Научная статья на тему 'Власть и социальные нормы в первобытных обществах'

Власть и социальные нормы в первобытных обществах Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
10554
1077
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
первобытное общество / община / власть / социальные нормы / старейшина / обычаи. / primitive society / community / power / social norms / elder / customs.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — И. Н. Атясов

В статье рассматривается поэтапно история возникновения, развития и общая характеристика первобытного общества. А также более подробно рассмотрено регулирование различных социальных норм и осуществление власти в первобытном обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RELATIONSHIP OF STUDENTS WITH EACH OTHER

The article deals with the history of the origin, development and General characteristics of primitive society. And also the regulation of various social norms and the exercise of power in primitive society are considered in more detail.

Текст научной работы на тему «Власть и социальные нормы в первобытных обществах»

ВЛАСТЬ И СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ В ПЕРВОБЫТНЫХ ОБЩЕСТВАХ И.Н. Атясов, студент

Научный руководитель: Г.А. Чеджемов, старший преподаватель Самарский государственный экономический университет (Россия, г. Самара)

DOI: 10.24411/2500-1000-2019-10857

Аннотация. В статье рассматривается поэтапно история возникновения, развития и общая характеристика первобытного общества. А также более подробно рассмотрено регулирование различных социальных норм и осуществление власти в первобытном обществе.

Ключевые слова: первобытное общество, община, власть, социальные нормы, старейшина, обычаи.

Первобытный строй - это самый длительный период в истории развития человечества. Это начало истории развития социального общества - от появления разумного человека и до появления государств и цивилизаций.

В истории человеческого общества первобытное общество занимает довольно важное место. Говорить о первобытном обществе можно с момента появления разумного человека, т.е. около 2000 тысяч лет назад. Ученые считают, что древнейший человек возник около 1-1,5 млн. лет назад, а другие относят его появление к более позднему периоду.

Первобытное общество представляет собой начальный этап в истории человечества. В то время люди жили общинами, вместе трудились, владели землей и распределяли имущество поровну [1]. Первыми орудиями труда человека были оббитый камень и палка. Основным способом добывания средств жизни были охота, собирательство и рыболовство. Люди добывали пищу при помощи изготовленных ими орудий труда, но производством пищи они не занимались, а лишь присваивали ее как дары природы. Сначала первобытные люди пользовались огнем. Поскольку добывать огонь они еще не умели, то приходилось постоянно поддерживать. Но со временем первобытные люди научились добывать огонь сами. С точки зрения экономической истории, основными чертами первобытного общества являлись:

- коллективный труд;

- сильная зависимость от окружающей среды;

- низкий уровень развития производительных сил;

- общинная собственность на орудия и средства производства;

- равное распределение продуктов производства [2].

С развитием общественного разделения труда было связано возникновение частной формы собственности на средства производства, которая сосредотачивалась в руках патриархальной знати. Многие исследователи считают, что появление частной собственности оказало важное влияние на человеческую нравственность.

Становление и развитие первобытного общества состоит из нескольких периодов:

- Ранний период - это период начало социального развития, где происходит завершение биологического развития. Этот период также называют эпохой праобщи-ны. Именно в этот период люди жили малыми родственными группами примерно по 20-30 человек и занимались в основном охотой и собирательством.

- Средний период - это период, где происходит постепенное укрупнение общества и формирование родовых общин. Родовая община представляла собой общину, которая основана на кровнородственных связях, где каждый член выполняет определенную социальную функцию. Здесь также появились межродовые связи. Другими словами, это коллектив родственников. Этот период соответственно

можно назвать периодом родовой общины. В эту эпоху появилась новая форма власти, которая называлась вождеством. Она представляла собой социальную организацию, состоящая из множества общинных поселений.

- Поздний период - это период дальнейшего усложнения социальной жизни. Здесь появляются новые формы земледелия, скотоводства и ремесла. В этот период также формируются предпосылки образования государства и появляются новые зачатки производящей экономики, а также появляются обменные отношения [3].

В первобытном обществе действовали так называемые социальные нормы. Эти нормы определяли правила поведения в обществе, которые вошли в привычку в результате многократного использования. Социальные нормы также обеспечивали существование присваивающей экономики и продолжение рода, которые регулировали определенные способы добывания пищи и сохраняли брачно-семейные отношения. Такие нормы еще по-другому назывались обычаями, которые передавались из поколения в поколение. Они возникали в связи с общественной потребностью охватить повторяющиеся акты производства, распределения и обмена продуктами. Обычаи имеют характерные признаки:

- они исходили от рода и выражали интересы и волю;

- так как обычаи входили в привычку людей, то они соблюдались всем родом и исполнялись добровольно;

- отсутствовали различия между правами и обязанностями членов родового общества [4].

Кроме обычаев существовали и другие формы социальных норм. Среди них можно выделить также:

1. Миф - это повествования о богах, духах, обожествленных героях, которые возникли в первобытном обществе;

2. Обряд - это правила поведения, которые заключаются в символических действиях, которые глубоко проникают в психику человека и преследуют воспитательные цели;

3. Ритуал - это символические действия, которые выражают связь субъекта с

системой социальных отношений и ценностей, а также способствуют общему настрою на совместную деятельность;

4. Религиозные нормы - это нормы, которые основаны на религиозных представлениях. Особое место занимало отправление религиозных культов и жертвоприношение богам.

Эти нормы выполнялись добровольно, но стоит отметить, что нарушение этих норм приводило к наказаниям в виде изгнания из общины.

Власть в первобытном обществе не была однородной, так как главой группы являлся отец или патриарх, который был самым старшим среди остальных родственников. Власть основывалась в основном на социальных нормах, которые регулировали все сферы жизни. Говоря о власти в первобытном обществе можно выделить ее основные черты:

- она носит общественный характер;

- строилась по кровнородственному принципу(распространялась на всех членов рода);

- не существовало особого аппарата управления(управление осуществлялось самостоятельно);

- не является аппаратом, который бы управлял или принуждал людей;

- власть основывалась на качествах будущей главы;

- регулирует общественный строй с использованием особых средств (мононормы) [5].

Под мононормой понимали такое правило поведения, которое не относится ни к области права, ни к нравственной области, ни к области этикета. Такие нормы чаще всего были нормами разделения труда, распределения благ сотрудничества и т.д. Мононормы также выражались в обычаях, которые тесно были переплетены с религиозными и нравственными устоями.

Самым главным органом власти было собрание рода, где решались все дела, включая выбор старейшины, который стоял во главе семьи или рода. Именно от его решений зависели дальнейшие действия: кому и сколько выделить для потребления и что оставить в качестве запаса и накоплений. Он также руководил повседневной

жизнью, рассматривал споры между сородичами. Старейшина также имел право по своему усмотрению распоряжаться ресурсами общины. Ее выбирали и признавали среди особых качеств. Для этого он должен был иметь большой авторитет в группе. Кроме старейшин на время войны избирался военачальник.

Таким образом, первобытное общество являлось простой организацией жизнедеятельности людей, которая была основана на родственных связях, коллективном труде и социальном равенстве всех членов. Это общество было самым длительным этапом в истории человечества. Данная тема остается актуальной до сих пор, потому что существует множество различных мнений по поводу проблем возникновения государства, так как мы не можем в полной мере понять, в каком мире мы сей-

бытном обществе индивидуум был окружен плотным слоем социальных норм, которые являются нецелесообразными. Власть в этом обществе носила народный характер и строилась на самостоятельном управлении. Никакого специального аппарата управления здесь не существовало. Первобытное общество стремилось подчиняться одному конкретному человеку, что обусловлено естественными законами природы и выживания в целом [6]. Развитие общества ускорилось, и наступил тот момент, когда правовые обычаи не могут обеспечить регулирование социальных связей. Они изменяются слишком медленно, не поспевая за темпами социального развития. Поэтому появились новые формы закрепления норм права, которые действуют сегодня: юридические прецеденты, нормативные договоры, законы.

час живем, и что будет после нас. В перво-

Библиографический список

1. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. - 2-е изд. С. 54.

2. Экономическая история России: Учебное пособие / Под ред. проф. М.Н. Чепурина. -14-е изд., перераб. и доп. - М: ЗАО Юстицинформ,2008. - 424 с.

3. Першиц А. И., Монгайт А. П., Алексеев В. П. История первобытного общества: Учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Высш. школа, 1982. - 223 с.

4. Нагих С. И. Нормативная система догосударственного общества и переход к государству. - М., 1995.

5. Венгеров А. Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. - М.: Юриспруденция, 2008. - 179 с.

6. Кашанина Т. В. Происхождение государства и права. Учебное пособие. - М.: Высшая школа, 2004.

THE RELATIONSHIP OF STUDENTS WITH EACH OTHER I.N. Atyasov, student

Supervisor: G.A. Chedzhemov, senior lecturer Samara state university of economics (Russia, Samara)

Abstract. The article deals with the history of the origin, development and General characteristics of primitive society. And also the regulation of various social norms and the exercise of power in primitive society are considered in more detail.

Keywords: primitive society, community, power, social norms, elder, customs.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.