10. Мао Цзэдун. Последняя битва с японскими захватчиками (9 августа 1945 года). // Мао Цзэдун. Избранные произведения. Т. 4. - М.: Изд-во иност. лит-ры, 1953. - С. 615-618.
11. Морозов Ю.В. Фальсификация итогов Второй мировой войны в рамках информационной борьбы против России. // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2015. - №5. - С. 50-63.
12. Цыкунов Г.А. Фальсификация истории Великой Отечественной войны на Украине. // Научный вестник Байкальского государственного университета экономики и права. - 2015. - №1. - С. 72-79.
References and Sources
1. Burenkova P. Sovremennoe otnoshenie ko Vtoroj mirovoj vojne v stranah-uchastnicah. // Problemy sovremennogo mira glazami molodezhi. - M., 2016. - S. 118 - 132.
2. Grigor'ev O.V. Voprosy iskazheniya istorii Vtoroj mirovoj vojny: rol' Kitaya v pobede nad militaristskoj YAponiej. // Istoricheskaya i social'no-obrazovatel'naya mysl'. - T. 10. - № 6/1. - 2018. - S. 13 -16.
3. Kiknadze V.G. Istoriya Vtoroj mirovoj vojny: protivodejstvie popytkam ee fal'sifikacii i iskazheniya v ushcherb mezhdunarodnoj bezopasnosti // Vestnik MGIMO. - 2015. - №4(43). - S. 74-83.
4. Kozlov N.D. Sovremennye zapadnye istoriki i sredstva massovoj informacii o roli SSSR v razgrome Germanii. // Klio. - 2019. - № 12(156). - S. 3138.
5. Mao Czedun. O mezhdunarodnom edinom fronte bor'by protiv fashizma (23 iyunya 1941 goda). // Mao Czedun. Izbrannye proizvedeniya. T. 4. - M.: Izd-vo inost. lit-ry, 1953. - S. 43-46.
6. Mao Czedun. Rech' na zasedanii narodno-politicheskogo soveta pogranichnogo rajona SHen'si-Gan'su-Ninsya (21 noyabrya 1941 goda). // Mao Czedun. Izbrannye proizvedeniya. T. 4. - M.: Izd-vo inost. lit-ry, 1953. - S. 47-55.
7. Mao Czedun. Perelomnyj moment v hode Vtoroj mirovoj vojny (12 oktyabrya 1942 goda). // Mao Czedun Izbrannye proizvedeniya. T. 4. - M.: Izd-vo inost. lit-ry, 1953. - S. 185-195.
8. Mao Czedun. K dvadcat' pyatoj godovshchine Oktyabr'skoj revolyucii (6 noyabrya 1942 goda). // Mao Czedun. Izbrannye proizvedeniya. T. 4. - M.: Izd-vo inost. lit-ry, 1953. - S. 197-200.
9. Mao Czedun. O koalicionnom pravitel'stve (24 aprelya 1945 goda)// Mao Czedun. Izbrannye proizvedeniya. T. 4. - M.: Izd-vo inost. lit-ry, 1953. -S. 457-576.
10. Mao Czedun. Poslednyaya bitva s yaponskimi zahvatchikami (9 avgusta 1945 goda). // Mao Czedun. Izbrannye proizvedeniya. T. 4. - M.: Izd-vo inost. lit-ry, 1953. - S. 615-618.
11. Morozov YU.V. Fal'sifikaciya itogov Vtoroj mirovoj vojny v ramkah informacionnoj bor'by protiv Rossii. // Nacional'nye interesy: prioritety i bezopasnost'. - 2015. - №5. - S. 50-63.
12. Cykunov G.A. Fal'sifikaciya istorii Velikoj Otechestvennoj vojny na Ukraine. // Nauchnyj vestnik Bajkal'skogo gosudarstvennogo universiteta ekonomiki i prava. - 2015. - №1. - S. 72-79.
МАГОМЕДОВ РАМАЗАН РАДЖАБОВИЧ - доктор исторических наук, профессор Оренбургского государственного педагогического университета и Оренбургского филиала РЭУ им. Г.В. Плаханова (rr-magomedov@ yandex.ru). MAGOMEDOV, RAMAZAN R. - Doctor of History, Professor, Orenburg State Pedagogical University and Orenburg branch of REU them. G.V. Plekhanova (rr-magomedov@ yandex.ru)
ГРИШАКОВА ЛАРИСА ВАЛЕРЬЕВНА - кандидат исторических наук, доцент Оренбургского государственного педагогического университета ([email protected])
GRISHAKOVA, LARISA V. - Ph.D. in History, Associate Professor, Orenburg State Pedagogical University ([email protected])
УДК 94(470.5).084.9:369.8«195/196»
ЛЕОНТЬЕВА Е.А.
ПРАВО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ СССР В СЕРЕДИНЕ ХХ В.
(НА МАТЕРИАЛАХ ЮЖНОГО УРАЛА)
Ключевые слова: социальное обеспечение, пенсии, колхозники, заработная плата, Южный Урал, жизненный уровень, налог.
Социальное обеспечение - одно из главных составляющих благополучного развития государства и общества. Связанное с проводимыми органами государственной власти преобразованиями, оно влияет на уровень жизни и комфортное существование населения страны и всецело зависит от экономического развития государства. Показано, что в рассматриваемый период наблюдался значительный рост средств, выделявшихся на социальное обеспечение граждан. В частности, неуклонно совершенствовалась пенсионная система. Эпохальным событием в этой связи стало принятие в 1964 г. закона «О пенсиях и пособиях членам колхозов». Помимо пенсионного обеспечения, бесплатной медицинской помощи, большое внимание уделялось также предоставлению населению широкой сети курортов и домов отдыха. В результате, объем социальных выплат различным категориям населения вырос в 1950-1960 г. в несколько раз.
LEONTEVA, E.A.
THE LAW OF SOCIAL SECURITY OF THE POPULATION OF THE USSR IN THE MIDDLE OF THE XX CENTURY
(ON THE MATERIALS OF THE SOUTH URALS)
Keywords: social security, pensions, collective farmers, wages, Southern Urals, living standards, tax.
Social security is one of the main components of the successful development of the state and society. Associated with the reforms carried out by state authorities, it affects the standard of living and the comfortable existence of the country's population and is entirely dependent on the economic development of the state. It is shown that during the period under review there was a significant increase in the funds allocated for social welfare of citizens. In particular, the pension system has been steadily improved. An epoch-making event in this connection was the adoption in 1964 of the Law "On Pensions and Benefits to Members of Collective Farms". In addition to pensions and free medical care, much attention was also paid to providing the population with a wide network of resorts and rest homes. As a result, the volume of social payments to various categories of the population increased several times in 1950-1960.
Социальное обеспечение - это совокупность социально-экономических мероприятий, направленных на улучшение жизни населения. Принятая в СССР в 1936 г. Конституция гарантировала гражданам право на социальное обеспечение, а именно, право на отдых, на материальное обеспечение в старости, а также в случае болезни и потери кормильца, бесплатное здравоохранение, предоставление курортного и санаторного лечения, право на образование и др. [1]. Однако Конституция лишь гарантировала решение социальных вопросов. На деле государство основное внимание обращало на развитие народного хозяйства, придавая социальным нуждам второстепенное значение. После окончания Великой Отечественной войны граждане советского государства нуждались в срочной социальной поддержки. И с середины 1950-х гг. отношение к данному вопросу начинает меняться. Повышение уровня жизни населения отмечалось как приоритетная задача, так как отставание всей социальной сферы не давало возможность в дальнейшем развивать государство. В связи с этим, органы государственной власти начали проводить комплекс мероприятий различного характера для поддержки наиболее незащищенных категорий граждан [2].
Одним из важных направлений социальной политики в это время стало материальное обеспечение в старости и в случае нетрудоспособности. Пенсионная система в 50-60-х гг. ХХ в. постепенно совершенствовалась. Нетрудоспособные граждане получали материальную поддержку из средств фонда, который был образован за счет взносов предприятий и учреждений, размер которых соизмерялся суммой выплаченной заработной платы. Пенсионное обеспечение в Советском Союзе осуществлялось полностью за счет государственных средств на основе принципа солидарности поколений [3].
Статья 120 Конституции СССР, дающая право на материальное обеспечение в старости, в случае болезни и потери кормильца, а также директива Министерства социального обеспечения РСФСР от 26 сентября 1952 г. «Об ответственности и усиления контроля за назначением и выплатой пенсий» предоставили право отделу социального обеспечения в 50-60-е гг. ХХ в. решать задачу по улучшению социальной жизни населения. В 1956 г. Президиум Верховного Совета СССР утвердил закон «О государственных пенсиях», который положил начало масштабной пенсионной реформе. Данный закон увеличил круг лиц, которые могли претендовать на государственную поддержку, были увеличены также нормы пенсионного обеспечения [4].
По введенному закону пенсии назначались по старости, по инвалидности и в случае потери кормильца. Согласно данному закону, претендующие на несколько категорий пенсий, могли выбрать из их числа одну наиболее предпочтительную. Пенсии в советском государстве налогами не облагались [5].
Согласно ст. 8, мужчины могли претендовать на пенсию по старости при достижении 60 лет, имея стаж работы 25 и более лет, женщины - 55 лет, при стаже трудовой деятельности 20 лет. И это в то время, как в США уход на пенсию для всех категорий населения составлял 65 лет, в Норвегии - 70. В рабочий стаж также суммировалась учеба в вузах и ссузах, на курсах по подготовке кадров и переподготовки, служба в Вооруженных силах.
Помимо обычного срока ухода на пенсию, имелся также и льготный. Согласно ст. 9, по данному показателю могли уйти раньше на заслуженный отдых специалисты подземных работ, с вредными условиями труда и горячих цехов - мужчины, достигшие 50 лет (стаж не менее 20 лет), женщины, достигшие 45 лет (стаж 15 лет). Женщины, родившие и воспитывающие от пяти детей, при стаже не менее 15 лет, согласно ст. 10 Закона, имели право уйти на заслуженный отдых в 50 лет. Такой же показатель ухода на пенсию был установлен для инвалидов мужчин (слабовидящих и слепых), женщины же получили право выйти на пенсию в 40 лет, имея стаж работы не менее 10 лет (Ст. 11).
Статьи 13-15 Закона гарантировали размер пенсии по старости от 30 до 120 руб. в месяц, что составляло '/г или полный средний заработок. Те пенсионеры, которые продолжали работать и чей заработок после назначения пенсии не составлял более 100 руб., пенсию по старости получал в размере 15 руб. (Ст. 13 - 15). Закон также гарантировал социальное обеспечение в случае наступления нетрудоспособности (пенсия по инвалидности) (Ст. 18), по потере кормильца (Ст. 28, 29) [6, 7, 8].
С принятием в 1959 г. постановления «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», медицинским работникам месяц работы в селе или поселке городского типа засчитывался в стаж как 1,2 месяца.
С середины 1960-х гг. государство все больше стало обращать внимание на жителей села. 15 июля 1964 г. был опубликован закон «О пенсиях и пособиях членам колхозов». Теперь члены колхозов и их семьи могли рассчитывать на социальное страхование. Данный законодательный акт стал действенным шагом вперед по пути улучшения жизни сельского населения. При этом на пятилетний срок был снижен возраст назначения пенсии следующим категориям колхозников: а) инвалидам, получившим инвалидность в следствии ранения, контузии, увечья, полученные при защите страны; б) гражданам, отработавшим 15 и более лет в районах Крайнего Севера; в) женщинам, родившим от пяти детей и воспитавшим их до восьмилетнего возраста. Размер пенсии рассчитывался в процентах от среднего заработка за месяц работы в колхозе за любые 5 лет из последних перед уходом на пенсию. Размер пенсии жителям села составлял от 20 до 120 руб. [9]
В рассматриваемый период наблюдается значительный рост капиталовложений в социальное обеспечение граждан. К примеру, в южноуральском регионе с 1953 по 1964 гг. оно увеличилось в 6,1 раза (с 24 393 тыс. руб. до 149 490 тыс. руб. [10]. Увеличилась и численность пенсионеров. Только с 1953 по 1960 гг. их численность выросла в 4,1 раз (с 168 832 до 690 100 человек) [11, 12, 13, 14].
Доля расходов на выплату пенсий также увеличивались. Так, до введения нового пенсионного законодательства ассигнования на выплату пенсий в Челябинской области составляли 306 млн. руб., в 1957 г. данный показатель увеличился в 2,3 раза и составил 700 млн. руб. В областном центре в период с 1953 по 1956 гг. было выплачено пенсий и пособий в размере 58,9 млн. руб. [15, 16]. Башкирия выплатила своим пенсионерам в 1959 г. 83,8 млн. руб., что было в 3,4 раза больше по сравнению с 1955 г. [17]. Органы социального обеспечения Оренбуржья в 1960 г. выплатили пенсионерам около 400 млн. рублей [18].
С принятием Закона о государственных пенсиях предстояла большая работа по уточнению категорий населения, претендующих на социальное обеспечение, по усилению контроля за подсчетом трудового стажа, по перерасчету пенсий и вручению новых пенсионных удостоверений. Помощь в этом непростом деле социальным работникам оказывали комсомольцы, профсоюзы, сельские советы, сами пенсионеры. На них была возложена большая ответственность по сверке и проверке архивных документов на предприятиях и организациях, куда они направлялись социальными службами. Работа добровольцев дала возможность в короткие сроки отработать большой объем документации, выявить или уточнить запрашиваемые данные.
Так, в Челябинской области в 1961-1962 гг. для уточнения кадровых данных, работники социальных служб проверили более 600 предприятий, выявили нарушения ведения кадровой документации, хранения архивных документов. Нередко такие несоответствия приводили к нарушениям пенсионного законодательства, переплатам либо недоплатам государственных средств. Так, в 1953 г. в Оренбургской области при ревизии райгорсо было выявлено завышение пенсий на сумму 63 тыс. рублей [19, 20]. В этом же году в БАССР выявлено 179 случаев выплаты пенсии с нарушениями, переплата составляла 484 тыс. руб. Так, в Ишимбайском райотделе Павловой Т.С. пенсия выплачивалась незаконно, что привело к переплате 618 руб. Пенсия восьми пенсионерам Аргаминского райсо выплачивалась дважды, что привело к переплате 294 руб. 88 коп. В 1961 г. ревизия Челябинского областного отдела социального обеспечения показала, что в 228 случаях имелась переплата пенсий в размере 3,3 тыс. руб., а в 195 случаях - недоплата на 1,6 тыс. руб. Особенно неудовлетворительно работа по назначению пенсий проводилась в Тракторозаводском районе областного центра, где ревизионная комиссия работала в ряде предприятий по несколько раз. За неправильное ведение документации и предоставление недостоверных данных эти учреждения неоднократно подвергались штрафу [21, 22].
Одной из задач государства было не только финансовое благополучие пенсионеров и инвалидов, но и их трудовое устройство. В связи с тем, что не все должности могли занимать данные граждане, для них был утвержден ряд специальных должностей. Инвалиды могли работать библиотекарями и лаборантами, диспетчерами и паспортистами, сапожниками и парикмахерами и другими специалистами. Каждый год государством утверждался план трудоустройства инвалидов. Многие руководители охотно откликались на данные меры, предоставляя хорошие
производственные условия. Так, вместо плановых 13 человек, директор бытового комбината г. Оренбурга в 1954 г. взял на работу 29 инвалидов, которые относились к ней очень ответственно и добросовестно выполняли порученные задания [23].
Помимо пенсионного обеспечения, бесплатной медицинской помощи Конституция СССР 1936 г. гарантировала также предоставление населению широкой сети курортов и домов отдыха. На Южном Урале к середине 50-х гг. ХХ в. действовало около 50 сезонных и постоянных санаториев, на 5620 коек, в которых поправляли свое здоровье ежегодно тысячи советских граждан [24].
В регионе ежегодно функционировали курорты «Соль-Илецк» и «Кисегач», «Красноусольский» и «Юматово», и др. Многие дома отдыха и санатории были закреплены за отдельными предприятиями. Так, в санатории «Гай» отдыхали преимущественно рабочие и пенсионеры Халиловского и Гайского металлургических комбинатов, в «Цвильдах» рабочие промышленных предприятий Челябинской области. Если получить путевку за границу для лечения было проблематично, то в местные лечебные учреждения попасть было легче. Часть путевок, особенно в зимнее время и межсезонье, шла бесплатно и распределялась профсоюзами, другая часть - оплачивалась отдыхающими в размере 30% от общей стоимости.
Государство проявляло в вопросах курортного лечения особую заботу о социально-незащищенных категорий граждан. Ветераны войны и труда, пенсионеры, одинокие матери и др. категории получали путевки бесплатно. Так, в 1954 г. пенсионеру металлургического цеха Халиловского комбината Денисенко В. было полностью оплачено тридцатидневное пребывание в санатории «Гай», стоимостью 915 рублей. Сердюкова В., крановщица того же предприятия, воспитывающая одна двоих детей, получила путевку на лечение больного ребенка в Джанетовский сезонный санаторий, стоимость которой 600 руб. [25]
Повышение жизненного уровня населения осуществлялось также за счет массового единовременного снижения цен. С принятием в 1953 г. постановления Совета Министров СССР и ЦК КПСС «О новом снижении государственных розничных цен на продовольственные товары», от 15 до 50% снижались цены на основные виды продовольственных и промышленных товаров: начиная от белого хлеба и мяса, средняя стоимость которых в регионе в этом же году составляла 3 руб. и 12,5 руб. соответственно, и заканчивая ситцем (6 руб. за 1 метр) и обувью (188 руб.) [26].
Заработная плата была основным источником доходов населения. Но здесь были свои проблемы, в первую очередь связанные с тем, что тарифная сетка была разработана еще в довоенные годы и не соответствовала нуждам времени. В связи с этим, на ХХ съезде КПСС было принято решение о повышении доходов населения, материальной заинтересованности в результате своего труда.
Решение задачи, поставленной ХХ съездом партии привело к положительным результатам. Так с 1 января 1957 г. была повышена минимальная заработная плата работников транспорта, связи, промышленности и строительства. С этого времени минимальная плата в сельской местности составляла 27 руб., в городах - 30 руб. К 1965 г. данный показатель во всех отраслях народного хозяйства составил 40 руб. [27].
К началу 1960-х гг. в стране была введена система единых ставок, в результате чего доходы низкооплачиваемых категорий населения увеличились на одну треть, а принятый в 1964 г. Закон «О повышении заработной платы работников просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, торговли, общественного питания и других отраслей, непосредственно обслуживающих население» повысил оплату труда в среднем в просвещении на 26%, здравоохранении - 24%, угольной промышленности - 56% и др. [28]
С конца 50-х годов ХХ в. государство многое сделало для улучшения жизни колхозников. Если раньше оплата труда колхозникам производилась в натуральном виде, то с 1957-1958 гг. данная категория населения начала получать гарантированный заработок без подсчета трудодней, что давало возможность приблизить жизнь и быт сельского населения к городскому [29, 30].
В 1953 г., с принятием Верховным Советом СССР закона, в 2,5 раза уменьшился размер сельскохозяйственного налога с жителей колхозов. Далее с 1958 г. жители села прекратили обязательные поставки продукции сельского хозяйства. С принятием в 1960 г. закона «Об отмене налогов с рабочих и служащих», в стране был отменен налог с рабочих и служащих, чья заработная плата была ниже 60 руб. С этого же года граждане перестали платить подоходный налог,
отменялся налог с холостяков, одиноких и малосемейных граждан. Планировалось к 1965 г. отменить налог по всем зарплатам ниже 200 руб. Данные мероприятия способствовали увеличению доходов населения [31, 32, 33].
С марта 1956 г., в связи со стабильным ростом производительности труда, государство пошло на сокращение норм рабочего времени. На 2 часа сокращалась продолжительность рабочего дня служащих в предпраздничные и праздничные дни. С конца 1956 г. по 1960 гг. был осуществлен перевод рабочих и служащих на семичасовой рабочий день, а рабочие подземных работ трудились шесть часов в день. Необходимо отметить, что сокращение рабочего времени не повлекло сокращение размера заработной платы [34].
Органы государственной власти с середины 50- х гг. ХХ в. осуществили ряд мероприятий, направленных на повышение жизненного уровня населения. Увеличение материальной обеспеченности нетрудоспособных категорий граждан, повышение заработной платы, материальная заинтересованность сельских жителей, отмена ряда налогов и сокращение продолжительности рабочего дня, выполнение гарантий Конституции, все это привело к улучшению жизни советского народа.
Литература и источники
1. Конституция (Основной закон) СССР. - М., 1937. - С. 41-42.
2. МартюшовЛ. Н. Промышленные рабочие Урала в 1955 - 1985 гг. (Историко-экономический аспект). - Екатеринбург, 1999. - С. 130.
3. Андреев В. С. Социальное обеспечение в СССР. - М.: Юрид. литература, 1969. - С. 11.
4. Ведомости Верховного Совета. - 1956. - 28 июля. - № 15. - С. 388.
5. Бабкин В. А., Виноградова О. В., Смирнова Г. Б. Комментарии к положению о порядке назначения и выплаты государственных пенсий. - М.: Юрид. литература, 1964. - С. 5-7.
6. Социальное страхование в СССР. Сб. официальных материалов. - М.: Юрид. литература, 1971. - С. 196.
7. Пенсии по случаю потери кормильца. - М., 1962. - С. 7-16.
8. Бабкин В. А., Виноградова О. В., Смирнова Г. Б. Комментарии к положению о порядке назначения и выплаты государственных пенсий. - М.: Юрид. литература, 1964. - С. 12.
9. Андреев В. С. Право социального обеспечения в СССР. - М.: Юрид. литература, 1964. - С. 166-168.
10. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. 411. Оп. 3. Д. 1803. Л. 62-149.; Д. 1868. Л. 18-61.; Д. 1870. Л. 199-264.; Д. 7226. Л. 3-65.; Д. 7356. Л. 16 об. - 151.; Д. 7372. Л. 2-169.
11. Российский государственный архив экономики (РГАЭ). Ф. 7733. Оп. 46. Д. 577. Л. 9.
12. ГАРФ. Ф. 347. Оп. 30. Д. 3402. Л. 1.
13. Челябинской области - 70. Стат. сборник. - Челябинск: Челябоблкомстат, 2004. - С. 14.
14. Народное хозяйство БАССР за 60 лет. - Уфа: Башкир. кн. изд-во, 1979. - С. 150.
15. Цифры и факты о работе промышленности, жилищном строительстве, коммунальном хозяйстве, торговле, народном образовании и культурном обслуживании трудящихся г. Челябинска за 1953-1964 гг. - Челябинск, 1955. - С. 11.
16. Челябинская область от ХХ к XXI съезду КПСС (цифры и факты). - Челябинск: Челяб. кн. изд-во, 1958. - С. 83.
17. Бикбулатов М. Т. Финансы и хозяйственно-культурное строительство в БАССР. 1917-1967 гг. - Уфа: Башкир. кн. изд-во, 1968. - С. 95.
18. Государственный архив Оренбургской области (ГАОО). Ф. 1014. Оп. 7. Д. 511. Л. 1.
19. Знамя труда. 1964. 13 февраля.
20. ГАОО. Ф. 1014. Оп. 7. Д. 508. Л. 1.
21. Центральный государственный исторический архив Республики Башкортостан (ЦГИА РБ). Ф. 169. Оп. 4. Д. 182. Л. 49.
22. Объединенный государственный архив Челябинской области (ОГАЧО). Ф. 274. Оп. 10. Д. 289. Л. 27-28.
23. ГАОО. Ф. 631. Оп. 2. Д. 16. Л. 27.
24. ГАРФ. Ф. 374. Оп. 30. Д. 6870. Л. 250.
25. ГАОО. Ф. 1014. Оп. 7. Д. 493. Л. 29-30.
26. РГАЭ. Ф.7733. Оп. 46. Д.543. Л. 8-11.
27. Лагутин Н. Бюджет советской семьи. - М.: Политиздат, 1967. - С. 13.
28. БикбулатовМ.Т. Финансы и хозяйственно-культурное строительство в БАССР 1917-1967 гг. - Уфа: Башкир. кн. изд-во, 1968. - С 82.
29. Материальное благосостояние тружеников уральской советской деревни 1917-1985 гг. Сб. науч. трудов. - Свердловск: Свердл. кн. изд-во, 1988. - С. 76.
30. Вербицкая О.М. Российское крестьянство: от Сталина к Хрущеву. Середина 40-х - начало 60-х годов. - М.: Наука, 1992. -С. 44.
31. Налоги и сборы с населения. - М.: Финансы, 1964. - С. 3.
32. Ванюков Д. А. Хрущевская оттепель. - М.: Мир книги, 2007. - С. 127.
33. МайерВ.Ф. Великий Октябрь и рост материального благосостояния трудящихся СССР. - М.: Знание, 1967. - С. 8.
34. Максимов А. Л. Перевод рабочих и служащих промышленных предприятий СССР на сокращенный рабочий день. - М.: Наука, 1965. - С. 50.
References and Sources
1. Konstituciya (Osnovnoj zakon) SSSR. - M., 1937. - S. 41-42.
2. Martyushov L. N. Promyshlennye rabochie Urala v 1955 - 1985 gg. (Istoriko-ekonomicheskij aspekt). - Ekaterinburg, 1999. - S. 130.
3. Andreev V. S. Social'noe obespechenie v SSSR. - M.: YUrid. literatura, 1969. - S. 11.
4. Vedomosti Verhovnogo Soveta. - 1956. - 28 iyulya. - № 15. - S. 388.
5. Babkin V. A., Vinogradova O. V., Smirnova G. B. Kommentarii k polozheniyu o poryadke naznacheniya i vyplaty gosudarstvennyh pensij. - M.: Yurid. literatura, 1964. - S. 5-7.
6. Social'noe strahovanie v SSSR. Sb. oficial'nyh materialov. - M.: YUrid. literatura, 1971. - S. 196.
7. Pensii po sluchayu poteri kormil'ca. - M., 1962. - S. 7-16.
8. Babkin V. A., Vinogradova O. V., Smirnova G. B. Kommentarii k polozheniyu o poryadke naznacheniya i vyplaty gosudarstvennyh pensij. - M.: Yurid. literatura, 1964. - S. 12.
9. Andreev V. S. Pravo social'nogo obespecheniya v SSSR. - M.: YUrid. literatura, 1964. - S. 166-168.
10. Gosudarstvennyj arhiv Rossijskoj Federacii (GARF). F. 411. Op. 3. D. 1803. L. 62-149.; D. 1868. L. 18-61.; D. 1870. L. 199-264.; D. 7226. L. 365.; D. 7356. L. 16 ob. - 151.; D. 7372. L. 2-169.
11. Rossijskij gosudarstvennyj arhiv ekonomiki (RGAE). F. 7733. Op. 46. D. 577. L. 9.
12. GARF. F. 347. Op. 30. D. 3402. L. 1.
13. Chelyabinskoj oblasti - 70. Stat. sbornik. - CHelyabinsk: CHelyaboblkomstat, 2004. - S. 14.
14. Narodnoe hozyajstvo BASSR za 60 let. - Ufa: Bashkir. kn. izd-vo, 1979. - S. 150.
15. Cifry i fakty o rabote promyshlennosti, zhilishchnom stroitel'stve, kommunal'nom hozyajstve, torgovle, narodnom obrazovanii i kul'turnom obsluzhivanii trudyashchihsya g. CHelyabinska za 1953-1964 gg. - CHelyabinsk, 1955. - S. 11.
16. Chelyabinskaya oblast' ot HKH k HKHI s"ezdu KPSS (cifry i fakty). - CHelyabinsk: CHelyab. kn. izd-vo, 1958. - S. 83.
17. Bikbulatov M. T. Finansy i hozyajstvenno-kul'turnoe stroitel'stvo v BASSR. 1917-1967 gg. - Ufa: Bashkir. kn. izd-vo, 1968. - S. 95.
18. Gosudarstvennyj arhiv Orenburgskoj oblasti (GAOO). F. 1014. Op. 7. D. 511. L. 1.
19. Znamya truda. 1964. 13 fevralya.
20. GAOO. F. 1014. Op. 7. D. 508. L. 1.
21. Central'nyj gosudarstvennyj istoricheskij arhiv Respubliki Bashkortostan (CGIA RB). F. 169. Op. 4. D. 182. L. 49.
22. Ob"edinennyj gosudarstvennyj arhiv CHelyabinskoj oblasti (OGACHO). F. 274. Op. 10. D. 289. L. 27-28.
23. GAOO. F. 631. Op. 2. D. 16. L. 27.
24. GARF. F. 374. Op. 30. D. 6870. L. 250.
25. GAOO. F. 1014. Op. 7. D. 493. L. 29-30.
26. RGAE. F.7733. Op. 46. D.543. L. 8-11.
27. Lagutin N. Byudzhet sovetskoj sem'i. - M.: Politizdat, 1967. - S. 13.
28. Bikbulatov M.T. Finansy i hozyajstvenno-kul'turnoe stroitel'stvo v BASSR 1917-1967 gg. - Ufa: Bashkir. kn. izd-vo, 1968. - S 82.
29. Material'noe blagosostoyanie truzhenikov ural'skoj sovetskoj derevni 1917-1985 gg. Sb. nauch. trudov. - Sverdlovsk: Sverdl. kn. izd-vo, 1988. - S. 76.
30. Verbickaya O.M. Rossijskoe krest'yanstvo: ot Stalina k Hrushchevu. Seredina 40-h - nachalo 60-h godov. - M.: Nauka, 1992. - S. 44.
31. Nalogi i sbory s naseleniya. - M.: Finansy, 1964. - S. 3.
32. Vanyukov D. A. Hrushchevskaya ottepel'. - M.: Mir knigi, 2007. - S. 127.
33. Majer V.F. Velikij Oktyabr' i rost material'nogo blagosostoyaniya trudyashchihsya SSSR. - M.: Znanie, 1967. - S. 8.
34. Maksimov A.L. Perevod rabochih i sluzhashchih promyshlennyh predpriyatij SSSR na sokrashchennyj rabochij den'. - M.: Nauka, 1965. - S. 50.
ЛЕОНТЬЕВА ЕВГЕНИЯ АНАТОЛЬЕВНА - кандидат исторических наук, доцент Оренбургского государственного педагогического университета ([email protected])
LEONTEVA, EVGENIYA A. - candidate of historical sciences, associate professor of the Orenburg State Pedagogical University ([email protected]).
УДК 94(47).084.9:331.105.444(571.1)«160»
БАТУРИН С.П., ДЕВЯТКИН Г.Т. ПОВЫШЕНИЕ РОЛИ РАБОЧИХ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ В ПРОФСОЮЗНЫХ
ОРГАНИЗАЦИЯХ В 1960-е ГОДЫ
Ключевые слова: рабочий класс, активность, рабочие собрания, профсоюзные органы, руководящие органы, выборы
В статье рассматриваются вопросы повышения активности рабочих. В последние 30 лет рабочий класс России был оттеснен на задворки общественной жизни. Представители рабочих практически отсутствуют во всех государственных и общественных организациях. Хотя исторический опыт показывает, что именно в рабочей среде таится колоссальный заряд творческой энергии. Авторы исследуют советский опыт повышения активности рабочих через профсоюзные организации. Большую роль здесь играла практика проведения рабочих собраний. Профсоюзные организации уделяли большое внимание этой форме работы по вовлечению рабочих в общественную и производственную жизнь промышленных предприятий. Несомненно, следует использовать многие положения накопленного советского опыта по работе с рабочим классом в современном государственном строительстве.
BATURIN, S.P., DEVYATKIN, G.T. INCREASING THE ROLE OF WORKERS OF WESTERN SIBERIA IN TRADE UNION ORGANIZATIONS IN THE 1960S
Keywords: working class, activity, worker's meetings, trade union authorities, governing authorities, elections
In the article considers the issues of increasing the activity of workers in modern society. In the last 30 years, Russia's working class has been pushed to the margins of public life. Worker's representatives are practically absent from all state and public organizations. Although historical experience shows that it is in the working environment that a huge charge of creative energy is hidden. The authors examine the Soviet experience of increasing the activity of workers through trade union organizations. The practice of holding working meetings played an important role here. Trade union organizations paid great attention to this form of work to involve workers in the social and industrial life of industrial enterprises. Undoubtedly, many provisions of the accumulated Soviet experience in working with the working classes in modern state construction should be used.