Научная статья на тему 'Формирование и развитие системы пенсионного обеспечения в России XX - начала XXI века'

Формирование и развитие системы пенсионного обеспечения в России XX - начала XXI века Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1726
304
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / РЕФОРМА / НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ / ЗАКОНЫ / ИСТОРИЯ / SUPERANNUATION / REFORM / REGULATORS / LEGISLATION / HISTORY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Семенов Евгений Николаевич

В данной статье рассматриваются основные этапы введения пенсионного обеспечения в Советском Союзе для различных категорий населения. Становление и развитие российской пенсионной системы конца XX - началеXXI вв. Затрагиваются важные аспекты, переходного этапа в области социального обеспечения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION AND EVOLUTION OF THE PENSION SCHEME IN XX - EARLY XXI CENTURIES IN RUSSIA

In the article the main stages of the introduction of superannuation in the Soviet Union for different categories of the population are considered. The formation and evolution of the Russian pension system of the late XX - early XXI centuries. Important aspects of the transitional phase in the field of social security are addressed in the article.

Текст научной работы на тему «Формирование и развитие системы пенсионного обеспечения в России XX - начала XXI века»

УДК 349.3

Семенов Евгений Николаевич Уральский государственный юридический университет

Институт прокуратуры Россия, Екатеринбург semenov1999zhenia@mail. ru Semenov Evgeny Nikolaevich Ural State Law University Institute of Prosecutor's Office Russia, Ekaterinburg

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РОССИИ XX - НАЧАЛА XXI ВЕКА Аннотация: в данной статье рассматриваются основные этапы введения пенсионного обеспечения в Советском Союзе для различных категорий населения. Становление и развитие российской пенсионной системы конца XX - началеXXI вв. Затрагиваются важные аспекты, переходного этапа в области социального обеспечения.

Ключевые слова: пенсионное обеспечение, реформа, нормативно-правовые акты, законы, история.

FORMATION AND EVOLUTION OF THE PENSION SCHEME IN XX -EARLY XXI CENTURIES IN RUSSIA

Annotation: in the article the main stages of the introduction of superannuation in the Soviet Union for different categories of the population are considered. The formation and evolution of the Russian pension system of the late XX - early XXI centuries. Important aspects of the transitional phase in the field of social security are addressed in the article.

Key words: superannuation , reform, regulators, legislation, history.

С развитием любого государства необходимо совершенствование различных сфер жизни для лучшего их функционирования и формирования. Социальная сфера наиболее ярко отражает уровень экономического развития государства, в результате которого оно в состоянии обеспечить достойную жизнь своих граждан через оказание финансовой помощи, различным категориям населения, одна из которых является пенсионные выплаты.

Первые попытки введения пенсионных выплат советского периода относятся к1918 г. СНК РСФСР был подписан декрет «Положение о социальном обеспечение трудящихся», в котором закреплялись выплаты пенсий отдельным категориям населения. К ним относились граждане с временной утратой средств к существованию, вследствие нетрудоспособности, утраты средств к существованию, безработицы, происшедшей не по вине безработного [15]. Данные виды выплат касались всех без исключения лиц, которые получали доход от собственного труда. Для исполнения этой функции были созданы Органы Социального Обеспечения на центральном и местном уровне.

Следующий этап в вопросе пенсионных выплат коснулся введением постановления ЦИК СНК СССР «Об обеспечении в порядке социального страхования по случаю старости» 1929 г. Документ затронул отдельные категории граждан, которые были связаны с деятельностью на горной, металлической и текстильной промышленности (и электропромышленности), а также железнодорожного и водного транспорта [2]. Совету Страхования при Комиссариате Труда предоставлялось право устанавливать предельные суммы, выше и ниже которых пенсия не могла назначаться.

До середины 1950-х гг. существенных изменений в пенсионной системе не произошло, за исключение того, что на выплату пенсий попадали уже все граждане, которые работали в отрасли промышленности, а также являлись государственными служащими.

В 1956 г. принимается единый закон СССР «О государственных пенсиях». В нем закреплялось право всех граждан на получение пенсий по

старости, инвалидности и по случаю потери кормильца. До этого времени пенсионные правоотношения не носили целостного характера в виду различных исторических событий. В законе о государственных пенсиях закрепились основные принципы и положения о пенсионных выплатах в стране. В документе разграничены основные виды пенсионных выплат, их размеры. Общий размер пенсионных выплат по старости с 1956 г. варьировался с 50 руб. до 120 руб. в месяц. Граждане, которые проработали не менее 15 лет на предприятиях связанных с вредными и тяжелыми условиями труда, могли получать пенсию 140-160 руб. [3]. Список этих отраслей утверждался Советом Министров СССР. Предусматривались и персональные пенсии, которые предоставлялись гражданам, имеющие особые заслуги перед государством.

Закон о государственных пенсиях 1956 г. более детально закреплял порядок исчисления и выплат пенсий гражданам страны. Это стало неким началом для формирования целостной пенсионной системы в СССР, которое является источником права для современных нормативно-правовых актов в области пенсионного обеспечения.

В целях создание более устойчивой системы социального обеспечения в колхозах, поднятия уровня трудовой активности рабочих и увеличение производства сельскохозяйственной продукции, в 1964 г. принимается закон СССР «О пенсиях и пособиях членам колхозов». Все колхозники получали право на пенсии по старости и по инвалидности. Мужчины - по достижении 60 лет и при стаже работы не менее 25 лет, женщины - 55 лет и при стаже работы не менее 20 лет [4]. Для женщин, которые являлись членами колхоза, вводились дополнительные социальные выплаты, уходя в декретный отпуск, они могли получать пособие по беременности и родам.

В течении последующих тридцати лет коренных изменений в пенсионной сфере не было проведено. Период перестройки стала неким началом новых преобразований пенсионного обеспечения. Так как действовавшее законодательство в области социального обеспечения перестало соответствовать действительности и требовало серьезных изменений. В 1985 г.

на пленуме ЦК КПСС была принята программа предусматривающая нововведения в пенсионной сфере. Реализация этой программы была начата с принятия закона СССР от 1 августа 1989 г. «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» [12] и закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» от 20 ноября 1990 г. [13], их главная цель - создание достойного уровня жизни граждан, в первую очередь лицам, которые в силу наступления старости, не могли больше заниматься трудовой деятельностью. Реализация законов не была осуществлена, в связи с тем что в 1991 г. произошел распад Советского Союза. Это событие стало причиной внесения изменений в реализацию пенсионной реформы, которые выразились в создании отдельных, самостоятельных фондов: пенсионного, медицинского страхования, социального страхования и фонда занятости.

В истории современной России неоднократно поднимался вопрос о повышении пенсионного возраста. Экономически сложный период конца 1990-х гг., когда произошел упадок экономики, доходы населения не росли, как и пенсии, но несмотря на это, вопрос о повышение пенсионного возраста был официально закрыт.

К обсуждению этого вопроса, вернулись в 2000 г., когда был создан Национальный совет по пенсионной реформе, в него вошли представители пенсионного фонда России, министерство труда, социального развития и другие. Для её осуществления предусматривалось этапное реформирование. Первоначально создается нормативно-правовая база, затем в процессе реализации реформы, проводится корректировка законодательства, увеличивается базовая доля пенсий, идет расширение обязательств пенсионной системы [5].

В декабре 2001 г. принимаются два федеральных закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Принятие данных законом являлось важным шагом в процессе развития пенсионного обеспечения в

современной России. Основным содержанием этих нормативно - правовых актов стал переход от распределительной к накопительной системе пенсионного обеспечения [1]. Пенсия определялась не только стажем работника, а размером заработка и суммой отчислений в Пенсионный фонд РФ в период трудовой деятельности [16, 17].

В 2008 г. органами власти принимается решение об ускоренном повышении базовых частей пенсии и появляется новая система дополнительных пенсионных накоплений. Работник может на свой именной счет перечислять дополнительные взносы к тем деньгам, которые платит работодатель, деньги и сумма накоплений увеличится на ту сумму, которую перечислил работник, но не более 12 000 рублей в год [6].

Очередным дополнением к действующему пенсионному законодательству в 2013 г. было принятие законов «О накопительной пенсии» и «О страховых пенсиях». Государственная дума внесла изменения в систему расчета приформирование пенсии, за основу которой был положен индивидуальный пенсионный коэффициент, он зависел от начисленных и уплаченных взносов в Пенсионный фонд РФ. Этот аспект значительно усложнил подсчет размера пенсий [1, 18, 19].

Пенсионная система потерпела ряд изменений, но в настоящее время необходимо проведение дополнительных преобразований. В июне 2018 г. Правительство РФ приняло решение о введение новой пенсионной реформы, реализация которой началась в 2019 г. и продлится до 2024 г. Необходимость данных изменений возникла из-за изменение социальной и экономической обстановкой в стране.

По данным таблицы можно проследить, что на протяжении последнего десятилетия идет значительное увеличение количества пенсионеров в структуре населения страны, что стало одной из причин проведения реформы. К 2035 г., института демографии ВШЭ прогнозирует уменьшение численности трудоспособного населения на 5,4 млн. человек, что скажется на поступлении отчислений в пенсионный фонд, которые необходимы для выплат пенсионерам,

численность которых к этому времени увеличится. Начальный этап этих преобразований содержит повышение пенсионного возраста: женщины до 60 лет, мужчины до 65 лет [7]. Причиной стало изменение продолжительности жизни в России. По данным Росстата на 2019 г. она составила 73,6 лет [8]. Президентом РФ в мае 2018 г. был подписан указ о создание условий, способствующих увеличению продолжительности жизни россиян до 78 лет к 2024 г. и до 80 лет - 2030 г. [9].

Оценить реформу и делать о ней выводы, довольно трудно, так как прошло небольшое количество времени, но можно сказать точно, что общество отреагировало на нее неоднозначно. В большей степени отрицательно. Негативные отзывы связаны прежде всего с увеличением пенсионного возраста. Молодежь отреагировала на данную реформу, желанием переезда в другую страну, связав увеличение пенсионного возраста с невозможностью перспектив в самореализации [10]. Часть населения, в связи с падением уровня жизни стали более лояльно относится к теневой занятости, это связано с тем, что пенсионные отчисления с доходов на сегодняшний период не являются важной необходимостью [11]. Для изменения сложившейся ситуации, Правительству РФ необходимо более детально учитывать подход, особенности, сферу деятельности и региональный аспект при пенсионных начислениях.

1. Григорьев И.В. Право социального обеспечения: учебник и практикум для вузов / И.В. Григорьев, В. Ш. Шайхатдинов. 5-е изд., перераб. и доп. Москва: Издательство Юрайт. 2019. 428 с.

2. Постановление от 15 мая 1929 года Совета народных комиссаров СССР «Об обеспечение в порядке социального страхования по случаю старости» [электронный ресурс]: // Библиотека нормативно-правовых актов СССР. URL:http://www.Hbussr.m/doc_ussr/ussr_3570.htm (дата обращения: 29.04.2020).

3. Закон от 14 июля 1956 года Союза советских социалистических республик «О государственных пенсиях» [электронный ресурс] // СПС

Список литературы:

«КонсультантПлюс».

URL:http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=396#008 487965890088134 (дата обращения: 27.04.2020).

4. Закон от 15 июля 1964 года Союза советских социалистических республик «О пенсиях и пособиях членам колхозов» [электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=364#0759196 0096151402 (дата обращения: 23.04.2020).

5. История пенсионной реформы России, Синявская О.В. [электронный ресурс] // История новой России. URL: http://www.ru-90.ru/content/синявская-ов-история-пенсионной-реформы-в-россии (дата обращения: 29.04.2020).

6. Федеральный закон от 30.04.2008 N 56-ФЗ (последняя редакция) «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» [электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_76593/ (дата обращения: 29.04.2020).

7. Федеральный закон от 03.10.2018 N 350-ФЗ (последняя редакция) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» [электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_308156/ (дата обращения: 27.04.2020).

8. Газета «Коммерсантъ» [электронный ресурс] // URL: https://www.kommersant.ru/doc/4126683(дата обращения: 21.04.2020).

9. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [электронный ресурс] // СПС «ГАРАНТ». URL: https://base.garant.ru/71937200/ (дата обращения: 29.04.2020).

10. «Свободная пресса» — российское общественно-политическое интернет-издание [электронный ресурс] // URL: https://svpressa.ru/society/article/256184/(дата обращения: 21.04.2020).

11. Общественно-политическая газета «Труд» [электронный ресурс] // URL:http://www.trud.ru/article/16-10-

2019/1381599_zhit_a_ne_vyzhivat_rossijane_vse_bolshe_privetstvujut_tenevuju_za njatost.html(дата обращения: 27.04.2020).

12. Закон СССР от 01.08.1989 N 313-1 «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» [электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс» URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=383#0041524 12681041895 (дата обращения: 22.04.2020).

13. Закон РСФСР от 20 ноября 1990 «О государственных пенсиях в РСФСР» [электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс» URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28/ (дата обращения: 29.04.2020).

14. Федеральная служба государственной статистике [электронный ресурс] // URL: https://www.gks.ru/folder/13877 данные от 20.04.2020 г. (дата обращения: 20.04.2020).

15. Декрет от 31 октября 1918 года Совета народных комиссаров РСФСР «Положение о социальном обеспечении трудящихся»[электронный ресурс]: // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=4478#034854 61268456721 (дата обращения: 25.04.2020).

16. Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» [электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс» URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34419/ (дата обращения: 23.04.2020).

17. Федеральный закон от от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» [электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс» URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34443/ (дата обращения: 24.04.2020).

18. Федеральный закон от 28.12.2013 N 424-ФЗ «О накопительной пенсии» [электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс» URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156541/ (дата обращения: 24.04.2020).

19. Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» [электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс» URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156525/ (дата обращения: 28.04.2020).

Приложения

Таблица 1. Общая численность пенсионеров в Российской Федерации [14]

2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020

Общая численность пенсионеров, тыс. человек 42837 43327 43797 45182 45709 46070 46480 46198

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.