрениях Л. Петражиц-
кого нормы права, как и само право, устанавливалось на психологическом уровне, когда сознание человека выступало мерилом прав и обязанностей. В трудах И. Канта и Гегеля право наделялось свойствами регулятора степени свобод в обществе на государственном уровне, отодвигая отдельного человека на второй план.
При рассмотрении правового сознания возникает необходимость выявления соотношения таких категорий, как «правовая жизнь», «правовая реальность» и «правовая действительность». Следует отметить, что установление взаимосвязи данных категорий не столько определяет, объем категории «правосознание», сколько помогает выявить его качественные характеристики, что, несомненно, важно при раскрытии вопроса о его сущности.
Правовая реальность — онтологическое бытие права, взятое безотносительно к процессу его познания. Оно существует независимо от нашего отношения к ней. Правовая реальность охватывает бытие права, иные правовые явления как самостоятельные сущности в отсутствии взаимосвязи их в конкретно-историческом существовании. Но состояние действующего права как такового, существующая правовая реальность не являются достаточными для характеристики правосознания. Для понимания правосознания важно изучение культурных основ и традиций. Таким образом, правосознание выступает одной из сторон правовой реальности, в которой последнее приобретает конкретно-историческую (или историко-культурную) и пространственно-временную определенность.
На наш взгляд, правовое сознание формирует совокупность отражений правовой действительности. Например, оно может отражать аспекты правовой действительности любой страны, выявлять связи и взаимодействие конкретных элементов в виде правовых явлений.
Правовая жизнь представляет собой систему разнообразных видов и форм деятельности, поведения людей, их коллективов в правовой сфере, направленных на обеспечение условий и средств существования, реализацию частных и публичных, индивидуальных и групповых интересов, утверждение соответствующих этим интересам ценностей. При этом следует отметить, что правовая жизнь -совокупность именно всех форм юридического бытия общества, а не представлений о нем.
А. В. Малько включает в термин «правовая жизнь» систему сумм юридических явлений, как позитивных, так и негативных.5 К первым относится: само право, правовая система, юридическая практика, правосознание, правопорядок. К негативным — противоправные явления, препятствующие положительной юридической деятельности. Правовое сознание выступает в качестве регуляционной составляющей правовой жизни и при позитивном значении становится мотивом соблюдения условий для ее стабильности и нормального функционирования. Кроме того правовое сознание предусматривает не только процесс воздействия юридических средств на общественные отношения, но и результат подоб-
ного воздействия. То есть определяет в сложившейся правовой системе наличие взаимных связей, которые и обеспечивают принцип системности.
Ключевым вопросом в познании содержания и сущности правового сознания является проблема наполнения его структурными элементами, их соотношение. Многими учеными отмечается тесная связь между качеством объекта и его структурой. Существенное изменение структуры непременно влечет за собой изменение качества правового сознания, переход в другое состояние. Следует подчеркнуть, что, изучая структуру правового сознания, нельзя уделять внимание лишь вопросу о том, из каких элементов оно складывается, не менее важно определить, каким образом связаны между собой эти элементы, необходимо рассмотреть совокупность всех прямых и обратных связей между ее функциональными компонентами.
Такой подход к структуре правового сознания позволяет получить не только его статичную, но и динамичную характеристику объекта. Сложность внутреннего исследования правосознания обусловлена его многоуровневой структурой, статической и динамической стороной, многообразием свойственных ему генетических, функциональных и структурных связей. В правовом сознании правовые представления общества, его психология и культура слились воедино с арсеналом технико-юридических средств, с деятельностью его объединений.
В структуру правосознания, обеспечивающую его целостность, необходимую для реализации его развития традиционно относят систему взаимосвязанных и взаимодействующих компонентов: правовой идеологии и правовой психологии6.
Комплекс знаний о праве различного уровня является рациональным компонентом правосознания (правовой идеологией). Уровень знаний о праве характеризуется глубиной изученности представлений и взглядов, которые в теоретической форме отражают правовые явления общественной жизни.
По мнению Г. И. Сандуца, правовая идеология является элементом официального и доктринального правосознания, который относится к методам (приемам) истолкования принципов и норм действующего права в процессе его реализации и в случаях, соответствующих основным принципам права, служащим восполнению пробелов в праве (аналогия права и аналогия закона)7.
Правовая идеология аккумулирует аспекты правового знания, образуя правовую культуру, устанавливает их на доступном уровне, не только специалистам, но и каждому человеку, пропагандируя правомерное поведение, образ жизни и характер работы, придает ориентиры в бескрайнем и противоречивом мире.
Наиболее высокий уровень правового знания свойственен научным деятелям права, его особенность состоит в том, что оно отражает право во всех его состояниях и проявлениях, на основании изучения различных теорий, воззрений и положений правового поля.
Правовая идеология подразумевает правовое
осмысление потребностей и социальные интересы общества, государства, является инструментом познания социального смысла, природы права, рассматривающая право в системе культуры, облассти истории философии. Выступает в качестве алгоритма поведения и поступков различных объединений людей, позволяющего им достигать определенных социальных и правовых целей.
Одним из основных свойств правовой идеологии выступает изменение правоприменения и правотворчества согласно принятому вектору правовой системы.
Правосознание формируется и трансформируется под влиянием комплекса разных чувств и эмоций, направленных на оценку реалий по отношению к ожиданиям. Этот структурный элемент правосознания называют правовой психологией.
В ходе реализации политики государства или любого другого объединения людей выстраивается та или иная модель поведения, установленная в правовом поле. Думается, на этом этапе возможно выделить проблему правовой идеологии, которая заключается в сложности объединения противоположных теорий и воззрений правых идей.
Сознание отражает право через призму социального бытия, элементами которого выступают справедливость, гуманность, ответственность, тождество возможностей. Роль юридической психологии невозможно недооценить. При знакомстве с правовыми идеями человек любого уровня знаний о праве формирует собственное чувственное отношение к ним, на основе которого вырабатывает поведенческое отношение к закону.
Правовая психология определяет само право с момента его создания, то есть правотворчесто до момента контроля над его реализацией. Она отражает чувственную оценку правового развития общества, поддерживая функционирование правовой системы на интеллектуальном и психологическом уровнях.
В теории права имеет место быть и другая структура правосознания, элементами которой выступают:
Информационный элемент. Он включает весь спектр информации о справедливости, свободе, праве. Человек может обладать поверхностной информацией или знанием, например когда она была получена при прослушивании радио, в трансляции которого был упомянут тот или другой закон. Информация может быть полной, например при изучении права или закона. Но при изучении конкретного закона информация будет полной лишь по отношению к этому закону. Всесторонность информации при рассмотрении закона будет достигаться при изучении комментариев к этому закону, отзывов о нем, рассмотрении процесса и мотивов его принятия.
Аксиоматичность невозможности рассуждений о правосознании при отсутствии информации о праве определяет значение этого элемента в структуре правосознания.
Оценочный элемент. При ознакомлении или изучении объекта права человек дает ему оценку, сопоставляя с собственными убеждениями. Оценка может
быть как позитивная так и негативная, на основании которой образуются мотивы правомерного или неправомерного поведения человека.
Осознание необходимости и справедливости «внешнего» права, установленного властью, трансформирует его в сектор собственных интересов и целей.
Волевой элемент. Получив и оценив информацию об объектах права, человек принимает решение о необходимости руководствоваться ею, либо стремится, например, действовать в обход закона.
Элементы структуры правосознания могут быть разграничены только в научных целях, представляя собой единое целое.
Правосознание представляет собой систему знаний, отношений и чувств, выражающую взаимосвязь субъекта и объекта права в общественной жизни.
Структура правосознания является сложной системой и состоит из следующих элементов: рациональные компоненты или правовая идеология, которые включают в себя систему знаний о праве и правовых явлениях в обществе; эмоциональные элементы, называемые правовой психологией; информационный — это получение и осознание информации правовой сферы; оценочный — оценка информации после ее получения; волевой — подразумевает принятие решения о применении правомерного или неправомерного поведения.
Литература
1. Байниязов Р. С. Правосознание и правовой менталитет в России. Саратов, 2008. С. 78-79.
2. Долгова А. И. Криминология: учебник для вузов. Москва, 2001. С. 558.
3. Лукашева Е. А. Социалистическое правосознание и законность. М., 1973. С. 65.
4. Малько А.Н. Категория «правовая жизнь»: проблемы становления // Государство и право, 2001, №5
5. Рудковский В. А. Правовая политика и осуществление права : монография / под.ред. Н. Н. Вопленко. Волгоград, 2009. С. 265.
6. Певцова Е. А. Современные дефинитивные подходы к правовой культуре и правовому сознанию // Журнал российского права. 2004. № 3. С. 70.
7. Рыбаков В.А. Правосознание: к вопросу о понятии // Вестник ОмГУ Серия. Право. 2015. №3 (44).
8. Сандуца Г. И. Применение общепризнанных принципов и норм международного права в правовой системе России // Международное публичное и частное право. 2001. № 3. С. 9.
9. Тамберг А. А. Правосознание в трансформируемой России: сущность, эволюция, преемственность : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2008. С. 14.
References
1. Bayniyazov R.S. Pravosoznanie i pravovoj mentalitet v Rossii [Legal awareness and legal mentality in Russia mentality] Abstract. Dis.... Doctor. jurid. Sciences. Saratov, 2006. P. 78-79
2. Dolgova A.I. Kriminologija [Criminology]: textbook for high schools. Moscow, 2001. P. 558.
3. Lukasheva E. A. Sotsialisticheskoe pravosoznanie i zakonnost'.[ The socialist sense of justice and legality]. M., 1973. P. 65.
4. Mal'ko A.N. Kategoriya «pravovaya zhizn'»: problemy stanovleniya [The category of "legal life": problems of formation] // State and Law, 2001, №5
5. Rudkovskij VA. Pravovajapolitika i osushhestvlenie prava [Legal policy and implementation of the right]: a monograph / psychology. NN Voplenko. Volgograd, 2009. P. 265.
6. Pevtsova E.A. Sovremennye definitivnye podkhody k pravovoy kul'ture i pravovomu soznaniyu [Modern approaches to the definitive legal culture and legal consciousness] // Magazine of the Russian right. 2004. № 3. P. 70.
7. Rybakov V.A. Pravosoznanie: k voprosu o ponyatii [Sense of justice: the question of the concept] // Herald of Omsk State University. Series. Right. 2015. №3 (44)
8. Sandutsa G.I. Primenenie obshchepriznannykh printsipov i norm mezhdunarodnogo prava v pravovoy sisteme Rossii [The use of the generally recognized principles and norms of international law in the legal system of Russia] // International public and private law. 2001. № 3. P. 9.
9. Tamberg A. A. Pravosoznanie v transformiruemoy Rossii: sushchnost', evolyutsiya, preemstvennost' [Sense of justice in the transformed Russia: essence, evolution, continuity]: Abstract.Dis. ... Cand. jurid. Sciences. Krasnodar, 2008. P. 14.
1. См.: Лукашева Е. А. Социалистическое правосознание и законность. М., 1973. С. 65.
2. См.: Байниязов Р. С. Правосознание и правовой менталитет в России. Саратов, 2008. С. 78-79.
3. См.: Тамберг А. А. Правосознание в трансформируемой России: сущность, эволюция, преемственность : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2008. С. 14.
4. Рыбаков В.А. Правосознание: к вопросу о понятии // Вестник ОмГУ Серия. Право. 2015. №3 (44).
5. Малько А.Н. Категория «правовая жизнь»: проблемы становления// Государство и право, 2001, №5
6. См.: Певцова Е. А. Современные дефинитивные подходы к правовой культуре и правовому сознанию // Журнал российского права. 2004. № 3. С. 70.
7. См.: Сандуца Г. И. Применение общепризнанных принципов и норм международного права в правовой системе России // Международное публичное и частное право. 2001. № 3. С. 9.