4.2. «ПОЛИТИЧЕСКИЙ НИГИЛИЗМ» КАК МОДЕЛЬ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ
Шарафутдинов Артур Шамилевич, к/ю.н., преподаватель кафедры административно-правовых дисциплин, Уфимский юридический институт МВД России,
Хафизова Динара Мирзануровна, аспирант кафедры, Институт права Башкирского государственного университета
Аннотация: В статье предпринимается попытка систематизировать подход к пониманию «политического нигилизма». Автором анализируются различные виды нигилизма и предлагается определить сущность политического нигилизма как модели политического поведения.
Ключевые слова: политическое поведение, «политический нигилизм», политическая отчужденность, маргинальные модели политического поведения
«POLITICAL NIHILISM» AS A MODEL OF POLITICAL BEHAVIOUR
Sharafutdinov Artur S., instructor of administrative and legal disciplines department, candidate of legal Sciences, Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation,
Khafizova Dinara M, post-graduate student of the chair, Law Institute of the Bashkir State University
Summary: In this article there was the attempt to systematize the approach to understanding of the “political nihilism". The different kinds of concepts of nihilism are analyzed. The essence of the “political nihilism" as political behaviour’s model is proposed to define.
Keywords: political behaviour, “political nihilism", political estrangement, marginal models of political behaviour
В настоящее время одним из индикаторов развития российской государственности несомненно является уровень политической культуры населения. Особенно критично этот аспект реализовывается в период острой необходимости преобразования и реформирования российской политической системы.
Политическая культура представляет собой систему взаимосвязанных элементов политической среды, а иногда и «на обочине» этой среды, среди которых особая роль отведена политическому поведению. Если все другие элементы политической культуры (политическое сознание, политический опыт, политические ориентации, политические ценности, политические знания и другие) могут быть «скрытыми», «отсутствующими», «лживыми», то политическое поведение всегда существует и проявляется в определенной модели поведения.
Камнем преткновения на пути создания твердой гражданской позиции являются такие модели политического поведения, которые характерны для «внесистемных» страт современной России. Такие модели политического поведения, субъективно-мотивированные процессы которого происходят на «периферии», «обочине» политической системы, необходимо называть маргинальными.
Во времена перестройки в основу развития маргинальных моделей политического поведения легла внезапно появившаяся свобода и отход от идеологических ценностей.
К основным моделям политического поведения «внесистемных» страт современной России следует отнести:
Абсентеизм, представляющий собой сознательное уклонение от всех видов политического участия (от выборов, участия в митингах и демонстрациях, подписания коллективных писем).
Политическая апатия, т.е. отрешение от всей политической жизни страны, в том числе, проявление безразличия к ней.
Политическая пассивность выражается, прежде всего, в безучастности, отсутствии желания принимать участие в общественно-политической жизни страны. Наличие политической пассивности свидетельствует о неразвитой политической культуре.
«Политический нигилизм» - это «отчуждение», отрицание сложившейся в обществе системы политических ценностей, знаний и традиций.
В отличие от других форм политического поведения именно «политический нигилизм» можно отождествлять с активной гражданской позицией с полным неприятием власти и существующего общественнополитического строя. Характерной чертой этой модели является обвинение только властей в социальной не благоустроенности.
Своим зарождением нигилизм обязан проблеме легитимности власти на фоне расширения прав и свобод граждан Европы XIX века. Именно тогда, помимо религиозного, нигилизм приобретает политический и правовой оттенки.
Платформой к переосмыслению вопросов о власти и законности в европейской системе общественных наук стала философия Фридриха Ницше. В сочинении «Воля к власти» Ницше характеризует массовое духовное расположение словом «нигилизм». Для него нигилизм - это, прежде всего, потеря высших ценностей, отсутствие у человека какой-либо жизненной цели вследствие ненормального развития общества и его духовной культуры, проявление универсального отчаяния в жизни.
Однако считается, что впервые в общественной европейской науке термин «нигилизм» как противопос-
Социально-политические науки
3’2012
тавление идеализму стал употреблять Ф.Г. Якоби в своей переписке с Фихте1.
Вопросами переосмысления легитимности власти также занимались П.Ж. Прудон, М. Штирнер, М. Хайдеггер и др.
Интересны работы Мартина Хайдеггера с онтологической точки зрения на проблемы понимания власти и нигилизма: власть служит барьером против нигилизма и одновременно его проводником. Хайдеггер впервые говорит о многогранности нигилизма.
По мнению О. Шпенглера особенность европейской культуры заключается в периоде неизбежного нигилизма после состояния высшего расцвета.
Кьеркегор считает нигилизм двигателем новаторства, свежих идей и желанных обновлений. Объектами нигилистического отрицания могут быть ненужные, отжившие, а иногда и справедливые, полезные и необходимые в определенный момент времени. Нигилизм -одна из форм мироощущения и сознательного поведения человека.
В отечественной общественно-политической мысли первым о нигилизме русской интеллигенции заговорил И.С. Тургенев. В это время на основе всеобщего отрицания идей, ценностей, идеалов зарождалось новое революционное мировоззрение за будущее свободы, равенства, справедливости и порядка.
Известный критик нигилизма Достоевский утверждает о трансформации при проникновении метафизического нигилизма в политическое пространство России. По его мнению, политический нигилист - это революционер с характерной чертой русской радикальной интеллигенции.
Достоевским предложена концепция о неизбежности развития трех моделей политически нигилистического общества «Муравейник» (всеобщий труд во благо общего дома), «Хрустальный дворец» (искусственное удовлетворение потребностей человека с подавлением прав личности) и «Курятник» (бедная и неудобная действительность) 2
На основе анализа русского нигилизма в романах Ф.М. Достоевского рядом русских философов (Н.А. Бердяев, В.В. Розанов, К.Н. Леонтьев, Д.С. Мережковский, Л.А. Шестов, С.Н. Булгаков, С.Л. Франк) выявлены свойства интеллигентского нигилизма, характеристика социального явления нигилизма. Основные черты «политического нигилизма»: революционность и утопичность.
В последствии Ильин предложил способ для снижения влияния нигилизма на сознание людей путем формирования прежде всего правосознания с учетом общественного идеала.
Нигилизм многогранен, он может быть нравственным, правовым, политическим, идеологическим, в зависимости от того, какие ценности, сфера знаний и социальной практики отрицаются.
Таким образом, нигилизм с точки зрения отрицания власти и законности основался в XIX веке в Европе и вскоре был подхвачен в русской общественной мысли. В основном к нигилистам относили революционные течения русской интеллигенции. Со стремлением к
1 С.А. Сирин. Социальные и философские основания правового нигилизма : автореф. дис. канд. филос. наук. СПБ., 1994. С. 4.
2 В.В. Розанов Легенда о Великом инквизиторе Ф.М. Достоевского. Опыт критического комментария / В.В. Розанов / Несовместимые контрасты жития. Литературно-эстетические работы разных лет. - М.: Искусство, 1990. - С. 148.
постиндустриализации российского общества «политический нигилизм» приобрел особую силу.
«Политический нигилизм» реализуется в усилении настроений социальной пассивности, развитии социальных болезней, алкоголизма и наркомании, в росте преступности, самоубийствах, актах насилия, моральной деградации. К нигилистическому экстремизму относят преступные действия международного государственного терроризма, стремление к развязыванию военных конфликтов.
По нашему мнению факторы развития «политического нигилизма» условно можно разделить на внешние (утрата доверия к политической системе) и внутренние (разочарование в себе).
Для маргинальных моделей политического поведения характерны следующие предпосылки:
Вынужденное или добровольное «выталкивание» индивида на периферию политической системы.
Броуновское движение индивидов в политическом пространстве в поисках единомышленников, приводит к политической дезорганизации и хаосу, и как в следствии, снижению политической активности, обособлению от политического пространства.
Отсутствие интереса, времени и средств участия в политической жизни страны.
В результате низкого уровня жизни, безработицы, социальной неустроенности политические интересы и политическая система общества прямо пропорциональны от уровня обеспеченности населения основными благами: жильем, питанием, работой3. Поэтому бытует мнение, что успешно в жизни можно прожить и без политической и гражданской активности. «Решая свои социально-бытовые проблемы», люди отдаляют-
4
ся от политического процесса .
Присутствие идеологического вакуума, неустойчивость норм и ценностей индивида.
Этот аспект стал бы положительной предпосылкой на пути создания гражданственности в России, если бы существовала единая идеология на всех уровнях политической системы: элитарном и неэлитарном уровнях.
Низкий уровень информатизации (спутника демократизации ), отсутствие истинной информации о политической жизни страны, черпанье основной политической информации из неофициальных СМИ.
По мнению А.А. Чеснакова, новый обширный канал политической коммуникации может перевернуть представления, как о системе обеспечения политической деятельности, так и о традиционных инструментах политического участия»6.
Разочарованность во власти, в том числе из-за взяточничества, коррупции, унижения человеческого достоинства, нарушения прав и свобод граждан.
Из-за несовершенства законодательной платформы, различных «дырок» и «лазеек» в законодательстве органы государственной власти «по-своему» могут корректировать и трактовать законы, при этом ущемляя права граждан. В результате при отсутствии дей-
3 Ю.Л. Качанов, Г.А. Сатаров Социальные группы в поле политики: опыт эмпирического анализа // Российский мониторинг. Архив современной политики. Вып. №1.М. 1992. С. 45-47
4 Н.В. Иванова Маргинальность в политическом пространстве: Дис. канд. полит. наук. Саратов, 2005. С.44
5 Н.В. Иванова Указанная работа С.65
6 А.А. Чеснаков Ресурсы INTERNET и российские политические технологии: состояние и перспективы развития // Вестник МГУ. Сер.18. Социология и политология. 1999. №4
ственного механизма защиты прав личности граждане не могут оказать сопротивления неправомерным действиям государственных органов власти. В следствие возникает полное «отчуждение» и недоверие к власти.
Отрицательные результаты сравнения собственных успехов с успехами других индивидов, не вера в собственные силы, в возможность повлиять на политические решения. Следствием чего является глубочайшая обида на власть и отказ от политической активности.
«Политический нигилизм» в России на современном этапе характеризуется следующими особенностями:
1. Массовость, в связи с ростом числа граждан, «отчужденных» на «периферию политической сцены» по различным причинам.
2. Выражение «политического нигилизма» в разных формах: преступной и легитимной, в профессиональной и бытовой сферах.
3. Умышленность и агрессивность поведения субъектов «политического нигилизма».
4. Оппозиционная устремленность, зачастую имеет региональную, религиозную, расовую и национальную окраску.
Таким образом, «политический нигилизм» является одной из маргинальных форм политического поведения (индивидуального, массового), характеризующейся отрицательным (скептическим) отношением к власти, политическому режиму, закону и политическим ценностям и выступает одной из причин противоправного поведения личности.
Сегодня «политический нигилизм» превратился в характерную черту сложившейся политической системы и стал прочным основанием для распространения юридической и политической аномии.
В настоящее время «политическими нигилистами» можно называть не только активных революционных сторонников, но и электорально пассивных граждан. В частности проблемами электорального поведения занималась Иванова Н.В., которая предложила следующие маргинальные виды электорального поведения: политическая отчужденность (в формах конформистской аполитичности и абсентеизма) и политическая пассивность (в формах индифферентность и протест-ность).
В связи с участившимися проявлениями отчуждения от политической жизни страны и отказа от установленных политических и культурных ценностей «политический нигилизм» в последнее время угрожает особой массовой тенденцией.
По нашему мнению в современной России не созданы важнейшие институты политического, правового и социального развития, необходимые для вовлечения граждан в общественную жизнь. Без этого сложно рассчитывать на результативность снижения уровня «политического нигилизма». Низкий уровень легитимности власти и социальная не благоустроенность граждан угрожают политической стабильности страны, а растущий «политический нигилизм» становится одной из угроз национальной безопасности.
Список литературы:
1. С.А. Сирин. Социальные и философские основания правового нигилизма : автореф. дис. канд. филос. наук. СПБ.,
1994. С. 4.
2. В.В. Розанов Легенда о Великом инквизиторе Ф.М. Достоевского. Опыт критического комментария / В.В. Розанов /
Несовместимые контрасты жития. Литературноэстетические работы разных лет. - М.: Искусство, 1990. -С. 148.
3. Ю.Л. Качанов, Г.А. Сатаров Социальные группы в поле политики: опыт эмпирического анализа // Российский мониторинг. Архив современной политики. Вып. №1.М. 1992. С. 45-47.
4. Н.В. Иванова Маргинальность в политическом пространстве: Дис. канд. полит. наук. Саратов, 2005. С.44.
5. А.А. Чеснаков Ресурсы INTERNET и российские политические технологии: состояние и перспективы развития // Вестник МГУ. Сер.18. Социология и политология. 1999. №4.
Reference list:
1. S.A. Sirin. Social and philosophical foundations of legal nihilism : Avtoref. diss. candidate of philosophical Sciences. SPB., 1994. P. 4.
2. V.V. Rozanov Legend of the Grand Inquisitor F.M. Dostoyevsky. The experience of critical comments / V.V. Rozanov / Incompatible contrasts of life. The literary-aesthetic works of different years. - M.: Art, 1990. - P. 148.
3. U.L. Kachanov, G.A. Satarov Social groups in the field of politics: an empirical analysis // Russian monitoring. Archive of contemporary politics. Vol. No 1. M. 1992. P. 45-47.
4. N.V. Ivanova Marginality in the political space: Дис. candidate of political Sciences. Saratov, 2005. P.44.
5. A.A. Chesnakov Resources of the INTERNET and Russian political technologies: state and perspectives of development // Vestnik MGU. S.18. Sociology and political science. 1999. №4.