Научная статья на тему 'Государственная семейная политика в кр: правовые проблемы и пути их решения'

Государственная семейная политика в кр: правовые проблемы и пути их решения Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

CC BY
105
8
Поделиться
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕМЕЙНАЯ ПОЛИТИКА / STATE FAMILY POLICY / СЕМЬЯ / ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ / FAMILY LAW PROBLEMS / ГОСУДАРСТВО / STATE / УКАЗ / DECREE / CONSTITUTION

Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Муратбекова Салтанат Муратбековна

В данной научной статье отражены проблемы определения сущности государственной семейной политики, ее роли и значения в регулировании вопросов, касающихся института семьи.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Государственная семейная политика в кр: правовые проблемы и пути их решения»

направленных на разработку и внесение законопроектов, улучшения практики применения норм в

сфере защиты прав частной собственности.

Литература

1. Конституция Кыргызской Республики. Принята референдумом (всенародным голосованием) Кыргызской Республики 27 июня 2010 года. - Бишкек. Изд-во «Кенеш». 2010. С. 3.

2. Горюнова Т. А. Конституционные основы равной защиты форм собственности в Российской Федерации // Автореф. дис. канд. юрид. наук. Саратов, 2006. С. 14.

3. Царикаева Ж. М. Конституционно-правовой режим права собственности в Российской Федерации // Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 2007. С. 3.

4. Ильичева О. А. Конституционное право частной собственности гражданина на землю. Проблемы теории и судебной защиты // Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 2007. С. 15.

5. Конституция Кыргызской Республики. Принята на двенадцатой сессии Верховного Совета Республики Кыргызстан двенадцатого созыва 5 мая 1993 года. Утратила силу. - Бишкек. Изд-во «Кенеш». 2005. С. 2.

6. Конституция Кыргызской Республики. Принята референдумом (всенародным голосованием) Кыргызской Республики 27 июня 2010 года. - Бишкек. Изд-во «Кенеш». 2010. С. 7.

7. Дорошенко Е. Н. Конституционно-правовое регулирование экономических отношений: Дис. ... канд. юрид. наук: Москва, 2004. С. 56.

8. Общая теория права и государства: Учебник для юрид. вузов. / Под ред. В. В. Лазарева. М., 1994. С. 132, 134.

9. Витрук Н. В. Основы теории правового положения личности в социалистическом обществе. М., 1970. С. 164.

10. Черняков А. А. Конституционное право: эволюция отраслевого содержания. Алматы. С. 130.

11. Глущенко П. П. Социально-правовая защита конституционных прав и свобод граждан (теория и практика). Монография. Под общ. ред. д. ю. н., проф., академика В. П. Сальникова. Санкт-Петербург. С. 7.

State family policy in the Republic of Kyrgyzstan: legal problems and ways of solutions Muratbekova S. (Republic of Kyrgyzstan) Государственная семейная политика в КР: правовые проблемы

и пути их решения Муратбекова С. М. (Кыргызская Республика)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Муратбекова Салтанат Муратбековна /Muratbekova Saltanat - кандидат юридических наук, доцент кафедры, кафедра конституционного и муниципального права, Кыргызская государственная юридическая академия при Правительстве Кыргызской Республики,

г. Бишкек, Кыргызская Республика

Аннотация: в данной научной статье отражены проблемы определения сущности государственной семейной политики, ее роли и значения в регулировании вопросов, касающихся института семьи. Abstract: the problems of defining nature of the state family policy, its role and importance in the regulation of issues related to the family institution are considered in this article.

Ключевые слова: государственная семейная политика, семья, правовые проблемы, государство, указ. Keywords: state family policy, family law problems, the State, the decree, the constitution.

Сегодня кризис состояния социального института семьи в Кыргызстане требует усиления внимания к ней со стороны государства по ее укреплению и развитию. Опыт мирового сообщества показывает, что институциональные проблемы семьи, эффективнее решаются, с помощью специально-организованной системы государственной семейной политики [1, с. 83].

Государственная семейная политика - составная часть социальной политики, направленная на институт семьи с целью укрепления, развития и защиты ее прав и интересов, обеспечения правового регулирования ее отношений с государством [2, с. 21].

Следовательно, семейная политика может быть определена как комплекс практических мер, предоставляющих семьям с детьми, определенные социальные гарантии, цель которых улучшить благосостояние и обеспечить функционирование семьи в интересах общества. Семейная политика должна быть нацелена на смягчение экономических проблем семьи, направлена на более полное удовлетворение семейных нужд.

«Семейная политика - это деятельность государства, политических партий, общественных организаций, групп интересов и т.п., направленная на возрождение семьи, семейного образа жизни, утраченной на длительном историческом пути фамилистической культуры общества, возвращение семье органически присущих ей социальных функций, направленная на укрепление семьи как социального института» [3, с. 34].

Государственная семейная политика призвана системно, решать задачи укрепления семьи и семейных ценностей, обеспечения ее интересов в процессе общественного развития; создания необходимых условий для реализации семей своих функций на основе собственной трудовой деятельности; организации субъектной роли семьи в процессе осуществления государственной семейной политики; обеспечения защиты социально уязвимых семей.

Государство признает социальные права семьи и необходимость их законодательного закрепления. Гарантом социальной защиты семьи, ее прав, прав ребенка является Конституция Кыргызской Республики (ст.. 9, 36) [4, с. 3, 6]. Семье (а не только индивидууму) необходимо предоставить полноценный социальный статус, ее интересы целенаправленно должны быть учтены в процессе социально-экономического и культурного развития общества, деятельности органов власти, осуществления соответствующих программ. В законодательство должен быть включен комплекс правовых норм, регулирующих на только отношения между членами семьи, но и отношения семьи и государства. К сожалению, эта сторона взаимоотношений оставляет желать лучшего.

Государство должно гарантировать макроэкономические и социальные стандарты, необходимые для самостоятельного функционирования семей в обществе; осуществлять целенаправленный учет и способствовать реализации институциональных прав и интересов семей в процессе их жизнедеятельности; создать условия для обеспечения суверенитета семей и развития их функций субъекта социальных отношений; обеспечить защиту социально уязвимых семей.

Семейная политика формируется как самостоятельное направление социальной политики и системы целенаправленной деятельности, предусматривающая свою стратегию, программы, организацию, кадры, финансовое, другое обеспечение. Социальный институт семьи включается в систему государственной деятельности в качестве целостного объекта.

По своему содержанию семейная политика является комплексной и отражает отношения государства и семьи в основных сферах жизнедеятельности общества. В то же время она должна быть сосредоточена на специфических проблемах семьи, связанных с реализацией ее основных социальных функций (репродуктивной, экономической, жизнеохранительной, воспитательной). В связи с этим принципиальное значение имеет четкая дифференциация семейной и социальной политики на основе разделения общесоциальных и специфических проблем семьи. Государство должно обеспечивать целенаправленный учет и реализацию институциональных прав и интересов семьи в различных областях общественной жизни, в деятельности органов власти, при планировании, разработке и реализации социально-экономических программ, прогнозировании развития страны. Реализация цели и принципов государственной семейной политики должно быть проконтролировано на основе проведения фамилистической экспертизы принимаемых на различных уровнях власти решений с точки зрения их воздействия на жизнедеятельность семьи.

Государство должно взаимодействовать с семьей на основе партнерских отношений, обеспечить баланс прав и ответственности государственных институтов и семьи, создать необходимые условия для активизации социально-экономического потенциала семьи.

Важным условием эффективности семейной политики является дифференцированный подход, учитывающий особенности социально-экономического развития страны, исторического этапа трансформации института семьи, моделей и структуры семей, их доходов, потребностей и интересов. Задачи стабилизации и развития института семьи обуславливают необходимость системного подхода к анализу происходящих в нем процессов, выявления характерных, устойчивых черт жизнедеятельности семьи, закономерностей ее развития, оценки наиболее болезненных процессов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Итак, определение термина «государственная семейная политика» и его сущности зависит от многих факторов. В данном случае главным является понимание того, какие семьи нуждаются в государственной помощи, и какую идеологию в отношении семьи поддерживает и распространяет государство. Такую идеологию мы понимаем как систему взглядов, ценностей и установок, с помощью которых осознаются социальные проблемы и определяются цели и способы деятельности, направленную на утверждение или изменение общественных отношений и социальных феноменов (в

81

том числе - гражданских браков). Разработка, публикации и общественное одобрение такой идеологии является точкой отсчета для формулирования концептуальных основ государственной семейной политики как целостной научно-практической системы. Все государства стремятся защищать и поддерживать семью, хотя не все выделяют семейную политику как самостоятельное направление внутренней политики [5].

В некоторых государствах цели и задачи, направленные на поддержку и развитие института семьи, являются составной социальной или демографической политики. Однако практически все страны прибегают к целенаправленным действиям в поддержку семьи. Необходимость такой деятельности обусловлена тем, что в конкретных социально-экономических, культурных или исторических условиях выполнения семьей своих основных функций может быть нарушено. И даже если институт семьи функционирует успешно, государство вынуждено осуществлять определенные меры, чтобы сохранить ценность семьи или предотвратить ее разрушение.

Как свидетельствует история Кыргызстана, самые яркие периоды в его развитии были обусловлены достижением мира в стране, единством народа, согласием в обществе и дружбой между представителями различных этносов. Расцвет Кыргызской государственности в средние века связан с образованием Кыргызского каганата, на огромной территории которого мирно проживали представители многих племен и народностей. В советский период развития, находясь в единой семье народов бывшего СССР, Кыргызстан превратился в процветающий край с развитой промышленностью, крупнотоварным сельским хозяйством и стабильно растущим уровнем жизни населения [6, с. 56].

Во все годы независимости идет нелегкий процесс формирования единой многонациональной семьи народа Кыргызстана. Не решавшиеся десятилетиями проблемы регионального развития и межэтнических отношений негативно сказываются на развитии страны в целом и на судьбе отдельных граждан, в частности. В настоящее время, после известных потрясений в 2005 и 2010 гг., у кыргызстанцев появился новый исторический шанс построить независимое, сильное, динамично развивающееся государство, которым будет по праву гордиться каждый патриот многонациональной страны. Во имя достижения этой главной цели политическим и общественным силам Кыргызстана предстоит находить справедливые и эффективные решения, идти по пути к согласию и взаимному прощению, ставя во главу угла будущее Родины и судьбу грядущих поколений. Об этом говорится и в Указе Президента КР «Об объявлении 2014 года Годом укрепления государственности» [7]. Согласно документу, «киргизская государственность переживает один из самых драматичных периодов своей более чем двухтысячилетней истории», следовательно, необходимо укрепить доверие граждан к госинститутам». На наш взгляд, прежде всего речь должна идти о семье, об укреплении взаимоотношении семьи и государства.

Говоря о семейной политике, стоит отметить, что по мере прогрессивного развития человеческого общества видоизменялись, усложнялись, становились иными формы общественного, а затем государственного регулирования брачно-семейных отношений. Но как бы далеки они не были от существовавших ранее, как бы принципиально не менялись задачи и цели регулирования. Некоторая их преемственность не могла не сохраниться, о чем свидетельствует включение в действующее брачно-семейное законодательство государственных велений в виде запретов и дозволений.

Неотъемлемым условием поступательного развития общества является сохранение и обеспечение полноценного функционирования семьи как социального института. Со времени обретения независимости Кыргызская Республика признала семейную политику одним из приоритетных направлений политики государства, что доказывается объявлением 2012 года «Годом семьи, мира, согласия и взаимного прощения» [8].

Государственную политику можно определить как процесс управленческого влияния главным образом институтов исполнительной власти государства на основные сферы общества, опирающийся на непосредственное применение государственных властных полномочий как при разработке, так и при осуществлении стратегии и тактики регулирующего и организующего воздействия на все компоненты и аспекты функционирования и развития экономики, социальной сферы и других подсистем общества посредством размещения ресурсов, распределения, перераспределения общественных благ и других мер [9, с. 78].

Исходя из указанного понимания, государственная семейная политика выступает составной частью любой государственной политики правового государства, разрабатываемой и осуществляемой преимущественно публичными институтами власти, и ориентированной на улучшение и укрепление института семьи. Это политика приобретает особое значение в период мирового социально-экономического кризиса. Несмотря на то, что за годы независимости удалось сформировать основы государственной семейной политики, все еще существует немало пробелов в концептуальных подходах.

В этой связи, стоит отметить, что в действующих нормативно-правовых актах отсутствует устоявшееся содержание понятия «государственная семейная политика». Четкое определение данного термина представляется не маловажным, поскольку успешность и эффективность дальнейшей разработки и реализации государственной семейной политики в Кыргызской Республике, в значительной степени зависит от того, насколько однозначно будет толковаться это концептуальное понятие представителями публичной власти государства.

От семьи, как важнейшего социального института, зависит облик будущих поколений, следовательно, облик страны; именно семья для каждого человека — неисчерпаемый источник любви, преданности и поддержки. В семье закладываются основы нравственности, духовности и терпимости [10, с. 22].

Таким образом, социальное положение семьи не может быть безразлично для общества, и государство должно выработать и осуществлять определённую политику в отношении семьи.

На основании вышеизложенного можно сформулировать ряд предложений по дальнейшей реализации политики государства в сфере охраны и защиты семьи в Кыргызской Республике.

Во-первых, необходимо усилить эффективность деятельности органов государственной власти Кыргызстана в сфере государственной политики охраны и защиты семьи. Для этого должны быть предприняты, все возможные меры по защите семьи от разрушающих факторов, как со стороны граждан, так и со стороны государства. При этом, для развития семьи необходимо обеспечивать материальную и социальную помощь семьям, которая в настоящее время находится на недостаточно высоком уровне.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Во-вторых, необходимо создать все условия для того, чтобы эффективно могли быть реализованы положения и пункты Указа Президента Кыргызской Республики А. Атамбаева «О Национальной Стратегии устойчивого развития Кыргызской Республики на период 2013-2017 годы» [11].

В-третьих, необходимо укрепление авторитета и поддержки института семьи, сохранение базовых семейных ценностей, как один из важнейших вопросов, который должен объединять интересы государства и общества. Только благодаря реализации комплекса задач, поставленных перед государством в области охраны и защиты семьи можно говорить о том, что цель достигнута.

И, конечно же, необходимо разработать Концепцию государственной семейной политики, которая позволит реализовать вышеупомянутые задачи и создать систему деятельности государства, направленную на институт семьи с целью его формирования, укрепления и развития.

Литература

1. Галкина Н. Н. Государственное управление в области реализации семейной политики: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.02. - М., 1997. - С. 83.

2. Климантова Г. И. Государственная семейная политика современной России: Учебное пособие. -М., 2004. - С. 21.

3. АгаповЕ. П., Нор-Аревян О. А. Семьеведение: Учебное пособие. - М.: 2010 г. С. 34.

4. Конституция Кыргызской Республики. Принята референдумом (всенародным голосованием) Кыргызской Республики 27 июня 2010 года. // - Б., Изд-во «Кенеш». 2010. С. 3,6.

5. Государственная семейная политика как целостная научно-практическая система // Семья и ребенок: «От А до Я». www.moykinder.com/marriage-and-family.

6. Нурбеков К. История государства и права КССР. - Ф. 1982. С. 56.

7. Президент Кыргызской Республики Алмазбек Атамбаев подписал Указ Президента КР «Об объявлении 2014 года Годом укрепления государственности» 30января 2014 года УП № 2 // «Эркин Тоо» от 2 февраля 2014 года. - № 5.

8. Указ Президента КР «Об объявлении 2012 года Годом семьи, мира, согласия и взаимного прощения» от 26 января 2012 года УП № 17 // «Эркин Тоо» от 27 января 2012 года. - № 6.

9. Государственная политика и управление: учебник: в 2 ч. / Л. В. Сморгунов, А. П. Альгин, И. Н. Барыгин [и др.]; под ред. Л. В. Сморгунова. - Ч. 1: Концепции и проблемы государственной политики и управления. - М.: РОССПЭН, 2006. С. 78.

10. Синицына Г. В. Семейная политика на муниципальном уровне городского округа: социологический анализ: дис. ... канд.соц.наук: 22.00.04 - М., 2009. - С. 22.

11. Указ Президента КР «О Национальной Стратегии устойчивого развития Кыргызской Республики на период 2013-2017 годы» от 21 января 2013 года УП № 14 // «Эркин Тоо» от 27 января 2013 года. - № 3.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.