УДК 316. 314 ББК 60.561.7
ПЕНСИОННОЕ Шахбанов Ахмед Магомедкамилович, ОБЕСПЕЧЕНИЕ к- и■ н" доцент кафедры социальной работы Филиала Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Дагестанский государственный университет» в г.
НАСЕЛЕНИЯ В ДАГЕСТАНСКОЙ АССР В
1970-1980 ГОДЫ Хасавюрте (Хасавюрт, Россия)
ТАЪМИНИ НАФАЦАИ Шахбанов Ахмед Магомедкамилович,
АХОЛЙДАР ЧМШС н.и.т., дотсенти кафедраи кори ицтимоии Бахши ДОЕИСТОНДАР СОЛХОИ Муассисаи федералии давлатии буцавии таълимии 1970-1980 маълумоти олии «Донишгоуи давлатии Догистон» дар ш. Хасавюрт (Хасавюрт, Русия)
PENSIONAL PROVISION OF Shakhbanov Akhmed Magomedkamilovich, candidate of
POPULATION IN historical sciences, Associate Professor of social work
DAGESTAN AUTONOMOUS department attached to the Filial offederal state budget
SOVIET SOCIALIST educational establishment of higher education "Dagestan
REPUBLIC IN THE PERIOD State University " in the town of Khasavyurt
OF 1970-IES - 1980-IES Russian Federation. E-MAIL: ahmed77.77@mail.ru
Ключевые слова: пенсия, пенсионное обеспечение, инвалиды, лица, потерявшие кормильца, пенсионный возраст, дома - интернаты
Пенсионное обеспечение населения является одним из существенных факторов сохранения стабильности любого общества. В 70-80-е годы ХХ столетия в СССР происходило внедрение и развитие принципиально новой для страны системы социального обеспечения различных категорий населения. В работе выдвинута гипотеза о том, что существовавшая в Советском Союзе пенсионная система была более эффективной и учитывающей материальные потребности советских людей по сравнению с современной российской пенсионной системой. Охарактеризована реализованная в СССР модель пенсионной системы. Проведенный анализ законодательной базы пенсионной системы СССР показал, что развитие системы социального обеспечения являлось ключевой стратегической задачей руководства Советского государства.
Калидвожа^о: нафаца, таъмини нафаца, маъюбон, ашхоси аз саробон маурумгардида, синни нафацави, хона-интернатуо
Таъмини нафацаи ауоли яке аз омилуои мууимтарини нигоу доштани пойдории цамъияти дилхоу мебошад. Дар солуои 70-80-уми царни ХХ дар ИЧ,ШС цори намудану инкишоф додани низоми таъмини ицтимоии категорияуои гуногуни ауоли ба вуцуъ пайваст, ки он барои мамлакат низоми принсипан нав буд. Дар мацола фарзияе пеш-ниуод гардидааст, ки низоми нафацаи мавцуда дар Иттиуоди Шурави нисбат ба низоми нафацае, ки кунун дар Русия амал мекунад, самарабахштар буд ва талаботи моддии мардуми шуравиро ба инобат мегирифт. Тамсилаи низоми нафаца, ки дар
ИЦШС амали гардонида шуда буд, тавсиф шудааст. Таулили пояи цонунгузории низоми нафацаи ИЧ,ШС нишон медиуад, ки низоми таъмини ицтимои вазифаи калидии стратегии роубарияти давлати шуравй ба шумор мерафт.
Key words: pension, pensional provision, invalids, persons who lost breadwinners, pensional
age, boarding houses
Pensional provision is considered as one of the most important social guarantees of society's sustainable development. In the 70-ies - 80-ies of the XX-th century we observed formation, approbation and development of the principally new system of social provision for the country including different groups of population. The model of pensional system realized in the USSR is canvassed in details. Having analyzed the legislative base of the pensional system in the USSR and key statistics the author comes to the conclusion that the Soviet pensonal system was more effective in comparison with today's Russia and its development related to social insurance was a key strategic goal of the country's leadership. The author underscores its especial actualness caused by unceasing controversies concerned with expediency of amassed pensional resources preservation in the frames of pensional system reformation. It is recommended to study in particulars the experience of pensional system structure in the USSR while elaborating a pensional reform in RF.
Проблема пенсионного обеспечения в постсоветский период развития российского общества актуализировалась на фоне происходивших кардинальных трансформаций Советской страны, которая, несмотря на многие сложности, в частности низкий уровень жизни населения, в основе своей была социальным государством, и в государственной политике доминировала забота о людях. О значимости вопроса материального обеспечения населения свидетельствует вкладываемый в дефиницию «пенсионное обеспечение» смысл: так, в Законе «О государственных пенсиях в СССР» пенсионное обеспечение рассматривалось как форма материального (денежного) обеспечения граждан государством или общественными фондами потребления в установленных законом случаях. К числу таких случаев относились: старость, инвалидность и случай потери кормильца [2, с. 2]. Поэтому в данном законе было зафиксировано рассмотрение пенсии как ежемесячной денежной выплаты, во-первых, лицам, достигшим пенсионного возраста (пенсия по старости), во-вторых, категории людей, имеющих инвалидность в силу самых разных причин (врожденные болезни, приводящие к инвалидности, инвалидность по причине травматизма на рабочем месте, в результате ДТП и т.д.), в-третьих, семьям, потерявшим кормильца; в-четвертых, людям, имеющим особые заслуги перед государством и обществом.
Разумеется, существовавшая в Советском Союзе система пенсионного обеспечения была частью общей системы социального обеспечения. Изучение законодательной базы пенсионной системы СССР и анализ статистических данных позволяет констатировать эффективность советской пенсионной системы. И огромную роль в процессе пенсионного обеспечения советских людей сыграло признание значимости данного процесса и пристальное внимание, которое руководство СССР ему уделяло.
В настоящее время очень часто звучат голоса о наличии в современном российском обществе протестного потенциала, который большей частью существует в латентной форме и не выливается в активные действия населения. В этой связи задаётся вполне закономерный вопрос: «Почему при советском строе, когда материальное благополучие людей находилось на очень низком уровне, в Советском Союзе не было явно выраженного
недовольства?». Если сравнить тот исторический период с настоящим временем, то современный россиянин не сталкивается с дефицитом продовольственных и промышленных товаров, однако в массовом сознании граждан имеет место недовольство властью. Могут возразить, что существовавшая система тотального контроля не позволяла советским людям демонстрировать неудовлетворенность уровнем материально-технического обеспечения себя и своей семьи. Автор придерживается позиции, что отсутствие в Советском Союзе выступлений населения под теми или иными лозунгами связано не только с тем, что властные структуры жестко контролировали умонастроения в обществе (хотя это является одним из важнейших факторов), но и тем, что основная масса советских людей проживала практически в одинаковых условиях, за исключением небольшой части партийной номенклатуры. Иными словами, относительно благополучное материальное положение, а также ориентированность на трудоустройство, которое воспитывалось у подрастающего поколения со школьной скамьи, в комплексе позволило сохранить стабильность в СССР. При этом существенную роль в данном процессе играл и тот факт, то советский человек был информирован о том, что после выхода на заслуженный отдых, или в случае потери кормильца, а также при утрате трудоспособности он будет социально защищен. Поэтому социально-экономическая, политическая, духовная, идеологическая трансформация существовавшего советского строя, замена плановой экономики рыночной имела далеко идущие негативные последствия, причем для поколения, которое выросло при социалистическом государстве и на пенсию выходило в переломный период.
Таким образом, актуализация пенсионного обеспечения как формы социальной защиты населения, большая социальная значимость пенсий, прямо или косвенно затрагивающих интересы каждого члена общества, отсутствие в современной России четкого экономического обоснования проводимой пенсионной реформы, сложность и противоречивость существующей системы пенсионного обеспечения в комплексе обусловили обращенность к существовавшей в СССР пенсионной системе.
Итак, если обратиться ко второй половине XX столетия, то в 1970 -1980-е гг. наблюдалось значительное улучшение в сфере пенсионного обеспечения советского населения. В результате пересмотра дел на основании Закона «О государственных пенсиях в СССР», принятого 14.07.1956, сумма выплачиваемых пенсий в Дагестанской АССР заметно выросла: с 450 тыс. (в новом масштабе цен) до 1788 тыс. в 1972 г., и до 19662,4 тыс. руб. в 1974 г. В 1971 г. в Дагестанской АССР на выплату многодетным и одиноким матерям из государственного бюджета было выделено 4938 тыс. руб., в 1972 г. - 5410 тыс. руб. Исторические документы показывают, что на 1 января 1975 г. 71 тыс. многодетных матерей получала государственные пособия [9, л. 17].
В середине 70-х гг. ХХ в. на выплату пенсий было израсходовано 42,7 млн. руб., или в 7 раз больше, чем за 10 лет до этого. В связи с принятием Закона «О пенсиях и пособиях членам колхозов», численность пенсионеров, включая колхозников, получающих государственные пенсии, в рассматриваемый период превысило 130 тыс. чел. В 1976 г. на нужды социального обеспечения трудящихся из бюджета Дагестана было израсходовано 1 533 тыс. руб. [3. с. 28].
Пенсии по возрасту назначались мужчинам по достижении 60 лет и женщинам - 55 лет. Одновременно с этим широкое развитие получила система так называемых льготных пенсий, которые устанавливались в более раннем возрасте и при сокращенном стаже работы. Основанием для назначения таких пенсий служили особые условия труда, а также
местность, в которой протекала трудовая деятельность человека, а для женщин - многодетность. Рабочие и служащие, занятые на подземных работах, в горячих цехах, на других работах с тяжелыми условиями труда, выходили на пенсию на 5 - 10 лет раньше, чем остальные категории населения. Для получения пенсии трудящимся не нужно было на протяжении трудовой деятельности ежемесячно вносить страховые взносы. При этом страховой стаж, являвшийся обязательным для получения пенсии, составлял 20 лет для женщин и 25 лет - для мужчин [3, с. 47].
Все виды пенсий были освобождены от налогообложения. Вместе с тем по этим государственным выплатам предусматривался и ряд надбавок, которые назначались за длительный непрерывный стаж, если он превышал 15 лет как у мужчин, так и у женщин. Размер надбавки составлял 10 % от величины пенсии. Также устанавливалась надбавка в размере 10 % от величины пенсии за длительный общий стаж работы, если он превышал стаж, необходимый для назначения пенсии, не менее, чем на 10 лет. Пенсионерам, имевшим длительный непрерывный стаж и одновременно длительный общий стаж, назначалась одна надбавка по их выбору [3, с. 47]. Чем ниже был заработок, тем в большем проценте от него назначалась пенсия с целью повышения уверенности в будущем у низкооплачиваемых слоев населения, которые к моменту выхода на пенсию не имели возможности для накопления значительных сбережений. К концу 1989 г. минимальный размер пенсии по возрасту составлял 50 руб. для рабочих и служащих и 40 руб. для колхозников [8, л. 36].
Вслед за Законом СССР «О государственных пенсиях» от 14.07.1956, 15.07.1964 был принят и Закон СССР «О пенсиях и пособиях членам колхозов». В последующем бюро обкома КПСС и Совет Министров Дагестанской АССР приняли Постановление «О мерах по проведению в жизнь Закона "О пенсиях и пособиях членам колхозов"» [9, л. 87].
Благодаря проведенной пенсионной реформе, в 70-е гг. ХХ в. средний размер пенсий по возрасту у рабочих и служащих вырос почти вдвое, у колхозников за 1975 - 1985 гг. -почти в 4 раза. Однако темпы роста размера пенсий по стране по-прежнему существенно отставали от темпов роста средней заработной платы, что было обусловлено, во-первых, сохранением неизменным максимального размера пенсии при значительном увеличении контингента работников, получающих зарплату свыше 240 руб., во-вторых, стабильностью размера пенсии на всем протяжении периода пребывания на ней [3, с. 48].
Структура получателей пенсий по основаниям для ее назначения в рассматриваемый хронологический период приведена в следующей таблице.
Таблица 1. Структура получателей пенсий в Дагестанской АССР [1, с. 205]
Категории пенсионеров 1971 г. 1976 г. 1981 г. 1985 г. 1989 г.
Общая численность 22,5 24,7 27,4 30,4 34,0
пенсионеров
Пенсионеры по старости 14,2 16,8 19,5 22,5 25,7
Пенсионеры по инвалидности 3,9 3,5 3,5 3,5 3,4
Лица, получающие пенсию по 4,0 3,9 3,9 3,7 2,8
случаю потери кормильца
Лица, получающие пенсию за 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1
выслугу лет
За период, прошедший со времени принятия Закона «О государственных пенсиях» (1956), и по 1989 год включительно, минимальный размер пенсии по возрасту, поднимавшийся в результате осуществления государственных централизованных мер, вырос примерно на столько же процентов, как и средний размер этих пенсий. Что касается максимального размера пенсий по возрасту (120 руб.), то он в 1970 г. был в 1,6 раза выше средней заработной платы, а в 1980 г. стал во столько же раз ниже ее [3, с.49].
Более высокие максимальные размеры пенсий назначались рабочим и служащим, чей трудовой стаж составлял не менее 15 лет на работах, дающих право выхода на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах. Вместе с тем величина пенсии, устанавливаемая в определенном соотношении к размеру зарплаты, получаемой работником к моменту выхода на пенсию, не менялась на протяжении всего периода времени пребывания человека в пенсионном возрасте, что приводило к существенной дифференциации работников одинаковых профессий и квалификаций. У лиц, которые являлись субъектами системы пенсионного обеспечения 20 и более лет, ее размеры были на 30 - 40 руб. ниже, чем у работников аналогичной профессии, которые стали пенсионерами в начале 80-х гг. ХХ в. [9, л. 33].
Поэтому граждане, вышедшие на пенсию 10 и более лет назад, оказывались в менее благоприятной ситуации и, как следствие, нуждались в социальной защите и поддержке в большей степени, чем люди первого пенсионного десятилетия, которые еще сохраняли способность к продолжению трудовой деятельности в народном хозяйстве.
Верховный Совет СССР 31 декабря 1974 г. издает Указ «О повышении минимальных размеров государственных пенсий инвалидам I и II группы и семьям, потерявшим кормильца». В соответствии с его решениями, в рассматриваемый хронологический период значительно повысились размеры пенсий инвалидам-военнослужащим и снизился возраст для назначения пенсий по старости военнослужащим, ставшим инвалидами: мужчинам - с 60 до 55 лет, женщинам - с 55 до 50 лет. Одновременно с этим был с 55 до 50 лет снижен возраст, дающий право выхода на пенсию по старости труженикам отдельных профессий в текстильной промышленности, а также возраст, дающий право на пенсию по старости членам колхозов: мужчинам - с 65 до 60 лет, женщинам - с 60 до 55 лет. Также были проиндексированы размеры пенсий по инвалидности I и II групп членам колхозов. Впервые субъектами пенсионного обеспечения стали колхозники-инвалиды III группы. Размер государственной пенсии этим категориям населения составлял от 30 до 50 руб. в месяц [6, с. 239].
На повышение уровня и качества жизни колхозного крестьянства были направлены такие крупные меры государства, как введение пенсионного обеспечения колхозников, а затем и социального страхования. В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 июля 1971 г. «О мерах по дальнейшему повышению пенсионного обеспечения колхозников», на колхозников и членов их семей распространялся порядок исчисления пенсий, установленный для рабочих, служащих и членов их семей [7, л. 3].
Советское государство проявляло постоянную заботу об улучшении материального положения ветеранов войны и труда, граждан пожилого возраста, инвалидов, семей погибших воинов, об их социальном, медицинском и культурном обслуживании. Подтверждением такого внимания и заботы является Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дополнительных льготах для инвалидов Великой Отечественной войны и семей погибших военнослужащих» (1975 г.), в котором для инвалидов Великой
Отечественной войны и семей погибших военнослужащих были установлены следующие льготы с целью улучшения их материально-бытовых условий [9, л. 42]:
1. Жилая площадь, занимаемая инвалидами Великой Отечественной войны I и II группы и проживающими совместно с ними членами их семей, а также семьями, получающими пенсии по случаю потери кормильца за погибшего военнослужащего, оплачивалась в размере 50 % квартирной платы.
2. Инвалидам Великой Отечественной войны I и II группы и проживающим совместно с ними членам их семей, а также семьям, получающим пенсии по случаю потери кормильца за погибшего военнослужащего, предоставлялась скидка в размере 50 % с установленной платы за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией.
3. Инвалидам Великой Отечественной войны лекарства по рецептам врачей отпускались бесплатно.
4. Все инвалиды Великой Отечественной войны были обеспечены бесплатным проездом на всех видах городского пассажирского транспорта (за исключением такси), а также на автомобильном транспорте общего пользования в сельской местности в пределах административного района по месту жительства.
Кроме того, были приняты меры по повышению минимальных размеров пенсий по случаю потери кормильца семьям погибших военнослужащих рядового состава срочной службы с одним нетрудоспособным членом семьи с 27 до 33 руб. в месяц. Наряду с этим, были назначены государственные пенсии по случаю потери кормильца родителям, дети которых погибли на фронте, независимо от того, состояли ли родители на иждивении погибшего военнослужащего. Работающие инвалиды Великой Отечественной войны III группы получали пенсию в полном размере, если она вместе с заработной платой не превышала 300 руб. в месяц [9, л. 42].
В общий трудовой стаж для назначения пенсий членам семей инвалидов включалось время их фактического ухода за инвалидом Отечественной войны I группы. Начиная с 1975 г., инвалидам Отечественной войны, имеющим право на бесплатное получение автомобиля, предоставлялись автомобили «Запорожец» с ручным управлением [10, с. 25].
Большое внимание Советское государство уделяло также повышению уровня жизни малообеспеченных пенсионеров, прежде всего из категории одиноких нетрудоспособных граждан, о чем свидетельствует Постановление ЦК КПСС, Совета Министров СССР и Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов (ВЦСПС) «О первоочередных мерах по улучшению материального благосостояния малообеспеченных пенсионеров и семей, усилению заботы об одиноких гражданах» (14.05.1985), в котором были четко определены меры, направленные на улучшение социального обеспечения и обслуживания граждан преклонного возраста и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Так, до 30 руб. в месяц были повышены размеры ежемесячных пособий, назначаемых одиноким гражданам, не получающим пенсии. Для пенсионеров, получающих пенсии в минимальных размерах, была введена 50 % скидка на лекарственное обеспечение [9, л.42]. Кроме того, исполнительным комитетам Советов народных депутатов городов и районов было поручено обеспечить выявление и постановку на учет одиноких нетрудоспособных и престарелых граждан, особо нуждающихся в социальной защите, организовать их социально-бытовое обслуживание через службы быта, предприятия торговли и другие организации. Была поставлена задача по всестороннему развитию патронажной службы по оказанию медицинской помощи и социально-бытовому обслуживанию инвалидов, вете-
ранов войны и труда, одиноких престарелых и нетрудоспособных граждан. Для скорейшего решения проблем нетрудоспособных и пожилых категорий населения, с учетом их особенностей были сформированы учреждения по четырем профилям [10, л. 61]:
1. Дома-интернаты для престарелых (мужчины старше 60 лет и женщины старше 55 лет) и инвалидов I и II группы старше 18 лет.
2. Пансионаты для ветеранов труда и лиц преклонного возраста.
3. Психоневрологические интернаты для лиц старше 18 лет, страдающих хроническими психическими заболеваниями.
4. Дома-интернаты для детей от 4 до 18 лет.
Таким образом, рассмотрение пенсионного обеспечения населения в Советском Союзе в данных хронологических рамках позволяет утверждать, что социальная политика Советского государства в 70 - 80-е гг. ХХ в. характеризовалась осознанием приоритетности социального обеспечения населения, была четко обозначена необходимость реализации и внедрения принципа социальной справедливости, защиты следующих категорий граждан: лиц преклонного возраста, инвалидов, а также лиц, оказавшихся не в состоянии обеспечить себя и вынужденных находиться на государственном обеспечении. Основанием для данного утверждения является закрепление в Конституции СССР права советских граждан на материальное обеспечение в старости, при потере трудоспособности и в случае болезни, причем пенсионное обеспечение в Советском государстве осуществлялось за счет государственных и общественных средств. Вместе с тем, отмечая эффективность пенсионной системы СССР, необходимо подчеркнуть, что она носила сугубо распределительный характер - не имела накопительного элемента. Данный факт в настоящее время остро дает о себе знать на фоне продолжающихся в современном российском обществе дискуссий о целесообразности сохранения пенсионных накоплений в рамках реформирования пенсионной системы России. Видимо, в такой сложной и неоднозначной ситуации необходимо подробно изучить опыт построения пенсионной системы в СССР и учесть заложенный в нем позитивный потенциал при очередной разработке пенсионной реформы в Российской Федерации с целью сохранения стабильности и согласия в многонациональном и поликонфессиональном обществе.
Список использованной литературы:
1. Акбулатов Р. С. Пенсионное обеспечение в СССР в 80-е гг. XX века. Основные причины реформирования // Молодой ученый. 2012. - №7. - С.203-208.
2. Закон СССР «О государственных пенсиях». [Электронный ресурс] http://www.pfrf.ru/info/order/organization_appointment_payme/~2077.
3. Захаров М. Л. Пенсия рабочим и служащим. - М.: Профиздат, 1985.-239 с.
4. Коротнева В. Д., Наумов В. И. Социальное страхование и пенсионное обеспечение работников сельского хозяйства. - М., 1981.
5. Сборник законов СССР. 1937-1967 гг. Т. 1. - М., 1968.
6. ЦГА РД. Ф.р.-14. Оп.16. Д.40.
7. ЦГА РД. Ф.р.-22. Оп. 39. Д. 287.
8. ЦГА РД. Ф.р.-34. Оп. 59. Д.115.
9. ЦГА РД. Ф.р.-168. Оп.51. Д. 66.
10. Чернышов С.Д. История и проблемы пенсионного обеспечения в связи с особыми условиями труда. Охрана труда и социальное страхование. -М.: «Арго», 2000.
Reference Literature:
1. Akbulatov R.S. Pensional Insurance in the USSR in the 80-ies of the XX-th Century. Main Causes of Reformation// Young Scholar,2012, #7. -pp.203-208.
2. The USSR Law "On State Pensions " URL: http://www.pfrf.ru/info/order/organization_appointment_payme/~2077.
3. Zakharov M. L. Pension for Workers and Clerks. M.: Trade Union's Publishing-House, 1985. - 239 р.
4. Korotneva V. D., Naumov V. I. Social Insurance and Pensional Provision of Agricultural Officers. M., 1981
5. Collection of USSR Laws. 1937-1967.-M., 1968.
6. Central State Archive of Dagestan Republic. File 14. Inv. 16 .D.40
7. Central State Archive of Dagestan Republic. File 22. Inv. 39 .D.287.
8. Central State Archive of Dagestan Republic. File 34. Inv. 59. D.115.
9. Central State Archive of Dagestan Republic. File 168. Inv. 51 .D.66.
10.Chernyshov S.D. History and Problems of Pensional Provision Related to Spesial Labour Conditions. Labour Protection and Social Insurance. - M.: Argo, 2000.