ГОСУДАРСТВО И ПРАВО
С.Ю. Зайцева
ПРАВОМЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ: СТИМУЛЫ И АНТИСТИМУЛЫ
С ранних лет на протяжении всей жизни людей их поведение подвергалось постоянному воздействию правовых институтов и норм, выступая в качестве особых объектов такого воздействия. При этом право воздействовало на сознание личности, а через него - на ее поведение.
Воздействуя на личность, право выступает, прежде всего, как важный источник информации. «Встречаясь» с правовой нормой, субъект согласует ее требования (возможности) с собственными потребностями. Если они отвечают им, то норма «обращает» на себя внимание адресата, стимулирует его, осознается им и вызывает устойчивый интерес. В том случае, если уровень правовой подготовленности субъекта достаточен для осуществления правовых предписаний, норма воплощается в правомерном поведении.
Правомерное поведение - это поведение, соответствующее предписаниям юридических норм и социально полезным целям. Путем правомерного поведения происходит управление обществом, осуществляется его нормальная жизнедеятельность, реализуются гражданские права и обязанности. Основная масса возникающих и существующих в нашем обществе правоотношений имеет в своей основе правомерное поведение. Разновидностями правомерных поведений, в частности, являются уплата налогов и пользование Интернетом, выполнение служебных обязанностей на работе и родительских функций в семье и многие другие.
Правомерное поведение личности не так давно стало предметом изучения. Ранее эта проблема не разрабатывалась, считалась малозначительной, а все усилия ученых и практиков были сосредоточены на борьбе с правонарушениями. В настоящее время, на наш взгляд, изучение данного вопроса является актуальным. Ведь целью любого правомерного поведения являются закрепленные законом интересы. Посредством правомерного поведения право действует, вне его - оно мертво.
Правомерному поведению присущи следующие характерные признаки:
- во-первых, правомерное поведение соответствует требованиям правовых норм. Человек действует правомерно, если он точно соблюдает правовые предписания;
- во-вторых, правомерное поведение обычно социально полезно. Это действия, которые адекватны образу жизни, полезные (желательные), а порой и необходимые для нормального функционирования общества. Положительную роль данное поведение играет и для отдельно взятой личности, поскольку благодаря ему обеспечивается свобода и защищаются законные интересы;
- в-третьих, правомерное поведение связано с социально-правовой активностью, которая характеризуется сознательностью и уважительным отношением к праву, личным участием граждан в решении правовых вопросов, укреплении законности, готовностью противодействовать правонарушениям;
- в-четвертых, правомерному поведению присущ признак, характеризующий его субъективную сторону. Субъективную сторону, в свою очередь, как и у любого действия, составляют мотивы и цели, степень осознания возможных последствий поступка и внутреннее отношение к ним субъекта. При этом мотивы отражают не только направленность, но и характер, степень активности, самостоятельность поведения в ходе реализации. Также субъективная сторона свидетельствует об уровне правовой культуры личности, степени ответственности лица, о его отношении к социальным и правовым ценностям.
Одна из важнейших задач назревшей серьезной корректировки концепции экономических и социальных реформ в России - повышение роли субъективного фактора, формирование мощной системы стимулов правомерного поведения граждан. Речь идет об усилении действия права как социально-психологического фактора общественной жизни, направленного на поддержку положительных мотивов граждан.
Право, воздействуя на волю и сознание людей, определяет с помощью правовых стимулов направленность их поступков, способствует ук-
176
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 6, 2006
© С.Ю. Зайцева, 2006
реплению правопорядка в обществе. Стимулирующее значение имеют те юридические институты, которые создают заинтересованность субъекта в результатах правомерного действия. К широкому кругу правовых стимулов можно отнести различные виды поощрений и наград, льготы, рекомендации, преимущества, дозволения, почетные звания. Так, целый ряд льгот установлен для военнослужащих, выполняющих задачи в условиях вооруженного конфликта в Чечне1: льготный зачет времени прохождения военной службы, прием без экзаменов в военное образовательное учреждение.
Стимулы усиливают установку субъекта на совершение правомерных действий и поступков, но такая установка может формироваться и вследствие других причин: в силу моральных соображений человека, связанных с честностью, нежеланием терять свое достоинство в глазах других людей, под влиянием страха нарушить закон и понести за это наказание.
Однако здесь же следует отметить, что стимул -не единственное средство, с помощью которого законодатель оказывает воздействие на юридические мотивы участников правового общения.
Если правовая норма не воспринимается в сознании людей в качестве личностно значимой, отвергается ее адресатом, то правовая активность им не проявляется. Возникают так называемые антистимулы.
Прежде чем бороться с антистимулами, необходимо знать их, знать то, что может помешать управленческому процессу, снизить его эффективность. Поэтому, на наш взгляд, давно уже назрела потребность в разработке теории антистимулов, связанной с вопросами правового стимулирования, с различным проявлением в правовой системе современного общества.
«Антистимулами, - отмечает В.И. Никитинский, - выступают самые различные объективные и субъективные факторы, которые влияют на интересы людей и их поведении в направлении, препятствующем достижению правовых целей»2.
Примерами правовых антистимулов могут выступать различные правовые ошибки, дефекты, фикции.
Так, правовые ошибки ухудшают качество принятого нормативно-правового акта, поскольку в результате возникают пробелы или противоречия, нечеткие или неясные положения, отсутствует действенный механизм реализации субъек-
тивных прав либо установленные санкции не соответствуют степени общественной опасности правонарушений. Поясним это на примере. Во всех законах, которыми признана возможность применения административных штрафов в отношении предприятий, учреждений и организаций, налицо все признаки административной ответственности. Однако на практике эти законы не применятся ввиду отсутствия механизма их реализации: не всегда определено, кто составляет протоколы об обнаруженных правонарушениях и особенно, в каком порядке дела о данных правонарушениях должны рассматриваться.
В общем виде можно сказать, что правовые антистимулы препятствуют правовой активности людей, стимулируют поведение противоправное. В связи с этим мощность антистимулов превышает над мощностью стимулов, противоправное поведение - над правовым.
В вышеприведенном примере, как нам кажется, чтобы устранить имеющиеся пробелы, необходимо разработать и ввести в действие целую систему норм об административной ответственности юридических лиц. Это должна быть самостоятельная система федеральных норм, не вписывающаяся в действующий Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации, который рассчитан на ситуации, где объектом административной ответственности выступают только физические лица.
В теории управления сформулирован и обоснован вывод о том, что поведение человека обусловлено не только ценностью цели, но и вероятностью ее достижения3. Социальная ценность и условия эффективности правовых стимулов определяют меру, за пределами которой эффективность превращается в свою противоположность -дефектность. Правовое стимулирование при нарушении меры может трансформироваться в свою противоположность - препятствие. Так, Приказом МВД РФ от 2001 г. №1082 сотрудникам органов внутренних дел откомандированным по контракту для прохождения службы в Чеченскую республику предусматривалось предоставление жилья после трех лет службы в названном регионе. Однако, в 2006 году пункт названного приказа в части предоставления жилья утратил силу. Налицо действие антистимула в виде внесенного изменения.
Или еще пример. Запрет, выступая разновидностью правового стимулирования, может в отдельных случаях провоцировать, более того, сти-
ГОСУДАРСТВО И ПРАВО
С.Ю. Зайцева
мулировать нарушение других правовых норм и сдерживать поведение правомерное. «Правовые запреты, - пишет А.Г. Братко, - вызывают появление у лица сдерживающих мотивов определенного поведения. Вместе с тем, встречаются правовые нормы с прямой и обратной мотивацией. Это означает, что в некоторых ситуациях запреты, вместо сдерживающих мотивов, могут вызвать побуждение к конфликтному поведению»4.
Вопрос об эффективности и дефектности правовых стимулов и антистимулов должен решаться в каждом конкретном случае индивидуально, в связи с определенной ситуацией, местом и временем.
Таким образом, мы выяснили, что именно стимулы и антистимулы, в конечном счете, являются значимыми для поведения, связанными с ценностью, на которую ориентируется интерес субъекта.
Социальная значимость различных вариантов правомерного поведения различна. В зависимости от этого выделяют различные виды правомерного поведения:
1. По степени социальной значимости:
а) необходимое поведение, то есть такое, которое необходимо для нормального развития общества. Это служба в армии, соблюдение правил внутреннего трудового распорядка. Варианты такого поведения закрепляются в императивных правовых нормах в виде обязанностей. Их выполнение обеспечивается угрозой государственного принуждения;
б) желательное, то есть такое поведение, которое закрепляется не как обязанность, а право, реализация которого, в первую очередь, зависит от воли и интересов самого субъекта. Примерами такого поведения могут выступать: вступление в брак, научное творчество, участие в выборах, получение высшего образования;
в) допустимое поведение, в котором государство, прямо говоря, не заинтересовано в его распространенности. Однако, это действие дозволено законодательством. Таковы, например, отправление религиозных культов, частые смены работы, развод и другие;
г) нежелательное для общества, то есть такое поведение, которое закрепляется в нормах права в виде запретов. Установить запрет - это значит установить юридическую обязанность не совершать действия, которые порицаются государством. «Запреты являются наиболее предостерегающим приемом, посредством которого достигается эффективная защита общественных отношений»5.
2. В зависимости от степени ответственности, отношения субъекта к своему поведению, его мотивации (субъективной стороны) различают:
а) социально-активное поведение. Является высшей формой правомерного поведения, которая выражается в высоком уровне правосознания и правовой культуры, ответственности и добровольности. Для обеспечения нормальных условий существования и развития, влияния на разработку и принятия законов, личность должна быть активной во всех отношениях, начиная с добросовестной служебной деятельности, инициативы и дисциплинированности в работе и заканчивая, образно говоря, сотрудничеством с различными государственными органами, посещением митингов и других социальных акций;
б) обыденное поведение - преобладает в структуре правомерного поведения. В отличие от активного не связано с дополнительными затратами и усилиями. Иными словами, это деяние, глубокого и всестороннего осознания, без высокой правовой активности. Это повседневная бытовая, служебная и иная жизнь человека, соответствующая правовым нормам;
в) пассивное поведение - поведение, при котором субъекты правоотношений намеренно не используют принадлежащие им права и свободы. Примеры банальны: отказ от создания семьи, уклонение от участия в общественно-полезном труде, участие в выборах. Подобное социальное затворничество в первую очередь плохо сказывается на саморазвитии самого гражданина, однако его апатия, пессимизм поражает и ближайшее окружение, в результате чего снижается социально-политическая активность всего общества. Правовая пассивность - это действенность на минимальном уровне, граничащая и переходящая иногда в противоправное бездействие. В связи с этим существует немало средств, стимулирующих активное и (или) обыденное правомерное поведение. Наглядным примером могут служить меры поощрения за высокопроизводительную и безупречную работу (выдача разовых и постоянных премий, награждение ценным подарком и другие). Среди правовых стимулов активного правового поведения могут выступать честолюбие, стремление занять более высокооплачиваемую должность;
г) маргинальное поведение - такое деяние, которое хотя и является правомерным, но находится на грани антиобщественного. Данное по-
178
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 6, 2006
ведение совершается под воздействием государственного принуждения, из-за страха понести наказание, либо в силу каких-то корыстных мотивов. Именно антистимулы здесь являются значимыми для поведения, связанными в буквальном смысле с ценностью, на которую ориентируется интерес субъекта. Маргинальная личность, лишившись привычных условий существования, не может сразу адаптироваться к новой социальной обстановке и проявляет в этой связи неудовлетворенность, скованность в своих действиях. Это беженцы на территории Российской Федерации из бывших советских республик, безработные, люде, не обеспеченные даже минимальными условиями существования.
Искусство правотворчества состоит в том, чтобы в конкретных исторических условиях выбрать именно те стимулы, которые позволяли бы нейтрализовать негативные антистимулы. И здесь, как нам видится, основной задачей государства является забота о приросте правомерного поведения. Оно, особенно в активной форме, стимулируется государством методами поощрения, наградами за благородные инициативы.
В настоящее время существует ряд обстоятельств, вызывающих затруднения при реализации законопослушного поведения, а именно:
1) постоянно обновляющееся законодательство, за которым трудно уследить даже опытным юристам, что же говорить о простых гражданах, некоторые из которых даже не знают элементарных нормативных актов;
2) отсутствует правовая регламентация и недостаточная упорядоченность самих правовых норм;
3) необходимость в систематизации законодательства;
4) недостаточно высокий уровень правовой культуры и непрофессионализм правоприменителя;
5) недостаточно активная деятельность правоохранительных органов;
6) меняющийся уклад жизни людей в связи с происходящими в стране реформами;
7) состоявшийся переход к новой юридической методике управления: от советской заповеди «Разрешено то, что разрешено» к западной рыночной формуле «Разрешено все, что не запрещено». Такое новшество трудно усваивается людьми, в течение нескольких десятилетий привыкавших к тотальному регулированию их поведения со стороны государственных служб.
Обобщая вышеизложенное, приведем истину, высказанную Г.Ф. Шершеневичем: «Государство может достигнуть желательных результатов не столько усилением правовой репрессии, сколько изменением социальных условий, определяющих поведение граждан, не столько усилением мотивов, располагающих в пользу законного поведения, сколько ослаблением мотивов, отклоняющих от законного поведения»6. К сказанному следует лишь добавить то, что проблема правовых стимулов и антистимулов в структуре правомерного поведения до конца не изучена и требует дальнейшей разработки.
Примечания
1 См.: Указ Президента РФ №863 от 12.06.96 г. «О правах и льготах военнослужащих, выполняющих (выполнявших) задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике» // Собрание законодательства РФ. - 1996. - №25. -Ст. 2997.
2 См.: Никитинский В.И. Указ. соч. - С. 53.
3 См.: Гутштейн А.И. Кибенетика в экономическом регулировании производства. - М., 1972. -С. 99-100.
4 См.: БраткоА.Г. Запреты в советском праве. - Саратов, 1979. - С. 67.
5 См.: ВитрукН.В. Основы теории правового положения личности в социалистическом обществе. - М., 1979. - С. 145.
6 См.: Шершеневич Г. Ф. Общая теория права. - Рига, 1924. - С. 287-288;Монтескье Ш. О духе законов // Избранные произведения. - М., 1955. - С. 231.