УДК 34.07
Н. И. Свечников, Т. А. Дорофеева
ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИОННЫМ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ
Аннотация. Характеризуется деятельность Следственного комитета Российской Федерации по противодействию преступлениям коррупционной направленности. Следственный комитет является одним из главных органов, деятельность которого направлена на борьбу с коррупцией. К данному выводу авторы пришли в ходе анализа деятельности Следственного комитета по борьбе с преступлениями коррупционной направленности, а также в результате того, что большинство преступлений коррупционной направленности, согласно УПК РФ, отнесены к подследственности Следственного комитета Российской Федерации.
Ключевые слова: Следственный комитет, коррупция, преступления, социальная угроза, раскрытие преступлений, результативность, противодействие коррупции, причины, раскрываемость.
Произошедшие в конце XX в. в России глобальные экономические и социальные изменения имели противоречивое значение для развития общества и государства. Обострились многие проблемы, преодоление которых требует не только своевременного принятия научно обоснованных, теоретически и практически выверенных и взвешенных решений, но и обобщения накопленного исторического опыта деятельности государства. Исторический анализ практики решения важных государственных задач позволяет определить пути развития государства, более широко взглянуть на существующие проблемы, оценить их на фоне глубоких преобразований, увидеть их истоки и перспективы решений.
Проблемы, обусловленные коррупцией в разных сферах деятельности органов государственной и местной власти, приобрели в настоящее время глобальный и системный характер. Коррупция представляет собой непосредственную угрозу национальной безопасности, препятствует развитию в нашей стране институтов демократии и гражданского общества, реализации гражданами своих конституционных прав в сфере образования, здравоохранения, социального обеспечения, имущественных отношений [1, с. 119].
В настоящее время коррупция в России представляет значимую социальную угрозу и является одним из наиболее серьезных препятствий эффективному развитию Российского государства. При этом опасны не отдельные ее проявления в той или иной среде, а существование коррупции как системы со своими «правилами игры», подменяющими Конституцию, законы, мораль и т.д.
Коррупция как явление, превратившееся к началу XXI в. в мировую проблему, известно человечеству с глубокой древности. Очевидно, что появление ее неразрывно связано с образованием государства и выделением в нем группы людей, обладающих властными полномочиями, т.е. чиновничьего аппарата. В процессе расследования и раскрытия преступлений коррупционной направленности задействовано значительное число специализированных подразделений правоохранительных органов. Службы, отделы, которые принимают участие в расследовании преступлений коррупционного характера, созданы в структуре органов внутренних дел, Следственного комитета России, Федеральной службы безопасности РФ, Федеральной таможенной службы РФ. Работа по расследованию и раскрытию преступлений коррупционной направленности основана на
принципах межведомственного взаимодействия, активного информационного обмена, применения современных технологий и средств в процессе оперативной и следственной деятельности. Указанные службы и подразделения активно взаимодействуют с международными, межправительственными органами и объединениями в сфере борьбы с коррупцией, соответствующими национальными службами большого числа иностранных государств, с подразделениями и службами собственной безопасности всех без исключения органов государственной власти и местного самоуправления РФ, общественными объединениями, общественным советом при УСК РФ по Пензенской области, средствами массовой информации [2, с. 102].
Расследование и раскрытие преступлений коррупционной направленности характеризуется детальным планированием, разработкой и проверкой следственных версий, базирующихся на синтезе передовых научных знаний в сфере коррупционной криминалистики [3, с. 33].
Большинство преступлений коррупционной направленности в соответствии с УПК РФ отнесены к подследственности Следственного комитета Российской Федерации, поэтому ведущая роль в борьбе с коррупцией принадлежит именно Следственному комитету [4, ст. 151].
В соответствии с п. 37 Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 г., утвержденной Указом Президента РФ от 31 декабря 2015 г., сохраняющийся рост преступных посягательств, связанных с коррупцией, является одним из основных источников угроз национальной безопасности [5, ст. 212].
В этой связи главным направлением государственной политики в сфере обеспечения государственной и общественной безопасности на долгосрочную перспективу должно стать совершенствование нормативно-правового регулирования предупреждения и борьбы с коррупцией.
Президент Российской Федерации В. В. Путин, выступая 26 января 2016 г. на заседании Совета по противодействию коррупции, в ходе которого обсуждались дальнейшие шаги по совершенствованию государственной антикоррупционной политики, отметил положительный эффект мер по борьбе с коррупцией и указал на необходимость продолжения реализации антикоррупционных мероприятий с опорой на гражданское общество [6].
Анализ литературных источников показал, что на сегодняшний день принятых мер явно недостаточно [7, с. 12].
Несмотря на принятие антикоррупционного законодательства, деятельность правоохранительных органов РФ в данной сфере пока не соответствует масштабам этого явления. За 2017 г. расследовано 2 506 преступлений по ст. 290 УК РФ, 2 208 преступлений за дачу взятки по ст. 291 УК РФ. Кроме того, в 2017 г. расследованы 16 дел прошлых лет по получению взятки (ст. 290 УК РФ), за дачу взятки 30 дел (ст. 291 УК РФ) [8].
Одной из возможных причин низкой результативности деятельности правоохранительных органов РФ в сфере борьбы с коррупцией является активное противодействие им со стороны подозреваемых (обвиняемых) должностных лиц и их окружения. Об этом неоднократно говорили представители органов предварительного следствия РФ [3, с. 34].
Согласно статистике Следственного комитета РФ, самым распространенным коррупционным преступлением в России является взяточничество. Так, более трети из выявленных должностных преступлений составили получение или дача взятки. Учитывая высокую степень латентности этого коррупционного преступления, можно предположить, что приведенные статистические данные не отражают реального количества случаев взяточничества в России [8].
Проблематичность обнаружения, раскрытия и расследования дачи-получения взяток обусловливается целым рядом объективных и субъективных факторов: заинтересованностью всех участников преступления в его сокрытии; противодействием коррупционеров сотрудникам правоохранительных органов; коррумпированностью сотрудников
оперативно-розыскных и следственных подразделений; отсутствием достаточно качественных и разработанных методик расследования рассматриваемой категории преступлений.
Одна из ключевых проблем расследования преступлений коррупционной направленности - высокая латентность коррупции. На протяжении столетий в российском обществе формировалась некоторая толерантность, терпимость к коррупционным деяниям. Высокая латентность преступлений коррупционного характера обусловлена пробелами и несовершенством законодательства, устанавливающего сущность деяния и ответственность за него. Российская Федерация до сих пор не присоединилась к Конвенции ООН по борьбе с коррупцией (ст. 20) по причине противоречия ее положений принципу презумпции невиновности, гарантированному ст. 49 Основного Закона нашей страны. При этом многие исследователи и общественные деятели указывают на формальный характер данного противоречия, отсутствие фактической воли законодателя в части ужесточения законодательства о противодействии коррупции [9, с. 408].
Отметим, что специфика должностных преступлений коррупционной направленности предопределяет необходимость нарушений множества следственных действий и назначения различных видов судэкспертиз на всех этапах расследования. Знание тактико-криминалистических приемов, способов и умение применить их позволяет следователю эффективно осуществлять производство следственных действий, особенно тогда, когда расследованию оказывается противодействие [10, с. 189].
Злоупотребление должностными полномочиями, незаконное участие в предпринимательской деятельности, а также получение взятки находят отражение в сокрытии различных документов, поскольку данные преступления являются «самодокументирующимися». В связи с этим особая роль отводится осмотру документов, в ходе которого следователь выясняет время, место их оформления, характер отраженных в них операций, характеристику по перемещению (движению) ценностей, расходованию денежных средств; узнает, когда издан тот или иной приказ, наложена резолюция, влекущие правовые последствия, когда зарегистрирован документ, соответствуют ли данные характеру регистрации в первичных документах, а также одинаково ли заполнены реквизиты в двух и более экземплярах одного и того же документа, хранящихся в разных отделах предприятия или в разных организациях. При осмотре следователь оценивает документ с точки зрения соответствия содержащейся в нем информации другим материалам дела, действующему законодательству, правилам и ведомственным инструкциям. Выявленные нарушения позволяют ему получить сведения о характере события, конкретных действиях и способе совершения должностного преступления коррупционной направленности [11, с. 11].
В процессе производства допроса свидетеля могут возникнуть следственные ситуации, которые изменяются и дополняются в зависимости от обстоятельств совершенного преступления. Тактика допроса должна строиться с учетом индивидуальных особенностей свидетеля и его отношений с подозреваемые (обвиняемые), поскольку данные участники уголовного судопроизводства, как правило, становятся объектом воздействия со стороны должностных лиц, его защитника, знакомых, родственников.
В качестве свидетелей по уголовным делам о должностных преступлениях коррупционной направленности обычно допрашиваются:
а) лица, работающие на том же предприятии или в том же учреждении либо в той же организации, что и должностное лицо, подозреваемое (обвиняемое) в злоупотреблении должностными полномочиями, участии в предпринимательской деятельности либо получении взятки (начальник, заместитель, иное лицо, например, главный бухгалтер, начальники (руководители) отделов планирования, снабжения и сбыта, рядовые работники и т.д.);
б) лица, состоящие на службе вне данного предприятия, учреждения или организации - сотрудники организаций-партнеров, вышестоящего ведомства, контрольно-ревизионного органа;
в) родственники, друзья, иные знакомые соответствующего должностного лица [12, с. 88].
Исследование литературных источников показало явную недооценку (в первую очередь оперативными работниками) возможностей по изъятию и использованию в доказывании по уголовным делам компьютерной информации. При производстве обыска необходимо использовать помощь следующих специалистов: бухгалтеров (экономистов); специалистов в области компьютерной техники; криминалистов и др. [13, с. 7].
Особенности обыска средств компьютерной техники заключаются в том, что, во-первых, следователь обязан предпринять все меры, направленные на предотвращение возможного повреждения и уничтожения информации; во-вторых, во избежание утраты информации на электронных носителях необходимо обеспечить контроль за бесперебойным электроснабжением электронно-вычислительной машины в момент обыска; в-третьих, прекратить доступ посторонних лиц на территорию, где производится обыск; в-четвертых, установить наблюдение за должностным лицом для устранения возможности прикасаться к средствам вычислительной техники и источникам электропитания [9, с. 402].
В уголовно-процессуальном законе Российской Федерации предусмотрен ряд следственных действий - таких, как наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, контроль и запись переговоров, предъявление для опознания, проверка показаний на месте -которые при расследовании обозначенных преступлений также будут иметь значение для установления обстоятельств совершенного преступления [4].
Кроме этого могут быть проведены ревизии по требованию следователя. Необходимость в проведении ревизии может возникнуть как в процессе расследования преступления, так и на стадии возбуждения уголовного дела. В таком случае с помощью ревизии проверяется информация о преступлении в целях решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
Процессуальным основанием для производства ревизии является ст. 144 УПК РФ [4], согласно которой при проверке сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель, следователь и руководитель следственного органа вправе требовать производства документальных проверок, ревизий и привлекать к их участию специалистов. В соответствии с п. 3 ст. 144 УПК РФ при необходимости производства документальных проверок и ревизий руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить срок до 30 суток с обязательным указанием на конкретные, фактические обстоятельства, послужившие основанием для такого продления [4].
Расследование преступлений в сфере экономической деятельности влечет за собой необходимость производства судебно-экономических экспертиз, относимых к отдельному классу экспертных исследований, объединенных общностью знаний совокупности наук экономического профиля. Судебно-экономическая экспертиза - процессуальное действие, состоящее из проведения исследований и дачи заключения экспертом-экономистом по вопросам, разрешение которых требует специальных знаний в области экономической науки, поставленным перед экспертом судом, судьей, органом дознания, лицом, производящим дознание, следователем или прокурором в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному уголовному делу.
Расследование преступлений в сфере коррупции определяет необходимость производства и иных следственных действий - таких, как очная ставка, следственный эксперимент, проверка показаний на месте и др. Тактические рекомендации по их производству определяются особенностями совершенного преступления [3, с. 33].
Одной из наиболее существенных проблем, сдерживающих эффективное расследование и раскрытие коррупционных преступлений, выступает активное противодействие расследованию. Круговая порука, сложившаяся в органах государственной власти и местного самоуправления, упомянутое выше благосклонное отношение общества к коррупции, распространение коррупционных связей до самых высших уровней руководства правоохранительных органов, отсутствие универсальных, эффективных методик сопротивления противодействию раскрытия данной категории преступлений - вот неполный перечень причин, обусловивших успех противодействия расследованию коррупционных деяний. В результате - необоснованное освобождение вероятных коррупционеров от уголовной ответственности либо назначение несоизмеримых с тяжестью фактических деяний мягких наказаний.
Несмотря на то, что универсального решения обозначенных проблем, безусловно, нет, хотелось бы рекомендовать возможные пути и способы повышения эффективности расследования и раскрытия преступлений коррупционной направленности:
- на уровне законодательства - ужесточить меры уголовной ответственности за коррупцию, например, увеличить срок лишения свободы по ст. 290, 291 до 5 лет;
- на уровне организации работы следственных органов - рассмотреть вопрос о внесении изменений в уголовно-процессуальный закон с передачей всех коррупционных деяний в подследственность одного органа с наделением субъектов координации реальными полномочиями по организации эффективного взаимодействия субъектов расследования преступлений коррупционной направленности;
- на уровне межгосударственного и международного взаимодействия - активно пересматривать инструменты и способы взаимодействия с правоохранительными органами других стран в сторону устранения формализма и ускорения обмена информацией по запросам в связи с проводимыми расследованиями. На дипломатическом уровне - активно решать вопрос недопустимости игнорирования запросов российской стороны отдельными государствами, а также обращений, связанных с расследованием преступлений коррупционной направленности;
- на уровне криминалистической науки - продолжить разработку типовых схем и моделей преодоления противодействия расследованию преступлений коррупционной направленности и организации эффективного взаимодействия субъектов расследования.
Библиографический список
1. Свечников, Н. И. Деятельность прокуратуры по противодействию коррупции в советский период / Н. И. Свечников, О. Н. Дмитриева // Рассмотрение в судах уголовных дел коррупционной направленности как итог деятельности правоохранительных органов : материалы науч.-практ. конф. (г. Пенза, 12 мая 2017 г.) / под ред. Н. Е. Канцеровой, А. Д. Гулякова. - Пенза : Изд-во ПГУ, 2017. - 198 с.
2. Черепанова, Е. В. Правовые проблемы квалификации преступлений коррупционной направленности / Е. В. Черепанова // Журнал российского права. - 2016. - № 9. - С. 101-107.
3. Карагодин, В. Н. О методиках и методах расследования преступлений / В. Н. Карагодин // Российский следователь. - 2014. - № 14. - С. 31-35.
4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства РФ . -2001. - № 52 (ч. I). - Ст. 4921.
5. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации : Указ Президента РФ № 683 от 31.12.2015 // Собрание законодательства РФ. - 2016. - № 1 (ч. II). - Ст. 212.
6. URL: http: //www.kremlin.ru/tvtnts/president/news/51207
7. Григорьева, М. А. Проблемы уголовного преследования за совершение преступлений коррупционной направленности / М. А. Григорьева, А. А. Ларинков // Российский следователь. -2017. - № 1. - С. 11-15.
8. ФКУ «Главный информационный аналитический центр» МВД РФ о состоянии преступности в России. - URL: http://www.sledcom.ru/activities/statistic
9. Топорков, А. А. Криминалистические и организационные особенности расследования преступных посягательств на коммерческую тайну / А. А. Топорков, И. С. Сербин // Lexrussica. - 2013. -№ 4. - С. 401-409.
10. Актуальные проблемы противодействия коррупционным преступлениям : сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. / под ред. Т. Б. Басовой, К. А. Волкова. - Хабаровск : Юрист, 2013. - 200 с.
11. Пискунов, С. А. Раскрытие и расследование преступлений коррупционной направленности: проблемы и пути их решения / С. А. Пискунов // Российский следователь. - 2015. - № 24. -С. 10-12.
12. Гавло, В. К. Обстановка преступлений как структурный компонент криминалистической характеристики преступлений / В. К. Гавло // Совершенствование расследования преступлений. -2016. - № 3. - С. 88.
13. Горяинов, К. К. Факторы, осложняющие проведение расследования преступлений коррупционной направленности / К. К. Горяинов, Е. Р. Пудаков // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. - 2016. - № 6. - С. 6-8.
Свечников Николай Иванович, кандидат технических наук, кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой «Правоохранительная деятельность», Пензенский государственный университет. Е-mail: nikolsi558@ yandex.ru
Дорофеева Татьяна Александровна, студентка, Пензенский государственный университет. E-mail: [email protected]
УДК 34.07 Свечников, Н. И.
Правоохранительная деятельность Следственного комитета по противодействию коррупционным преступлениям / Н. И. Свечников, Т. А. Дорофеева // Вестник Пензенского государственного университета. - 2018. - № 2 (22). - С. 65-70.