Научная статья УДК 34
https://doi.org/10.24412/2073-0454-2021-6-235-240 NIION: 2003-0059-6/21-108 MOSURED: 77/27-003-2021-06-307
Миграционная безопасность в условиях геополитических вызовов России
Василий Дмитриевич Самойлов1, Шамиль Магомедович Нурадинов2, Павел Владимирович Бойцов3
1 Академия военных наук, Москва, Россия
2 3 Московский университет МВД России имени В. Я. Кикотя, Москва, Россия
1 vas.samoylow2016@yandex.ru
2 trianonnn2017@mail.ru
3 pavel.petrovka38@yandex.ru
Аннотация. Конституция Российской Федерации содержит термин государственная безопасность, что редко встречается в положениях нормативных правовых актах федерального и регионального уровней. В связи с этим наличествуют два конституционных вида безопасности РФ и ряд видов, включая миграционную безопасность. Геополитическое значение сферы миграции обусловлено тем, что участники миграционных правоотношений часто становятся источниками внутригосударственных и международных конфликтов, новых вызовов и угроз государственной безопасности.
Ключевые слова: государственная безопасность, сфера миграции, мигранты
Для цитирования: Самойлов В. Д., Нурадинов Ш. М., Бойцов П. В. Миграционная безопасность в условиях геополитических вызовов России // Вестник Московского университета МВД России. 2021. № 6. С. 235-240. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2021-6-235-240.
Original article
Migration security in the context of Russia's geopolitical challenges
Vasily D. Samoilov1, Shamil M. Nuradinov2, Pavel V. Boytsov3
1 Academy of Military Sciences, Moscow, Russia
2 3 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. Ya. Kikot', Moscow, Russia
1 vas.samoylow2016@yandex.ru
2 trianonnn2017@mail.ru
3 pavel.petrovka38@yandex.ru
Abstract. The Constitution of the Russian Federation contains the term state security, which is rarely found in the provisions of regulatory legal acts of the federal and regional levels. In this regard, there are two constitutional types of security of the Russian Federation and a number of types, including migration security. The geopolitical significance of the migration sphere is due to the fact that participants in migration legal relations often become sources of domestic and international conflicts, new challenges and threats to state security.
Keywords: state security, migration sphere, migrants
For citation: Samoilov V. D., Nuradinov Sh. M., Boytsov P. V. Migration security in the context of Russia's geopolitical challenges. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2021;(6):235-240. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2021-6-235-240.
© Самойлов В. Д., Нурадинов Ш. М., Бойцов П. В., 2021
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Стратегический курс Российской Федерации (далее — РФ) в сфере миграции в условиях геополитических вызовов и угроз, ориентирует на рост благосостояния и стабилизацию числа граждан РФ, прогресс социально-экономического развития государства при реализации разных интересов. В связи с этим государственная миграционная политика РФ направлена на управление миграционными процессами для обеспечения безопасности государства, его геополитических интересов, прав и свобод человека и гражданина РФ, решения актуальных задач в сферах экономики, демографии и миграции [1; 2, с. 49; 6; 7, с. 976; 9; 16].
В соответствии с конституционными нормами в разных сферах жизни и деятельности личности, семьи, социальных групп и должностных лиц органов государственной власти (далее — ДЛ ОГВ) многообразие идей как проблемно, так и многомерно [4]. По нашему мнению, это обусловлено, с одной стороны, отсутствием перечня или комплекса каких-либо идей, с другой — Основной закон РФ ориентирует на их незримое присутствие (ст. 13). При продолжающейся дискуссионности конституционной нормы обоснуем данное утверждение на примере государственно-правового регулирования сферы миграции по трём предложенным аспектам: а) политики и концептуально-доктринальному акту; б) социально-экономическому; в) профессиональному.
Первый аспект обусловлен фактом отсутствия, научно-выверенного программного (концептуального или доктринального) документа в сфере миграции. По существу, очередной вариант концепции не вооружает как ДЛ ОГВ, так и граждан РФ (далее — РГ), иностранных граждан (далее — ИГ), лиц без гражданства (далее — ЛБГ) законодателей и правоприменителей, а также субъекты и объекты управления миграционными процессами. На самом деле, Президент РФ определяет основные тренды внешней и внутренней политики, включая сферу миграции, которые Правительство РФ детализирует по трендам формирования и реализации миграционной политики [1; 15-17].
Второй аспект охватывает сущность, содержание и структуру сферы миграции (миграционной системы РФ). По своей сущности, миграция людей, во-первых, социально-экономическое явление, формирующееся в процессе осуществления ими своих намерений, связанных с передвижением и приобретением гражданско-правового статуса в местах вселения, а также с интересами их семей, общества и государства [5; 8; 10; 13]; во-вторых, инструмент воздействия на эффективность разработки и реализации идей в сфере российской экономики. Авторами доказано, что госу-
дарственно-правовому регулированию в РФ подлежат восемь процессов: иммиграция, расселение, вынужденная миграция, трудовая миграция (внешняя и внутренняя), переселение соотечественников, эмиграция, нелегальная миграция и реадмиссия [3; 5, с. 191; 11; 12].
В связи с этим рассмотрим научно-исследовательские результаты в части реализации приоритетного нацпроекта Демография в сфере миграции:
а) Процессы трудовой миграции (внешней и внутренней) и эмиграции. Привлечение в РФ квалифицированных иммигрантов в качестве иностранных работников и снижение эмиграции из РФ отечественной интеллектуальной элиты в ретроспективе обусловлено оставлением Советской России к 1925 г. не менее 2,5 млн эмигрантов, элиты общества, которая способствовала прогрессу ряда зарубежных стран. С 2005 г. Родину в качестве эмигрантов ежегодно оставляют 40-70 тыс. сограждан, включая выпускников вузов. В результате опроса по репрезентативной всероссийской выборке городских и сельских жителей (в 136 населённых пунктах 52 субъектов РФ, 1600 человек в возрасте от 18 лет, 13-19 декабря 2018 г.) было выявлено, что: а) из граждан РФ, желающих выехать за рубеж на постоянное место жительства, 41 % — это молодые люди (18-24 лет), 5 % — в возрасте от 55 лет; б) не пожелавших к указанному переезду, с 61 % (2012 г.) до 56 % (2018 г.); в) эмигрантами пожелали стать 17 % опрошенных (96 % — это молодой российский этнос); г) граждане РФ (от 55 лет) к статусу эмигранта отнеслись негативно [14].
б) Переселение в страну соотечественников с начала 2007 г. зависимо от демографической ямы, для ликвидации которой с 1991 г. ДЛ ОГВ ориентируют граждан РФ и иммигрантов на лиц, связанных с нашей страной духовно-языковыми и этнокультурными узами, чтобы за счёт потенциала соотечественников, по существу ИГ и ЛБГ, обеспечить урегулирование проблемы демографии в РФ [2, с. 49; 5, с. 191; 9; 10].
Доказано, что эффективность реализации цели Государственной программы «Содействие добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» переселить в страну к исходу 2008 г. 500 тыс. человек, к концу 2010 г. составляла 24026 человек или 4,8 % [6; 13; 14]. На наш взгляд, вызывает сомнение включение в дюжину нац-проектов в 2018 г. миграции в качестве составляющей сферы демографии. Возможно, это связано с процессами: а) демографической экспансии ряда сопредельных государств (Азербайджан, Армения, Киргизия, КНР и др.); б) торговли людьми (детьми, заложниками); в) суррогатного материнства и др.
Например, с 1993 г. по 2010 г. в США из РФ вывезено более 60 тыс. детей, а из них число не вернувшихся двукратное. Американцы только за свой «визит» в РФ к продавцу российского ребёнка платили 15 тыс. долл., и ещё минимум 50 тыс. долл. в случае его приобретения. Особенно активно усыновляли детей в РФ в 2010 г.: Испания (792), Италия (686, по соглашению), Израиль, Франция, СК (Соединённое Королевство). В 2010 г. в РФ 700 тыс. детей оставались без попечения родителей, 72 % детей проживали в приёмных семьях [10; 11; 14].
в) Процесс расселение своих граждан — это их обеспечение в части достойного благосостояния на территории РФ, включая пространство всех 85 субъектов РФ. При анализе выявлено, что на территории РФ в 2007 — 2019 г. примерно 5 млн. человек ежегодно меняли места постоянного жительства.
г) Противодействие процессу нелегальной миграции на территории РФ осуществляется для обеспечения безопасности государства в ответ на новые вызовы и угрозы в разных аспектах геополитики в целях: а) установления правового статуса физических лиц, оценочно, от 2 до 5 млн нелегалов — это ИГ и ЛБГ; реадмиссии или благоприятного возвращения в РФ своих сограждан, не совершивших правонарушений на территориях зарубежных стран, с которыми заключены двусторонние соглашения [10; 13].
Авторы полагают необходимым уточнение отдельных положений о Стратегии национальной безопасности РФ, в частности, для достижения целей: а) обеспечения государственной и общественной безопасности используется термин «нелегальная миграция»; б) внешней политики РФ — «незаконная миграция» [18, ст. 47, п.16 и ст. 101, п. 25]. В связи с этим под нелегальной миграцией понимать преднамеренное передвижение отдельных лиц (групп лиц), происходящее в нарушение правовых норм государств их исхода, транзита и пребывания.
Третий аспект означает, что иммиграция ИГ и ЛБГ, вынужденная миграция граждан РФ, с одной стороны, как самый многочисленный процесс (ежегодно 10-15 млн человек иммигрируют на территорию РФ), с другой — как наиболее сложный (вынужденными мигрантами являются вынужденные переселенцы, беженцы, лица, ходатайствующие о предоставлении им политического/временного убежища) требуют более расширенного формата представления [2; 10]. При этом значим профессиональный аспект обеспечения этнокультурной безопасности РФ этническими группами, проживающими на территории страны с многовековыми традициями, нравами и обычаями. Для освоения
обучающимися этнокультурной безопасности требуется система профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации (далее — СПППК) должностных лиц для обеспечения потребностей министерств и ведомств в сферах политики, безопасности, экономики, демографии, миграции [3, с. 184; 12].
Существующая СПППК не обеспечивает потребности МВД России (до 5 апреля 2016 г. ФМС России), хотя с Главным управлением МВД России по вопросам миграции в настоящее время связаны МИД России, Минобрнауки России, ФСБ России, Минздрав России, Минэкономразвития России, МЧС России, Минтранс России и др.
В процессе анализа организационных основ обеспечения безопасности РФ в сфере миграции выявлен ряд вызовов и угроз, обоснованы прогнозы, которые могут существенно влиять на благосостояние и достойную жизнедеятельность граждан РФ [2; 6; 9; 14]. На самом деле, подлежат учёту все выявленные мотивы поведения ИГ и ЛБГ, которые прибывают на территорию страны в качестве внешних трудовых мигрантов для выполнения временных работ у российских работодателей.
В связи с этим миграционная безопасность охватывает 193 нации, народов и народностей, проживающих на территории РФ, которые стремятся сохранять и защищать свои традиции, нравы и обычаи. При изложении сущности, содержания и структуры этнокультурной безопасности как миграционной безопасности полагаем, что они в основном тождественны в местах постоянного жительства граждан РФ. Применительно к реализации этносами (нациями, народами и народностями) своих намерений на передвижение по территории РФ или вне её территории, в обоих случаях в местах их потенциального вселения следует учитывать сущностно-содержательные аспекты выше изложенных тезисов [6; 7, с. 977; 9].
Из опыта личного участия в процессе разработки и реализации политики государства в сфере миграции с 2004 г. полагаем теоретико-практически уместным утверждать о том, что государственно-правовое регулирование в РФ миграционных процессов направлено на: а) беспрецедентные стимулы для «утечки мозгов» российской высококвалифицированной элиты, включая выпускников престижных вузов; б) не явное содействие добровольному переселению на территорию РФ соотечественников, которые проживают за пределами страны. В качестве внешних трудовых мигрантов использовать соотечественников возможно, если они пребывают трудоспособными, выражают миграционные намерения для приобретения гражданства
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
РФ и на обретение постоянного места жительства на российской территории [10; 11].
Однако гражданско-правовой статус потенциальных граждан РФ требует однозначного толкования всеми регуляторами миграционных процессов, что до сих пор в стране осуществляется периодически, хотя демографическая яма поглощает десятки тысяч граждан РФ, невзирая на апелляцию к увеличению продолжительности жизни пенсионеров. По состоянию на 27 сентября 2021 г. с начала марта 2020 г. коронавирусная инфекция отражает квантификацию незримой миро-
вой войны человечества с вирусом Covid-2019 которая представлена квантификатором таблиц 1 и 2 [18].
Согласно содержанию таблицы 1, из 7 915 703 500 человек — жителей нашей планеты (по состоянию на 2315 31 августа 2021 г.), не стало (погибли) каждого из 1 661,1377 человек. В таблице 2 констатировано, что из 146 003 194 граждан РФ (по состоянию на 2317 31 августа 2021 г.) процент смертности в РФ составляет 2, 75 (в США — 1,61; ФРГ — 2, 23), обусловленный количеством заражённых, погибших и выздоровевших на 22.00 27 сентября 2021 г.
Мировая статистика коронавируса
Таблица 1
В мире по состоянию на 2200 27.09.2021 г. Заражены, чел. Выздоровели, чел. / % Погибли, чел. / % Из всех людей в мире погибли
232 815 823 209 493 492 / 0,899824 4 765 230 / 0,0204 678 Из 7 915 703 500 каждый 1 661,1377 -й
Статистика РФ по коронавирусу (27 сентября 2021 г.)
Таблица 2
РФ - 5-е место в мире по заражённым Заражены Погибли Выздоровели Статус-заражён
7443149 чел. 204 679 чел. 6618117 чел. 620353 чел.
Выводы: государственно-правовое регулирование миграционной безопасности РФ представляет собой процесс разработки и реализации научно обоснованной (не кулуарным способом) Концепции государственной миграционной политики с привлечением подлинных экспертов-аналитиков, патриотов своего Отечества как в сфере миграции, так в сфере культуры всех 193 наций, народов и народностей страны. Таков обоснованный призыв авторов к противодействию вызовам и угрозам в сфере безопасности РФ.
Список источников
1. Конституция РФ от 25 декабря 1993 г. (от 01.07.2020) // Российская газета - Федеральный выпуск № 144 (8198). 2020. 4 июля.
2. Нурадинов, Ш. М., Самойлов, В. Д. Вызовы и угрозы государственной безопасности РФ : общественно-миграционные основы // Вестник Московского университета МВД России. 2019. № 3. С. 49-52.
3. Нурадинов, Ш. М., Самойлов, В. Д., Селезнёва, К. В. Профессиональная подготовка кадров для
сферы миграции : конституционно-правовые аспекты реализации государственной миграционной политики // Образование. Наука. Научные кадры. 2020. № 1. С. 184-187.
4. Нурадинов, Ш. М., Самойлов, В. Д. О многообразии идей в сфере миграции. Теоретико-правовые аспекты // Государственная служба и кадры. 2019. № 2. С. 19-23.
5. Панов, А. И., Самойлов, В. Д. Миграция как социально-экономическое явление // Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2018. № 3(19). С. 191-196.
6. Самойлов, В. Д. Безопасность Российской Федерации : конституционно-правовые основы государственной политики : монография. М. : РУСАЙНС, 2019. 170 с.
7. Самойлов, В. Д. Демографическая и миграционная безопасность России // Большая Евразия : Развитие, безопасность, сотрудничество. Ежегодник. Вып. 2. Ч. 2 / РАН. ИНИОН; Отв. ред. В.И. Герасимов. М., 2019. С. 976-978.
8. Самойлов, В. Д. Генезис отечественной мигра-циологии // Актуальные проблемы административного права и процесса. 2020. № 3. С. 73-78.
9. Самойлов, В. Д. Государственно-правовые аспекты миграционной безопасности России // Вестник экономической безопасности. 2018. № 2. С. 31-34.
10. Самойлов, В. Д. Деятельность Федеральной миграционной службы : учеб. пособие. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2007. 288 с.
11. Самойлов, В. Д. Методология преподавания юриспруденции в системе высшего образования России: монография. М. : Закон и право, 2016. 367 с.
12. Самойлов, В. Д. Перспективные научно-практические разработки для развития образования в сфере миграции // Актуальные проблемы административного права и процесса. 2020. № 3. С. 79-81.
13. Самойлов, В. Д., Соловьёва, М. Л. Институт российского гражданства как инструмент обеспечения безопасности государства (экспертно-аналитиче-ская оценка) // Современная наука : актуальные проблемы теории и практики. Серия : Экономика и право.
2018. № 7. С. 162-165.
14. Самойлов, В.Д. Совершенствование системы высшего образования в России: конституционно-правовые основы научно-исследовательских идей : монография. М. : РУСАЙНС, 2019. 178 с.
15. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года».
16. Указ Президента РФ от 31 октября 2018 г. № 622 «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы» [Электронный ресурс]. URL:http://www.kremHn.ru/ acts/bank/ 43709 (дата обращения: 24.11.2020).
17. Указ Президента РФ от 2 июля 2021 г. «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // URL: http://www.consultant.ru / document/ cons_doc_LAW_389271/ (дата обращения: 18.07.2021).
18. URL: https://russian-trade.com/coronavirus/ (дата обращения: 27.09.2021).
References
1. The Constitution of the Russian Federation of December 25, 1993 (from 01.07.2020) // Rossiyskaya gazeta-Federal Issue No. 144 (8198). 2020. July 4.
2. Nuradinov, Sh. M., Samoilov, V. D. Challenges and threats to the state security of the Russian Federation : socio-migration foundations // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia.
2019. No. 3. P. 49-52.
3. Nuradinov, Sh. M., Samoylov, V. D., Selezneva,
K. V. Professional training for the sphere of migration : constitutional and legal aspects of the implementation of the state migration policy // Education. The science. Scientific personnel. 2020. №1. P. 184-187.
4. Nuradinov, Sh. M., Samoilov, V. D. On the diversity of ideas in the field of migration. Theoretical and legal aspects // Civil service and personnel. 2019. No.2. P. 19-23.
5. Panov, A. I., Samoilov, V. D. Migration as a socio-economic phenomenon // Economic and socio-humanitarian studies. 2018. No. 3(19). P. 191-196.
6. Samoilov, V. D. Security of the Russian Federation : constitutional and legal foundations of state policy : monograph. Moscow : RUSAINS, 2019. 170 p.
7. Samoilov, V. D. Demographic and migration security of Russia // Greater Eurasia : Development, security, cooperation. Yearbook. Issue 2. Part 2 / RAS. INION; Ed. V. I. Gerasimov. M., 2019. P. 976-978.
8. Samoilov, V. D. Genesis of domestic migrationary // Actual problems of administrative law and process. 2020. No. 3. P. 73-78.
9. Samoilov, V. D. State-legal aspects of migration security of Russia // Bulletin of Economic Security. 2018. No. 2. P. 31-34.
10. Samoilov, V. D. Activity of the Federal Migration Service : textbook. manual. Moscow : Unity-Dana, 2007. 288 p.
11. Samoilov, V. D. Methodology of teaching jurisprudence in the higher education system of Russia : monograph. Moscow: Unity-Dana, 2016. 367 p.
12. Samoilov, V. D. Perspective scientific and practical developments for the development of education in the field of migration // Actual problems of administrative law and process. 2020. No. 3. P. 79-81.
13. Samoilov, V. D., Solovyova, M. L. The Institute of Russian citizenship as a tool for ensuring state security (expert-analytical assessment) // Modern science: actual problems of theory and practice. Series: Economics and Law. 2018. No. 7. P. 162-165.
14. Samoilov, V. D. Improving the system of higher education in Russia: constitutional and legal foundations of research ideas : monograph. Moscow : RUSAINS, 2019. 178 p.
15. Decree of the President of the Russian Federation of May 7, 2018 "On national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period up to 2024".
16. The presidential decree of 31 October 2018 No. 622 "About the Concept of the state migration policy of the Russian Federation for 2019-2025" [Electronic resourse]. URL:http://www.kremlin.ru/acts/bank/ 43709 (accessed:
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
24.11.2020).
17. Decree of the President of the Russian Federation of July 2, 2021 "On the National Security Strategy of the Russian Federation" // URL: http://www.consultant.
ru / document/cons_doc_LAW_389271/ (accessed: 18.07.2021).
18. URL: https://russian-trade.com/coronavirus/ (accessed: 27.09.2021).
Информация об авторах В. Д. Самойлов - корреспондент Академии военных наук, доктор педагогических наук, профессор; Ш. М. Нурадинов - доктор юридических наук, профессор;
П. В. Бойцов - адъюнкт Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя.
Information about the authors V. D. Samoilov - Corresponding of the Academy of Military Sciences, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor; Sh. M. Nuradinov - Doctor of Legal Sciences, Professor;
P. V. Boytsov - Adjunct of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. Ya. Kikot'.
Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 11.09.2021; одобрена после рецензирования 25.10.2021; принята к публикации 15.11.2021.
The article was submitted 11.09.2021; approved after reviewing 25.10.2021; accepted for publication 15.11.2021.
A.C. Прудников
Органы внутренних дел
и институты гражданского общества
Формы взаимодействия и партнерства в сфере миграции
История. Современность. Перспективы
Органы внутренних дел и институты гражданского общества. Формы взаимодействия и партнерства в сфере миграции. История. Современность. Перспективы. Монография. Прудников А.С. 183 с.
Монография подготовлена с учетом новых теоретических и научно-практических подходов к изучению основ институтов гражданского общества, закрепляющих их правовое положение, анализ форм участия институтов гражданского общества в осуществлении общественного контроля, а также их взаимодействия и партнерства с органами публичной власти в сфере миграции.
Для курсантов, слушателей образовательных учреждений МВД России, преподавателей юридических вузов, а также практических сотрудников подразделений по вопросам миграции территориальных органов МВД России.