Научная статья на тему 'МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕМЬИ, ЗАЩИТА И БОРЬБА С БЕДНОСТЬЮ СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ'

МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕМЬИ, ЗАЩИТА И БОРЬБА С БЕДНОСТЬЮ СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
615
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / МЕРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ / ЗАЩИТА И ОХРАНА СЕМЬИ / ТРАДИЦИОННЫЕ СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ / ДЕМОГРАФИЯ / БЕДНОСТЬ / БЛАГОПОЛУЧИЕ ГРАЖДАНИНА / ПОСОБИЯ НА ДЕТЕЙ / МАТЕРИНСКИЙ КАПИТАЛ / КОНЦЕПЦИЯ СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / АДРЕСНАЯ ПОМОЩЬ СЕМЬЕ / КОМПЛЕКСНАЯ ПОДДЕРЖКА СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ / FAMILY / SOCIAL POLITICS / SOCIAL SUPPORT MEASURES FOR FAMILIES WITH CHILDREN / FAMILY PROTECTION AND PROTECTION / TRADITIONAL FAMILY VALUES / DEMOGRAPHY / POVERTY / WELL-BEING OF A CITIZEN / CHILD ALLOWANCES / MATERNAL CAPITAL / CONCEPT OF SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT / TARGETED ASSISTANCE TO THE FAMILY / COMPREHENSIVE SUPPORT FOR FAMILIES WITH CHILDREN

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Летова Наталия Валерьевна

Задача. Автор статьи поставил перед собой задачу проанализировать меры государственной поддержки семей с детьми. Модель. Для решения такой теоретической проблемы необходимо исследовать социальное назначение выплат в отношении семей с детьми, исследовать виды таких мер, оценить их последствия для решения проблем демографии. Выводы. Система мер социальной поддержки семей с детьми оказывает влияние на решение иной более масштабной задачи - борьба с бедностью населения нашей страны. Рамки исследования. Ограничены отношениями в сфере семейного права и социального обеспечения Российской Федерации. Практическое значение. Выявление проблем и причин попадания семьи в кризисную ситуацию позволит сформулировать общие меры, направленные на выработку эффективных механизмов по защите семьи с детьми. Социальные последствия. Определение назначения мер поддержки семей с детьми, анализ отдельных видов помощи позволит определить взаимосвязь и взаимообусловленность норм социального вида и семейного, эффективное взаимодействие которых позволит обеспечить базовые потребности каждой семьи. Оригинальность, ценность. Системное изучение и исследование причин, которые провоцируют попадание семьи в кризисную ситуацию, выявление общих проблем, препятствующих надлежащему удовлетворению базовых потребностей всех членов семьи, позволит сформулировать общие подходы в формировании дополнительных мер поддержки семей с детьми. Анализ норм законодательства РФ позволяет выявить дополнительные возможности и новые способы защиты семей с детьми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GOVERNMENT SUPPORT MEASURES FOR FAMILIES, PROTECTION AND POVERTY ALLEVIATION OF FAMILIES WITH CHILDREN

Task. The author of the article set himself the task of analyzing measures of state support for families with children. Model. To solve such a theoretical problem, it is necessary to investigate the social purpose of payments in relation to families with children, to study the types of such measures, to assess their consequences for solving the problems of demography. Conclusions. The system of measures of social support for families with children has an impact on the solution of another broader task - the fight against poverty of the population of our country. The scope of the study. Limited by relations in the field of family law and social security of the Russian Federation. Practical value. Identification of the problems and reasons for getting the family into a crisis situation will allow us to formulate general measures aimed at developing effective mechanisms to protect families with children. Social consequences. Determining the purpose of measures to support families with children, analyzing certain types of assistance will help to determine the relationship and interdependence of social and family norms, the effective interaction of which will ensure the basic needs of each family. Originality, value. A systematic study and investigation of the reasons that provoke a family to get into a crisis situation, identifying common problems that impede the proper satisfaction of the basic needs of all family members, will allow us to formulate common approaches in the formation of additional measures to support families with children. An analysis of the laws of the Russian Federation allows us to identify additional opportunities and new ways to protect families with children.

Текст научной работы на тему «МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕМЬИ, ЗАЩИТА И БОРЬБА С БЕДНОСТЬЮ СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ»

МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕМЬИ, ЗАЩИТА И БОРЬБА С БЕДНОСТЬЮ СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ Летова Н.В. -

12.00.03 Гражданское право; предпринимательское право;

семейное право; международное частное право

Civil law business law family law; Private international law

DOI: 10.33693/2223-0092-2020-10-2-147-153

Меры государственной поддержки семьи, защита и борьба с бедностью семей с детьми

Н.В. Летова ©

Институт государства и права РАН, г. Москва, Российская Федерация

E-mail: letovanv@mail.ru

Аннотация. Задача. Автор статьи поставил перед собой задачу проанализировать меры государственной поддержки семей с детьми. Модель. Для решения такой теоретической проблемы необходимо исследовать социальное назначение выплат в отношении семей с детьми, исследовать виды таких мер, оценить их последствия для решения проблем демографии. Выводы. Система мер социальной поддержки семей с детьми оказывает влияние на решение иной более масштабной задачи - борьба с бедностью населения нашей страны. Рамки исследования. Ограничены отношениями в сфере семейного права и социального обеспечения Российской Федерации. Практическое значение. Выявление проблем и причин попадания семьи в кризисную ситуацию позволит сформулировать общие меры, направленные на выработку эффективных механизмов по защите семьи с детьми. Социальные последствия. Определение назначения мер поддержки семей с детьми, анализ отдельных видов помощи позволит определить взаимосвязь и взаимообусловленность норм социального вида и семейного, эффективное взаимодействие которых позволит обеспечить базовые потребности каждой семьи. Оригинальность, ценность. Системное изучение и исследование причин, которые провоцируют попадание семьи в кризисную ситуацию, выявление общих проблем, препятствующих надлежащему удовлетворению базовых потребностей всех членов семьи, позволит сформулировать общие подходы в формировании дополнительных мер поддержки семей с детьми. Анализ норм законодательства РФ позволяет выявить дополнительные возможности и новые способы защиты семей с детьми.

Ключевые слова: семья; социальная политика; меры социальной поддержки семей с детьми; защита и охрана семьи; традиционные семейные ценности; демография; бедность; благополучие гражданина; пособия на детей; материнский капитал; концепция социально - экономического развития; адресная помощь семье; комплексная поддержка семей с детьми

DOI: 10.33693/2223-0092-2020-10-2-147-153

Government support measures for families, protection and poverty alleviation of families with children

N.V. Letova ©

Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russian Federation.

E-mail: letovanv@mail.ru

Abstract. Task. The author of the article set himself the task of analyzing measures of state support for families with children. Model. To solve such a theoretical problem, it is necessary to investigate the social purpose of payments in relation to families with children, to study the types of such measures, to assess their consequences for solving the problems of demography. Conclusions. The system of measures of social support for families with children has an impact on the solution of another broader task - the fight against poverty of the population of our country. The scope of the study. Limited by relations in the field of family law and social security of the Russian Federation. Practical value. Identification of the problems and reasons for getting the family into a crisis situation will allow us to formulate general measures aimed at developing effective mechanisms to protect families with children. Social consequences. Determining the purpose of measures to support families with children, analyzing certain types of assistance will help to determine the relationship and interdependence of social and family norms, the effective interaction of which will ensure the basic needs of each family. Originality, value. A systematic study and investigation of the reasons that provoke a family to get into a crisis situation, identifying common problems that impede the proper satisfaction of the basic needs of all family members, will allow us to formulate common approaches in the formation of additional measures to support families with children. An analysis of the laws of the Russian Federation allows us to identify additional opportunities and new ways to protect families with children.

Keywords: family; social politics; social support measures for families with children; family protection and protection; traditional family values; demography; poverty; well-being of a citizen; child allowances; maternal capital; concept of social and economic development; targeted assistance to the family; comprehensive support for families with children

ВВЕДЕНИЕ

В последнее время государство уделяет особое внимание комплексным мерам, направленным на оказание всесторонней поддержки такой особой группе населения нашей страны, как семьи с детьми. Адресная помощь таким семьям направлена на решение иной, более масштабной проблемы нашего общества, борьба с бедностью. О потребности решения такой задачи заявлено на высшем уровне государства, в своих программных документах президент В.В. Путин неоднократно обращал внимание на острую необходимость решения задачи, направленной на повышение уровня благосостояния граждан нашей страны. В Послании к федеральному собранию РФ президент особо отметил, что «смысл всех, принимаемых нами мер, заключается в том, чтобы создать в России стройную, масштабную и, главное, эффективно работающую систему поддержки семей, чтобы доходы наших граждан, в первую очередь тех, кто поднимает на ноги детей, были достаточными для достойной жизни»1.

1 Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 15.01.2020 «Послание Президента Федеральному Собранию» // Российская газета. 16.01.2020. № 7.

Обеспокоенность президента страны понятна, без преодоления бедности населения не представляется возможным реализация не только сугубо экономических задач государства, но и выделение значительных средств федерального бюджета должно быть направлено, прежде всего, на повышение качества уровня жизни семей с детьми.

Сегодня, многие семьи с детьми относятся к числу бедного населения, поэтому оказание государством им материальной поддержки позволит не только «вывести» их из такой группы, но и создать условия, которые позволят предотвратить случаи, когда семья может оказаться в тяжелой жизненной ситуации. Следует отметить сформировавшуюся положительную тенденцию, государство, действительно, уделяет пристальное внимание проблемам семьям с детьми, воплощает на практике принцип адресной помощи каждой семье с учетом ее потребностей, жизненной ситуации, числа детей, воспитывающихся в семье, статуса детей, проживающих и находящихся на воспитании в таких семьях, места проживания семьи и др. критерии. Считаю, что такая адресная помощь и индивидуальный подход к решению проблем каждой семьи свидетельствует о том, что на государственной уровне осознали

Летова Н.В.

и фактически выработали новые механизмы реализации положений, закрепленных в ряде нормативных актов по всей территории страны, дополняя эти положения особенностями т.н. субъектового критерия (выделено мною - Н.Л.), когда учитывается уровень социально - экономического развития каждого региона РФ. Так, в частности, в качестве одной из мер поддержки семей с детьми в послании Президента РФ, обозначены меры в отношении семей, доходы которых не превышают двух прожиточных минимумов (далее - ПМ) на человека, такие семьи будут получать ежемесячные выплаты на первого и второго ребенка. Причем не до полутора, как прежде, а до трех лет. Размер выплаты зависит от прожиточного минимума ребенка в конкретном регионе. В среднем по стране это более одиннадцати тысяч рублей на одного ребенка в месяц. Нетрудно заметить, что во внимание принимается именно особенности развития каждого региона, учитывая, что уровень жизни в каждом регионе отличается и сумма ПМ соответственно.

Нам представляется, что такой подход является верным, практически оправданным, позволяет эффективно распределять средства федерального бюджета и учитывать специфику каждого региона, тем самым, оказать именно целевую поддержку таким семьям в том или ином регионе. Очевидно, что в каждом регионе свои проблемы, в одном не хватает земельных участков для строительства жилья многодетным семьям, в других нет жилья, где-то нет необходимого числа дошкольных учреждений и многое другое. Вместе с тем, такая активная позиция и внимание со стороны государства к семье позволяет предположить, что подход, сформировавшийся на протяжении многих предыдущих лет, когда помощь семье была минимальна и защита семьи осуществлялась в основном только в судебном порядке. Теперь государственная система «настроена», прежде всего, на профилактику семейного неблагополучия, устранение причин, способствующих ухудшению жизни семей с детьми, пришло понимание, что лучше предотвратить негативные процессы в семье, чем бороться с их последствиями на протяжении многих лет. Нет сомнений, что осознание такого обстоятельства свидетельствует о том, что благополучие семьи является не только составной частью благополучия всего общества в целом, но и определяет самостоятельность демократического государства.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Семья, дети и другие члены семьи, которые находятся под защитой государства, составляют фундамент для эффективного функционирования общества и государ -ства в целом. Вместе с тем, следует особо подчеркнуть, что признание на государственном уровне приоритета за традиционными семейными ценностями, построение семейных отношений на основе любви, уважения и взаимопомощи между ее членами, указывает на то, что решение сугубо экономических вопросов семьи с детьми, ее поддержка, не может «вытеснить» морально - нравственную основу семьи. Нет сомнений, что материальная основа семьи, достойный уровень жизни семьи с детьми, позволяет реализовать ее членам свои базовые потребности, а детям обеспечить, прежде

всего, их право жить и воспитываться в семье, ст. 54 Семейного кодекса РФ2.

1. Решение проблемы влияния и взаимосвязи норм семейного и социального вида

Своеобразие и одновременно сложность регулирования семейных отношений заключается в том, что обеспечение материального уровня семьи не всегда способствует формированию благоприятной семейной обстановки, иногда скромные материальные и бытовые условия не влияют на добрые отношения в семье, напротив, высокий уровень дохода не гарантия счастливой жизни.

Несмотря на то, что приняты многочисленные нормативные акты3, направленные на регулирование семейных и на их основе социальных отношений, тем не менее, следует признать, что о системном подходе и единстве регламентации традиционных семейных ценностей и отношений в семье, пока говорить рано.

Именно в семье формируются основные личные качества человека, его нравственные ориентиры, в связи с чем, на законодательном уровне должна быть представлена система семейных ценностей, ориентир для регулирования и формирования основы семейных отношений. Отдельные авторы неоднократно обращали внимание, что в науке семейного права на уровне серьезных фундаментальных исследований данный вопрос не рассматривался, не выработаны рекомендации для совершенствования не только семейно-правовой, но и социальной политики, которые бы поддерживались большинством ученых [1: 6].

Считаю, что отсутствие подобных фундаментальных исследований, определения понятия семейных ценностей, их классификации, в том числе с учетом их социального назначения, на нормативном уровне, в определенном смысле осложняет реализацию смежных вопросов в сфере демографии и социальной политики государства. В этой связи, именно благополучие человека (выделено мною - Н.Л.) должно стать фундаментальной основой для принятия нормативных решений в сфере социальной и семейной политики государства.

Вместе с тем, учитывая, что семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право

2 Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 № 223-Ф3 (ред. от 29.07.2018) // СЗ РФ. 1996. № 1. Ст. 16.

3 Указ Президента РФ от 09.10.2007 № 1351 (ред. от 01.07.2014) «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» // СЗ РФ. 2007. № 42. Ст. 5009: распоряжение Правительства РФ от 12.12.2015 № 2570-р (ред. от 28.07.2017) «О плане мероприятий по реализации Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года (вместе с «Планом мероприятий по реализации "Основ государственной молодежной политики Российской Федерации" на период до 2025 года», утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. № 2403-р // СР РФ. 2015. № 51 (часть III). Ст. 7408: распоряжение Правительства РФ от 08.03.2017 № 410-р «Об утверждении Национальной стратегии действий в интересах женщин на 2017-2022 годы» по укреплению института семьи и семейных ценностей, охране и поддержке материнства // СЗ РФ. 2017. № 11. Ст. 1618: распоряжение Правительства РФ от 25.08.2014 № 1618-р «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года» // СЗ РФ. 2014. № 35. Ст. 4811 и др.

на защиту со стороны общества и государства (ст. 16 Декларации прав человека)4, безусловно, государство должно обеспечивать и создавать условия для оказания полноценной надлежащей поддержки семей с детьми. Подписав Конвенцию о правах ребенка5 и иные международные акты в сфере обеспечения прав ребенка, РФ выразила приверженность участия в усилиях мирового сообщества по формированию среды, комфортной и доброжелательной для жизни детей, без решения, в том числе социальных вопросов, ее формирование не представляется возможным. Принимая во внимание, что ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения, каждое государство обязано обеспечить и создать надлежащие условия для реализации прав ребенка (преамбула к Конвенции о правах ребенка).

2. Проблема бедности населения: пути решения

Доля бедного населения в нашей стране остается значительной, и что еще опаснее, что подавляющее число семей с детьми находятся в зоне потенциального риска попадания в группу бедного населения. Именно рождение ребенка или появление последующего ребенка в семье может стать предпосылкой для попадания семьи в группу риска. Проиллюстрируем на конкретном примере, как меняется уровень дохода на каждого члена семьи в зависимости от числа детей, находящихся на воспитании в семье. Так, если муж и жена получают зарплату по 32,4 тыс. руб., то совокупный доход их семьи составляет на каждого 64,8. Если в этой семье появится ребенок, то уже доход семьи при аналогичной зарплате составит: 32,4 зарплата мужа + 13 тыс. (40% от зарплаты жены) + 10,7 выплата при рождении на первого ребенка, среднедушевой доход семьи составит 56,1 тыс. руб., то есть по 18,7 тыс. руб. на каждого члена. В случае рождения в этой же семье второго ребенка, доход на каждого члена семьи будет составлять уже 14 тыс. руб., а если три ребенка, то доход на каждого уже составит по 11,2 тыс. руб. на каждого. Нетрудно заметить, что появление каждого последующего ребенка в семье существенно снижает уровень дохода на каждого члена семьи, фактически семья имеет доход соответствующий прожиточному минимуму, несмотря на то, что оба супруга работали до рождения ребенка и в дальнейшем получают соответствующие выплаты по уходу за ребенком с учетом размера их заработной платы. В этой связи, заслуживает поддержки иной подход к решению такой проблемы, предложенный Д. Медведевым, что «исходить необходимо из расходов, а не доходов каждого члена семьи».

Тем не менее, приходится признать, что появление ребенка в семье является таким юридическим фактом, который может повлечь за собой такие возможные неблагоприятные последствия, как попадание семьи в категорию семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Именно в таком аспекте о проблеме бедности

4 Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета. 05.04.1995. № 67.

5 Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассам-

блеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) // Сборник международных договоров СССР. 1993. Вып. XIV!.

высказался президент еще в 2019 г., отметив, что, в числе первых задач, которые стоят перед государством, необходимость снижать уровень бедности в нашей стране, так как число бедных сейчас составляет 20 млн чел., что составляет 13% населения нашей страны (2: 28, 35). Следует отметить, что в основе таких цифр заложен т.н. монетарный, денежный принцип, если применять депривационную модель, т.е. «метод лишений» (когда не хватает денег на одежду, бытовые товары и проч.), то число бедного населения увеличится до 36 млн чел, что составляет 25% населения страны.

3. Меры поддержки семей как способ

решения проблем демографии и бедности

Принятие нового пакета мер, направленных на социальную поддержку и помощь семьям с детьми, направлены на решение этой задачи. Вместе с тем, очевидно, что в долгосрочной перспективе потребуется обновление, перезагрузка всей социальной сферы (выделено мною - Н.Л.). Так, необходимо существенное изменение социальных услуг, их содержания и назначения, внедрение новых технологий, новых структур, например, некоммерческих организаций, благотворительных фондов, деятельность которых направлена на оказание первичной социальной помощи определенным группам населения, в частности семьям с детьми. В этой связи, обозначенная в рамках концепции долгосрочного развития задача, в части доведения адресности выплаты социальных пособий, привязанных к уровню доходов населения и охвата бедного населения государственными социальными программами к 2020 г. - до 100%, вполне достижима.

Нам представляется, что на практике такая задача не может быть решена только органами государственной, региональной или местной власти, необходимо привлекать в систему социальных услуг некоммерческие организации, которые могли бы были занять свое место в системе оказания социальных услуг, например, в качестве «социальных агентов, кураторов». Сотрудникам НКО проще осуществить необходимый мониторинг каждой семьи по месту ее проживания, выявить ее индивидуальные потребности, проблемы и как следствие, оказать именно адресную помощь конкретной семье. Сотрудники социальных служб не в состоянии по объективным причинам детально изучить жизненную ситуацию каждой семьи, часто они ограничены формальными требованиями для оказания помощи семье, нередко есть проблемы с транспортной доступностью того или иного района, где проживают семьи с детьми. Как раз НКО в состоянии решить такие вопросы, привлечь волонтеров и кураторов на местах с тем, чтобы оказать помощь каждой семье, где бы она не проживала, даже в самом удаленном поселке. Более того, такие организации, не просто оказывают материальную помощь семьям с детьми, но фактически осуществляют инвестирование в социальную сферу того или иного региона. Так, например, благотворительным фондом «Константа», который осуществляет свою деятельность на территории г. Твери и Тверской области на протяжении 9 лет было инвестировано в социальную сферу 80 млн рублей. Нам представляется, что на государственном уровне уместно было бы рассмотреть вопрос о выработке механизма, направленного

Летова Н.В.

на привлечение таких организаций на условиях субсидирования в сферу социальных услуг, оказываемых населению, интеграцию таких фондов в систему социальной защиты.

Вместе с тем, следует признать, что государство определило в качестве основной задачи решение демографических проблем, учитывая, что сегодня население страны составляет 147 млн человек, мы вступили в сложный демографический период, поскольку число рождений вновь падает. Такой ключевой показатель, как суммарный коэффициент рождаемости, то есть число рождений, приходящихся на одну женщину, в 2019 г. составил, по предварительной оценке - 1,5. Безусловно, это низкий показатель для России. Кроме того, указанные цифры относительно доли бедного населения в нашей стране, к сожалению, свидетельствуют, о том, что уровень и качество жизни нашего населения не отвечает потребностям жизни в современном обществе, соответственно, можно предположить, что есть угроза национальной экономической безопасности [3]. Нет сомнений, что государство не может не реагировать на такую ситуацию в обществе и не принимать меры для полноценной поддержки граждан и их социального обеспечения.

Для изменения сложившейся демографической ситуации, 15 января 2020 г. президентом страны В.В. Путиным в Послании Федеральному собранию РФ были обозначены беспрецедентные меры социальной поддержки семей с детьми, которые отличаются не только своей стоимостью (по предварительным оценкам на их реализацию потребуется 4 млрд рублей), но и в них заложен принцип комплексной поддержки и индивидуальной помощи семьям с детьми, с учетом их конкретной жизненной ситуации, обеспечивая индивидуальный подход каждому ребенку с учетом его способностей.

4. Адресная помощь и индивидуальный подход как способ решения проблем семей с детьми

Общий концептуальный подход в части учета конкретной жизненной ситуации, в которой находится семья с детьми, принимая во внимание способности и навыки ребенка, необходимые ему для дальнейшей социализации в обществе, не только заслуживает поддержки и одобрения, но и позволит достичь ожидаемых социальных результатов. Принятие такого пакета мер, направленных на дополнительную поддержку семей с детьми, в полной мере отвечает Федеральному закону от 29.12.2006 № 256-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»6, согласно которому дополнительные меры - это меры, обеспечивающие возможность улучшения жилищных условий, получения образования, социальной адаптации и проч. (ст. 2). Меры, обозначенные главой государства, как раз направлены на решение наиболее острых вопросов, это демография и борьба с бедностью населения, решение жилищных проблем, в частности формирование условий для погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам. Так, согласно нормам указанного закона право

6 Федеральный закон от 29.12.2006 № 256-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» // СЗ РФ.2007. № 1 (1 ч.) Ст. 19.

на меры государственной поддержки имеет гражданин РФ - мать или отец, у которых в период с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2022 г. родились третий ребенок или последующие дети и которые являются заемщиками по ипотечному жилищному кредиту (займу).

Следует отметить, что при определении права на государственную поддержку не учитываются дети, не являющиеся гражданами РФ, а также дети, в отношении которых родители (один из них) был лишен родительских прав или в отношении которых было отменено усыновление. Таким образом, законодатель принимает во внимание статус ребенка (гражданин РФ и не гражданин РФ) и статус родителей, привлекались ли они к семейно - правовой ответственности (лишение родительских прав или отмена усыновления). Кроме того, возможность полного или частичного погашения обязательств по ипотечному жилищному кредиту (займу) гражданина ограничена суммой его задолженности, она должна быть не более 450 тыс. рублей. Воспользоваться данной мерой государственной поддержки можно однократно, в отношении только одного ипотечного жилищного кредита, направленного на приобретение жилого помещения, жилого дома либо земельного участка под его строительство. Кредитный договор (договор займа) должен быть заключен до 1 июля 2023 г.

Также были сформулированы новые условия для реализации программы материнского капитала, который теперь будет выплачиваться не только за второго и последующего ребенка в семье, но и на первого ребенка. Размер материнского капитала увеличен на 150 тыс. руб. После индексации с января 2020 г. размер материнского капитала составляет 466,6 тыс. руб. Таким образом, у семьи появляется возможность получить более 600 тыс. руб., которые могут быть использованы, в том числе и для оплаты первоначального взноса по ипотечному кредиту. Кроме того, семьи с двумя и более детьми имеют право на льготную ставку ипотеки - шесть процентов годовых на весь срок кредита. А, например, в отдельных регионах нашей страны, в частности на Дальнем Востоке, запущена социальная программа для молодых семей: ипотека по ставке 2%7.

5. Социальное и практическое значение мер поддержки семей с детьми

Сложившаяся практика подтверждает, что в основном средства материнского капитала граждане используют при покупке жилья, однако, проблем и вопросов, связанных с их правильным применением, возникает не мало. В этой связи, необходимо учитывать положения, сформулированные в обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации по делам, связанным с реализацией права на материнский (семейный) капитал8. Так, в частности возникают сложности

7 Федеральный закон от 03.07.2019 № 157-ФЗ «О мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) и о внесении изменений в статью 13.2 Федерального закона "Об актах гражданского состояния"» // СЗ РФ. 2019. № 27. Ст. 3522.

8 Обзор судебной практики по делам, связанным с реализацией права на материнский (семейный) капитал (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.06.2016) // БВС РФ. Декабрь, 2016. № 12.

относительно порядка определения долей в праве собственности на квартиру, при покупке которой были использованы средства материнского капитала. Согласно разъяснениям Верховного Суда РФ, определение долей в праве собственности на квартиру должно производиться исходя из равенства долей родителей и детей на средства материнского (семейного) капитала, потраченные на приобретение этой квартиры, а не на все средства, за счет которых она была приобретена. Вместе с тем, по условиям соглашения размер долей детей в праве собственности на жилое помещение, приобретенное с использованием средств (части средств) материнского капитала, может быть увеличен. Иными словами, при покупке квартиры необходимо четко отграничивать средства материнского капитала, их целевое назначение не может быть изменено и недопустимо их «смешение» с остальной суммой, которую родители потратили на приобретение квартиры.

Кроме того, родители имеют право по взаимному согласию предусмотреть иной размер долей детей в праве собственности на жилое помещение, приобретенного с использованием средств (части средств) материнского капитала с условием, что доли могут быть изменены только в сторону увеличения, что, безусловно, направлено на соблюдение и защиту имущественных прав и интересов ребенка. В литературе неоднократно высказывались разные мнения по данному вопросу, так в целях дополнительной гарантии и защиты жилищных прав ребенка, предлагалось возложить на родителей обязанность составлять у нотариуса письменное обязательство по использованию денежных средств материнского капитала [4: 15]. Данное обязательство, по мнению авторов, должно стать гарантией защиты жилищных прав несовершеннолетнего в будущем.

Другой мерой, направленной на поддержку семей с детьми, является изменение порядка выплаты ежемесячных пособий на детей в части увеличения срока их выплат, для детей в возрасте от трех до семи лет включительно. Такие выплаты будут получать семьи, чьи доходы не превышают одного прожиточного минимума на человека. Очевидно, что в каждом субъекте РФ доходы семей могут отличаться, поэтому предполагается, что выплаты на первом этапе составят половину прожиточного минимума, то есть 5,5 тыс. руб., если этого будет недостаточно, то выплаты со следующего года планируется увеличить до полного ПМ, это 11 тыс. руб. на каждого ребенка.

ВЫВОДЫ

Предусмотренные меры социальной поддержки семей с детьми, требуют оценки не только по содержанию, но и по своим последствиям; важно определить, принесут ли эти меры обозначенных государством ожидаемых результатов, а именно преодоление бедности населения и изменение демографической ситуации в стране [5]. Если мы обратимся к помощи некоммерческих организаций, благотворительных фондов, то их поддержка направлена, в первую очередь, на социально уязвимую категорию населения, а именно семьи с детьми, и если осуществлять мониторинг оказываемой им помощи, то это помощь в предоставлении вещей (40%), продуктовые наборы (25%), ремонт жилья

(14%). Нетрудно заметить, что вид и структура помощи свидетельствует о том, что семьям с детьми не хватает самого необходимого, поэтому предоставление помощи со стороны государства лишь частично поможет решить проблему материальной защиты семей с детьми.

Фактически получается, что новые виды помощи государства, по сути, восполняют определенную часть дохода супруги, поскольку она по объективным причинам, в силу необходимости осуществления ухода за детьми, не может работать и получать полноценный доход. Несмотря на то, что заявленные меры ориентированы и привязаны к минимальному прожиточному минимуму по региону, тем не менее, считаю, что в целом такая помощь лишь в части восполняют доход семьи. Очевидно, что помощь в виде социальных выплат, в большей степени направлена на поддержку собственно самого ребенка, удовлетворения его базовых потребностей, но не помогают предотвратить и избежать ситуаций, связанных с тем, что семья может попасть в категорию нуждающихся по причине отсутствия денег на одежду, ремонт жилья и проч., хотя это тоже принципиально важные потребности каждой семьи.

Нет сомнений, что меры предложенные Президентом РФ направлены на стимулирование рождения детей, прежде всего, представителями молодого поколения, им дан ориентир на создание семьи, основанной на браке с учетом сложившихся традиционных семейных ценностей в нашей стране. Следует признать, что состояние современного общества таково, что оно оказывает существенное влияние на семью, семейные отношения и традиционные семейные ценности. Отношение к семье и семейным ценностям постоянно меняется, они испытывают наиболее серьезное воздействие со стороны общества. Как справедливо отметил президент В.В. Путин «важно сохранить традиционные ценности - ценности семьи и материнства, которые не зависят от общественного уклада и технологического прогресса и являются общими для стран с разными культурами, обычаями».

Вместе с тем, очень важно, чтобы новое поколение сохранили подлинные ценности многодетной семьи, осознавая, что семья - это любовь, счастье, радость материнства и отцовства, это крепкая связь нескольких поколений, где уважение к старшим и забота о детях всегда объединяют, дают чувство уверенности, защищенности, надежности. Если для подрастающих поколений все это станет естественной нравственной нормой, неотъемлемой частью, оплотом их взрослой жизни, мы действительно сможем решить историческую задачу - гарантировать развитие России как большой и успешной страны.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Предусмотренные меры поддержки семей с детьми, способствует тому, что материальная поддержка со стороны государства помогает семье удовлетворить базовые потребности членов семьи в еде, жилье, образовании и другие потребности, необходимые для полноценной жизни. Социальные выплаты в отношении семей с детьми являются строго целевыми и обусловлены фактом рождения ребенка в браке. Государством предоставлена защита такой семье, где биологические

Летова Н.В.

родители состоят в браке и рождение ребенка происходит в браке, то есть в основе лежат два самостоятельных юридических факта, это регистрация брака в органах записи гражданского состояния и рождение ребенка в установленном законом порядке. Таким образом, в основе мер социальной направленности в определенном смысле «заложена пропаганда» государством именно традиционной семьи с традиционными ценностями, где воспитанием ребенка занимаются его родители и ребенок рождается в семье. Такой подход заслуживает поддержки, особенно на фоне данных о соотношении браков и разводов в нашей стране, в 2019 г. на территории РФ было заключено 843 890 браков, за тот же период состоялось 472 328 разводов, то есть почти каждый второй брак заканчивается разводом, в качестве основной причины прекращения отношений так или иначе можно определить стремление людей к более счастливой жизни.

Нам представляется, что система социальной поддержки семей с детьми, не должна «провоцировать» условия для «социального иждивенчества», когда люди начинают четко осознавать, что получать помощь от государства намного проще, чем самим что-то предпринимать, работать, стремиться самостоятельно решить свои проблемы. С одной стороны, ст. 56 СК РФ гласит, что родители ребенка являются его законными представителями, поэтому в смысле реализации прав и интересов ребенка, это их основная забота

ЛИТЕРАТУРА

1. Иванова И.В., Дударева Т.В. Семейные ценности в официальном и гражданском браке // Психологические исследования: электронный научный журнал. 2009. № 2 (4). С. 6.

2. Лукьянчикова Т.А., Ямщикова Т.Н. Теория и реальность социального неравенства // Экономист. 2016. № 11. С. 28-35.

3. Фаляхов Р. Бедность в России: десятки миллионов за чертой // Газета.ги. URL: https://www.gazeta.ru/ business/2018/05/09/11745109.shtml

4. Сабитова Э.Н. Понятие, способы и формы защиты семейных прав: теоретические аспекты // Семейное и жилищное право. 2017. № 6. С. 15-20.

5. Давыдова Н.М. Депривационный подход в оценках бедности // Социологические исследования. 2003. № 6. URL: http://ecsocman.hse.ru/socis/msg/205329.html

и обязанность, с другой, оказание социальной помощи и поддержки возложено на государственные органы. Возникает вопрос о разумном компромиссе, балансе публичных и частных интересов, как не создать благими намерениями государства условий для иждивенчества, с другой, обеспечить реальной помощью тех, кто, действительно, в ней нуждается (например, инвалиды, престарелые люди, матери - одиночки, многодетные семьи и др.). В этом смысле, долгосрочная политика государства, направленная на поддержку семей детьми, должна исходить из конкретных жизненных ситуаций, с которыми сталкивается молодая, многодетная или неполная семья.

Выполнение семьей, ее отдельными членами социальных функций не представляется возможным без формирования между ними взаимных, ответственных отношений, без т.н. нормативной составляющей, системы нормативных актов, содержание которых позволяет утверждать, что законодатель с учетом специфики регулируемых отношений предоставляет различные гарантии для семьи и предлагает специальные механизмы регулирования семейных отношений.

Охрана прав и интересов членов семьи, семейных ценностей в сфере семейных отношений, должна рассматриваться именно как перспективный аспект деятельности государства, учитывая и принимая во внимание особую ценность семейных отношений, их потребность в охране и защите [14].

REFERENCES

1. Ivanova I.V., Dudareva T.V. Family values in official and civil marriage. Psychological Research: An Electronic Scientific Journal. 2009. No. 2 (4). P. 6. (In Russ.).

2. Lukyanchikova T.A., Yamschikova T.N. Theory and reality of social inequality. Economist. 2016. No. 11. Pp. 28-35. (In Russ.).

3. Falyakhov R. Poverty in Russia: tens of millions over the line. Gazeta.ru. URL: https://www.gazeta.ru/ business/2018/05/09/11745109.shtml

4. Sabitova E.N. Concept, methods and forms of protection of family rights: theoretical aspects. Family and Housing Law. 2017. No. 6. Pp. 15-20. (In Russ.).

5. Davydova N.M. Deprivation approach in poverty assessments. Sociological Research. 2003. No. 6. URL: http://ecsocman.hse. ru/socis/msg/205329.html

Статья поступила в редакцию 28.03.2020, принята к публикации 20.04.2020 The article was received on 28.03.2020, accepted for publication 20.04.2020

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРE

Летова Наталия Валерьевна, доктор юридических наук; ведущий научный сотрудник сектора гражданского права, гражданского и арбитражного процесса Института государства и права РАН. Москва, Российская Федерация. Author ID: 635906. ORCID: https://orcid. org/ 0000-0001-7033-977X. E-mail: letovanv@mail.ru

ABOUT THE AUTHOR

Natalia V. Letova, Doctor of Law; leading researcher in the Sector of Civil Law, Civil and Arbitration Process, Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences. Moscow, Russian Federation. Author ID: 635906. ORCID: https:// orcid.org/ 0000-0001-7033-977X. E-mail: letovanv@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.