ТЕОРИЯ ПРАВА
001: 10.17803/1994-1471.2023.152.7.011-026
Т. В. Кашанина*
Право в системе социальных регуляторов: так ли безоблачно его будущее?
Аннотация. Выстраивается система социальных норм, в основу которой положен такой критерий, как способ регулирования или путь упорядочения, нормализации и стабилизации общества. При этом применяется эволюционный ключ, т.е. историческое время появления того или иного вида норм, что дает возможность увидеть, как проходила эстафета социальных норм, проследить весь путь развития социального регулирования. В развитии общества выделяются две эпохи: догосударственная (эпоха первобытного строя и перехода общества от собирательства к производству) и государственная, которая, в свою очередь, делится на три стадии: аграрное, индустриальное, постиндустриальное (информационное) общество. В доаграрном обществе возникли: 1) мифы, 2) ритуалы, 3) обряды, 4) обычаи. Аграрное общество обогатило человечество такими нормами, как: 5) традиции, 6) религиозные нормы, 7) деловые обыкновения. В индустриальном обществе в полный рост заявили о себе: 8) правовые, 9) политические нормы. В информационном обществе значимыми становятся: 10) нормы этикета, 11) эстетические нормы, 12) моральные нормы. Автор делает следующие выводы. Система социальных регуляторов довольно разветвленная. В процессе экономической трансформации человечество вырабатывало всё более и более эффективные способы регулирования, соответствующие социальной реальности. Социальные нормы возникали не одномоментно, а как бы вызревали, постепенно накапливая свой потенциал. В дальнейшем, когда на арену человеческого бытия выходили более прогрессивные нормы, ранее возникшие нормы не исчезали, а отходили на второй план и выполняли второстепенную роль по упорядочению жизни общества. Право сегодня является главным средством регулирования. Однако ведущая роль ему в будущем отнюдь не гарантирована, поскольку зародились нормы с более мощным регулятивным потенциалом (например, мораль). Ключевые слова: признаки социальной нормы; система социальных норм; мифы; ритуалы; обряды; обычаи; традиции; религиозные нормы; деловые обыкновения; правовые нормы; политические нормы; нормы этикета; эстетические нормы; моральные нормы.
Для цитирования: Кашанина Т. В. Право в системе социальных регуляторов: так ли безоблачно его будущее? // Актуальные проблемы российского права. — 2023. — Т. 18. — № 7. — С. 11-26. — DOI: 10.17803/19941471.2023.152.7.011-026.
Благодарности. Исследование выполнено в рамках программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030».
© Кашанина Т. В., 2023
* Кашанина Татьяна Васильевна, доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры теории государства и права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
Садовая-Кудринская ул., д. 9, г. Москва, Россия, 125993 [email protected]
Law in the Social Regulators System: Is its Future Cloudless?
Tatiana V. Kashanina, Dr. Sci. (Law), Professor, Department of Theory of the State and Law,
Kutafin Moscow State Law University (MSAL)
ul. Sadovaya-Kudrinskaya, d. 9, Moscow, Russia, 125993
Abstract. A developing system of social norms is based on such a criterion as a way of regulation or a way of ordering, normalizing and stabilizing the society. At the same time, an evolutionary key is used, i.e., the historical time of the appearance of a particular type of norms, which makes it possible to see how the relay race of social norms took place, to trace the entire path of development of social regulation. The society in its development has passed two epochs: the pre-state period (the era of the primitive system and the transition of society from anthropology gathering to production) and the state period that in turn, is divided into three stages: agrarian, industrial, post-industrial (information) society. In a pre-agrarian society, there were: 1) myths, 2) rituals, 3) ceremonies, 4) customs. The agrarian society enriched the mankind with such norms as: 5) traditions, 6) religious norms, 7) business habits. The industrial society consolidated: 8) legal norms, 9) political norms that declared themselves to the utmost. In the information society, the following norms become significant: 10) etiquette norms, 11) aesthetic norms, 12) moral standards.
The author draws the following conclusions. The system of social regulators is quite extensive. In the process of economic transformation, the humanity has been developing more and more effective ways of regulation that correspond to social reality. Social norms did not arise simultaneously, but matured gradually accumulating their potential. In the future, when more progressive norms enter the arena of human existence, the previously arisen norms will not disappear, but will recede into the background and perform a secondary role in ordering the life of the society. Law today is the main means of regulation. However, law is by no means guaranteed a leading role in the future, since norms with a more powerful regulatory potential (for example, morality) have been created. Keywords: features of social norms; system of social norms; myths; rituals; ceremonies; customs; traditions; religious norms; business habits; legal norms; political norms; etiquette norms; aesthetic norms; moral norms. Cite as: Kashanina TV. Pravo v sisteme sotsialnykh regulyatorov: tak li bezoblachno ego budushchee? [Law in the Social Regulators System: Is its Future Cloudless?]. Aktual'nyeproblemy rossijskogo prava. 2023;18(7):11-26. DOI: 10.17803/1994-1471.2023.152.7.011-026. (In Russ., abstract in Eng.).
Acknowledgements: The research was carried out within the framework of the «Priority-2030» Strategic Academic Leadership Program.
I. Социальные нормы и их особенности
Исследование социальных норм в российской науке начал Е. М. Пеньков, опубликовавший в 1972 г. работу «Социальные нормы — регуляторы поведения личности: Некоторые вопросы методологии и теории», в которой он определил социальные нормы как требования, предъявляемые обществом к поведению личности1.
С тех пор предложено множество дефиниций социальных норм.
Наиболее распространенной и мало что проясняющей является определение социальных норм по субъектному составу как правил поведения, регулирующих отношения между людьми2.
В. Томас и Ф. Знанецкий в определении социальной нормы делают упор на функцио-
1 Пеньков Е. М. Социальные нормы — регуляторы поведения личности : Некоторые вопросы методологии и теории. М., 1972.
2 Марченко М. Н. Теория государства и права : учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Проспект, 2014. С. 450.
нальном признаке. По их мнению, «социальные нормы — это более или менее формальные правила, с помощью которых группа старается удерживать, регулировать, а также сделать более распространенными и частными соответствующие типы действий среди своих членов»3. Иными словами, это своего рода одно из средств ориентации поведения личности или социальной группы и одновременно средство контроля со стороны общества за их поведением. В. Н. Кудрявцев в определении социальных норм на первое место ставит их назначение: это установленные обществом правила, определяющие устойчивые формы социального взаимодействия людей4. Я. И. Гилинский, характеризуя социальные нормы, акцентирует внимание на их зависимости от культурной и исторической составляющей, специфики общественного устройства и отмечает вариабельность поведения субъекта в разных локациях его проживания, его историческую обусловленность5.
Тезисы вышеназванных авторов отрицать не приходится, поскольку все они справедливы. Действительно, социальные нормы необходимы в основном для поддержания мирного сосуществования и сотрудничества людей.
И всё же главное состоит в другом. Здесь хотелось бы отметить несколько таких моментов.
1. Социальные нормы создаются разумными существами, которые чаще всего могут предвидеть последствия, связанные с их действием6. Так, народное собрание изгоняло бежавшего с
поля боя соплеменника вполне осознанно, хотя можно предположить, что эмоции в таком случае хлестали через край. Социальная норма, которая никем не установлена, невозможна и нелепа.
2. В какое бы историческое время и в каком бы регионе планеты ни проживал субъект, сущность социальной нормы состоит в установлении ею меры дозволенного или обязательного поведения7. Иногда границы поведения в ней устанавливаются жестко (нельзя убивать), чаще в виде интервала допустимого поведения (планерка перед рабочим днем не может превышать 10 минут), а порой и вариативно (женщинам нельзя входить в храм с непокрытой головой, притом что она сама может выбирать головной убор).
3. За каждой нормой стоит авторитет какого-либо социального института, того, который пользуется доверием в плане справедливого решения человеческих конфликтов. Именно доверие к социальному институту является гарантией того, что это правило непременно должно быть принято во внимание и/или исполнено. Авторитет может исходить, например, от старейшины, религиозного сообщества, церковных иерархов, государства, социальной группы и др.
4. В социальной норме обычно заложена какая-то жизненная закономерность, позволяющая обществу прогрессивно развиваться (поэтому не следует думать, что здесь важен сам голос авторитета). Именно это и делает ее ценной.
Цит. по: Ручка А. А. Ценностный подход в системе социологического знания. Киев : Наукова думка, 1987. С. 112.
Кудрявцев В. Н. Социальные деформации: механизмы и пути преодоления. М. : Издательство ИГиП РАН, 1992. С. 133.
Гилинский Я. И. Социология девиантного поведения и социального контроля. СПб. : Филиал ИС РАН, 1993. С. 34.
Это не надо понимать прямолинейно (придумали норму и написали). Имеется в виду не только участие людей как разумных существ в формировании и закреплении норм в форме знаков (в законах, сводах правил и т.д.), но и встроенность многих социальных норм в схемы деятельности, поведение людей, их общение между собой (см.: URL: https://www.gufo.me/dict/psychologie_dict/%D0%9D%D0%9E%D0%A0 %D0%9C%D0%AB_%D0%A1%D0%9E%D0%A6%D0%98%D0%90%D0%9B%D0%AC%D0%9 D%D0%AB%D0%95 (дата обращения: 20.01.2023)).
Этимология понятия «норма» может быть сведена к латинскому термину norma, который можно перевести как мерило, руководство, правило, закон, образец (URL: https://ru.wiktionary.org/wiki/%D0%BD%D 0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0 (дата обращения: 30.02.2023)).
3
4
5
6
7
5. Каждая социальная норма имеет санкцию. Санкция — это неблагоприятное последствие, которым грозит нарушение нормы. Например, в первобытном обществе за убийство следовала кровная месть; в обществе, где религия является значимым фактором, женщину с непокрытой головой изгонят из храма; в более развитом обществе убийца окажется в тюрьме; с обманщиком люди предпочтут не общаться и т.п.
Социальная норма — это мера допустимого (дозволенного или должного) поведения людей, обеспечиваемая тем или иным авторитетным (пользующимся доверием) социальным институтом.
II. Система социальных норм и ее эволюция
По этому вопросу наработок ученых много, но качество их далеко от желаемого. Практически все авторы согласны в том, что к видам социальных норм следует относить обычаи, нормы права и моральные нормы8. Далее же идут разночтения (хотя круг видов норм остается небольшим и колеблется около 5). Часто они связаны со стремлением ученых проявить оригинальность и поставить в ряд как можно больше видов социальных норм. Такое желание в принципе не вызывает возражения. Но беда в том, что нередко при этом нарушается непреложное правило логики: классификация должна быть основана лишь на одном критерии. Если
используется несколько критериев, то классификация превращается в ассорти9.
Вот некоторые из таких предложений.
Многие авторы включают в перечень видов норм и нормы корпоративные10. Это делать некорректно, поскольку здесь идет подмена критерия: характер регуляции заменяется другим, субъектным, а именно касающимся создателей норм и их адресатов (корпоративные нормы создаются органами управления организаций и распространяются на их членов). Однако регулируют-то они различные отношения, складывающиеся в данной организации (и отношения членства, и финансовые, и трудовые, и пр.).
Допускает такую же подмену критерия и Н. И. Матузов, включая в число видов социальных норм семейные нормы11.
В. Д. Попков считает нужным дополнить перечень социальных норм нормами экономическими12. Здесь, как представляется, произошло смешение социальных и несоциальных норм. Экономические нормы относятся ко вторым и связаны с тем, как эффективно использовать материальные и нематериальные объекты (например, понизить себестоимость товара, увеличить норму прибыли на инвестиции и т.п.).
Ошибку допускает и К. Ю. Добрин, когда пишет, что «исторически были выработаны самые различные способы существования социальных норм, среди которых в качестве основных можно назвать ритуалы, обычаи, традиции, нравы, культуру»13. Вызывает вопрос, на каком
8 Большинство авторов не включает религиозные нормы в перечень социальных норм, что, скорее всего, объясняется (как, впрочем, и большинства российских граждан) их атеистическим сознанием. Думается, что теория права всё же не должна ограничиваться российской спецификой.
9 Перечень критериев, которые авторы используют (причем порой одновременно) таков: сфера жизни, характер регулируемых отношений, круг субъектов, создающих нормы, адресаты норм, срок формирования норм, формы существования норм, их назначение и др. Немудрено, что классификация получается нелогичной.
10 См., например: Радько Т. Н. Теория государства и права. М., 2015. С. 274 ; Бялт В. С., Трипутин С. Н. Система социального регулирования: теоретико-правовой аспект // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД. 2017. № 1 (73). С. 28-31.
11 Матузов Н. И. Право в системе социальных норм: лекции // Правоведение. 1996. № 2. С. 147.
12 Попков В. Д. Право в системе социальных норм (глава VI) // Общая теория государства и права. Академический курс. Т. 2 / под ред. М. Н. Марченко. М., 2009. С. 110-114.
13 Добрин К. Ю. Феномен социальной нормы // Вестник СГТУ. 2011. № 3 (57). Вып. 1. С. 249.
основании включена в этот перечень культура, если ее принято понимать как то, что создано человеком, и в частности, как «набор правил, которые предписывают человеку определенное поведение... оказывая на него тем самым управленческое воздействие»14. Получается, культура — это более общее понятие, куда включаются все социальные нормы.
И всё же попытаюсь дать не просто перечень, а выстроить именно систему социальных норм.
В качестве критерия возьму тот, который отражает своеобразие, отличительное свойство социальных норм. И таким критерием, как представляется, является способ регулирования. Иначе — метод, подход, путь упорядочения, нормализации и стабилизации общества. Но если при этом применить эволюционный ключ, т.е. историческое время появления того или иного вида норм, то это даст возможность увидеть, как проходила эстафета социальных норм, проследить весь путь развития социального регулирования.
Для начала надо определиться с периодизацией развития общества.
В развитии общества четко выделяются две эпохи: догосударственная (эпоха первобытного строя) и государственная. Э. Тоффлер выделяет три стадии в развитии государственно организованного общества: аграрное, индустриальное, постиндустриальное15, или, как сейчас принято его именовать, информационное.
Итак, доаграрное, аграрное, индустриальное и информационное общество — таким на сегодняшний день видится путь развития человечества.
Совершенствуются орудия труда. Изменяются социально-экономические условия и потребности людей. Развивается сознание людей, усложняется их деятельность. Отсюда и перемены в нормативной системе. Это проявляется в увеличении количества и мощности социальных норм, а также в появлении новых способов
обеспечения их действенности. Нормогенез шел постепенно: социальные нормы возникали не одновременно, а по мере необходимости, обусловленной экономической трансформацией, их содержание постоянно усложнялось. Следовательно, неправильно все социальные нормы ставить на одну доску в силу их особенности, указанной выше. Поэтому попытаюсь определить каждой социальной норме свое место, привязав ее к историческому контексту.
Итак, эстафета социальных норм начинается.
А. Доаграрное общество
Догосударственная эпоха обогатила человечество четырьмя видами социальных норм.
1. Мифы — это правила поведения, основанные на вере в нечто непостижимое; иначе, это некие положения по объяснению мира, которые противостоят эмпирическим, т.е. проверяемым на деле. Мифы существуют в виде рассказов о происхождении некоторых животных и растений, гор и морей, небесных светил, отдельных социальных институтов, о видах хозяйственной деятельности, о характере отношений в семье и др. Английский этнограф Б. Малиновский отводил мифам в первую очередь не познавательную, а практическую роль по организации общества, поскольку мифологизируется на самом деле не природа, а социальная и эмоциональная жизнь человека, которая становится примером для подражания16. И в этом следует видеть в мифах поведенческий момент.
Да, мифы всегда конкретизированы, причем часто по отношению не к людям, а к богам. Но их суть в том, что они представляли набор хороших и дурных примеров, руководство к действию или воздержанию от действий, способы поведения, которым должны следовать люди в своих взаимоотношениях с природой и друг с другом. В них аккумулировался опыт человечества, который и доводился до сведения каждого члена первобытного общества.
14 URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0.
15 Тоффлер Э. Революционное богатство. М., 2008. С. 45.
16 «...Миф — это не праздная сказка, а активно действующая сила, не интеллектуальное объяснение или художественная фантазия, а прагматический устав примитивной веры и нравственной мудрости» (Малиновский Б. Магия, наука и религия. М., 1998. С. 95).
Мифы относятся главным образом к доаг-рарной эпохе. Но нельзя сказать, что они канули в Лету. Причиной «неустранимости» мифов из нашей жизни является то, что пока далеко не всё наука нам способна объяснить. Как понять, например, в чем смысл жизни? Философия объясняет это, но так, что не каждый и поймет. Мифология, претендующая на разрешение трудных проблем, стремится это объяснить более понятно.
2. Ритуалы — это своего рода алгоритмы, где важна четкая последовательность действий с тем, чтобы получить заранее известный результат. Ну а какой нужен результат? Создание особого психологического настроя на предстоящее действие (деятельность). Так, например, танцы охотников с копьем перед уходом на охоту (хотя, по сути, они есть лишь ее имитация) придавали им силу и решимость, сплачивали их.
Ритуал, указывает М. И. Бобнева, лишен непосредственной целесообразности и служит лишь символом определенного поведения17. Но это не столь важно. Главное — создать соответствующее душевное состояние у участников ритуала. И не только у них. Дело в том, что ритуал часто довольно красочен и выполняется при большом скоплении народа. И это не случайно: «зрители» также должны проникнуться этим настроением.
В наши дни ритуалы используются, хотя и не часто. Например, при открытии сессии Государственной Думы исполняется гимн России, что должно внушать депутатам чувство ответственности за свою деятельность. Вспомним ритуал посвящения в студенты, цель которого — настроить их на добросовестное отношение к учебе. Принятие присяги врача символизирует вручение жизни и здоровья людей в руки новоиспеченного специалиста.
3. Обряды — это правила поведения, которые проникают в глубину души и вызывают эмоциональные переживания. Если ритуалы способны вызвать лишь ажитацию, волнение, возбуждение, то обряды дают возможность выразить такие чисто человеческие чувства, как радость, жалость, заботливость, память об
умершем человеке и др. Это более тонкие социальные нормы, поскольку глубже проникают в психику человека. С их помощью можно достигать воспитательные цели.
В древности обряды использовались во многих сферах жизни: обряд инициации (переход юношей в категорию взрослых), обряды захоронения и др. Конечно, сегодня, в наше динамичное время. масштабность обрядов уже не та: применяются не часто, величественностью не отличаются, отношение к ним не такое серьезное. Сегодня обряд рождения ребенка предельно прост: приходят близкие люди с подарками, любуются новорожденным и трапезничают. Похороны умерших проходят сейчас, как правило, в узком кругу и по времени непродолжительны. Жив сегодня и обряд поминовения, пришедший из древности, приносить на могилу к умершему что-либо из съестного, что символизирует заботу живых об умершем, но его исполняет лишь малая толика населения. И все-таки обряды не стоит сбрасывать со счетов: с их помощью можно подрастающее поколение приобщить к глубинному человеческому опыту.
4. Обычаи — это правила поведения, основанные на подражании и копировании образцов поведения. «Смотри и делай также» — вот формула любого обычая. Сложившиеся исторически, на протяжении жизни многих поколений, ставшие всеобщими в результате многократного повторения, они регулируют жизненно важные общественные отношения: имущественные отношения (например, передачу имущества умершего близким родственникам, что обеспечит их выживание), отношения по воспроизводству рода (например, воспитание детей матерью), распределение повседневной работы (например, мужчины выполняют тяжелую работу, женщины менее энергозатратную) и др.
Обычаи прочно входят в сознание людей потому, что выражают какую-то закономерность, нарушение которой грозит серьезными последствиями (например, обычай помочи, игнорирование которого приведет к сокращению жителей поселка). Обычай — это универсальное средство регулирования первобытного обще-
17 Бобнева М. И. Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М., 1976. С. 223.
ства, с помощью которого опосредовались все стороны человеческого бытия, что обеспечивало процветание общины в целом.
Сегодня мы видим отголоски прежних времен: дедушки и бабушки нянчатся с внуками, принимают активное участие в их воспитании, о членах семьи преклонного возраста заботятся дети и внуки (отдавать престарелых родителей в пансионаты у россиян не принято).
Одним словом, возникновение обычаев — это скачок в продвижении человечества по пути прогресса.
Б. Аграрное общество
Главным фактором производства является земля, на которой производятся практически все блага с помощью ручного труда. Население ведет натуральное хозяйство. Развивается мелкотоварное производство. Эти изменения в жизни людей привели к усложнению нормативной системы: она пополняется новыми видами социальных норм.
5. Традиции — это укоренившиеся представления, навыки и привычки в многогранной жизни людей. Если обычаи регулируют жизнь людей по принципу «смотри и делай также», то традиции — это более сложные нормы, где уже образец, существующий вовне, не нужен. Правило относительно того, как действовать, прочно усвоено, и оно превратилось в привычку. «Поступай, как все» — такова формула традиции. Это уже более обобщенное правило, а следовательно, возможны некоторые вариации. Это результат накопления интеллектуального потенциала людей.
Кроме того, от обычаев их отличает срок формирования: обычаи формируются на протяжении жизни множества поколений, порой столетиями и даже тысячелетиями. Традиции имеют меньший исторический шлейф: иногда достаточно жизни 2-3 поколений, чтобы традиция укрепилась. Это результат повышения динамики аграрного общества. Вот почему тра-
диции получили широкое распространение. Не случайно аграрное общество еще называют традиционным.
Есть и еще одно отличие от обычаев: замену обычаев люди переживают мучительно, ломка традиций происходит менее болезненно. Дело в том, что традиции скорее относятся к внешней стороне поведения людей, повседневной деятельности и не затрагивают какие-либо жизненно важные закономерности. Это скорее вспомогательные нормы. И тем не менее традиции играют регулятивную роль: позволяют совместить волю отдельной личности с коллективной волей, что обеспечивает обществу единение и порядок18.
Традиции особенно важны в неразвитом обществе, где атомарно существующая личность выжить практически не может. Противопоставление коллективу даже по внешним признакам вызывало подозрение, а то и обструкцию со стороны других. Так, на Руси помолвка (или сговор) являлась предсвадебной традицией. Родители садились друг против друга и несколько минут молчали — так было принято. Затем составлялся уговор, писалась рядная записка, где указывалось, что в такое-то время состоится свадьба. Теперь парень и девушка для всех считались женихом и невестой. В богатых семьях было несколько иначе.
В наше время также существуют традиции, но они опосредуют второстепенные моменты в нашей жизни, да и значимость их небольшая. Например, традиция спонсорской поддержки вузов возникла в рыночной экономике. Ну, предположим, разразится кризис и спонсорство сойдет на нет. Однако это не значит, что без этого вузы не смогут работать. Или вспомним, как быстро куда-то исчезла советская традиция ходить на демонстрации во время праздников. Но вот традиция отмечать заключение брака застольем оказалась устойчивой, хотя сейчас чаще свадьба превращается в веселую вечеринку. Свадебное путешествие, посадка деревьев,
18 Мурахтанов А. В., Воротилина Т. Л. Понятие традиции в социальных науках: содержание, структура, значение // Вестник Нижегородского университета имени Н.И. Лобачевского. Серия «Право». 2002. № 1. С. 53-58. URL: http://www.unn.ru/pages/e-library/vestnik/99990195_West_pravo_2002_1(5)/B_6.pdf (дата обращения: 10.02.2023).
клятва, полет на воздушном шаре над родным городом и пр. — это всё же пока экзотика.
6. Религиозные нормы — это правила поведения, которые регулируют отношения между людьми через призму требований божественного начала. Они устанавливаются различными церковными конфессиями и имеют обязательное значение для верующих19. Понятно, что религиозный человек воспринимает волю божью в качестве нормы своего поведения и считает своим долгом служить прежде всего богу, а уже потом людям и обществу.
Основой религиозных норм являются религиозные идеи, которые разрабатываются церковными иерархами. Эти идеи в своей основе иррациональны, но для верующих это не является проблемой. Религиозные нормы основаны на вере, а не на логическом мышлении.
Поскольку предполагается, что не все верующие смогут соблюсти требования религиозных норм, в нормах предусмотрены определенные санкции: епитимья, анафема, Страшный суд, попадание в ад, лишение сана и др.
7. Деловые обыкновения — это правила поведения, регулирующие повседневную производственную, торговую и другие виды деятельности. Иначе, это устоявшаяся практика. Они фиксируют заведенный порядок и имеют локальный характер.
Т. А. Чувашова отмечает следующие признаки делового обыкновения: 1) постоянность применения; 2) единообразность применения; 3) целесообразность; 4) известность; 5) обязательность для субъектов20.
Надо иметь в виду, что в аграрном обществе письменность была прерогативой элиты. Простые люди, которые, собственно, и создавали материальный продукт, были неграмотными. Но экономический оборот набирал темп. Вот
почему деловые обыкновения получили распространение и массовое применение.
Вот пример из прошлого. Торговцы свежей рыбой на берегу, которая поступала от возвращавшихся с моря рыбаков, должны были прекратить торговлю до захода солнца. Кто нарушал этот запрет и продолжал торговлю, не желая обрести убытки, рисковал от сотоварищей получить обструкцию или даже судебный иск.
Мы также не собираемся отказываться от деловых обыкновений, потому что они позволяют упростить деловую жизнь и сделать ее более динамичной. Например, принято, что студенты приветствуют преподавателя стоя или понравившаяся им лекция заканчивается рукоплесканиями. На некоторых предприятиях рабочий день начинается с планерки. Сегодня сделки часто заключаются по телефону, а юристы потом их лишь оформляют. Деловым обыкновением следует признать и правило, принятое в фирме, приветствовать позвонившего абонента, называть наименование фирмы, а также должность и фамилию работника, поднявшего трубку21.
В. Индустриальное общество
Это общество, основанное на машинном производстве, где механизация и автоматизация являются основными способами труда. Новые технологии позволили существенно нарастить долю общественного богатства. В результате этого развивается общее и специальное образование, появляется наука. Но самое главное — возникает централизованное (национальное) государство, с единым для всей территории государственным аппаратом22. Государство крепнет и берет на себя решение всё большего количества общественных дел, в частности создание правил поведения и применение силы в пределах своей территории.
19 Религия (от лат. religio — благочестие, набожность, святыня) — это мировоззрение, а также соответствующее поведение, которое основано на вере в сверхъестественное (богов, «высший разум», некий абсолют и т.п.).
20 Чувашова Т. А. Правовая природа делового обыкновения // Современное право. 2010. № 8. С. 29-31.
21 Подробнее см.: Кашанина Т. В. Корпоративное право. М., 2010. С. 237-238.
22 Баранов Н. Национальные государства и империи // URL: https://nicbar.ru/politology/study/kurs-etnopolitologiya/289-lektsiya-4-natsionalnye-gosudarstva-i-imperii / (дата обращения: 10.03.2023).
Появляются и помощники в деле управления обществом: политические партии, а с ними и целый спектр мнений относительно устройства общества. Это привело к значительному изменению нормативной системы и появлению новых ее компонентов.
8. Правовые нормы — это формализованные (письменные и четко изложенные) правила поведения, обязательные для всех, обеспеченные принудительной силой государства. Именно в индустриальную эпоху появляется истинное право, т.е. то, которое создается и охраняется государством. Факт охраны государством социальных норм, появившихся ранее, до эпохи индустриальной, практически все ученые признают маркером существования права. Но это не верно. Правовые нормы — это принципиально новый способ регулирования. Это не просто запись обычаев, как, например, в Русской Правде. Это заранее продуманные государственными чиновниками положения, изложенные в нормативных актах, обращенных ко всему населению. Эти постулаты создаются на основе имеющейся у чиновников информации, получаемой в ходе управления государством. Письменное же их закрепление дает возможность каждому с ними ознакомиться (при теперь уже всеобщей грамотности населения) и правильно сориентироваться в обществе. Согласимся, что данный способ регуляции гораздо более эффективный, нежели ранее используемые.
Сегодня именно право является основным средством упорядочения общественной жизни. Причем с развитием общества его массив всё более увеличивается23.
9. Политические нормы — это правила поведения, регулирующие отношения между большими группами людей, направленные на завоевание, удержание и использование государственной власти.
Их особенностью является то, что они обычно формулируются просто и доступно для понимания каждого и имеют характер воззваний, призывов, лозунгов, деклараций, т.е. идей, выражающих в краткой форме какую-либо ценность, цель, задачу. Это связано с необходимостью привлечь на свою сторону как можно более широкий слой людей. Декларативность (лозунговость) — это новый способ регулирования, который придумало человечество. И надо отметить, что это способ довольно действенный: одна кратко и ясно выраженная мысль способна привлечь и направить к цели миллионы людей. Так, например, политические партии либерального толка призывают построить рыночную экономику и дать свободу бизнесу, а партии левой ориентации предлагают усилить государственное регулирование экономики.
Политические нормы могут провозглашаться устно, например в предвыборных речах политиков (иногда они фиксируются с помощью видео-или аудиозаписи), а также иметь документальную форму: послания президентов, программы партий, доктрины (безопасности, военная, национальная и др.), концепции развития (образования, российской науки и др.), декларации о намерениях по итогам встреч лидеров стран и др.
Р. М. Усманова отмечает следующие их особенности: 1) носят характер «самообязывания» политиков; 2) доступны широкой публике; 3) по содержанию представляют собой систему ценностей и целей. Всё это так. Однако вряд можно с автором согласиться в том, что политические нормы не имеют санкций24. За нарушение политических норм со стороны граждан могут последовать политические санкции, причем довольно серьезные как, например, непреодоление партией установленного барьера на выборах, роспуск парламента, импичмент, а то и гражданское неповиновение25.
23 Кашанина Т. В. Эволюционные закономерности права // Актуальные проблемы российского права. 2017. № 12. С. 45.
24 Усманова Р. М. Политические традиции и политические нормы: их роль в публичном регулировании общественных отношений // Юридические исследования. 2012. № 2. С. 25-48 // URL: https://nbpublish. com/library_read_article.php?id=139 (дата обращения: 15.02.2023).
25 Об этом подробнее см.: Кашанина Т. В. Структура права. М., 2022. С. 351-358.
Г. Постиндустриальное
(информационное) общество
В постиндустриальном обществе кардинально изменяется всё.
В экономике главенствуют знания, а не собственность. В ней преобладает инновационный сектор с высокопроизводительной промышленностью, где активно внедряются компьютерные технологии, автоматизируется большинство процессов.
В политической сфере утверждается демократия, плюрализм, сильное гражданское общество.
Изменяется и человек: повышается уровень его интеллектуального, культурного и физического развития. Приоритетным становится получение профильного высшего образования, и не одного. Культивируется непрерывное саморазвитие и самосовершенствование. Приветствуется неординарное мышление, творческий подход к выполнению задач.
Становится иной и сама структура общества. Если в индустриальном обществе главными фигурами были предприниматель, бизнесмен, руководитель промышленного предприятия, то сегодня «новыми людьми» являются ученые, математики, экономисты и другие представители интеллектуальных профессий.
По мнению Д. Белла, общество будущего будет состоять из трех слоев:
1) творческая элита ученых и высшей профессиональной администрации;
2) средний класс (инженеры, научные сотрудники);
3) пролетариат умственного труда (техники, ассистенты, младшие сотрудники, лаборанты)26.
Если это произойдет, то можно будет говорить о небывалом интеллектуальном взлете общества. Понятно, что в такой ситуации не может не измениться и нормативная система. На арену человеческого бытия в полный рост выйдут новые средства регулирования.
10. Нормы этикета — это правила поведения, касающиеся проявления благоприятного отношения к людям (пусть хотя бы и
внешнего или формального), но отношения, располагающего к общению. Иначе, это свод правил вежливости, демонстрирующих достоинство человека, его уважение к собеседнику и обществу.
Например, неприлично спрашивать о доходе, о личной жизни, затевать спор о политике, религии, приходить в гости без предупреждения, класть смартфон на стол в общественных местах, принято здороваться, подавать при этом руку и т.п. Сейчас появились и сетевые нормы этикета, т.е. правила уважительного и уместного общения в Интернете, как то: вести переписку кратко и по делу, не оставлять без ответа сообщения и электронные письма, не пренебрегать знаками препинания, не применять смайлики в деловой переписке, не посылать сообщения ночью (если это не связано с угрозой жизни и здоровью) и т.п.
Не всегда за учтивостью стоит искренняя доброжелательность и уважительное отношение к человеку, и в этом плане можно сказать, что выполнение человеком данных норм может расходиться с его истинным отношением к людям, событиям. И тем не менее, как говорится в пословице, лучше худой мир, чем добрая ссора.
Слово «этикет» происходит от французского, означающего «билет» или «ярлык». Можно сказать, что этикет является «билетом на вход» в общество. По-другому, этикет — это инструкция, помогающая человеку вписаться в нужное общество, вести себя так, чтобы соответствовать ожиданиям и нравиться большинству людей. Этикет включает в себя не только нормы поведения, он касается одежды, отношения к людям, манер и многого другого.
Этикет похож на ритуал. Однако разница всё же есть, и существенная. Этикет позволяет наладить взаимодействие людей там, где нет иных серьезных оснований для коммуникации (им устанавливаются формальные рамки). Совместным же исполнением ритуала подчеркивается принадлежность участников к некому сообществу, их приверженность общим ценностям.
26 Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. М., 2007. 778 с.
Правила этикета зародились в Средневековье, когда культура личности начала понемногу занимать одно из значимых мест27. Однако степень охвата ими была небольшой — этикет был рассчитан на высшие сословия. В индустриальном обществе этикет упрощается. Современный этикет отличается демократичностью, хотя пока не все его готовы соблюдать. В постиндустриальном же обществе нормы этикета приобретут всеобщий характер и будут содержать общемировые правила, хотя каждый народ будет вносить в него свои дополнения, исходя из национальных и культурных традиций28.
Нормы этикета важны, и вот почему:
1) помогают людям вести себя достойно, оберегать свое личное пространство и индивидуальность;
2) их соблюдение необходимо не только для уважения других людей, но и для уважения самого себя;
3) позволяют избежать напряжения, взаимонепонимания;
4) способствуют предупреждению конфликтных ситуаций в межличностном общении;
5) тактичность, как знак уважения к конфликтующей стороне, создает условия для цивилизованного разрешения конфликта.
Как видим, человечество придумало регулятор поведения невиданной мощности, такой, который способен на корню погасить возможные конфликты. Позволяя снизить долю конфликтности в обществе, нормы этикета тем самым «разгружают» право, снижают долю государственного принуждения.
11. Эстетические нормы — правила поведения, регулирующие отношение к прекрасному и безобразному. Это еще более мощный
регулятор общественных отношений, нежели нормы этикета. Здесь к внешней учтивости и уважению к людям добавляется и внутреннее благорасположение.
Слово «эстетическое» означает чувственно (зрением и слухом) воспринимаемое, т.е. иррационально. Объект оценивается при таком подходе целостно, без расчленения его на элементы29. Эстетическое восприятие не сопряжено с сущностным разбором человека, а касается всё же каких-то внешних его атрибутов. Однако такой анализ приводит к искреннему благорасположению (а не только к внешнему, показному, как в случае действия норм этикета). Мы о человеке составляем впечатление, не прибегая к логике, и как бы прозреваем одномоментно относительно его сущности и значимости для нас.
В середине XVIII в. немецкий философ А. Ба-умгартен ввел термин «эстетика» и определил ее как науку о прекрасном30. Красота же понимается как соразмерность, порядок, гармония, симметрия, равновесие и спокойствие, то, что вызывает удовольствие и наслаждение (если совсем просто, это то, что нравится многим). Поначалу прекрасное трактовали как нечто субъективное (так считал, например, Кант). Но потом (Гегель первым не согласился с этим) пришло понимание, что прекрасное имеет объективную природу. Теперь эстетические нормы считаются частью общественной практики, где они характеризуются универсальностью и порождают чувство удовольствия, духовного наслаждения31.
Эстетические оценки общезначимы и не являются произвольными, чисто субъективными и случайными: прекрасное нравится всем. Вот почему они становятся регуляторами поведения людей. Дело в том, что красивое вызывает
27 Байбурин А. К., Топорков А. Л. У истоков этикета. Этнографические очерки. Л. : Наука, 1990. С. 23.
28 Эту гипотезу можно доказать на примере дня святого Валентина: в США его отмечают 60 %, в России только 13 %, в Саудовской Аравии он разрешен с недавних пор, в Иране его празднование является «признаком безнравственности», в Пакистане запрещен высшим судом страны (URL: https://ria.ru/20220213/ prazdnik-1772534069.html (дата обращения: 09.03.2023)).
29 URL: http://philosophy.niv.ru/doc/dictionary/aesthetic/articles/139/esteticheskoe.htm (дата обращения: 28.03.2023).
30 Баумгартен А. Г. Эстетика. СПб., 2021. 760 с.
31 URL: http://philosophy.niv.ru/doc/dictionary/aesthetic/fc/slovar-205.htm#zag-317 (дата обращения: 10.01.2023).
душевную расположенность, доброту, а то и любовь. Это придает общению людей доверительность, сближает их, а отнюдь не разъединяет, делает продуктивным их взаимодействие. Есть такая русская пословица: «Не по хорошу мил, а по милу хорош». Смысл ее в том, что человек нравится не по своим делам, не по каким-то личностным качествам, а просто потому, что нравится. Получается, что здесь как бы одним махом, мгновенно удается наладить хорошие взаимоотношения. Вот какова эффективность данного регулятора!
Эстетические оценки применимы ко многим параметрам людей: к чертам лица, фигуре, одежде как гармоничному сочетанию всех ее элементов, аксессуарам как ее дополнению, прическе, косметике и др. Считается, что женщина/мужчина одеты со вкусом, если одежда и другие элементы образа подобраны с учетом личных особенностей фигуры, лица и т.д., то есть подчеркивают достоинства и скрывают недостатки. Оценка человека может быть и опосредованная: через объекты, ему принадлежащие. Например, считается признаком хорошего тона (вкуса), если в жилище порядок и всё лежит на своем месте, а вещи не разбросаны. Однако не все эстетические нормы столь конкретны. Чаще они не содержат определенных моделей поведения в той или иной ситуации. Так, если человек воодушевленно смотрит на морской пейзаж, то можно сделать вывод, что это человек с тонкой душевной организацией, а следовательно, можно с ним иметь дело, потому что умение видеть красоту и ценить ее свидетельствует о развитой личности.
Нормы эстетические возникают стихийно и не осознаются до конца. Они бывают устойчивыми и преходящими, могут носить как содержательный, так и формальный характер. Они меняются под влиянием потребностей общественного развития, утверждения определенных стереотипов психофизиологического восприятия, состояния науки и техники. Так, сегодня считается весьма эстетичным такой интерьер рабочего стола, где помимо компьютера ничего
нет. В 2006 г., когда Билл Гейтс еще был генеральным директором Microsoft, на его столе не было никаких книг или бумаг — и его рабочее место полностью отражало цифровой дух эпохи. На столе стояло три монитора, образующих один большой виртуальный экран. По словам Гейтса, такая спартанская обстановка повышала продуктивность его работы32.
Значимость эстетических норм несомненна:
1) для снятия у человека напряжения как основы конфликтов и для их предотвращения;
2) для избавления от стрессов и для душевного успокоения, что помогает человеку гармонизировать собственную жизнь, а также ценить покой и жизнь других;
3) для повышения восприимчивости к чаяниям других людей, их понимания, что порой приводит к возникновению взаимной симпатии и нежеланию затевать какие-либо ссоры;
4) для самоутверждения человека в обществе, ибо обладатель красоты — будь то черты лица, одежда, вещи — получает в глазах окружающих некую притягательность, некий «вес» и авторитет;
5) для расширения межличностного общения и приобретения разнообразных связей;
6) имеют пробуждающее значение, ибо красота притягательна и порождает импульсы человека духовно или физически совершенствоваться и развиваться.
Возможно, прав Ф. М. Достоевский, который (словами князя Мышкина в романе «Идиот») утверждает, что красота спасет мир?
12. Моральные нормы — правила поведения, вытекающие из представлений о добре и зле.
Это еще более тонкий и точный способ социального регулирования, нежели нормы, рассмотренные выше. Моральные нормы касаются самой личности, сути поведения человека, а не только его внешних атрибутов. Ведь ориентация «на картинку» может давать сбой. Человек может выглядеть красиво, а каков он внутри, непонятно; как говорится, чужая душа — потемки. Не даром существует пословица: «По одежке встречают, по уму провожают».
32 URL: https://office-news.ru/kak-vyglyadit-rabochee-mesto-ilona-maska-marka-tsukerberga-i-drugih-zarubezhnyh-predprinimatelej/polezno-znat/ (дата обращения: 14.02.2023).
В качестве примера можно привести моральные нормы, требующие помогать младшим, заботиться о престарелых, не обижать женщин, не говорить плохо о человеке в его отсутствие. Моральных норм много, и все их не перечислишь. Поэтому имеет смысл выделить также и базовые моральные принципы. Среди них: забота и непричинение вреда людям, справедливость, послушание, преданность своей группе, нетерпимость к измене, почтительность к авторитетам, соблюдение групповой иерархии и др.
Однако, если подняться на более высокий уровень обобщения, удается выделить и формулу морального поведения: уважительное отношение к людям, желание того, чтобы им было хорошо.
Как распознать «фальшивых людей», у которых за хорошими манерами прячутся плохие поступки? Маркеры в поведении таких людей вполне можно найти, если вдумчиво оценивать их поведение, например, муж не помогает жене по хозяйству, в семье он раздражен по любому поводу, сын не заботится о своих престарелых родителях, сосед громко слушает музыку, зная, что за стеной маленький ребенок, коллега непомерно важничает, сослуживец подтрунивает
над кем-то, кто-то постоянно опаздывает и не экономит время других и т.п.
Мораль — это своего рода неписаный закон в том плане, что, реализуя свою регулятивную функцию, она носит всё пронизывающий и всеохватывающий характер. Получается, что моральный регулятор более эффективный, нежели правовой, так же как компьютер эффективнее калькулятора. Здесь дело в том, что моральные нормы возникают в лоне общества и не нуждаются ни в чьем признании. Они имеют «прописку» в сознании людей и выражают их волю. В их основе лежат категории добра и зла, похвального и постыдного, честного и бесчестного, благородного и подлого, категории, понятные всем без исключения. Да и ответственность за нарушение моральных норм следует от общества в виде осуждения, презрения.
Получается, человечество придумало такой способ регулирования, который сродни самообслуживанию в гипермаркете: сам решаю, что купить, сам отбираю товар и на выходе сам оплачиваю. Согласимся, что более прогрессивного способа регулирования, нежели мораль, пока и не наблюдается.
В целом система социальных регуляторов схематично выглядит так:
Надо отметить, что социальные нормы возникали не одномоментно, а как бы вызревали, постепенно накапливая свой потенциал. В дальнейшем, когда на арену человеческого бытия выходили те социальные нормы, которым был присущ более эффективный способ регулирования, ранее возникшие нормы не исчезали, а отходили на второй план и выполняли второстепенную роль по упорядочению жизни общества. Человечество бережно относится к тому, что было им создано с таким эмоциональным и интеллектуальным напряжением в течение многих тысячелетий.
III. Каково будущее права?
Как видим, право — это далеко не единственный социальный регулятор и отнюдь не самый прогрессивный.
Да, на сегодняшний день право оптимально походит на роль главного регулятора жизни общества и действительно несет основную нагрузку, определяя самые важные параметры поведения людей. Пока человеческий капитал таков, что только внешнее воздействие (со стороны государства) способно удержать общество в состоянии стабильности.
Но в будущем общество изменится, и вполне возможно, что роль базового средства регулирования возьмет на себя мораль, внутренний регулятор поведения.
Какие есть основания для этой гипотезы?
1. Главным ресурсом общества будущего будет информация, знание, образование, что позволит обществу накопить значительные богатства. Уйдет в прошлое проблема бедности и имущественные преступления сойдут на нет. Общество станет благосостоятельным настолько, что работу будут иметь лишь немногие, в основном те, кто способен трудиться креативно и создавать новый продукт. Остальные окажутся не у дел, и они, предполагается, будут получать
от государства гарантированный социальный доход.
2. Глубокие изменения произойдут и в сознании людей. Уйдут в прошлое и насильственные преступления (все услуги можно приобрести вполне себе легально). Людей всё меньше будут занимать проблемы доходов и безопасности. Главной заботой материально обеспеченных людей в условиях тотальной безработицы станет забота о том, как себя реализовать.
3. На первое место выдвинутся духовные ценности, такие как моральные идеалы, идентификация, самореализация, значимость для общества, репутация человека (деньги уже не главное, все хотят признания!). Но для этого всегда надо поступать по совести, т.е. осуществлять нравственный самоконтроль, четко различать, что есть добро и зло, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку своего поведения.
Оправдается ли эта гипотеза? Время покажет. По крайней мере, указанные выше обстоятельства ставят под вопрос существование в будущем права как главного средства регулирования.
Выводы
1. Система социальных регуляторов довольно разветвленная, каждый из которых отличается по способу регулирования общественных отношений.
2. Человечество в процессе экономической трансформации (первобытное, аграрное, индустриальное, информационное общество) вырабатывало всё более и более эффективные способы регулирования, соответствующие социальной реальности.
3. Право сегодня является главным средством регулирования. Однако ведущая роль ему в будущем отнюдь не гарантирована.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Байбурин А. К., Топорков А. Л. У истоков этикета. Этнографические очерки. — Л. : Наука, 1990. — 170 с.
2. Баранов Н. Национальные государства и империи // URL: https://nicbar.ru/politology/study/kurs-etnopolitologiya/289-lektsiya-4-natsionalnye-gosudarstva-i-imperii / (дата обращения: 10.03.2023).
3. Баумгартен А. Г. Эстетика. — СПб., 2021. — 760 с.
4. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. — М., 2007. — 778 с.
5. Бобнева М. И. Психологические проблемы социальной регуляции поведения. — М., 1976. — 223 с.
6. Бялт В. С., Трипутин С. Н. Система социального регулирования: теоретико-правовой аспект // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД. — 2017. — № 1 (73). — С. 28-31.
7. Гилинский Я. И. Социология девиантного поведения и социального контроля. — СПб. : Филиал ИС РАН, 1993. — 34 с.
8. Добрин К. Ю. Феномен социальной нормы // Вестник СГТУ. — 2011. — № 3 (57). — Вып. 1. — С. 249-260.
9. Кашанина Т. В. Корпоративное право. — М., 2010. — 889 с.
10. Кашанина Т. В. Эволюционные закономерности права // Актуальные проблемы российского права. — 2017. — № 12. — С. 44-54.
11. Кашанина Т. В. Структура права. — М., 2022. — 584 с.
12. Кашанина Т. В. Происхождение государства и права. — М., 2022. — 304 с.
13. Кудрявцев В. Н. Социальные деформации: механизмы и пути преодоления. — М. : Издательство ИГиП РАН, 1992. — 133 с.
14. Малиновский Б. Магия, наука и религия. — М., 1998. — 395 с.
15. Матузов Н. И. Право в системе социальных норм: лекции // Правоведение. — 1996. — № 2. — С. 147162.
16. Мурахтанов А. В., Воротилина Т. Л. Понятие традиции в социальных науках: содержание, структура, значение // Вестник Нижегородского университета имени Н.И. Лобачевского. Серия «Право». — 2002. — № 1. — С. 53-58. — URL: http://www.unn.ru/pages/e-library/vestnik/99990195_West_ pravo_2002_1(5)/B_6.pdf / (дата обращения: 20.02.2023).
17. Пеньков Е. М. Социальные нормы — регуляторы поведения личности: Некоторые вопросы методологии и теории. — М., 1972. — 236 с.
18. Попков В. Д. Право в системе социальных норм (глава VI) // Общая теория государства и права. Академический курс. Т. 2 / под ред. М. Н. Марченко. — М., 2009. — С. 110-114.
19. Радько Т. Н. Теория государства и права. — М., 2015. — 752 с.
20. Ручка А. А. Ценностный подход в системе социологического знания. — Киев : Наукова думка, 1987. — 112 с.
21. Тоффлер Э. Революционное богатство. — М., 2008. — 569 с.
22. Усманова Р. М. Политические традиции и политические нормы: их роль в публичном регулировании общественных отношений // Юридические исследования. — 2012. — № 2. — С. 25-48. — URL: https:// nbpublish.com/library_read_article.php?id=139 (дата обращения: 23.01.2023).
23. Чувашова Т. А. Правовая природа делового обыкновения // Современное право. — 2010. — № 8. — С. 29-31.
Материал поступил в редакцию 9 апреля 2023 г.
REFERENCES (TRANSLITERATION)
1. Bayburin A. K., Toporkov A.L. U istokov etiketa. Etnograficheskie ocherki. — L.: Nauka, 1990. — 170 s.
2. Baranov N. Natsionalnye gosudarstva i imperii // URL: https://nicbar.ru/politology/study/kurs-etnopolitologiya/289-lektsiya-4-natsionalnye-gosudarstva-i-imperii / (data obrashcheniya: 10.03.2023).
3. Baumgarten A. G. Estetika. — SPb., 2021. — 760 s.
4. Bell D. Gryadushchee postindustrialnoe obshchestvo. — M., 2007. — 778 s.
5. Bobneva M. I. Psikhologicheskie problemy sotsialnoy regulyatsii povedeniya. — M., 1976. — 223 s.
6. Byalt V. S., Triputin S. N. Sistema sotsialnogo regulirovaniya: teoretiko-pravovoy aspekt // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD. — 2017. — № 1 (73). — S. 28-31.
7. Gilinskiy Ya. I. Sotsiologiya deviantnogo povedeniya i sotsialnogo kontrolya. — SPb.: Filial IS RAN, 1993. — 34 s.
8. Dobrin K. Yu. Fenomen sotsialnoy normy // Vestnik SGTU. — 2011. — № 3 (57). — Vyp. 1. — S. 249-260.
9. Kashanina T. V. Korporativnoe pravo. — M., 2010. — 889 s.
10. Kashanina T. V. Evolyutsionnye zakonomernosti prava // Aktual'nye problemy rossijskogo prava. — 2017. — № 12. — S. 44-54.
11. Kashanina T. V. Struktura prava. — M., 2022. — 584 s.
12. Kashanina T. V. Proiskhozhdenie gosudarstva i prava. — M., 2022. — 304 s.
13. Kudryavtsev V. N. Sotsialnye deformatsii: mekhanizmy i puti preodoleniya. — M.: Izdatelstvo IGiP RAN, 1992. — 133 s.
14. Malinovskiy B. Magiya, nauka i religiya. — M., 1998. — 395 s.
15. Matuzov N. I. Pravo v sisteme sotsialnykh norm: lektsii // Pravovedenie. — 1996. — № 2. — S. 147-162.
16. Murakhtanov A. V., Vorotilina T. L. Ponyatie traditsii v sotsialnykh naukakh: soderzhanie, struktura, znachenie // Vestnik Nizhegorodskogo universiteta imeni N.I. Lobachevskogo. Seriya «Pravo». — 2002. — № 1. — S. 53-58. — URL: http://www.unn.ru/pages/e-library/vestnik/99990195_West_pravo_2002_1(5)/B_6. pdf / (data obrashcheniya: 20.02.2023).
17. Penkov E. M. Sotsialnye normy — regulyatory povedeniya lichnosti: Nekotorye voprosy metodologii i teorii. — M., 1972. — 236 s.
18. Popkov V. D. Pravo v sisteme sotsialnykh norm (glava VI) // Obshchaya teoriya gosudarstva i prava. Akademicheskiy kurs. T. 2 / pod red. M. N. Marchenko. — M., 2009. — S. 110-114.
19. Radko T. N. Teoriya gosudarstva i prava. — M., 2015. — 752 s.
20. Ruchka A. A. Tsennostnyy podkhod v sisteme sotsiologicheskogo znaniya. — Kiev: Naukova dumka, 1987. — 112 s.
21. Toffler E. Revolyutsionnoe bogatstvo. — M., 2008. — 569 s.
22. Usmanova R. M. Politicheskie traditsii i politicheskie normy: ikh rol v publichnom regulirovanii obshchestvennykh otnosheniy // Yuridicheskie issledovaniya. — 2012. — № 2. — S. 25-48. — URL: https:// nbpublish.com/library_read_article.php?id=139 (data obrashcheniya: 23.01.2023).
23. Chuvashova T. A. Pravovaya priroda delovogo obyknoveniya // Sovremennoe pravo. — 2010. — № 8. — S. 29-31.