Научная статья на тему 'Правописание безударных гласных в корне слова'

Правописание безударных гласных в корне слова Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
691
203
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правописание безударных гласных в корне слова»

Дигина Алла Георгиевна,

Руководитель методического отдела по начальной школе Нижегородского Центра непрерывного образования

Правописание безударных гласных в корне слова

Конспект урока. Учебник «Живой родник», русский язык 2 класс, 3 часть, авторы Л.И.Тикунова, С.К. Тивикова, А.Г.Дигина

Задачи урока:

1. Развивать мотивационный, операционный-деятельностный и регулирующий компоненты учебной деятельности через технологию проблемнодиалогического обучения (по Е.Л. Мельниковой)

2. Развивать умение работать с текстом учебника.

3. Развивать логические операции (сравнение, обобщение, классификация, конкретизация).

4. Развивать умения сотрудничества.

5. «Открыть» правило проверки безударных гласных в корне слова.

6. Формировать умение учащихся определять и применять правило проверки безударных гласных в корне слова.

6. Формировать умение использовать два способа решения орфографической задачи при написании безударных гласных в корне слова.

7. Развивать орфографическую зоркость.

ОБОРУДОВАНИЕ

Учебник русского языка «Живой родник», 2 класс 3 часть, авторы Л.И.Тикунова, С.К. Тивикова,

А.Г. Дигина, рисунки лесных цветов, выполненные детьми (подснежник, фиалка, колокольчик, ромашка, незабудка), карточки со словарными словами — названиями цветов, записи на доске, дифференцированные карточки для работы детей низкого уровня по работе № 37.

Ход урока

1. Организационный момент, создающий положительный эмоциональный настрой.

Дыхательная гимнастика — «нюхаем цветок».

2. Актуализация.

- Где можно встретить цветы? (в лесу, на лугу, в саду)

- Какие цветы вам нравятся? Почему?

Работа с вводным текстом И. Соколова—Микитова «Цветы леса» с. 30.

- С каким чувством автор относится к лесным цветам? Аргументируй ответ.

3. Словарная работа.

- Знаете ли вы названия цветов, которые изображены на рисунках?

Дети называют цветы, учитель выставляет карточку с названием, слово хором произносится орфоэпически, орфографически.

- Работа в группах. Подберите к названиям цветов слова, обозначающие признаки предметов. Запишите

2-3 словосочетания с самыми точными, яркими прилагательными. Выделите орфограммы существительных, как на карточках.

4. Постановка учебной проблемы.

- Рассмотрите слова. В какой части слова пропущены буквы? (на доске записаны слова с пропущенными буквами, в словах отмечен корень).

Тр...винка, д...ждевик, с...сновый, ...зёра, д... машний.

- Вставьте пропущенные буквы в корне слов (несколько учащихся у доски).

- Проверим ваши записи (вероятнее всего, что учащиеся допустили ошибки).

- Задание было одно, почему результаты разные? (Мы не знаем правило написания безударных гласных в корне).

- Как вы думаете, что нужно нам сделать, чтобы правильно записывать слова с безударными гласными в корне? (Узнать правило, научиться его узнавать и применять, уметь проверять свою работу).

- Как вы думаете, какая у нас тема урока? (Правописание безударных гласных в корне).

5. Поиск решения.

Дифференцированная работа (по обьему, по уровню трудности, по степени помощи).

1 группа (низкий и средний уровни) № 35; один ученик работает у доски для того, чтобы затем осуществить проверку выполнения задания детьми.

2 группа (высокий уровень) № 36; один ученик работает у доски для дальнейшего осуществления выборочной проверки.

Проверка № 35:

-В каких словах подчеркнули буквы безударного гласного в корне слова?

-Почему на написание буквы безударного гласного надо обратить особое внимание?

(При письме можно ошибиться, поэтому надо проверить).

Проверка № 36:

-В каких словах не подчеркнули букву безударного гласного в корне слова? (цвет, даль, лес)

-Почему? (В них буква гласного в корне находится под ударением).

6. Выражение решения.

- Можно ли назвать правописание безударных гласных в корне орфограммой? Почему? (Да, так как

есть варианты при произношении и можно ошибиться при письме).

- Как можно проверить эту орфограмму?

(Подобрать однокоренное слово с ударным гласным в корне).

- Попробуем сами составить правило о проверке безударных гласных в корне слова.

7. Работа с правилом с. 32.

А) самостоятельная работа и работа в парах.

- Прочитайте правило самостоятельно. Поделитесь полученной информацией со своим одноклассникам. Постарайтесь проконтролировать себя и своего одноклассника. Если необходимо пользуйся учебником.

Б) фронтальная работа.

- Прочитайте ту часть правила, в которой говорится о том, что правописание безударной гласной в корне слова — это орфограмма.

Дети читают первый абзац.

- Прочитайте тот способ проверки, о котором мы не говорили.

(Нет, мы вспомнили только второй способ).

- А что значит, изменить форму слова?

(один — много, НЕТ чего?)

- Прочитайте ту часть правила, в которой говорится о том, какое слово будет являться проверочным?

Дети читают последнюю строку.

- А теперь прочитаем все правило целиком.

8. Употребление и закрепление изученного правила на практике.

Работа № 37.Чтение текста и ответ на первый вопрос проводятся фронтально. При этом учитель часть

Дельгас Г.В.,

Заведующий Фомина И.Н.,

музыкальный руководитель МДОУ № 8 «Детский сад «Тундровичок» г. Норильск

Играя в театр, познаем мир

«Духовная жизнь ребенка полна лишь тогда, когда он живёт в мире сказок, творчества, фантазии, без этого он - засушенный цветок».

В.А.Сухомлинский

Уважаемые читатели, коллеги и родители, мы предлагаем вашему вниманию материалы по театральной деятельности, представленные сценарием спектакля с участием детей и их родителей, традиционными праздниками ДОУ, посвященными театру.

Театр — один из самых демократических и доступных видов искусства для детей, он позволяет коллек-

слов может выписать на доске, например, ств[а]лы, п[а]ляну и т. д.

Затем работа продолжается дифференцированно.

1 группа (низкий уровень): Выпиши подчеркнутые слова, найди к ним проверочные, используя слова из карточки. Сначала пиши проверочное слово, затем проверяемое. Выдели корень, подчеркни орфограмму.

ТЕНЬ, МЕСТНЫЙ, НОЧЬ, СТВОЛ, ПОЛЕ, БЕЛОСТВОЛЬНАЯ, МЕСТО, ЦВЕТ.

2 группа (средний уровень): Выполни задание из учебника. Если сможешь, примени оба способа проверки безударных гласных — запиши два проверочных слова.

3 группа (высокий уровень): Выпиши подчеркнутые слова. Подбери к каждому из них несколько проверочных слов, используя при этом два способа проверки безударных гласных. Выдели корень, подчеркни орфограмму.

Проверка фронтальная: К какому из слов оказалось трудно подобрать проверочное слово?

9. Реализация продукта.

- В парах постарайтесь составить схему, вспомнив для этого правило «ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВ», с которым мы сегодня работали. Обсудите, расшифруйте схему (работа в группах).

Домашнее задание: 1) с. 32 правило, №38. 2)* составить схему, рисунок для запоминания правила. 3)** придумать стихотворение, синквэйн о правописании безударных гласных.

тиву педагогов решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с:

^ художественным образованием и воспитанием детей;

^ формированием эстетического вкуса;

^ нравственным воспитанием;

^ развитием коммуникативных качеств личности;

^ воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи;

^ созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуаций через игру.

Главное, театр раскрывает духовный и творческий потенциал ребёнка и дает реальную возможность адаптироваться ему в социальной среде.

Наш детский сад одним из первых сделал своё, пусть небольшое, но все-таки открытие. Мы смогли показать, что наши дети способны играть и в больших спектаклях, где меняются картины одна за другой, идет смена декораций, что позволяет чуть-чуть приблизиться нам к профессиональному театру, и совместной игрой детей,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.