Научная статья УДК 34
https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-2-177-182 NIION: 2003-0059-2/23-637 MOSURED: 77/27-003-2023-02-836
Правоотношения Российской Федерации с соотечественниками в аспекте обеспечения их безопасности
Василий Дмитриевич Самойлов
Омское отделение Академии военных наук, Омск, Россия, [email protected]
Аннотация. Десятилетние правовые вариации с правами и свободами советских граждан, вынужденно оставшимися на территории постсоветских государств вследствие низложения высшим руководством СССР суверенитета одной из сверхдержав мира, явственно проявляются в сфере безопасности. В связи с этим реализация решения Президента РФ на проведение Специальной военной операции, с одной стороны, актуализировала аспект прав и свобод соотечественников за рубежом для обеспечения защищенности их личности, семьи и русскоязычного общества, с другой, — породило всплеск русофобии, особенно на территории стран Европы. В статье представлены итоги исследования правоотношений Российской Федерации с соотечественниками для их государственно-правового урегулирования.
Ключевые слова: соотечественники, безопасность, государственно-правовое обеспечение и регулирование
Для цитирования: Самойлов В. Д. Правоотношения Российской Федерации с соотечественниками в аспекте обеспечения их безопасности // Вестник Московского университета МВД России. 2023. № 2. С. 177-182. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-2-177-182.
Original article
Legal relations of the Russian Federation with compatriots in the aspect
of ensuring their security
Vasily D. Samoilov
Omsk Branch of the Academy of Military Sciences, Omsk, Russia, [email protected]
Abstract. Ten-year-old legal variations with the rights and freedoms of Soviet citizens who were forced to remain on the territory of post-Soviet states due to the deposition of the sovereignty of one of the superpowers of the world by the supreme leadership of the USSR are clearly manifested in the field of security. In this regard, the implementation of the decision of the President of the Russian Federation to conduct a Special Military Operation, on the one hand, actualized the aspect of the rights and freedoms of compatriots abroad to ensure the protection of their personality, family and Russian-speaking society, on the other hand, gave rise to a surge of Russophobia, especially in Europe. The article presents the results of the study of the legal relations of the Russian Federation with compatriots for their state-legal regulation.
Keywords: compatriots, security, state and legal support and regulation
For citation: Samoilov V. D. Legal relations of the Russian Federation with compatriots in the aspect of ensuring their security. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2023;(2):177-182. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-2-177-182.
Актуальность темы исследования. Одним из важнейших вопросов современных международных отношений является защита прав национальных меньшинств, проживающих за рубежом, государствами их происхождения и защита сограждан, временно пребывающих за рубежом. Актуализацией защиты сограждан стало решение Президента РФ о Специальной военной операции (далее — СВО) с целью прекращения
© Самойлов В. Д., 2023
геноцида людей на Донбассе [11, с. 208; 17]. Данный аспект международного права известен с появлением первых государств. Так античные города (полисы) Древней Греции заключали двух- и многосторонние договоры для защиты своих сограждан, проживающих в других полисах. Остро реагировал на ущемление прав сограждан Древний Рим, посылавший легионы туда, где, по мнению сената, нарушались права
римлян. В Царской России сограждане «поданные» были обязаны платить дань или оброк [10, с. 8; 12, с. 12]. На заре Советской России в период и по окончании Гражданской войны свою Родину покинули примерно два миллиона поданных, большинство из которых в зарубежных странах приобрели статус эмигрантов
[11, с. 5].
Проблемные вопросы государственно-правового регулирования и обеспечения правоотношений с соотечественниками периодически становятся актуальными в силу потребностей государственных и бизнес структур во внешних трудовых мигрантах из постсоветских государств [7, с. 204-206]. При реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина Россия претендует на свободный и социально защищенный статус сограждан за рубежом. Но система российского права такова, что до полного осознания конституционных прав и свобод, для их фактической реализации пока еще далеко [7, с. 301-303]. Причём, аспект обеспечения государством безопасности соотечественников, проживающих за рубежом, весьма редко актуализируется научным сообществом [3, с. 185; 12, с. 12, 28-32, 145].
Степень изученности и проработанности проблемы. Первые упоминания о «русском праве» в договорах князя Олега с Византийской империей 907 и 912 гг. связаны с урегулированием правового положения руссов, находящихся или проживающих на территории империи [7, с. 286].
Интерес мирового сообщества к проблемам своих соотечественников возник после 1-й Мировой войны, перекроившей политическую карту Европы. Потребовались широкие гарантии, закреплённые в системе международных соглашений и имеющие механизмы контроля над их реализацией. Возникла необходимость в создании международной организации, уполномоченной в регулировании отношений государства со своими соотечественниками, проживающими за рубежом. Такой организацией стала Лига Наций, Устав которой подписали (1919 г.) 44 государства, включая 31 государство, воевавшее совместно с Антантой или её поддерживающее [10, с. 254].
Декреты Совета народных Комиссаров (28 октября 1921 г.) и Центрального Исполнительного Комитета (15 декабря 1921 г.) установили сроки, в течение которых русские граждане, находящиеся за границей, могли получить советский паспорт. Гражданства лишались все лица, проживающие за границей в течение пяти лет и не получившие советского паспорта или его сертификата в советских представительствах за рубежом до 1 июня 1922 г., а также лица, принадлежащие к белым эмигрантам [7, с. 282, 287].
Законы 1930 и 1931 гг. лишили гражданства (подданства) почти всех эмигрантов из России, которые стали апатридами (франц. a — не имеющие, Patrie — Отечества). Норвежец Ф. Нансен, с 1921 г. Верховный комиссар по вопросам беженцев, созвал 3-5 июля 1922
г. в Женеве Межправительственную конференцию, на которой приняли сертификат для беженцев без гражданства (нансеновский паспорт), что позволил им свободно передвигаться, быть под защитой в других странах. За работу по натурализации и репатриации лиц, перемещённых в период 1-й Мировой войны, Нансен стал лауреатом Нобелевской премии мира (1922 г.). 12 мая 1926 г. на конференции в Женеве 24 государства определили статус беженцев из России, подтвердив их право и право их детей (до возраста 15 лет по сертификатам родителей, что выдавались только на год) вернуться в страну изгнания; свободное получение виз на выезд-въезд, транзит для беженцев [7, с. 287; 10, с. 255].
Юристы-международники-эмигранты из России, возражая против статуса русских беженцев как «лиц русского происхождения, не приобретших никакой другой национальности», выступали за их признание политическими эмигрантами, не подданными. В 1945 г. после Великой Победы над фашистской Германии, была создана ООН, Уставом которой защита прав и свобод человека стала обязанностью всех её членов (п. 3 ст. 1, п. 1б ст. 13, ст. 55с, ст. 68 и 76с) [7, с. 287; 8, с. 255].
Крах Советского Союза и образование Содружества независимых государств (СНГ) превратило русскоязычных этносов в меньшинства и часто сопровождается нарушениями их прав и свобод. Однако «РФ гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за её пределами» [2, ст. 2, 61 ч. 2]. Для российского государства значим и День социальной справедливости 20 февраля 2009 г., провозглашенный Генассамблеей ООН в специальной резолюции №А/ RES/62/10 от 18 декабря 2007 г. [5, с. 80; 11, с. 71].
Базовым документом ООН, обеспечивающим защиту прав меньшинств, стала Декларация ООН о правах лиц, что принадлежат к национальным, этническим, религиозным и языковым меньшинствам (резолюция 47/135 Генассамблеи 18 декабря 1992 г.) [1; 8, с. 172, 236; 9, с. 205, 267].
Итак, основы отношений государства со своими соотечественниками, проживающими за рубежом, содержит Заключительный текст комментария к Декларации, что подготовила Рабочая группа по меньшинствам Подкомиссии по поощрению и защите прав человека Экономического и Социального Совета ООН (2 апреля 2001 г. под председательством А. Эйде). Выявлено, что содержание основ отношений государства с соотечественниками, которые проживают за рубежом, применительно к теме исследования, включает октет основных положений [7, с. 255-256] (Таблица).
Вместе с тем положения и механизмы защиты меньшинств, предусмотренные международно-правовыми актами ООН, конкретизируются, углубляются и расширяются в соответствии с реальной ситуацией в том или ином районе планеты региональными организациями, являющимися важными субъектами международных отношений.
Таблица.
Основные положения комментария к Декларации
Номер положения Содержание положения
E/CN.4/Sub.2/ AC.5/2001/2 II.3 Поощрение и защита прав меньшинств способствуют политической и социальной стабильности государств, в которых живут меньшинства, и содействуют укреплению дружбы и сотрудничества между народами и государствами
E/CN.4/Sub.2/ AC.5/2001/2 II.4 Государство обязано уважать и обеспечивать всем находящимся в пределах его территории и под его юрисдикцией лицам права, закреплённые в договорах, в которых участвует государство, без какой бы то ни было дискриминации по любому признаку — расовому, этническому, религиозному, происхождения и др.
E/CN.4/Sub.2/ AC.5/2001/2 II. 9 Лица, (пока ещё) не являющиеся гражданами страны, в которой они проживают, могут входить в состав меньшинств или принадлежать к меньшинствам в конкретной стране
E/CN.4/Sub.2/ AC.5/2001/2 II.10 Лица, компактно проживающие на части территории государства, в отличие от лиц, проживающих некомпактно, вправе рассчитывать на осуществление прав, касающихся использования языка и наименования улиц и мест, в ряде случаев — на определённую автономию. Лица, длительно проживающие на территории государства, вправе обладать более широкими, правами по сравнению с лицами, прибывшими в страну недавно
E/CN.4/Sub.2/ AC.5/2001/2 II. 20 В ряде случаев лучшим средством защиты прав меньшинств могут быть позитивные меры для их интеграции, но не ассимиляции
E/CN.4/Sub.2/ AC.5/2001/2 II. 25, ст. 2.2. и 2.3 Все малые и большие группы меньшинств вправе участвовать в жизни общества
E/CN.4/Sub.2/ AC.5/2001/2 II. 49 Разные этнические, языковые или религиозные общины должны иметь равный доступ к трудоустройству в государственном секторе
E/CN.4/Sub.2/ AC.5/2001/2 II. 50 Следует развивать формы участия апатридов, предоставлять им право голоса на местном уровне по истечении срока пребывания в стране и включать часть наблюдателей из числа апатридов в состав муниципальных, региональных и национальных законодательных / административных органов
Так, проблемы французов, живущих за пределами Франции и её заморских территорий (около 1,5 млн. чел.), решает Высший Совет по делам французов (далее — ВС ДФ) за границей как консультативный орган в МИД Франции [13, с. 289]. ВС ДФ включает 12 сенаторов, 150 делегатов и 20 видных политических деятелей, назначаемых министром иностранных дел Франции, избираемых всеобщим прямым голосованием французами в разных странах и регионах сроком на шесть лет. Финансирование деятельности Высшего Совета производится из бюджета МИД. Председателем ВС ДФ является министр иностранных дел, трех его заместителей избирают из состава делегатов, а помощь совету оказывают штатные сотрудники Управления по делам французов за границей МИД [16].
Анализ полученных результатов. Основы отношений Российской Федерации (далее — РФ) с соотечественниками, проживающими за рубежом определены ст. 6-10 ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» (1999 г.) и сформированы из [7, с. 289;
15, ст. 6-10]: законодательства РФ в области отношений с соотечественниками; основ отношений с гражданами РФ, проживающими за рубежом; отношений с лицами, состоявшими в гражданстве СССР; отношений с выходцами (эмигрантами); отношений с потомками соотечественников.
Законодательство РФ в области отношений с соотечественниками основано на общепризнанных принципах и нормах международного права и включает: Конституцию РФ, международные договоры РФ, базовый федеральный закон и принятые согласно Конституции РФ и базовому закону, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов 85 субъектов РФ [2; 4; 14; 15].
Непосредственно основы отношений с гражданами РФ, проживающими за рубежом, определены квартетом положений: а) РФ гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за рубежом; б) граждане РФ, проживающие за рубежом, пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, прожи-
вающими на территории РФ, за исключением случаев, установленных законодательством РФ и международными договорами РФ, при соблюдении законодательства государства проживания; в) граждане РФ, проживающие за рубежом, во время их пребывания на территории РФ пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, проживающими на территории РФ, за исключением случаев, установленных федеральным законом; г) лица, имеющие двойное гражданство (бипатриды), одно из которых - российское, не могут быть ограничены в правах и свободах и не освобождаются от обязанностей, вытекающих из гражданства РФ, если иное не предусмотрено международным договором РФ/законодательством РФ [2; 7, с. 290; 15].
Отношения с лицами, состоявшими в гражданстве СССР, определяются историческими особенностями возникновения государств их проживания и приоритетно значимы для РФ. Страна содействует им в реализации основных прав и свобод человека и гражданина (в т. ч., права на гражданство и свободу его выбора), оказывает им помощь и поддержку на основании закона и международных договоров РФ с учётом законодательства государств их проживания. Отдельно регулируются отношения с приобретающими гражданство РФ согласно законодательству постсоветских государств или бипатридами и с апатридами (лицами без гражданства) [4, с. 116, 122-123].
Отношения с выходцами (эмигрантами) определяет трио положений [7, с. 290-291]: а) РФ благоприятствует сохранению ими связей с РФ во всех областях и использованию возможностей, как соотечественникам, выступает в их поддержку при нарушении основных прав и свобод человека и гражданина; б) на выходцев (эмигрантов), состоявших в гражданстве СССР, проживающих за рубежом и за пределами государств, входивших в состав СССР, распространяется действие ст. 8; в) отношения между выходцами (эмигрантами) и РФ, вытекающие из факта наличия у них подданства Российского государства (гражданства Российской республики, РСФСР, СССР и РФ), регулируют международные договоры и законодательство РФ.
Отношения с потомками соотечественников обусловлены: а) на тех, кто являются гражданами РФ или бипатридами, одно из которых - российское, распространяется действие ст. 7; б) в случае установления по основаниям, указанным в ст. 4 закона, их родства по прямой восходящей линии с лицами, состоявшими в гражданстве СССР, и выходцами (эмигрантами) участники (стороны) отношений РФ с соотечественниками создают условия для поддержания их интересов к РФ и связей с ней; в) их права, которые могут вытекать из их родства с лицами, состоявшими в гражданстве СССР, выходцами (эмигрантами), обеспечиваются согласно международным договорам РФ и законодательству РФ [15, ст.14-18].
В историко-правовом аспекте осознанию послед-
ствий правоотношений со своими соотечественниками служит Великая Отечественная война советского народа с фашистской Германией. Истребление советских военнопленных и жителей тысяч городов, сёл и деревень сочеталось с их рабством, умерщвлением в концлагерях. Репатриация указанных категорий советских граждан после Великой Победы была чрезвычайно затруднена, тем более для репатриированных были уготованы иные жизненные испытания их судеб в своей стране [6, с. 68]. В связи с введением против РФ более 10 тысяч разнообразных санкций в период проведения СпВО, для граждан РФ, а также для наших сограждан и соотечественников, проживающих или временно пребывающих за рубежом возрастает практическая значимость феномена информационно-образовательных технологий (ИОТ) [13, с.171].
В системе российского образования в связи с апробированием средств дистанционного обучения, в процессе противодействия Covid-19, ИОТ могут существенно позитивно влиять на процесс взаимодействия с физическими и юридическими лицами из числа наших соотечественников, в том числе в части обеспечения их защиты и безопасности, содействия их переселению на российскую территорию в рамках действующей Программы [14; 15]. В связи с этим в рамках Всероссийского молодёжного экологического форума Президент РФ в своём рассуждении о поэтизации «Страны восходящего Солнца» именно Россию признал таковой, акцентируя внимание участников на том, что: «наша страна начинается с человека, где бы он ни жил» [17].
Выводы. Государственная политика РФ в области защиты прав наших соотечественников за рубежом периодически ориентируется на системно-целевые установки. Действующее миграционное законодательство содержит концептуальные подходы к этой проблеме, и механизмы её реализации: а) нормы правового регулирования процесса переселения соотечественников из-за рубежа; б) основания для признания и подтверждения принадлежности к соотечественникам; в) основы отношений ОГВ с соотечественниками, проживающими за рубежом; г) полномочия государства в области отношений с соотечественниками, механизм конституционно-правового регулирования процесса переселения в РФ соотечественников из-за рубежа.
С начала СпВО правоотношения ОГВ в части взаимодействия РФ с соотечественниками за рубежом наполняет новое содержание: проблемные вопросы защиты их прав более активнее решают и федеральные ОГВ, и ОГВ многих из 85 субъектов РФ; из-за наплыва пакетов антироссийских санкций для реализации нац-проекта Демография совместно со сферой миграции всё явственнее отражается проблема их государственной и общественной значимости, безопасности; усилена эффективность работы для обеспечения личных и семейных интересов российских диаспор (союзов) за рубежом.
Список источников
1. Декларация ООН о правах лиц, принадлежащих к национальным, этническим, религиозным и языковым меньшинствам. Резолюция 47/135 Генассамблеи от 18 декабря 1992 г. [Электронный ресурс] URL: https:// www. un.org/ru/decl_conv/declarations/minority_rights (дата обращения: 26.08.2022).
2. Конституция РФ от 25 декабря 1993 г. (от 01.07.2020) // Российская газета — Федеральный выпуск № 144 (8198). 2020. 4 июля.
3. Нурадинов Ш. М., Самойлов В. Д., Селезнёва К. В. Профессиональная подготовка кадров для сферы миграции : конституционно-правовые аспекты реализации государственной миграционной политики // Образование. Наука. Научные кадры. 2020. № 1. С. 184-187.
4. Прудников А. С., Самойлов В. Д. Деятельность Федеральной миграционной службы : учебное пособие. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2007. 288 с.
5. Самойлов В. Д. Андрогогические основы педагогики и психологии в системе высшего образования России : учебник / В. Д. Самойлов. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2015. 295 с.
6. Самойлов В.Д. Взываю к памяти живых : истребление людей // Психология и педагогика служебной деятельности. 2020. №1. С. 66-69.
7. Самойлов В. Д. Государственно-правовые основы миграционной системы Российской Федерации : учебно-метод. пособие. М. : МИ-ЭМП, 2007. 436 с.
8. Самойлов В. Д. Методика преподавания юридических дисциплин в системе высшего образования России : курс лекций / В. Д. Самойлов. М. : РУСАЙНС, 2018. 320 с.
9. Самойлов В. Д. Методология преподавания юриспруденции в системе высшего образования России : монография / В. Д. Самойлов. М. : ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2016. 367 с.
10. Самойлов В. Д. Основы миграционного права : учебник / В. Д. Самойлов. М. : Академия экономической безопасности МВД России, 2009. 384 с.
11. Самойлов В. Д. Педагогика и психология высшей школы : учебник / В. Д. Самойлов. Москва ; Вологда, Инфра-Инженерия, 2021. 248 с.
12. Самойлов В. Д. Радиотехника и телекоммуникации : генезис и компаративизм : учебник / В. Д. Самойлов. М. : РУСАЙНС, 2018. 168 с.
13. Самойлов В. Д., Эриашвили Н. Д. Об информационно-образовательных технологиях // Международный журнал педагогики и психологии служебной деятельности. 2020. № 3. С. 170-174.
14. Указ Президента РФ от 31 октября 2018 г. № 622 «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на
2019-2025 годы» // URL:/http://www.kremlin. ru/acts/bank/43709.
15. Федеральный закон от 24 мая 1999 г. № 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» (в ред. от 23.07.2013 г. № 203-ФЗ) [Электронный ресурс] URL: http://www. kremlin.ru/acts/bank/13875 (дата обращения: 26.08.2022).
16. URL: https://mirznanii.eom/a/28567-7/ natsionalnaya-politika-frantsii (дата обращения: 11.06.2020).
17. URL: https://rg.ru/2022/09/05/reg-dfo/putin-strana-voshodiashchego-solnca-eto-rossiia.html? (дата обращения: 05.09.2022).
References
1. UN Declaration on the Rights of Persons Belonging to National, Ethnic, Religious and Linguistic Minorities. General Assembly resolution 47/135 of December 18, 1992. [Electronic resource] URL: http:// www.un.org/ru/decl_conv/declarations/ minority_rights (accessed: 26.08.2022).
2. The Constitution of the R. F. of December 25, 1993 (from 01.07.2020) // Rossiyskaya gazeta-Federal Issue № 144 (8198). 2020. July 4.
3. Nuradinov Sh. M., Samoilov V. D., Selezneva K. V. Professional training of personnel for the sphere of migration : constitutional and legal aspects of the implementation of the state migration policy // Education. Science. Scientific personnel. 2020. № 1. P. 184-187.
4. Prudnikov A. S., Samoilov V. D. The activity of the Federal Migration Service : textbook. Moscow : UNITY-DANA, 2007. 288 p.
5. Samoilov V. D. Androgogical foundations of pedagogy and psychology in the higher education system of Russia : textbook. M. : UNITY-DANA. 295 р.
6. Samoilov V. D. I appeal to the memory of the living : the extermination of people // Psychology and pedagogy of official activity. 2020. № 1. P. 66-69.
7. Samoilov V. D. State and legal foundations of the migration system of the Russian Federation : educational and methodol. manual. M. : MIEMP, 2007. 436 p.
8. Samoilov V. D. Methods of teaching legal disciplines in the higher education system of Russia : course of lectures. Moscow : RUSAINS, 2018. 320 р.
9. Samoilov V. D. Methodology of teaching jurisprudence in the higher education system of Russia : monograph / V. D. Samoilov. M. : UNITY-DANA ; Law and Law, 2016. 367 p.
10. Samoilov V. D. Fundamentals of migration law : textbook. M. : AEB of the Ministry of Internal
Affairs of Russia, 2009. 384 p.
11. Samoilov V. D. Pedagogy and psychology of higher education : textbook / V. D. Samoilov. Moscow ; Vologda, Infra-Engineering. 248 p.
12. Samoilov V. D. Radio engineering and telecommunications : genesis and comparativism : textbook / V. D. Samoilov. M. : RUSAINS, 2018. 168 p.
13. Samoilov V. D., Eriashvili N. D. On information and educational technologies // International Journal of Pedagogy and Psychology of Performance. 2020. № 3. P. 170-174.
14. Decree of the President of the Russian Federation № 622 dated October 31, 2018 «On the Concept of the State Migration Policy of the Russian
Federation for 2019-2025» // URL: http://www. kremlin.ru/acts/bank/43709.
15. Federal Law № 99-FZ dated May 24, 1999 «On the state policy of the Russian Federation in relation to compatriots abroad» (ed. dated 23.07.2013, № 203-FZ) [Electronic resource] URL: http:// www.kremlin.ru/acts/bank/13875 (accessed: 26.08.2022).
16. URL: https://mirznanii.com/a/28567-7/ natsionalnaya-politika-frantsii (accessed: 11.06.2020).
17. URL: https://rg.ru/2022/09/05/reg-dfo/putin-strana-voshodiashchego-solnca-eto-rossiia.html? (accessed: 05.09.2022).
Информация об авторе
В. Д. Самойлов — корреспондент Вестника Сибирского отделения Академии военных наук, доктор педагогических наук, кандидат военных наук, профессор, ветеран военной службы.
Information about the author V. D. Samoilov — Correspondent of the Bulletin of the Siberian branch of the Academy of Military Sciences, Doctor of Pedagogical Sciences, Candidate of Military Sciences, Professor, Veteran of Military Service.
Статья поступила в редакцию 28.10.2022; одобрена после рецензирования 11.01.2023; принята к публикации 07.02.2023.
The article was submitted 28.10.2022; approved after reviewing 11.01.2023; accepted for publication 07.02.2023.
Национальная безопасность России в условиях глобализации. Геополитический подход. Монография. Под ред. А. П. Кочеткова, А. В. Опалева. 231 с. Гриф УМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки.
Показаны концептуальные подходы к противодействию угрозам национальной безопасности России в условиях глобализации, раскрыты современные геополитические технологии обеспечения национальной безопасности России, изложены организационные основы противодействия угрозам ее безопасности.
Дан анализ политики обеспечения национальной безопасности России в условиях глобализации. Раскрыты основные направления реализации современной политики национальной безопасности России, даны предложения по оптимизации и координации деятельности органов государственной власти, бизнеса и гражданского общества в обеспечении национальной безопасности.
Книга адресована как научным работникам, сферой научных интересов которых являются проблемы глобалистики, геополитики и безопасности, так и специалистам, принимающим участие в разработке стратегических документов и реализации стратегических установок в сфере национальной безопасности.