Научная статья на тему 'ПРАВО РЕБЕНКА НА ВЫБОР (САМОРЕАЛИЗАЦИЮ) В СИСТЕМЕ ПРАВ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ДОСТИЖЕНИЯ, ПРОБЛЕМЫ, СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ'

ПРАВО РЕБЕНКА НА ВЫБОР (САМОРЕАЛИЗАЦИЮ) В СИСТЕМЕ ПРАВ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ДОСТИЖЕНИЯ, ПРОБЛЕМЫ, СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
52
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА / БЕДНОСТЬ / МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ / МЕРЫ БОРЬБЫ С БЕДНОСТЬЮ / ПОНЯТИЕ ПРАВА РЕБЕНКА НА ВЫБОР / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ РЕБЕНКА / ФАКТОРЫ ПРЕПЯТСТВУЮЩИЕ САМОРЕАЛИЗАЦИИ РЕБЕНКА / ОХРАНА И ЗАЩИТА СЕМЬИ / МНОГОДЕТНЫЕ СЕМЬИ / РЕБЕНОК / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА / СИСТЕМА ПРАВ РЕБЕНКА / ИНТЕРЕСЫ РЕБЕНКА / ЗАЩИТА ПРАВ РЕБЕНКА / STATE DEMOGRAPHIC POLICY / POVERTY / MEASURES TO SUPPORT FAMILIES WITH CHILDREN / POVERTY ALLEVIATION MEASURES / THE CONCEPT OF THE RIGHT OF THE CHILD TO CHOOSE / CHILD SELF-REALIZATION / FACTORS HINDERING THE CHILD'S SELF-REALIZATION / FAMILY PROTECTION AND PROTECTION / LARGE FAMILIES / CHILD / SOCIAL POLICY OF THE STATE / CHILD RIGHTS SYSTEM / INTERESTS OF THE CHILD / PROTECTION OF THE RIGHTS OF THE CHILD

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Летова Н.В.

Задача. Автор статьи поставил перед собой задачу выявить правовую природу права ребенка на выбор, его самореализацию в общей системе прав ребенка по законодательству Российской Федерации. Модель. Для решения такой теоретической проблемы необходимо исследовать сущность этого права, выявить его особенности, определить основные факторы, препятствующие реализации ребенка в семье. Выводы. На самореализацию ребенка влияние оказывают факторы разного вида, как объективные (условия его проживания в семье, взаимоотношения в семье), так и субъективные (индивидуальные способности ребенка, навыки, характер), которые в совокупности создают условия для реализации такого права ребенка. Рамки исследования. Ограничены отношениями в сфере семейного, социального права, гражданского процесса Российской Федерации. Практическое значение. Определение сущности и назначения права ребенка на выбор и самореализацию позволит сформулировать новые меры защиты семей, имеющих детей и семей, попавших в трудную жизненную ситуацию в целях надлежащей реализации данного права ребенка на практике. Социальные последствия. Определение социальных причин, препятствующих нормальной реализации права ребенка на выбор, устранение таких причин будет способствовать выработке наиболее эффективных механизмов, которые позволят ребенку достигнуть успеха в обществе. Оригинальность, ценность. Изучение права ребенка на выбор в системе иных прав, предусмотренных законодательством РФ, позволит определить факторы, препятствующие ребенку реализовать такое право, например, фактор бедности, сформулировать новые механизмы защиты в отношении семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, а значит, защитить и интересы детей, проживающих в таких семьях, тем самым, реализовать их право на самореализацию.Анализ норм действующего законодательства, посвященного мерам поддержки семей с детьми, позволяет прийти к выводу о готовности государства бороться с бедностью населения в нашей стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RIGHT OF THE CHILD TO CHOOSE (SELF-REALIZATION) IN THE SYSTEM OF RIGHTS UNDER THE LEGISLATION OF THE RUSSIAN FEDERATION: ACHIEVEMENTS, PROBLEMS, WAYS OF PROTECTION

A task. The author of the article set himself the task of identifying the legal nature of the right of the child to choose, his self- realization in the general system of children's rights under the legislation of the Russian Federation. Model. To solve such a theoretical problem, it is necessary to study the essence of this right, identify its features, identify the main factors that impede the realization of the child in the family. Findings. Different kinds of factors influence the child's self-realization, both objective (his living conditions in the family, family relationships) and subjective (his child's individual abilities, skills, character), which together create the conditions for the realization of such a child's right. The scope of the study. Limited by relations in the field of family, social law, civil process of the Russian Federation. Practical value. The determination of the nature and purpose of the child's right to choose and self-fulfillment will make it possible to formulate new measures to protect families with children and families in difficult situations in order to properly implement this child's right in practice. Social consequences. Identification of social reasons that impede the normal implementation of the child's choice, elimination of such reasons will contribute to the development of the most effective mechanisms that will allow the child to achieve success in society. Originality, value. Studying the child's right to choose other rights in the system provided for by the legislation of the Russian Federation will determine the factors that prevent the child from exercising such a right, for example, the poverty factor, formulate new protection mechanisms for families in difficult situations, and therefore protect the interests of children living in such families, thereby realizing their right to self-realization.An analysis of the current legislation on measures to support families with children allows us to conclude that the state is ready to combat poverty in our country.

Текст научной работы на тему «ПРАВО РЕБЕНКА НА ВЫБОР (САМОРЕАЛИЗАЦИЮ) В СИСТЕМЕ ПРАВ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ДОСТИЖЕНИЯ, ПРОБЛЕМЫ, СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ»

ВОПРОСЫ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ CHILD PROTECTION ISSUES

12.00.03 Гражданское право; предпринимательское право;

семейное право; международное частное право

Civil law business law family law; Private international law Право ребенка

на выбор (самореализацию) в системе прав по законодательству Российской Федерации: достижения, проблемы, способы защиты

Н.В. Летова ©

Институт государства и права Российской академии наук, г. Москва, Российская Федерация, E-mail: letovanv@mail.ru

Аннотация

Задача. Автор статьи поставил перед собой задачу выявить правовую природу права ребенка на выбор, его самореализацию в общей системе прав ребенка по законодательству Российской Федерации.

Модель. Для решения такой теоретической проблемы необходимо исследовать сущность этого права, выявить его особенности, определить основные факторы, препятствующие реализации ребенка в семье.

Выводы. На самореализацию ребенка влияние оказывают факторы разного вида, как объективные (условия его проживания в семье, взаимоотношения в семье), так и субъективные (индивидуальные способности ребенка, навыки, характер), которые в совокупности создают условия для реализации такого права ребенка.

Рамки исследования. Ограничены отношениями в сфере семейного, социального права, гражданского процесса Российской Федерации.

Практическое значение. Определение сущности и назначения права ребенка на выбор и самореализацию позволит сформулировать новые меры защиты семей, имеющих детей и семей, попавших в трудную жизненную ситуацию в целях надлежащей реализации данного права ребенка на практике.

Социальные последствия. Определение социальных причин, препятствующих нормальной реализации права ребенка на выбор, устранение таких причин будет способствовать выработке наиболее эффективных механизмов, которые позволят ребенку достигнуть успеха в обществе.

Оригинальность, ценность. Изучение права ребенка на выбор в системе иных прав, предусмотренных законодательством РФ, позволит определить факторы, препятствующие ребенку реализовать такое право, например, фактор бедности, сформулировать новые механизмы защиты в отношении семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, а значит, защитить и интересы детей, проживающих в таких семьях, тем самым, реализовать их право на самореализацию.

Анализ норм действующего законодательства, посвященного мерам поддержки семей с детьми, позволяет прийти к выводу о готовности государства бороться с бедностью населения в нашей стране.

Ключевые слова: демографическая политика государства, бедность, меры поддержки семей с детьми, меры борьбы с бедностью, понятие права ребенка на выбор, самореализация ребенка, факторы, препятствующие самореализации ребенка, охрана и защита семьи, многодетные семьи; ребенок, социальная политика государства, система прав ребенка, интересы ребенка; защита прав ребенка

116 Sociopolitical Sciences Vol. X. No. 1. 2020 ISSN 2223-0092 (print)

ISSN 2310-7065 (online)

Летова Н.В.

The right of the child to choose (self-realization) in the system of rights under the legislation of the Russian Federation: Achievements, problems, ways of protection

N.V. Letova ©

Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russian Federation

E-mail: letovanv@mail.ru

Abstract

A task. The author of the article set himself the task of identifying the legal nature of the right of the child to choose, his self-realization in the general system of children's rights under the legislation of the Russian Federation.

Model. To solve such a theoretical problem, it is necessary to study the essence of this right, identify its features, identify the main factors that impede the realization of the child in the family.

Findings. Different kinds of factors influence the child's self-realization, both objective (his living conditions in the family, family relationships) and subjective (his child's individual abilities, skills, character), which together create the conditions for the realization of such a child's right.

The scope of the study. Limited by relations in the field of family, social law, civil process of the Russian Federation.

Practical value. The determination of the nature and purpose of the child's right to choose and self-fulfillment will make it possible to formulate new measures to protect families with children and families in difficult situations in order to properly implement this child's right in practice.

Social consequences. Identification of social reasons that impede the normal implementation of the child's choice, elimination of such reasons will contribute to the development of the most effective mechanisms that will allow the child to achieve success in society.

Originality, value. Studying the child's right to choose other rights in the system provided for by the legislation of the Russian Federation will determine the factors that prevent the child from exercising such a right, for example, the poverty factor, formulate new protection mechanisms for families in difficult situations, and therefore protect the interests of children living in such families, thereby realizing their right to self-realization.

An analysis of the current legislation on measures to support families with children allows us to conclude that the state is ready to combat poverty in our country.

Keywords: state demographic policy, poverty, measures to support families with children, poverty alleviation measures; the concept of the right of the child to choose, child self-realization, factors hindering the child's self-realization, family protection and protection, large families, child, social policy of the state, child rights system, interests of the child, protection of the rights of the child

FOR CITATION: Letova N.V. The right of the child to choose (self-realization) in the system of rights under the legislation of the Russian Federation: Achievements, problems, ways of protection. Sociopolitical Sciences. 2020. Vol. X. No. 1. Pp. 116-122. (In Russ.)

ВВЕДЕНИЕ

В последнее время государство уделяет пристальное внимание решению социальных проблем в нашей стране, направленных на улучшение демографической ситуации, снижения численности бедного населения, комплексной защиты семей с детьми. Для решения таких задач приняты самые разные государственные программы, содержание которых позволяет утверждать, что на государственном уровне не только признана такая проблема, как бедность, но и определена потребность в подготовки разноотраслевых мер, направленных на поддержку семей с детьми, обозначены

пути их защиты посредством закрепления концептуальных положений, реализация которых рассчитана на многие годы [1-4].

Общим является то, что в основе указанных документов в качестве объекта основной заботы со стороны государства, названа семья с детьми, определен ориентир для молодого поколения на создание семьи с учетом традиционных семейных ценностей, рождение и воспитание детей, улучшение жизни семей с детьми.

Пристальное внимание к семье, к детям, находящимся на воспитании в семье, обусловлено объективной потребностью обеспечить защиту семьи с детьми

на государственном уровне, поскольку дети относятся к специальному субъекту права. Такое отношение к ребенку обусловлено рядом факторов объективного характера, такие как, возраст ребенка, его индивидуальные особенности (привычки, навыки, способности), принадлежность к определенному полу, потребность в участии законных представителей ребенка при осуществлении его прав и интересов в целях восполнения отсутствующей у ребенка дееспособности. Как отмечено в основном международном акте в сфере обеспечения прав ребенка, «ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения, каждое государство обязано обеспечить и создать надлежащие условия для реализации прав ребенка» (преамбула к Конвенции о правах ребенка) [5].

Следует отметить, что подписав Конвенцию о правах ребенка и иные международные акты, РФ выразила приверженность участию в усилиях мирового сообщества по формированию среды, комфортной и доброжелательной для жизни детей. Нет сомнений, что без решения, в том числе социальных вопросов, ее формирование не представляется возможным. Такой подход отвечает ст. 2 Декларации прав человека [6], согласно которой каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, без какого бы то ни было различия, как-то: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения (выделено мною. - Н.Л.).

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Основные права ребенка определены Семейным кодексом РФ (далее - СК РФ) [7] и Конвенцией о правах ребенка, которую РФ ратифицировала в 1990 г. К числу основных прав относятся право ребенка жить и воспитываться в семье (ст. 54), право ребенка на общение с родителями и другими родственниками (ст. 55), право ребенка на защиту (ст. 56), право ребенка выражать свое мнение (ст. 57), право на персональные данные и их изменение (ст. 58, 59) и одна статья посвящена имущественным правам ребенка. Если мы обратимся к содержанию Конвенции о правах ребенка, то система его прав представлена в определенной категории прав, определяемые с учетом их функционального назначения (право на семью, на защиту, на содержание, на сохранение личных данных).

Особо следует отметить, что ст. 2 Конвенции о правах ребенка предусматривает обязательство для каждого государства - участника уважать и обеспечивать все права, предусмотренные настоящей Конвенцией, за каждым ребенком, находящимся в пределах их юрисдикции, без какой-либо дискриминации, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения (выделено мною. - Н.Л.), состояния здоровья и рождения ребенка, его родителей или законных опекунов или каких-либо иных обстоятельств.

К числу базовых прав ребенка относится его право жить в семье, получать полноценное воспитание, заботу и любовь родителей, действия которых должны отвечать и соответствовать интересам ребенка. Для обеспечения и соблюдения интересов ребенка в полном объеме, необходимы нормальные условия для полноценной жизни семьи (биологические, жилищные, финансовые, социально-экономические). Иными словами, семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства (ст. 16 «Декларации прав человека»). Кроме того, семья отличается от иных объединений лиц, тем что мужчина и женщина нацелены на рождение и воспитание ребенка, что позволит реализовать им свои материнские и отцовские чувства. В основе такого объединения находит воплощение общий принцип, предусматривающий право каждого человека, мужчины и женщины, без всяких ограничений по признаку расы, национальности или религии вступать в брак и основывать семью.

Ценность и важность семьи для каждого человека неоднократно отмечалась Президентом страны, «для нашего общества, для многонационального народа именно семья, рождение детей, продолжение рода, уважение к старшим поколениям были и остаются мощным нравственным каркасом. Мы делали, и будем делать все для укрепления семейных ценностей. Это вопрос нашего будущего. Общая задача для государства, для гражданского общества, для религиозных организаций, политических партий и средств массовой информации», отметил В. Путин [8].

Таким образом, и государство, и специально уполномоченные органы, родители ребенка обязаны создать условия для его полноценного развития, включая его право на выбор и самореализацию.

Как отмечалось, условия жизни семьи имеют непосредственное влияние на реализацию прав и интересов всех членов семьи, но отдельного внимания заслуживают интересы ребенка, поэтому оценка степени влияния имущественного положения родителей ребенка на его самореализацию, на полноценное осуществление его прав и законных интересов, имеет особое значение.

Как отмечалось, государство озабочено проблемой бедности населения, решение которой определено в качестве одного из наиболее приоритетных направлений социальной политики государства. Системное снижение численности населения, доходы которого ниже прожиточного минимума, предполагает реализацию комплексных мер, направленных на поддержку этой части населения страны. К сожалению, следует признать и статистические данные это подтверждают, что семьи с детьми (или появление еще одного ребенка в семье), является предпосылкой для «попадания» такой семьи в категорию бедных. Несмотря на то, что принимаются самые разные меры, направленные на поддержку семей, тем не менее, число бедных семей с детьми остается еще значительным. Так, к числу новых мер поддержки можно отнести меры, предусмотренные Федеральным законом от 03.07.2019 № 157-ФЗ «О мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) и о внесении изменений в статью 13.2 Федерального закона "Об актах

Летова Н.В. -

гражданского состояния"», согласно которому родители, у которых в 2019-2022 гг. родится третий (или последующий) ребенок, смогут погасить ипотечный кредит за счет господдержки [9].

В качестве формальных условий, которые позволяют обратиться за помощью к государству, определены: наличие гражданства РФ у детей и в отношении родителей ребенка не должны быть применены такие санкции, как лишение родительских прав или отмена усыновления. Так, при определении права на господдержку не учитываются дети, не являющиеся гражданами РФ, а также дети, в отношении которых родитель был лишен родительских прав или в отношении которых было отменено усыновление. В рамках господдержки предоставляется возможность полного или частичного погашения обязательств по ипотечному жилищному кредиту (займу) гражданина в размере его задолженности, но не более 450 тысяч рублей.

В контексте рассматриваемого нами вопроса о месте и значении права ребенка на выбор в системе его прав, важно определить, в какой степени объективные факторы, например, государственная поддержка семей с детьми, по отношению к субъективным, в частности ненадлежащее исполнение родителями своих обязанностей по отношению к ребенку, оказывают влияние на процесс реализации его права на выбор. Нам представляется, что если обратиться к назначению и сущности права ребенка на выбор, его содержание необходимо понимать в широком значении, в смысле принадлежности такого права отдельной группе субъектов права - детям, такое право можно расценивать как право в статике (выделено мною. - Н.Л.), предполагая потенциальную возможность его реализации на практике отдельным ребенком. Право на самореализацию ребенка можно рассматривать в узком значении, как право в динамике (выделено мною. - Н.Л.), имея в виду интересы конкретного ребенка. Кроме того, если рассматривать данное право в содержании статуса ребенка, то право на выбор составляет содержание общего правового статуса ребенка, а право на самореализацию, содержание индивидуального статуса ребенка. В этом смысле, можно предположить, что собственно само по себе право на выбор является общим, универсальным для всех детей без исключения, а право на самореализацию является частным, предполагая, реализацию конкретного ребенка.

Можно предположить, что указанное право является по своей правовой природе неоднозначным, внутренняя структура которого является неоднородной, содержание которого составляет право на самореализацию, на воплощение которого влияние оказывают факторы разного вида, как объективные, так и субъективные.

В самом общем понимании, самореализация ребенка представляет собой раскрытие личных возможностей и способностей ребенка, которые ведут к успешной жизни, удачной социализации в обществе. У каждого ребенка, без исключения, есть способности, потребности, навыки, определяемые его индивидуальными возможностями, без удовлетворения которых невозможно осуществление его права на выбор.

Нередко, ребенку достаточно сложно найти сферу применения своим способностям, не только по субъ-

ективным причинам (когда родители ребенка не могут вовремя ему посоветовать и направить с учетом его способностей, наклонностей), но и по объективным обстоятельствам, например, когда имущественное положение семьи не позволяет ребенку иметь самое необходимое, удовлетворять его базовые потребности в еде, жилье, обучении, возможности заниматься в кружках и секциях. Нет сомнений, что именно родители ребенка, в первую очередь, должны оказать поддержку ребенку, чтобы он мог найти ту область, в которой он максимально раскроется, получит возможность применить свои лучшие качества характера и достичь определенных целей.

Однако, это бывает практически невозможно, если семья оказалась в трудной жизненной ситуации, в условиях отсутствия средств на самое необходимое. В таких случаях считаю, что бедность выступает в качестве объективного, «блокирующего» фактора (выделено мною. -Н.Л.) наличие которого препятствует самореализации ребенка, и, как следствие, не позволяет достичь ему социального успеха и удовлетворить свои базовые потребности. Следует особо подчеркнуть, что фактор бедности не следует расценивать как определенный критерии дискриминации семьи по имущественному положению, в этом смысле «бедность не порок», речь идет об оценки этого критерия в смысле и понимании того, что нахождение ребенка в такой семье, не позволяет родителям удовлетворить его основные потребности, что в свою очередь, не отвечает и не соответствует интересам ребенка.

Многочисленные исследования в различных областях науки доказали, что каждый ребенок, без исключения, обладает самыми разными возможностями, однако, важно, чтобы они были своевременно реализованы. Безусловно, что при рождении ребенок наделен определенным набором генов, отвечающих за его способности, наклонности, особенности характера, которые влияют на дальнейшую самореализацию ребенка. Однако, доказано и другое, что природные данные ребенка нуждаются в развитии, прежде всего, родители ребенка должны создать все условия для реализации своего ребенка. Вместе с тем, очевидно, что на саморазвитие ребенка оказывают влияние многие факторы, обусловленные его индивидуальными особенностями (биогенетическими), состоянием здоровья (физиологическими), условиями проживания, социальной средой (социально-экономическими), отношениями, психологической обстановкой в семье (психологические). В зависимости от того, какие условия созданы для ребенка, насколько они позволяют надлежащим образом реализовать интересы ребенка, в значительной степени от этого зависит уровень развития ребенка, его будущее, в конечном итоге, его самореализация.

Нет сомнений, что создание для ребенка только надлежащих бытовых условий, это еще не залог его успешной реализации. В сфере семейных отношений, особенно родительских, определяющее значение имеет личная связь между субъектами; чем она крепче, насколько доверительными являются отношения между родителями и ребенком, тем эффективнее исполняются обязанности одних по отношению к другим, в том числе и в определении влияния родителей на самореализацию ребенка.

Согласно ст. 56 СК РФ родители ребенка являются его законными представителями, поэтому в смысле реализации ребенка, это их основная забота и обязанность. Особенность такой обязанности заключается в том, что в основе, прежде всего, лежат нематериальные блага (любовь, забота) по отношению к ребенку, родители которого очень хотят, чтобы ребенок реализовался. Нет сомнений, что каждый родитель желает, чтобы его ребенок состоялся, добился успеха в жизни, большую роль в этом играет конечно семейная обстановка, в которой живет и воспитывается ребенок [10: 501]. Считаем, что важным условием для самореализации ребенка является создание взрослыми ситуаций успеха, каждый ребенок нуждается в доброжелательной поддержке. Только благоприятная обстановка обеспечит условия для полноценного развития ребенка, способствует его развитию, имеет важное значение для раскрытия потенциала ребенка, включая, правильно организованный досуг для ребенка. Такие условия способствуют дальнейшей реализации ребенка как полноценной личности, если он в будущем реализует в правильном направлении свои способности и возможности, то он будет чувствовать себя счастливым и востребованным, поскольку самореализация предполагает получение удовлетворения от своей профессии, при условии, что ребенок получил профессию с учетом его индивидуальных особенностей, навыков, способностей, тогда, безусловно, достичь необходимого социального успеха в обществе, ему будет гораздо проще.

Нередко, на поиск ребенка «себя» уходят месяцы, а то и годы, особенно в подростковом возрасте, многие не знают, чем им заниматься, какую профессию выбрать, не могут определить свою цель в жизни, установить приоритеты, поэтому моральную поддержку ребенок должен получать, в первую очередь, от своих родителей. Естественно, это предполагает наличие близких, доверительных отношений между ребенком и родителями, в тех семьях, где нет такого контакта, доброжелательной обстановки, ребенок, к сожалению, предоставлен сам себе и отсутствие реализации, «поиск себя» может выражаться в самых разных негативных формах (это может быть объединение в группы, совершение преступлений, антисоциальное поведение, издевательства в школе, т.н. буллинг и проч.).

В этой связи, ясно, что дети, которые лишены надлежащего семейного воспитания, испытывают большие сложности, непреодолимые препятствия, связанные с их самореализацией. Как правило, таких детей родители не научили элементарным навыкам по управлению своими положительными чертами характера и недостатками, направленные в совокупности на достижение успеха. Нет сомнений, что именно родители должны обеспечить такие условия, которые будут способствовать детской самореализации, заложить в процессе воспитания ребенка необходимый уровень его целеустремленности для дальнейшего достижения целей и успеха в обществе.

Учитывая общие положения Декларации прав человека, что каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право

на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам, а материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь (ст. 25), соответственно, каждое государство обязано обеспечить такие условия, и для ребенка, и для семьи.

В основе реализации надлежащего воспитания ребенка заложена общая норма, направленная на обеспечение права каждого ребенка жить и воспитываться в семье. А именно «ребенок имеет право на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства» (п. 2 ст. 54 СК РФ).

Нетрудно заметить, что в указанной норме законодатель упоминает о праве ребенка на воспитание, предполагая, что у родителей ребенка есть встречное не только право, но и обязанность по воспитанию и образованию детей. Так, согласно п. 1 ст. 63 СК РФ «родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей, они несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей».

Очевидно, что когда в законе предусмотрена обязанность по воспитанию ребенка, соответственно, в законе должна быть предусмотрена ответственность за ненадлежащее исполнение такой обязанности. Законом предусмотрена административная ответственность, за неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних - влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей (ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ) [11].

Следует отметить, что состав правонарушения образуют, по сути два самостоятельных основания, неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями своих обязанностей, то есть это может быть, неисполнение относительно содержания, воспитания, обучения или защиты прав и интересов ребенка. На наш взгляд, сами по себе основания для привлечения родителей к ответственности являются разными, и по объему, и по содержанию.

Кроме того, законодатель принимает во внимание все аспекты неисполнения (или ненадлежащего исполнения) родителями своих обязанностей, при этом за отдельные виды неисполнения обязанностей родителями, например, в сфере образования, законом предусмотрена самостоятельная ответственность. Согласно ст. 44 Федерального закона РФ «Об образовании», поименованная как «права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся», родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка [12].

Нетрудно заметить, что в специальной норме законодатель устанавливает общие требования, направленные на развитие ребенка, которое включает самые

Летова Н.В. -

разные аспекты: физическое, нравственное и интеллектуальное. Можно предположить, что нормы специального закона закрепили критерии, позволяющие определить, насколько добросовестно родители исполняют свои обязанности по развитию ребенка. Можно предположить, что в сфере образования законом предусмотрены разные аспекты развития, характерные для данной группы общественных отношений, в этой связи, формулировка ст. 5.35 КоАП РФ вызывает определенные вопросы, а именно, насколько целесообразно объединять два самостоятельных правонарушения -неисполнение и ненадлежащее исполнение в одной норме, более того, предусматривать одинаковые санкции, фактически не проводя различий между разными типами правонарушений, учитывая, что неисполнение предполагает полное неисполнение родителями своих обязанностей, а ненадлежащее исполнение означает, что родители ребенка лишь в определенном объеме или направлении (образование, содержание, воспитание) ненадлежащим образом исполнили свои обязанности по отношению к ребенку.

Вместе с тем, законом предусмотрены четкие критерии, соблюдение которых указывает на надлежащее соблюдение и исполнение родителями своих обязанностей по отношению к ребенку. Кроме того, системное толкование норм СК РФ, посвященных правам и обязанностям родителей, позволяет прийти к выводу о том, что забота о здоровье ребенка (физическом, психическом, духовном) и его нравственном развитии, формируют внутреннее содержание категории «интересы ребенка», соблюдение которых означает, что родители ребенка надлежащим образом исполняют свои обязанности по отношению к нему. Нетрудно заметить, что законодатель напрямую не упоминает об обязанности родителей обеспечить самореализацию ребенка, однако, можно предположить, что надлежащее воспитание ребенка родителями в конечном итоге направлено на его реализацию.

Считаем, что, предусматривая обязанности родителей по отношению к ребенку, законодатель исходит из презумпции, что родители ребенка, прежде всего, добровольно и добросовестно исполняют свои обязанности по отношению к нему, для которых заботиться о реализации своего ребенка, является их естественной потребностью. Как отмечалось, любые отклонения в поведении подростков, свидетельствуют о «дефектах, недостатках» воспитания, поэтому родители, которые не сумели заинтересовать ребенка, а также раскрыть его способности, возможности, потребности приводит к тому, что детской психологией «начинают управлять» иные случайные обстоятельства, которые оказывают негативное воздействие на ребенка [13: 246, 249].

Важным элементом, составляющим содержание самореализации ребенка, является его творческая реализация. Обусловлено это тем, что творчество выступает не только элементом социализации детской личности, средством общения, но и основным элементом самовоспитания. Важно, что в самом разном возрасте, процесс самореализации ребенка проявляется в самых разнообразных формах, например, в подростковом возрасте основными средствами в творческой самореализации являются клубы по интересам, кружки, спортивные секции и пр.

Исследования в различных областях науки доказали, что творческая самореализация подростка относится к важной составляющей развития личности. Психологами отмечено, что стимулом развития личности, а также поиском своего места в жизни выступает сама потребность в поиске. К сожалению, сегодня многие подростки самоутверждаются с помощью агрессивного поведения. Так, например, немецкий психотерапевт Г. Аммон считает, что каждый ребенок рожден с потенциалом «конструктивной» агрессивности [14: 238]. Под этим термином психотерапевт понимает желание и стремление к творческой самореализации, которые способствуют освоению и улучшению мира. Развивается и усиливается «конструктивная» агрессивность только при правильном воспитании ребенка. Ошибки в воспитании отмечаются при подавлении инициативы у детей взрослыми. Нередко, именно семейные конфликты, оказывают влияние на поведение детей, у них возникает деструктивная агрессивность, которая сильно травмирует их психику. Неправильно сориентированная детская личность может проявить себя в немотивированной агрессии и нехороших поступках.

ВЫВОДЫ

Считаем, что достижение ребенком определенного возраста или отношение ребенка к определенной возрастной группе, определяет или формирует свой набор мер и мероприятий, направленных на его самореализацию. Так, например, дети дошкольного возраста, начиная с трехлетнего возраста, они уже могут сформулировать свои желания и потребности. Именно в этот период у ребенка формируются основные понятия, такие как привязанность, дружба, общаясь со своими сверстниками, посещая дошкольные детские учреждения (детские центры, сады), ребенок, естественным образом будет реализовываться. Очевидно, что в домашних условиях самореализации ребенку добиться гораздо сложнее, поскольку члены семьи зачастую заняты, у них мало свободного времени, малышу не хватает внимания, к числу современных проблем относится отсутствие времени у родителей на общение с ребенком. Однако, не стоит забывать, что малышу нужна любовь именно родителей. Ребенок с самого раннего детства должен получать всю гамму эмоций, только так будет создаваться духовная и эмоциональная близость между родителями и ребенком.

Нет сомнений, что полноценная самореализация ребенка возможна только при условии встречного надлежащего исполнения родителями ребенка своих обязанностей надлежащим образом и в полном объеме. Напротив, самореализация невозможна или является затруднительной, в условиях бедности в семье, которая является причиной возникновения кризисной ситуации в семье. В этом смысле, решение такой социальной проблемы, как бедность на государственном уровне, будет способствовать не только улучшению жизни населения в целом, но и дети в семье получат дополнительные возможности для самореализации, а значит, общество будет состоять из успешных граждан, что является основой для дальнейшего процветания нашего государства.

ЛИТЕРАТУРА

1. Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // СЗ РФ. 2016. № 1 (ч. II). Ст. 212.

2. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 28.09.2018) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года») // СЗ РФ. 2008. № 47. Ст. 5489.

3. Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 (ред. от 19.07.2018) «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // СЗ РФ. 2018. № 20. Ст. 2817.

4. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2018 год и период 2019 и 2020 годов (утв. Банком России) // Вестник Банка России. № 109-110. 19.12.2017.

5. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) // Сб. междунар. договоров СССР. 1993. Вып. XLVI.

6. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета. № 67. 05.04.1995.

7. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 29.05.2019) // СЗ РФ. 1996. № 1. Ст. 16.

8. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 20.02.2019 «Послание Президента Федеральному Собранию» // Российская газета. 21.02.2019. № 38.

9. Федеральный закон от 03.07.2019 № 157-ФЗ «О мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) и о внесении изменений в статью 13.2 Федерального закона "Об актах гражданского состояния"» // СЗ РФ. 2019. № 27. Ст. 3522.

10. Alexander F. The influence of psychic factors upon gastro-intestinal disturbances: A symposium. 1. General principles, objectives and preliminary results. In: Psychoanal. Quart. 3. P. 501.

11. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 02.08.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2019) // СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.

12. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «Об образовании в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7598.

13. Marly P. A major process of somatization: the progressive disorganization. Int. J. Psychoanal. 49. Pp. 246-249.

14 Аммон Г. Психосоматическая терапия. СПб., 2000. С. 238.

REFERENCES

1. Decree of the President of the Russian Federation of December 31, 2015 No. 683 "On the National Security Strategy of the Russian Federation". SZ RF. 2016. No. 1 (part II). Art. 212.

2. Order of the Government of the Russian Federation of November 17, 2008 No. 1662-r (as amended on September 28, 2018) "On the Concept of Long-Term Socio-Economic Development of the Russian Federation for the Period Until 2020 (together with the "Concept for Long-Term Socio-Economic Development of the Russian Federation for the Period until 2020"). SZ RF. 2008. No. 47. Art. 5489.

3. Decree of the President of the Russian Federation of05.05.2018 No. 204 (as amended on 07/19/2018) "On national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period until 2024". SZ RF. 2018. No. 20. Art. 2817.

4. The main directions of the unified state monetary policy for 2018 and the period 2019 and 2020 (approved by the Bank of Russia). Bulletin of the Bank of Russia. No. 109-110. 12/19/2017. (In Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. The Convention on the Rights of the Child (approved by the UN General Assembly on November 20, 1989) (entered into force for the USSR on September 15, 1990). Collection of international treaties of the USSR. XLVI release. 1993.

6. Universal Declaration of Human Rights (adopted by the UN General Assembly on 12/10/1948). Russian Newspaper. N 67. 04/05/1995. (In Russ.)

7. Family Code of the Russian Federation dated December 29, 1995 No. 223-®3 (as amended on May 29, 2019). SZ RF. 1996. No. 1. Art. 16.

8. Message from the President of the Russian Federation to the Federal Assembly of 02.20.2019 "Message from the President to the Federal Assembly". Russian Newspaper. 02.21.2019. No. 38. (In Russ.)

9. Federal law of 03.07.2019 No. 157-®3 "On measures of state support for families with children, in terms of repayment of obligations on mortgage housing loans (loans) and on amendments to article 13.2 of the Federal law 'On acts of civil status' ". SZ RF. 2019. No. 27. Art. 3522.

10. AlexanderF. The influence of psychic factors upon gastro-intestinal disturbances: A symposium. 1. General principles, objectives and preliminary results. In: Psychoanal. Quart. 3. P. 501.

11. The Code of the Russian Federation on administrative offenses dated December 30, 2001 No. 195-®3 (as amended on August 2, 2019) (as amended and supplemented, entered into force on September 1, 2019). SZ RF. 2002. No. 1 (part 1). Art. 1.

12. Federal Law of December 29, 2012 No. 273-®3 (as amended on July 26, 2019) "On Education in the Russian Federation". SZ RF.2012. No. 53 (part 1). Art. 7598.

13. Marly P. A major process of somatization: the progressive disorganization. Int. J. Psychoanal. 49. Pp. 246-249.

14. Ammon G. Psychosomatic therapy. St. Petersburg, 2000. P. 238.

Статья поступила в редакцию 03.02.2020, принята к публикации 18.02.2020 The article was received on 03.02.2020, accepted for publication 18.02.2020

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Летова Н.В., доктор юридических наук; ведущий научный сотрудник Института Государства и права Российской академии наук. Москва, Российская Федерация. ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7033- 977X. Reserch-er ID: 635906. E-mail: letovanv@mail.ru

ABOUT THE AUTHOR

N.V. Letova, Doctor of Law; leading researcher Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences. Moscow, Russian Federation. ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7033- 977X. Resercher ID: 635906. E-mail: letovanv@ mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.