Научная статья на тему 'Философская концепция прав человека'

Философская концепция прав человека Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2750
277
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ ПРАВА / ФИЛОСОФИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА / ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА / МЕТОДОЛОГИЯ ФИЛОСОФИИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА / ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА КАК ФИЛОСОФСКАЯ КАТЕГОРИЯ / PHILOSOPHY OF LAW / PHILOSOPHY OF HUMAN RIGHTS / THE SUBJECT OF PHILOSOPHY OF HUMAN RIGHTS / METHODOLOGY OF PHILOSOPHY OF HUMAN RIGHTS / HUMAN RIGHTS AS A PHILOSOPHICAL CATEGORY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чернавин Юрий Александрович

Статья представляет собой попытку решения ряда концептуальных задач, направленных на выработку философской концепции прав человека. Рассматриваются вопросы места, роли и соотношения философии права и философии прав человека, в том числе их предметов; решаются проблемы методологии и функций формируемой концепции; раскрываются сущностно-содержательные характеристики прав человека, на их основе создается формулировка прав человека как философской категории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PHILOSOPHICAL CONCEPT OF HUMAN RIGHTS

The article is an attempt to address some of the conceptual issues aimed at developing a philosophical conception of human rights. Her interests examines the place, roles and relationships of philosophy of law and philosophy of human rights, including their subjects; problems of methodology and functions generated by concept; describes the essential and substantial characteristics of human rights based on them created the formulation of human rights as a philosophical category.

Текст научной работы на тему «Философская концепция прав человека»

Юрий Александрович ЧЕРНАВИН,

доктор философских наук, профессор, профессор кафедры философских и социально-экономических дисциплин Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

ФИЛОСОФСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

Статья представляет собой попытку решения ряда концептуальных задач, направленных на выработку философской концепции прав человека. Рассматриваются вопросы места, роли и соотношения философии права и философии прав человека, в том числе их предметов; решаются проблемы методологии и функций формируемой концепции; раскрываются сущностно-содержательные характеристики прав человека, на их основе создается формулировка прав человека как философской категории.

Ключевые слова: философия права; философия прав человека; предмет философии прав человека; методология философии прав человека; функции философии прав человека; права человека как философская категория.

CHERNAVIN Y.,

Doctor Philosophy, Professor, Department of Philosophical and Social and Economic Disciplines, Kutafin Moscow State Law University (MSAL)

THE PHILOSOPHICAL CONCEPT OF HUMAN RIGHTS

The article is an attempt to address some of the conceptual issues aimed at developing a philosophical conception of human rights. Her interests examines the place, roles and relationships of philosophy of law and philosophy of human rights, including their subjects; problems of methodology and functions generated by concept; describes the essential and substantial characteristics of human rights based on them created the formulation of human rights as a philosophical category. Keywords: philosophy of law; philosophy of human rights; the subject of philosophy of human rights; methodology of philosophy of human rights; philosophy of human rights; human rights as a philosophical category.

Самый яркий политический проект эпохи модернизации — права человека до сих пор не имеет философской концепции, в которой остро нуждается. К ее созданию подвигают необходимость практического и теоретического характера. Так, например, весной 2016 г патриарх Кирилл, выступая в защиту православия, указал на «очень опасное явление в философской, политической и духовной жизни», грозящее разрушением Церкви. Это «глобальная ересь человекопоклон-© Ю. А. Чернавин, 2016 ничества» как «нового вида идолопоклонства». Суть ее в том, что многие христиа-

имени О.Е. Кутафина(МПОА)

не ставят права человека выше слова Божия1. Безусловно, следует понимать, что опасны не права человека как таковые, а то, как их трактует современный дехри-стианизированный мир. Понятно, что если «Бог умер», то человек сам определяет, что есть добро и зло. Если «весь мир у наших ног», то подобное мироощущение неизбежно приводит к мысли, что для современного человека с его безграничными правами нужна «новая мораль» и новые поведенческие модели. Иными словами, в данном случае речь идет о поиске глубинных основ прав человека в условиях изменения духовной жизни, что составляет содержание философской концепции данного феномена. Как видим, решение подобных проблем имеет сегодня насущный практический характер.

К анализу прав человека на уровне их философского осмысления направляют и потребности теоретико-методологического свойства. В современной науке активно развиваются новые направления: логика прав человека, политология прав человека, международное право прав человека, культура прав человека, культурологический дискурс прав человека, новые типологии прав человека, новые поколения прав человека, имитация прав человека и др.2 Наряду с этим разнообразием научных стилей и подходов, идет постепенное становление теории прав человека как самостоятельной отрасли научных знаний, имеющей междисциплинарный и интегральный характер. «Теория прав человека как наука призвана изучать природу и сущность этого явления, его генезис, социальные, философские, политические, этические, религиозные предпосылки, в контекст которых включается данный феномен. Важнейшее место в науке о правах человека отводится исследованию взаимодействия прав человека и государства»3. В данном случае теория прав человека трактуется максимально широко, включая в себя в числе других и философские проблемы. Дискуссионный вопрос о включении или невключении философии прав человека в теорию прав человека в данном случае оставим в стороне, лишь констатируем: права человека как социальное явление многосторонни, отличаются богатством аспектов, исследуемых в современной социальной и гуманитарной теории. Их осмысление в рамках соответствующей философской концепции, во-первых, составит известную методологическую базу развития теории данного феномена, во-вторых, будет способно предложить некий мировоззренческий фокус, точку отсчета, направляющую последующий исследовательский процесс.

В статье идет речь о предварительном решении ряда научных задач, способных обозначить авторский подход к проблеме философии прав человека и послужить основой дальнейшего исследовательского движения. В тексте рассматриваются вопросы соотношения и взаимоотношения философии права и философии Ш прав человека, в том числе их предметов; проблемы методологии и функций фило- А софии прав человека; анализируются права человека как философская категория. □

Философия прав человека не может формироваться как некое самостоятель- ^

ное учение. Без сомнения, философия прав человека — это раздел философии

1 Патриарх предупредил о реальной угрозе. 1^1.: vz.ru. ВЗГЛЯД / Патриарх предупредил о реальной угрозе.

2 Глушкова С. И. К вопросу о новых подходах в исследовании прав человека // Вестник РГГУ 2010. № 14. С. 22.

3 Права человека / отв. ред. Е. А. Лукашева. М. : НОРМА, 2003. С. 3.

П

* к

§ к

НАУКИ Ъ

УНИВЕРСИТЕТА

шИ^ имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

права. Рассматривая последнюю, А. Золкин выделяет ее основные систематические разделы: философско-правовую онтологию, философско-правовую гносеологию, философско-правовую аксиологию, философско-правовую антропологию, философско-правовое государствоведение, философско-правовую социологию, философско-правовую культурологию4. По его мнению, философско-правовая антропология представляет собой раздел философии права, который отвечает на вопросы о том, каково отношение права к человеческому бытию, что представляет собой идея прав человека, какова роль права в человеческом существовании5. Иными словами, вопросы философии прав человека локализуются в содержании фило-софско-правовой антропологии.

Итак, философия прав человека — часть философско-правовой антропологии, выступающей, в свою очередь, как часть философии права. С позиции автора, философия права ставит в центр внимания не право, а человека в системе права. Предметом философии права выступают общие закономерности, принципы возникновения, развития, функционирования отношений в рамках системы «человек— правовая реальность». По-видимому, в этом одно из отличий философии права от теории права. Теория права рассматривает сущность и закономерности возникновения, развития, функционирования права, политических и правовых систем, философия права — закономерности существования человека в системе права (правовой реальности), в том числе в рамках политических и правовых систем.

Предлагаемая трактовка предмета философии права позволяет сформулировать ряд выводов:

1) философия права, выступая как совокупность соответствующих разделов, представляет собой интегративную систему, имеющую в качестве системообразующего элемента философско-правовую антропологию; философия прав человека, в свою очередь, — ее фокус;

2) трактовки предметов философии права, философско-правовой антропологии, философии прав человека находятся в одном мировоззренческом, методологическом и исследовательском русле; речь идет о конструкте «человек — правовая реальность», о возникающих в его рамках идеях, смыслах, отношениях, деятельности;

3) различие между данными концепциями носит уровневый характер, оно заключается в степени конкретизации понимания и создания человеком правовой реальности, включения в нее. В случае с философией прав человека ареал отношений между человеком и правовой реальностью сужается, концентрируется на правах человека как его свойствах, возможностях, способах бытия.

Философия права, исследуя правовую реальность как сложную систему правовых феноменов, предоставляет философии прав человека поле возможностей и вариантов реализации прав человека. В свою очередь, философия прав человека выступает для философии права в качестве своеобразного критерия, позволяющего произвести человекосоразмерную ориентацию философско-правовых исследований, наполнить их соответствующим мировоззренческим смыслом.

4 Золкин А. Л. Философия права. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012. С. 4.

5 Золкин А. Л. Там же. С. 216.

имени О.Е. Кутафина(МПОА)

Философия прав человека рассматривает главного субъекта права — человека, необходимым атрибутом бытия которого оно является. В данном случае право конкретизируется в виде прав человека. Причем данные права представляют собой не только нормы деятельности и отношений, но и неотъемлемые свойства самой личности. Этот феномен имеет многоаспектный характер. С одной стороны, права человека, закрепленные в обществе и представляющие общество, противостоят индивиду как нечто внешнее, как не-Я. Это дает основание говорить об онтологии прав человека. С другой стороны, понятно, права человека в известной мере есть продукт сознательной деятельности человека, т.е. различных Я. Возникают аспекты антропологии и аксиологии прав человека. Итак, философско-правовая онтология, антропология и аксиология пересекаются в области, составляющей философию прав человека. Данная область предстает как фокус, ядро (либо как вершина, смысловое и логическое завершение) в целом философии права. Предметом философии прав человека выступает сам человек, принципы, закономерности и алгоритмы проявления его неотъемлемых свойств и наиболее существенных возможностей развития, воплощающихся в правах как естественного, так и позитивного характера.

Система методов, используемая в философии прав человека, может быть многообразной, ее построение зависит от тех философских подходов, которые используются при раскрытии предмета. Некоторую характеристику рассматриваемой методологии можно дать, опираясь на трактовки, выработанные В. Бачининым6.

В частности, метафизическая методология полагает, что первоначала вещей и процессов выходят за пределы естественного мира и недоступны чувственному созерцанию. Эти сверхчувственные первоначала пребывают как в запредельных высях трансцендентной, надличностной реальности, так и в глубинах трансцендентальной антропосферы, внутри человеческого духа, на тех его уровнях, куда не может проникнуть рационально-рассудочное миропонимание. Права человека, таким образом, следует рассматривать в контексте трансцендентных первоначал бытия и трансцендентально-априорных структур духовного опыта. Метафизическая методология выступает главным средством концептуального осмысления прав человека в рамках естественного права.

Диалектическая методология использует в качестве основного аналитического средства принцип противоречия. То есть права человека как элемент правовой реальности с необходимой и достаточной степенью полноты могут быть описаны в терминах противоречий, конфликтов, коллизий. Противоречия подобного рода возникают, в частности, между свободой личности и ограничениями свободы, мерой социального и правового равенства и мерой неравенства, принципами индивидуальности и коллективности в построении правопорядка и др. Ш

В герменевтической методологии центральное место занимает вопрос о по- А

нимании человеком смыслов сущего и должного, о пределах интерпретационной □

свободы, имеющейся в его распоряжении. Для философии прав человека значимо положение о том, что понимание любого фрагмента сущего и должного всегда имеет личностно-экзистенциальный характер, поскольку понять — значит установить связь между чужим и своим, включить внешние данности в систему своих личных смыслов, ценностных координат и собственного экзистенциального опыта.

6 Бачинин В. А. История философии и социологии права. СПб. : Изд-во В. А. Михайлова, 2001. С. 23—25.

п

* к

§ к

НАУКИ Ъ

Методология философии культуры исходит из предположения, что права человека несут в себе, кроме сугубо юридических значений, еще и смыслы внеюри-дического характера, являются средоточием богатейшего культурного содержания. Такой подход позволяет рассматривать человека, обладающего правами, не самого по себе, а брать его внутри проблемного пространства социокультурных значений, смыслов, ценностей, символов. В результате феномен права, прав человека, во-первых, утрачивает жесткость исключительно юридических очертаний. Во-вторых, он окунается в проблемное поле, где традиционные для философии и теории права вопросы свободы и долга человека изменяют свой обычный вид. Они обретают новые оттенки, позволяющие рассматривать права человека не только как регулятивное средство, но и как культурную форму.

Философско-социологическая методология предполагает, что исследования прав человека подчинены принципу социального детерминизма. В свете данного принципа человек берется в качестве индивида, находящегося под воздействием надличных соционормативных структур. Это позволяет в максимальной степени учитывать социальные воздействия на феномен прав человека, абстрагируясь от внесоциальных причинных факторов трансцендентного или антропологического характера. Философско-социологическая методология в наибольшей степени уместна при исследованиях в области положительного права.

Безусловно, возможно использование и многих других методологий. Философия прав человека, как и философия права, в принципе может развиваться на основе практически любой философской школы — от платонизма и аристотелизма до позитивизма и экзистенциализма. То есть данный философский конструкт характеризуется методологическим плюрализмом и различается в своих трактовках методами философского обоснования и решения предметных проблем.

Философия прав человека самоопределяется и идентифицируется не только в силу особенностей своего предмета, метода, содержания, но и благодаря назначению и выполнению собственной роли. Назначение той или иной науки проявляется в ее задачах, а для понимания роли следует указать функции.

Основная задача философии прав человека — критическая рефлексия господствующих тенденций «человеческого» наполнения государства и права, их существования посредством прав человека. По-видимому, среди других задач в качестве наиболее значимых для философии прав человека следует выделить следующие:

— разрешение методологических проблем философии прав человека; анализ прав человека как философской категории;

— исследование гуманизма как мировоззренческой основы прав человека, их нравственного, духовного содержания;

— характеристика прав человека в качестве идеи, ценности, закона, правовой реальности; их онтологического и гносеологического содержания с точки зрения естественного и позитивного права;

— рассмотрение цивилизационного типа личности, образа человека, обладающего правами; специфики проявления его социальных и нравственных характеристик при реализации формального каталога прав в различных исторических и национальных условиях;

— анализ исторических типов философии прав человека; прав человека как исторического феномена; специфики генезиса прав человека на Западе и

имени О.Е. Кутафина(МПОА)

Востоке; интерпретации прав человека в классической, неклассической, постнеклассической философско-правовой науке;

— философское осмысление прав человека как системы, их видов, поколений, уровней; решение проблемы институализации прав человека, в том числе в России; рассмотрение вопроса их универсальности и национальной специфики;

— попытка философского обоснования становления, утверждения прав человека как закономерности развития глобальной цивилизации и др.

Функции науки не могут быть произвольными образованиями, поскольку обусловлены назначением и содержанием научной дисциплины, их формулировка применительно к философии прав человека опиралась на видение проблемы функций, выработанное А. Золкиным7.

Посредством методологической функции философии прав человека ее знания не столько о смысле права, сколько о человеке, существующем посредством права и посредством прав, задают юридическим наукам направления в изучении конкретных правовых форм, раскрывают и формируют наиболее общие понятия, принципы, закономерности познания правовой реальности, предвосхищающие последующую разработку каталога конкретных прав человека.

Мировоззренческая функция имеет своей целью и основным назначением выработку такого общего представления и понимания правовой жизни, при котором ее фокусом и смыслом является человек и его права.

Аксиологическая функция философии прав человека реализуется в разработке представлений о ценностях прав человека и их основаниях. Речь идет о смысловом наполнении справедливости, свободы, достоинства, равенства, ценности жизни, безопасности, собственности и др.; о выработке представлений о правовом идеале и интерпретации с позиций этого идеала правовой действительности и прав человека.

Легитимизирующая функция проявляется в способности философии прав человека оценивать существующие политико-правовые теории и институты на их соответствие достойной человеческой жизни.

Гчосеологическая функция проявляется в способности философии прав человека не только раскрывать право как способ бытия человека, но и оказывать влияние и прямое содействие процессу познания правовой реальности другим, как юридическим, так и неюридическим наукам.

Воспитательная функция обеспечивает постижение глубокого гуманистического смысла научной и практической деятельности в области права; обеспечивает уважение к праву как регулятору общественных отношений и практики, обеспечивающей выработку и реализацию прав человека. Ш

В центре исследовательского внимания философии прав человека закономер- А

но оказывается сам данный феномен. Научные ипостаси прав человека многооб- □

разны, а их сложный характер, исследуемый соответствующими науками, предопре-

деляет появление значительного числа дефиниций, демонстрирующих специфику того или иного подхода. Вследствие этого возникает проблема систематизации понятий, построения их известной иерархии на основе выявления глубинной сущности прав человека, т.е. исследования прав человека как философской категории в рамках философии прав человека.

б "О

О

X

7 Золкин А. Л. Философия права. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012. С. 12—13.

П

* к

Н К,

НАУКИ

При сущностном и содержательном наполнении категории прав человека в концептуальном отношении, безусловно, следует соответствующим образом учесть положения, выработанные социальными и гуманитарными науками. Как минимум, это следующие:

1. Сущность прав человека — в свободе личности, которая всегда имеет свою меру. Ограничение притязания индивида есть его обязанность.

2. Принципы и нормы прав человека регулируют общественные отношения на началах уважения достоинства личности и закрепляются законом. Свобода, подчиненная закону, становится правом.

3. В современных условиях права человека уходят от их преимущественно юридического толкования, в существенной степени ассоциируются с гуманизмом и моралью.

4. Права человека — это возможности индивида самостоятельно действовать, добиваться от другого соответствующих действий, получать и иметь некоторые социальные блага, полагаясь в основном на свои усилия, используя свою свободу, выполняя свои обязанности.

5. Права человека стимулируют социальную активность личности, помогают ей раскрыть собственный деятельностный, творческий потенциал, способствуют свободному развитию.

6. Права человека — категория общественная, а не индивидуалистическая; предназначение прав состоит в поиске и закреплении гармонии индивидуальных и общественных интересов, баланса возможностей личности и государства.

Права человека обладают защитным характером, в идеале они должны оградить людей от всякого насилия и принуждения. Для этого существует система юридических средств различного уровня — индивидуального, коллективного, государственно-правового, международного.

Данные и ряд подобных положений, представляющих некоторые содержательно-сущностные элементы прав человека, учтены при формулировке соответствующей философской категории. При этом приоритет отдан закреплению самых философичных элементов, раскрывающих сущность прав человека, — свободе, достоинству, гуманизму. Права человека — это неотъемлемые свойства, наиболее существенные возможности развития личности, гарантируемые и стимулируемые обществом и государством, которые основываются на принципах человечности, разделения с другими ценностей бытия, достоинства индивида, а также определяющие меру его свободы.

Философия прав человека рассматривает необходимости и возможности воплощения и проявления сущностных свойств человека в обществе посредством прав. Международно-правовые документы, принятые в середине и второй половине ХХ в., свидетельствуют, что концепция прав человека, доминирующая в современном мире, действительно подтверждает тенденцию к универсальному видению человека. Базой подобного видения является правовая сфера, что само по себе позитивно. Однако положительные стороны реализации универсальных норм раскроются лишь в случае углубления и уточнения философской концепции прав человека, если на ее базе будет сформирован ответ на вечный вызов истории, связанный с отстаиванием таких великих ценностей, как свободное развитие и самосовершенствование личности, ее достоинство и счастье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.