Научная статья на тему 'Правомерное поведение государственных служащих: условия формирования и противодействие девиациям'

Правомерное поведение государственных служащих: условия формирования и противодействие девиациям Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
28
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
девиация / мотивация / государственный служащий / правомерное поведение / deviation / motivation / civil servant / lawful conduct

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Александр Васильевич Курдюмов, Наталья Сергеевна Громова

В статье рассмотрены положения правомерного поведения государственных служащих. Авторами анализируются условия формирования правомерного поведения на основании различных подходов, характеристик и мотивов. На основе социологического опроса государственных служащих выявлены значимые факторы, формирующие условия для негативного девиантного (противоправного) поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Александр Васильевич Курдюмов, Наталья Сергеевна Громова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The legitimate behavior of civil servants: conditions for formation and opposition to deviations

The article considers the provisions of the legitimate behavior of civil servants. The authors analyze the conditions for the formation of legitimate behavior on the basis of various approaches, characteristics and motives. Based on a sociological survey of civil servants, significant factors were identified that form the conditions for negative deviant (illegal) behavior.

Текст научной работы на тему «Правомерное поведение государственных служащих: условия формирования и противодействие девиациям»

Государственная служба и кадры. 2023. № 4. С. 93 — 97. State service and personnel. 2023;(4):93 —97.

Научная статья УДК 342.59

https://doi.org/10.24412/2312-0444-2023-4-93-97 NIION: 2012-0061-04/23-208

EDN: https://elibrary.ru/RQYJVM MOSURED: 77/27-008-2023-04-408

Правомерное поведение государственных служащих: условия формирования и противодействие девиациям

Александр Васильевич Курдюмов1, Наталья Сергеевна Громова2

1 2 Уральский государственный экономический университет, Екатеринбург, Россия

1 kurdyumov@usue.ru

2 gromovans@mail.ru

Аннотация. В статье рассмотрены положения правомерного поведения государственных служащих. Авторами анализируются условия формирования правомерного поведения на основании различных подходов, характеристик и мотивов. На основе социологического опроса государственных служащих выявлены значимые факторы, формирующие условия для негативного девиантного (противоправного) поведения.

Ключевые слова: девиация, мотивация, государственный служащий, правомерное поведение. Для цитирования: Курдюмов A.B., Громова Н.С. Правомерное поведение государственных служащих: условия формирования и противодействие девиациям // Государственная служба и кадры. 2023. № 4. С. 93—97. https:// doi.org/10.24412/2312-0444-2023-4-93-97 EDN: https://elibrary.ru/RQYJVM

Original article

The legitimate behavior of civil servants: conditions for formation and opposition to deviations

Aleksander V. Kurdyumov1, Natalya S. Gromova2

11 2 Ural State Economic University, Yekaterinburg, Russia

1 kurdyumov@usue.ru

2 gromovans@mail.ru

Abstract. The article considers the provisions of the legitimate behavior of civil servants. The authors analyze the conditions for the formation of legitimate behavior on the basis of various approaches, characteristics and motives. Based on a sociological survey of civil servants, significant factors were identified that form the conditions for negative deviant (illegal) behavior.

Keywords: deviation, motivation, civil servant, lawful conduct.

For citation: Kurdyumov A.V., Gromova N.S. The legitimate behavior of civil servants: conditions for formation and opposition to deviations // State service and personnel. 2023;(4):93—97. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2312-0444-2023-4-93-97 EDN: https://elibrary.ru/RQYJVM

Введение

Учитывая тот факт, что государственная служба во все времена привлекала особое внимание как возможность не только реализации личности в публичной сфере, но и получения ресурса власти, к поведению чиновника предъявлялись повышенные требования.

Право как регулятивная функция является эффективным инструментом. В то же время про-

© Курдюмов А.В., Громова Н.С. М., 2023.

исходящие процессы трансформации общества затрагивают и столь устойчивую сферу, как государственная служба, тем самым поднимая вопрос о наличии потребности в компенсации деви-антного поведения.

Объект исследования — правомерное поведение.

Предмет исследования — условия формирования правомерного поведения субъекта правоотношений.

Материалы и методы. В целях реализации поставленных задач исследования были исполь-

№ 4/2023

зованы как общетеоретические (дедукции и индукции, анализа и синтеза), так и универсальные методы (социологический опрос, классификации и интерпретации).

Результаты. Правовая установка в поведенческом проявлении для государственного служащего является силой принуждения. В поведенческой доктрине государственного служащего — субъекта правоотношений, выполняющего публичную функцию, посредством права воздействуют различные факторы (социальные и психологические).

Поведение индивидуума, формируясь во взаимодействии с другими субъектами общественно-служебных отношений, имеет бесконечное множество проявлений, аккумулируя тем самым социальное поведение.

Социальное поведение является сложным многофакторным явлением, для моделирования которого необходимо учитывать как саму целевую установку, так и действенные мотивы.

Анализ и оценка результатов поведения лежат в разных плоскостях, таких, как право и социальные нормы (вероисповедание, мораль, обычай и др.).

Многие исследователи правомерное поведение рассматривают как составляющую часть поведения, ограниченного установками и предписаниями права — правовыми нормами (нормативно-правовыми актами) [3; 8].

Так, К. Т. Валиулин в правомерном поведении акцент делает на меру юридического последствия [4, с. 20].

З.В. Мясникова в своих исследованиях правомерное поведение рассматривает с психологической стороны [7, с. 91].

Явление — правомерное поведение государственного служащего — подлежит описанию самостоятельных условий, выделению признаков для характеристики его как объекта:

1. Субъект, государственный служащий, находится в области правового регулирования (установки и предписания), в модели которой относительно норм права три составляющих: категоричность требования, не запрещенность, не противоречивость.

2. Результат деятельности государственного служащего является общественно полезным, должен соответствовать теории ожидаемой полезности (полезности большинства) и теории принятия решений, образуя объективную сторону.

3. Деятельность государственного служащего осуществляется осознанно (сознательно), образуя тем самым субъективную сторону.

4. В рамках настоящего исследования важным является не само действие или процесс, а сторона, которая предшествует ему, — психологический фактор.

Осознанность (сознательность) действий в правомерном поведении формируется из совокупности личностных свойств и внешней среды.

В научной литературе построение классификаций и типологий правомерного поведения находится в зависимости от мотивации. В таблице предлагается классификация правомерного поведения [6, с. 40].

Таблица

Классификация правомерного поведения

Вид правомерного поведения Характеристика Мотивы

Социально-активное поведение Наивысшая форма правосознания (правовой культуры) Убежденность в полезности; обязанность; ответственность; полезность

Привычное поведение (правовая привычка) Действия индивидуума на основе избирательности (как «мне» или как «я») Стереотип; личная выгода (польза)

Конформистское поведение Средняя форма правосознания; действия индивидуума на основе пассивного отношения (например, в форме приспособления или подчинения другим мнениям) Подчинение правилам без участия своего мнения (пассивность); боязнь потери доверия и осуждения других участников отношений

Маргинальное поведение Низшая форма правосознания; действия индивидуума на основе принуждения и осознания неотвратимости наказания Отношение самим индивидуумом себя к субкультуре; противопоставление себя ситуации или группе лиц

№ 4/2023

Рассмотрим несколько подходов к определению термина «мотивация».

Так М. Альберт и Ф. Хедоури в мотивации сопоставляют стимулирование индивидуума (-ов) участника (-ов) процесса к достижению своих или общих целей [2, с. 233].

Исследователи В.А. Дятлов и А.Я. Кибанов конструкцию мотивации видят в стремлении индивидуума удовлетворить свои личностные потребности в трудовой функции [5, с. 191].

Н.А. Соломатина и З.А. Нагимова характеризуют понятие мотивации с точки зрения характера индивидуума и его интересов [9, с. 57].

Данные авторы рассматривают мотивацию как процесс побуждения к выполнению работы, как стремление работника к достижению своих целей и как его внутреннее состояние, черта характера. Мотивация направлена на побуждение сотрудника к наиболее эффективному выполнению работы в рамках установленных правил и предписаний.

Ключевыми факторами мотивации выступают потребности индивидуумов, проявляющиеся в интересах, мотивах и стимулах.

Интересы представляют собой личностные потребности, которые могут выражаться в вещественной и невещественной формах. Возникновение потребности побуждает человека действовать, т.е. является для него мотивом.

Стимул, в отличие от мотива, определяется внешней средой воздействия на человека.

Обратимся к процессуальной теории, основоположники которой определяют мотивацию не только с позиции удовлетворения потребностей человека, но и характеризуя его ожидания.

В. Врум предполагал, что человек всегда находится в состоянии мотивации, им движет желание удовлетворить свои потребности и интересы, а также ожидание того, что в конечном счете он получит при удовлетворении потребностей и интересов.

Дж. Адамс сделал упор в своих исследованиях на субъективность оценок людей. Один и тот же фактор или показатель может удовлетворить потребности одного человека, но быть недостаточным для другого.

Содержательные теории определяют перечень потребностей, удовлетворение которых в разном порядке мотивирует индивидуума выполнять свои обязанности лучше или хуже.

Обсуждение

В целях раскрытия заявленной темы следует рассмотреть сущность девиантного поведения. Многие научные деятели в содержание девиант-ного поведения закладывают наличие отклонения от установленных норм и правил в рамках социально-психологического аспекта. В то же время А.В. Петровский и М.Г. Ярошевский де-виантное поведение рассматривают через систему поступков [1, с. 87].

Для выявления факторов, провоцирующих и формирующих условия девиантного поведения, а также обоснования выводов мы изучили мнение государственных служащих контрольно-надзорной сферы (респондентов) в количестве 150 человек посредством социологического опроса территориальных служб: Управления Федерального казначейства по Свердловской области, Свердловского УФАС России и Министерства финансов Свердловской области (см. рис.).

Низкий уровень профессиональной культуры

Отсутствие мотивации

Неразвитость правосознания

Отсутствие эффективного мехнизма контроля

Пробелы в законодательстве

Отсутствие общественного порицания

Рис. Распределение ответов на вопрос: «Ранжируйте по значимости факторы, формирующие условия для негативного девиантного (противоправного) поведения»

№ 4/2023

Итогом социологического опроса стало мнение респондентов о значимости факторов, формирующих условия для негативного девиантно-го (противоправного) поведения, что позволило их ранжировать, а именно:

■ 44% ответили — пробелы в законодательстве;

■ 26% ответили — неразвитость правосознания;

■ 18,6% отметили низкий уровень профессиональной культуры;

■ 4,7% ответили отсутствие общественного порицания;

■ 4% отметили отсутствие эффективного механизма контроля и 2,7% ответили — отсутствие мотивации.

Полученные данные социологического опроса позволили сформулировать следующие рекомендации:

■ необходимо проанализировать нормативную базу, регламентирующую правомерное поведение государственных служащих;

■ следует привлечь научное и экспертное сообщество;

■ внедрить модули, направленные на формирование высокого уровня правосознания (правовой культуры), в программы повышения квалификации;

■ организовать просветительскую работу среди населения о роли и полномочиях государственного служащего.

Таким образом, исключение девиаций поведения государственных служащих является важной задачей совершенствования государственной системы.

Заключение

Развитие данных положений требует учета анализа общественного мнения на поставленные вопросы, что позволит раскрыть сторону основного заказчика — общества.

Список источников

1. Абзалилова ЭА, Афанасьева АЮ, Каплун АД., Наумкина М.О. Девиантное поведение государственных служащих // Актуальные исследования. 2019. № 3 (3). С. 86—89.

2. Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / Пер. с англ. М.: Дело, 2008. 318 с.

3. Артамонова Г.К., Горбашев В.В., Ретунекая Т.П., Реуф В.М. Правовое сознание и правовое поведение: анализ причинной взаимосвязи // Мир политики и социологии. 2012. № 1. С. 116—120.

4. Валиулин К.Т. Влияние норм морали на правовое поведение сотрудников органов внутренних дел // Юрид. факт. 2019. № 66. С. 19—21.

5. Дятлов ВА, Кибанов А.Я. Экономика труда. М.: Приор, 2012. 315 с.

6. Колядинцева Д.С. Девиантный потенциал государственной гражданской службы: понятие и определяющие факторы // Электронный вестник Ростовского социально-экономического инта. 2016. № 2. С. 32—41.

7. Мясникова З.В. Теоретическое осмысление феномена «правовое поведение» в психологии личности // Совр. наука: актуальные проблемы теории и практики. Сер.: Познание. 2021. № 2. С. 89—92. DOI 10.37882/2500-3682.2021.02.21

8. Панченко П.Н. Правовое поведение в условиях правового государства: содержание, форма и их учет при применении закона // Аграрное и земельное право. 2012. № 4(88). С. 91—99.

9. Соломатина НА., Нагимова ЗА. Управление организацией. М: ООО «Вершина», 2011. 219 с.

References

1. Abzalilova EA., Afanasyeva A.Yu., Kaplun A.D., Naumkina M.O. Deviant behavior of civil servants // Actual research. 2019. № 3 (3). Pp. 86—89.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Albert M., Hedouri F. Fundamentals of Management / Per. from English. M.: Case, 2008. 318 p.

3. Artamonova G.K., Gorbashev V.V., Retunskaya TP, Reuf V.M. Legal consciousness and legal behavior: analysis of causal relationship // World of politics and sociology. 2012. № 1. Pp. 116—120.

4. Valiulin K.T. The influence of moral norms on the legal behavior of employees of the internal affairs bodies // Legal fact. 2019. № 66. Pp. 19—21.

5. Dyatlov VA., Kibanov A.Ya. Labor Economics. M.: Prior, 2012. 315 p.

6. Kolyadintseva D.S. Deviant potential of the state civil service: concept and determining factors // Electronic Bulletin of the Rostov SocioEconomic Institute. 2016. № 2. Pp. 32—41.

7. Myasnikova Z.V. Theoretical understanding of the phenomenon of «legal behavior» in personality psychology // Modern science: current problems of theory and practice. Ser.: Cognition. 2021. № 2. Pp. 89—92. DOI 10.37882/25003682.2021.02.21

8. Panchenko P.N. Legal behavior in the conditions of the rule of law: content, form and their accounting when applying the law // Agrarian and land law. 2012. № 4 (88). Pp. 91—99.

9. Solomatina NA., Nagimova ZA Organization Management. M: LLC «Verch», 2011. 219 p.

№ 4/2023

Информация об авторах

Курдюмов А.В. — кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой конкурентного права и антимонопольного регулирования

Громова Н.С. — кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры конкурентного права и антимонопольного регулирования

Вклад авторов: авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Статья поступила в редакцию 23.10.2023; одобрена после рецензирования 08.1 1.2023; принята к публикации 14.1 1.2023.

Information about the authors Kurdyumov A.V. — candidate of economic sciences, associate professor, head of the department of competition law and antimonopoly regulation

Gromova N.S. — candidate of philological sciences, associate professor, associate professor of the department of competition law and antimonopoly regulation

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

The article was submitted 23.10.2023; approved after reviewing 08.11.2023; accepted for publication 14.1 1.2023.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Малахов В. П. Мифологизации права в общественном сознании.

Монография. Гриф МУМЦ " Профессиональный учебник". Гриф НИИ образования и науки. 351 с.

ISBN 978-5-238-03649-6

Все принципиальные положения и все содержание монографии объединены тремя идеями, придающими общеправовой теории методологический и мировоззренческий смысл и уровень: 1) мифологизации права — не историко-культурный атавизм, не порок современной общеправовой теории и не "побочный эффект", характерный исключительно для общественного правосознания, а фундаментальный и органичный элемент любой формы общественного сознания права; 2) мифологизации права представляют собой сложный синтез понимания права, складывающегося в рамках каждой из форм общественного сознания; 3) лишенная мифологического компонента правовая теория возможна только как догма, как чисто прикладное знание.

Исследование предназначено для занимающихся или просто интересующихся проблемами правовой жизни современного общества и личности, которые получают свое выражение и решение как в общеправовой теории, так и в правосознании.

№ 4/2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.