Научная статья на тему 'Право собственности в системе конституционных прав и свобод человека и гражданина'

Право собственности в системе конституционных прав и свобод человека и гражданина Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1855
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРОБЛЕМЫ / PROBLEMS / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / LEGAL REGULATION / ИНСТИТУТ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ / INSTITUTE OF PROPERTY RIGHTS / СИСТЕМА / SYSTEM / ПРАВА И СВОБОДЫ / RIGHTS AND FREEDOMS OF CITIZENS / ГРАЖДАНЕ / РАЗВИТИЕ / КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО / THE DEVELOPMENT OF CONSTITUTIONAL LAW

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ибраимов Рахатбек Турсанович

Данная статья посвящена исследованию вопроса сущности института права собственности и его места в системе конституционных прав и свобод человека и гражданина, определения роли и значения в праве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Право собственности в системе конституционных прав и свобод человека и гражданина»

Propriety right in the constitutional system of rights and freedoms of human and citizen Ibraimov R. (Republic of Kyrgyzstan) Право собственности в системе конституционных прав и свобод человека и

гражданина Ибраимов Р. Т. (Кыргызская Республика)

Ибраимов Рахатбек Турсанович /Ibraimov Rahatbek - кандидат юридических наук, доцент, кафедра гражданского и семейного права, Кыргызская государственная юридическая академия при Правительстве Кыргызской Республики,

г. Бишкек, Кыргызская Республика

Аннотация: данная статья посвящена исследованию вопроса сущности института права собственности и его места в системе конституционных прав и свобод человека и гражданина, определения роли и значения в праве.

Abstract: this article is devoted to investigation of the question of ownership, the essence of the Institute of rights and his place in the system of constitutional rights and freedoms of human and citizen, the definition the role and importance of the right.

Ключевые слова: проблемы, правовое регулирование, институт права собственности, система, права и свободы, граждане, развитие, конституционное право.

Keywords: problems, legal regulation, Institute of Property rights, system, the rights and freedoms of citizens, the development of constitutional law.

Сегодня в Кыргызстане защита закрепляемых Конституцией КР прав и свобод человека и гражданина стоит на первом месте в системе ценностей, на которых основано государство.

Право собственности занимает одно из важнейших мест в совокупности прав человека, представляя собой одну из основ его правового статуса. В то же время собственность, как категория многоплановая и содержательная, имеет непреходящее значение и для государства в целом, составляя экономическую основу производства, обеспечивая базу осуществления гражданского оборота.

В Кыргызской Республике признается разнообразие форм собственности и гарантируется равная правовая защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности [1, с. 3]. Многообразие форм собственности в конечном итоге предопределяет политический и идеологический плюрализм; институт частной собственности в современных правовых государствах является основой становления и функционировании гражданского общества.

Таким образом, важность защиты собственности как важнейшего элемента экономических, политических, правовых отношений сложно переоценить. Защита права собственности граждан и организаций является неотъемлемой обязанностью государства. Для этого оно должно обеспечить полноценную правовую базу, создавать адекватные, эффективно действующие механизмы и институты, развивать деятельность уже существующих институтов.

Юридически право собственности представляет собой общественное отношение, то есть отношение между людьми. Использование в правовой науке экономического представления о праве собственности как об отношении к вещи противоречит методологическим принципам выработки юридических понятий. Право собственности с правовой точки зрения рассматривается как естественное неотчуждаемое право личности (право собственности в субъективном смысле) и как совокупность норм права, закрепляющих содержание данного права (право собственности в объективном смысле) [2, с. 14].

В содержание права собственности входят правомочия собственника по владению, пользованию и распоряжению объектами собственности; иные полномочия (право потребления, видоизменения, управления, охраны и защиты и пр.) входят в объем указанных трех правомочий [3, с. 3].

Как правило, сущность субъективного права собственности заключается в закрепленной за собственником юридически обеспеченной возможности владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом по своему усмотрению и в своем интересе путем совершения в отношении этого имущества любых действий, не противоречащих закону и иным правовым актам и не нарушающих права и охраняемые законом интересы других лиц, а также возможность устранять вмешательство всех третьих лиц в сферу его хозяйственного господства.

В объективном же смысле право собственности понимается как система правовых норм, регулирующих отношения по владению, пользованию и распоряжению собственником принадлежащей ему вещью по усмотрению собственника и в его интересах, а также по устранению вмешательства всех третьих лиц в сферу его хозяйственного господства.

Конституционное закрепление права собственности в Кыргызской Республике включает следующие элементы:

- закрепление принципов права собственности, в частности, многообразия и равенства форм собственности (частной, государственной, муниципальной и иных форм);

- определение содержания и объема правомочий собственника по владению, пользованию и распоряжению объектами собственности;

- формулирование ограничений правомочий собственника как в интересах общества и государства в целом, так и в интересах частных лиц (иных собственников);

- гарантирование защиты права собственности, в том числе права на обращение в суд.

Для обеспечения эффективной защиты права собственности его защита должна пониматься в широком смысле и включать в себя: а) действия по защите права нарушенного или подвергающегося угрозе нарушения; б) действия по созданию условий материального, социального, экономического характера для обеспечения действительной реализации провозглашенного права; в) действия по обеспечению реализации, закреплению и приданию стабильности субъективным правам без обращения в судебные органы [4, с. 14].

Под защитой права собственности, по мнению автора, следует понимать не только восстановление или признание нарушенных или оспоренных прав, но и обеспечение исполнения этих прав, охрану от нарушения или оспаривания.

Значение охраны и защиты права собственности определяется тем, что она: создает необходимые предпосылки для возникновения, изменения или прекращения права собственности; фиксирует факты и обстоятельства, могущие оказаться необходимыми в случае возникновения спора о собственности; способствует эффективной реализации правомочий собственника при распоряжении собственностью в качестве одного из возможных способов обеспечения защиты его интересов как добросовестной стороны обязательства.

Сегодня роль и правовой статус Кыргызстана в мировом экономическом сообществе зависит от того, насколько создана база для того, чтобы необходимо было укрепить конституционные гарантии права собственности, в первую очередь, обеспечения его охраны и защиты. При этом степень защищенности института права собственности повысило бы уровень доверия зарубежных инвесторов к экономике нашего государства, позволило бы обеспечить стабильность экономического роста. Тем более вопрос об охране и защите права собственности становится более актуальным в те исторические события, когда в Кыргызстане в связи с этим возрастают факты мародерства и рейдерства (революции 2005 и 2010 гг.).

Первая Конституция Независимого Кыргызстана [5, с. 2] провозгласила принципы рыночной экономики, которые явились основой для перехода общества и государства от социалистической системы к свободному рынку. Гражданское общество и его основа - демократическое государство, предполагают такое общественное и государственное устройство, при котором человеку гарантируется свободный выбор форм не только политической, но и экономической жизни. Перераспределение полученного продукта должно происходить не от менее активных к более активным, а от способных обеспечивать себе самостоятельное достойное существование, к тем, кто этого сделать не может в силу определенных возрастных, физиологических и иных объективных причин.

Как уже выше было отмечено, в соответствии с ч. 1 ст. 12 действующей Конституции Кыргызской Республики, «в Кыргызской Республике признается разнообразие форм собственности и гарантируется равная правовая защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности» [6, с. 3]. Таким отношением государство демонстрирует свою готовность содействовать стабильности имущественных отношений в обществе и, прежде всего, всемерной охране частной собственности. Но закрепление данной гарантии является закономерным отражением государственной социальной политики, направленной на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие личности.

Сегодня собственность как общественные отношения нуждается в государственной защите. Этому свидетельствуют относящиеся к собственности нормы в Конституции КР (ст.ст. 12, 42), тем самым подчеркнув особую роль и значимость конституционно-правовой политики в механизме публичного вмешательства в экономику, которые обеспечили бы гарантии конституционных прав и свобод граждан и реализацию социальных функций государственной власти. Важнейшие направления экономической деятельности стали предметом конституционно-правового регулирования. В период перехода к рыночным отношениям в бывших постсоветских странах был остро поставлен вопрос о

78

взаимосвязи конституционных и экономических преобразований. При этом, «предметом дискуссии явились содержание и роль влияния конституционного законодательства на экономические процессы в условиях решения, не имеющей прецедентов в истории задачи по реформированию экономики и всего общественного устройства в целом» [7, с. 56].

Итак, одной из главных современных тенденций является интенсивное расширение сферы применения конституционных принципов в области частной собственности. Именно Конституция содержит основные понятия, руководящие начала, образующие правовую модель, призванную отражать складывающиеся в обществе реальные отношения собственности; это позволяет говорить о том, что роль конституционного права состоит в защите практических интересов собственников, стимулировании дальнейшего развития гражданского права. Конституционное право собственности включает в себя, помимо цивилистического, субъективного права на конкретную собственность, еще и гарантию защиты этого права [8, 132, 134].

При этом следует подчеркнуть, что из всех возможных форм собственности Конституция признает и защищает только право частной собственности, признавая его исключительную роль. Содержание конституционного права частной собственности представляет собой сложное, комплексное образование. Это лишь подтверждает тот факт, что конституционное право охватывает и регулирует практически весь круг общественных отношений, т. е. является единым правом. Единство конституционного права частной собственности характеризуется наличием компонентов, составляющих содержание данного права.

Как правило, охрана и защита права собственности законом - это и есть важная функция государства, которая заключается в защите им этого права как от других собственников и посягательства на собственность, так и от юридических ошибок законодателей. Законы рождаются не отдельными какими-то органами или учреждениями, которые не создают, а только обеспечивают его действие. Актуальность данной проблемы состоит в том, что «признание преимущества конституционного права собственности над цивилистическим позволило бы добиться справедливости по отношению к тем, кто пытается восстановить свое право собственника» [9, с. 164].

Возможность владеть, пользоваться и приумножать частную собственность является важной движущей силой рыночной экономики, поскольку без частной собственности в современном мире невозможны инвестиции и инновации. Частная собственность создает для своего владельца особую сферу свободы - свободы от вмешательства государства. Более того, частная собственность указывает, обозначает пределы свободы в отношениях собственника с иными собственниками. Иначе говоря, создает такие условия, которые необходимы для любой общественной активности человека свободной от принуждения других лиц. При этом главная роль в системе собственности принадлежит принципу верховенства закона. Данный принцип обеспечивает безопасность прав собственности, уверенность физических и юридических лиц в принятии коммерческих решений, гарантией долгосрочного планирования и сохранности полученных доходов.

Таким образом, формирование правового государства, важнейшим принципом которого является безусловное подчинение всего и всех закону, предполагает высокий уровень правового регулирования взаимоотношений между государством и гражданами, надежные гарантии защиты конституционных прав и свобод граждан, а также выполнения ими обязанностей по отношению к обществу и государству [10, с. 130].

Конституция Кыргызской Республики содержит систему критериев, которые в своей совокупности дают достаточно полную правовую характеристику перспектив развития института права собственности, а вместе с ним и экономики Кыргызстана. Определение роли и правового статуса Кыргызстана в мировом экономическом сообществе потребует необходимости укрепления конституционных гарантий права собственности, степень защищенности которого повысит уровень доверия к экономике нашего государства, позволит обеспечить стабильность экономического роста.

Таким образом, подводя итоги вышесказанному, необходимо отметить, что важно создать реальный механизм обеспечения охраны и защиты права частной собственности, а именно способствовать реализации не менее важного положения Конституции КР, гарантирующего каждому право на владение, пользование и распоряжение своим имуществом, результатами совей деятельности (ст. 42 ч. 1 Конституции КР) [11, с. 7]. Более того, каждый имеет право на экономическую свободу, свободное использование своих способностей и своего имущества для любой экономической деятельности, не запрещенной законом. Для реализации этих важных конституционных положений в Кыргызстане необходима четкая государственная политика по защите прав собственности, разработка и принятие более эффективных нормативных правовых актов в сфере защиты права собственности. Необходимо разработать и принять Концепцию реализации обеспечения охраны и защиты права собственности, которая охватит деятельность всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, правоохранительных органов, неправительственных организаций и граждан,

направленных на разработку и внесение законопроектов, улучшения практики применения норм в

сфере защиты прав частной собственности.

Литература

1. Конституция Кыргызской Республики. Принята референдумом (всенародным голосованием) Кыргызской Республики 27 июня 2010 года. - Бишкек. Изд-во «Кенеш». 2010. С. 3.

2. Горюнова Т. А. Конституционные основы равной защиты форм собственности в Российской Федерации // Автореф. дис. канд. юрид. наук. Саратов, 2006. С. 14.

3. Царикаева Ж. М. Конституционно-правовой режим права собственности в Российской Федерации // Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 2007. С. 3.

4. Ильичева О. А. Конституционное право частной собственности гражданина на землю. Проблемы теории и судебной защиты // Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 2007. С. 15.

5. Конституция Кыргызской Республики. Принята на двенадцатой сессии Верховного Совета Республики Кыргызстан двенадцатого созыва 5 мая 1993 года. Утратила силу. - Бишкек. Изд-во «Кенеш». 2005. С. 2.

6. Конституция Кыргызской Республики. Принята референдумом (всенародным голосованием) Кыргызской Республики 27 июня 2010 года. - Бишкек. Изд-во «Кенеш». 2010. С. 7.

7. Дорошенко Е. Н. Конституционно-правовое регулирование экономических отношений: Дис. ... канд. юрид. наук: Москва, 2004. С. 56.

8. Общая теория права и государства: Учебник для юрид. вузов. / Под ред. В. В. Лазарева. М., 1994. С. 132, 134.

9. Витрук Н. В. Основы теории правового положения личности в социалистическом обществе. М., 1970. С. 164.

10. Черняков А. А. Конституционное право: эволюция отраслевого содержания. Алматы. С. 130.

11. Глущенко П. П. Социально-правовая защита конституционных прав и свобод граждан (теория и практика). Монография. Под общ. ред. д. ю. н., проф., академика В. П. Сальникова. Санкт-Петербург. С. 7.

State family policy in the Republic of Kyrgyzstan: legal problems and ways of solutions Muratbekova S. (Republic of Kyrgyzstan) Государственная семейная политика в КР: правовые проблемы

и пути их решения Муратбекова С. М. (Кыргызская Республика)

Муратбекова Салтанат Муратбековна /Muratbekova Saltanat - кандидат юридических наук, доцент кафедры, кафедра конституционного и муниципального права, Кыргызская государственная юридическая академия при Правительстве Кыргызской Республики,

г. Бишкек, Кыргызская Республика

Аннотация: в данной научной статье отражены проблемы определения сущности государственной семейной политики, ее роли и значения в регулировании вопросов, касающихся института семьи. Abstract: the problems of defining nature of the state family policy, its role and importance in the regulation of issues related to the family institution are considered in this article.

Ключевые слова: государственная семейная политика, семья, правовые проблемы, государство, указ. Keywords: state family policy, family law problems, the State, the decree, the constitution.

Сегодня кризис состояния социального института семьи в Кыргызстане требует усиления внимания к ней со стороны государства по ее укреплению и развитию. Опыт мирового сообщества показывает, что институциональные проблемы семьи, эффективнее решаются, с помощью специально-организованной системы государственной семейной политики [1, с. 83].

Государственная семейная политика - составная часть социальной политики, направленная на институт семьи с целью укрепления, развития и защиты ее прав и интересов, обеспечения правового регулирования ее отношений с государством [2, с. 21].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.