Юридические науки
257
11. Бакланов И.С., Бичахчян М.К. Правосознание как базис развития демократического общества // Экономические и гуманитарные исследования регионов. - 2013. - № 5. - С. 74-80.
ПРАВО ВЛАДЕНИЯ В ФИЛОСОФСКОМ АСПЕКТЕ
© Джиоев А.О.* *, Бакланов И.С.*
Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь
В данной статье рассмотрены основные проблемы право владения как базиса для понимания ценности владения в философском аспекте Проанализированы характерные понятия право владения в философском аспекте. Опираясь на труды и данные социологов, философов и правоведов, автор предлагает определенное виденье право граждан владеть конкретными ценностями в рамках которой происходит переосмысление основных идей.
Ключевые слова право владение, ценность гражданина, проблемы построения демократического общества, социум, философские элементы.
Любая имеющаяся у индивида ценность, как материальная, так и нематериальная, может находиться в его собственном владение. Институт право владения всегда играл особую роль в правовых началах многих государств с разными политическими, религиозными, экономическими реалиями. Право, владение, то есть расположение конкретной ценности у человека, затрудняющее пользование ею всеми людьми, всегда интересовало многих юристов, философов, политиков как разновидность различных прав.
Важнейший принцип - равного признания и защиты равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности -устанавливается в основах конституционного строя, в гл. 1 Конституции РФ (ст. 8) [1].
В гл. 2 Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина» об имущественных правах вообще и о праве собственности граждан в частности речь идет в четырех статьях - 34, 35, 36 и 44.
В вещном праве владение выступает как одно из правомочий, составляющих право собственности.
В современной российской цивилистике право владения как самостоятельное вещное право часто отрицается. Тем не менее, оно существовало и существует в ряде правовых систем, включая и современное Российское право (например, ст. 1181 ГК РФ) [2].
* Студент.
* Профессор кафедры Философии, доктор философских наук.
258 ПРИОРИТЕТНЫЕ НАУЧНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ: ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ
На сегодняшний день уже не вызывает сомнения необходимость разделения право владения между частной и государственной собственностью. Это связанно, прежде всего, с развитием и демократизацией права в ряде стран по всему миру, за исключением стран, где право владения исключительная прерогатива государства, где не допускается развития права владения, в тех объемах, в которых это необходимо для благоприятного развития человека, для удовлетворения его потребностей (Саудовская Аравия, Северная Корея).
Рассмотрим и проанализируем следующие разделы философии трудового права:
Под онтологией принято понимать «философское учение о бытие», «учение о бытие как таковом; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего».
Соответственно, онтология права владения - это учение о сущности и бытия права владения во всех его смыслах; реализации данного права и связанных с ними правоотношений; взаимодействии международного и национального права; функционировании этой категории права и отдельных ее элементов (частей, под институтов, норм); соотношении права владения и законодательства; формах (источниках) существования права и некоторых иных вопросах. Онтология права владения «пересекается» своей предметной областью с общей частью гражданского права (источники, принципы, система и др.) Сущность права владения определить достаточно сложно, поскольку понятие данного права, равно как и «права» вообще, можно рассматривать в различных смыслах.
Во-первых, общепризнанным в юридической науке является рассмотрение права в объективном смысле (объективное право) и в субъективном смысле (субъективное право). Следовательно, чтобы дать полное, всеобъемлющее определение права, необходимо определить право в обоих указанных смыслах. Во-вторых, приведенное выше определение не лишено тавтологии, поскольку право определяется через правовые нормы, т.е. через нормы, которые имеют силу права. В-третьих, в обсуждаемом определении отсутствует критерий, позволяющий отличать право от произвола. Для нор-мативистов (юридических позитивистов, легистов) право существует только в виде норм права, отраженных в источниках позитивного права.
Позитивное право владения - это правила поведения, предписания, иные положения, отраженные в гражданском и ином законодательстве или иным образом санкционированные государством (например, содержащиеся в локальных нормативных правовых актах, коллективных договорах и соглашениях) и соответствующие четырем высоким правовым идеям всеобщей свободы, равенства, справедливости и гуманизма.
Естественное право владения - это правила поведения, предписания, иные положения, выводимые разумом из права - выходящиеидеи всеобщей
Юридические науки
259
свободы, формального равенства, справедливости и гуманизма, независимо от того, отражены ли они в позитивных источниках.
Эти высокие правовые идеи проявляют себя в ряде общеправовых и отраслевых принципов права. Что же касается признаков права, то они различны в зависимости от того, под каким углом зрения мы рассматриваем право. Для позитивного права, как видно из приведенного выше определения, существенными являются такие признаки, как (а) его соответствие высоким идеям свободы, формального равенства, справедливости и гуманизма, (б) нормативность, (в) формальная определенность и (г) обязательность в силу поддержки со стороны государства (иного авторитета). Право непозитивное (естественное), на наш взгляд, всегда характеризуется двумя первыми признаками и лишь иногда третьим (яркий пример - общепризнанные принципы международного права, отраженные в декларациях и иных международных документах, не имеющих статуса международного договора).
Объективное право владения - это система юридических норм, регулирующих различные межотраслевые отношения, на основе сочетания централизованного и локального, государственного и договорного регулирования.
Аксиология - это «философское учение о природе ценностей, их месте в реальности и о структуре ценностного мира, т.е. о связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности» [3].
Для аксиологии права (в том числе и права владения) наиболее важны связи общечеловеческих ценностей с правовыми явлениями, в особенности те принципы и нормы, которые имеют как юридический, так и нравственно ценностный характер. С позиции теории естественного права и концепции правопонимание онтология и аксиология права взаимосвязаны.
Под гносеологией права владения следует понимать ту часть философии права владения, которая определяет законы, методы и приемы познания правовых явлений (юридических норм, правоотношений, правовых процедур и др.). В область гносеологии права владения попадают проблемы толкования норм, регулирующих данные права (включая различные их виды и способы), конкретизации «оценочных понятий», преодоления пробелов в законодательстве при помощи аналогии права и аналогии закона, познания, процесс познания, непосредственно связанный с практикой. Конечно, философия права, в общем, и философия права владения, в частности, не могут самостоятельно «создать» учение о познании отдельно от науки, поэтому соответствующие законы, методы, приемы познания она черпает из общей теории права, доктрины и догмы трудового права.
В настоящей работе была предпринята попытка осмыслить малоисследованные в праве владения исторические, философские и теоретические проблемы данного права, которые сохраняют свою актуальность в современный период. Период, когда право владения различными ценностями носят масштабный характер, а так же постоянно регулируется государством
260 ПРИОРИТЕТНЫЕ НАУЧНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ: ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ
при этом, не изменяя конституционным принципам и нормам международного права. Ведь каждый человек владеет определенной ценностью лишь в том случае, когда это владение не мешает никаким образом правам других лиц. В совокупности в РФ на сегодняшний день данная категория прав достаточно широко развита и продолжает развитие по демократическому принципу на всех уровнях его реализации.
Список литературы:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ) // «Собрание законодательства РФ». - 14.04.2014.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая): Федеральный закон от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ (в редакции от 30.12.2015 № 457-ФЗ.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. -№ 5. - С. 410.
3. Философский энциклопедический словарь / редкол. С.С. Аверинцев, Э.А. Араб-Оглы, Л.Ф. Ильичев и др. - 2-е изд. - М.: Сов.энцикл., 1989. -С. 731.
МЕТОДИКА ЭКСПЕРТНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ МИКРООБЪЕКТОВ
© Макогон И.В.*
Волгоградская академия МВД России, г. Волгоград
В статье рассматривается методика и технология экспертного исследования микрообъектов, которые являются эффективным средство установления истины по уголовному делу. С помощью микрообъектов на предварительном следствии решаются многое идентификационные, диагностические и классификационные задачи. Поэтому их роль и значимость в раскрытии и расследовании преступлений на современном этапе борьбы с преступностью велика.
Ключевые слова: методика, экспертное исследование, микрообъекты, идентификационные и диагностические задачи, расследование преступлений.
В современных условиях организации расследования преступлений, определении круга и последовательности решения правовых и тактических задач, применяемых для этого средств и методов в условиях информацион-
* Доцент кафедры Предварительного расследования УНК по ПС в ОВД, кандидат юридических наук.