3. ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО; ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ПРАВО; СЕМЕЙНОЕ ПРАВО; МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.03)
3.1. БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ ЗАЩИТЫ СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ В РОССИИ
Летова Наталья Валерьевна, д-р юрид. наук. Должность: Ведущий научный сотрудник. Место работы: Институт Государства и Права РАН. E-mail: letovanv@mail.ru
Аннотация
Задача. Автор статьи поставил перед собой задачу определить сущность и значение благотворительной деятельности в нашей стране и определить место такой деятельности в системе мер защиты семей с детьми.
Модель. Для решения такой теоретической проблемы необходимо исследовать сущность благотворительности, выявить видовые признаки благотворительной деятельности в соответствии с требованиями российского законодательства.
Выводы. Благотворительная деятельность в России поэтапно развивается, отношение к благотворительности меняется и на государственном уровне, и в обществе.
Рамки исследования. Ограничены отношениями в сфере семейного, социального права Российской Федерации.
Практическое значение. Определение сущности и назначения благотворительной деятельности в нашей стране позволит активнее применять новые механизмы защиты семей, имеющих детей и семей, попавших в трудную жизненную ситуацию.
Социальные последствия. Определение социальных причин, препятствующих нормальной реализации права ребенка на семейное воспитание, устранение таких причин при помощи благотворительных фондов, будет способствовать активному развитию гражданских институтов в социальной сфере государства.
Оригинальность, ценность. Изучение истоков благотворительности, меценатства в нашей стране, позволит сформулировать новые механизмы защиты в отношении семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, а значит, защитить и интересы детей, проживающих в таких семьях. Анализ норм действующего законодательства, посвященного благотворительной деятельности, позволяет прийти к выводу о необходимости детальной регламентации отношений, посвященных такой деятельности в нашей стране.
Ключевые слова: благотворительность; понятие благотворительной деятельности; меценатство; видовые признаки благотворительной деятельности; охрана и защита семьи; многодетные семьи; ребенок; социальная политика государства; традиции; семейные ценности; принципы морали и нравственности.
CHARITY AS A WAY TO PROTECT FAMILIES WITH CHILDREN IN RUSSIA
Letova Natalia Valerievna, Dr of Law. Position: Leading Researcher. Place of employment: Institute of State and Law RAS. E-mail: letovanv@mail.ru
Annotation
A task. The author of the article set himself the task of determining the essence and significance of charitable activities in our country and determining the place of such activities in the system of measures to protect families with children.
Model. To solve such a theoretical problem, it is necessary to investigate the essence of charity, to identify the specific signs of charitable activity in accordance with the requirements of Russian legislation.
Findings. Charity in Russia is developing in stages, the attitude towards charity is changing both at the state level and in society.
The scope of the study. Limited by relations in the field of family, social law of the Russian Federation.
Practical value. Determining the nature and purpose of charitable activities in our country will allow us to more actively apply new mechanisms to protect families with children and families in difficult situations.
Social consequences. The determination of social causes that impede the normal realization of the child's right to family education, the elimination of such causes with the help of charitable foundations, will contribute to the active development of civil institutions in the social sphere of the state.
Originality, value. Studying the origins of charity and philanthropy in our country will allow us to formulate new protection mechanisms for families in difficult situations, which means protecting the interests of children living in such families. An analysis of the norms of the current legislation on charitable activities allows us to conclude that there is a need for detailed regulation of relations devoted to such activities in our country.
Keywords: charity; the concept of charity; patronage of arts; specific signs of charitable activities; family protection and protection; large families; child; social policy of the state; traditions; family values; principles of morality.
Введение
История возникновения института благотворительности в России берет свое начало в царской России, в эпоху развития христианства. Именно с принятием на Руси христианства сформировались первые основы благотворительной деятельности, получившая дальнейшее развитие в самых разных формах: меценатство, милосердие, сострадание и др. История развития нашего государства подтверждает, что забота о тех, кто не в состоянии это сделать самостоятельно, традиционно относилась к обязанности власти. Важно, что благотворительность как форма помощи в отношении нуждающегося, проявление сострадания к ближнему, была возведена христианством в нравственный принцип (1, с.5). Так, например, сбор средств на устройство самых разных приютов для сирот, богаделен, помощь для голодающих, заключенных всегда были под покровительством Православной церкви, но
опирались на поддержку не только государства, но и частные инициативы.
Обычно благотворительная деятель отождествлялась с меценатством, когда представители отдельных известных династий (Алексеев Н.А, Гааза Ф.П., Голицын А.Н, Морозов В.Е., Третьяков П.М., Хлудов Г.И), оказывали помощь отдельным группам лиц, сословий, то что в современной жизни можно определить как оказание адресной помощи семье, которая оказалась в трудной жизненной ситуации. Так, например, Хлудов Г.И в 1893 году организовал начальную школу для живущих в бесплатных квартирах сирот, а доктор Гааза Ф.П. открыл отделение для малолетних, подростков, в которых они не только проживали, но и обучались ремесленному делу. Вместе с тем, подавляющее большинство благотворительных учреждений в России занимались попечением именно в отношении подрастающего поколения, включая заботу о здоровье, воспитании и образовании осиротевших, бесприютных и бедствующих детей. Именно на детей тратили большую часть средств, которые собирали на благотворительные цели.
В 1842 году с разрешения императрицы Марии Федоровны в Москве были открыты первые детские приюты, которые подразделялись на приюты для грудных детей, для слабых и болезненных детей, сиротский приют, детский ремесленный приют, приют - колония, летний детский приют (2, с. 150-151). Нетрудно заметить, что учреждения для детей фактически различались в зависимости от статуса ребенка, с учетом его принадлежности к определенной группе детей.
Оказание помощи осуществлялось не только с учетом принадлежности ребенка к определенной социальной группе, но и в зависимости от профиля социальной сферы, а именно, в сфере здравоохранения -строительство больниц, в сфере образования - строительство школ, в сфере культуры - строительство художественных ремесел и т.д. Соответственно, средства, собранные на благотворительные цели, распределялись на строительство новых социальных объектов (в современной терминологии) и на оказание помощи представителям отдельных социальных групп (рабочие, крестьяне, дети). Иными словами, каждый благотворитель в определенном смысле «отвечал» за свое социальное направление, медицина, образование, культура, наука и прочее, осуществляли такую помощь на постоянной, регулярной основе, уделяя особое внимание, семьям с детьми. Вместе с тем, следует отметить, что помощь таким семьям оказывалась комплексно, не только пожертвованием деньгами, но и помогали детям устроиться в школу, обучить ремеслу, больным детям помогали с лечением и др. Таким образом, мы можем сказать, что благотворительность оказывалась систематически, фактически меценаты «брали на поруки» значительную часть населения, а учитывая, что меценатов было много, то фактически всю социальную нагрузку они «несли на своих плечах», тем самым помогая и обществу, и государству.
Очевидно, что в основе благотворительности были заложены высокие морально - нравственные принципы благотворителей, что обусловлено их культурой, образованием, для которых оказывать помощь нуждающимся было естественной потребностью. Кроме того, воспитание их собственных детей было основано на таких же нравственных ориентирах, потребность помогать людям передавалась детям по наследству. Большой интерес представляет часть завещания, оставленного одним их известных меценатов того вре-
мени, в котором он давал напутствия своему сыну. Так, граф Шереметев писал в завещательном письме своему сыну Дмитрию «обладая великим имением, не ослепляйся, богатством и великолепием, управляй и распоряжайся так, чтобы, одна часть удовлетворяла твоим нуждам, другая, общей пользе, благу других» (3, с. 231).
Нет сомнений, что в основе благотворительности были заложены высокие моральные принципы и традиционные семейные ценности, сложившиеся в обществе, которые передавались из поколения в поколение, выражающиеся в подлинном желании и естественной потребности помочь человеку, которому живется хуже, чем тебе, проявив осознанное понимание, что люди, которые добились социального успеха в обществе, по собственной инициативе оказывают помощь другим людям, понимая, что общество так устроено, что невозможно самоустраниться от проблем людей, которые тебя окружают.
Основные положения
Интерес к благотворительности сохраняется и в современной России, и на уровне государства, и в обществе. Отдельного внимания заслуживает исследование сущности благотворительности, выявление видовых признаков благотворительной деятельности, и, наконец, отношение общества и государства к такой деятельности.
Согласно ст. 38 Конституции РФ каждому гражданину в Российской Федерации гарантирована охрана материнства, отцовства и детства. Безусловно, что такие гарантии распространяются в отношении семей с детьми, которые нуждаются в особом внимании и поддержки со стороны государства. В этой связи, практический интерес представляет вопрос о влиянии и значении благотворительности в части оказания дополнительной помощи таким семьям, например, благотворительными фондами наряду с органами государственной власти. Кроме того, насколько взаимодействие общественных организаций с органами социальной защиты допустимо, и является ли такое сотрудничество эффективным на практике?
В 1995 году в РФ был принят Федеральный закон от 11.08.1995 N 135-Ф3 (ред. от 05.02.2018) "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерст-ве)" (4). Обращает на себя внимание само название закона, которое позволяет сделать вывод, что законодатель рассматривает благотворительную деятельность и добровольчество (волонтерство) как две самостоятельные разновидности деятельности, которые соответственно должны отличаться по своей правовой природе и иметь отличительные признаки.
Так, согласно ст. 1 данного закона под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.
Данное определение понятия «благотворительности» позволяет выявить следующие отличительные признаки деятельности, а именно, она осуществляется на добровольной, безвозмездной основе, направлена на оказание самой разной помощи гражданину или семье с детьми. Такая помощь может выражаться в выполнении работ, оказании услуг, предоставлении имущества или денежных средств. Следует отметить, что оказание такой помощи имеет строго определенную цель, такая помощь должна быть направлена не только на безвоз-
мездное предоставление имущества (выполнение работ, оказание услуг), но и должна быть адресной, направлена на оказание помощи семье, которая оказалась в трудной жизненной ситуации, с тем, чтобы их жизнь стала лучше. На практике такая помощь, которую оказывают благотворительные фонды, может быть самой разной, в частности, покупка необходимых продуктовых наборов, строительство или ремонт жилья, установка газового или печного отопления, доставка дров в зимний период, оказание юридической помощи (подача в суд исковых заявлений, направленных на восстановление в родительских правах или отмену ограничения родительских прав) и др.
Следует отметить, что государство в лице специально уполномоченных органов, безусловно, оказывает самую разную социальную помощь в виде выплаты пособий, социальных пенсий, иных социальных выплат, имеющих единовременный или регулярный характер, принимает различные комплексные программы, направленные на улучшение жизни и поддержку семей с детьми. Несмотря на такие серьезные усилия со стороны государства, тем не менее, нередко такой государственной поддержки бывает недостаточно, поскольку доля населения, проживающего ниже прожиточного минимума, остается еще значительной. Так, по данным Росстата на 31.07.2019 года численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, составляет 18, 9 млн. чел., что соответствует 12, 9 % от общей численности населения, при этом дефицит денежного дохода составляет 717 млрд. руб., при прожиточном минимуме 10287 руб. на человека (5).
Именно по этой причине, государством обозначена в качестве одного из социальных направлений борьба с т. н. «относительной» бедностью или малообеспеченной части населения в нашей стране. Это задача, безусловно, является трудоемкой и комплексной, поэтому государство заинтересовано в выработке самых разных механизмов, форм взаимодействий с институтами гражданского общества, деятельность которых позволит консолидировать усилия, направленные на решение такой задачи (6).
Кроме того, в Указе Президента РФ от 01.06.2012 N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" (7) Президентом РФ была определена общая задача о необходимости формирования системы, которая способна обеспечить реагирование на нарушение прав каждого ребенка, включая диагностику ситуации, планирование и принятие необходимого комплекса мер по обеспечению соблюдения прав ребенка и их восстановлению. Таким образом, глава государства ориентирует органы исполнительной власти, иные органы, занимающиеся вопросами семей с детьми, находить и воплощать самые разные способы, формы защиты таких семей, направленные на оказание им адресной помощи. Вместе с тем, следует отметить, что предоставление социальной поддержки государством хотя и ориентировано на помощь отдельным социальным группам населения (дети- сироты, многодетные семьи, дети - инвалиды), тем не менее, это не исключает осуществление т.н. индивидуального подхода, в основе которого предусмотрена помощь отдельной семье, с учетом ее конкретной ситуации.
Так же, персональный подход должен распространяться и на принимаемые судебные решения, направленные на защиту прав и интересов ребенка. В подавляющем большинстве нормативных актов, посвященных решению тех или иных вопросов в отношении несовершеннолетнего, суды ориентированы на обеспечение именно индивидуального подхода к решению во-
проса, затрагивающего непосредственно права и интересы ребенка, оказывающие влияние на его правовой статус, например, в случае лишения родителей родительских прав, при ограничении родителей в правах, в случаях немедленного отобрания ребенка. При принятии таких решений Верховный Суд РФ от 17.11.2017 № 44"О практике применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с защитой прав и законных интересов ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью, а также при ограничении или лишении родительских прав", (8) дал судам разъяснения в части соблюдения тщательного изучения и исследования информации, документов и причин, которые судом приняты во внимание при принятии такого решения, оно должно быть мотивировано, обосновано, и направлено на защиту конкретного ребенка. Так, если требование об ограничении родительских прав либо о лишении родительских прав, об отмене ограничения родительских прав или о восстановлении в родительских правах, а также о возврате детей в семью, в том числе и в случае, когда они были отобраны в порядке, предусмотренном статьей 77 СК РФ, заявлено в отношении двух и более детей, оно подлежит разрешению судом с учетом интересов каждого ребенка (п.5).
Нам представляется, что в определенной степени индивидуальный подход к защите прав ребенка предопределяет объективную потребность в применении новых механизмов, направленных на социальное обеспечение семей с детьми, определяемые в связи с иным понятием семьи и реализацией права ребенка на семейное воспитание. В этом смысле, считаем, что в современных условиях семья не может рассматриваться только как объединение лиц, ведущих совместное хозяйство и наделенных взаимными обязанностями по отношению к отдельным членам семьи. Сегодня ребенок в семье имеет право получить не только любовь, заботу, но и его родители обязаны заботиться о полноценном развитии ребенка, обеспечить защиту его прав и интересов. Нам представляется, что на законодательном уровне семья должна рассматриваться именно как самостоятельный субъект семейных правоотношений, наделенный определенными правами и обязанностями.
Иными словами, есть потребность в определении правового статуса семьи, которая может быть малодет-ной, значит, обладать общим статусом или при определенных условиях многодетной, а, значит обладать специальным правовым статусом (выделено мною - Н.Л.). Такие семьи нуждаются в особой заботе со стороны государства, которое должно обеспечить специальные социальные условия для их нормального существования и полноценного развития детей, воспитывающихся в таких семьях, поскольку на попечении такой семьи могут находиться в том числе и дети, лишенные родительского попечения. Число детей, не получающих надлежащего семейного воспитания в нашей стране, хотя и существенно снизилось за последние годы, тем не менее, их численность еще остается значительной, по данным Министерства образования 47242 ребенка находятся на учете в федеральном банке данных. Для получения информации о детях, находящихся на учете в федеральном или региональном банке, законом предусмотрено право граждан, желающих принять детей на воспитание в свои семьи, обратиться за информацией о детях, оставшихся без попечения родителей, к любому региональному оператору или федеральному оператору по своему выбору (9).
Число детей, находящихся на учете, обусловлено рядом причин, как объективного, так и субъективного характера, а именно, отсутствием эффективных механиз-
мов по раннему выявлению семей, находящихся на самых разных стадиях кризиса, слабо развитой инфраструктурой помощи семьям с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, низкой активностью близких и родственников семьи, что не позволяет своевременно оказать комплексную помощь такой семье.
В целях устранения недостатков сложившейся системы в масштабах страны, Президентом РФ В. Путиным перед обществом была определена задача в осуществлении партнерства во имя ребенка (выделено мною -Н.Л.). Кроме того, президентом четко обозначена потребность в ином подходе к решению такой задачи, а именно исключение одноаспектного направления, только один орган или одна структура не в состоянии комплексно решить самые разнообразные вопросы с участием ребенка. Только при условии формирования именно партнерских отношений между разными органами власти, только такой подход позволит комплексно решить этот вопрос.
Практическая реализация такой задачи в РФ должна осуществляться путем проведения широкомасштабной политики в области детства. Такая политика должна опираться на технологии социального партнерства, общественно-профессиональную экспертизу, реализовы-ваться с участием бизнес-сообщества посредством привлечения общественных организаций, деятельность которых направлена на обеспечение и защиту прав и интересов детей.
На практике такая задача президента В. Путина была реализована одним из благотворительных фондов, созданных в нашей стране. Речь идет о фонде «Константа», который был создан в 2012 году, под руководством его президента гр. Шитова Константина Эдуардовича. Деятельность фонда направлена на изучение, исследование и решение проблем социального сиротства, на работу с семьями, оказавшимися в трудной ситуации, на профилактику отказов от новорожденных детей в роддомах, на системную работу устройства в семьи детей, воспитывающихся в детских домах.
В качестве «пилотной» площадки была выбрана Тверская область и г. Тверь. В целях реализации названных задач было подписано соглашение с Правительством Тверской области о совместной работе в указанном направлении (№ 1972 от 30 мая 2012 г.). Данное соглашение позволило объединить усилия представителей органов власти разного уровня г. Твери и Тверской области (Министерство социального развития, органы опеки и попечительства (их территориальных кураторов на местах), глав исполнительной власти районов, глав муниципальных районов, комиссии по делам несовершеннолетних), сотрудников фонда и достичь существенных результатов в этой деятельности.
В основе работы фонда практическую реализацию получило партнерство, которое позволило осуществить взаимодействие, с одной стороны, органам опеки и попечительства, направляя заявки для оказания помощи только тем семьям, где не хватает государственного ресурса и есть риск изъятия ребенка из семьи, с другой, благотворительного фонда. Именно в таких ситуациях, необходима помощь благотворительного фонда, разумное объединение усилий, направленных на изменение условий жизни конкретной семьи. Именно такая система обеспечила строго целевую поддержку таких семей, обеспечила прозрачность распределения средств, потраченных на семьи, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации. Для примера, численность детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 18 лет, имеющих право на поучение мер социальной поддержки за счет средств бюджета субъ-
екта РФ, составляет 481284 тысячу детей (данные Рос-стата на 06.05.2019) (10).
Несмотря на то, что государство систематически выделяет существенные средства на социальную сферу, тем не менее, и этих средств бывает недостаточно, поэтому привлечение фонда в решении проблем конкретной семьи, в том числе и финансовой, является не только своевременной, но и, в свою очередь, не потребовала привлечения средств государства, значит, в значительной степени это позволило в определенном смысле «распределить» бремя ответственности между государством и благотворительными организациями. Учитывая, что с момента начала деятельности фонда и по настоящее время фондом было инвестировано в социальную сферу г. Твери и Тверской области свыше 80 млн. рублей, нам представляется, что на законодательном уровне можно было бы рассмотреть вопрос о разумном софинансировании социальной сферы не только государством, но и институтами гражданского общества, в частности благотворительными фондами.
Такое практическое взаимодействие в полной мере отвечает положениям, изложенным в послании Президента РФ Федеральному Собранию от 01.12.2016 г., в котором было отмечено, что государство должно быть заинтересовано в активном внедрении НКО в социальную сферу, был дан ориентир для муниципальных властей на активное привлечение к исполнению социальных услуг некоммерческих организаций. Кроме того, в Указе Президента РФ от 07.05.2018 N 204 (ред. от 19.07.2018) "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" определена задача о необходимости создания условий для развития наставничества, поддержки общественных инициатив и проектов, в том числе в сфере добровольчества (волонтерства) (12).
Практическим результатом выполнения указанных положений должны стать условия для своевременного выявления нарушений и организации профилактической помощи семье и ребенку, обеспечения адресной поддержки, нуждающихся в ней семей с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, а при необходимости - приниматься меры по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан.
Данная задача была решена фондом «Константа», ежедневная системная работа фонда позволила достичь существенных результатов в части осуществления эффективной профилактической работы с неблагополучными семьями и детьми, снизить распространенность практики лишения родительских прав и социального сиротства. Обеспечение профилактики семейного неблагополучия, основанной на его раннем выявлении, индивидуальной помощи семье, находящейся в трудной жизненной ситуации, оказываемой на межведомственной основе, приоритете воспитания ребенка в родной семье, позволило сократить число детей, находящихся в детских домах в указанной области, более чем в два раза. Так, за восемь лет работы фонда 94 детей (в возрасте 5-17 лет) были устроены в семьи на воспитание; более 3000 семей получили адресную и своевременную помощь, в результате чего почти 3300 детей остались проживать в семье; 16 детей не стали отказниками в результате проведенной работы в роддомах; 14 детей вернули в кровные семьи в результате поиска их родственников (13).
Определяющим направлением работы фонда стало создание эффективных механизмов, способствующих сокращению случаев лишения родительских прав, выявлению семей, входящих в группу риска, их социальному сопровождению и реабилитации. Как отмечалось,
к числу наиболее значимых и базовых прав ребенка относится его право жить и воспитываться в семье, ст. 54 Семейного кодекса РФ (далее - СК РФ) (14). Ограничение этого права возможно только в исключительных случаях, предусмотренных законом, а именно только в случаях отсутствия у ребенка родителей, лишения их родительских прав или при наличии других причин утраты родительского попечения. В таких случаях функции по устройству ребенка в семью возложены законом на специальные органы, а именно органы опеки и попечительства.
Следует отметить, что степень нуждаемости ребенка в правовой защите не зависит от причины утраты родительского попечения, которые могут быть объективными, например, смерть родителей, недееспособность, признание их безвестно отсутствующими или субъективными, такие как лишение родительских прав, отсутствие желания заниматься своим ребенком и т.д.
Лишение родительских прав является крайней мерой, применяемой к родителям, не исполняющим надлежащим образом обязанности по отношению к ребенку. Суд вправе также принять решение об ограничении родительских прав, если оставление ребенка с родителями (одним из них) вследствие их виновного поведения является опасным для ребенка, но не установлены достаточные основания для лишения родителей (одного из них) родительских прав (абз. второй п. 2 ст. 73 Ск РФ).
На практике к числу наиболее сложных оснований для лишения родительских прав, относится такое основание как злоупотребление родителями спиртными напитками или наркоманией. Такое основание является сложным по своей квалификации, поскольку хронический алкоголизм или наркомания является разновидностью хронического заболевания, которые должны быть подтверждены соответствующими медицинскими документами. Нередко, возникает вопрос относительно справедливости привлечения таких родителей к семейно-правовой ответственности, по причине наличия у них заболевания в хронической форме, а, значит, необходимости их лечения, а только после решать вопрос о привлечении их к ответственности в виде лишения родительских прав. Оказание благотворительном фондом помощи таким лицам в части избавления их от такой зависимости, последующей реабилитации и социального сопровождения таких семей, позволяет решить этот вопрос, и не лишать ребенка семьи, соответственно, защитить его право на семейное воспитание.
Другая мера, направленная на временное ограничение права родителей на личное воспитание ребенка, это ограничение родительских прав. Ранее на практике такая мера не получала широкого распространения, поскольку профилактическая работа с семьями с детьми, почти не осуществлялась. В настоящее время, благодаря активной работе фонда с семьями, которые находятся в сложной жизненной ситуации, применение данной меры получает все большее распространение. Кроме того, такая практика сформировалась за счет внесения предложений, сформулированных на основе полученного опыта работы фонда с семьями в текст Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14.11.2017 N 44, согласно которому в соответствии с абзацем первым пункта 2 статьи 73 СК РФ ограничение родительских прав допускается в случае, если оставление ребенка с родителями (одним из них) опасно для ребенка по обстоятельствам, от родителей (одного из них) не зависящим (психическое расстройство или иное хроническое заболевание, стечение тяжелых обстоятельств и другие). При этом закон не связывает возможность ограничения в родительских правах с призна-
нием родителей недееспособными или ограниченно дееспособными (п.8).
Практическим результатом реализации таких предложений стало кратное снижение случаев лишения родительских прав по отношению к ограничению в родительских правах, как по всей стране, так и на территории Твери и Тверской области. Так, по данным Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в России в 2015 году удовлетворено 42 179 исков о лишении родительских прав, в 2017 году -41 152 иска, в 2018 году - 40 890 исков. Общая численность детей, у которых лишены или ограничены в родительских правах оба или единственный родитель в Твери и Тверской области всего в 2016 г. - 427 детей, 2017г - 455, 2018г - 344. То есть за два года 83 ребенка сохранили право на воспитание в семье своими родителями или одним из них (15).
Численность детей, у которых лишены родительских прав оба или единственный родитель в 2016г. составила 323 ребенка, в 2017г. - 323, в 2018 г. - 232, то есть за два года таких детей стало меньше на 91 человек, то есть это дети, которые остались проживать в своих семьях со своими родителями, то есть они не попали в детские учреждения на попечение государства, что позволило сэкономить средства, выделяемые из федерального бюджета, на содержание ребенка в таких учреждениях (по оценкам экспертов пребывание одного ребенка в учреждении обходится государству в 140000 тысяч рублей в месяц). Если проанализировать эти данные в процентном отношении к детям, оставшимся без попечения родителей, то в 2016г. их было - 75, 7 %, в 2017г- 71%, в 2018 г. - 67, 5 %. Нетрудно заметить, что наблюдается общая тенденция, направленная на снижение числа детей, оставшихся без попечения родителей в процентном отношении.
Доля детей, у которых ограничены в родительских правах оба или единственный родитель, к общей численности детей, лишенных родительского попечения составляет в 2016г - 24, 3 %, в 2017г.- 29,0%, в 2018г -32,5 %.
Указанные цифры позволяют сделать вывод о том, что в последнее время складывается общая тенденция относительно применения санкций в отношении родителей, в отличие от предыдущих лет, когда наблюдался рост именно лишения родительских прав, а ограничение, напротив, широкого распространения не получало. Такая практика сложилась в том числе благодаря экспертной работе фонда, внесению нового положения в указанное Постановление Пленума о том, что тяжелое материальное положение семьи само по себе не является достаточным основанием для отобрания детей у родителей на основании статьи 77 СК РФ, если родители добросовестно исполняют свои обязанности по воспитанию детей, заботятся о них, создают необходимые условия для развития детей в соответствии с имеющимися материальными и финансовыми возможностями семьи (п.33).
Такие результаты оказались возможными благодаря системной работе органов исполнительной власти с благотворительным фондом в целях обеспечения эффективной системы профилактики социального сиротства в регионе путем оказания первичной и последующей адресной помощи семьям с детьми с учетом их жизненной ситуации. Это позволило на ранних этапах оказать поддержку семьям с детьми, где есть угроза изъятия ребенка из семьи. Такой подход позволил добиться естественного снижения числа семей, нуждающихся в помощи и, как следствие, изъятие ребенка из семьи и помещение его в детский дом фактически из рядового случая превратился в исключительный. Кроме
того, системный подход позволил сущностно изменить подход к системе учета семей с детьми, когда увеличение их численности, напротив, свидетельствует об эффективной профилактической работе в регионе и, как результат, влечет за собой снижение числа детей, находящихся в детских домах.
Участие благотворительных фондов в работе по снижению числа семей, нуждающихся в помощи, а значит, сохранение права ребенка на семейное воспитание, позволяет говорить о существенном влиянии благотворительной деятельности в социальной сфере. Значение такой деятельности трудно переоценить, поскольку только возложить такие обязанности на государство было бы несправедливо, необходимо и участие гражданского общества. Нам представляется, что сложившиеся морально - этические ценности в обществе, можно наглядно оценить в ситуации, когда нуждающемуся необходима помощь, и, насколько оперативно и своевременно она ему оказана. Оказание помощи и поддержки семьям с детьми свидетельствует не только о формировании устойчивой нравственной основы в обществе, но и формирует понимание того, что творить благо, есть и будет благородной и естественной потребностью каждого цивилизованного человека.
Список литературы:
1. Е. Тончу. Российское добровольчество. М, 2011. С.5.
2. Е. Тончу. Москва милосердная. М, 2009. С. 150-151.
3. Благотворительность в России: социальные и исторические исследования. СПб, 2001. С.231
4. Федеральный закон от 11.08.1995 N 135-ФЗ (ред. от 18.12.2018)"О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)" // СЗ РФ. 1995. N 33. Ст. 3340.
5. Федеральная служба государственной статистики (Росстат) // gks.ru
6. Федеральная служба государственной статистики (Росстат) // gks.ru
7. Указ Президента РФ от 01.06.2012 N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017гг.» // "Собрание законодательства РФ", 04.06.2012, N 23, ст. 2994
8. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14.11.2017 N 44 "О практике применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с защитой прав и законных интересов ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью, а также при ограничении или лишении родительских прав" // Бюллетень Верховного Суда РФ. N 1. 2018.
9. Федеральный закон от 16.04.2001 N 44-ФЗ от 23.04.2001 (ред. от 08.03.2015) "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей" // СЗ РФ. N 17. Ст. 1643.
10. Федеральная служба государственной статистики (Росстат) // gks.ru
11. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 01.12.2016 "Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию" // Парламентская газета. N 45. 02-08.12.2016.
12. Указ Президента РФ от 07.05.2018 N 204 (ред. от 19.07.2018) "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года"; Собрание законодательства РФ", 14.05.2018, N 20, ст. 2817.
Распоряжение Правительства РФ от 17.11. 2008
№ 1662- р (ред. от 28. 09. 2018) «О Концепции долгосрочного социально - экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» //Собрание законодательства РФ", 24.11.2008, N 47, ст. 5489.
13. WWW.constanta - fund.ru
14. "Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-Ф3 (ред. от 29.05.2019) // СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 16.
15. Судебный департамент при Верховном Суде РФ. Раздел статистика.
Reference list:
1. E. Tonchu. Russian volunteering. M, 2011 .S. 5.
2. E. Tonchu. Moscow is merciful. M, 2009.S. 150-151.
3. Charity in Russia: social and historical research. St. Petersburg, 2001. S.231
4. Federal Law of 11.08.1995 N 135-ФЗ (as amended on 12/18/2018) "On charity and volunteering (volunteering)" // SZ RF. 1995. N 33. Art. 3340.
5. Federal State Statistics Service (Rosstat) // gks.ru
6. Federal State Statistics Service (Rosstat) // gks.ru
7. Decree of the President of the Russian Federation of 01.06.2012 N 761 "On the National Strategy of Actions in the Interests of Children for 2012 - 2017" // "Meeting of the Legislation of the Russian Federation", 04.06.2012, N 23, Article 2994
8. Resolution of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation of November 14, 2017 N 44 "On the practice of the application by the courts of legislation in the resolution of disputes related to the protection of the rights and legitimate interests of a child in case of an immediate threat to his life or health, as well as in the limitation or deprivation of parental rights" // Bulletin of the Supreme Court of the Russian Federation. N 1. 2018.
9. Federal Law of 04.16.2001 N 44-ФЗ dated 04.23.2001 (as amended on 08.03.2015) "On the State Databank of Children Left Without Parental Care" // SZ RF. N 17. Art. 1643.
10. Federal State Statistics Service (Rosstat) // gks.ru
11. Message from the President of the Russian Federation to the Federal Assembly dated 12/01/2016 "Message from the President of the Russian Federation to the Federal Assembly" // Parliamentary newspaper. N 45. 02/08/2016.
12. Decree of the President of the Russian Federation of 05/07/2018 N 204 (as amended on 07/19/2018) "On national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period until 2024"; Meeting of the legislation of the Russian Federation ", 05/14/2018, N 20, Article 2817.
The order of the Government of the Russian Federation of 17.11. 2008 No. 1662-r (as amended on 28. 09. 2018) "On the Concept of Long-Term Social and Economic Development of the Russian Federation for the Period Until 2020" // Collected Legislation of the Russian Federation, November 24, 2008, N 47, Article 5489.
13. WWW.constanta - fund.ru
14. "Family Code of the Russian Federation" dated 29.12.1995 N 223-ФЗ
(as amended on May 29, 2019) // SZ RF. 1996. N 1. Art. 16.
15. The Judicial Department at the Supreme Court of the Russian Federation. Section statistics.
Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; оригинальность текста - 86,88%