Дигина Алла Георгиевна,
Руководитель методического отдела по начальной школе Нижегородского Центра непрерывного образования
Правописание безударных гласных в корне слова
Конспект урока. Учебник «Живой родник», русский язык 2 класс, 3 часть, авторы Л.И.Тикунова, С.К. Тивикова, А.Г.Дигина
Задачи урока:
1. Развивать мотивационный, операционный-деятельностный и регулирующий компоненты учебной деятельности через технологию проблемнодиалогического обучения (по Е.Л. Мельниковой)
2. Развивать умение работать с текстом учебника.
3. Развивать логические операции (сравнение, обобщение, классификация, конкретизация).
4. Развивать умения сотрудничества.
5. «Открыть» правило проверки безударных гласных в корне слова.
6. Формировать умение учащихся определять и применять правило проверки безударных гласных в корне слова.
6. Формировать умение использовать два способа решения орфографической задачи при написании безударных гласных в корне слова.
7. Развивать орфографическую зоркость.
ОБОРУДОВАНИЕ
Учебник русского языка «Живой родник», 2 класс 3 часть, авторы Л.И.Тикунова, С.К. Тивикова,
А.Г. Дигина, рисунки лесных цветов, выполненные детьми (подснежник, фиалка, колокольчик, ромашка, незабудка), карточки со словарными словами — названиями цветов, записи на доске, дифференцированные карточки для работы детей низкого уровня по работе № 37.
Ход урока
1. Организационный момент, создающий положительный эмоциональный настрой.
Дыхательная гимнастика — «нюхаем цветок».
2. Актуализация.
- Где можно встретить цветы? (в лесу, на лугу, в саду)
- Какие цветы вам нравятся? Почему?
Работа с вводным текстом И. Соколова—Микитова «Цветы леса» с. 30.
- С каким чувством автор относится к лесным цветам? Аргументируй ответ.
3. Словарная работа.
- Знаете ли вы названия цветов, которые изображены на рисунках?
Дети называют цветы, учитель выставляет карточку с названием, слово хором произносится орфоэпически, орфографически.
- Работа в группах. Подберите к названиям цветов слова, обозначающие признаки предметов. Запишите
2-3 словосочетания с самыми точными, яркими прилагательными. Выделите орфограммы существительных, как на карточках.
4. Постановка учебной проблемы.
- Рассмотрите слова. В какой части слова пропущены буквы? (на доске записаны слова с пропущенными буквами, в словах отмечен корень).
Тр...винка, д...ждевик, с...сновый, ...зёра, д... машний.
- Вставьте пропущенные буквы в корне слов (несколько учащихся у доски).
- Проверим ваши записи (вероятнее всего, что учащиеся допустили ошибки).
- Задание было одно, почему результаты разные? (Мы не знаем правило написания безударных гласных в корне).
- Как вы думаете, что нужно нам сделать, чтобы правильно записывать слова с безударными гласными в корне? (Узнать правило, научиться его узнавать и применять, уметь проверять свою работу).
- Как вы думаете, какая у нас тема урока? (Правописание безударных гласных в корне).
5. Поиск решения.
Дифференцированная работа (по обьему, по уровню трудности, по степени помощи).
1 группа (низкий и средний уровни) № 35; один ученик работает у доски для того, чтобы затем осуществить проверку выполнения задания детьми.
2 группа (высокий уровень) № 36; один ученик работает у доски для дальнейшего осуществления выборочной проверки.
Проверка № 35:
-В каких словах подчеркнули буквы безударного гласного в корне слова?
-Почему на написание буквы безударного гласного надо обратить особое внимание?
(При письме можно ошибиться, поэтому надо проверить).
Проверка № 36:
-В каких словах не подчеркнули букву безударного гласного в корне слова? (цвет, даль, лес)
-Почему? (В них буква гласного в корне находится под ударением).
6. Выражение решения.
- Можно ли назвать правописание безударных гласных в корне орфограммой? Почему? (Да, так как
есть варианты при произношении и можно ошибиться при письме).
- Как можно проверить эту орфограмму?
(Подобрать однокоренное слово с ударным гласным в корне).
- Попробуем сами составить правило о проверке безударных гласных в корне слова.
7. Работа с правилом с. 32.
А) самостоятельная работа и работа в парах.
- Прочитайте правило самостоятельно. Поделитесь полученной информацией со своим одноклассникам. Постарайтесь проконтролировать себя и своего одноклассника. Если необходимо пользуйся учебником.
Б) фронтальная работа.
- Прочитайте ту часть правила, в которой говорится о том, что правописание безударной гласной в корне слова — это орфограмма.
Дети читают первый абзац.
- Прочитайте тот способ проверки, о котором мы не говорили.
(Нет, мы вспомнили только второй способ).
- А что значит, изменить форму слова?
(один — много, НЕТ чего?)
- Прочитайте ту часть правила, в которой говорится о том, какое слово будет являться проверочным?
Дети читают последнюю строку.
- А теперь прочитаем все правило целиком.
8. Употребление и закрепление изученного правила на практике.
Работа № 37.Чтение текста и ответ на первый вопрос проводятся фронтально. При этом учитель часть
Дельгас Г.В.,
Заведующий Фомина И.Н.,
музыкальный руководитель МДОУ № 8 «Детский сад «Тундровичок» г. Норильск
Играя в театр, познаем мир
«Духовная жизнь ребенка полна лишь тогда, когда он живёт в мире сказок, творчества, фантазии, без этого он - засушенный цветок».
В.А.Сухомлинский
Уважаемые читатели, коллеги и родители, мы предлагаем вашему вниманию материалы по театральной деятельности, представленные сценарием спектакля с участием детей и их родителей, традиционными праздниками ДОУ, посвященными театру.
Театр — один из самых демократических и доступных видов искусства для детей, он позволяет коллек-
слов может выписать на доске, например, ств[а]лы, п[а]ляну и т. д.
Затем работа продолжается дифференцированно.
1 группа (низкий уровень): Выпиши подчеркнутые слова, найди к ним проверочные, используя слова из карточки. Сначала пиши проверочное слово, затем проверяемое. Выдели корень, подчеркни орфограмму.
ТЕНЬ, МЕСТНЫЙ, НОЧЬ, СТВОЛ, ПОЛЕ, БЕЛОСТВОЛЬНАЯ, МЕСТО, ЦВЕТ.
2 группа (средний уровень): Выполни задание из учебника. Если сможешь, примени оба способа проверки безударных гласных — запиши два проверочных слова.
3 группа (высокий уровень): Выпиши подчеркнутые слова. Подбери к каждому из них несколько проверочных слов, используя при этом два способа проверки безударных гласных. Выдели корень, подчеркни орфограмму.
Проверка фронтальная: К какому из слов оказалось трудно подобрать проверочное слово?
9. Реализация продукта.
- В парах постарайтесь составить схему, вспомнив для этого правило «ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВ», с которым мы сегодня работали. Обсудите, расшифруйте схему (работа в группах).
Домашнее задание: 1) с. 32 правило, №38. 2)* составить схему, рисунок для запоминания правила. 3)** придумать стихотворение, синквэйн о правописании безударных гласных.
тиву педагогов решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с:
^ художественным образованием и воспитанием детей;
^ формированием эстетического вкуса;
^ нравственным воспитанием;
^ развитием коммуникативных качеств личности;
^ воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи;
^ созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуаций через игру.
Главное, театр раскрывает духовный и творческий потенциал ребёнка и дает реальную возможность адаптироваться ему в социальной среде.
Наш детский сад одним из первых сделал своё, пусть небольшое, но все-таки открытие. Мы смогли показать, что наши дети способны играть и в больших спектаклях, где меняются картины одна за другой, идет смена декораций, что позволяет чуть-чуть приблизиться нам к профессиональному театру, и совместной игрой детей,