Научная статья на тему 'Правоохранительная деятельность таможенных органов на восточных окраинах Российского государства: историко-правовой аспект'

Правоохранительная деятельность таможенных органов на восточных окраинах Российского государства: историко-правовой аспект Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
786
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / ТАМОЖНЯ / ТАМОЖЕННАЯ ЗАСТАВА / ПОСТ / КОНТРАБАНДА / CUSTOMS OFFICES / CUSTOMS / A CUSTOMS OUTPOST / A POST / CONTRABAND

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Казанцева Наталья Геннадьевна, Карпович Олег Геннадьевич

Данная статья посвящена историческому опыту правоохранительной деятельности российских таможенных органов Российской империи на важнейшем, переломном этапе в развитии государства. Представлены результаты исследования особенностей правоохранительной деятельности таможенных органов в дореволюционный период, точнее в начале XX века. Авторы обращают внимание на то, что борьба с контрабандой была приоритетным направлением деятельности таможенных органов. В работе использованы современные общенаучные и специальные методы познания: анализ, синтез, историко-правовой и другие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the historical experience of Russian empire customs bodies law enforcement activ ity at the important, critical stage in the state develop ment. The features research results of customs bodies law enforcement activity in prerevolutionary period, more exactly in the beginning of xx century are presented. The scientists point out that anti-smuggling was a customs bodies priority direction activity. The following modern general scientific and special cognition methods are used in the work: analysis, synthesis, historical and legal and others.

Текст научной работы на тему «Правоохранительная деятельность таможенных органов на восточных окраинах Российского государства: историко-правовой аспект»

УДК 336.244:34.07

Казанцева Наталья Геннадьевна Natalya G. Kazantseva

доктор исторических наук, доцент, заведующий кафедрой административного права и таможенного дела

Забайкальский государственный университет (672039, Чита, ул. Александро-Заводская, 30)

doctor of sciences (history), associate professor, head of department of administrative law and customs Transbaikal state university (30 Alexandro-Zavodskaya st., Chita, Russia, 672039)

E-mail: [email protected]

Карпович Олег Геннадьевич Oleg G. Karpovich

доктор юридических наук, профессор, проректор (по научной работе)

Российская таможенная академия (140015, Московская область, Люберцы, Комсомольский проспект, 4)

doctor of sciences (law), professor, vice-rector (for research)

Russian customs academy (4 Komsomolsky av., Lubertsy, Moscow region, Russia, 140015) E-mail: [email protected]

Правоохранительная деятельность таможенных органов на восточных окраинах Российского государства: историко-правовой аспект

Customs bodies law enforcement activity on East suburbs of the Russian state:

historical and legal aspect

Данная статья посвящена историческому опыту правоохранительной деятельности российских таможенных органов Российской империи на важнейшем, переломном этапе в развитии государства. Представлены результаты исследования особенностей правоохранительной деятельности таможенных органов в дореволюционный период, точнее в начале XX века. Авторы обращают внимание на то, что борьба с контрабандой была приоритетным направлением деятельности таможенных органов. В работе использованы современные общенаучные и специальные методы познания: анализ, синтез, историко-правовой и другие.

Ключевые слова: таможенные учреждения, таможня, таможенная застава, пост, контрабанда.

The article is devoted to the historical experience of Russian empire customs bodies law enforcement activity at the important, critical stage in the state development. The features research results of customs bodies law enforcement activity in prerevolutionary period, more exactly in the beginning of xx century are presented. The scientists point out that anti-smuggling was a customs bodies priority direction activity. The following modern general scientific and special cognition methods are used in the work: analysis, synthesis, historical and legal and others.

Keywords: customs offices, customs, a customs outpost, a post, contraband.

Одной из малоизученных проблем историко-правовой науки является правоохранительная деятельность отдельных органов государственной власти на отдаленных рубежах Российского государства. Начало разработке этой проблематики в науке было положено в конце 1990-х

начале 2000-х годов, но при этом в основной массе опубликованных работ, заметно отличающихся друг от друга по задачам, тематике, методам исследования, характеру и объему привлекаемых источников, затрагивается лишь общая характеристика отдельных видов правоохрани-

© Казанцева Н.Г., Карпович О.Г., 2017

тельной деятельности. Выбор темы данного исследования обусловлен постановкой проблемы осуществления региональными таможенными учреждениями правоохранительной деятельности в особых геополитических условиях на рубеже XIX — XX веков.

Содержание правоохранительной деятельности таможенных органов на востоке России исторически определилось в форме борьбы с контрабандой. Общеизвестно, что контрабанда — есть следствие объявления протекционистской (запретительной) таможенной политики. Наряду с столь концептуальной причиной контрабанды можно назвать такие, как применение таможенного законодательства (точнее его недоработки, «пробелы» и «коллизии»), многочисленные продолжительные перерывы в торговле на фоне политических событий, разногласия между местными и «иногородними» купцами и др. Характер и особенности контрабандной деятельности зависели от региональных особенностей. На особом счету, конечно, была территория Дальнего Востока и Забайкалья, где зависимость торговли от иностранного капитала была особенно велика. Если до 50-х годов XIX века на территории Дальнего Востока и Забайкалья контрабанда была уделом людей, удовлетворяющих таким образом только свои потребительские нужды, то с 1852 года она приняла совершенно иной характер, а к XIX веку обрела размеры оптовой торговли. В таких условиях традиционные формы пресечения контрабанды теряли свою продуктивность, необходимо было предпринимать меры по усилению охраны значительной по протяженности границы.

Таможенные учреждения, наделенные полномочиями в этой сфере, встали перед задачей модернизации методов и способов борьбы с контрабандным ввозом и вывозом. Оценка отчетной документации таможен позволяет говорить о том, что борьба с контрабандой стала для чинов таможенной службы важнейшим, даже приоритетным направлением деятельности (нужно отметить, что борьба с контрабандой осуществлялась и чинами пограничной стражи).

В истории старейшей таможни региона — Кяхтинской — факты контрабанды случались регулярно, при этом таможенные служители вели борьбу с ней самыми разными способами. Наиболее эффективными из них были меры (способы) государственного воздействия, выраженные в применении актов общероссийского законодательства и осуществлении административных действий, в том числе со стороны

губернского начальства. Примером таких мер можно назвать введение в 1811 году системы вознаграждений «задержателям» контрабанды. В 1854 году был издан указ «О взысканиях и наказаниях за нарушение правил о Кяхтинской торговле», который в качестве мер борьбы с контрабандой предусматривал конфискацию контрабандного товара и взыскание штрафных санкций с провозителя. При многократности деяния «провозителю или хозяину» даже запрещалось вести торг в Кяхте.

В 1852 году генерал-губернатором Восточной Сибири H.H. Муравьевым-Амурским была передана инструкция местным властям «Об обязанностях Забайкальского Войскового Начальства и чинов онаго по пограничным делам», которая предполагала привлечение бригадных командиров к обнаружению фактов производства нелегальной продажи чаев. Аналогичный документ был составлен пограничным комиссаром А.И. Деспот-Зеновичем [1, л. 13].

В вопросе пресечения контрабанды было заинтересовано и кяхтинское купечество, так, в 1860 году его представители составили прошение генерал-губернатору Восточной Сибири H.H. Муравьеву-Амурскому о необходимости применения строжайших мер по противодействию «контрабандирам». Они писали: «контрабанда кирпичного и байхового чая в последнее время развилась до того, что без всякого преувеличения можно сказать: весь Забайкальский край и большая часть Иркутской губернии довольствуется контрабандным чаем» [2, с. 148].

Но, несмотря на некоторые успехи, устранить контрабанду в Кяхте оказалось сложнейшим делом, способствовали росту контрабанды такие обстоятельства, как поддержка (пособничество) со стороны местного населения (а в отдельных случаях чинов таможенной и пограничной стражи), протяженность границы, недостаточное оснащение таможни и ее подразделений. В обращениях в Департамент внешней торговли от руководства таможен говорится о недостатке снаряжения таможенных служителей (зачастую контрабандисты были оснащены значительно лучше) как оружием, так и лошадьми, недостаточное число караульных.

Проблема контрабанды охватила весь восточный регион Российского государства, с ней сталкивались и учрежденные в конце XIX — начале XX века таможни — Сретенская и Маньчжурская.

Основные контрабандные товары — чай, мануфактура, спирт и изделия из спирта, опиум привозились через пункты пропуска и в обход

их, через необустроенную и плохо охраняемую границу. Так, по Маньчжурской таможне с 12 сентября 1902 года по 1 января 1903 года было произведено 41 задержание (чай — в денежном исчислении 287 руб. 12 коп.; вино и водка — 76 руб. 17 коп.; опиум — 117 руб. 25 коп.; на общую сумму 572 руб. 19 коп.). Борьба с контрабандой только силами таможни давала незначительный эффект, несмотря на материальные стимулы в виде отчисления участникам определенного процента от стоимости задержанного товара. К решению проблемы был привлечен военный губернатор Забайкальской области И.П. Надаров, который призвал консолидировать усилия, так как с открытием сквозного движения по КВЖД подвоз из Китая к границе Забайкальской области всяких пошлинных товаров увеличился [3, с. 120]. Но и это не приносило желаемых результатов.

Говоря о предметном составе контрабанды таможен Забайкалья следует отметить следующие особенности. В различные периоды существования таможен в Забайкалье характер контрабандного товара менялся. Если в XVIII веке это была «мягкая рухлядь», то в XIX веке это преимущественно чай, золото и серебро. В начале XX века ситуация изменяется. Круг контрабандных товаров расширяется, основным товаром становится спирт, а позже опий. Анализ материалов архива Забайкальского края позволяет назвать контрабанду спирта и иных алкогольных напитков «региональным бедствием». Спирт и изделия из него водворялись в громадных размерах ввиду их дешевизны в Монголии (около 3 руб. 50 коп. за ведро по сложении акциза), а также вследствие большой склонности казачьего населения к алкоголизму. Случаи задержания спирта носили повсеместную практику, то есть практически все таможни и подчиненные им таможенные посты региона участвовали в задержании контрабанды. Особенный размах контрабанда спирта приобрела в начале XX века.

Даже в отдельных таможенных учреждениях контрабандный состав товаров имел особенности. Основные тайно ввезенные товары в районе Маньчжурской таможни и находящейся в ее подчинении Олочинской таможенной заставы: спирт и изделия из спирта, бумажные ткани, чай, сахар и табак. В районе Кяхтинской таможни и Джиндинской таможенной заставы — чай, сахар и табак. В фондах Государственного архива Забайкальского края сохранились документы переписки со следующим содержанием: «Из водворенных тайно в отчетном полугодии товаров

главное место по количеству занимают в районе Маньчжурской таможни и Олочинской таможенной заставы спирт и изделия из оного, затем бумажные ткани, чай, сахар и табак; в районе Кяхтинской таможни и Джиндинской таможенной заставы, чай, сахар и табак» [4, л. 217].

По подсчетам контролеров Забайкальского акцизного управления, ежегодно в Забайкалье контрабандой ввозилось более 101 тыс. ведер вина в 40° (т. е. водки) из г. Хайлар и почти 128 тыс. ведер из Маньчжурии [5, л. 244— 244об., 246]. Спирт, поступавший из России на оптовые винные склады торговых домов, продавался оптом китайским торговцам, расходился по мелким китайским лавкам, расположенным на китайской территории напротив каждой русской станицы и поселка. Значительная часть контрабандного алкоголя вывозилась в те населенные пункты, где шло строительство казенных объектов.

В фондах Государственного архива Забайкальского края сохранился интересный документ — Памятная записка почетного гражданина Хрисанфа Феодоровича Коренева, жительствующего в Нерчинском заводе. В документе проблема контрабанды оценивается следующим образом: «...Меры взыскания за торговлю контрабанды не достигают цели, потому что попадают в большинстве мелкими партиями, а крупные ускользают и откупаются. Пойманные контрабандисты в большинстве недостаточные или скрывают от описи имущество, отсылаются на содержание на сроки по сумме денег в Нерчинскую тюрьму, обременяя казну на их прокорм и одежду, а жителей по тракту на их провод от селения до селения. Отсидевши в остроге определенный срок, контрабандист снова принимается за торговлю считая острог своим домом, то не лучше ли было бы садить их в каторжные тюрьмы на те же сроки и за содержание и одежду заставлять наряду с каторжными после этого полагаю повторять торговлю будет не каждый, по крайней мере, состоятельные люди.

Существующая выгода награды за поимку со спиртом исполняется не точно. Присуждаются с контрабандиста взыскание судом через год иногда и более если есть с чего взыскать, то выдают, а нет то остается без выдачи. Чтобы заинтересовать к поимке контрабандистов таможенных стражников сельских старост, поселковых атаманов и полицейских стражников, рискующих своей головой, потому что контрабандисты вооружены и нередко отстреливаясь, избегают поимки необходимо положенную на-

граду выдавать по самой поимке, для сего ассигновать от казны достаточный фонд, который с лихвой несколько раз покрыл бы от увеличенной продажи монопольного вина...» [6, л. 55— 58]. Таким образом, представитель местного населения Х.Ф. Коренев рассматривает проблему борьбы с контрабандой комплексно, предлагая внести изменения в законодательные правила, изменить подход к размещению таможенных учреждений. Это мнение представителя общественности позволяет нам подтвердить тезис о контрабанде как региональном бедствии и отметить, что интерес к этой проблеме существовал на уровне различных социальных групп.

Необходимость принятия мер по пресечению контрабандного ввоза и вывоза осознавалась и чинами таможни. В отчетной документации, докладных записках к руководству они регулярно поднимали вопрос борьбы с контрабандой перед Министерством финансов и Департаментом таможенных сборов, в том числе о выделении кредитов на оплату труда дополнительных досмотрщиков, расширения штатов и учреждения таможенных структур.

В повседневной деятельности таможенники уничтожали контрабанду и передавали задержанных лиц чинам акцизного надзора для привлечения к ответственности по закону. Управляющий акцизными сборами Забайкальской области, опираясь на помощь управляющего Сретенской таможней, ввел систему конных контролеров на семи участках от ст. Мациев-ская до ст. Аргунская (одном из проблемных участков государственной границы), что хотя бы минимально позволило усилить надзорную деятельность за пограничными территориями. Осуществление такого взаимодействия играло важную роль в пресечении фактов контрабанды и в перспективе получило свое дальнейшее развитие. Архивные материалы позволяют говорить о взаимодействии таможенных структур как с акцизными контролерами, так и с полицией, приведем лишь одно высказывание: «.из вышеперечисленных задержаний 637 случаев (первая половина 1913 г.) по оценке товаров на 33 668 рублей произведены чинами таможенного ведомства: 32 случая по оценке товаров на 388 руб. чинами акцизного ведомства и 64 случая по оценке на 4005 руб. чинами полиции и других ведомств.» [7, л. 312].

При пресечении контрабандного ввоза другого товара — кожи и шерсти — возникала необходимость взаимодействия с чинами поли-цейско-ветеринарного надзора. Кожа и шерсть водворялись из Монголии небольшими партия-

ми, как поштучно, так и попудно. Кожа и шерсть относились к товарам, подлежащим полицей-ско-карантинному осмотру, и должны были проходить только через карантин, но этого не делалось, потому этот товар, так же как и спирт, водворялся контрабандным способом. Данную ситуацию, по мнению руководства таможенных учреждений, изменить было крайне сложно: «...Борьба с этим злом полицейско-ветеринар-ного надзора по тем же причинам, как и таможенного надзора, т. е малочисленного состава служащих, также безрезультатна.» [6, л. 20].

Как ранее указывалось, не последнюю роль в организации борьбы с контрабандой играли военные губернаторы. Например, А.И. Кияшко наказывал тех станичных атаманов, которые принимали участие или покрывали контрабандистов. Так, например, по результатам обращения управляющего Сретенской таможней к военному губернатору Забайкальской области от 15 июля 1903 года № 2355 [8, л. 117] был оформлен интересный документ. Вот его текст. «Приказ по 4-му военному отделу Забайкальского казачьего войска августа 12 1903 года № 151. Из переписки препровожденной мне Воисковым Хозяйственным правлением Забайкальского казачьего войска от 28 июля с. г. № 7055 возникшей по отношению управляющего Сретенскою Таможней на имя г. Военного губернатора Забайкальской области от 15 июля с.г. за № 2355 усматривается, что казаки Усть-Стрелочного поселка занимаются контрабандным промыслом, причем при установлении Управляющим Покровской заставы на предмет наблюдения, а проходящими по реке Аргуни судами и лодками вызвало враждебное отношение к чинам таможенного ведомства местного казачьего населения выразившегося не только в отказе предоставить перевозочные средства по рекам от Усть-Стрелки к Покровке за плату, но и в отказе Атамана в содействии при досмотре проходившей по реке Аргуни лодки с различными товарами. Ст.ст. 23 и 111 положения об осуществлении Управления станицей казачьих воиск Высочайше утвержденного 3 го июня 1821 года на станичных и поселковых атаманов возлагается местный полицейский надзор в пределах вверенных им станичных округов и поселков, следовательно, на основании 55 ст. Устава Таможенного станичные и поселковые атаманы обязаны оказывать полное законное содействие чинам Таможенного ведомства по первому их требованию или приказанию. Давая знать об этом предписываю станичным и поселковым атаманам оказывать содействие чинам

таможенного ведомства. В случае уклонения виновные должностные лица мною будут предаваться суду.» [8, л. 114].

Другая форма взаимодействия таможенных органов в рамках борьбы с контрабандой — «межгосударственное взаимодействие». Справедливо будет отметить, что в рассматриваемый исторический период оно находилось в абсолютной зависимости от политических событий. При этом отдельные примеры такого взаимодействия приводить можно. Например, в работе Л.В. Кураса сказано: «.монгольские правители тоже следили за тем, чтобы на границе не было незаконной торговли. Если таковая обнаруживалась и имел место сговор между торговцами обоих государств, то виновные с монгольской стороны подвергались тяжкому наказанию, а о виновных со стороны русских управляющий пограничными делами, находящийся в Урге, сообщал кяхтинскому градоначальнику.» [9, с. 181] или: «Из-за усилившейся контрабанды было достигнуто соглашение о том, чтобы монгольская стража не препятствовала преследованию контрабандистов на их территории.» [9, с. 182].

Отдельные факты совместной деятельности с целью пресечения контрабанды установлены и с Китаем. На основании соглашения между китайской и российской стороной маньчжурские чиновники и солдаты всех караулов и кочевий должны были оказывать содействие русским таможенникам в борьбе с контрабандой для укрепления дружественных связей.

Межведомственное и межгосударственное взаимодействие давало свои результаты. Именно эта форма работы могла в дальнейшем стать серьезным препятствием развитию контрабанды, но революционные события помешали своевременному внедрению этой практики.

Определенное влияние на практику правоохранительной деятельности таможенных органов оказывали мероприятия общегосударственного характера, последние в большей степени выражались в нормативном регулировании. Таможенные учреждения восточного региона (прежде всего Забайкалья) и их деятельность стали отдельным объектом правотворчества.

В инструкции таможенным постам Забайкальской, Амурской и Приморской областей от 18 февраля 1910 года [10, с. 27—32, 93—96] содержались детальные указания в части пресечения контрабандного ввоза и вывоза. Документ конкретизировал предмет контрабанды: «а) иностранные (некитайские) пошлинные товары, а также русские товары, допускаемые к вывозу за границу с возвратом таможенных пошлин или

акциза, — в тех случаях, когда те и другие провозятся из заграницы мимо таможенных постов или хотя и через таковые, но с сокрытием от таможенного контроля; б) китайские пошлинные товары, водворяемые мимо таможенных постов или с сокрытием от таможенного контроля за пределы 50-верстной полосы, и в) запрещенные к ввозу и вывозу товары, провозимые из-за границы или за границу мимо таможенных постов или с сокрытием от таможенного контроля. К ввозу в империю запрещены: привозимые из Китая хлебное вино и водка, опиум и другие товары, запрещенные к привозу общим таможенным тарифом, а также тряпье всякое.

К вывозу в Китай запрещены: порох, артиллерийские снаряды, пушки, ружья, винтовки, пистолеты и всякое огнестрельное оружие, военные снаряды, припасы, соль, опиум и другие товары, запрещенные к вывозу таможенным тарифом по европейской торговле. Ввоз в Китай селитры, серы и свинца допускается по особым разрешениям китайского начальства» [10, с. 27—32, 93—96].

Несмотря на применение различных методов и способов пресечения незаконного ввоза и вывоза, проблема контрабанды не теряла своей актуальности. Способствовала этому совокупность различных событий и факторов. После отмены режима порто-франко новым явлением стала контрабанда отечественных товаров, вывозимых в Маньчжурию с возвратом пошлины и акциза, а оттуда тайно возвращавшихся в империю. «Создавалось впечатление, — подчеркивал в своем обращении в Министерство финансов Владивостокский биржевой комитет, — что даже из самого Владивостока «масса товаров» направлялась в Маньчжурию только для того, чтобы «по миновании станции Пограничной, вернуться назад во Владивосток с возвратом пошлины»» [11, с. 30]. Также нужно назвать революционные события в Китае, которые оказали влияние на объемы контрабандного ввоза. В отчете о ходе контрабандного промысла по району Новоцурухайтуйского таможенного поста говорится: «В отчетном втором полугодии 1912 года было лишь одно задержание спирта, между тем за такой же период времени 1911 году было 7 задержаний преимущественно спирта. Такое положение задержаний равносильное полному отсутствию таковых объясняется тем, что раньше на заграничной стороне против поселка Ново-Цурухайтуя в 2—3 верстах от граничной реки Аргуни находилось несколько бакалеек содержатели коих Китайцы, кроме незначительного запаса съестных продуктов и

мануфактурных изделий имели у себя на складах всегда не менее 1000 ведер спирта, каковой правильно организованные гайки контрабанди-ров разносили и развозили по всем направлениям. Детально этим занималась почти вся 1\4 часть местного казачьего населения поселка, а также многие другие лица из соседних с ними селений. В настоящее время бакалейки разрушены отрядами монголов и китайцы изгнаны, потому и местное население, занимавшееся ранее этим промыслом лишенное возможности в виду полного отсутствия подобных лавок на заграничной стороне, за малыми исключениями заниматься контрабандным промыслом перестали...» [6, л. 16].

Ситуация в Кяхтинской таможне подтверждает влияние революционных событий на потоки контрабанды, управляющий таможни пишет: «сократилось число задержаний контрабанды, но это явление объясняется отсутствием в Май-мачене китайских товаров по случаю политических волнений в Китае, а не прекращением контрабандного промысла, что в остальных районах вверенного мне инспекторства контрабандный промысел развивается, что развития сего промысла следует ожидать и в будущем, когда истощится запас чая и других китайских товаров, заготовленных в пределах бывшей льготной 50-ти верстной полосы предприимчивыми и дальновидными купцами до закрытия бывшей 50 верстной льготной полосы и что усиление таможенной стражи в пределах Читинского Инспекторства является крайней необходимостью...» [7, л. 314].

Проведенный анализ материалов документации таможенных органов позволяет говорить о борьбе с контрабандой как о приоритетном направлении правоохранительной деятельности. Следует назвать ряд причин, не позволявших таможенным чинам обеспечить в полном объеме возложенные на них государственные задачи. Во-первых, это недостаточное снабжение местного населения, в условиях которого контрабандный промысел становился единственным источником существования. Во-вторых, существовавший длительное время льготный режим беспошлинной торговли создал представление об относительной свободе населения в перемещении отдельных видов товаров, и после отмены названного режима местное население не готово было отказаться от прежней системы. Борьбу с контрабандой отягощали: недостаточный штат досмотрщиков, тяжелые условия службы, оснащение чинов таможенной стражи, сложные климатические условия, про-

тяженность границы, отсутствие взаимодействия органов власти и управления с местным населением.

По этим причинам, при наличии в Российской империи достаточно строгой системы наказаний за контрабанду, на восточной окраине она имела просто катастрофический характер и конкретные действия органов власти не давали необходимых результатов. В 20-е годы XX века с реорганизацией таможенных учреждений контрабандный ввоз приобрел еще более значительные масштабы. Контрабандисты осуществляли свою деятельность практически беспрепятственно, и лишь с 1920 года стала формироваться новая система борьбы с незаконной деятельностью на границе.

Примечания

1. Государственный архив Республики Бурятия. Ф. 92. Оп. 2. Д. 903.

2. Птицин В.В. Селенгинская Даурия: очерки Забайкальского края. СПб., 1896. 306 с.

3. Таможня на Тихом океане: документы и материалы. Вып. 5. Таможня в Забайкалье. 1862—1926 гг. / сост. Н.А. Беляева. Владивосток, 2008. 212 с.

4. Государственный архив Забайкальского края (ГАЗК). Ф. 78. Оп. 2. Д. 25.

5. ГАЗК. Ф. 107. Оп. 1. Д. 92.

6. ГАЗК. Ф. 78. Оп. 2. Д. 4.

7. ГАЗК. Ф. 78. Оп. 2. Д. 23.

8. ГАЗК. Ф. 78. Оп. 1. Д. 13.

9. Курас Л.В. Кяхтинская таможня в первой половине XIX в.: контрабанда и борьба с ней // Власть. 2012. № 10. С. 179—182.

10. Сборник узаконений и распоряжений по таможенной части в Приамурском крае и Восточной Сибири по 1 января 1912 г. СПб., 1912.

11. Из истории таможенной службы России на Дальнем Востоке. Документы и материалы (1899—

1925 гг.). Владивосток, 1999. 200 с.

Notes

1. State archive of the Republic of Buryatia. Fund 92. List 2. Case 903.

2. Ptitsin V.V. Selenga Dauria: sketches of Zabaykal-sky krai. St. Petersburg, 1896. 306 p.

3. Customs on the Pacific Ocean: documents and materials. Issue 5. Customs in Transbaikalia. 1862—

1926 / compl. N.A. Belyaeva. Vladivostok, 2008. 212 p.

4. The state archive of Zabaykalsky krai (GAZK). Fund 78. List 2. Case 25.

5. GAZK. Fund 107. List 1. Case 92.

6. GAZK. Fund 78. List 2. Case 4. 10. The collection of legalizations and orders by a

7 GAZK Fund 78 List 2 Case 23 customs part in the Priamurye region and Eastern Sibe-

,vo,.,„' „„ ria till January 1, 1912. St. Petersburg, 1912.

8. GAZK. Fund 78. List 1. Case 13. 3 a

9. Kuras L.V. The Kyakhta customs in the first half 11 From history of customs service of Russia in the of the 19th century: smuggling and fight against her // Far East Documents and materials (1899-1925). Vladi-Power. 2012. № 10. P. 179-182. vostok, 1999. 200 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.