Научная статья на тему 'Правоохранительный механизм таможенных органов в системе валютного контроля'

Правоохранительный механизм таможенных органов в системе валютного контроля Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
381
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
валютный контроль / трансграничные перемещения / таможенные органы / правоохранительный механизм / контрабанда наличных денежных средств / currency control / transboundary traf- fic / customs bodies / law enforcement framework / cash smuggling

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Елена Владимировна Гусева

Рассмотрена роль правоохранительного механизма в функционировании таможенных органов при осуществлении валютного контроля. Автором статьи проанализированы действующие уголовно-правовые нормы о преступлениях в сфере таможенного дела по вопросам незаконного вывоза капитала за рубеж. На примере Брянской таможни определены проблемы контроля за перемещением физическими лицами наличных денежных средств. Результаты анализа указывают на необходимость создания информационной базы данных физических лиц, осуществляющих неоднократное перемещение денежных средств в крупном размере за определенный период времени. В статье определены направления совершенствования законодательной базы таможенного контроля за перемещением наличных денежных средств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Елена Владимировна Гусева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Law Enforcement Framework of Customs Bodies in Terms of Currency Control

The article casts a light upon the role of law enforcement framework of customs bodies in the process of currency control implementation. The author examined penal law provisions in force regarding the crimes connected with illicit capital outflow. The author determined the problems concerning controlling scheme of cash export by individuals in Bryansk Customs. Results of the analysis highlight the need to create an information database of individuals that repeatedly move cash on a large scale through the border within certain period. The article also defines the ways to improve the legislative framework in terms of customs monitoring of transboundary traffic of cash.

Текст научной работы на тему «Правоохранительный механизм таможенных органов в системе валютного контроля»

УДК 33 ББК 65

DOI 10.24411/2073-3305-2019-10096

Правоохранительный механизм таможенных органов в системе валютного контроля

Law Enforcement Framework of Customs Bodies in Terms

of Currency Control

Елена Владимировна ГУСЕВА,

аспирант заочной формы обучения кафедры управления Российской таможенной академии, заместитель начальника отдела таможенных платежей Московской областной таможни

E-mail: helen7537731@gmail.com

Научный руководитель: С. А. Хмелев, доктор экономических наук

Аннотация. Рассмотрена роль правоохранительного механизма в функционировании таможенных органов при осуществлении валютного контроля. Автором статьи проанализированы действующие уголовно-правовые нормы о преступлениях в сфере таможенного дела по вопросам незаконного вывоза капитала за рубеж. На примере Брянской таможни определены проблемы контроля за перемещением физическими лицами наличных денежных средств. Результаты анализа указывают на необходимость создания информационной базы данных физических лиц, осуществляющих неоднократное перемещение денежных средств в крупном размере за определенный период времени. В статье определены направления совершенствования законодательной базы таможенного контроля за перемещением наличных денежных средств.

Ключевые слова: валютный контроль, трансграничные перемещения, таможенные органы, правоохранительный механизм, контрабанда наличных денежных средств

Потребность в системном исследовании правоохранительного механизма таможенных органов возникает в связи с тем, что в сегодняшних условиях глобализации экономики и международной экономической интеграции увеличилась степень свободы во внешнеэкономической деятельности, ускорился трансграничный товарооборот, в том числе трансграничное перемещение денежных средств и денежных инструментов. В данных условиях по-

Abstract. The article casts a light upon the role of law enforcement framework of customs bodies in the process of currency control implementation. The author examined penal law provisions in force regarding the crimes connected with illicit capital outflow. The author determined the problems concerning controlling scheme of cash export by individuals in Bryansk Customs. Results of the analysis highlight the need to create an information database of individuals that repeatedly move cash on a large scale through the border within certain period. The article also defines the ways to improve the legislative framework in terms of customs monitoring of transboundary traffic of cash.

Key words: currency control, transboundary traffic, customs bodies, law enforcement framework, cash smuggling

вышается значение системы правоохранительных мер таможенных органов по обеспечению экономической безопасности государства. Эта система должна, не препятствуя трансграничному товарообороту, обеспечивать максимальное содействие внешнеэкономической деятельности и вместе с тем действенную защиту национальных интересов [7, с. 6]. Осуществить тотальный таможенный досмотр всех перемещающихся через границу товарных партий невозможно, а значит,

необходимо более умело пользоваться иными средствами и методами выявления и пресечения трансграничных правонарушений, в том числе с помощью правоохранительного механизма.

Таможенные органы включены в систему правоохранительных органов Российской Федерации. Правовая основа правоохранительной деятельности таможенных органов заложена как в международно-правовых документах, действующих в России, так и в национальных нормативных правовых актах, регулирующих тамо-женно-правовые отношения, в том числе определяющих компетенцию таможенных органов как органов дознания.

Время от времени возникает вопрос о несвойственности правоохранительных функций таможенным органам, якобы имеющим исключительно фискальное предназначение. И действительно, на протяжении многих лет администрирование таможенных платежей играет важную роль в формировании доходов федерального бюджета. Фискальная функция представляет собой практическую деятельность таможенных органов по обеспечению поступления таможенных доходов в федеральный бюджет РФ и является одной из основных задач, которая возложена на таможенные органы.

Однако нельзя не отметить, что роль правоохранительной составляющей в функционировании таможенных органов на современном этапе становится все более значимой. Несмотря на спад внешнеэкономической активности и связанное с этим уменьшение объема внешней торговли с рядом иностранных государств, — закономерное следствие «санкционной политики», свидетелями которой мы являемся, — сохраняется общий тренд ускорения трансграничного товарооборота. В мировой экономике происходят интенсивные интеграционные процессы, которые сопровождаются ростом международной торговли и движения капитала, вовлечением национальных экономик в единый воспроизводственный процесс. Для этих процессов характерны все большая открытость и взаимосвязанность национальных экономик, которые в той или иной мере включены в глобальную экономику и все больше зависят от нее, при этом происходит размывание национальных границ, что не всегда дает позитивные эффекты [5, с. 10].

С позиций индивидуального инвестора, будь то юридическое или физическое лицо, капиталы вправе перемещаться туда, куда их выгоднее вкладывать. Однако с точки зрения национальных интересов, если вывоз капиталов пре-

валирует над их ввозом, это, как правило, означает реальное сокращение ресурсов для экономического роста.

Вывоз капиталов ограничивает свободу действий правительства в проведении эффективного хозяйственного курса, дестабилизируя систему макроэкономического регулирования и подрывая фискальную дисциплину (практика повседневного вывоза активов неизбежно порождает уклонения от налогов, взимаемых с доходов на эти активы). Вывоз капиталов осуществляется за счет снижения заработной платы и уровня жизни тех социальных слоев, которые не имеют возможности перевести свои накопления в иностранные активы.

Либерализация внешнеэкономической деятельности и связанная с ней возможность бесконтрольного вывоза капитала усиливают стимулы для правонарушений и преступлений на внутреннем рынке. Являясь следствием высокой криминальной активности, несовершенной экономической политики, недоверия населения и бизнеса к финансовым институтам, а также общей нестабильности, нелегальный вывоз капиталов оказывает негативное воздействие на экономику, лишая ее и без того дефицитных ресурсов и ограничивая возможности выбора государством рационального экономического курса [6, с. 42].

В данных условиях повышается значение валютного контроля как правоохранительного механизма по обеспечению экономической безопасности России от незаконного вывоза капитала за рубеж. Так как таможенные органы практически находятся в пунктах пропуска через российскую границу, на них возлагается большая степень ответственности, связанная с выявлением, пресечением и предупреждением административных правонарушений и уголовных преступлений в этой области. Поэтому все случаи незаконного вывоза денежных средств прежде всего выявляются и фиксируются таможенными органами. Данная обязанность закреплена подп. 4, 5 п. 2 ст. 351 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза и подп. 3, 5 п. 2 ст. 254 Федерального закона от 3 августа 2018 г. №289-ФЗ [1; 2].

Процесс совершенствования уголовно-правовых норм о преступлениях в сфере таможенного дела по вопросам незаконного вывоза капитала за рубеж происходил наряду с развитием международных правовых институтов.

В феврале 1990 г. Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) разработала и представила на рассмотрение всех заинтересованных стран 40 Рекомендаций по борьбе с отмыванием денег, которые являются конкретными предложениями по совершенствованию странами-участницами своих законодательных систем и финансовых структур. Особое внимание в Рекомендациях уделяется контролю за трансграничным перемещением наличных денежных средств и денежных инструментов. В частности, Рекомендации 32 «Курьеры наличных» предписывают странам иметь в наличии меры по выявлению физического трансграничного перемещения наличных денежных средств и денежных инструментов на предъявителя.

Наглядной иллюстрацией необходимости обеспечения контроля за перемещением наличных денежных средств являются недавние события на Украине в 2013 г., когда, по свидетельству очевидцев, огромные мешки с иностранной валютой бесконтрольно перемещались через границу Украины, а потом эти средства использовались для организации массовых беспорядков, приведших в конечном итоге к государственному перевороту и дестабилизации обстановки в стране [8, с. 139].

В настоящее время процесс совершенствования правоохранительного механизма таможенных органов в системе валютного контроля продолжается. Он осуществляется как путем редактирования существующих уголовно-правовых норм, так и путем криминализации новых деяний в сфере внешнеэкономической деятельности:

■ статья 193 Уголовного кодекса РФ была изменена введением в действие Федерального закона от 28 июня 2013 г. № 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям», отныне преступлением стало считаться не «невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте», а уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации»;

■ введением в Уголовный кодекс РФ статьи 193.1 криминализировано такое общественно опасное деяние в сфере внешнеэкономической деятельности, как «совершение валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации на сче-

та нерезидентов с использованием подложных документов»; ■ вновь криминализирована контрабанда валюты, в результате чего глава 22 «Преступления в сфере экономической деятельности» Уголовного кодекса РФ пополнилась еще одной нормой о контрабанде, совершаемой в отношении наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, — статья 200.1 [3]. Таким образом, законодательно была возвращена ответственность за контрабанду денежных средств, позволяющая перекрыть каналы финансирования незаконной деятельности на территории Российской Федерации, использующих курьерские перевозки наличной валюты.

В зоне деятельности Центрального региона России наиболее крупной таможней, осуществляющей контроль за трансграничным перемещением денежных средств, является Брянская таможня. На всем протяжении таможенной границы Таможенного союза в рамках ЕАЭС сопредельным государством является Украина. Протяженность таможенной границы в регионе деятельности Брянской таможни составляет 375,6 км. В связи со сложившейся сложной политической ситуацией на Украине, введением новых обязательств при въезде на Украину российских граждан (представление приглашения украинской стороны и обязательное наличие заграничного паспорта), а также ввиду сокращения железнодорожного и авиасообщения уменьшилось общее число физических лиц, пересекающих границу [10].

Так, в 2016 г. через автомобильные пункты пропуска Брянской таможни проследовали 2,773 млн человек, через железнодорожные пункты пропуска — 1,666 млн человек, через воздушный пункт пропуска — 169 человек. В 2017 г. количество лиц, пересекающих границу через автомобильные пункты пропуска, уже уменьшилось на 20% и составило 2,220 млн человек, через железнодорожные пункты пропуска — 1,471 млн человек (уменьшение составило 12% по сравнению с аналогичным периодом 2016 г.), через воздушный пункт пропуска — 58 человек (уменьшение составило 66%). В 2018 г. число физических лиц, пересекающих границу, стало еще меньше. Через автомобильные пункты пропуска проследовали 1,937 млн человек, через железнодорожные пункты пропуска — 1,266 млн человек, посредством авиасообщения — 43 человека [12].

•—2016 • 2017 - • - 2018

Рис. 1. Динамика количества перемещений физических лиц через пункты пропуска

Брянской таможни

В связи с указанными причинами сократился и объем перемещаемых задекларированных денежных средств. Сведения о ввозе и вывозе наличных денежных средств и (или) денежных

инструментов физическими лицами на основании статистических данных Брянской таможни [11] представлены в табл. 1.

Таблица 1. Объем перемещаемых задекларированных денежных средств по данным

Брянской таможни

Количество

Год физических лиц, задекла- Сумма вывезенных Сумма ввезенных

рировавших денежные средства ценностей, долл. ценностей, долл.

2016 2538 1 379 532,21 1 576 306,39

2017 1826 897 705,66 789 672,72

2018 1130 921 226,55 447 210,83

Сумма провозимых наличных денежных средств, превышающих в эквиваленте 10 тыс. долл., должна быть подвергнута учету.

В таких случаях декларирование денежных средств осуществляется путем заявления сведений в дополнительном формуляре пассажирской таможенной декларации «Декларация на-

личных денег и (или) денежных инструментов» [4].

Статистические данные о ввозе / вывозе наличных денежных средств через таможенные пункты пропуска Брянской таможни [11] представлены в табл. 2.

Таблица 2. Данные о ввозе / вывозе наличных денежных средств через таможенные пункты пропуска Брянской таможни

Год Вывоз наличных денежных средств Ввоз наличных денежных средств

Количество Сумма денежных Количество Сумма денежных средств,

физических средств, долл. физических долл.

лиц лиц

2016 7 206 127,00 13 346 173,00

2017 14 1 037 338,00 18 707 050,70

2018 3 81 128,88 7 179 355,80

В соответствии с Порядком заполнения декларации наличных денег физическому лицу необходимо указать источник дохода или предполагаемое использование декларируемых наличных денежных средств и (или) денежных инструментов.

Практика показывает, что достаточно распространены случаи, когда лицо, не имеющее никаких источников дохода, перемещает за границу существенные суммы денежных средств и инструментов. При этом в пассажирской декларации, как правило, указывается в качестве источника дохода получение заработной платы. Таможенные органы имеют право отказывать в принятии таможенной декларации, если в ней не указаны необходимые сведения. Однако следует понимать, что при должном заполнении формуляра декларации отказ в ее принятии может быть расценен как превышение должностных полномочий. Таким образом, с одной стороны, таможенные органы наделены правом контроля за перемещением наличных денежных средств, но при этом не имеют полномочий по применению соразмерных сдерживающих санкций в отношении лиц, осуществляющих недостоверное декларирование.

Установленных фактов незаконно перемещаемых денежных средств ничтожно мало по сравнению с общим объемом денежных средств, подлежавших контролю, как в количественном выражении, так и в денежном эквиваленте.

Так, в 2016 г. по фактам контрабанды наличных денежных средств Брянской таможней было возбуждено два уголовных дела по ст. 200.1 УК РФ. Из незаконного оборота было изъято 6 598 053,00 руб. В 2017 г. по ст. 200.1 № УК РФ возбуждено два уголовных дела, изъято 2 971 042,41 руб. В 2018 г. по фактам контрабанды наличных денежных средств возбуждено три уголовных дела по ст. 200.1 УК РФ, изъято 6 331 420,52,00 руб. [9].

Таким образом, несмотря на то, что ответственность за контрабанду денежных средств была ужесточена, полностью перекрыть каналы финансирования незаконной деятельности с использованием курьерских перевозок наличных денежных средств не удается.

Серьезным препятствием в решении существующей проблемы является тот факт, что у граждан, перемещающих денежные средства через границу, нет обязанности подтверждать сведения об их происхождении. При декларировании таких денежных средств не учитывается то обстоятельство, что лица, перемещаю-

щие наличные денежные средства, не имеют легальных источников дохода.

Одной из основных причин неприменения мер уголовно-правового характера к таким «курьерам наличных» является отсутствие достаточных доказательств факта, что денежные средства добыты преступным путем.

Декларируя наличные денежные средства «курьеры наличных» не указывают сведения о происхождении крупных сумм и не прилагают подтверждающие документы. При этом характерной особенностью таких перемещений являются их частота и количество. Одно и то же лицо может пересекать границу множество раз и столько же раз декларировать денежные средства без указания сведений об их происхождении. Сложность учета таких перемещений и отсутствие государственного регулирования в этой сфере негативно влияют на экономику принимающей страны, так как есть все основания полагать, что такие трансграничные переводы становятся частью механизма легализации доходов, полученных преступным путем, и занимают существенное место в теневой экономике.

Таким образом, в целях дальнейшего совершенствования правоохранительного механизма таможенных органов для повышения эффективности валютного контроля предлагается:

■ корректировать и оптимизировать нормы уголовного законодательства, касающегося контрабанды наличных денежных средств и (или) денежных инструментов в части учета не только факта не декларирования провозимой валюты, но и факта указания недостоверной информации при заполнении таможенной декларации;

■ проработать вопрос об ограничении перемещения наличных денежных средств и денежных инструментов через границу, установив предельный размер их суммы;

■ предоставить таможенным органам право проведения проверки достоверности сведений о происхождении денежных средств, указанных в таможенных декларациях;

■ создать на приграничных таможнях информационную базу данных физических лиц, осуществляющих неоднократное перемещение денежных средств в крупном размере за определенный период времени и обеспечить доступ к данной базе всех заинтересованных лиц в режиме реального времени.

Список литературы

1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11 апреля 2017 г., вступил в силу 1 января 2018 г.) [Электронный ресурс] // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

2. Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3 (в ред. Федерального закона от 28 июня 2013 г. № 134-Ф3) [Электронный ресурс] // Доступ из СПС «Кон-сультантПлюс».

4. Решение Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. № 287 «Об утверждении формы пассажирской таможенной декларации и порядка заполнения пассажирской таможенной декларации» в ред. от 14 ноября 2017 г.

5. Алексеева Л.Г. Международные денежные переводы как форма вывоза капитала: Дис. ... канд. экон. наук. М., 2010.

6. Рязанцев А.П., Хрусталев Е.Ю., Алексеева Л.Г. Экспорт капитала в форме международных денежных переводов и его влияние на теневую экономику // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 22. URL:

https : / / cyberleninka.ru/article/n/eksport-kapi-tala-v-forme-mezhdunarodnyh-denezhnyh-pere-vodov-i-ego-vliyanie-na-tenevuyu-ekonomiku

7. Табаков A.B. Содействие внешнеэкономической деятельности и обеспечение экономической безопасности в формате международной экономической интеграции / / Петербургский экономический журнал. 2015. № 4.

8. Урда М.Н. О проблемах применения нормы об ответственности за контрабанду денежных средств и (или) денежных инструментов // Вестник Томского государственного университета. 2014. № 385.

9. Брянская таможня. Информация о текущей деятельности таможенного органа. [Электронный ресурс] // URL: http://ctu. customs.ru/ index.php?option=com_content&view= category&id=102%3Ainfo-o-tek-deyat-bryan cat&Itemid=144&layout=default&limitstart=70

10. Брянская таможня. Статистическая информация о деятельности таможенного органа. [Электронный ресурс] // URL: http://ctu.customs. ru/index.php?option=com_content&view=categor y&id=192:stat-info-bryan-cat&Itemid=234 &la yout=default

11. Брянская таможня: статистический отчет «1-ВАЛ» за период 2016—2018 гг.

12. Сведения о загруженности пунктов пропусков в Белгородской, Курской, Воронежской и Брянских областях [Электронный ресурс] // URL: http://ctu.customs.ru/index.php?option= com_content&view=category&id=249&Itemid=281

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.