ШР. В. Наврузова
Формирование русского правописания у учащихся-лезгин в связи с изучением фонетики...
ФШМПШ1Е НИШ
ФОРМИРОВАНИЕ РУССКОГО ПРАВОПИСАНИЯ У УЧАЩИХСЯ-ЛЕЗГИН В СВЯЗИ С ИЗУЧЕНИЕМ ФОНЕТИКИ И ОБУЧЕНИЕМ ПРОИЗНОШЕНИЮ
Р. В. Наврузова
FORMATION OF RUSSIAN SPELLING OF LEZGIN PUPILS IN CONNECTION WITH STUDYING PHONETICS AND TEACHING PRONUNCIATION
Navruzova R. V.
The formation of Russian spelling of Lezgin pupils is closely connected with formation of pronunciation skills. We must take into account the specific features of the native language and interlingual interfer-ention this is an important condition of teaching spelling. Repeated mistakes are caused by significant difference between phonetic systems of the Russian and Lezgin languages as well as by the difference in their spelling.
Key words: spelling, phoneme, morpheme, Lezgin language, bilingual, inter-ference, hyphen.
Формирование русского правописания у уча-щихся-лезгин тесно связано с выработкой навыков произношения. Необходимым условием обучения правописанию является учет специфики родного языка, межъязыковой интерференции. Устойчивые ошибки обусловливаются существенными различиями между звуковыми системами и правописанием русского и лезгинского языков.
Ключевые слова: правописание, фонема, морфема, лезгинский язык, билингв, интерференция, дефис.
УДК 3 71.315: 801.4 (808.2: 809.461.28)
Формирование русского правописания у учащихся-лезгин возможно лишь при условии выработки навыков произношения.
Большинство орфографических и речевых ошибок обусловливаются нарушением норм произношения. Орфограммы русского языка в той или иной степени связаны с фонетикой и фонологией. «Причиной фонетических ошибок является то, что смешиваемые звуки русского языка в родном языке учащихся не дифференцированы как смыслоразличительные единицы. Учащиеся на слух не различают разные звуки, следовательно, ошибки в письменной речи являются следствием неумения дифференцированно воспринимать и произносить звуки русского языка» (1, с. 259). Методика обучения правописанию русского языка должна быть тесно связана с формированием нормированного русского произношения.
С учетом характера ошибок нами разработана методика обучения русскому правописанию, которая опирается на системную целостность русской орфографии, на её морфологический характер и направлена на формирование навыков грамотного письма при изучении фонетики. Разработанная система тренировочных упражнений ориентирована не только на достижение орфографических целей, но и на расширение лексического запаса, на формирование и развитие речи учащихся.
Подавляющее большинство ошибок, выявленных нами в русской речи учащихся-лезгин, относятся к фонетическим. Следова-
тельно, необходима систематическая работа над формированием произносительных навыков. В этой связи мы рекомендуем проводить на всех уроках русского языка фонетические пятиминутки с учетом типичных и устойчивых произносительных ошибок. Учащиеся должны практически овладеть нормами реализации фонем в виде конкретных звуков, обусловливаемых фонетической позицией, при этом необходимо учитывать, что фонемы образуют закрытый ряд, а звуки - открытый.
Исследование данной проблемы показывает, что основными причинами фонетических ошибок является межъязыковая звуковая интерференция. В контактирующих языках нет тоджественных фонем. Для каждого языка характерны свои законы реализации фонем в зависимости от фонетической позиции фонема реализуется в виде конкретных звуков. В этой связи при обучении правописанию необходимо последовательно учитывать специфику как русского, так лезгинского языков.
Типичными являются ошибки, связанные с нарушением норм написания ударных гласных. Чтобы правильно организовать работу над правописанием ударных гласных, необходимо развивать у учащихся фонематический слух. Фонематическим называется такой выработанный слух, который способен различать гласные и согласные звуки во всех фонетических позициях. Трудными для учащихся-лезгин являются гласные неверхнего подъема [а], [о], [е] это связано с фонетическими чередованиями, а гласные [о], [ы] отсутствуют в лезгинском языке
Для формирования навыков правильного восприятия ударных гласных в составе русского слова необходимо разработать систему упражнений с учётом типичных ошибок учащихся в восприятии гласных в различных фонетических позициях. Например:
Упр. 1. Сопоставьте пары слов и определите, какими звуками они различаются. Обратите внимание на произношение звуков [а] и [о], [о] и [у], [ы] и [и] [и] и [е]. Составьте предложения с данными словами.
Так - ток, нас - нос, дома - дама, бук -бок, стол - стул, сок - сук, сыр - сор, тот -
тут, дам - дом, был - бил, выл - вил; точка -тучка, лысый - лисий, мыло - мило.
Для выработки навыка произношения необходимо систематически пользоваться методом имитации трудных звуков, следует объяснять их артикуляцию.
Упр. 2. Образуйте новые слова, заменяя звук [у] звуком [о], а звук [а] звуком [о].
Стул, сук, дума, зуб, ступка, усы, тук, грузы, струйка, там, вал, мал, бак, рак.
Упр. 3. Обратите внимание на произношение ударных гласных. Прочитайте вслух слова, а затем запишите. Выделите ударные слоги. Какой звук вы слышите под ударением? Как он обозначается на письме?
1. Вел, вол, темный, легкий, зелёный, студёный, весёлый, бельё; ряд, пять, взгляд, тяжелый, мягкий, тюк, мясо, пятка, необъятный, приятный; рюмка, пью, добьюсь, люк, люди, бюст.
2. Бочка, почка, ложка, борщ, пол, молодой, большой, солнце; марка, палка, ласточка, заварка; ручка, музыка, бусы, белуга.
Упр. 4. Вместо точек вставьте гласные звуки, от данных слов образуйте новые слова. Расставьте ударение и выделите ударный гласный.
Р. к, л. к, т. к, л... стра, л. д, р. д, т. м, д. м.
Необходимо заметить, что ударение в русском языке является как бы индивидуальным признаком каждого слова. Поэтому, следует обратить внимание на практическое усвоение тех акцентных моделей, в которых учащиеся допускают ошибки. Знание особенностей русского ударения (разномест-ность, подвижность, сильная центрированность ударных) поможет учащимся правильно выделять ударные и безударные гласные в составе слова. Учителю важно научить учащихся различать сильные и слабые позиции гласных и показать особенности произношения безударных гласных неверхнего подъема. Формирование навыка правописания безударных гласных протекает особенно сложно, причиной чему является несоответствие написания произношению и влияние родного языка. Этот вопрос требует подробного анализа.
Р. В. Наврузова Формирование русского правописания у учащихся-лезгин в связи с изучением фонетики.
Обучение правописанию твердых и мягких согласных. В лезгинском языке нет ни твердых, ни мягких согласных, для них не характерно фонологическое противопоставление. Мягкость и твердость является характерной чертой русского консонантизма. Корреляция твердости и мягкости несвойственна для лезгинского языка, а «для русской же фонетики - это обязательный момент звукового строя, это основа русской фонологической системы» (2, с.10). Поэтому практическое усвоение произношения и правописания представляет чрезвычайную трудность.
Учащиеся не слышат и не дифференцируют твердые и мягкие согласные. К изучению данной темы следует подходить дифференцированно, соблюдая принцип «от лёгкого к трудному». Работу целесообразно строить в следующей последовательности: а) обозначение мягкости согласных на конце слова; б) перед гласными; в) перед согласными.
При обучении правописанию твердых и мягких согласных, особенно при употреблении мягкого знака после согласных, обладающих неассимилятивной мягкостью, рекомендуется развивать фонематический слух учащихся, умение дифференцировать на слух мягкие и твёрдые согласные в различных фонетических позициях. Для этого выполняются разнообразные устные и письменные упражнения.
Упр. 1. При чтении данных слов обратите внимание на произношение конечных согласных. Переведите их на родной язык. Составьте с парами слов предложения.
Встретит - встретить, дал - даль, кон -конь, брат - брать, шест - шесть, ест - есть, угол - уголь, ел - ель, мол - моль.
Упр. 2. Объясните, чем различаются приведённые слова по звуковому составу. Для этого произведите фонетический разбор двух пар слов. Составьте словосочетания с некоторыми из них.
Угол - уголь, стал - сталь, жар - жарь, трус - трусь, удар - ударь, вес - весь, банка - банька, полка - полька, Борис - борись, любит - любить.
Упр. 3. Объясните значение слов, укажите, чем различаются следующие пары слов. Сопоставьте по значению.
Был - бил, мал - мял; сад - сядь, лук -люк, рад - ряд, мол - мёл, вол - вёл, мыл -мил, выть - вить, мышка - мишка, полка -полька, вес - весь.
Упр. 4. Обратите внимание на произношение согласных перед мягким знаком. Составьте с ними предложения.
Судьба, ходьба, письмо, только, большой, сельский, сколько.
Упр. 5. Правильно произнесите [и], [ы], твердые и мягкие согласные. Выучите скороговорки наизусть.
Мой дедушка был на фронте. Он бил фашистов
Не жалела мама мыло. Мама мыла Милу мылом. Мила мыло не любила.
У мышки в норке сыра корки.
Упр. 6. Произнесите слова. Объясните употребление мягкого знака для обозначения мягкости. Почему не во всех мягких согласных перед гласными пишется мягкий знак? Изменив слова по образцу, объясните употребление ь.
Образец: Ходьба - ходьбе; борьба - в борьбе;
Возьми, серьги, коньки, Кузьмич, косьба, резьба, просьба, пусти, костюм.
Внимание учащихся необходимо обратить на неассимилятивное и ассимилятивное произношение мягких согласных. Мягкость согласного обозначается, если она является неассимилятивной.
Упр. 7. Перепишите текст. Объясните, как обозначается мягкость согласных. Правильно произнесите выделенные слова и переведите их на родной язык.
1. Мой сосед был на фронте. - Он бил фашистов. 2. Дети пили молоко. - На дороге летом много пыли. 3. Мальчик прибил к стене полку. - Поезд прибыл на станцию вовремя. 4. Иди сюда. - В порту стояли суда. 5. Мать приготовила нам обед. - Траву на газонах нельзя мять. 6. Поставь веник в угол. - В шахте добывают уголь.7. Мой брат стал мастером на заводе. - Он плавит сталь.
Обучение правописанию глухих и звонких согласных. Трудности формирования навыков правописания глухих и звонких согласных связано, во-первых, со спецификой русской орфографии, во-вторых, с межъязыковой интерференцией. В русском языке глухой со звонким не сочетается, в конце слова произносится только глухой. Под влиянием произношения учащиеся допускают ошибки. В лезгинском языке глухой и звонкий свободно сочетаются. Учащиеся не умеют определять сильные и слабые позиции согласных. Сильной позицией по глухости-звонкости является положение перед гласным, перед сонорными и перед й. Для выяснения слабой позиции на доске записываются следующие слова:
1) Голубь, кот, арбуз, сон; 2) зарядка, стружка, резкий;
3) косьба, молотьба, сдать; 4) слова, дрова, лью, звать.
На основе наблюдения и сопоставления звукового состава данных слов учащиеся с помощью учителя делают выводы:
а) все звонкие согласные на конце слова оглушаются; б) звонкие согласные перед глухими произносятся как глухие; в) перед глухими звонкие оглушаются, перед звонкими глухие озвончаются; г) перед гласными и согласными р, м, н, л, в, й, не происходит оглушение и озвончение, произносятся как глухой так и звонкий.
При выполнении упражнения необходимо сопоставлять произношение и написание. Необходимо работать не только над правописанием, но и над произношением. Навыки произношения и написания звонких и глухих согласных в сильных и слабых позициях формируются при выполнении тренировочных упражнений, составленных с учетом специфики как русского, так и лезгинского языков.
Упр. 1. Сопоставьте произношение пар слов. Обратите внимание на произношение. Произнесите правильно звуки, которые различают пары слов.
1) Дом - том, бочка - почка, дочка -точка, голос - колос, жить - шить, зуб - суп, балка - палка, гость - кость;
2) род - рот, луг - лук, пруд - прут, стог - сток, молод - молот, рог - рок, бог -бок.
Упр. 2. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. В скобках укажите проверочные слова. Правильно произнесите написанное.
Образец: коровка (корова).
а) кру . ка, ло . ка, про . ьба, варе . ка, бли . ко, ска . ка, голу . цы, шу . ка, желе . ка, яго . ка, пиро . ки; б) очере . ь, лоша . ь, бага . , обу . ь, голу . ь, объез . , совхо . , прору . ь, заво . , арбу . .
Упр. 3. Приведенные слова прочитайте в сочетании со словом нет. Словосочетание напишите. Обратите внимание на произношение и на правописание.
Холод, столб, снаряд, вопрос, дождь, рассказ, мороз, клюв, клуб, овраг, молот, карандаш, молодёжь, обед, снег.
Выполнение этого упражнения способствует не только выработке произносительных и правописных навыков, но и практическому усвоению трудных грамматических явлений. В лезгинском языке существительные после отрицания употребляются в именительном падеже.
Методика формирования навыков правописания щ и ш. Для учащихся лезгинской школы наиболее трудным является формирование навыков произношения и правописания щ и ш. Для выработки навыка их дифференцированного употребления на письме необходимо, в первую очередь, проводить устные упражнения, сопровождаемые акустико-артикуляционной характеристикой этих звуков.
При произношении [ш] средняя часть спинки языка прогибается книзу. При этом язык принимает ложкообразную форму: спереди и сзади возвышается, а посередине опускается. При образовании [ш,] средняя спинка языка, наоборот, высоко поднимается к твёрдому нёбу, кончик языка также слегка поднимается. Таким образом, звук [ш] обладает нефонологической твёрдостью, а звук [ш,] палатализован. Причинами ошибок правописаний является нарушение норм произношения.
Р. В. Наврузова Формирование русского правописания у учащихся-лезгин в связи с изучением фонетики.
Упр. 1. Сопоставьте произношение
слов, переведите их на родной язык. Зашита - защита, чаша - чаща, прошу - прощу, шить - щит.
Упр. 2. Сопоставьте произношение ш и щ. Составьте словосочетания с приведенными словами.
Шапка, щипцы, площадь, зашить, щука, лошадь, шорох, щетина, шептать, ширина.
Упр. 3. Определите, одинаковые или разные это слова. С двумя парами слов составьте предложения.
Щёлк - шёлк, щит - шить, чаща - чаша, защита - зашита, прощение - прошение, пищу - пишу, прощу - прошу, смещение -смешение, шок - щек.
Упр. 4. Произнесите слова, заменяя букву щ буквой ш, букву ш буквой щ. Запишите их.
1) Чаща, смещение, прощение, защита;
2) шёлк, прошу, пишу, грушу.
Обучение правописанию слов с непроизносимыми согласными. Формирование навыков правописания слов с непроизносимыми согласными связано с определенными трудностями. В этой связи необходимо отобрать наиболее употребительные слова с непроизносимыми согласными и систематически повторять в письменной речи. Поэтому в орфографический словарь-минимум, составленный нами, включено 17 слов на изучаемую орфограмму (безжалостный, бескорыстный, грустный, добросовестно, известный и др.).
Отобранные слова с непроизносимыми согласными следует отличать от слов с созвучными сочетаниями (их также называют «провоцирующими»). Для проверки написания таких слов необходимо изменить их или подобрать родственные, по которым можно проверить наличие или отсутствие непроизносимого согласного (сердце - сердечный, но: прекрасный - прекрасен).
Слова с непроизносимыми согласными включаются в письменные тексты, диктанты, с ними составляются настенные словари. Формирование навыка написания слов с непроизносимыми согласными сопровождается выполнением специальных упражнений.
Упр. 1. Спишите, вставляя вместо точек, где нужно, пропущенные буквы. Выделите корень в словах с непроизносимыми согласными. Устно подберите проверочные слова.
Чес . ный поступок, радос . ная весть, интерес . ный рассказ, извес . ный человек, ужас .ная новость, уча .вовать в концерте, ненас .ный день, опас .ный поворот, поз . нее время, прекрас . ная картина, добросовес . ный ученик.
Упр. 2. Спишите слова и запомните их написание. Подчеркните опасные места.
Не пропускай букв!
Гигантский, грустный, здравствуй, местный, праздник, чувство, отсутствовать, поздно, пожалуйста, лестный, сумасшедший.
Не вставляй лишних букв!
Участвовать, чествовать, ужасный, ежечасно, опасно, нравиться, ровесник, красный, будущее, чудесный.
Упр. 3. Прочитайте. Выпишите отдельно слова с непроизносимыми и «мнимыми» согласными, объясните написание, подобрав к ним проверочные слова.
Мороз и солнце, день чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг прелестный... (А. Пушкин).
Пирожки печёт капустные,
Подрумяненные, вкусные. (С. Маршак).
Упр. 4. Образуйте от данных существительных прилагательные и составьте с ними словосочетания. Выделите корни с непроизносимыми согласными.
Образец: власть - властный человек.
Сердце, солнце, доблесть, радость, совесть, честь, месть, грусть, счастье, ненастье.
Упр. 5. Составьте мини-сочинение, используя данные слова.
Грустный, ненастный, солнце, поздно, прекрасно, интересно, чувствовать, пастбище.
Работа по формированию навыков употребления разделительных ъ и ь знаков. При изучении правила употребления разделительных ъ и ь знаков необходимо обратить внимание учащихся на следующие особенности:
а) перед какими буквами и для чего они употребляются; б) почему они называются разделительными; в) когда пишется ъ, а когда ь.
Указанные знаки в разделительном значении используются для обозначения звука [й]. Разделительный ъ пишется перед гласными буквами е, ё, ю, я только после приставок, оканчивающихся на согласный. В остальных случаях перед теми же буквами и перед и пишется ь. Опознавательный признак этой орфограммы - наличие в слове звука [й] после согласных перед гласными.
Основной целью занятий по этой теме является привитие навыков правильного произношения и правописания слов с разделительными ъ и ь. Для этого рекомендуется сопровождать устные упражнения в произношении слов с разделительными знаками соответствующими письменными заданиями.
Упр. 1. Прочитайте вслух. Сравните, как произносятся выделенные слова в левом и правом столбиках. Чем эти слова отличаются в произношении и на письме?
Упр. 2. Спишите слова и скажите, какую роль выполняют ъ и ь. Произведите фонетический разбор двух пар слов.
Полёт - польёт, сесть - съесть, солю -солью, гостю - гостью, живём - живьём, семя - семья.
Упр. 3. Выделите орфограммы ( сомнительные написания) в пословицах и поговорках. Объясните написание.
1. Ученье свет, а неученье тьма.
2. К большому терпенью придёт и уменье.
3. Сильна птица крыльями. 4. Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть.
Упр. 4. Образуйте слова с данными приставками. Объясните наличие или отсутствие разделительного знака.
Об-, за- (явление, думать, ехать, ездить), пред- (юбилейный, являть, убеждение), от-, под- (бежать, езд, пустить, ехать).
Упр. 5. Выпишите отдельно слова с разделительным ь и ь, обозначающим мягкость согласного. Что общего между ними и чем они отличаются?
Цените слух, цените Учитель спросит, надо
зренье, встать,
Любите зелень, си- Когда он сесть позво-
неву - лит, сядь.
Всё, что дано вам во Ответить хочешь - не
владенье шуми,
Двумя словами: «Я А только руку подни-
живу». ми.
(С. Маршак)
Упр. 6. Списать предложения, вставляя, где нужно, ъ или ь.
1. У меня к тебе мален .кая прос .ба.
2. У девочки на голове завязан белен .кий бан .тик. 3. Друз .я под .ехали к вечеру. 4, Закружилась в .юга, замела метел . . 5. Я живу в первом под .езде трёх .этажного дома.
В связи с обучением правописанию на основе фонетических знаний учащиеся-лезгины усваивают особенности дифференцирования общих и специфических признаков фонем русского и родного языков, учатся определять сильные и слабые позиции гласных и согласных, находить опорные написания при несоответствии произношения слов с их написанием. Работу над специфическими признаками русских фонем следует связывать с формированием навыков правописания. Такая методика способствует более прочному и осознанному усвоению орфографии.
Мы сели за стол. Дети съели свой обед.
Я белю стену. Белью придали свежий вид.
Посадили семя в землю. Наша семья дружная.
Г остю налили чай. Г остью пригласили в зал.
ЛИТЕРАТУРА
1. Буржунов Г. Г. Методика преподавания русского языка в дагестанской 1 национальной школе. - Махачкала, 2005.
2. Реформатский А. А. О некоторых трудностях обучения произношению // Русский язык для студентов иностранцев. - М. 1961.
Об авторе
Наврузова Регина Вячеславовна, ГОУ ВПО
«Дагестанский государственный педагогический университет», аспирантка кафедры методики преподавания русского языка. [email protected]