УДК 316
Труханович Дарья Сергеевна
аспирантка кафедры социологии.
Южно-Российский институт управления - филиал Российской академии
народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
trukhanovich. [email protected]
Darya S. Trukhanovich
post graduate student of sociology department.
South-Russian Institute of Management - Branch of «The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration» trukhanovich. [email protected]
Особенности нигилизма в административных практиках государственной службы в зеркале социологического анализа: к постановке проблемы исследования
Features of nihilism in the administrative practices of public service in the mirror of the sociological analysis: statement of the problem research
Аннотация. В настоящей статье автор делает попытку провести социологический анализ природы нигилизма государственных служащих, распространенного в административной среде. Для этого раскрываются три основные подходы к определению сущности нигилизма: нигилизм как течения общественно-политической мысли, нигилизм как социокультурное явление, нигилизм как поведение индивида. Именно в рамках третьего подхода (нигилизм как поведении индивида) предлагается раскрыть социальную сущность нигилизма, который необходимо рассматривать как девиацию. В завершении исследования автор приходит к выводу, что социальная природа нигилизма на государственной службе в полной мере раскрывается через теорию социальных аномий.
Ключевые слова: нигилизм, нигилизм государственных служащих, административная среда, социокультурная теория нигилизма, девиация, девиантное поведение, аномия, теория аномии и социальной дезориентации.
Summary. In this article the author makes an attempt to conduct a sociological analysis of the nature of civil servants' nihilism, which is found into administrative environment. For this purpose, the author analyzes three main approaches to the definition of the essence of nihilism: nihilism as course of socio -political thought, nihilism as a sociocultural phenomenon, and nihilism as the individual's behavior. Within the limits of the third approach (nihilism as the individual's behavior), the author proposes to reveal the social essence of nihilism, which should be viewed as a deviation. At the end of the analysis the author comes to the conclusion that the social nature of civil servants' nihilism is fully revealed through the theory of social anomy.
Keywords: nihilism, civil servants' nihilism, administrative environment, socio-cultural theory of nihilism, deviation, deviant behavior, anomie, theory of anomie and social disorientation.
В последние двадцать лет постоянно повышается спрос на изучение нигилистического отношению людей к тем или иным социальным институтам и явлениям, который воплощается в научные публикации, массовую популярную периодику, обсуждения на всевозможных практических конференциях и научных симпозиумах, нигилизм все чаще становится предметом диссертационных исследований.
Особый интерес представляет нигилизм государственных служащих, который проявляется в их повседневной административной деятельности. Проводимая государственными органами в рамках Указа Президента РФ от 11.08.2016 № 403 [1] политика по развитию государственной службы в РФ нацелена на привлечение на государственную гражданскую службу перспективных и талантливых граждан, однако в одночасье изменить кадровое наполнение органов государственной власти невозможно. Поэтому, на наш взгляд, важно понять социальную природу нигилизма на государственной службе. И первым шагом к этому является проведение социологического анализа социальной природы нигилизма в целом и нигилизма служащих административных структур в частности.
Нигилизм в современном мире может проявляться в различных формах, но его суть сводится к следующему: неисполнение нравственных норм, отрицание укоренившихся в обществе ценностей и пр.
В социологии проблема нигилизма не получил развернутого освещения, лишь в некоторых исследованиях нигилизм рассматривается как социокультурное явление, что вызывает научный интерес к изучению нигилизма через призму социологической науки.
Рассматривая правовой нигилизм как объект исследования В.Г. Сафонов и М.А. Месилов в своих диссертационных исследованиях отмечают, что он является сложным явлением, имеющим социально-правовой характер, которое состоит из трех составных частей:
- нигилизм как течение общественно - политической мысли;
- нигилизм как социокультурное явление;
- нигилизм как персональное представление определенного субъекта о правовой действительности, которое выражено в действии или бездействии. [2, с. 32; 3, с. 30-31]
Однако, по нашему мнению, подобный подход может быть применен не только при проведении анализа такого вида нигилизма как правовой, но и при изучении самого родового понятия «нигилизм».
В своем первом значении (как течение общественно-политической мысли) нигилизм начал активно изучаться в XIX веке преимущественно в Западной Европе и в России. Наиболее яркими исследователями данного
аспекта нигилизма были О. Шпенглер, М. Штирнер, С. Кьеркегор, Ф. Ницше, П. Ж. Прудон, Ф. Г. Якоби М. Хайдеггер, А. Шопенгауэр, и пр.
Традиционно считается, что в философский оборот понятие «нигилизм» вошло благодаря Фридриху Генриху Якоби, известному своей критикой Канта, Шеллинга, Фихте. Ф.Г. Якоби придал слову «нигилизм» новое содержание. Так, Ф.Г. Якоби в Письме к Фихте» в 1799 году пишет следующее: «Поистине, любезный мой Фихте, меня отнюдь не рассердит, если Вы или кто угодно пожелает называть химеризмом то, что я противопоставляю идеализму, который зову нигилизмом» [4, с. 587]. Таким образом Ф.Г. Якоби использует термин «нигилизм», берущий свое начало от латинского слова nihil - ничто, для оценки романтического идеализма.
Позднее, в середине XIX в. о нигилизме в агрессивной анархической форме говорится в работах М. Штирнера. Так, в своей работе «Единственный и его собственность» М. Штирнер отмечает, что в реальном мире существует только отдельный человек, являющийся «эгоистом», а окружающий мир человека - совокупность призраков, фантомов, «идолов», которые только препятствуют развитию личности. Автор призывает не позволять «идолам» (к их числу М. Штирнер относит государство, право, закон, родина, порядок и т.д.) довлеть над «эгоистом». Вся рассматриваемая работа М. Штирнера базируется на известном афоризме: «В основу своего дела я положил Ничто». Именно под этим «ничто» автор и подразумевал нигилизм. [5, с. 21-24]
Новый этап осмысления феномена нигилизма начинается с работ Ф. Ницше, таких как «Так говорил Заратустра», «Веселая наука», «Антихрист».
Ф. Ницше впервые дал определение понятию «нигилизм», которое сводилось к следующему: «нигилизм - это когда основные ценности теряют свое значение, отсутствует ответ на вопрос «зачем?»» [6, с. 9-38]. Нигилизм при этом уничтожает все иллюзии, демонстрирует иллюзорность общественных идеалов.
Ф. Ницше рассматривал нигилизм не как мировоззренческое течение, а исторического движения, и выделяет две его формы: пассивную и активную, при этом в рамках активной формы утверждаются новые ценности «сверхчеловека». [7, с. 35-38, 41-43]
Как социокультурное явление нигилизм рассматривает Ю.А Харин, который определял его как духовное состояние человека и общества, которое характеризуется негативным отношением к традициям, культуре, закону, морали, личности, отдельным социальным институтам и пр. [8, с. 243]
Работы О. Шпенглера положили начало новому направлению в изучении нигилизма - культурологическому. В «Закате Европы» О. Шпенглер писал о нигилистическом характере европейской культуры, подчеркивая, что нигилизм возникает в завершающем цикле культуры и свидетельствует о ее законченности. По мнению О. Шпенглера нигилизм представляет собой не просто историческое явление, занимающее конкретное место среди прочих, и не просто течение духовной мысли на ровне с другими течениями, таким как христианство, просвещение и гуманизм, нигилизм является новой стадией
развития общества, основным по своей сути движением в истории Западной Европы, а в ходе развития нигилизма и его распространения в массы происходит подмена подлинных культурных ценностей суррогатами рассудочности и практицизма. [9, с. 180]
Заслуживает внимания концепция нигилизма датского социолога Йохана Гудсблома, которая представляет собой социологический анализ феномена нигилизма и введение проблематики нигилизма в область социальных наук, что обусловлено возрастанием случаев его проявления, врастанием его в современную культуру.
Й. Гудсблом полагает, что кроме существования нигилизма в культурных отношениях, в европейской общественной мысли сформировалась «нигилистическая проблематика», связанная с непрекращающимися попытками осмысления, определения и преодоления нигилизма. Й. Гудсблом находит социально-мировоззренческие корни нигилизма у самых истоков начал духовной истории западной Европы. Еще досократики эмансипировались от мифологического мышления и открыли в материальной и социальной истории стороны, доступные рациональному осмыслению, открыв тем самым новый образ жизни. Новизна их мышления состояла в том, что они отошли от традиции, от наивной веры, стали скептичными и приняли в качестве исходного постулата тезис, что вещи в принципе не таковы, какими они нам представляются. Возникла и укоренилась привычка к временному, а затем и к постоянному воздержанию от суждений - некоторая интеллектуальная отрешенность. Этому способствовали и определенные социальные условия, прежде всего та сложность социальной жизни, при которой оставалось мало места для раскованных, нерефлексивных отношений между людьми. [10, с. 117132]
Таким образом, в своей концепции Й. Гудсблом подчёркивает глубокую взаимосвязь, которая сложилась между нигилизмом и культурой и определяет его как жесткую болезнь культуры, которая вызвана завышенными требованиями, которыми она (культура) руководствуется. Й. Гудсблом полагает, что социологический анализ нигилизма необходимо направлять на функциональное исследование его проявлений, выраженных в социальных и культурных последствиях распространения нигилистического сознания.
С.А Шавель. отмечает, что если говорить о социокультурных корнях нигилизма как явления, то глубинный источник, первый росток, как правило, находится в поле конфликта личности (группы) с существующей и легитимированной системой ценностей (о физиологических, психологических и других причинах в данном случае речи нет). Иначе говоря, в нежелании или неумении следовать тем поведенческим моделям, выстроенным на определенных ценностных основаниях, которым следуют другие, уже потому, что они (модели) приняты на сегодняшний день в данном социуме и должны быть интернализованы всеми в процессе социализации.[11, с. 53-62]
Особое звучание тема нигилизма приобретает в экзистенциализме, когда он рассматривается на уровне отдельной личности. Сторонником такого
подхода был С. Кьеркегор. Он полагал, что человек, будучи постоянно в доходном поиске, прибывает в критическом состоянии оценки действительности и стремится найти пути и способы реализации своего собственного «я». Такой поиск является перманентным. Нигилизм является движущей силой такого поиска, то, что заставляет человека искать обновление. Суть нигилизма сводится к сознательному отрицанию субъектом или группой субъектов исторических и (или) культурных ценностей, нравственных или моральных норм, идеалов общества. Нигилизм выступает в качестве одной из форм мироощущения и сознательного поведения. [12, с. 119]
Нигилизм государственных служащих с позиции социологического анализа, на наш взгляд, необходимо рассматривать именно в рамках третьего подхода (нигилизм как поведение индивида) через призму теорий девиаций.
При этом понятие «девиация» и «нигилизм» не являются тождественными, но имеют большую зону пересечения, которая определяется аксиологической составляющей. Социологический анализ девиантного поведения способствует лучшему пониманию природы как самого родового понятия «нигилизм», так и особенностей нигилизма в административных практиках государственной службы.
Так, девиантное поведение - это поступки и действия людей, несоответствующие фактически сложившимся в обществе или официально установленным нормам и образцам поведения, которые не согласуются с ожиданиями общества в целом, или его отдельных групп. [13, с. 201]
Девиантное поведение не тождественно противоправному поведения. Безусловно, на противоправное поведение противопоставляется правомерному, так и девиантное поведение противопоставляется нормальному, однако социологический подход к определению девиантного поведения более глубокий, нежели юридических подход к определению категории «противоправное поведение», так как для признания поведения девиантным используется широкий круг социальных норм, а не только правовые нормы.
Когда мы говорим и о нигилизме государственных служащих, и о девиантном поведении, связующим понятием является отклонение (в т.ч. посредством отрицания) от тех или иных норм. При этом вопрос об определении понятия «норма» также является дискуссионным.
Например, для биологических систем норма - есть допустимая граница структурных и функциональных изменений, которые обеспечивают организму жизнеспособность и адаптивность. В точных науках норма представляет собой меру чего-либо, среднюю величину. В технике и технических науках нормой называют меру соответствия изделия или процесса установленным для таких изделий или процессов стандартам. В теории организации норма - это мера допустимых изменений, которые не нарушают стабильность и развитие социальной системы в целом. [14]
В науках об обществе норма определяется как предписанное правило поведения, принятое определенной социальной группой или общностью, исполнение которого контролируется посредством всевозможных санкций.
Мы разделяем позицию Я. Гилинского и В. Афанасьева о том, что в рамках отечественной социологии девиантного поведения социальная норма определяется в качестве исторически сложившегося в конкретном обществе предела, меры, интервала допустимого или обязательного поведения индивида, социальных групп или социальных организаций. [15, с. 133-134]
Социальные нормы должны соответствовать ценностям общества, так как большинство из них закреплены в обычаях и традициях, имеющихся в обществе, а другая часть норм является продуктом правотворчества законодателей.
С точки зрения подходов к объяснению причин девиантного поведения все многообразие теорий можно свести к трем основным типам:
1. биологические теории, в рамках которых девиантность рассматривается в контексте наследственности, физической конституции (Кречмер и Шелдон), гормональных сбоев (Шлапп), хромосомных нарушений (Джекобс) и т.д.
2. психологические теории, которые связывают девиантное поведение с инстинктами, психологическими причинами и с определенным психическим типом личности.
3. социологические теории. Теории, включенные в данную группу, не исключают роли биологических и психологических факторов в определении поведения людей, однако связывают девиантное поведение с определенными социальными факторами, причины которых кроются в отношениях и процессах, складывающихся в социальных системах, в обществе в целом.
Социологические теории в свою очередь делятся на четыре основные группы:
1. теория аномии и социальной дезориентации. Среди исследователей, рассматривающих девиации через призму данной теории можно выделить Э. Дюркгейма, Р. Мертона , Ф. Трэшера, К. Шоу, Г. МакКейна , У. Уайта, Т. Хирши.
2. «культурологический» подход. Данную концепцию изучали в своих работах Т. Селлин , Д. Миллер, Э. Сатерленд, Р. Клауорд, Л. Оулин . Работы указанных авторов развивали и дополняли идеи сторонников теории аномии и называли в качестве основной причины появления девиаций различие в культурных нормах.
3. теория стигматизации или наклеивания ярлыков. Это подход был рассмотрен такими авторами, как Г. Беккер , И. Гоффманн, Р. Коллинз, Э. Лемерт.
4. «радикальная криминология», который изучали такие исследователи как: О. Турк , Р. Квинни, Л. Коза, К. Маркс .
Наибольший интерес для проведения социологического анализа категории «нигилизм» и нигилизма государственных служащих представляет теория аномии и социальной дезориентации.
Основоположником данного подхода является Э. Дюркгейм. Именно он предложил концепцию аномии, которая раскрывает значение социальных и культурных факторов.
Аномия, в буквальном смысле которая переводится как «разрегулированность», представляет собой состояние, которое наступает из-за разрушения системы общественных норм и ценностей. [16, с. 78]
Рассматривая явление аномии, Э. Дюргейм полагает, что социальные нормы и правила в жизни людей играют существенную роль, а незапланированные события приводят к дезорганизации. В свою очередь, аномия - это то, что приводит к нарушению стабильности, делает социальные связи неустойчивыми, разрушает коллективное сознание и дезорганизует людей, что в свою очередь приводит к появлению тех или иных девиаций. К аномиям относятся кризисы, смешение социальных групп, миграция т.д.
Э. Дюркгейм полагал, что аномию - это не одномоментное событие, а исторически обусловленный процесс разрушения определенных социальных норм. Например, в ходе резкой смене общественных идеалов и правил морали, отдельные индивиды или социальные группы перестают чувствовать свою причастность к рассматриваемому обществу, они отвергают новые социальные нормы и ценности, вместо общественных средств достижения целей выдвигают собственные, иногда не признанные методы. [17, с. 59]
Теория аномии получила свое развитие в трудах Р. Мертона, который одной из главных причин девиаций считал разрыв между целями общества и общественно одобряемыми средствами и методами достижения этих целей.
Аномию Р. Мертон определял в качестве ценностно-нормативного вакуума, безнормия, означающие ослабление, фрагментированность и рассогласованность ценностных регуляторов поведения. Аномия - есть производный результат от деформированного состояния социальной структуры, который сподвигает членов общества отклоняться от установленных норм, демонстрируя девиантное поведение. [18, с. 118-119]
Г.А. Банных в своем диссертационном исследовании отмечает, что аномия - это такая социальная ситуация, когда индивид не может достичь своих целей законными методами, и он для удовлетворения своих потребностей игнорирует указанные средства, пытается достичь цели незаконными способами. При этом поведение индивидов, отклоняющееся от нормы, именуется девиантным, а процесс - девиационным отклонением, который возникает в ходе конфликта социально признанных целей, средств их достижения. [19, с. 67]
Мы разделяем указанную выше позицию и полагаем, что нигилизм не сводится к простому отрицанию чего-либо, но вызван непринятием одних норм и обязательно выбором иных способов регулирования отношений, нормы которых утратили ценность. Особенно ярко это можно наблюдать на примере нигилизма, возникающего на профессиональном уровне, т.е. в таком случае можно наблюдать неисполнение должностных обязанностей (отрицание и бездействие) или непосредственно нарушение норм, регулирующих
определенные виды деятельности (действие и выбор иного способа регулирования).
Новое видение теория аномии получила в работе Т. Хирши, посвященной теории социального контроля. Он вводит понятие «социальных обручей», то есть факторов, которые удерживают человека от девиантного поведения. К таким факторам он относил привязанность людей к родителям, школе и сверстникам, а также веру в правильность норм и ценностей, принятых в обществе. Т. Хирши утверждал, что такие факторы сдерживают и снижают вероятность девиантных поступков. [20, с. 16]
Девиантное поведение рассматривал в своих исследованиях Т. Парсонс, который определял девиантность одним из следующих способов:
1. Девиантность представляет собой мотивированную тенденцию субъекта вести себя в разрез с одним или несколькими институционализированными стандартами.
2. Девиантность представляет собой тенденцию со стороны одного или более составляющих систему субъектов вести себя так, что нарушается равновесие процесса взаимодействия. [21, с. 5]
Для анализа социальных систем и институтов большое значение имеет второй случай девиантности, на основе которого Т. Парсонс строит развернутую схему классификации форм девиантности.
На наш взгляд такие формы девиантности как агрессивность, мятежность, компульсивная зависимость присущи и нигилизму, который личность проявляет, как правило в открытой форме, активно демонстрируя свое неуважение к нормам и правилам, не исполняя их. Т. Парсоснс также разработал идею «равновесия», а для нигилизма разрушение равновесия является исходным мыслительным и практическим принципом.
Таким образом, проведённый социологический анализ нигилизма, позволяет заключить, что нигилизм необходимо рассматривать на уровне индивидов с позиции социологической теории девиантного поведения - теория аномии и социальной дезорганизации. Данный подход может быть адаптирован к анализу нигилизма государственных служащих, проявляющегося в современных административных практиках.
В заключение отметим, что большинство случаев девиантного поведения, в том числе и нигилизм, необходимо рассматривать в качестве проблем социального управления, устранение или хотя бы уменьшение которых является задачей руководителей и органов социального управления в целом. Девиации могут поражать различные социальные институты, выполняющие управленческие функции, однако, на наш взгляд, наибольшую опасность приставляет деформация института государственной службы, так как он не только участвует в осуществлении государственного управления в стране, но и непосредственно взаимодействует с гражданами, социальными группами и организациями, оказывает влияние на формирование имиджа государства и стабильность в обществе в целом. Все вышеизложенное обосновывает
необходимость изучения на государственной службе как одной из разновидностей девиаций в системе государственного управления.
Литература
1. Указ Президента РФ от 11.08.2016 № 403 "Об Основных направлениях развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2016 - 2018 годы" // "Собрание законодательства РФ", 15.08.2016, N 33, ст. 5165
2. Сафонов В.Г. Правовой нигилизм работников государственного аппарата и пути его преодоления: Дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.01: Москва, 2004;
3. Месилов М.А. Правовой нигилизм государственных служащих в современной России: теоретико-правовое исследование: диссертация ... кандидата юридических наук: 12.00.01, Москва, 2008;
4. Михайлов А. В. Из истории «нигилизма» / А. В. Михайлов. Обратный перевод. - М.: Языки русской культуры, 2000;
5. Штирнер М. Единственный и его собственность /Макс Штирнер; [Пер. с нем. Б.В. Гиммельфарба, М.Л. Гохшиллера]. - СПб. : Азбука, 2001;
6. Ницше Ф. Собр. соч. Т 9. М, -1969;
7. Ницше, Ф. Воля к власти: опыт переоценки всех ценностей / Ф. Ницше. -М., 1995;
8. Харин Ю.А. Марксистская социальная диалектика. — Минск, 1985;
9. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. В 2-х т. - Т. 1 Гештальт и действительность / О. Шпенглер. - М: Мысль, 1993;
10. Гудсблом И. «История человечества и долговременные социальные процессы: к синтезу хронологии и фазеологии' УАльманах "Время мира"», вып. 2,2001;
11. Шавель, С. А. Социальная природа нигилизма: социологический анализ. // Социология. - 2010. - N 3;
12. Киркегор С. Гармоническое развитие в человеческой личности эстетических и этических начал. Пер. П.Г. Ганзена // Киркегор С. Наслаждение и долг. СПб., 1894;
13. Кьеркегор С. Наслаждение и долг. Предисл. П. Ганзена. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998;
14. Григорьев А.А. Девиантное поведение: лекции по «Социологии». М., 2012 г. [Электронный ресурс] URL: http://sdamzavas.net/3-87944.html (Дата обращения: 31.10.2017 г.)
15. Рахматуллин Э.С. Девиантное поведение в ряду социальных проблем // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. 2009. №5-2;
16. Гилинский Я., Афанасьев В. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения: Учебное пособие. СПб., 1993;
17. Дюркгейм Э. Самоубийство. Социологический этюд. Издательство: Мысль: 1994;
18. Мертон Р. Социальная теория и социальная структура // Социс. 1992. № 2;
19. Банных Г.А. Управленческие аномалии в государственной гражданской службе: опыт социологического анализа: опыт социологического анализа : Дис. ... канд. социол. наук : 22.00.08 Екатеринбург, 2006;
20. Моруга А.В. Девиации в системе социального управления в России : диссертация ... кандидата социологических наук : 22.00.08 .- Москва, 2011;
21. Парсонс Т. О социальных системах / Под ред. В.Ф. Чесноковой и С.А. Блановского. М.: Академический Проект, 2002.
Literature
1. The decree of the Russian President from 8/11/2016 No. 403 "About the Main directions of development of the public civil service of the Russian Federation for 2016 - 2018"//"A collection of the legislation of the Russian Federation", 8/15/2016, N 33, Art. 5165
2. Safonov V.G. Legal nihilism of employees of government and way of his overcoming: Yew.... edging. юрид. sciences: 12.00.01: Moscow, 2004;
3. Mesilov M.A. Legal nihilism of public servants in modern Russia: teoretiko-legal research: thesis... Candidate of Law Sciences: 12.00.01, Moscow, 2008;
4. Mikhaylov A. V. From history of "nihilism" / A.V. Mikhaylov. Back translation. - M.: Languages of the Russian culture, 2000;
5. Shtirner M. Only and his Property / Max Shtirner; [The Lane with him. B.V. Gimmelfarba, M.L. Gokhshillera]. - SPb.: Alphabet, 2001;
6. Nietzsche F. of SOBR. соч. T9. M,-1969;
7. Nietzsche, F. Volya to the power: experience of revaluation of all values / F. Nietzsche. - M, 1995;
8. Kharin Yu.A. Marxist social dialectics. — Minsk, 1985;
9. Spengler O. Decline of Europe. Sketches of morphology of world history. In 2 t. - T. 1 Gestalt and reality / O. Spengler. - М: Thought, 1993;
10. Gudsbl I. "History of mankind and long-term social processes: to synthesis of chronology and a fazeologiya' Ualmanakh "World time"", the issue 2,2001;
11. Sorrel, S.A. Social nature of nihilism: sociological analysis.//Sociology. -2010. - N 3;
12. Kirkegor S. Harmonious development in the human person of the esthetic and ethical beginnings. P.G. Ganzen Lane//Kirkegor S. Pleasure and debt. SPb., 1894;
13. Kierkegaard S. Pleasure and debt. Predisl. P. Ganzena. Rostov-on-Don: Phoenix, 1998;
14. Grigoriev A.A. Deviant behavior: lectures on "Sociology". M, 2012 [Electronic resource] URL: http://sdamzavas.net/3-87944.html (Date of the address: 10/31/2017)
15. Rakhmatullin E.S. Deviant behavior among social problems//Uchen. зап. Cauldron. un-that. It is gray. Gumanit. sciences. 2009. No. 5-2;
16. Gilinsky Ya., Afanasyev V. Sociology of the deviant (deviating) behavior: Manual. SPb, 1993;
17. Durkheim E. Suicide. Sociological etude. Publishing house: Thought:
1994;
18. Merton R. Social theory and social structure//Sotsis. 1992. No. 2;
19. Bathing G.A. Administrative anomalies in the public civil service: experience of the sociological analysis: experience of the sociological analysis: Yew.... edging. социоn. sciences: 22.00.08 Yekaterinburg, 2006;
20. Moruga A.V. Deviations in the system of social management in Russia: thesis... candidate of sociological sciences: 22.00.08.-Moscow, 2011;
21. Parsons T. About social systems / Under the editorship of V.F. Chesnokova and S.A. Blanovsky. M.: Academic Project, 2002.