Научная статья на тему 'Таможенная служба Приамурья и Забайкалья в условиях Первой мировой войны'

Таможенная служба Приамурья и Забайкалья в условиях Первой мировой войны Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
287
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА / WORLD WAR I / ПРИАМУРСКИЙ КРАЙ / КРИЗИС ТАМОЖЕННОЙ СИСТЕМЫ / CRISIS OF CUSTOMS SERVICE / ТАМОЖЕННЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / CUSTOMS CONTROL / PRIAMURSKIY KRAI / CUSTOMS INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Беляева Наталья Анатольевна

Рассматривается деятельность таможенных учреждений Приамурья и Забайкалья в годы Первой мировой войны 1914-1918 гг. на основе архивных документов показаны основные направления перестройки таможенного контроля, выделены новые проблемы, вставшие перед таможенной службой в экстремальных условиях войны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Customs service in Priamurye and Zabaykalye in the World War I

The paper deals with the activities of customs institutions in Priamurye and Zabaykalye during the period of 1914-1918, the World War I. On a study of archival sources the author shows the main tendencies for overhauling customs control and indentifies new challenges which arose before customs service in extreme war conditions.

Текст научной работы на тему «Таможенная служба Приамурья и Забайкалья в условиях Первой мировой войны»

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

УДК 339.543(091) ББК 67.401.143

Н.А. БЕЛЯЕВА

Таможенная служба Приамурья и Забайкалья в условиях Первой мировой войны

Рассматривается деятельность таможенных учреждений Приамурья и Забайкалья в годы Первой мировой войны 1914-1918 гг. На основе архивных документов показаны основные направления перестройки таможенного контроля, выделены новые проблемы, вставшие перед таможенной службой в экстремальных условиях войны.

Ключевые слова: Первая мировая война, Приамурский край, кризис таможенной системы, таможенные учреждения, таможенный контроль,

N.A. Belyaeva

Customs service in Priamurye and Zabaykalye in the World War I

The paper deals with the activities of customs institutions in Priamurye and Zabaykalye during the period of 1914-1918, the World War I. On a study of archival sources the author shows the main tendencies for overhauling customs control and indentifies new challenges which arose before customs service in extreme war conditions.

Keywords: World War I, Priamurskiy Krai, crisis of customs service, customs institutions, customs control.

Столетие с начала Первой мировой войны дает повод взглянуть на события вековой давности с новой стороны - сделать иные акценты, привлечь новые источники, в конечном итоге обратить внимание на проблемы, которые пока остались вне поля зрения исследователей. Одной из таких не изученных пока сторон Первой мировой войны остается ее «таможенное измерение». В контексте такой постановки вопроса история дальневосточных (приамурских и забайкальских) таможен представляет особый интерес. В условиях войны, когда таможни по западной границе прекратили свою деятельность, дальневосточные таможенные учреждения выполняли все предусмотренные таможенным уставом операции, обеспечивая оформление грузов военного назначения.

БЕЛЯЕВА Наталья Анатольевна — доктор исторических наук, профессор, профессор кафедры гуманитарных дисциплин Владивостокского филиала Российской таможенной академии, г. Владивосток.

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

105

Архивные документы, выявленные в фондах Российского государственного исторического архива Дальнего Востока (РГИА ДВ) и частично опубликованные в 2002-2008 гг. в сборниках серии «Таможня на Тихом океане», свидетельствуют, что в деятельности таможенных учреждений российского Дальнего Востока в период Первой мировой войны, до этого не сталкивавшихся с необходимостью экстренной перестройки, произошли серьезные изменения. Именно они позволили измениться малочисленным таможенным учреждениям Дальнего Востока и обеспечить бесперебойный пропуск грузов военного назначения на театр военных действий.

К началу Первой мировой войны таможенные учреждения Дальнего Востока менее четырех лет действовали на основе общероссийского законодательства. С отменой порто-франко был учрежден Приамурский таможенный округ (1909-1912 гг.), объединивший все таможенные учреждения на территории Амурской и Приморской областей Приамурского и Забайкальской области Иркутского генерал-губернаторств [1].

Промышленный подъем и сопровождавший его рост торговых оборотов потребовали от государства усовершенствования таможенной системы по границе с Китаем, Монголией и Кореей, а также по Тихоокеанскому побережью. В 1909 г. в таможни 2-го класса были преобразованы Благовещенская и Хабаровская таможенные заставы, еще раньше такой же статус получила Пограничная таможенная застава на одноименной станции КВЖД. Летом 1912 г. одновременно с другими регионами на Дальнем Востоке была проведена реформа местного таможенного управления, результатом которой стало упразднение Приамурского таможенного округа и создание трех самостоятельных таможенных участков (таможенных инспекторств) - Владивостокского, Хабаровского и Читинского. В их подчинении находились таможни 2-го класса, таможенные заставы и таможенные посты. Таможни 1-го класса (к этому времени этот статус сохранила только Владивостокская таможня) замыкались непосредственно на департамент таможенных сборов.

В начале 1914 г. были приняты меры, направленные на расширение таможенной инфраструктуры региона, - проведен ремонт зданий Хабаровской и Благовещенской таможен, продолжалось строительство здания таможни на Алеутской улице во Владивостоке, были выделены средства на открытие 7 таможенных постов в Хабаровском таможенном участке, 2 застав и 21 таможенного поста во Владивостокском. Однако реализация планов была прервана войной. С принятием 27 июля 1914 г. Закона о некоторых мерах к усилению средств казны ввиду обстоятельств военного времени ассигнования были существенно уменьшены. Уже в октябре 1914 г. департамент таможенных сборов согласовал с Приамурским генерал-губернатором сокращение количества предполагаемых к открытию постов на 6 единиц1.

1 Российский государственный исторический архив Дальнего Востока (далее - РГИА ДВ). Ф. 702. Оп. 1. Д. 872. Л. 111-111 об.

106

ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 4(69)/2014

Летом 1915 г. под управлением инспекторов Хабаровского и Владивостокского таможенных участков действовало 92 учреждения, в том числе 3 таможни, 23 таможенных заставы и 66 таможенных постов2.

Важнейшей таможней региона оставалась Владивостокская. В период войны ее положение во многом определялось особой ролью Владивостокского порта. Занимавший в 1913 г. пятое место по грузообороту среди морских портов империи, в годы Первой мировой войны Владивосток стал основным портом, обеспечивающим доставку воинских грузов из союзных с Россией Японии и США - прежде всего предметов вооружения, техники, продовольствия. О масштабах поставок говорят следующие факты: в 1915 г. во Владивосток прибыло 736 пароходов с общим грузом в 61 млн пудов (в предыдущем 1914 г. на 544 прибывших во Владивосток пароходах доставлено около 22 млн пудов грузов). Основная часть грузов имела военностратегический характер, хотя не все они были заказаны военным и морским ведомствами. Американские пароходы были загружены паровозами, вагонами и рельсами, заказанными российским Министерством путей сообщения [3, с. 93-94]. Японский импорт в больших объемах был представлен разнообразным чугунным литьем, медной арматурой, брезентом, гигроскопической ватой, йодистыми препаратами, камфарой, сукном, рисом, солью, фруктами, овощами, и т. д. [4]. Большая часть из этих товаров шли транзитом в Сибирь и Европейскую Россию.

В этих условиях важнейшей задачей приамурских и забайкальских таможенных учреждений стало обеспечение оперативного пропуска грузов военного назначения. Решить ее было возможно путем упрощения процедур таможенного оформления. Уже 23 сентября 1914 г. департамент таможенных сборов поручил Владивостокскому таможенному инспектору С.Н. Латкину согласовать с комендантом Владивостокской крепости порядок пропуска грузов военного назначения. При этом таможенное ведомство выстроило свои действия на основе «указаний» коменданта крепости С.С. Саввича: все воинские грузы выгружались с пароходов беспрепятственно, без досмотра и немедленно передавались учреждениям военного ведомства. Это касалось даже грузов, прибывших по коносаментам на имя агентов пароходных компаний или представителей торговых фирм. Для беспрепятственного их выпуска достаточно было удостоверения воинских управлений о том, что груз предназначен для военного ведомства. Оправдательными документами, в обязательном порядке направляемыми таможней в Контрольную палату, в этом случае признавались расписки представителей воинских управлений о действительном приеме этих грузов [8, с. 135].

Поскольку грузы военного ведомства могли доставляться не только на пароходах, предназначенных исключительно для этой цели, но и на обычных рейсовых пароходах с пассажирами и коммерческими грузами, устанавливался

Посчитано по: [3, с. 91-94].

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

107

дифференцированный подход к таможенному оформлению. В первом случае таможня ограничивалась установлением наблюдения у трапа и на берегу, чтобы кроме воинского груза с судна ничего не выносилось; во втором - судно, пассажиры и коммерческий груз принимались на общем основании, воинский же груз выпускался без задержки по коносаментам или удостоверениям воинских управлений прямо с борта парохода. По выгрузке воинские грузы надлежало размещать отдельно от остальных и по возможности за пределами таможенного района. Военное ведомство рекомендовало как можно быстрее перегружать их в железнодорожные вагоны, которые следовали дальше под таможенными пломбами Владивостокской таможни. Наличие таких пломб было основанием для беспрепятственного пропуска грузов без таможенного досмотра через расположенные на конечных станциях КВЖД Пограничную 2-го класса и Маньчжурскую 1-го класса таможни.

По прибытии на ст. Пограничную вагоны с воинскими грузами в случае отсутствия пломб Владивостокской таможни «во избежание возможной задержки на ст. Маньчжурии» опломбировывались Пограничной таможней «на основании словесного заявления местного коменданта станции без всякой задержки и проверки находящегося в них груза» (выделено - Н.Б.). При дальнейшем следовании через Маньчжурскую таможню вагоны с воинскими грузами пропускались «совершенно свободно» при наличии пломб Владивостокской или Пограничной таможни. При отсутствии таковых Маньчжурская таможня пломбировала вагоны, предварительно ограничившись лишь поверхностным осмотром «для убеждения, что в вагонах действительно воинский груз и выпускают таковой без замедления». Точно такой же порядок действий был установлен для Танхойской таможенной заставы, которая «без всякого промедления» выпускала вагоны внутрь империи, предварительно сняв пломбы, наложенные на вагоны «попутными таможнями» [9, с. 137-138]. Выработанный при определяющей роли военного ведомства порядок позволял свести до минимума сроки таможенного оформления воинских грузов.

Оперативно решались и все возникающие проблемы, связанные с определением страны происхождения товара. Как известно, на долю противников, особенно Германии, в предвоенный период приходилась существенная часть российского товарооборота. Германские, как впрочем и австрийские, товары пользовались на российском рынке правом наибольшего благоприятствования. Уже на следующий день после получения телеграммы военного министра В.А. Сухомлинова об объявлении войны управляющий Хабаровской таможней А.В. Голубов обратился за разъяснениями по вопросу о применении тарифа к немецким и австро-венгерским товарам, полагая, что в условиях прекращения действия торговых договоров к товарам противников России должен применяться общий таможенный тариф без конвенционных скидок. Департамент таможенных сборов немедленно дал по этому поводу разъяснения: особым циркуляром предписывалось впредь до особых распоряжений «не требовать свидетельства происхождения на все вообще товары,

108

ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 4(69)/2014

привозимые из-за границы, применяя общий таможенный тариф только тогда, когда таможенные учреждения сами признают товар происходящим из Германии или Австро-Венгрии»3. А еще через месяц было дано разъяснение о том, что положения торговых договоров с Германией (договора 1894 г. и дополнительной к нему конвенции 1904 г.) и с Австро-Венгрией (договора 1906 г.) продолжают действовать для «провенансов всех стран», обладающих в России правом наибольшего благоприятствования4. Ответы департамента таможенных сборов говорят о том, что начавшаяся война не означала краха механизма международной торговли, действующего на основе принципа наибольшего благоприятствования. Впрочем, война наложила свой отпечаток на торговлю, поделив торговых партнеров на союзников и противников России.

В мае 1915 г. до сведения таможен был доведен список товаров, запрещенных к вывозу из России по случаю военного времени. А с 1 декабря 1915 г. особым распоряжением министра торговли и промышленности был введен запрет на ввоз в империю «произведений почвы и промышленности» воюющих с Россией государств. Разъяснения министра финансов по этому поводу были доведены до таможенных учреждений особым циркуляром, в котором подчеркивалось, что «провенансы враждебных государств», необходимые для государственной обороны, подлежали беспрепятственному пропуску с уплатой 100-процентной пошлинной надбавки. Доказательства «оборонного характера» товаров представлялись товарохозяевами в виде удостоверений от соответствующих главных управлений военного ведомства или от общественных организаций, производящих «предметы государственной обороны», с указанием имени хозяина товара и точных признаков груза. О каждом случае пропуска таких грузов таможня информировала департамент таможенных сборов. Особым циркуляром министра финансов по таможенному ведомству от 23 июля 1916 г. был введен ускоренный порядок определения страны происхождения товаров для нужд обороны при отсутствии сомнений в их происхождении из союзных или нейтральных государств. Такой порядок распространялся и на товары для дипломатического корпуса.

По мере развертывания боевых действий в практике таможенного ведомства возникали новые, ранее не известные проблемы. Одна из них касалась таможенного контроля почтовых посылок, прибывавших в адрес военнопленных. В таких посылках, как показывала практика, нередко пересылались предметы, запрещенные к обращению в Империи, - игральные карты, иностранные газеты, не подвергавшиеся военной цензуре; значительная часть посылок приходила вовсе без деклараций. Решение этой проблемы потребовало согласования с военным министром и министром иностранных дел. Циркуляром департамента таможенных сборов до всех таможенных учреждений было доведено, что запрещенные к обращению в империи предметы,

3 Государственный архив Читинской области (далее - ГАЧО). Ф. 107. Оп. 1. Д. 127. Л. 91

4 Там же. Л. 110-110 об.

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

109

равно как и не прошедшие цензуры печатные издания, подлежали изъятию с составлением соответствующего акта и отметкой в досмотровых росписях, а посылка выдавалась адресату, даже в том случае если не была задекларирована.

В условиях истощения финансовых ресурсов страны усилилась фискальная функция таможенного ведомства - на таможни возлагалась задача усиления притока так необходимой в условиях военного времени золотой монеты. В августе 1915 г. департамент таможенных сборов обратил особое внимание всех чинов таможенного ведомства на важное значение мобилизации золота для укрепления ресурсов страны и, следовательно, для обеспечения военной мощи России. «Всемерное содействие... приливу золотой монеты в государственный банк должно быть почитаемо обязанностью каждого служащего», -подчеркивалось в циркуляре [2, с. 90]. Все золотые монеты, попавшие в кассы таможенных учреждений в уплату таможенной пошлины, подлежали немедленному изъятию и передаче в государственный банк. Ряд мер предоставлял льготы участникам внешнеэкономической деятельности и частным лицам, уплачивавшим таможенную пошлину полностью или частично золотом. Устанавливалось и материальное поощрение таможенников. В случае, если в кассу таможни поступило не менее 1 000 р. золотом, чиновников можно было представлять к награде, составляющей 2% от поступившей суммы [2, с. 89].

Острой проблемой для таможенных учреждений оставалась контрабанда, еще более усилившаяся в период войны. В отчете за 1915 г. управляющий Благовещенской таможней В.А. Орликов констатировал сокращение объемов ее деятельности по всем направлениям: более чем в два раза уменьшилось количество ввозимых из-за границы товаров, примерно на столько же снизились поступления в казну. Одновременно происходил резкий рост контрабанды. В 1915 г., например, количество задержаний по случаям контрабанды выросло почти в 2,5 раза. На 1 января 1916 г. в производстве таможни находилось 13 386 конфискационных дел [6, с. 82]. Причины этого «печального явления» коренились не только в сложившейся традиционной ориентации части приграничного населения на прибыльный контрабандный промысел, но и в новых факторах и, в первую очередь, в запрете на территории Российской империи сначала продажи, а затем и ввоза из-за границы крепких спиртных напитков. «Испытываемые препятствия при водворении контрабанды, - читаем мы в отчете управляющего таможней В. А. Орликова, - сопряженный с этим риск и отсутствие предложения на местном рынке подняли цену на этого рода продукты и, при существующей на них низкой цене на той стороне реки Амура, сделали контрабандный промысел весьма выгодным предприятием» [6, с. 84-85].

Водворители контрабанды не останавливались ни перед какими затратами, уверенные, что их расходы сторицей будут возмещены потребителями: контрабандный спирт в Благовещенске продавался в 10 раз дороже, чем за границей, поэтому, по выражению управляющего, «одна удача покрывает десять неудач» [6, с. 89]. Для усиления борьбы с контрабандой В. А. Орликов считал

110

ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 4(69)/2014

необходимым: усилить охрану границы, распространить практику вознаграждения таможенных служащих за задержание контрабанды на служащих других ведомств, привести в действие меры по пресечению «мздоимства досмотрщиков». В деле борьбы с контрабандой особое значение придавалось взаимодействию со всеми заинтересованными ведомствами. В этом смысле показателен опыт взаимодействия таможни и военного командования в Амурской области Приамурского края, где «благодаря совместным усилиям военного начальства и таможни водворение контрабанды воинскими чинами сведено до минимума в настоящий момент» [6, с. 90].

Безусловно, в условиях военного времени нет смысла говорить о системном совершенствовании антиконтрабандной деятельности - все усилия были брошены на обработку грузов и товаров для военного ведомства. Однако некоторые коррективы были все же внесены в повседневную практику конфискационного делопроизводства. Изменения коснулись расширения полномочий тех таможенных учреждений, которые прежде лишь задерживали контрабандистов. В январе 1915 г. министр финансов предоставил таможенным постам Приморской, Амурской и Забайкальской областей право продавать с аукционного торга контрабандные спиртные напитки, перевязочные средства и скоропортящиеся товары, а также вьючный и упряжный скот, задержанный при перевозке контрабандных товаров. Однако уже в ноябре 1915 г. в условиях «сухого закона» таможенные учреждения Владивостокского и Хабаровского таможенных инспекторских участков приступили к уничтожению хранящегося в их пакгаузах спирта по всем делам, по которым закончено производство, а также по тем делам, приговоры по которым еще не вошли в законную силу. Спирт уничтожался в присутствии акцизных и полицейских чинов с составлением особого акта. Для партий спирта, по которым еще не были вынесены судебные решения, оставались опытные образцы в размере 1/20 ведра (0,6 л) на случай необходимости провести экспертизу [2, с. 94].

Все сказанное выше дает основание для вывода о том, что деятельность таможенных учреждений была перестроена с учетом задач военного времени. При этом таможенные заставы, посты и таможни выполняли свои задачи в условиях сокращения штата почти наполовину из-за призыва чиновников и досмотрщиков на военную службу. Это усугубляло кадровую проблему и без того в недоукомплектованных штатах таможенных учреждений. Сохранившаяся в фонде Хабаровской таможни в РГИА ДВ переписка управляющего таможней А.В. Голубова с департаментом таможенных сборов свидетельствует о том, что уже в октябре 1914 г. Хабаровской таможне не хватало 9 канцелярских чиновников для ведения делопроизводства, о чем управляющий таможней неоднократно информировал департамент [7, с. 41-47].

Т.Я. Иконникова отмечала, что к осени 1915 г. (с учетом призыва 1914 г.) почти наполовину сократился личный состав Владивостокской таможни. В условиях все возрастающих объемов работы положение становилось просто катастрофическим. В связи с предстоящим в октябре 1915 г. призывом

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

111

в армию еще 34-х человек управляющий Владивостокской таможней И.К. Ковалевский ходатайствовал об освобождении от военной службы чинов таможни. В письме на имя Приамурского генерал-губернатора Н.Л. Гондатти он обращал внимание на то, что «крайне интенсивная деятельность таможни, связанная с приемом, досмотром предметов государственной обороны и различных грузов военного характера, получаемых как правительственными учреждениями, так и частными фирмами, а равно товаров, необходимых для внутренних рынков и промышленных предприятий, не только не ослабевает, но в ближайшее время с закрытием навигации в Белом море станет еще более напряженной, при каковых условиях малейшее замедление в ходе работы таможни может повлечь за собою чрезвычайно тяжелые последствия в деле своевременного снабжения армии и страны всем необходимым» [3, с. 143]. Однако добиться отсрочки от призыва для таможенников так и не удалось5.

Кадровые проблемы решались разными способами. Один из них - демократизация таможенной службы, на которую в условиях войны стали принимать женщин на должности таможенных чиновников не выше VIII разряда [5, c. XXXIII-XXXV]. В фонде Владивостокской таможни сохранилось единственное «женское» личное дело с формулярным списком чиновника -дело Зинаиды Александровны Никифоровой (в девичестве Новгородцевой). Выпускница Томской Мариинской гимназии, служившая в таможне «по вольному найму» с 1907 г., она была зачислена на государственную службу в штат канцелярских служителей 8 октября 1914 г. на основании Закона от 28 июня 1914 г. о допущении лиц женского пола на службу в местные таможенные учреждения. В деле сохранился текст клятвенного обещания З. А. Никифоровой от 23 ноября 1914 г.6.

Однако привлечение женщин на службу в таможенные учреждения оставалось скорее исключением, чем правилом, и не могло повлиять на кадровую ситуацию, которая оставалась тяжелой даже в случаях освобождения таможенников от призыва. В ноябре 1916 г. в штате Хабаровской таможни - 90 человек, в том числе 14 штатных чиновников, 10 канцелярских служителей, 5 человек - членов судовых команд и 61 досмотрщик. Средний возраст штатных чиновников, освобожденных приказом Военного министра от призыва до конца войны, составлял 35,5 лет. Однако только пятеро из них служили в Хабаровской таможне с довоенных времен. Большинство же были назначены на свои должности в 1915-1916 гг., т. е. были людьми неопытными и часто слу-чайными7.

5 Для несения службы в 726-й ополченческой дружине, расквартированной во Владивостоке, осенью 1915 г. были направлены ратники первого разряда из числа чинов таможни К. Вильман, М. Проценко, К. Осмоловский, А. Крамской, Н. Батуев, А. Крягин. В Иркутский военный округ отбыли ратники второго разряда Г. Кизляр, И. Валейня, А. Буяльский, В. Захаревич, И. Николаев [3, с. 143].

6 РГИА ДВ. Ф. 25. Оп. 1. Д. 198. Л. 25.

7 Посчитано по: [7, с. 62-64].

112

ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 4(69)/2014

Источником «исправления» кадрового дефицита в Приамурских и Забайкальских таможенных учреждениях было прикомандирование чиновников из таможен центральной России, располагавшихся в непосредственной близости к фронту. Тем самым таможенные учреждения получали сотрудников в условиях «недокомплекта» (во Владивостокской таможне в конце войны они осуществляли почти половину работы по делопроизводству). Однако управляющие таможнями отмечали низкую эффективность труда временных сотрудников, их незаинтересованность в быстром и качественном «исправлении службы» и объясняли это, прежде всего, тяжелым психологическим состоянием (многие оставили семьи, потеряли имущество, более всего угнетало состояние неизвестности) и лишь потом незнанием местных условий8.

Изучение архивных документов, в которых нашла отражение деятельность дальневосточных таможенных учреждений, дает нам множество фактов, подтверждающих, что в годы Первой мировой войны таможенное ведомство смогло быстро перестроиться и обеспечить беспрепятственный пропуск грузов военного назначения, ввозившихся в Россию через порты Дальнего Востока. Однако документы свидетельствуют и о том, что с лета 1916 г. эта работа становилась все менее эффективной. Слабая пропускная способность железной дороги привела к затовариванию Владивостокского порта, фактически парализовав работу портовой и железнодорожной таможен. Российское государство вступало в эпоху кризиса и вместе с ним российская таможня как его важнейший институт.

Список литературы

1. Беляева Н.А. Приамурский таможенный округ. 1909-1912 гг.: организация таможенного надзора // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2010. № 3.

2. Из истории таможенной службы России на Дальнем Востоке: документы и материалы (1899-1925 гг.) / авт.-сост.: Н.А. Беляева, Н.А. Троицкая. Владивосток: ВФ РТА, 1999.

3. Иконникова Т.Я. Дальневосточный тыл России в годы Первой мировой войны. Хабаровск: Изд-во Хабаровского гос. пед. ун-та, 1999.

4. Иконникова Т.Я. Российско-японские отношения в период Первой мировой войны (новые страницы) [Электронный ресурс] // Вопросы истории Дальнего Востока. Вып. 2. Хабаровск, 2000. С. 46-55. Режим доступа: http://dvforpost.su/41-rossiysko-yaponskiy-otnosheniya-v-period-pervoy-mirovoy-voyny-novye-stranicy.html.- Дата обращения 12.06.14.

5. Сборник узаконений и циркуляров по таможенной части за 1914 год. Петроград, 1915.

6. Таможня на Тихом океане: документы и материалы. Вып. 1. Благовещенская таможня / авт.-сост.: Н.А. Беляева, Н.А. Троицкая, и др. Владивосток: ВФ РТА, 2002.

РГИА ДВ. Ф. 25. Оп. 1. Д. 445. Л. 5.

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

113

7. Таможня на Тихом океане: документы и материалы. Вып. 2. Хабаровская таможня / Н.А. Беляева, Н.А. Троицкая. Владивосток: ВФ РТА, 2004.

8. Таможня на Тихом океане: документы и материалы. Вып. 4. Владивостокская таможня / авт.-сост.: Н.А. Беляева, Н.А. Троицкая. Владивосток: ВФ РТА, 2007.

9. Таможня на Тихом океане: документы и материалы. Вып. 5. Таможня в Забайкалье / авт.-сост.: Н.А. Беляева, Н.А. Троицкая. Владивосток: ВФ РТА, 2008.

Ляпустин С.Н. Таможенный контроль товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности: учебное пособие. - СПб.: Троицкий мост, 2014. - 160 с.: ил.

Разработано в соответствии с учебным планом дисциплины «Таможенный контроль объектов интеллектуальной собственности». Дается краткий обзор российского и международного законодательства об охране интеллектуальной собственности, характеристику основных видов интеллектуальной собственности. Рассматриваются особенности совершения таможенных операций и таможенного контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности. Предназначено для самостоятельных и аудиторных занятий студентов вузов дневной и заочной форм обучения, должностных лиц таможенных органов, проходящих обучение по программам дополнительной профессиональной подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.